Главная > Книга


нудительного"; знания в познавательный мир входят такие феномены

как недостоверность, вероятность или невероятность^. Исследовате-

ли с определенным правом отмечают, что предпосылкой для критики

науки и научности служит у Ясперса созданный самим мыслителем

образ лишь ";принудительного";, общезначимого научного знания, не

отвечающий современному пониманию, которое отводит большую роль

в науке гипотезам, вероятностному знанию^.

Тем не менее ригористический образ науки и научности был нужен

Ясперсу для того, чтобы утвердить свое понимание философии как

особого вида знания-веры, отличного от науки и научности. Если ис-

тина в науке может быть отделена от человека, то философская исти-

на от человека неотделима. Она помогает понять человеческое суще-

ство и человеческий мир глубже, чем это способны сделать все науки

вместе взятые. Однако было бы неправильно, замечает Ясперс, пре-

увеличивать значение философии и всякого теоретического знания для

практической деятельности человека и человечества. Принимает ре-

шение, действует и несет за это ответственность сам человек ^. Но

философия также имеет важные практические функции.

Идеи и категории философии Ясперса, на первый взгляд абстрак-

тно-метафизические, тем не менее близко соприкасаются в работах

философа с коренными экзистенциальными вопросами, такими как

жизнь, смерть, смысл жизни, выбор, судьба, ответственность, и с со-

циально-политическими проблемами, такими как демократия, закон-

ность, права и свободы личности. ";Обособление философского мыш-

ления - как якобы спекулятивного, мечтательного, утопического...

- от мышления о реальности... я считаю ложным";";.

Пример связывания философии с политикой - участие Ясперса в

осмыслении послевоенного состояния Германии, о чем раньше уже

отчасти шла речь. Сделавши понятие ";вины"; одной из категорий своей

экзистенциальной философии (и различив криминальную, политичес-

кую, моральную и метафизическую вину), Ясперс в послевоенной Гер-

мании был одним из тех, кто остро и бескомпромиссно поставил воп-

рос о ";немецкой вине";. В отличие, например, от Хайдеггера (который

сотрудничал с фашистами и никогда публично в том не покаялся),

Ясперс ничем не запятнал себя в годы гитлеризма. Более того, как

отмечалось, он подвергался преследованиям, был отлучен от препода-

вания и лишен возможности публиковать свои работы. А вот после

войны, настаивая на необходимости покаяния нации, признания и осоз-

нания ";немецкой вины";, Ясперс включал в число виноватых и самого

себя - уже потому, что сохранил жизнь, когда миллионы людей встре-

тили насильственную смерть. Он говорил: ";мы виноваты";, ";наша вина";.

";За двенадцать лет с нами произошло что-то, что было как бы пере-

плавкой нашей сущности... То, что мы выжили, это как чудо... И мы

хотим заслужить спасенную нам жизнь"; ^. Для философии Ясперса

характерны подобные конкретно-исторические размышления о совре-

менной истории, тесно связанные с социально-философскими диагно-

зами ";нашей эпохи";, а эти последние - с самыми широкими фило-

софско-историческими обобщениями.

Ясперс об истории и ";осевом времени";

В послевоенные годы Ясперс, с одной стороны, с растущей трево-

гой предупреждал об опасностях той пограничной ситуации, в кото-

рую все человечество ввергло атомное оружие. С другой стороны, он

выдвинул идею ";осевого времени";, ";осевой эпохи"; (die Achsenzeit),

которую исторически связал с возникновением христианства и других

мировых религий и суть которой усматривал в следующем: ";В эти

эпохи сложились все те основополагающие категории, с помощью ко-

торых мы сегодня мыслим; были заложены основные принципы миро-

вых религий, исходя из которых люди живут до сегодняшнего дня. В

этом смысле был сделан переход в универсальное"; ";.

В основе философии истории Ясперса лежит идея единства, цело-

стности исторического бытия человечества, которое имеет ";единствен-

ный первоисток и одну цель"; (S. 17, 31). Как познать и осознать этот

первоисток (Ursprung) и эту цель (Ziel)? Исторические дисциплины

и связанные с ними историко-философские концепции исходят из того,

что решение такой познавательной задачи возможно лишь на пути

объективного познания, подчиненного критериям научности. Ясперс

категорически отвергает подобный подход в самих его основаниях,

утверждая, что суть, цель, первоисток истории вообще неподвластны

объективистскому познанию.

Познавая отдельные факты и события, объективистская историо-

графия не способна ни охватить историю в ее широте, ни уловить

";решающее единство человеческой истории"; (S. 18). Ясперс же пыта-

ется приблизиться к выполнению этих масштабных задач - и именно

с помощью понятия ";осевое время";, ";осевая эпоха";.

Другая тенденция философии истории Ясперса - попытка изба-

виться от опасностей европоцентризма и ";христоцентризма";. Будучи

христианским философом, Ясперс вместе с тем подчеркивает: христи-

анская вера не есть вера всего человечества (S. 19). Для него истори-

чески равновелики - ибо равно подпадают под понятие ";осевая эпо-

ха"; - все главные мировые религии, все ";культурные круги";, в кото-

рых они возникли и получили распространение. Поэтому поиски един-

ства истории связаны у Ясперса с отстаиванием многообразия, неот-

меняемого этим единством. Что же касается единства, то его Ясперс

выражает с помощью ";основных категорий";, понятий, духовных фе-

номенов, более или менее общих для мировых культур и имевших

свой первоисток в осевой эпохе (приблизительно между IX и III сто-

летиями до новой эры, когда ";доистория"; преобразовалась в осевое

время). К ним принадлежат: сознание, рефлексия, способность ста-

вить предельно широкие вопросы о бытии как целостности, о человеке

и его самости (Selbst), о силе и бессилии человека, о человеческом

существовании и его хрупкости, о вине, судьбе и спасении (S. 27).

Важнейшее свойство мысли осевого времени - преодоление мифоло-

гизма (";логос"; в его борьбе против мифа), вытекающее отсюда ста-

новление образа ";единого Бога"; - вместе с одухотворением бытия.

Вот почему Ясперс называет осевую эпоху ";священной историей";.

Из ясперсовского изображения специфических особенностей мыс-

ли и сознания осевой эпохи ясно, что они родственны философской

вере. Ясперс это признает: время рождения и закрепления философ-

ской веры как раз и есть осевая эпоха ^. И все-таки определенное

первенство имеет единство самой эпохи, единство истории. Без этого

исходного единства не стало бы возможным в принципе родственное

толкование (герменевтика) истории, объединяющее рационализм и

религиозность.

Но в отличие от традиционного рационализма новое толкование

единства истории, о котором ведет речь Ясперс, не должно претендо-

вать на создание универсалий. ";Ясперс утверждает нечто прямо про-

тивоположное. Великое в истории - всегда особое и единичное; что

до всеобщего, то здесь наталкиваешься лишь на общие места и на то,

что именуют исторически непреходящим... Основа единства покоится

на том факте, что люди благодаря духу и в процессе общения могут

развить универсальную способность взаимопонимания... Единство ис-

тории есть поэтому бесконечная задача"; ";.

Возникнув в осевую эпоху, единящие Европу, единящие человече-

ство понятия, ценности, духовные структуры долгое время сохраняли

свое влияние на умы и деяния людей. Но оно постепенно ослабевало.

Современная эпоха со всеми ее опасностями знаменует ";исчезновение

общего европейского мира"; - когда уже нет единого Бога, в которого

верят, нет солидарности людей одной веры, когда отсутствет осново-

полагающее знание, единящее людей, когда будущее становится нео-

пределенным.

Однако Ясперс не устает подчеркивать сложность, противоречи-

вость исторического процесса. Осевое время древности неповторимо.

^^^1

p^l..^

Но вот ";замечательные духовные творения Европы 1500-1800 гг. -

творения Микеланджело, Рафаэля, Леонардо, Шекспира, Рембранд-

та, Гете, Спинозы, Канта, Баха, Моцарта"; (С. 97) заставляют поста-

вить вопрос: не следует ли видеть в этом более близком к нам времени

";вторую ось"; истории человечества? Ясперс дает отрицательный ответ

на поставленный вопрос. Он полагает, что различия между осевой

эпохой и Ренессансом весьма значительны, и прежде всего в двух

отношениях: вторая эпоха не питалась только собственными соками,

как первая; кроме того, она - явление чисто европейское ";и уже по

одному этому признаку не может считаться второй осью"; (там же). В

общем виде именно в вопросе о влиянии Европы на мировое развитие

в XIX и XX в. произошли коренные изменения: ";Восприняв европей-

скую технику и национальные требования европейских стран, мир

стал европейским и с успехом обратил то и другое против Европы.

Европа - старая Европа - уже не является господствующим факто-

ром в мире. Она отступила перед Америкой и Россией... Правда, ев-

ропейский дух проник теперь в Америку и Россию, но это - не Евро-

па"; (С. 98). Ясперс многое связывал с будущим объединением Евро-

пы, которое в наши дни стало реальностью.

Историческое развитие, в новое время инициированное именно Ев-

ропой, привело, согласно Ясперсу, ко многим опасностям. Ясперс,

например, подробно обсуждает опасности, исходящие от технического

мира и шире - от созданного человеком мира ";второй природы";:

человек лишается своих корней, его охватывает чувство бессилия и

собственной никчемности; он страдает от бездуховности окружающего

мира; его собственная ";свободная духовность"; оказывается под угро-

зой^. А это противоречит самой человеческой сущности. Ибо ";чело-

век - такое существо, которое не просто есть, но которое знает, что

оно есть... оно есть существо, которое все еще свободно принимает

решения; человек есть дух, а специфическая ситуация человека - его

духовная ситуация"; ^.

Подобно другим экзистенциалистским авторам, Ясперс требует при-

нять в расчет опасности, исходящие от слепой веры в научно-техни-

ческий прогресс. Такая вера, как и все слепые верования, коренным

образом отличается от веры философской. Ошибаются те, кто верит в

";прозрачность"; и легкую управляемость как бы само собой прогресси-

рующего научно-технического мира и кто отказывается трезво взгля-

нуть в лицо глубочайшим опасностям, которые таит в себе техника.

Ведь человек все более превращается в средство, в объект, над кото-

рым господствуют^. Что или кто господствует над человеком? Вряд

ли это техника сама по себе. Ведь скрытые в технике силы и тенден-

ции господства, замечает Ясперс (в согласии с Хайдеггером), сами не

являются техническими. Над человеком господствуют те социальные

силы, которые распоряжаются техникой и власть которых становится

все более деспотической. Однако возможности такого господства ко-

ренятся в природе, ";конституции"; человека. Каков же выход? И воз-

можен ли он?

Ясперс снова и снова повторяет: спасение человека и человечества

возможно лишь на пути единства и коммуникации. А также - на пути

все более глубокого осмысления истории. Заключительный раздел книги

Ясперса ";Истоки и цель истории"; имеет примечательное название ";Пре-

одоление истории";. Принципиальная незавершенность истории вызы-

вает в человеке беспокойство и даже недовольство. И ему свойственно

желание как бы выйти за пределы исторического бытия, оставив где-

то в стороне трудности, противоречия, опасности, неотделимые от ре-

альной истории. Человек подчас пытается уйти от истории - куда

же? В мир ";неподчинившейся человеку природы";. Или в мир ";вне-

временной значимости, истины"; (S. 277). Или в сферу экзистенции

(ибо даже пребывая в истории, экзистенция позволяет преступить ее

границы, приближаясь к ";безусловному"; полю ответственности, вы-

бора, решения, понимания). Или в мир ";высочайших творений"; чело-

века, улавливающих ";само бытие";. ";История, - говорит Ясперс, -

оказывается путем к надысторическому. В созерцании величия - в

сотворенном, свершенном, мыслимом - история светит как вечное

настоящее. Она уже не просто удовлетворяет любопытство, а стано-

вится вдохновляющей силой"; (S. 279). Но вознесение над историей

оказывается заблуждением, если человек надеется уйти от истории.

";Основной парадокс нашей экзистенции, который заключается в том,

что только в мире мы обретаем возможность подняться над миром,

повторяется в нашем сознании, поднимающемся над историей. Нет

пути в обход мира, путь идет только через мир, нет пути в обход

истории, путь ведет только через историю";. Человек, живя на едином

теперь земном шаре, ";должен задать себе вопрос - какое место он

там займет и во имя чего он будет действовать"; (S. 280).

Идеи Ясперса и других экзистенциалистов до сих пор злободнев-

ны. Глобальная историческая ситуация в наши дни стала погранич-

ной: возможны и гибель человечества, и его выживание. Человечество

впервые в истории не абстрактно, а вполне реально оказалось перед

угрозой смерти. Как в жизни индивидов, так и в жизни человеческого

рода сегодня требуются высокий жизненный порыв, критическая реф-

лексия, усилия разума, борьба с иррациональными устремлениями,

";ангажированность"; - активность и инициатива всех и каждого из

нас. В философии, как и в политике, Ясперс придерживался либе-

ральных, плюралистических установок. Он также был сторонником

обновленного просветительства^. И действительно, важнейший шаг,

который должен сделать и уже делает современное человечество, -

осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, что она

действительно пограничная. Даже страх перед глобальной катастро-

фой, которым охвачены многие люди, должен послужить делу выжи-

вания человечества. Применимость ко всему человечеству ранее отно-

симых к индивиду экзистенциальных понятий еще раз демонстрирует

неразделимость судеб уникального индивида и общества, человече-

ства как целого. Человек свободен осознать свою неотделимость от

человечества - и он должен это осознать.

Проблема специфики человеческого бытия в мире является цент-

ральной и для философии М. Хайдеггера, к которой мы теперь пере-

ходим.

ЛИТЕРАТУРА

' Об экзистенциализме см.: Bollnow O.F. Existenzphilosophie.

Stuttgart, 1960; Heinemann F. Existenzphilosophie lebendig oder tot?

Stuttgart, 1954; Grundprobleme der groBen Philosophen. Philosophic

der Gegenwart. V. Jaspers. Heidegger. Sartre. Camus. Wust. Marcel.

Gottingen, 1982; MounierE. Introduction auxexistentialismes. P., 1947;

Muller G. Existenzphilosophie in geistigen Leben der Gegenwart,

Heidelberg, 1949; Reding М. Die Existenzphilosophie. Heidegger, Sartre,

Gabriel Marcel und Jaspers in kritisch-systematisches Sicht. Dusselldorf,

1949; Stegmuller W. Existenzphilosophie // Hauptstromungen der

Gegenwartsphilosophie. Stuttgart, 1978. Bd. 1; ГайденкоП. П. Экзис-

тенциализм и проблема культуры. М., 1963; Она же. Прорыв к транс-

цендентному. М., 1977; Соловьев Э. Ю. // Вопр. философии. 1966.

№12; 1967. №1.

^ См.: Ясперс К. Куда движется ФРГ? М., 1969.

э Камю А. Избранное. М., 1969. С.378

* Антология мировой философии. М. 1969. Т. 1. С. 356.

' О жизни, сочинениях и идеях К.Яснерса см.:

HerschJ. Karl Jaspers. Eine Einfurung in sein Werk. Munchen, 1980;

Pieper H. Selbstsein und Politik. Jaspers' Entwicklung vom esoterischen

zu politischen Denker. Meisenheim, 1973; Saner H. Karl Jaspers in Selbst-

zeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1970; Karl Jaspers in der

Diskussion / Hrsg. v. H. Saner. Munchen, 1973; Karl Jaspers / Hrsg.

v. P. A. Schilp. Stuttgart, 1957; TillietteX. Karl Jaspers. Theorie de la

verite. Metaphysique deschiffres. Foi Philosophique. P., 1960; Karl Jaspers

Today / Ed. L. H. Ehriich, R. Wisser. Washington, 1988; Karl Jaspers.

Denken zwischen Wissenschaft, Politik und Philosophic / Hrsg. v.

D. Harth. Stuttgart, 1989.

Сочинения К. Ясперса: Jaspers К. Allgemeine Psychopathologie.

Ein Leitfaden fur Studierende, Arzte und Psychologen. B., 1913; 4.,

vollig neu bearbeitete Auflage. B.; Heidelberg, 1946; 9. Auflage. 1973;

Philosophische Autobiografie. Erweiterte Neuausgabe. Munchen, 1977;

Die Atombombe und die Zukunft des Menschen. Politisches BewuBtsein

in unserer Zeit. Munchen, 1958; 6. Auflage. Munchen, 1982; Wohin

treibt die Bundesrepublik? Tatsachen - Gefahren - Chancen. Munchen,

1966; 8. Auflage. Munchen, 1967; Existenzphilosophie. Drei Vorlesungen.

B.; Leipzig, 1938; 4. Auflage. B.; N.Y., 1974; Einfuhrung in die

Philosophic. Zwolf Radiovortrage. Zurich, 1950; 23. Auflage. 1983; Die

Frage der Entmythologisierung (Karl Jaspers und Rudolf Bultmann).

Munchen, 1954; Neuauflage mit einern Vorwort von Heinrich Ott. 1981;

Der philosophische Glaube. Munchen, 1948; 7. Auflage, 1981; Die groBen

Philosophen. Munchen, 1957; 3. Auflage. 1981; Die geistige Situation

der Zeit. B., 1931; 5. Auflage. 1979; Hoffnung und Sorge. Schriften zur

deutschen Politik 1945- 1965. Munchen, 1965; Der philosophische Glaube

angesichts der Offenbarung. Munchen, 1962; 2. Auflage. 1963;

Philosophic: 3 Bde. В., 1932. Bd. 1: Philosophische Weltorientierung.

Bd. II: Existenzerhellung; Bd. Ill: Metaphysik; 4. Auglage. B.; Heidelberg;

N.Y., 1973; Psychologie der Weltanschauungen. B., 1919; 6. Auglage.

В.; Heidelberg; N.Y., 1971; Neuausgabe. Munchen, 1986; Rechenschaft

und Ausbiick. Reden und Aufsatze. Munchen, 1951; 2. Auflage. 1958;

Schicksal und Wille. Autobiographische Schriften / Hrsg. v. H. Saner.

Munchen, 1967; Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. Zurich, 1949;

Neuausgabe. Munchen, 1983; Vernunftund Existenz. FunfVorlesungen.

Groningen, 1935; 5. Auflage und Neuausgabe. Munchen, 1973; Vernunft

und Widervernunft in unserer Zeit. Drei Gastvorlesungen. Munchen,

1950; 2. Auflage. 1952; Von der Wahrheit. Philosophische Logik.

Munchen, 1947. Bd. 1; 3. Auflage. Munchen, 1983.

^ Jaspers K. Philosophic: 3 Aufl. B.; Gottingen; Heidelberg, 1956.

Bd. 1. S. 28. ^ Ibid. S. 28.

";Jaspers K. Philosophic. Bd. II. S.I и ff.

"; Ibid. S. 209. '"; Ibid. S. 213, 214.

"; CM.: Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

с"; ')c^'^ _ 948

^Jaspers К. Philosophic. Bd. I, S. 65. "; Ibid. S. 185.

"; Jaspers K. Einfuhrung in die Philosophic. Munchen, 1958. S. 39.

"; Jaspers K. Der philosophische Glaube. MUnchen, 1948. S. 16.

^Jaspers K. Von der Wahrheit. Munchen, 1958. S. 114

"; CM.: Jaspers K. Der philosophische Glaube. S. 37 ff.

^ Jaspers K. Die Atombombe und die Zukunft des Menschen.

Munchen, 1982. S. 371. Далее: Die Atombombe...

'> Jaspers K. Philosophic. Bd. 1. S. 325.

^Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. S. III.

^ Grieder A. Jaspers und die Moglichkeit von Philosophic im Zeitalter

der Technik // Karl Jaspers. Zur Aktualitat seines Denkens / Hrsg. v.

K. Salarnun. Munchen; Zurich, 1991. S. 20. Далее: Karl Jaspers.

"; Jaspers K. Die Atombombe... S. 362.

^ Jaspers K. Hoffnung und Sorge. Munchen, 1965. S. 194.

^ Ibid. S. 33.

"; Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. S. 21. Далее в

тексте при ссылке на эту работу приводятся страницы (S. ...). При

ссылках на русский перевод см.: Ясперс К. Смысл и назначение исто-

рии. М., 1994 - с указанием страницы (С. ...).

^ Gaidenko P. Die Achsenzeit und das Problem des philosophischen

Glaubens bei Karl Jaspers // Karl Jaspers. S. 88.

"; Pepper G. B. Die Relevanz von Jaspers Achsenzeit fur interkulturelle

Studien // Ibid. S. 73, 74.

^ Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel des Geschichte. S. 157 ff.

> Jaspers K. Die geistige Situation ser Zeit. B., 1931; 5. Aufl. 1979. S. 7.

^";Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel des Geschichte. S. 157, 160 u.a.

^ CM.: Salarnun K. Die liberal-aufklarelische Dimension in Jaspers'

Denken - ein Beispiel moderner Aufklarung // Karl Jaspers. S. 46-69.

Философия Мартина Хайдеггера

Жизнь и сочинения

Мартин Хайдеггер', родился 26 сентября 1889 г. в городке Мес-

кирх (Шварцвальд), в семье ремесленника, причетника местной като-

лической церкви. Благодаря попечительству католиков он учился в

гимназиях Констанца и Фрейбурга, а затем (с 1909 г.)-во Фрейбург-

ском университете. Сначала Хайдеггер изучал католическую теоло-

гию. Но спустя четыре семестра победил интерес к философии. Хай-

деггер заинтересовался учением о бытии Брентано, Аристотеля, Фомы

Аквинского, а потом ";Логическими исследованиями"; Гуссерля. С 1911 г.

Хайдеггер начал изучать философию, математику, естествознание. Он

увлекался Гегелем, Шеллингом, Гёльдерлином, Кьеркегором, Ницше,

Достоевским, Рильке, Дильтеем. Первая диссертация на тему ";Уче-

ние о суждении в психологизме"; была защищена Хайдеггером в 1913г.

Вторая (докторская) диссертация, защищенная в 1916г., была посвя-

щена сочинению, которое в то время приписывалось Дунсу Скоту (как

теперь установлено, его автором был Томас из Эрфурта). Диссерта-

ция Хайдеггера называлась ";Учение о категориях и значении у Дунса

Скота";. После защиты Хайдеггер недолго преподавал на кафедре ка-

толической теологии. Но потом он увлекся феноменологией Гуссерля,

который с 1916г. был профессором во Фрейбургском университете. С

1919 г. Хайдеггер занял место ассистента, выхлопотанное для него

Гуссерлем.

История сотрудничества и дружбы Гуссерля и Хайдеггера весьма

противоречива. Одна сторона дела: Хайдеггер многому научился у

Гуссерля и, несомненно, испытал глубокое влияние феноменологии.

Феноменологические корни в творчестве Хайдеггера достаточно силь-

ны и определенны. Гуссерль считал Хайдеггера самым талантливым

своим учеником, делая все для успеха его академической карьеры.

Благодаря хлопотам Гуссерля, помощи П. Наторпа, но также и благо-

даря своей растущей популярности у студентов и коллег Хайдеггер

получил место экстраординарного профессора в Марбурге, где препо-

давал в 1922-1928 гг. Между тем в 1927 г. в издаваемом Гуссерлем



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии Запад - Россия - Восток (1)

    Книга
    Историяфилософии: Запад - Россия - Восток. Книга 4: Философия XX В. уч. для ВУЗов. под ... Ч. Тейлор. Основные области его исследований - историяфилософии, социальная философия, философия морали и культуры. К числу его ...
  2. История философии Запад - Россия - Восток (2)

    Документ
    Историяфилософии: Запад - Россия - Восток. кн. 2: философия XV - XIX вв. уч. для ... через историю, а история осмыслена лишь через христианство, - так полагал Чаадаев. Россия, "заблудившаяся" между Востоком и Западом ...
  3. История философии запад-россия-восток

    Конспект
    ... . zz - Аннотация zzz - Запас ИСТОРИЯФИЛОСОФИИ: ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК книга вторая: Философия XV-XIX вв. Под ... через историю, а история осмыслена лишь через христианство, — так полагал Чаадаев. Россия, "заблудившаяся" между Востоком и Западом ...
  4. ИсториЯ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКА В РОССИИ XIX–XX вв

    Монография
    ... видно на примере изложения всемирной историифилософии в трехтомнике «Историяфилософии. ЗападВостокРоссия», содержательно выдержанном в духе классического ...
  5. История философии (2)

    Документ
    ... . М., 1989. Историяфилософии: Запад-Россия-Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995-1999. Кн. 1-4. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Новосибирск ...

Другие похожие документы..