Главная > Документ


Введение

Предмет, цели и задачи товароведения

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с оп­ределения основных понятий, применяемых в ней. В дан­ном курсе такими понятиями являются продукция, товар и товароведение. В последующих разделах теоретического курса, а также частных разделах товароведения продо­вольственных и непродовольственных товаров рассматри­ваются и другие основные понятия, термины и их опреде­ления. Однако вначале необходимо рассмотреть именно указанные основные термины. -

Продукция — материальный или нематериальный ре­зультат деятельности, предназначенный для удовлетворе­ния реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные осо­бенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (долж­на быть кому-то, нужна). При этом деятельность по изго­товлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедея­тельность биологических объектов.

Такое понимание позволяет отнести к продукции не толь­ко хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию Природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда чело­века по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к про­дукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.

Продукция становится товаром, когда она является объ­ектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Вы­ращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — про­дукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

Товар — материальная продукция, предназначенная для купли-продажи.

Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериаль­ной продукцией.

Товар — сложное понятие и не менее сложный мате­риальный объект, обладающий определенными потреби­тельскими свойствами. Поэтому он составляет объект осо­бой науки и учебной дисциплины — товароведения. Суще­ствует множество определений термина «товароведение».

Одно из первых определений товароведения дано И.Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товаро­ведение — наука, научающая иметь точные и полные све­дения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хра­нения» [6].

В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль техноло­гии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление».

Одно из наиболее точных определений предмета това­роведения дано К. Марксом: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — това­роведения»1. Это определение положено в основу многих последующих определений термина.

В коммюнике Международной теоретической конферен­ции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпци­ге, зафиксировано следующее определение:

«Товароведение представляет собой естественно-науч­ную дисциплину, предметом которой является потреби­тельная стоимость товаров».

Представляет интерес высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием — товароведение. Кни­ги по товароведению можно читать как увлекательную по­весть о жизневедении».

Каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая рядом достоинств, не отражает одной из важнейших его сторон, которую образ­но отметил К. Паустовский: товароведение — наука о жизневедении.

Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует мно­гие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продуктов находит широкое применение в на­родной и традиционной медицине для профилактики и ле­чения различных заболеваний.

Повседневное или частое потребление товаров создает неверное представление о том, что специалистам и потре­бителям знания о товаре нужны не более, чем на узко­практическом и житейском уровне. Научные основы това­роведения, базирующиеся на знании фундаментальных дис­циплин — химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, так как работа с товарами тре­бует профессиональных, постоянно пополняемых теорети­ческих знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.

В связи с вышеизложенным считаем возможным пред­ложить уточненное определение термина «товароведение», так как определение его только через предмет — потреби­тельные стоимости товаров — не раскрывает в полной мере сущность этой науки.

Товароведение — наука об основополагающих характе­ристиках товаров, определяющих их потребительные сто­имости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание», следовательно, в этом смыс­ле товароведение — знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяй­ственных и торговых организаций, экспертам, коммерсан­там, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и поку­пателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.), поэтому очень важно, чтобы средства массовой ин­формации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Только потребительная стоимость де­лает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если по­требительная стоимость товара не отвечает реальным за­просам потребителей, то он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обу­словленной для него сфере применения.

Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товаро­движения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;

установление принципов и методов товароведения, обу­словливающих его научные основы;

систематизация множества товаров путем рациональ­ного применения методов классификации и кодирования;

изучение свойств и показателей ассортимента для ана­лиза ассортиментной политики промышленной или торго­вой организации;

управление ассортиментом организации;

определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

оценка качества товаров, в том числе новых отечест­венных и импортных;

выявление градаций качества и дефектов товаров, при­чин их возникновения и мер по предупреждению реализа­ции некачественных товаров;

определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирую­щих и регулирования сохраняющих факторов;

установление видов товарных потерь, причин их воз­никновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

информационное обеспечение товародвижения от изго­товителя до потребителя;

товароведная характеристика конкретных товаров.

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной ком­петентности товароведов, экспертов, коммерсантов и мар­кетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необ­ходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и техноло­гам, так как учет, планирование товарных ресурсов, ана­лиз финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятель­ности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.

Межпредметные связи товароведения с другими учеб­ными дисциплинами. Товароведение далеко не единствен­ная учебная дисциплина, необходимая для профессиональ­ной подготовки специалистов: экспертов, товароведов, ком­мерсантов, маркетологов и др. Она связана с другими дис­циплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и последующими.

Предшествующими связями товароведение соединено с рядом естествен но-научных и математических дисциплин — физикой, химией, биологией, микробиологией, математи­кой, а также с общепрофессиональной дисциплиной — ос­новы стандартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понима­ния и оценки потребительских свойств товаров, их измене­ний при производстве и хранении.

Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специ­альных дисциплин — организации и технологии коммер­ческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, мар­кетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствую­щие межпредметные связи.

Разделы товароведения потребительских товаров. То­вароведение потребительских товаров включает: общую часть, частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающи­ми для частных разделов товароведения. В ней не приво­дятся товароведные характеристики конкретных групп то­варов. Однако без знания теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих харак­теристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и пер­спективы развития соответствующего сегмента рынка, клас­сификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных под­разделах частного товароведения приеодится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ас­сортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

Изложение этого материала целесообразно проводить по унифицированной схеме: понятие о товарной группе или виде товаров; краткая характеристика наиболее зна­чимых для данного товара потребительских свойств {на­значение, надежность и т. п.); частная классификация и ассортимент; факторы, формирующие качество; оценка и гра­дации качества; факторы, влияющие на сохраняемость, по­тери при хранении и подготовке к реализации (если это имеет значение для конкретного товара); средства инфор­мации о товаре (маркировка).

Приведенная схема не регламентирует строго указан­ный перечень составных элементов и последовательность их изложения. Она может быть изменена и дополнена с учетом особенностей характеристик конкретных товаров или их ассортиментных групп.

Объектами изучения в частных разделах товароведе­ния могут быть не только потребительские товары, но и товары промышленного назначения (сырье, средства про­изводства), сельскохозяйственная продукция, фармацевти­ческие товары и лекарственное сырье. В некоторых сель­скохозяйственных и технологических, вузах, колледжах и техникумах уже введено преподавание указанных частных разделов товароведения.

Такой подход не случаен и диктуется теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в стране. Переход к рынку требует иного отношения к за­просам потребителя и к товару как средству их удовле­творения. Поэтому уже недостаточно в технологических и сельскохозяйственных вузах изучать только технологию производства продукции. Необходимо досконально знать конечный результат этого производства — товарную про­дукцию или товар, а также потребности в ней.

Принципы товароведения

Любая наука и профессиональная деятельность бази­руются на определенных принципах.

Принцип (лат. principium — основа, начало) — основ­ное исходное положение какой-либо теории, учения, руко­водящая идея, основное правило деятельности.

Принципами товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и сис­тематизация.

Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, или услугой, или про­цессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

Безопасность одновременно является одним из обяза­тельных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограничен­ный допустимым уровнем (см. с. 92). -

С позиций товароведения товар должен обладать без­опасностью для всех субъектов коммерческой деятельнос­ти. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Без­опасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

Таким образом, принцип безопасности является важ­нейшим в товароведной деятельности.

Эффективность — принцип, заключающийся в дости­жении наиболее оптимального результата при производ­стве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (экс­плуатации) товаров.

Этот принцип имеет важное значение при формирова­нии ассортимента, а также обеспечении качества и коли­чества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных то­варов надлежащего качества и затратами на эти процессы.

Совместимость,— принцип, определяемый пригоднос­тью товаров, процессов или услуг к совместному использо­ванию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совмес­тимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложнотехнических и других то­варов — непременное условие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетво­рения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.

Взаимозаменяемость — принцип, определяемый при­годностью одного товара, процесса или услуги для исполь­зования вместо другого товара, процесса или услуги в це­лях выполнения одних и тех же требований.

Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкурен­цию между ними и в то же время это позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем боль­ше они пригодны к взаимозаменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значение в первую очередь для потребителей, организм которых не усваивает лактозу молока.

Способность товара или отдельных комплектующих его изделий быть использованными вместо другого для выпол­нения тех же требований играет важную роль при форми­ровании ассортимента взаимозаменяемых товаров.

Систематизация — принцип, заключающийся в уста­новлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.

С учетом многообразия объектов систематизация в то­вароведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимо­подчиненные категории (систематические категории), со­ставить систему, построенную по определенному плану.

Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят идентификация, класси­фикация, обобщение и кодирование. Он широко применя­ется в товароведении. На этом принципе базируется изло­жение учебной информации во всех разделах «Товарове­дения пищевых продуктов» и «Товароведения непродоволь­ственных товаров».

Системный подход к управлению товародвижением, ба­зирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товаро­ведные характеристики, процессы по обеспечению качест­ва и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

История и направления развития товароведения

Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних товаров на дру­гие. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Более того, ряд товаров (меха, золото, серебро бобы какао и др.), наиболее ценных и обладающих дли­тельной сохраняемостью, еще до появления металлических и бумажных денег выполнял функции эквивалента обме­ниваемых товаров,

Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свой­ствах товаров. Меновая стоимость товара в денежном вы­ражении определялась его полезностью для покупателя, или потребительной стоимостью.

На этом этапе товароведение как область знаний о то­варах имело практическую направленность и носило эмпи­рический характер. Происходило накопление фактических сведений на основе практических описаний и наблюдений.

Поскольку на первом этапе развития науки еще не дифференцировались по областям, товароведение также не существовало как отдельная наука. Поэтому информация о товарах появлялась в работах, посвященных сельскому хо­зяйству.

Известны описания товароведного характера в агроно­мических работах древнеримских ученых: Катона Старше­го (234—149 гг. до н.э.), Варрона (116—27 гг. до н.э.), Колу-меллы (I в. н. э.) и Плиния Старшего (23 или 24—79 гг.).

Катон описывал способы хранения и переработки сель­скохозяйственных продуктов (винограда, мяса и рыбы); Вар-рон — методы оценки качества скота, молока, сыров и др.; Колумелла — способы хранения зерна, выдержку и старе­ние вин, дал товароведную характеристику винограда и способы его хранения.

Наиболее капитальной работой этого периода является «Естественная история» написанная Плинием и изданная в 37 книгах. В ней даны описания многих видов сельскохозяй­ственной продукции, способов их выращивания, перера­ботки и хранения. Особенно подробно дано описание вино­града, способов приготовления качественных вин, а также их фальсификации. Впервые в этой работе рассматривает­ся вопрос о применении различных способов хранения в зависимости от климатических условий.

В средние века развитие естественных наук (физики, химии, биологии)- оказало существенное влияние на расши­рение и углубление товароведных знаний. Наряду с рабо­тами описательного характера появляются работы, осно­ванные на испытаниях. К первым следует отнести труд М.Себициуса (1630 г.), в котором дано описание многих пря­ностей, а также способов приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способов удлинения сроков хранения фруктовых соков путём нагревания. К трудам

исследовательского характера относятся работы Ф.Реди, который с помощью микроскопа установил причины порчи мяса [9].

В XVIII в. наметилась дифференциация многих наук, одним из результатов которой стало формирование науч­ной терминологии, составляющей специфический язык каж­дой науки. Другим результатом дифференциации следует считать разработку собственных методов исследований (ис­пытаний) или заимствование уже известных (релевантных) методов из других областей знаний.

Для развития научного направления товароведения боль­шое значение имели работы Бургаве (1668—1738 гг.), в ко­торых были разработаны основы химического анализа пи­щевых продуктов, а также Линнея (1707—1778 гг.), Бюффсн на (1707—1788 гг.), Жюсье (1699—1777 гг.), систематические исследования которых в области биологии послужили осно­вой разработки научной классификации товаров.

В этот период появляются первые самостоятельные работы по торговле и товароведению. Так, в 1575 г. впе­рвые в России вышла «Торговая книга. Книжка описатель­ная, как молодым людям торг вести и знати всему цену и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных земель люди торго­вые». В книге, авторы которой неизвестны, дана подробная для того времени характеристика ряда товаров, в том чис­ле и экспортно-импортных (меда, воска, .зерна, пеньки, жи­ров, мехов и т. п.). Особенностями товароведной информа­ции, сообщавшейся в «Торговой книге» и других источни­ках, являются ее описательный характер и отсутствие сис­тематизации.

Важным этапом в развитии товароведения стала пуб­ликация в 1756 г. книги ЛГЛюдовицы «Основы полной тор­говой системы». В ней впервые были изложены основы товароведения как области научных знаний. Книга получи­ла широкое признание у современников. Об этом свиде­тельствует и тот факт, что второе издание этой книги было переведено на русский язык и вышло в свет в 1789 г. под. названием «Начертание полной купеческой системы купно с начальными основаниями торговой науки-с приобретени­ем краткой истории о торговле» (части 1 и 2). Сам факт перевода на русский язык и издания книги Людовицы гово­рит о том, что к концу XVIII в. в России сложилось сосло­вие купцов, нуждавшихся в товароведных знаниях.

В предисловии книги автор сообщает, что он является первым, кто привел «купеческую «науку» в определенную систему, понимая под этим совокупность знаний, относя­щихся к торговле, включая знания товаров, «счетоводчество» и содержание отчетных книг в порядке.

Людовицы впервые определил предмет и содержание товароведения, а также дал определение терминов «то­вар» и «товароведение». По его мнению, к товарам отно­сятся «все движимые вещи, которые являются предметами торговли, за исключением денег и ценных бумаг».

«Предмет товаропознания в особенности есть знание товаров, смотря по купецкой в них нужде. Знание сие про­стирается на разделение и роды товаров, делание, свойст­во, испытание или разбирание, цену и доброту, порчу, со­хранение и содержание, исправление, выделку и подделы­вание, а также на знания, которы суть лучшие сорты и роды товаров, и которые скорее с рук сбыть можно и нако­нец, где всякий товар лучше, и дешевле доставать можно» [19]. Людовицы один из первых указал на необходимость создания коммерческих (торговых) учебных заведений (ака­демий, училищ).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение Предмет цели и задачи товароведения

    Документ
    ВведениеПредмет, цели и задачитовароведения Любая наука и учебная дисциплина ... что и составляет одну из основных задачтовароведения. В связи с вышеизложенным считаем ... целитовароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи: ...
  2. Дисциплина Товароведение и экспертиза товаров Общая трудоемкость дисциплины

    Документ
    ... из 14 тем: Тема 1. Введение. Предмет, цели и задачитовароведения Тема 2. Товар как объект коммерческой ... занятия Лекционное занятие 1-2. Тема 1. Введение. Предмет, цели и задачитовароведения (4 часа) Товароведение как учебная дисциплина и наука. ...
  3. Товароведение продовольственных товаров (1)

    Учебное пособие
    ... институт пищевой промышленности, 2004. Тема 1. Предметцели и задачитовароведенияТовароведение потребительских товаров состоит из: общей ... и улучшить его аминокислотный состав можно введением в его рецептуру молока, жидких и сухих ...
  4. Товароведение продовольственных товаров

    Учебное пособие
    ... ). Особо выделяются диетические пастильные изделия с введением морской капусты или других диетических ... из контрольной работы № 2 Контрольная работа № 1 Предмет, цели и задачитовароведения пищевых продуктов. Государственная система стандартизации ...
  5. Студентам заочной формы обучения по специальности 35 11 00 – «товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)»

    Методические указания
    ... «товар», «потребительная стоимость». Предмет, цели и задачитовароведения. Принципы товароведения. Направления развития товароведения как науки. Объект товароведной ... не менее 7 источников. Во введении студент должен отразить актуальность выбранной ...

Другие похожие документы..