Главная > Программа


Сидорова С.В. Российские печатные средства массовой информации в противодействии терроризму на Северном Кавказе. Монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – 191 с.

  • Славянская традиционная культура и современный мир: сб. материалов науч. конф. / отв. ред. А.С. Каргин. – М.: Изд-во Рос. акад. с.-х. наук, 2007. – Вып. 10. – 392 с.

  • Смирнова О.В., Фролова Т.И. Достоверность информации о террористическом конфликте // Журналистика и СМИ против террора. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 90-119.

  • Смирнова О.В., Фролова Т.И. Концепция антитеррора в СМИ: целевые задачи и технологические возможности // Журналистика и СМИ против террора. – М.: МедиаМир, 2009. – С. 27-55.

  • Соколов В.М. Российская ментальность и исторические пути Отечества: записки социолога. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 248 с.

  • Солдатов А., Бороган И., Латышева М. Журналисты и терроризм. Российское законодательство о терроризме и свободе слова. – М.: Изд-во «Права человека», 2008. – Доступно: /

  • Солодовников С.А. Терроризм и организованная преступность: монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 173 с.

  • Сочивко Д.В. Подсознание террориста. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 192 с.

  • Трунов И. Новое в антитеррористическом законодательстве // Международное сотрудничество и роль общественности в противодействии экстремизму и терроризму. Материалы международной конференции 14 ноября 2006 г. / под ред. А. Игнатенко, В. Никонова. – М., 2006. - С. 3-8.

  • Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции. – М.: МЦНМО, 2009. – 512 с.

  • Хлобустов О. Об историческом опыте борьбы с терроризмом // Юридическая газета. – 2006. – Январь. – №5.

  • Шацкая А.В., Костроминова В.Ю. Проблема диалога в культуре // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 3 – С. 56-57.

  • Этническая экология: народы и их культура / под общ. ред. Н.А. Дубовой, Л.Т. Соловьевой. – М.: Старый сад, 2008. – 377 с.

    Словари, энциклопедии

    1. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во «ТОМ», 2007.

    2. Ланцов С.А. Террор и террористы: словарь. – СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004.- 185 с.

    Нормативная база

    1. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека. – М., 2000.

    2. Всеобщая декларация прав человека, декларация прав и свобод человека и гражданина. – М.: ТОО «Иван», 1993.

    3. Глобальная контртеррористическая стратегия Генеральной Ассамблеи ООН в виде резолюции и прилагаемого к ней плана действий от 8 сентября 2006 года

    4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. лит., 1993.

    5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая газета. – 2000. – 14 января.

    6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.

    7. Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» 15 февраля 2006 г. № 116 // Российская газета. – 2006. – 17 февраля. – № 34 (4000).

    8. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 № 148-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ).

    9. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» № 2446-1–ФЗ от 5 марта 1992 г.

    10. Федеральный закон Российской Федерации от 22.01.2001 г. № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона РФ».

    11. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.

    12. Федеральный закон РФ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма». № 127-ФЗ от 25 июля 2006 г.

    Интернет-ресурсы

    1. / – Центр конфликтологии Института социологии РАН

    2. / -–Свободная энциклопедия «Википедия»

    3. – Официальный сайт ШОС

    4. / – «Идеология Фонд»

    5. / – Спецназ

    6. /russian/terrorism/ – ООН против терроризма

    7. / – Национальный антикриминальный и антитеррористический фонд (НААФ)

    8. /ru/ – «Washington ProFile: независимая информация и аналитика из США»

    9. / – Аналитический обзор политического экстремизма в России

    10. / – Исследовательский центр «Агентура. Ру»

    11. – Национальный портал противодействию терроризма «Россия Антитеррор»

    12. /ru/ – Исследовательский проект под общей рубрикой «Нераспространение ядерного оружия в эпоху глобализации»

    13. / – Центр экстремальной журналистики

    14. www.cns.miis.edu/ – Сайт института Международных исследований

    15. / – The International Institute for Strategic Studies

    16. / – Официальный сайт Президента России

    17. www.osceprag.cz/ – Официальный сайт ОБСЕ

    18. /Российская ассоциация политической науки

    19. / – Официальный сайт Совета Безопасности РФ

    20. / – Информационный аналитический портал для журналистов

    ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

    ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

    для учащихся всех специальностей

    средних специальных учебных заведений

    Объем занятий: всего 36 ч.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Учебно-методическое пособие по дисциплине «Идеологические основы противодействия терроризму» предназначено для учащихся средних специальных учебных заведений, обучающихся по различным специальностям, и ориентировано на формирование у них набора компетенций для реализации стратегии национальной безопасности, необходимых для обеспечения стабильности и эффективного развития современного российского общества. Исходя из этого, целью курса является формирование следующих компетенций: методологической (определение основных путей и методов профилактики экстремизма и борьбы с терроризмом в современном мире и в России); информационной (умение обрабатывать, интерпретировать, систематизировать полученную информацию по проблемам противодействия терроризму); социально-политической (умение оценивать стратегии противодействия международного сообщества и национальных государств экстремизму и терроризму, принимать участие в акциях антитеррористической направленности); коммуникативной (умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к этническим и религиозным ценностям представителей других народов).

    Пособие направлено на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, использования различных форм самоконтроля, анализа основной и дополнительной литературы, Интернет-источников. При использовании пособия необходимо обращать внимание на методические рекомендации, следование которым обеспечит максимально эффективное усвоение материала, сформирует или будет способствовать формированию у учащихся компетенций разного уровня, что позволит в конечном итоге реализовать цель и задачи данного учебно-методического пособия, а также курса в целом.

    Значительная часть представленных семинарских занятий предполагает использование интерактивных форм и методов обучения, а именно: коммуникативно-диалоговые технологии (дискуссия, диалог), имитационно-игровые (ролевые игры), проблемно-поисковые (разработка и защита творческих проектов), рефлексивные (тренинги коммуникативного и рефлексивного характера) и другие.

    Пособие состоит из пояснительной записки, тематического плана, семинарских занятий, которые включают компетенции, на развитие которых направлено занятие, вопросы для обсуждения, методические рекомендации, задания для контроля владения компетенциями, обязательную и дополнительную литературу, включающую электронные информационные ресурсы. Форма итогового контроля – задания для контроля владения компетенциями.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    п/п

    Тема

    лек-ции

    семи-нары

    ито-го

    Терроризм и насилие в историческом контексте. Терроризм и экстремизм как идеологии устрашения

    2

    2

    4

    Радикальный национализм и религиозный экстремизм как идеологическая база терроризма

    2

    2

    4

    Стратегии противодействия терроризму: международный, государственный и региональный уровни

    2

    2

    4

    Концепция и нормативно-правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации

    2

    2

    4

    Возможности СМИ и Интернет-сообщества в предупреждении терроризма в России

    2

    2

    4

    Духовно-нравственные основы противодействия терроризму

    2

    2

    4

    Роль патриотизма в обеспечении национальной безопасности России в условиях глобальных террористических угроз.

    2

    2

    4

    Культура межнационального общения как фактор сохранения мира, неприятия терроризма и экстремизма.

    2

    2

    4

    Активная жизненная позиция молодого человека в условиях роста террористических и экстремистских угроз

    2

    2

    4

    Итого:

    18

    18

    36

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

    1. ТЕРРОРИЗМ И НАСИЛИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ. ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК ИДЕОЛОГИИ УСТРАШЕНИЯ

    Компетенции, формируемые на занятии: методологическая (знание классических и современных концептуальных подходов к осмыслению феномена терроризма); информационная (умение обрабатывать, интерпретировать, систематизировать, анализировать полученную информацию по проблемам терроризма).

    Вопросы для обсуждения

    1. Насилие: генезис, сущность, функции, типология. Терроризм как специфическая форма социально-политического насилия.

    2. Структура терроризма: субъекты, объекты, истинные и декларируемые цели, средства и методы.

    3. Классификация видов и форм терроризма в современном мире. Исторические формы терроризма.

    Форма занятия: семинар-дискуссия на тему «Терроризм как феномен XXI века».

    Методические рекомендации

    Подготовка к занятию предполагает разделение студентов на две группы, сторонников биологического и социологического подходов, аргументировано отстаивающих противоположные точки зрения на природу терроризма.

    Сторонники биологического подхода должны:

    1. Опираясь на теории «естественных прав человека» Т. Гоббса и Дж. Локка, «агрессии» З. Фрейда, «некрофилии» Э. Фромма, должны доказать, что терроризм, во-первых, связан с некой агрессивной сущностью человека, «естественным» стремлением людей угрожать интересам других и использовать любые доступные средства для достижения своих целей; во-вторых, что терроризм не обусловлен какими-либо объективными причинами, но вызван злостными намерениями экстремистов и фанатиков, которые стремятся разрушить нормативный порядок с целью устрашения и запугивания людей.

    2. Проанализировать определение терроризма, выдвинутое У. Лакером – известным ученым-террологом, профессором истории Джорджтаунского университета: «Терроризм – это прежде всего не идеология, а стратегия. К нему прибегают и политические экстремисты, как левые, так и правые, и религиозные фанатики, и защитники прав животных, и просто психически неуравновешенные люди, зациклившиеся на каких-то сверхценных идеях»1. Ознакомившись с интервью ученого, студенты должны сформулировать, что он понимает под «варваризацией» терроризма XXI века.

    3. На основе книги А.П. Назарятяна «Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно-исторической психологии» раскрыть соотношение понятий «агрессия» и «насилие».

    4. Проанализировать точку зрения Ф.Н. Ильясова о том, что «терроризм, в самом общем смысле, можно определить как различные формы «неожиданного» проявления агрессии, жертвами которой становятся конкретные публичные лица или случайные скопления людей, а «инструментом» достижения цели является формирование чувства страха и подавленности у определённых групп людей или у всего населения некоторой страны в целом»2.

    5. Проанализировав § 1.2. «История возникновения терроризма» учебного пособия «Основы противодействия терроризму» под редакцией Я.Д. Вишнякова, привести конкретные примеры проявления терроризма как психологической формы насилия с целью устрашения и запугивания людей.

    Сторонники социологического подхода должны:

    1. Основываясь на работах В.К. Василенко, С.У. Дикаева, аргументировано обосновать, что терроризм есть результат сложных социальных факторов, а следовательно, обусловлен объективными причинами и является формой социального насилия.

    2. Проанализировать определения терроризма, представленные в российском и зарубежном законодательстве по борьбе с терроризмом, и определить, является ли терроризм в большей степени разновидностью преступной деятельности или видом политической борьбы:

    - в Федеральном законе Российской Федерации «О борьбе с терроризмом», принятом Государственной Думой 3 июля 1998 г. и одобренном Советом Федерации 9 июля 1998 г., дается следующее определение: терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений;

    - с точки зрения Госдепартамента США: терроризм – это умышленное политически мотивированное насилие, применяемое против не участвующих в военных действиях целей субнациональными группами или подпольными государственными агентами, как правило, направленное на оказание влияния на общественность;

    - в законах соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии: терроризм – это применение серьезного насилия (или угроза его применения) против любого лица; причинение серьезного вреда (или угроза его причинения) имуществу; создание серьезного риска здоровью или безопасности общества, серьезное вмешательство в обеспечение жизнедеятельности общества или подрыв электронных систем, если это действие совершается с целью повлиять на правительство, запугать общество (или его часть) по политическим, религиозным или идеологическим основаниям.

    О какой форме насилия идет речь в каждом из определений?

    3. На основе книги С.У. Дикаева «Террор, терроризм и преступления террористического характера» и других работ, указанных в списке литературы, раскрыть соотношение понятий «террор» и «терроризм».

    4. Выявить характеристики, определяющие групповую мотивацию террористов.

    5. Проанализировав § 1.2.«История возникновения терроризма» учебного пособия под редакцией Я.Д. Вишнякова, привести конкретные примеры проявления терроризма как разновидности преступной деятельности и метода политической борьбы.

    Темы рефератов

    1. Терроризм как социально-политическое явление.

    2. Типология и причины современного терроризма.

    3. Анализ понятия «терроризм» в российском и зарубежном законодательстве.

    4. Образ террориста и терроризма в истории и современном мире.

    5. История возникновения терроризма в России.

    6. Терроризм как глобальная проблема современности.

    Литература

    Основная

    1. Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. – 464 с.

    2. Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно-исторической психологии. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 256 с.

    3. Основы противодействия терроризму: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

    4. Эмануилов Р.Я. Терроризм и экстремизм под флагом веры: религия и политическое насилие: проблема соотношения. – М.: Наука, 2010. – 300с.

    Дополнительная

    1. Арбатов А.Г., Пикаев А.А., Дворкин В.З. Ядерный терроризм: политические, правовые, стратегические и технические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 11. – C. 3–16.

    2. Гирько С.И., Воронин М.Ю., Назаркин М.В., Попченко А.Р., Мешалкин С.Н. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии терроризму». – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 88 с.

    3. Дашаев Р.Х. Об истории современного терроризма // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2007. – № 2. – С. 469-471.

    4. Еляков А. Компьютерный терроризм // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 10. – С. 102-105.

    5. Ильясов Ф.Н. Терроризм – от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. – 2007. – №6. – С. 78-86. 

    6. Карпов А.В. Экстремизм и его спутник терроризм – реальные угрозы российской государственности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 17. – С.50-56.

    7. Мусаелян М.Ф. Понятие «терроризм» и его соотношение с понятиями «террор» и «террористический акт» // Журнал российского права. – 2009. – № 1. – С. 56-64.

    8. Ожиганов Э.Н. Профиль терроризма: природа, цели и мотивация // Социологические исследования. – 2006. – № 2. – С.52-57.

    9. Патрушев Н.П. Интервью председателя национального антитеррористического комитета // Российская газета. – 2007. – 14 марта.

    10. Солодовников С.А. Терроризм и организованная преступность: монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 173 с.

    11. Сочивко Д.В. Подсознание террориста. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 192 с.

    12. Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции. – М.: МЦНМО, 2009. – 512 с.

    Энциклопедии и справочная литература

    1. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. Исторический справочник / под общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 1999. – 606 с.

    2. Ланцов С.А. Террор и террористы: словарь. – СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. – 185с.

    Нормативная база

    1. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 № 130-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Российская газета. – 1998. – 4 августа.

    2. О противодействии терроризму: Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2006 г. ФЗ-№ 35 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 2006. – 10 марта.

    3. Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова, Ю.С. Горбунова. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с. 

    Источники

    1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1999. – 352 с.

    2. Василенко В.К. Терроризм как социально-политический феномен. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 219 с.

    3. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Антология мировой философии: в 4 т. (Философское наследие). – Т. 2. – М.: Мысль, 1969-1970. – С. 309 - 340.

    4. Гоббс Т. Человеческая природа (Посвящение графу Вильяму Нью-Кэстльскому) // Антология мировой философии: в 4 т. – Т. 2. (Философское наследие). – М.: Мысль, 1969-1970. – С. 341 - 342.

    5. Лакер У. Истоки // Иностранная Литература. – 1996. – № 11. – С. 190-202.

    6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2006. – 640 с.

    Интернет-ресурсы

    / – Национальный портал противодействия терроризму «Россия Антитеррор».

    / – «Терроризм: ».

    /history/ – «Террору Нет».

    / – «Журналисты против террора»: сайт общественного совета.

    /ru/node/4495/ – «Washington ProFile: независимая информация и аналитика из США»



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (1)

      Программа
      ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
    2. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (2)

      Программа
      ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
    3. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (3)

      Программа
      ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
    4. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (4)

      Программа
      ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
    5. Департамент образования науки (3)

      Документ
      ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...

    Другие похожие документы..