Главная > Отчет


Министерство образования Российской Федерации

ГОУ ВПО Карельский государственный педагогический университет

Кафедра философии и социально-экономических дисциплин

ОТЧЕТ

о результатах самообследования

кафедры философии и социально-экономических дисциплин

по состоянию на 01.09.2008 г.

Утвержден на заседании кафедры 16.09.2008

Протокол № 7

Заведующий кафедрой философии и

социально-экономических дисциплин

Никульченкова С.А.

Петрозаводск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КАФЕДРЕ 4

1.1. Краткая историческая справка

1.2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

1.3. Сроки и другие условия проведения самообследования

  1. УЧАСТИЕ КАФЕДРЫ В ПРИЕМЕ И ВЫПУСКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ 5

3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 6

3.1. Соответствие учебно-методической документации по основной

образовательной программе требованиям ГОС

3.2. Информационное обеспечение учебного процесса по кафедральным дисциплинам

3.3. Организация учебного процесса

3.4. Методическая деятельность кафедры

3.5. Использование новых форм и методов, информационных технологий в процессе обучения студентов и в управлении кафедрой

3.6. Организация самостоятельной работы студентов

3.7. Внедрение в учебный процесс исследовательских методов обучения

4. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 14

4.1. Оценка уровня подготовленности абитуриентов

4.2. Оценка уровня подготовленности выпускников

4.3. Уровень знаний студентов по результатам самообследования

4.4. Создание условий для обеспечения высокого качества подготовки специалистов

5. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 16 5.1. Руководство научно-исследовательской деятельностью

5.2. Научные школы и научно-исследовательские подразделения кафедры

5.3. Участие в научных программах и проектах

5.4. Основные результаты научных исследований преподавателей и сотрудников кафедры

5.5. Организация и результаты научно-исследовательской работы студентов

5.6. Научные публикации преподавателей кафедры

5.7. Обеспечение научных исследований

6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ 27

7. КАДРЫ. УПРАВЛЕНИЕ КАФЕДРОЙ 28

7.1. Структура и динамика формирования научно-педагогических кадров кафедры

7.2. Учебно-вспомогательный персонал кафедры

7.3. Повышение квалификации преподавателей и сотрудников кафедры

7.4. Управление кафедрой

8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 31

9. РАБОТА СО ШКОЛАМИ И ОРГАНАМИ ОБРАЗОВАНИЯ 32

10. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ 32 10.1. Компьютерное обеспечение учебного процесса

11. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАФЕДРЫ 33

12. УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДЫДУЩЕЙ АТТЕСТАЦИЕЙ

13. ВЫВОДЫ 33

14. ПРИЛОЖЕНИЕ К ОТЧЕТУ 34

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КАФЕДРЕ

1.1. Краткая историческая справка.

Кафедра философии и социально-экономических дисциплин создана на основании решения Ученого совета КГПУ от 23.01.2008г. (протокол №5) в результате объединения двух кафедр: кафедры философии и кафедры экономики и политологии. Кафедра философии и СЭД является общегуманитарной межфакультетской кафедрой, обеспечивающей преподавание блока гуманитарных дисциплин (философия, культурология, этика, эстетика, экономика, политология, социология, право) на всех факультетах Карельского государственного педагогического университета. В ее профессорско–преподавательский состав входят один профессор, шесть штатных доцентов и три доцента-совместителя, один старший преподаватель, один ассистент. Служебно-вспомогательный персонал состоит из одной сотрудницы, занимающей должность методиста кафедры.

Адрес кафедры: 185640. Петрозаводск, пр. Ленина, 29, КГПУ, кабинет 119. Телефон: 762900.

Заведующей кафедрой является кандидат философских наук, доцент Никульченкова Светлана Анатольевна.

1. 2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности.

Учебно-воспитательная деятельность членов кафедры осуществляется на основе нормативных документов Федерального агентства по образованию (Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.), Устава Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Карельский государственный педагогический университет», а также других документов, регламентирующих образовательный и воспитательный процесс в вузе.

Кафедра принимает участие в обучении студентов факультета психологии, историко-филологического факультета, факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, факультета начального образования, естественно-географического, физико-математического факультетов, а также факультетов технологии и предпринимательства, физической культуры, иностранных языков только по лицензированным специальностям. Главными задачами работы кафедры выступают: обеспечение качественной подготовки студентов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла, осуществление научно-методического сопровождения учебного процесса.

Преподавателями кафедры разработаны Учебно-методические комплексы и рабочие программы по преподаваемым дисциплинам, соответствующие ГОС ВПО.

Работа кафедры осуществляется по плану, разрабатываемому на каждый учебный год и утверждаемому на заседании кафедры. На заседаниях кафедры рассматриваются рабочие программы курсов, заслушиваются отчеты преподавателей по учебно-методической, научной и воспитательной работе, обсуждаются текущие вопросы, связанные с организацией учебного процесса, выполнением учебных поручений, избранием преподавателей на должность. На заседаниях кафедры утверждается распределение учебной нагрузки, осуществляется рассмотрение и утверждение экзаменационных билетов, вопросов для различных видов контроля по дисциплинам кафедры; анализ проведения открытых занятий преподавателей и результатов измерительных процедур (например, Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования)

1.3. Сроки и другие условия проведения самообследования

Самообследование кафедры проводилась в период марта-сентября 2008 года. Поскольку кафедра в ее нынешнем виде существует только с 1 февраля 2008 года, это позволило при проведении самообследования использовать материалы конца 2007-2008 учебного года и начала следующего учебного года (2008-09гг.). Кроме того, по определенным позициям (например, «Научно-исследовательская деятельность», «Повышение квалификации преподавателей и сотрудников кафедры» и т.п.) в отчете по самообследованию учтены результаты деятельности сотрудников двух кафедр за 5 лет.

При проведении анализа знаний студентов были задействованы студенты всех факультетов по дисциплинам кафедры.

2. УЧАСТИЕ КАФЕДРЫ В ПРИЕМЕ И ВЫПУСКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Преподаватели кафедры принимают участие во вступительном экзамене по философии в аспирантуру КГПУ, а также являются экспертами ЕГЭ по обществознанию и участвуют в проверке части «С» с развернутым ответом выпускников школ РК и абитуриентов факультета социальных и политических наук ПетрГУ.

Кафедра не является выпускающей. Руководство дипломами выпускников осуществляется только на факультете технологии и предпринимательства (заочное и дневное отделение) в качестве соруководителя. В 2007-2008 учебном году руководство дипломными работами не осуществлялось.

Ежегодно члены кафедры привлекаются в качестве рецензентов дипломных работ, в частности на факультете технологии и предпринимательства, на факультете начального образования, на историко-филологическом факультете.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Соответствие учебно-методической документации по основной образовательной программе требованиям ГОС

Кафедра обучает студентов всех 9 факультетов КГПУ. Основная дисциплина кафедры - философия, является дисциплиной федерального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, все другие дисциплины, включая экономику, культурологию, политологию, правоведение, социология, этику, эстетику, логику, являются дисциплинами регионального компонента учебного плана. Учебно-методические комплексы и рабочие программы по различным дисциплинам разработаны кафедрой на базе примерных программ, утвержденных Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования МО РФ, а также некоторые программы (спецкурсов и курсов по выбору) являются сугубо авторскими, разработанными преподавателями кафедры и отражающими их научные интересы. Определенные курсы по выбору могут быть ориентированы на программы учебных курсов других учебных заведений, где подобные курсы являются региональным или даже федеральным компонентом. Так, например, курс по выбору для студентов КГПУ «Основы маркетинга», разработан на основе учебного курса «Маркетинг» для студентов отделения «Менеджмент» экономического факультета ПетрГУ в соответствии с ГОС.

Дисциплины федерального компонента ГСЭД:

- Философия

Дисциплины регионального компонента ГСЭД:

  • Экономика;

  • Основы предпринимательской деятельности;

  • Бухгалтерский учет;

  • Основы маркетинга и менеджмента;

  • Организация предпринимательской деятельности;

- Политология;

  • Право;

  • Социология;

  • Культурология;

  • Этика;

  • Эстетика;

  • Логика;

  • Обществознание;

  • Экономика физической культуры и спорта

Спецкурсы по выбору:

  • Основы маркетинга;

  • Экономика образования;

  • Актуальные проблемы философии;

  • Актуальные проблемы социологии;

  • Социология молодежной субкультуры;

  • Связи с общественностью;

  • Технология поиска работы

3.2. Информационное обеспечение учебного процесса по кафедральным дисциплинам

Информационное обеспечение учебного процесса по дисциплинам кафедры осуществляется за счет ряда источников:

  • учебная литература, которая находится в библиотеке (абонемент и читальный зал) КГПУ;

  • периодические издания (журналы и газеты) в читальном зале КГПУ;

  • методические материалы, которые выдаются студентам на кафедре;

  • перечень адресов в Интернете, по которым студенты сами могут найти интересные материалы по дисциплинам кафедры;

  • в некоторых случаях учебные материалы специально размножаются и раздаются студентам.

В особых случаях, например, малое количество часов на дисциплину у студентов заочников, разрабатываются специальные учебно-методические материалы. Так Злоказова Е.И. разработала методическое пособие в помощь студентам-заочникам, изучающим курс «Политология». Для студентов и очного, и заочного отделения, изучающих курс культурологии, КГПУ издал и разместил в библиотеке (200 экземпляров) Учебное пособие С.А.Никульченковой «Человек в контексте культуры (очерки по исторической типологии культуры)»

В феврале-мае 2008 года преподаватели кафедры приняли активное участие в проекте Национального Фонда профессиональных кадров (НФПК) «Информатизация системы образования» («ИСО»), подготовили свои материалы для участия в конкурсе «Разработка учебно-методических материалов с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для подготовки студентов педагогических вузов». Сертификаты участников в номинации «Учебно-методические материалы для организации учебного процесса в школе/вузе с использованием ЦОР собственной разработки» получили С.В.Доршуков («Мультимедийный курс «Политология») и Л.П.Швец («Мультимедийный курс «Социология»); И.М.Суворова стала обладателем Диплома лауреата в данной номинации («Мультимедийное сопровождение лекций по культурологии «Ценностный мир культуры»). В номинации «Учебно-методические материалы для организации учебного процесса в школе/вузе с использованием Интернет-технологий (социальных сетевых сервисов и систем дистанционного обучения) Диплома второй степени был удостоен Ю.А.Овчинников за проект «Красота и поэзия Севера».

Приложение к отчету по самообследованию кафедры содержит таблицу (Форма 4) «Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой…».

Следует отметить, что за последние 5 лет ситуация с учебной и научной литературой по дисциплинам кафедры в КГПУ существенно изменилась. Увеличилось количество экземпляров учебников по основным кафедральным дисциплинам (философия, экономика, социология, культурология), появились новые издания первоисточников (произведения философов различных эпох), энциклопедических изданий по различным гуманитарным наукам, художественных альбомов, содержащих произведения отечественных и зарубежных авторов. Однако при всех положительных сдвигах нельзя не отметить тот факт, что студенты с большим вниманием и доверием относятся к электронным источникам, в частности к тем, что размещаются в сети Интернет, где, к сожалению, нередко встречаются неточности и серьезные искажения сведений.

Преподаватели кафедры, активно включившись в подготовку цифровых образовательных ресурсов, считают необходимым продолжать работу над Учебными пособиями, издание которых в КГПУ в обычном формате должно быть расширено.

Таблица 3.2.1. Выпуск учебно-методической литературы кафедрой философии и СЭД в 2003 – 2007 годах

Вид издания

Число изданий по годам

Всего

2003

2004

2005

2006

2007

Учебники

0

0

0

0

0

0

Учебные пособия

4

1

2

0

1

0

Методические

Разработки

4

1

1

0

1

2

3.3. Организация учебного процесса

Кафедра выполняет академическую нагрузку в рамках учебного процесса, организованного деканатами факультетов начального образования, иностранных языков, технологии и предпринимательства, дошкольной педагогики и психологии, физического воспитания, а также психологического, историко-филологического, естественно-географического, физико-математического факультетов.

Планирование учебных поручений на кафедре происходит ежегодно, что фиксируется в индивидуальных планах работы преподавателей. Распределение учебных поручений на кафедре проводится ежегодно в период мая-июня текущего учебного года на следующий учебный год. В некоторых случаях преподаватели кафедры работают на почасовой оплате (например, вечернее и заочное отделение психологического факультета). Объем почасовой оплаты небольшой и фиксируется в отчетности соответствующего факультета.

О ходе выполнения индивидуальных планов работы преподаватели отчитываются на заседании кафедры 2 раза в течение учебного года (за первый и за второй семестр), по результатам этих отчетов заведующим кафедрой готовится сводный отчет в конце каждого учебного года и предоставляется в учебную часть КГПУ и проректору по учебной работе. При возникновении изменений в учебной нагрузке, например, перенос по уважительной причине дисциплины на другой семестр, преподаватели информирует заведующего кафедрой, при необходимости, вопрос выносится на заседание кафедры.

При распределении учебных поручений в некоторых случаях используется дифференцированный подход в виде закрепления за некоторыми преподавателями отдельных факультетов и учебных дисциплин в связи с научными интересами самого преподавателя.

Информация для составления расписания учебных занятий предоставляется диспетчерам учебных корпусов своевременно и в полном объеме.

Особой трудностью для преподавателей кафедры является тот факт, что, будучи преподавателями межфакультетской кафедры, они проводят занятия на разных факультетах, и это не всегда должным образом учитывается диспетчерами разных учебных корпусов КГПУ. Еще большую путаницу в расписание вносит проведение заочной сессии (в разное время на разных факультетах) и Дней заочника (один день в месяц на некоторых факультетах).

Отклонения от расписания графика учебных занятий происходит только по уважительным причинам (болезнь преподавателя, научная командировка), о чем информируется заблаговременно заведующий кафедрой и диспетчер учебного корпуса или методист факультета.

Ученый Совет КГПУ, учитывая тот факт, что один преподаватель кафедры, например, Экономики или Права, работает на всех девяти факультетах, на разных формах обучения, и поэтому самостоятельно вынужден планировать свое расписание по времени, имеет большие потери времени и материальные затраты на проезд между разными корпусами КГПУ, принял решение об уменьшении учебной нагрузки по кафедре философии и СЭД, при распределении штатов деканы всех факультетов производят надбавку по дисциплинам кафедры на 0,2 ст.

Таблица 3.3.1. Контингент студентов, изучавших дисциплины кафедры философии и СЭД

в 2003–2008 годах

Форма

Обучения

Контингент студентов

2003/4

2004/51

2005/62

2006/73

2007/84

Всего

Дневное отделение

3375

Заочное отделение

1120

При заполнении таблицы количество студентов, изучающих одновременно несколько дисциплин кафедры, суммировались.

Число студентов, изучавших дисциплины кафедры, существенно на фоне других кафедр, в том числе и межфакультетских, что является следствием большого количества спецкурсов и курсов по выбору, предлагаемых студентам разных факультетов преподавателями кафедры. Каждый год количество курсов по выбору увеличивается, так в 2008-2009 учебном году будут впервые читаться курсы по выбору «Русская музыка» и «Связи с общественностью». Кафедра констатирует наличие и рост интереса студентов к изучению курсов, которые читаются ее преподавателями.

Основной причиной изменения общей и аудиторной нагрузки по кафедре является постоянная корректировка учебных планов факультетов, снижение контингента студентов, обучающихся на бюджетной основе, появление новых специальностей и специализаций на факультетах. В ближайшие годы нагрузка преподавателей кафедры должна претерпеть существенные изменения в связи с переходом на систему подготовки бакалавров и магистров.

Учебные и педагогические практики, лабораторные работы и демонстрационные эксперименты по дисциплинам кафедры не предусмотрены.

Дисциплины по выбору предлагаются всем факультетам КГПУ, круг данных дисциплин определяется интересами потенциальных слушателей (студентов) и научными интересами преподавателей кафедры.

3.4. Методическая деятельность кафедры

Кафедра философии и СЭД проводит большую научно-методическую работу.

На заседаниях кафедры утверждаются все рабочие программы курсов, обсуждаются планы выпуска методической литературы, регулярно заслушиваются отчеты преподавателей об их учебно-методической работе. На заседаниях кафедры неоднократно обсуждались вопросы об учебно-методической деятельности: были разработаны и утверждены новые редакции Учебно-методических комплексов, которые содержат, в том числе, и тесты по основным дисциплинам кафедры, где отражены все дидактические единицы, сотрудники кафедры информировали о разработанных специальных курсах и курсах по выбору для студентов, заслушивалась информация и проходили обсуждения подготовленных к печати учебно-методических материалов.

На кафедре регулярно обсуждается вопрос об итогах экзаменационных сессий, заслушиваются сообщения преподавателей об опыте проведения письменных и тестовых зачетов и экзаменов, о результатах Интернет-тестирования. В течение нескольких лет студенты различных факультетов КГПУ принимали участие в проведении Интернет-тестирования по дисциплинам кафедры. Наиболее успешными можно признать результаты тестирования по философии, что особенно важно, поскольку философия является дисциплиной федерального компонента ГСЭД.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... Факультет политических и социальных наук ОТЧЕТ о результатахсамообследования факультета политических и социальных наук посостояниюна01.06.2008 года Утвержден Советом ...
  2. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года

    Отчет
    ... факультет ОТЧЕТ о результатахсамообследования филологического факультета посостояниюна01.06.2008 года ... кафедр: исторического, эколого-биологического, экономического факультетов, факультета политических и социальных наук, кафедрфилософии, ...
  3. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (1)

    Отчет
    ... факультет ОТЧЕТ о результатахсамообследования Лесоинженерного факультета посостояниюна01.06.2008 года ... на соответствие ГОС по ГОС по ПрОП по рабочему учебному плану 1 2 3 4 5 6 7 1. Общие гуманитарные и социально-экономическиедисциплины ...
  4. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (2)

    Отчет
    ... Эколого-биологический факультет ОТЧЕТ о результатахсамообследования эколого-биологического факультета посостояниюна01.06.2008 года Утвержден Советом ...
  5. О результатах самообследования кафедры изобразительного искусства и дизайна по состоянию на 10 09 2008 года

    Документ
    ... о результатахсамообследованиякафедры Изобразительного искусства и дизайна посостояниюна 10.09.2008 года Утверждена на заседании кафедры 12.09.2008 Протокол № 1 Заведующая кафедрой ...

Другие похожие документы..