Главная > Программа


Задания для контроля владения компетенциями:

        1. Установите соответствие:

Конвенция по противодействию терроризму

Основная цель

  1. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (9 декабря 1999 г.)

а) регулирует взаимодействие правоохранительных ведомств и спецслужб государств-участников в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также регламентирует такие ключевые направления и формы сотрудничества, как обмен информацией, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных мер по пресечению поставок вооружения и боеприпасов террористическим группировкам, их финансирования и мер по прекращению деятельности центров подготовки боевиков.

  1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (15 июня 2001 г.)

б) целью Конвенции является активизация усилий государств по предотвращению терроризма посредством мер, принимаемых на национальном уровне и в рамках международного сотрудничества. Для обеспечения выполнения поставленной цели в Конвенции, в частности, закреплены обязанности государств-участников по предупреждению терроризма и установлению уголовной ответственности лиц, которые стоят за террористами или направляют их деятельность.

  1. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (16 мая 2005 г.)

в) содействие укреплению международного сотрудничества между государствами в деле разработки и принятия эффективных мер по недопущению финансирования терроризма, а также борьбе с ним путем преследования и наказания совершающих его лиц

        1. Как Вы считаете, почему, несмотря на единодушие стран-членов ООН в оценке опасности терроризма, выстроить достаточно эффективную систему противодействия терроризму пока не удается? С чем это связано? Аргументируйте свой ответ.

        1. Заполните таблицу:

США

Израиль

Правовая основа противодействия терроризму

Приоритетные направления деятельности

Антитеррористическая служба

Тема урока «Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России» (4 часа)

Компетенции, формируемые на занятии:

  • информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;

  • социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;

  • социально-личностная компетенция – формирование гражданственности и социальной активности.

Форма урока: урок-исследование.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды экстремизма: политический, религиозный, экологический, экономический.

2. Экстремизм и терроризм, их характерные черты. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма.

3. Политические, экономические, социальные, этнокультурные и идеологические причины возрастания террористических угроз в современной России.

Методические рекомендации

При подготовке к уроку вопросы, предложенные для обсуждения, распределяются между участниками исследования в соответствии с полученными заданиями.

Для проведения урока-исследования школьники заранее делятся на пять команд: «теоретики», «аналитики», «практики», «представители СМИ» и «граждане».

«Теоретики» изучают литературу по проблеме и готовят словарь основных понятий: «экстремизм», «терроризм», «национальная безопасность», «террористическая угроза», «международный терроризм», «политический экстремизм», «религиозный экстремизм», «экологический экстремизм», «экономический экстремизм». При подготовке словаря необходимо обратить внимание на то, что данные понятия по-разному формулируются в научной и публицистической литературе. При этом целесообразно использовать следующие источники из списка литературы:

  • Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007;

  • Ланцов С.А. Террор и террористы: Словарь. – СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2004;

  • Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008;

  • Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // /seminar2004/projects/kochetkov.htm;

  • – Википедия – Свободная энциклопедия.

Словарь можно оформить в виде таблицы:

Научная литература

Понятия

Публицистическая литература

экстремизм

терроризм

«Аналитики» проводят анализ нормативно-правовой базы обеспечения национальной безопасности России. Команда «аналитиков» изучает нормативно-правовые документы по указанной проблеме: Конституция РФ (1993 г.); Закон РФ от 6 марта 2006 года, № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Концепция национальной безопасности РФ (2000 г.); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (2009 г.) // Российская газета. – 2009. – 19 мая.Интернет-ресурсы: – официальный сайт Президента России; – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма; – Интернет-газета по безопасности; – официальный сайт Совета Безопасности РФ; Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.

Анализ нормативно-правовой базы обеспечения национальной безопасности России команда «аналитиков» представляет в виде таблицы:

№№

п/п

Наименование документа, статьи

Содержание документа

Меры противодействия

«Практики» анализируют основные риски и угрозы национальной безопасности России. Команда «практиков» исследует и выявляет причины возрастания террористических угроз в современной России. Исходя из этого, им рекомендуется при подготовке к уроку использовать следующую литературу:

  • Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007;

  • Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // /seminar2004/projects/kochetkov.htm;

  • – Интернет-проект «Террору нет».

«Практики» предлагают рекомендации по уменьшению и снижению рисков и угроз национальной безопасности России. Свои рекомендации команда «практиков» представляет в виде 3-4 тезисов.

«Представители СМИ» готовят электронную презентацию, отражающую хронику террористических актов, совершенных на территории современной России.

«Граждане» дают аргументированную оценку рекомендациям команды «практиков» и мероприятиям государственных органов РФ по обеспечению национальной безопасности и безопасности граждан России в условиях террористических угроз, и предлагают свои рекомендации по укреплению безопасности граждан России и противодействию терроризму. Команда «граждан» готовит презентацию на тему «Безопасность граждан в условиях возрастания террористических угроз в современной России».

После представления результатов исследования каждой командой, участники урока обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, заданные учителем или представителями другой команды. В конце урока формулируются основные выводы, оценивается работа всех участников.

Литература:

Основная:

    1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.

Дополнительная:

1. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.

    1. Кофанов А.В. Нормативно-правовое обеспечение противодействия терроризму в странах мира: некоторые теоретические и практические аспекты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2008. – № 1. – С. 34-43.

    2. Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.

    3. Перенджиев А.Н. Что такое международная антитеррористическая политика? // http://www.centrasia.ru/ от 26.03.2008.

    4. Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический опыт? // ssian.kiev.ua/ от 31.01.2011.

    5. Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // /seminar2004/projects/kochetkov.htm.

Законодательные акты и нормативные документы:

1. Конституция РФ. – М., 1993.

2. О противодействии терроризму». Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая газета. – 2000. –14 января.

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.

Электронные ресурсы:

  1. – официальный сайт Президента России.

  2. – Википедия – Свободная энциклопедия.

  3. – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма.

  4. – Интернет-газета по безопасности.

  5. – официальный сайт Совета Безопасности РФ.

  6. – Антитеррористический общественный центр Московской области.

  7. – Интернет-проект «Террору нет».

Задания для контроля владения компетенциями:

  1. Заполните таблицу:

№№

п/п

Виды экстремизма

Характерные черты

Формы проявления

2. Вставьте в данном отрывке недостающее понятие:

Идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий – это ______________.

3. Дайте определения следующим понятиям:

экстремизм_______________________________________________

терроризм________________________________________________

национальная безопасность___________________________________

террористическая угроза____________________________________

международный терроризм__________________________________

политический экстремизм___________________________________

религиозный экстремизм_____________________________________

экологический экстремизм____________________________________

экономический экстремизм____________________________________

Тема урока «Основы антитеррористической политики российского государства» (2часа)

Компетенции, формируемые на занятии:

  • информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;

  • социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;

  • социально-политическая компетенция – понимание сущности и специфики Государственной стратегии противодействия терроризму как стратегической цели государственной политики.

Вопросы для обсуждения

  1. Государственная стратегия противодействия терроризму. Задачи по реализации стратегии.

  2. Правовые основы предотвращения терроризма в современной России.

  3. Участие гражданского общества, политических партий, общественных организаций и объединений в борьбе с терроризмом.

Форма урока: семинар.

Методические рекомендации:

При изучении первого вопроса ученик должен уяснить ключевые принципы Государственной стратегии противодействия терроризму, изучить структуру Национального антитеррористического комитета, изучить задачи России в области профилактики терроризма и проанализировать специфику решения данных задач в современном мире. (См.: Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.)

По второму вопросу: ученику необходимо изучить Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (См.: – Законы и кодексы Российской Федерации), изменения и дополнения к нему, а также комментарии к закону; на основе изученного материала необходимо заполнить таблицу:

Понятие

Определение

идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

При изучении третьего вопроса необходимо ознакомиться с работами Журавеля В.П. Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму (); Атаваджиева С.А. Общественное сознание и гражданская позиция как элемент системы мер по противодействию терроризму (Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 2. – С. 284-286), уделив особое внимание задачам гражданского общества по идеологическому и информационному противодействию терроризму. Также следует изучить Доклад партии «Единая Россия» «Активная роль гражданского общества в общенациональной системе противодействия терроризму» на сайте ЦСКП ().

Литература

Основная:

  1. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Я.Д. Вишняко­ва. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  2. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.

Дополнительная:

  1. Атаваджиев С.А. Общественное сознание и гражданская позиция как элемент системы мер по противодействию терроризму // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 2. – С. 284-286.

  2. Будницкий О.В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. – М., 2006.

  3. Будущее – без терроризма, терроризм – без будущего // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007. – № 8. – С. 71-75.

  4. Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность: Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. – 352 с.

  5. Вольхин С.Н., Ляшко В.Г., Снегирев А.В., Щербаков В.А. Основы защиты от терроризма. – М.: Дрофа, 2007.

  6. Григорьев А. Научное и законодательное представление о терроризме в России // Государственная служба. – 2008. – Т.4. – С. 128-130.

  7. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.

  8. Иванова Э.М. Сотрудничество государства и общества – концептуальный принцип борьбы с терроризмом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007. – № 8. – С. 68-70.

  9. Касютин Д.Л. Особенности участия органов местного самоуправления в мероприятиях, по противодействию терроризму и экстремистской деятельности в российской федерации // Пробелы в Российском законодательстве. – 2008. – № 2. – С. 45-46.

  10. Кинжибаев Д. О противодействии терроризму в России // Закон и право. – 2007. – № 9. – С. 101-103.

  11. Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.

  12. Нардина О.В. Общегосударственная антитеррористическая стратегия: культурно-мировозренческие меры противодействия терроризму // Культура: Управление, экономика, право. – 2007. – № 1. – С. 32-36.

  13. Перенджиев А.Н. Специфика и проблемы участия вооруженных сил России в антитеррористической политике государства //

  14. Полунина И.Е. Полномочия главы российского государства в сфере противодействия терроризму // Бизнес в законе. – 2009. – № 1. – С. 388-390.

  15. Рабчук В.Н. Особенности правового регулирования противодействия терроризму в Российской Федерации // Бизнес в законе. – 2008. – № 1. – С. 273-275.

  16. Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // /seminar2004/projects/kochetkov.htm

  17. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2004.

  18. Шмыгун А.Н. Некоторые вопросы совершенствования законодательства в области противодействия терроризму // Бизнес в законе. – 2008. – № 2. – С. 332-333.

Законодательные акты и нормативные документы:

  1. Конституция РФ. – М., 1993.

  2. «О противодействии терроризму». Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.

  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Незави­симая газета. – 2000. –14 января.

  4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.

Электронные ресурсы:

  1. http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России

  2. http://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ

  3. – официальный сайт ФСБ России

  4. http://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма

  5. /tr – Агентура.ру – Исследовательский центр

  6. http://terrorizm-isla.narod.ru – «Международный терроризм – угроза человечеству»

  7. – «Школа жизни» – Познавательный журнал

  8. http://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области

  9. http://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет»

  10. http://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности

  11. http://sch139.5ballov.ru/terror/index.php– Хроники террора

Задания для контроля владения компетенциями:

    1. Проанализируйте представленную схему координации деятельности по противодействию терроризму в Российской Федерации, выделив преимущества создания двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов) на постоянной основе.

    1. 3 мая 2011 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму», которые предусматривают возможность установления в стране трех уровней террористической опасности:

«Ст. 5. Ч. 5. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частью 4 настоящей статьи, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации».

Проанализируйте статью 5 и выделите цели данных изменений. Выскажите свое мнение о необходимости введения уровней террористической опасности в России.

    1. Целесообразно ли ужесточение уголовного законодательства, направленного на борьбу с терроризмом в РФ? Объясните подробно свою точку зрения по этому вопросу.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (1)

    Программа
    ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
  2. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (2)

    Программа
    ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
  3. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (3)

    Программа
    ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
  4. Рекомендации по образовательным программам и методикам формирования антитеррористической идеологии у школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений в регионах со сложной обстановкой (4)

    Программа
    ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...
  5. Департамент образования науки (3)

    Документ
    ... РЕКОМЕНДАЦИИПООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМПРОГРАММАМ И МЕТОДИКАМФОРМИРОВАНИЯАНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙИДЕОЛОГИИ У ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯСРЕДНИХСПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХУЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ В РЕГИОНАХСОСЛОЖНОЙОБСТАНОВКОЙ Целью предлагаемых рекомендацийпоспециальным ...

Другие похожие документы..