Главная > Книга


феномены смерти, совести и вины. Членение целости, их структурно-

го целого стало еще богаче и тем самым экзистенциальный вопрос о

единстве этой целостности еще настоятельнее"; (С. 317).

И вот только после этого Хайдеггер переходит, наконец, к теме

времени (§ 65). ";Исходное единство структуры заботы лежит во вре-

менности";. Если Dasein есть, то тем самым уже поставлен вопрос и о

";вот";, ";теперь";, т. е. о настоящем и о будущем. ";Первичный феномен

исходной и собственной временности есть будущее"; (С. 329)

В заключительных параграфах ";Бытия и времени"; Хайдеггер зат-

ронул широкий спектр проблем, отнесенных им к теме времени. Это

прежде всего попытка новой интерпретации связи пространства и вре-

мени. Dasein - такое здесь-бытие, которое имеет отношение к про-

странству, но пространственным (в том же смысле, в каком простран-

ственная протяженная вещь) не является. Основа ";вторжения"; Dasein

в пространство, согласно диалектическому взгляду Хайдеггера, это

время, а именно ";экстатично-горизонтная временность"; (§ 70). В центре

второго раздела ";Бытия и времени"; - проблема временности и исто-

ричности. Анализ историчности Dasein - это попытка доказать, что

сущее не потому ";временно";, что ";выступает в истории";, но напротив,

оно потому исторично, что в основе своего бытия оно характеризуется

временностью (§ 72). Лишь собственная временность, которая вместе

с тем конечна, делает возможным нечто подобное судьбе, т. е. соб-

ственную историчность (§ 74). Хайдеггер анализирует такой сущност-

ный момент ";озаботившегося времени"; как датируемость, задавая воп-

рос: что есть ";теперь"; и ";теперь-структуры"; времени? Экзистенциаль-

ная концепция обосновывается в борьбе с расхожей, обычной (";вуль-

гарной";) интерпретацией времени. <Всего доходчивее главный тезис

расхожей интерпретации времени, что время бесконечно, - пишет

Хайдеггер, - обнажает в таком толковании нивелировку и сокрытие

мирового времени и временности вообще. Время подает себя ближай-

шим образом как непрерывная череда теперь. Каждое теперь

есть уже итолько-что, соответственно вот-вот. Если харак-

теристика времени первично и исключительно держится этой цепоч-

ки, то в нем как таковом в принципе не найти начала и конца... Так

что время ";в обе стороны"; бесконечно>. Разбирая гегелевскую кон-

цепцию времени, Хайдеггер делает вывод, что Гегель движется в на-

правлении вполне расхожего понимания времени (§ 82).

Задумывая ";Бытие и время";, Хайдеггер наметил основные шаги,

которые должны были привести к целостному пониманию бытия и

времени. Сперва аналитика Dasein должна была раскрыть горизонт, в

котором станет понятным вопрос о бытии как бытии (§5). Для этого

необходимы, согласно Хайдеггеру, три этапа анализа.

1. Фундаментальная структура Dasein в его повседневности

(";жизнь"; в своей ";фактичности";) должна быть выявлена как бытие-в-

мире.

2. Необходимо показать, что это бытие-в-мире является сущност-

ным образом временным и историчным.

3. Затем, на основе временности Dasein время должно быть понято

как необходимым образом принадлежащее к смыслу бытия.

Первые две задачи были в основном выполнены. А третий раздел

";Бытия и времени";, составлявший главную цель работы Хайдеггера,

так и не был написан. Проделанная Хайдеггером предварительная

работа - выяснение способа бытия Dasein - была на последних стра-

ницах этого труда снова обозначена только как путь к главной цели,

разработке смысла бытия вообще (S. 436). Так, остались без ответа

вопросы о том, каким образом возможен переход от сущего и понима-

ния способа бытия этого сущего к бытию, а также: как связаны вре-

менность Dasein и трансцендентальный горизонт вопроса о бытии.

Хайдеггер также не добрался до обсуждения вопроса о том, какова

взаимосвязь бытия и истины. По мнению самого Хайдеггера, решить

эти вопросы в конце 20-х годов ему помешало то, что он еще не в

полной мере освободился от языка традиционной метафизики.

Отношение к метафизике - еще одна важнейшая тема, позволяю-

щая понять специфику философии Хайдеггера и одновременно при-

нять в расчет ее эволюцию уже после ";Бытия и времени";.

^1

Проблема метафизики

(после ";Бытия и времени";)

Вопрос о метафизике - ключевой в наследии Хайдеггера. С его

осмысления начиналось ";Бытие и время";. А после, в 1929 г., при вступ-

лении в должность профессора Фрейбургского университета, Хайдег-

гер прочитал доклад ";Что такое метафизика?";. В 40-х годах к этому

тексту были добавлены Введение и Послесловие. В 1954 г. Хайдеггер

опубликовал текст ";Преодоление метафизики";, основанный на запи-

сях 1936-1946 гг. И в других сочинениях Хайдеггер то и дело воз-

вращался к обсуждению судеб метафизики. Чем же обусловлено при-

стальное и постоянное внимание Хайдеггера к теме метафизики?

Следует напомнить, что в 20-40-х годах европейская философия

- прежде всего под влиянием позитивизма - шумно отвергала мета-

физику. Впоследствии, правда, оказалось, что искоренить ее из фило-

софии не удалось. Отношение Хайдеггера к метафизике с самого на-

чала было противоречивым. С одной стороны, он понял всю серьез-

ность критики традиционной метафизики и сам также предложил путь

критического ее ";преодоления";. С''другой стороны, он предвидел, что

стремление критиков раз и навсегда разделаться с метафизикой окон-

чится неудачей. Ибо в метафизике Хайдеггер видел непреодоли-

мую судьбу европейской культуры. Если мы невнимательны к

метафизике, ничего не делаем по отношению к ней, то она что-нибудь

";делает"; с нами. Что здесь имеет в виду Хайдеггер? ";Метафизика, -

поясняет он, - это вопрошание сверх сущего, за его пределы, так, что

мы после этого получаем для понимания сущее как таковое и в це-

лом"; ";. В упомянутом Введении к тексту ";Что такое метафизика?"; (с

характерным подзаголовком ";Возвращение к основе метафизики";) Хай-

деггер напоминает о декартовском образе: если уподобить философию

древу, то ее корни - это метафизика, ствол - физика, а ветви, рас-

тущие из ствола, - все другие науки. В чем суть и призвание метафи-

зики? ";Каким бы образом ни брались истолковывать сущее, или как

дух в смысле спиритуализма, или как материю и силу в смысле мате-

риализма, или как становление и жизнь, или как представление, или

как волю, или как субстанцию, или как субъект, или как энергию, или

как вечное возвращение того же, всякий раз сущее является в свете

бытия. Повсюду, когда метафизика представляет сущее, бытие уже

высветилось. Бытие в некоей непотаенности ((iXi^OeLa) пришло"; ";. Итак,

задача метафизики - высвечивать бытие в его непотаеннос-

ти. Но как выполняет метафизика это свое призвание?

Казалось бы, на след бытия метафизика напала еще со времени

древних греков. Как уже отмечалось, Хайдеггер усиленно занимался

греческой философией. В начале 20-х годов он читал лекции на тему

";Феноменологическая интерпретация Аристотеля";. В 1940 г. фило-

соф снова вернулся к этим темам; в 1958 г. увидели свет его разработ-

ки аристотелевской философии. От изучения Аристотеля Хайдеггер

перешел к досократикам. Античную философию в целом Хайдеггер

ценил за постановку исконных и непреходящих тем философии -

первоначала, логоса, бытия и ничто, единого и многого. ";В греках он

с самого начала находил истинных партнеров";, - констатировал Г.-Г.

Гадамер, справедливо отмечая, что в (немногих сохранившихся) изре-

чениях Анаксимандра, Гераклита, Парменида Хайдеггер скорее всего

";вычитывал"; свои собственные идеи ";. Этим оценкам Гадамера, выда-

ющегося знатока античности, вполне можно довериться. Вместе с тем

в философии XX в. высоко оценивается попытка Хайдеггера

раскрыть греческие корни современного мышления.

Даже судьбу современной техники он склонен возводить к гречес-

ким образцам ";технического делания";. Стимул к выдвижению на пер-

вый план онтологического вопроса, вопроса о бытии, Хайдеггер также

находил в античной философии. Уже в лекциях об Аристотеле была

четко заявлена бытийственная тематика: ";Предмет философского воп-

роса - это человеческое Dasein, которое этим вопрошанием побужде-

но ответить на вопрос о характере своего бытия"; '^

Однако именно от греков, подчеркивает Хайдеггер, ведет свое про-

исхождение та поистине злая судьба метафизики, которая в конечном

счете и приводит к глубокому недовольству ею, к попыткам ее преодо-

ления. Дело в том, что метафизика, ";расследуя"; сущее, ";остается при

сущем и не обращается к бытию как бытию... Метафизика думает,

поскольку она представляет всегда сущее как сущее, не о самом бы-

тии. Философия не сосредоточена на своем основании"; ";. Вот почему,

согласно Хайдеггеру, на протяжении всей истории метафизики от Анак-

симандра до Ницше ";истина бытия остается скрытой'";";. То, что в

метафизике именовалось бытием, на самом деле всегда было только

сущим. Странная подмена бытия на сущее - не следствие халатности

мышления и небрежности речи. ";Забвение бытия"; есть роковая

судьба метафизики. Вот почему современное ";преодоление"; мета-

физики законно. <Мысль, попытка которой была сделана в ";Бытии и

времени"; (1927), выходит на путь так понятого преодоления метафи-

зики>, - отмечает Хайдеггер'";. (Этот мотив деструкции метафизики

у Хайдеггера затем подхватили французские философы.) Но у Хай-

деггера ";преодоление"; метафизики в конце концов оказывается ее

новым утверждением (или ее де-конструкцией, как показали совре-

менные французские последователи Хайдеггера). Причина живучести

метафизики проста: <Выход за пределы сущего совершается в самой

основе нашего бытия. Но такой выход и есть метафизика в собствен-

ном смысле слова. Тем самым подразумевается: метафизика принад-

лежит к ";природе человека";. Она не есть ни раздел школьной фило-

софии, ни область прихотливых интуиций. Метафизика есть основное

событие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие> ^.

Итак, вопрос о метафизике Хайдеггер не только переносит в плос-

кость темы бытия, но и почти отождествляет с нею.

Бытие и ничто. Бытие и ужас

Неклассический характер хайдеггеровской метафизики и, соответ-

ственно, онтологии, а также отход от направленной против психоло-

гизма феноменологии Гуссерля наиболее отчетливо воплотился в том,

что в ";аналитику бытия"; оказались включенными такие понятия, ко-

торые раньше по принципиальным соображениям исключались из фи-

лософской онтологии и отдавались на откуп психологии эмоций или

поэзии - страх, забота, ужас, покинутость, смерть и т.д. Между тем

Хайдеггер придал им и другим родственным понятиям метафизичес-

кий, онтологический статус. Сколь нестандартно Хайдеггер это дела-

ет, можно видеть из текста упомянутого ранее доклада ";Что такое

метафизика?"; - доклада, который Хайдеггер дерзнул прочитать 24

июля 1929 г. на общем собрании естественнонаучных и гуманитарных

факультетов Фрейбургского университета.

К вопросу о метафизике, вынесенному в заголовок, Хайдеггер по-

началу движется обходным путем. Он начинает с выяснения предназ-

начения наук: научная теория обращена к сущему. ";Исследованию

подлежит сущее и более - ничто, одно сущее и кроме него - ничто;

единственно сущее и сверх того - ничто"; ";. И тут же Хайдеггер, как

бы забыв о науке и даже привычных темах метафизики, переходит к

проблеме Ничто. ";Где нам искать Ничто? Как нам найти Ничто? ...Как

бы ни обстояло дело. Ничто нам известно, хотя бы просто потому, что

мы ежечасно походя и бездумно говорим о нем... Ничто есть полное

отрицание совокупности сущего ";";. Когда мы нападаем на след Нич-

то? Когда нас охватывает глубокая тоска, ";бродящая в безднах наше-

го бытия";. <Бывает ли в нашем бытии такая настроенность, которая

способна приблизить его к самому Ничто? Это может происходить и

происходит - хотя достаточно редко, только на мгновения - в фун-

даментальном настроении ужаса. Под ";ужасом"; мы понимаем здесь

не ту слишком частую способность ужасаться, которая по сути дела

сродни избытку боязливости. Ужас в корне отличен от боязни... Ужа-

сом приоткрывается Ничто> ^.

Сущее впервые приоткрывается благодаря сопоставлению с Нич-

то: оно раскрывается именно как Сущее, а не как Ничто. ";Только на

основе изначальной явленности Ничто человеческое присутствие спо-

собно подойти к сущему и вникнуть в него... Человеческое присут-

ствие означает выдвинутость в Ничто"; ^. И лишь после таких живопи-

саний роли Ничто Хайдеггер переходит к коренному для него вопросу

о метафизике. Но теперь проблемы метафизики приобретают новое

измерение: ";Выдвинутость нашего бытия в Ничто на основе потаенно-

го ужаса есть перешагивание за сущее в целом: трансценденция. Наше

вопрошание о Ничто призвано продемонстрировать нам метафизику

саму по себе";";. Связывая категории бытия и ничто, Хайдеггер по

праву вспоминает о гегелевской диалектике бытия. Но именно здесь

высвечивается и отличие хайдеггеровской экзистенциальной аналити-

ки от диалектики категорий Гегеля. Последнему не требуется прибе-

^ll

гать ни к человеческому бытию, ни к ";экзистенциалам"; вроде ужаса,

чтобы постулировать диалектическое тождество и различие бытия и

ничто. Для Хайдеггера же диалектика бытийных категорий опосреду-

ется Dasein, т.е. человеческим бытием-вопрошанием, бытием-экзистен-

цией и, как мы теперь установили, погружением в Ужас, без которо-

го, как полагает Хайдеггер, невозможна метафизика - независимо от

того, задумываются ли об этом и отдают ли себе в этом отчет люди,

рассуждающие метафизически. Кроме того, если у Гегеля чистое бы-

тие и чисто ничто - быстро проходимая логической мыслью ступень-

ка большой лестницы, то у Хайдеггера Бытие, скрепленное теперь с

Ничто, помещены в самом центре метафизики. Не только метафизи-

ка, но и наука, подчеркивает Хайдеггер, имеет отношение к Ничто:

";наше научное бытие возможно только в том случае, если оно заранее

уже выдвинуто в Ничто... Только благодаря открытости Ничто наука

способна сделать сущее как таковое предметом исследования. Только

когда наука экстатирует, отталкиваясь от метафизики, она способна

снова и снова отстаивать свою сущностную задачу, которая не в со-

бирании и упорядочении знаний, а в размыкании, каждый раз заново

достигаемом, всего пространства истины и истории";^.

Наука, согласно Хайдеггеру, рождается только тогда, когда чело-

века захватывает ";отчуждающая странность сущего";, когда она про-

буждает в человеке удивление. <Только на основе удивления - т.е.

открытости Ничто - возникает вопрос ";почему?";>... Только благода-

ря нашей способности спрашивать и обосновывать для нашей экзис-

тенции становится доступна судьба исследователя";";. Для философии

же особенно существенна эта способность человека и человечества к

";своеобразному скачку";, в котором наша собственная экзистенция

посвящается сущностным возможностям человеческого бытия в целом.

Основной вопрос метафизики получает новую формулировку: ";по-

чему вообще есть сущее, а не, наоборот, Ничто?"; ^

Таковы основные аспекты учения Хайдеггера о бытии и ничто, как

оно было сформулировано уже в ранних сочинениях. В более поздних

работах Хайдеггера на первый план выдвигается проблематика целост-

ного Бытия, по отношению к которому человек - лишь несамостоя-

тельная, зависимая часть. Здесь - суть того поворота (Kehre), кото-

рый обозначился в раздумьях Хайдеггера военного времени и полу-

чил свое выражение в произведениях послевоенного периода.

Проблемы бытия, техники, языка

у позднего Хайдеггера

";Поворот"; (Kehre)

После написания ";Бытия и времени"; Хайдеггер в течение несколь-

ких десятилетий вновь и вновь обращался к вопросу о соотношении

Dasein и бытия, экзистенции и бытия, все более глубоко и решительно

подвергая ревизии свою прежнюю позицию. Так, еще в лекциях и

набросках конца 30-х годов (которые, кстати, в переработанном виде

вошли в послевоенные сборники ";Holzwege"; и ";Wegmarken";) Хайдег-

гер подчеркивал:

знаком ";антропологического";, ";субъективистского"; и "; индивидуалис-

тического";...>^. Это значит, что ";Бытие и время"; было сосредоточено

на вопросе о человеке как осуществляющем ";набросок бытия";, т. е. на

антропологическом аспекте (S. 299). Что могло, продолжает Хайдег-

гер, навести на ложную мысль, будто вопрос о Dasein и, соотвествен-

но, о бытии (Sein) следует решать лишь обращаясь к человеку. Меж-

ду тем центральный для Da-sein момент ";Da"; ";в качестве события

исходит от самого бытия"; (ereignet vom Seyn selbst) (Ibid.). (Хайдег-

гер со временем прибегает к старинному написанию немецкого слова,

означающего бытие - Seyn, стараясь подчеркнуть его метафизичес-

ки-изначальное значение.)

Итак, акценты все более переносятся с философско-антропологи-

ческого к метафизическому, онтологическому пониманию Dasein и дру-

гих категорий хайдеггеровской философии. В конце 40 - начале 50-Х

годов этот ";поворот"; (Kehre) становится все более отчетливым. Его

суть может быть выражена словами Хайдеггера: ";Бытие требует чело-

века, чтобы осуществиться самим собою среди сущего и сохраняться в

качестве бытия"; ^. ";Или: существо человека в том, чтобы быть храни-

телем, который ходит за существом бытия, обдуманно сберегая его.

Только когда человек как пастух бытия ходит за истиной бытия, он

может желать и ждать прихода события бытия, не опускаясь до пус-

той любознательности";^'.

Итак, в философии Хайдеггера после ";поворота"; на первый план

выдвигается уже не антропологизированное Dasein, бытие-сознание, а

бытие как таковое (Seyn). Соответственно, существенно меняется стиль

и характер онтологии Хайдеггера. Философское исследование бытия

как бы дробится, двигаясь по некоторым магистральным для мысли-

теля путям. Все они, вместе взятые, все более актуализируют мышле-

ние Хайдеггера, обращающееся к острейшим социально-философским

вопросам. Парадокс и противоречие, однако, состоит в том, что хай-

деггеровская философия не избавляется от причудливой стилистики

сложнейшего по языку и образам философско-поэтического повество-

вания. Охарактеризуем главные проблемные узлы философии позднего

Хайдеггера.

Вопрос о технике. ";Мы ставим вопрос о технике и хотели бы тем

самым подготовить возможность свободного отношения к ней. Сво-

бодным оно будет, если откроет наше Dasein для сущности техники.

Встав вровень с этой сущностью, мы сумеем охватить техническое в

его границах";^. Сущность техники Хайдеггер определяет следующим

образом: всякое (техническое) произведение ";выводит из потаенности

в открытость";. Именно это ";событие произведения"; греки именовали

словом ";алетейя";. Итак, сущность техники расположена в области,

где ";сбывается"; алетейя, где светится истина^. Современная техника

- тоже раскрытие потаенного. По у нее есть специфическая - и

опасная - особенность: ";Царящее в современной технике раскрытие

потаенности есть производство, ставящее перед природой неслыхан-

ное требование быть поставщиком энергии...";^";. Например, на Рейне

поставлена гидроэлектростанция. Но она ";не встроена в реку так, как

встроен старый деревянный мост, веками связывавший один берег с

другим. Скорее река встроена в электростанцию";^.

Сущность техники Хайдеггер определяет через слово ";постав";,

который означает особый ";вызов"; - человек сосредотачивается на

";поставлении того, что выходит из потаенности, в качестве состояще-

го-в-наличии. Постав становится миссией человека";. Но это влечет за

собой крайнюю опасность, ибо втянутость в непрерывное ";поставляю-

щее производство"; ";толкает человека на риск отказа от своей свобод-

ной сущности"; ^.

Если Хайдеггер и видит надежду на сдерживание опасностей, ис-

ходящих от современной техники, то эта надежда связана скорее не с

самим техническим деланием. Мыслитель апеллирует к тому, что сло-

вом ";техне"; у греков обозначались не только техника, но и изящные

искусства. И поэтому Хайдеггер считает спасительным обращение во-

вне техники, например к искусству или к философскому размышле-

нию. Правда, Хайдеггер высказывает эту, по-видимому, утопическую

надежду без всякой уверенности. ";Дано ли искусству осуществить эту

высшую возможность своего существа среди крайней опасности, ник-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии Запад - Россия - Восток (1)

    Книга
    Историяфилософии: Запад - Россия - Восток. Книга 4: Философия XX В. уч. для ВУЗов. под ... Ч. Тейлор. Основные области его исследований - историяфилософии, социальная философия, философия морали и культуры. К числу его ...
  2. История философии Запад - Россия - Восток (2)

    Документ
    Историяфилософии: Запад - Россия - Восток. кн. 2: философия XV - XIX вв. уч. для ... через историю, а история осмыслена лишь через христианство, - так полагал Чаадаев. Россия, "заблудившаяся" между Востоком и Западом ...
  3. История философии запад-россия-восток

    Конспект
    ... . zz - Аннотация zzz - Запас ИСТОРИЯФИЛОСОФИИ: ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК книга вторая: Философия XV-XIX вв. Под ... через историю, а история осмыслена лишь через христианство, — так полагал Чаадаев. Россия, "заблудившаяся" между Востоком и Западом ...
  4. ИсториЯ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКА В РОССИИ XIX–XX вв

    Монография
    ... видно на примере изложения всемирной историифилософии в трехтомнике «Историяфилософии. ЗападВостокРоссия», содержательно выдержанном в духе классического ...
  5. История философии (2)

    Документ
    ... . М., 1989. Историяфилософии: Запад-Россия-Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995-1999. Кн. 1-4. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Новосибирск ...

Другие похожие документы..