Главная > Программа


Проект

Регламент

разработки оценочных материалов для оценки профессиональных компетенций лиц, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования, в условиях взаимодействия субъектов государственной и корпоративной систем подготовки кадров

1.Общие положения

1.1.Краткая аннотация документа.

Регламент разработки оценочных материалов для оценки профессиональных компетенций лиц, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования, в условиях взаимодействия субъектов государственной и корпоративной систем подготовки кадров (далее - Регламент) содержит требования к процессу и результатам совместной деятельности образовательных организаций и внутрифирменных структур обучения на этапе оценки освоения программ дополнительного профессионального образования.

Предметом регулирования Регламента выступает последовательность процедур и действий субъектов взаимодействия государственной и корпоративной систем подготовки кадров по разработке оценочных материалов для оценки профессиональных компетенций лиц, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования технической направленности (уровня СПО).

Настоящий Регламент устанавливает порядок разработки оценочных материалов, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедурам экспертизы и согласования комплектов компетентностно-ориентированных оценочных средств. Представлена организационная структура и примерное распределение полномочий в совместной деятельности субъектов государственной и корпоративной систем подготовки кадров, организационно-управленческих структур предприятия –заказчика кадров (работодателя).

В Приложениях к Регламенту содержится Руководство по разработке оценочных материалов для оценки компетенций выпускников программ дополнительного профессионального образования технической направленности, Макет Комплекта компетентностно-ориентированных оценочных средств для итоговой оценки образовательных результатов по профессиональному модулю, перечень нормативных документов, регулирующих различные аспекты разработки оценочных материалов для оценки образовательных результатов по программам дополнительного профессионального образования.

1.2. Сфера применения документа.

Основной сферой практического применения настоящего Регламента являются:

система профессионального образования Российской Федерации (государственные и негосударственные организации профессионального образования и региональные органы управления образованием);

корпоративные системы непрерывного профессионального образования / обучения Российской Федерации, в том числе внутрифирменные структуры подготовки кадров;

работодатели (в значении социальный институт, организация, предприятие, выступающие по отношению образовательным организациям заказчиком обучения персонала и «покупателем» их основного «продукта» - квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена).

Основными адресатами практического использования настоящего Регламента являются руководители и специалисты сети организаций профессионального образования и органов управления образованием, менеджмент и специалисты корпоративных (внутрифирменных) систем обучения, представители работодателей и их объединений.

1.3. Термины и определения.

В рамках настоящего Регламента используются следующие термины и их определения:

Термин

Определение

Ассессмент-центр

1) Технология комплексной оценки персонала, основанная на использовании взаимодополняющих методик и ориентированная на оценку профессионально-важных качеств сотрудников, соответствия их требованиям должностных позиций, а также выявления потенциальных возможностей персонала.

2) Организационная структура (подразделение) в структуре внутрифирменной подготовки кадров, которой делегированы функции по оценке и аттестации персонала

Апробация

Проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, моделей каких-либо процессов

Аутсорсинг

Передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области

Бизнес-процесс

Совокупность нескольких связанных между собой процедур либо функций, которые совместно реализуют некоторую задачу бизнеса

Взаимодействие субъектов

Обмен ресурсами, необходимыми для совместной деятельности, двух и более организационных единиц и экономических агентов.

Вид профессиональной деятельности

Совокупность трудовых функций, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда

Внутрифирменная подготовка кадров

Корпоративное образование и обучение, которое осуществляется в структурных подразделениях корпорации, холдинга, предприятия

Знание

Информация о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, правилах использования этой информации для принятия решений, присвоенная обучающимся на одном из уровней, позволяющих выполнять над ней мыслительные операции

Государственная система подготовки кадров

Совокупность взаимодействующих преемственных основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования; сеть реализующих их образовательных организаций федеральной и региональной1 подведомственности и система государственных органов управления образованием

Инфраструктура

Совокупность организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие системы

Кастомизированные программы обучения (от сustomer – заказчик, клиент)

Образовательные программы, которые разрабатываются в «единичном экземпляре» для каждого конкретного заказчика «под ключ», на основе выявления его уникальных образовательных запросов и потребностей, и призваны решать его специфические управленческие и профессиональные задачи

Качество

образования

Мера достижения целей образования, поставленных перед образовательной организацией ее заказчиками (государством, обществом, личностью)

Квалификация

1) Готовность субъекта профессиональной деятельности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома / сертификата).

2) Официально признанный / подтвержденный (в виде диплома / сертификата) уровень освоения субъектом определенного вида профессиональной деятельности, достигнутый им в процессе обучения или трудовой деятельности (опыт, полученный на рабочем месте).

Квалификационный экзамен

Механизм (совокупность регламентированных процедур), являющийся частью процесса оценивания, посредством которого экспертами-экзаменаторами производится оценка профессиональных компетенций (квалификации) соискателя одним или несколькими способами

Компетенция (профессиональная)

Продемонстрированная субъектом профессиональной деятельности способность применять знания, умения и практический опыт для успешной реализации трудовой функции

Компетенция (общая)

Продемонстрированная субъектом профессиональной деятельности способность осуществлять универсальный способ деятельности, инвариантный для всех (большинства) видов профессиональной деятельности и направленный на решение профессионально-трудовых задач

Комплексное практическое задание

Совокупность целевым образом организованных заданий по оценке трудовой функции или в отдельных случаях - вида профессиональной деятельности в целом. Предметом оценки в комплексном практическом задании выступает профессиональная компетенция или квалификация (как группа профессиональных компетенций)

Корпоративное образование

Процесс освоения одного из уровней профессионального образования и квалификации для корпоративных заказчиков, при непосредственном организационном и финансовом их участии, а также собственно в корпорациях (внутрифирменное обучение)

Корпоративное обучение

Систематическая переподготовка и повышение квалификации кадров конкретной компании (корпорации, фирмы) в интересах и за счет средств компании

Корпоративный университет

Система непрерывного обучения, использующая внутренние и внешние образовательные ресурсы в рамках корпоративной идеологии на основе стратегического плана развития предприятии / организации и составляющей его концепции кадрового потенциала, охватывающая все квалификационные уровни персонала

Критерий

Признак, на основании которого проводится оценка по определенному показателю

Национальная рамка квалификаций

1) Организованные в единую структуру описания квалификационных уровней, признаваемых на национальном и международном уровнях и основных путей их достижения на территории России. Используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования.

2) Системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Различают отраслевые, национальные и международные рамки квалификаций.

С помощью рамок квалификаций проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении

Область профессиональной деятельности

Совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения

Оценивание компетенций

Процесс, в ходе которого соискатель оценки должен продемонстрировать наличие компетенций, а уполномоченный орган – оценить соответствие продемонстрированных компетенций определенному квалификационному уровню

Оценка

1) Результат процесса оценивания.

2) Мера, представленная количественно (числом) или качественно (семантически), которая выражает соотнесенность измеренных основных характеристик объекта с базой (эталонный уровень, норма, стандарт)

Оценочные материалы

Комплекс согласованных между собой оценочных средств (заданий), их спецификаций, а также организационно-методических и инструктивно-справочных документов, обеспечивающих оценку компетенций соискателя

Показатель

Характеристика состояния какого-либо объективного явления или процесса, взятая в своей количественной и / или качественной определенности

Полномочие

Круг вопросов, определенных в ведение субъекта деятельности

Практическое задание

Информационная система, включающая в себя стимульный материал, задачную формулировку (требование) и описание условий выполнения трудовых действий в составе трудовой функции для оценки профессиональных компетенций соискателя

Профессиональный модуль

Часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.

Может быть частью программы дополнительного профессионального образования или самостоятельной программой с обязательной процедурой оценки профессиональных компетенций выпускника по ее завершению

Профессиональное образование

Процесс и результат освоения человеком компетенций, необходимых для осуществления продуктивной, самостоятельной деятельности в сфере труда

Профессия

Занятие (вид трудовой деятельности), требующее систематизированных знаний, умений, опыта (компетенций), которые приобретаются в результате целенаправленного обучения, подготовки или в ходе трудовой деятельности (практического опыта), и официально признанной квалификации

Портфолио

Набор свидетельств и доказательств, подтверждающихиндивидуальные достижения соискателя в части освоения профессиональных и общих компетенций, составляющих квалификацию

Проект

Связанная общей профессионально-трудовой ситуацией и «сюжетной линией» серия профессионально-трудовых задач, соответствующих по содержанию оцениваемым трудовым функциям и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Предполагает самостоятельный поиск и обработку профессионально-значимой информации и презентацию проектных результатов

Результаты профессионального образования

Освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования. Компетенции являются итоговыми, а знания, умения и опыт практической деятельности - промежуточными результатами профессионального модуля

Ресурсы

Все, что может быть использовано для достижения целей деятельности, для удовлетворения внутренних потребностей системы и потребностей субъектов внешней среды. Типы ресурсов: организационные, финансовые, кадровые, информационные, материально-технические и др.

Сеть

Совокупность субъектов (организационных единиц и экономических агентов), предоставляющих друг другу на взаимовыгодных условиях собственные ресурсы для реализации согласованных целей совместной деятельности

Сертификат (квалификационный сертификат)

1) Официальный документ, подтверждающий квалификацию работника и дающий право занимать какую-либо должность, заниматься определенной деятельностью.

2) Опубликованный документ системы оценки квалификаций, подтверждающий, что указанное лицо является компетентным для осуществления определенной деятельности

Соискатель

(оценки)

Обучающийся или выпускникпо образовательной программе, компетенции которого выступают предметом оценивания

Спецификация оценочных материалов

Техническое задание для разработчиков диагностического инструментария, включающее в себя план и структуру пакетов оценочных средств для организации оценивания

Структура взаимодействия

субъектов

Устойчивая упорядоченность связей взаимодействия между субъектами. Включает в себя: а) стратегические цели взаимодействия; б) субъектов (стороны взаимодействия);

в) объекты взаимодействия (то, на что направлена совместная деятельность субъектов); г) конкретные формы, способы, механизмы взаимодействия субъектов

Субкомпетенция

Составляющая сложной, многосоставной компетенции, сохраняющая все ее основные свойства, соотносимые с деятельностью

Субъекты

Организационные единицы и экономические агенты (физические и юридические лица), которые самостоятельно принимают решения, планируют и реализуют практические мероприятия в сфере экономической деятельности

Трудовая функция

Составная часть вида профессиональной деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом. Предполагает наличие необходимых компетенций для ее выполнения

Трудовое действие

Составная часть трудовой функции, включающая в себя несколько последовательных производственных операций, совершаемых работником в определенном виде профессиональной деятельности

Умение

Операция (простейшее действие), выполняемое определенным способом и с определенным качеством

Учебный центр  (в структуре внутрифирменной подготовки кадров)

Структурное подразделение предприятия /организации, предназначенное для реализации программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки всех категорий персонала в целях кадрового оснащения развивающихся производственных процессов

Учебно-курсовой комбинат (в структуре внутрифирменной подготовки кадров)

Структурное подразделение предприятия  / организации, предназначенное для реализации программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих кадров в условиях модернизации оборудования

Формализованное наблюдение

Специально организованное, целенаправленное и систематизированное отслеживание деятельности соискателя на рабочем месте (или его имитации) в реальном времени (или в видеозаписи) в соответствии с заранее выработанными и согласованными показателями и критериями

Эксперт по оценке квалификаций

Высококвалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для проведения оценки квалификаций

Экспертиза

Всестороннее исследование высококвалифицированным специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, которые требуют специальных познаний в соответствующей области, для последующего принятия управленческого решения

Используемые сокращения:

ДПО – дополнительное профессиональное образование;

КОС – комптентностно-ориентированные оценочные средства;

РФ – Российская Федерация;

СПО – среднее профессиональное образование;

ФЗ – Федеральный закон.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное управление основы теории и организации tom i

    Список учебников
    ... , обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Учебник предназначен также для слушателей, проходящих обучениепопрограммамдополнительногопрофессиональногообразования, повышения ...
  2. Постатейный комментарий к федеральному закону " о высшем и послевузовском профессиональном образовании" глава i общие положения

    Статья
    ... высшего профессиональногообразования в части требований к итоговой государственной аттестации выпускника. Лицам, завершившим обучениепо образовательным программам высшего и послевузовского профессиональногообразования и прошедшим ...
  3. Д епартамент образования города москвы информационно-справочные и аналитические материалы для итоговой научно-практической конференции москва

    Презентация
    ... образовательных программ в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов, наличие и оснащенность баз практики дляобученияпопрограммам среднего профессиональногообразования ...
  4. Ответы на вопросы для сдачи теоретического экзамена лицами прошедшими полный курс обучения по единой программе подготовки арбитражных управляющих и лицами изучившими программу самостоятельно (экстерном) часть 1 правовое обеспечение арбитражного

    Документ
    ... для сдачи теоретического экзамена лицами, прошедшими полный курс обученияпо единой программе подготовки арбитражных управляющих, и лицами, изучившими программу ...
  5. Ответы на вопросы для сдачи теоретического экзамена лицами прошедшими полный курс обучения по единой программе подготовки арбитражных управляющих и лицами изучившими программу самостоятельно (экстерном) часть 1 правовое обеспечение арбитражного

    Документ
    ... для сдачи теоретического экзамена лицами, прошедшими полный курс обученияпо единой программе подготовки арбитражных управляющих, и лицами, изучившими программу ...

Другие похожие документы..