Главная > Книга


";Ежегоднике философии и феноменологических исследований"; появи-

лось первое крупное сочинение Хайдеггера ";Бытие и время";, которо-

му суждено было стать одним из самых значительных философских

произведений XX в. И вот тут обнаружилась другая сторона дела:

Хайдеггер выказал себя самостоятельным исследователем, создавшим

свой вариант феноменологии. Двумя годами позже, в 1929 г., Гус-

серль (видимо, впервые) внимательно изучил ";Бытие и время";; на

полях книги он оставил резкие критические замечания и возражения.

С 1928 г. Хайдеггер был профессором во Фрайбурге, сменив на этом

посту Гуссерля, ушедшего в отставку по возрасту.

Одна из самых трудных проблем жизни и творчества Хайдегге-

ра-его временный союз с национал-социализмом. В литературе о Хай-

деггере не прекращаются споры. Одни авторы (В. Фариас, X. Отт,

Ю. Хабермас, Д. Томэ и др.) считают, что альянс с национал-социа-

лизмом был тяжким грехопадением Хайдеггера (в котором он, как

уже отмечалось, ни разу публично не покаялся) и что это грехопаде-

ние не случайно, а обусловлено духовно-идеологическим заигрывани-

ем философа с националистическими идеями ";земли и крови";, близ-

кими нацизму. Другие известные исследователи (Г.-Г. Гадамер, О.Пёг-

гелер и др.), не отрицая того, что союз с нацизмом был непроститель-

ным, не связывают его сколько-нибудь прочно с философией Хайдег-

гера. Кроме того, они подчеркивают, что сотрудничество с нацизмом

было кратковременным. А дело обстояло так. В 1933 г. Хайдеггер

принял на себя пост ректора Фрейбургского университета, позволив

нацистам оттеснить ранее уже избранного на этот пост Моллендорфа,

ученого демократических убеждений. По версии М. Хайдеггера и его

жены, Моллендорф сам настойчиво просил Хайдеггера занять ректор-

ский пост. Как бы то ни было, остается вопрос: почему Хайдеггер

сотрудничал с наци? Возможно, Хайдеггер еще не знал, чем обернется

нацизм для Германии. Но он не мог не знать, что в силу уже вступили

расистские законы, что университет был ";освобожден"; от ученых ";не-

арийского происхождения";. Гуссерль, которому было запрещено по-

сещать университет, именовать себя немецким ученым, был глубоко

возмущен поступком Хайдеггера. В одном, однако, защитники Хай-

деггера правы: в феврале 1934 г. Хайдеггер перестал быть ректором;

он практически не участвовал в политической жизни, хотя и продол-

жал преподавание. (В нацистской партии он состоял с 1933 по 1945 г.)

Время нацизма отнюдь не способствовало расцвету творческих сил

Хайдеггера. Публикаций почти не было. Хайдеггер изредка выступал

с докладами, причем по большей части за границей и в основном на

эстетические темы (";О происхождении произведений искусства"; -

доклад 1936 г. в Цюрихе; ";Гёльдерлин и сущность поэзии"; - доклад

того же года в Риме). Однако Хайдеггер читал обширные курсы лекций.

(Подготовительные и связанные с ними рукописные материалы теперь

опубликованы и продолжают публиковаться в Полном собрании

сочинений Хайдеггера. Примером может служить 65-й том этого из-

даний, относящийся к 30-м годам и содержащий так называемые

Beitrage zur Philosophic (vom Ereignis).) В 1936-1940 гг. были, в

частности, прочитаны лекции о Ницше, в которых, как отмечают ис-

следователи, философ предложил свое толкование ницшеанства, от-

личавшееся от нацистских версий. Есть свидетельства того, что геста-

по, подозревавшее Хайдеггера в нелояльности, вело за ним наблюде-

ния. За временное сотрудничество с наци Хайдеггера после войны

ждала расплата - запрет на преподавание в университетах, который

длился с 1945 по 1951 г. После этого возобновилась его профессорская

деятельность во Фрайбургском университете. С 50-х годов публикова-

лись сочинения Хайдеггера: ";Лесные просеки"; (Holzwege) (1950); ";Вве-

дение в метафизику"; (1953); ";Что значит мыслить?"; (1954); ";Что это

такое философия?"; (1956); ";Предложение об основании"; (1957); ";Ниц-

ше";, 2 тома (1961); сборники статей (";На пути к языку"; (1959);

Wegmarken (1967) и др.). Популярность философа быстро росла. Хай-

деггер умер 26 мая 1976 г. и похоронен в родном городе Мескирх.

Сегодня Хайдеггер - один из самых известных и почитаемых клас-

сиков философии XX в. Публикуются многотомное собрание его со-

чинений, ежегодники ";Хайдеггеровские штудии";; литература о Хай-

деггере поистине неисчерпаема.

Основные идеи философии М. Хайдеггера

Начала и истоки

Один из основателей современной герменевтики Г.-Г. Гадамер так

писал о Хайдеггере, удачно подытоживая и основные темы, и главные

истоки, и линии влияния его философствования: <Мыслитель такого

масштаба как Хайдеггер дает достаточно материала для того, чтобы

его значение и его влияние были рассмотрены под разными углами

зрения. Здесь и дальнейшее развитие им понятия экзистенции кьерке-

горовского оттенка, и его анализ страха и бытия к смерти, который

оказал большое воздействие на протестанстскую теологию 20-х годов,

а также и данное Хайдеггером первое истолкование Рильке. Здесь и

происшедший в 30-е годы ";поворот"; (Kehre) Хайдеггера к Гёльдерли-

ну... Здесь - грандиозный и противоречивый набросок единого тол-

кования Ницше, благодаря которому в первый раз были продуманы в

их целостности воля к власти и вечное возвращение того же. Тут и

(возникшее особенно в период второй мировой войны) толкование

Хайдеггером западной метафизики и ее размывания в век универсаль-

ной техники как забвения бытия (das Geschick der Seinsvergessenheit)

- и за всем этим постоянно ощущается некая тайная теология скры-

того бога. 1. Равным образом многообразие аспектов дела и влияния

Хайдеггера, как и единство пути, на который он вступил, ни в одной

теме не артикулировано так отчетливо, как в вопросе об отношении

Хайдеггера к грекам>^.

В другом контексте Гадамер, Хорошо знавший философию Хай-

деггера и прошедший его школу, указывал на такие важные истоки

хайдеггерианства как продумывание ";послания"; средневековой мыс-

ли и конечно переосмысление феноменологии Эдмунда Гуссерля. Что

касается философии нового времени, то здесь на первый план высту-

пает истолкование Хайдеггером философии Канта и Гегеля.

Весьма существенно, что учение Хайдеггера принадлежит к числу

форм философствования, на возникновение которых значительное вли-

яние оказали национальные немецкие корни - немецкая историчес-

кая судьба, немецкая культура, богатство немецкого языка, ставшего

IT- №

^

одним из главных ";героев"; в произведениях Хайдеггера. Художествен-

ная литература, и прежде всего поэзия, была воспринята и осмыслена

Хайдеггером в ее глубокой внутренней философичности, повлияла на

неповторимый стиль произведений великого немецкого мыслителя. Не-

мецкий философ О.-Ф. Больнов, также принадлежавший к экзистен-

циалистскому направлению, справедливо заметил: трудно решить,

мыслит ли Хаидеггер в поэтической форме или он ";поэтизирует"; в

форме мыслительной (dichterisch denkt oder denkerisch dichtet).

Особое влияние на возникновение и формирование мысли Хайдег-

гера оказала также и весьма широкая популярность экзистенциальной

философии в Германии в период между двумя мировыми войнами.

Раньше других в этой стране экзистенциальные мотивы систематизи-

ровал и философски выразил Карл Ясперс. <Слово ";экзистенциаль-

ный";, - отмечал Г.-Г. Гадамер, - сделалось в конце 20-х годов мод-

ным словом. То, что не было экзистенциальным, не принималось в

расчет> ^ А мода эта возникла не случайно.

Как говорилось ранее, глубокий кризис европейской культуры и

самого бытия европейского человечества заставил многих мыслящих

людей того времени задуматься над обусловленной самим ходом исто-

рии сменой духовных ориентиров и ценностей, затрагивающей мир

жизни, ощущений, ориентаций индивида, т. е. само его существова-

ние.

В начале 20-х годов Хаидеггер познакомился с Ясперсом и его

ранними экзистенциалистскими размышлениями. Сам Хаидеггер тог-

да уже начал свое движение по самостоятельно выбранным траектори-

ям мысли. Он подхватил, радикализировал и преобразовал экзистен-

циальные мотивы философии Ясперса и основанное на них критичес-

кое отношение к классической мысли и культуре. Кажется, Хайдегге-

ру в то время не были известны более ранние варианты экзистенци-

ального философствования Н. Бердяева и Л. Шестова. Но он сам

признавал глубокое влияние творчества Л. Толстого и Ф. Достоевско-

го на его философию. (Так, иллюстрацией к ";экзистенциалу"; смерти

Хаидеггер сделал рассказ Л. Толстого ";Смерть Ивана Ильича";.)

Еще одним истоком хайдеггеровского философствования стала фи-

лософия жизни В. Дильтея. Интерес к теме и понятию жизни, про-

бужденный философией Ницше, дополнился почерпнутым у Дильтея

стремлением - сообщить жизни, бытию измерение историчности, ко-

торое, по мнению Хайдеггера, было, по существу, упущено метафизи-

кой нового времени. Критически относясь к марксизму, Хаидеггер впос-

ледствии подчеркивал, что у философии К. Маркса есть преимуще-

ство перед другими теориями, и оно состоит в анализе истории и исто-

ричности, в попытке проникнуть в ";сущностное измерение истории"; '.

Становление оригинального философского учения Хайдеггера было

сложным и противоречивым процессом. Прежде чем его первые ре-

зультаты воплотились в ";Бытии и времени";, мысль Хайдеггера поис-

тине драматически соприкасалась с наиболее важными парадигмами

тогдашней философии - и отталкивалась от них, устремляясь на по-

иск новых оснований философствования.

Время, история, жизнь, бытие

(становление концепции Хайдеггера)

В 1916- 1919 гг. Хайдеггер испытал особенно сильное влияние фи-

лософии Дильтея. Он стремился к тому, чтобы - в духе Дильтея -

помыслить человека, во-первых, ";во всей полноте его жизненных сил";

и, во-вторых, рассмотреть его как практически-деятельное существо.

Внимание ко второму аспекту было обусловлено не только рецепцией

философии Дильтея, но и теологическими корнями хайдеггеровской

философии. В-третьих, в соотвествии с двумя названными выше ин-

тенциями философии Хайдеггера, человек, будучи практически-дея-

тельным существом, должен быть понят как уже изначально включен-

ный в ту самую среду, в которой он действует, т. е. как уже находя-

щийся в мире, действующий в истории.

Другая духовная тенденция, переосмысление которой сыграло ре-

шающую роль в первом повороте Хайдеггера от ";чистого сознания"; к

жизни: в 1918-1919 гг. Хайдеггер, находясь под сильным влиянием

Кьеркегора, теолога Карла Барта и, косвенно, идущей из XIX в. тра-

диции поисков ";исторического христианства"; (А. Гарнак, Э. Ренан),

обращается к проблематике раннего христианства, где находит вдох-

новившее его понимание времени. Время ранних христиан не поддает-

ся исчислению и измерению (что ";работает"; против концепции абсо-

лютного времени, служащего системой координат мировых событий).

В ожидании Второго пришествия Христа бессмысленно высчитывать,

когда оно произойдет. Решающим становится тот самый эсхатологи-

ческий момент (Augenblick), в котором находится человек благодаря

своей вере. Так со временем оказывается связанной ситуация верую-

щего. Различать ";знамение времени"; (Евангелие от Матфея, 16, 3)

верующий сможет лишь тогда, когда перестанет относиться к Слову

Нового завета как к чему-то ";бывшему"; и отделенному от него стеной

столетий. Верующий должен дать божественному Слову ";прозвучать";

в своей душе. Но как раз это и снимает дистанцию объективного

времени.

Пристальное внимание к вопросу о времени по сути означает рас-

тущий интерес Хайдеггера к теме бытия и ее новой интерпретации.

Начиная с 1921 г. Хайдеггер все в большей степени пытается опреде-

лить ";фактическую жизнь";, жизнь человека, через ее бытийный смысл.

Объясняя позже возрастание в своей философии роли бытийной про-

блематики, Хайдеггер замечает: ";Я сначала должен был с чрезвычай-

ной интенсивностью броситься (losgehen) на фактическое, чтобы во-

обще получить Фактичность как проблему"; \ Это очень важная смена

акцентов. Говоря теперь не о фактическом, а о Фактичности, Хайдег-

гер тем самым ставит вопрос не о тех различных формах, в которых

проявляется бытие человека, но вопрос: что есть бытие человека

само по себе?

Но и это еще не последняя степень радикализации вопроса. Чело-

век есть сущее (т. е. существующий) наряду с другими сущими (жи-

вотные, растения, предметы неорганической природы). Безусловно,

способ, каким существует человек, отличается от способов существо-

вания другого сущего. Однако если даже мы и задаемся целью выяс-

нить эту особенность и спрашиваем, в чем же заключается особен-

ность бытия человека, мы еще недостаточно основательны в наших

поисках. Мы не спрашиваем: что есть бытие само по себе?

Соответственно, считает Хайдеггер, проблемам времени и истории

должно быть придано более глубокое измерение. Какова же связь между

временным характером жизни человека и временем в более глубинном

смысле? Поскольку о человеке и человеческой жизни Хайдеггер, на-

чиная с 1923 г., предпочитает говорить, употребляя термин Dasein,

тем самым подчеркивая особый бытийный характер человеческой сущ-

ности, то очевидной становится необходимость выявить связь между

Dasein, а также бытием как таковым, т. е. Sein, и временем. Так вла-

стно заявляет о себе проблематика, осмысление которой толкало Хай-

деггера к созданию ";Бытия и времени";. Однако на пути к этому цен-

тральному произведению Хайдеггер должен был определить свое весьма

непростое отношение к феноменологии Э. Гуссерля. А это снова же

означало озабоченность проблемой времени.

Ведь уже в начале XX в. Гуссерль создал и подробно развил тео-

рию сознания как формирующегося во временном потоке. На основе

лекций, прочитанных Гуссерлем в 1904- 1905 гг. в Геттингенском уни-

верситете, возник текст - ";Лекции о внутреннем сознании времени";.

(Именно Хайдеггер позднее, в 1928 г., станет его издателем.) Суще-

ственно отметить, что еще в 1917 г. ассистентка Гуссерля Эдит Штайн

- при постоянном участии самого метра - подготовила гуссерлевс-

кие материалы для печати. Они, несомненно, были доступны учени-

кам и ассистентам Гуссерля. Вплоть до ";Бытия и времени"; этот тон-

чайший анализ Гуссерлем времени сознания и сознания времени был

для Хайдеггера внутренним стимулом и вызовом. Гуссерль нанес удар

по объективистским концепциям времени. Однако чем дальше тем

больше нарастал протест Хайдеггера против трансценденталистской

концепции Гуссерля, в частности, против упорного нежелания учите-

ля принять в феноменологию истористские измерения. В статье ";Фи-

лософия как строгая наука"; Гуссерль подверг резкой критике исто-

ризм Дильтея. По-видимому, эта критика вызвала у Хайдеггера про-

тивоположную реакцию; и вторая половина 10-х годов во многом про-

шла в хайдеггеровском становлении ";под знаком Дильтея";. Впрочем,

это не было единственным пунктом размежевания раннего Хайдеггера

с основателем феноменологии. Рассмотрим данную проблему подробнее.

2- 519

Феноменология и онтология

Итак, отношение Хайдеггера к феноменологии Гуссерля было весьма

противоречивым. С одной стороны, Хайдеггер прошел школу Гуссер-

ля и сам не раз говорил о том, что феноменология - в единстве с

онтологией - лежит в основании его философствования. С другой

стороны, гуссерлевская феноменология подвергается в учении Хай-

деггера существенной трансформации и, по мере эволюции хайдегге-

ровской концепции, играет в ней, по-видимому, все менее значитель-

ную роль. И все-таки вряд ли возможно обоснованно отрицать фено-

менологические генезис и смысл ряда идей и раннего, и позднего Хай-

деггера. Вместе с тем в 20-30-х годах в истории философии появи-

лась и новая для феноменологии проблема - проблема влияния на

позднее гуссерлианство идей и предпосылок экзистенциального фило-

софствования, с которым Гуссерль сталкивался в основном благодаря

дискуссиям с Хайдеггером и знакомству с рядом его сочинений.

Какие идеи феноменологии оказались для Хайдеггера наиболее важ-

ными? Хайдеггер прежде всего воспринял кардинальную идею фено-

менов и феноменологического метода, с особым сочувствием отнесясь

к ";Логическим исследованиям"; Гуссерля. В тексте 1953- 1954 гг. ";Из

диалога о языке между японцем и спрашивающим"; Хайдеггер вспоми-

нал о начале 20-х годов: <В те годы я как ассистент Гуссерля регуляр-

но читал каждую неделю с господами из Японии первое большое про-

изведение Гуссерля, ";Логические исследования";. Сам учитель к тому

времени уже не слишком высоко расценивал эту свою появившуюся

на рубеже веков работу. У меня, однако, были свои основания, поче-

му для целей введения в феноменологию я отдавал предпочтение ";Ло-

гическим исследованиям";. И учитель с великодушным терпением от-

несся к моему выбору> ^ Предпочтение, оказанное ";Логическим ис-

следованиям";, было связано с включением в самое их ткань принци-

пов феноменологической работы: любая тема и проблема возводилась

к ";данностям сознания";, к феноменам; интенциональность и ее пред-

метности изначально оказывались структурами и предметностями со-

знания. Хайдеггера, однако, привлекал и брошенный Гуссерлем ло-

зунг ";Назад к самим вещам!"; При этом он полагал, что основатель

феноменологии не выполнил собственного призыва - он возвратил

философию лишь к ";онаученным";, логизированным очевидностям

сознания, а не к истинно изначальным его данностям. Так развертыва-

лось кардинальное размежевание между Хайдеггером и Гуссерлем.

Об отношении раннего Хайдеггера к феноменологии можно судить

по текстам его лекций, прочитанных в Марбурге в 1923-1924 гг. и

опубликованных под заголовком ";Введение в феноменологическое ис-

следование"; в 17-м томе Полного собрания сочинений.

Излагая свое понимание термина ";феноменология"; (впервые по-

явившегося в XVIII в. в работе немецкого просветителя Ламберта,

принадлежавшего к школе Христиана Вольфа), Хайдеггер обращает

внимание на следующие моменты. Греческое слово фап^оце^ог означа-

ет нечто, что себя ";показывает";, раскрывает (корень фа связан с фй?,

что значит свет или яркость, ясность, блеск). Углубляясь в греческую

этимологию, обращаясь к текстам Аристотеля, Хайдеггер приходит к

выводу: феномен есть не что иное, как ";превосходный способ нали-

чия, присутствия сущего"; (Anwesenheit von Seienden)^, его способ-

ность показывать, обнаруживать самого себя. С этим у Аристотеля

связано также понятие ";логос"; в его особом значении, подчеркивает

Хайдеггер: эта способность себя обнаруживать есть бытийная возмож-

ность человечской жизни (Daseinsmoglichkeit). Впоследствии, в ";Бы-

тии и времени";, Хайдеггер еще определеннее разъяснит смысл поня-

тия ";феномен"; и самое суть феноменологической работы. Если тради-

ционная философия понимала ";феномен"; отрицательно - как нечто

кажущееся, как видимость, не совпадающую с тем, что есть на самом

деле, то Хайдеггер (в принципе следуя установкам феноменологии

Гуссерля), на первый план выдвигает феномен в его позитивном, а

именно ";раскрывающем";, значении по отношению к сути, к самому

бытию. Так, в § 7 ";Бытия и времени"; (А. Понятие феномена) он вновь

подчеркивает, что исходное, ";терминологически позитивное"; значе-

ние греческого (jxn.v&\iei>ov - ";само-по-себе-себя-показывающее"; (";ка-

жущее";, как переводит Zeigende В. Бибихин). Феномены толкуются

как то, что как бы лежит на свету или может быть выведено на свет.

Несомненно, Гуссерлю и Хайдеггеру с помощью концепции феноме-

нов удалось напасть на след важнейшего свойства человеческого со-

знания - его способности ";выводить на свет"; происходящее в не за-

висящей от сознания действительности, а не только скрывать ее суще-

ственные свойства (на что упирали Кант и другие трансценденталис-

ты, используя, казалось бы, родственное понятие ";явления";). Но вер-

немся к ";Введению";.

Хайдеггер подвергает оценке и конкретному исследованию гуссер-

левскую феноменологию. <Исследование, которое мы обозначаем как

феноменологию, впервые явилось на свет под примечательным заго-

ловком ";Логические исследования";. Они двигались в рамках тради-

ционной дисциплины, именуемой логикой> (S. 59). Гуссерль, разъяс-

няет Хайдеггер, намеревался создать что-то вроде учебника логики,

но по существу он попытался привести предметные области этой дис-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии Запад - Россия - Восток (1)

    Книга
    Историяфилософии: Запад - Россия - Восток. Книга 4: Философия XX В. уч. для ВУЗов. под ... Ч. Тейлор. Основные области его исследований - историяфилософии, социальная философия, философия морали и культуры. К числу его ...
  2. История философии Запад - Россия - Восток (2)

    Документ
    Историяфилософии: Запад - Россия - Восток. кн. 2: философия XV - XIX вв. уч. для ... через историю, а история осмыслена лишь через христианство, - так полагал Чаадаев. Россия, "заблудившаяся" между Востоком и Западом ...
  3. История философии запад-россия-восток

    Конспект
    ... . zz - Аннотация zzz - Запас ИСТОРИЯФИЛОСОФИИ: ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК книга вторая: Философия XV-XIX вв. Под ... через историю, а история осмыслена лишь через христианство, — так полагал Чаадаев. Россия, "заблудившаяся" между Востоком и Западом ...
  4. ИсториЯ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКА В РОССИИ XIX–XX вв

    Монография
    ... видно на примере изложения всемирной историифилософии в трехтомнике «Историяфилософии. ЗападВостокРоссия», содержательно выдержанном в духе классического ...
  5. История философии (2)

    Документ
    ... . М., 1989. Историяфилософии: Запад-Россия-Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995-1999. Кн. 1-4. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Новосибирск ...

Другие похожие документы..