Главная > Программа


Тема урока «Роль информационной среды в противодействии терроризму» (2 часа)

Компетенции, формируемые на занятии:

  • информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;

  • социально-политическая компетенция – выявление роли и значения информационной среды в предупреждении терроризма и минимизации последствий террористических актов.

Вопросы для обсуждения

  1. Роль средств массовой информации в профилактике терроризма.

  2. Информационные технологии как эффективное средство противодействия террористическим воздействиям.

  3. Российские информационные ресурсы по проблемам противодействия терроризму.

Форма занятия: мозговой штурм.

Методические рекомендации:

  1. Сформируйте группу участников, постаравшись обеспечить разнородность ее состава. В состав группы, помимо учеников данного класса, могут входить ученики других классов, приглашенные учителя.

  2. Продумайте все аспекты проблемы, избегая шаблонных, типовых решений. Постарайтесь использовать не только критическое мышление, но и воображение, не стесняясь высказывать даже «абсурдные» идеи.

  3. В ходе «мозгового штурма» ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

Какие задачи в рамках противодействия терроризму должны решать СМИ?

Каким образом СМИ могут сформировать негативное отношение к террористической деятельности?

Предложите схему взаимодействия: СМИ – правоохранительные органы – общество по вопросу предупреждения террористических актов.

Каким образом противостоять распространению идеологии терроризма в сети Интернет?

Предложите концепцию нового Интернет-портала по проблеме терроризма. Опишите его структуру, задачи, возможности.

  1. Заранее выбранный модератор должен зафиксировать все высказанные идеи, следя при этом за соблюдением правил проведения дискуссии. Всем участникам должна быть обеспечена равная возможность высказать свои идеи; отношения между ними должны строиться на принципах толерантности и взаимоуважения. Модератор по мере необходимости должен задавать наводящие вопросы, которые позволят дать новое направление мыслям участников и не допустить повторения схожих между собой идей. В конце дискуссии, которая в рамках урока не должна превышать 20-25 минут, модератор готовит список идей, зафиксированных в краткой форме.

  2. Процедура мозгового штурма не считается эффективной без последующей экспертизы идей. Эксперты группируют сходные идеи и формулируют общие принципы, лежащие в основе каждой группы. После классификации принципов оценивается перспективность каждого из них с точки зрения практического воплощения.

Литература

Основная:

  1. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Я.Д. Вишняко­ва. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  2. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.

Дополнительная:

  1. Голубин Р.В., Грачев С.И. Место средств массовой коммуникации в борьбе с терроризмом // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. – № 3. – С. 218-223.

  2. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.

  3. Коновалова Н.В. Динамика представлений о терроризме в средствах массовой коммуникации // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. –2008. – № 6. – С. 112-115

  4. Рихтер А.Г. «Война с терроризмом» и свобода массовой информации // Вестник Московского университета. – Серия 10: Журналистика. – 2005. – № 3. – С. 20-36.

  5. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2004.

  6. Улеватый О.В. Информационно-психологические и идеологческие проблемы разработки компьютеризованных систем противодействия терроризму в Российской Федерации // Информационные войны. – 2007. – № 4. – С. 88-102.

Электронные ресурсы:

  1. http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России

  2. http://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ

  3. – официальный сайт Интерпола

  4. – официальный сайт ФСБ России

  5. – официальный сайт Антитеррористического центра СНГ

  6. http://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма

  7. /tr – Агентура.ру – Исследовательский центр

  8. http://terrorizm-isla.narod.ru – «Международный терроризм – угроза человечеству»

  9. – «Школа жизни» – Познавательный журнал

  10. – «Кавказский Узел»

  11. http://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области

  12. http://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет»

  13. http://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности

  14. http://sch139.5ballov.ru/terror/index.php– Хроники террора

  15. – Журналисты против террора

  16. – Портал «Наука и образование против террора»

  17. – Молодежь за Чистый Интернет

  18. – Молодежь за Честный Интернет

Задания для контроля владения компетенциями:

  1. Определите пути взаимодействие органов власти со СМИ по вопросам противодействия экстремизму.

  2. Прокомментируйте тезис М. Тэтчер: «Террористы используют свободные СМИ для того, чтобы уничтожить свободу». Как Вы его понимаете? Каково Ваше мнение?

  3. Используя сведения из сети Интернет, заполните таблицу:

Интернет-портал

Цели создания сайта

Основные направления деятельности

«Россия Антитеррор» – Национальный портал по противодействию терроризму –

Детский сайт противодействия терроризму – /index.php?p=9&v=f

Интернет-проект «Террору нет» –

Журналисты против террора –

Тема урока «Безопасность личности в условиях террористической угрозы» (4 часа)

Компетенции, формируемые на занятии:

  • информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;

  • социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;

  • социально-личностная компетенция – формирование гражданственности и социальной активности.

Форма занятия: «круглый стол».

Вопросы для обсуждения

1. Терроризм как угроза мирному населению. Обеспечение безопасности граждан России с учетом террористических угроз глобального характера.

2. Меры личной безопасности в условиях террористических угроз.

3. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Принципы противостояния стрессовым факторам.

Методические рекомендации

Урок проводится в форме «круглого стола», на котором предполагается обсудить актуальные проблемы обеспечения безопасности граждан Российской Федерации в условиях террористических угроз, выявить особенности личной безопасности и правила поведения в условиях террористических угроз.

Подготовка к уроку предполагает изучение основной и дополнительной литературы по каждому вопросу плана, Интернет-ресурсов.

Форма урока предполагает возможность участия специалиста в данной предметной области. Роль специалиста выполняет учитель, который предлагает вниманию участников «круглого стола» доклад на тему: «Безопасность личности в условиях террористической угрозы». Школьники готовят сообщения по заявленной теме и вопросы, связанные с тематическим выступлением приглашенного специалиста (учителя). Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются школьниками в процессе подготовки к уроку, на лекционных встречах и в процессе самостоятельной работы. Проведение урока в форме «круглого стола» способствует развитию культуры общения и взаимодействия при принятии решений. В процессе подготовки к уроку школьники готовят под руководством учителя фиксированные сообщения по следующим темам:

  • Обеспечение безопасности граждан России в современных условиях.

  • Культура безопасности жизнедеятельности как важнейшее условие формирования антитеррористического поведения в молодежной среде.

  • Действия в ситуациях, связанных с терроризмом.

  • Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов.

  • Действия при обнаружении взрывоопасных предметов.

  • Правила поведения при взрыве.

  • Действия при поступлении угрозы по телефону.

  • Действия при получении писем и записок, содержащих угрозу.

Структура выступлений

Слайд 1 – название выступления;

Слайд 2 – актуальность обсуждаемой проблемы;

Слайд 3-4 – основные положения, раскрывающие содержание;

Слайд 5-7 – теоретическая и практическая значимость;

Слайд 8 – факты, примеры из жизни;

Слайд 9-10 – выводы и обобщения;

Слайд 11 – фото и фамилия, имя выступающего.

Учителем назначается группа экспертов, которая совместно с учителем в соответствии с заранее разработанными критериями выставляют оценки всем выступающим, а также задают вопросы по теме и подводят итоги обсуждения того или иного вопроса.

Карта оценки выступлений

№№

п/п

Тема выступления

Теоретический уровень

Практическая значимость

Наглядность

Оценка

В заключение урока учитель и все участники «круглого стола» обсуждают результаты работы, отмечая ее позитивные и негативные стороны, подводят итоги, формулируют рекомендации.

Литература:

Основная:

1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.

Дополнительная:

1. Аннан К. Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии // Безопасность Евразии. – 2007. – № 1. – С. 101-152.

2. Горбунов Ю. Тенденции и проблемы международно-правового регулирования противодействия терроризму // Государственная служба. – 2007. – № 2. – С. 39-45.

3. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.

4. Кофанов А.В. Нормативно-правовое обеспечение противодействия терроризму в странах мира: некоторые теоретические и практические аспекты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2008. – № 1. – С. 34-43.

5. Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.

6. Перенджиев А.Н. Что такое международная антитеррористическая политика? // / от 26.03.2008.

7. Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический опыт? // ssian.kiev.ua/ от 31.01.2011

8. Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // /seminar2004/projects/kochetkov.htm.

9. Хлобустов О.М. Терроризм в современной России. /digest0012.htm.

Законодательные акты и нормативные документы:

1. Конституция РФ. – М., 1993.

2. «О противодействии терроризму». Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая газета. – 2000. –14 января.

4. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в Нью-Йорке 10.01.2000г).

5. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.) ETS № 196

6. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (принята резолюцией № 59/290 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г.)

7. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.)

8. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.)

9. Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS № 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.)

Электронные ресурсы:

1. – официальный сайт Президента России

2. – Википедия – Свободная энциклопедия

3. http:// – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма

4. http:// – официальный сайт Антитеррористического центра СНГ

5. – официальный сайт Интерпола

6. http:// – Интернет-газета по безопасности

7. – официальный сайт Совета Безопасности РФ

8. – Антитеррористический общественный центр Московской области

9. – Интернет-проект «Террору нет»

10. http://www.cns.miis.edu – Сайт института Международных исследований

11. http:// – Сайт представительства Европейской комиссии в РФ

12. http://t – Официальный сайт ЕС

13. http://www.unhchr.ch – Сайт Верховного комиссара ООН по правам человека

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Проанализируйте следующий фрагмент: «…на сегодняшний день, пожалуй, нет оснований говорить о готовности многих действующих в России социально-политических субъектов совместно противостоять росту терроризма и экстремизма во имя достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе». Вы согласны с данным утверждением?

2. Перечислите и охарактеризуйте известные Вам принципы противостояния стрессовым ситуациям.

3. Ваше поведение при обнаружении подозрительных предметов:

– в транспорте;

– в театре;

– в учебном заведении.

Тема урока «Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму» (4 часа)

Компетенции, формируемые на занятии:

  • информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;

  • социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;

  • коммуникативная компетенция – понимание необходимости использования полученных знаний об основных направлениях и задачах обеспечения национальной безопасности.

Форма урока: конференция.

Вопросы для обсуждения:

1. Межнациональное общение и культура межнационального общения. Культура межнационального общения в современной России.

2. Активная жизненная позиция в формировании антитеррористического поведения. Гражданская идентичность и патриотизм как факторы формирования личности в современном обществе.

3. Формирование культуры межнационального общения в молодежной среде как условие противодействия терроризму в современном обществе.

Методические рекомендации

Форма урока предполагает подготовку школьниками под руководством учителя докладов и электронных презентаций по основным вопросам урока. В начале конференции учитель определяет пять основных докладчиков по предложенным направлениям обсуждения темы «Культура межнационального общения как фактор противодействия терроризму», а остальные школьники выступают в качестве содокладчиков, дополняющих и развивающих выступления основных докладчиков.

Темы докладов:

  • Культура межнационального общения как основа конструирования позитивных практик межэтнического взаимодействия в современной России.

  • Гражданская идентичность, патриотизм и их роль в формировании современной личности.

  • Общероссийская идентичность как фактор консолидации народов России.

  • Антитеррористическое поведение и принципы его формирования.

  • Культура межнационального общения как одно из условий противодействия терроризму в современном обществе.

Структура презентаций:

Слайд 1 – тема выступления;

Слайд 2 – актуальность обсуждаемой проблемы;

Слайд 3-4 – основные положения, раскрывающие содержание;

Слайд 5-7 – теоретическое и практическое обоснование позиции автора;

Слайд 8 – факты, примеры из жизни;

Слайд 9-10 – выводы и обобщения.

В ходе конференции учащиеся задают вопросы, участвуют в обсуждении докладов.

В конце конференции учитель подводит итог, который позволяет сформировать у участников четкое представление о культуре межнационального общения, о гражданской идентичности и патриотизме как важнейших факторах формирования активной жизненной позиции современной личности, о культуре межнационального общения как условии противодействия терроризму в современном обществе. В заключительном слове учитель оценивает работу каждого участника конференции.

Литература:

Основная:

    1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.

Дополнительная:

1. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. – Ростов-на-Дону, 2008. – 320 с.

2. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.

3. Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.

4. Национальная идентичность в России и демографический кризис. Материалы Третьей всероссийской научной конференции. – М., 2009. – 840 с.

5. Перенджиев А.Н. Что такое международная антитеррористическая политика? // http://www.centrasia.ru/ от 26.03.2008.

6. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. Рабочая группа Института социологии РАН. Часть 1. (Предисловие. Политическая активность и гражданское участие в контексте российской идентичности. Внешнеполитические аспекты российской идентичности). – Политические исследования. – 2008. – № 1. – С. 67-90.

7. Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. Рабочая группа ИС РАН. Часть 2 (Особенности жизненных ценностей и устремлений россиян. Демократические ценности в структуре массового сознания россиян) // Политические исследования. – 2008. – № 2. – С. 81-104.

8. Соколов В.М. Российская ментальность и исторические пути Отечества: Записки социолога. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 248 с.

9. Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // /seminar2004/projects/kochetkov.htm.

Электронные ресурсы:

1. – официальный сайт Президента России.

2. – Википедия – Свободная энциклопедия.

3. – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма.

    1. – Интернет-газета по безопасности.

    2. – официальный сайт Совета Безопасности РФ.

    3. – Антитеррористический общественный центр Московской области.

    4. – Интернет-проект «Террору нет».

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Выявите основные проблемы формирования культуры межнационального общения на уровне школьного коллектива.

2. Из предложенных определений выберите правильное определение культуры межнационального общения:

а) уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к культуре, традициям, языкам истории, национальному достоинству;

б) выполнение людьми правовых и морально-этических норм и правил общежития, владение умениями и навыками строить свои отношения с окружающими людьми;

в) совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

3. Перечислите и охарактеризуйте основные черты антитеррористического поведения молодого человека. Назовите факторы, направленные на формирование антитеррористического поведения.

II. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

ПРОГРАММА КУРСА

для учащихся всех специальностей

средних специальных учебных заведений

Объем занятий: всего 36 ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Идеологические основы противодействия терроризму» является инновационным учебным курсом. Противодействие угрозам экстремизма и терроризма, обеспечение безопасности – одна из актуальных задач, стоящих в настоящее время перед государственной властью. Эффективное решение этой задачи является жизнен­но важным как на общефедеральном, так и на региональ­ном уровнях. Курс предназначен для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по различным направлениям и специальностям и ориентирован на формирование идеологических основ противодействия социально-политическому, националистическому, информационному и религиозному терроризму.

Целью курса является формирование общепрофессиональных и социально-политических компетенций: умения теоретически различать типы и виды терроризма, участвовать в функционировании региональных и федеральных социально-политических институтов, готовности взять на себя ответственность и совместно участвовать в выработке стратегиипротиводействия терроризму.

Предлагаемый курс ориентирован на решение следующих задач:

1. Теоретические задачи:

  • понимание основных форм социально-политического насилия (социально-политическая компетентность);

  • знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов противодействия терроризму в Российской Федерации, а также приоритетных задач государства в борьбе с терроризмом (политическая грамотность);

  • знание задач системного изучения угроз общественной безопасности, принципов научно обоснованной экспертизы, прогнозирования и ранней ди­агностики террористических актов, методов предотвращения, нейтрализа­ции и надежного блокирования их деструктивных форм, разрушительных для общества (методологическая грамотность);

  • создание представления о процессе ведения «информационных» войн и влиянии этого процесса на дестабилизацию социально-политической и экономической обстановки в регионах Российской Федерации (этнополитическая грамотность).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (1)

    Программа
    ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
  2. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (2)

    Программа
    ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
  3. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (3)

    Программа
    ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
  4. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (4)

    Программа
    ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
  5. Департамент образования науки (3)

    Документ
    ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...

Другие похожие документы..