Главная > Книга


ся полагаться на ее силу. О смерти же он мыслит и заботится скорее в

крайних, действительно ";пограничных"; между жизнью и смертью си-

туациях - но даже и в них человек способен не только и не просто

отдаться ";бытию к смерти";, а либо проявлять огромную волю к жиз-

ни, либо сознательно жертвовать своей жизнью во имя высоких прин-

ципов, во имя жизни других людей.

Экзистенциалистская философия оправданно исходила из того, что

близость, угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о

смысле и содержании прожитой жизни, ";повернуться"; от быта, от

повседневности к самому бытию, к собственной экзистенции - сущ-

ности, которая едина с существованием. Это предположение отнюдь

не беспочвенно, и писатели-экзистенциалисты умели остро и ярко ос-

мысливать ситуации на грани жизни и смерти. По существу, герои их

главных произведений помещены в пограничные ситуации. (Примеры

- пьесы Сартра; повесть А. Камю ";Посторонний";; повесть С. де Бо-

вуар ";Самая легкая смерть"; - сильный и жесткий рассказ об умира-

ющей матери и т. д.) Такой поворот не был случайным: он свидетель-

ствовал о наступлении эпохи, когда пограничная ситуация стала не

только индивидуальной, но и социальной, более того - общечелове-

ческой проблемой.

Наиболее полно и ярко проблематика пограничной ситуации ока-

залась разработанной в философии К. Ясперса.

НЕМЕЦКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Философия Карла Ясперса

Жизнь и сочинения

Карл Ясперс^ родился 23 февраля 1883 г. в Ольденбурге, где окон-

чил гимназию. В 1901- 1902 гг. он начал изучать право в университе-

тах Гейдельберга и Мюнхена, но затем увлекся медициной, которой

до 1908 г. учился в Берлине, Гёттингене и Гейдельберге. Решение за-

няться медициной было не в последнюю очередь продиктовано тем,

что Ясперс в молодости (впрочем, и до самой смерти) страдал редкой

и неизлечимой болезнью легких. Знание медицины и наблюдение за

своим организмом помогли Ясперсу прожить восемьдесят шесть лет.

Не исключено, что болезнь, протянувшаяся через всю жизнь, позво-

лила Ясперсу глубоко прочувствовать смысл пограничной ситуации

- понятия, поставленного им в центр философствования. Специали-

зировался Ясперс в психиатрии. В 1909 г. он защитил диссертацию на

тему ";Ностальгия и преступление";. После окончания учебы Ясперс

работал ассистентом в психиатрической клинике в Гейдельберге, при-

чем ";на общественных началах";, что помогало ему прежде всего сооб-

разовывать степень занятости в клинике со своим слабым здоровьем.

С 1916 по 1921 г. он был экстраординарным профессором психиатрии

в Гейдельберге. В 1913 г. вышла из печати первая часть ";Общей пси-

хопатологии";, а в 1919 г. - труд ";Психология мировоззрений";, во

многом отражавший влияние Дильтея.

С 1921 по 1937 г. Ясперс был в Гейдельберге профессором филосо-

фии. В 30-е годы были созданы многие его выдающиеся философские

работы: ";Духовная ситуация времени"; (1931); ";Философия"; (В 3 т.,

1931 -1932); ";Разум и экзистенция"; (1935); ";Ницше. Введение в понима-

ние его философствования"; (1936); ";Декарт и философия"; (1937); ";Фи-

лософия экзистенции"; (1938). После прихода нацистов к власти в жиз-

ни Ясперса наступили тяжелые времена. Он был женат на еврейке, что

предопределило гонения и преследования. Ясперс был исключен из уни-

верситетского Совета, а в 1937 г. до положенного срока уволен на пенсию.

С 1943 г. существовал запрет на публикацию произведений философа.

Жизнь Ясперса и его жены оказалась под постоянной угрозой. Прекрати-

лась дружба с Хайдеггером. После окончания войны Ясперс, вновь став-

ший профессором философии, принял участие в восстановлении нор-

мальной работы Гейдельбергского университета, руководствуясь про-

граммой университетской реформы, которую он начал разрабатывать

еще в 30-х годах. В 1948 г. он переселился в Базель, в университете

которого преподавал до 1961 г. После войны Ясперс написал значи-

тельные философские произведения, такие как ";Философская логика.

Т. 1. Об истине"; (1947); ";Философская вера"; (1948); ";Происхождение

и цель истории"; (1949); ";Разум и антиразум в нашу эпоху"; (1950);

";Введение в философию"; (1950); ";Великие философы"; (1957); ";06

условиях и возможностях нового гуманизма"; (1962). Он также создал

монографии о Шеллинге (1955), Николае Кузанском (1964).

Ясперс был либерально, гуманистически настроенным мыслителем.

Он оказал глубокое влияние на формирование демократических по-

рядков и нового общественного сознания в послевоенной Германии.

Этому способствовали его социально-политические работы ";Вопрос о

вине"; (1946); ";Атомная бомба и будущее человека"; (1958); ";Свобода

и воссоединение"; (1960); ";Куда идет ФРГ?"; (1966). Умер Ясперс 26

февраля 1969 г.

Философия Ясперса весьма популярна в современном мире. Уче-

ние Ясперса - непременный предмет преподавания в университетах

всего мира. Ему посвящаются симпозиумы, коллоквиумы. Междуна-

родное ясперсовское общество систематически проводит конгрессы,

издает ежегодники, монографии, посвященные Ясперсу. Издается (в

Швейцарии) Собрание его сочинений, его наследие. Из публикаций

последних лет особенно интересна переписка Ясперса с X. Арендт и с

М. Хайдеггером.

Перейдем к анализу философских идей Ясперса.

Основные понятия философии К. Ясперса:

экзистенция, всеобъемлющее, философская вера

Философия К. Ясперса заметно отличалась от других разновидно-

стей экзистенциалистской философии, например хайдеггеровской, своей

приверженностью рационализму, науке, демократии. Правда, и Яс-

перс критически оценивал некоторые центральные идеи классической

рационалистической философии (например, не принимал ее самоуве-

ренный сциентизм). Их результатом, по мнению Ясперса, стало па-

губное ";раздробление"; мира, невнимание к целостности бытия и, как

следствие, пренебрежение метафизикой как учением о первоосновах

универсума. Ясперовская философия энергично пролагала путь к но-

вой метафизике, которой вменялось в обязанность сосредоточиться

вокруг трех основных проблемных сфер, очерчиваемых категориями

";всё"; (das All), ";изначальное"; (das Urspriingliche) и ";одно"; (das Eine).

";Всё"; наличного бытия - это миф, наша ";изначальность"; - это

экзистенция, ";одно"; - это трансценденция ^'. В разъяснении этих

категорий, охватываемых ими сфер и их единства состоит, по Яспер-

су, главная задача философии. Одновременно ее выполнение имеет

практический, смысложизненный характер. Мир надо осмыслить, чтобы

ориентироваться в нем. ";Высвечивание экзистенции"; (Existenzerhel-

lung) нужно нам, индивидам, чтобы обрести свою сущность. Транс-

ценденции, ее ";откровению"; придается смысл религиозно-нравствен-

ного спасения, приобщения к вечности.

Ориентирование в мире, пишет Ясперс в работе ";Философия";,

необходимо разделять на научно-исследовательское и философское.

Объективное познание мира наукой принципиально важно для чело-

веческой жизни. ";Без него невозможно никакое философское ориен-

тирование в мире";"; . Вместе с тем философское ориентирование необ-

ходимо и для науки и для практики, ибо оно предупреждает против

превращения какой-либо определенной картины мира, которую в тот

или иной момент предлагают науки, в абсолютную и окончательную.

";Высвечиванию экзистенции"; принадлежит, по Ясперсу, уникаль-

ная роль в человеческой жизни. Но что такое экзистенция в понима-

нии Ясперса? 06 экзистенции, подчеркивает философ, можно гово-

рить тогда, когда возникает решимость поставить поистине философ-

ский вопрос: что противостоит целостному бытию мира? Яснерс отве-

чает на вопрос так: ему противостоит особое бытие. ";Это бытие и есть

я сам в качестве экзистенции. Она - и есть я, поскольку я не станов-

люсь объектом. В ней я знаю себя в качестве независимого - правда,

при этом я не могу видеть того, что называю своим Я. Но исходя из

такой возможности я живу; только осуществляя ее, я есть я сам. . ..Итак,

не мое наличное бытие есть экзистенция, но человек в наличном бы-

тии - возможная экзистенция";. Наличному бытию (Dasein) - в от-

личие, скажем, от раннего Хайдеггера, Ясперс не придает решающего

категориального значения. ";Наличное бытие";, или ";здесь-бытие";, эм-

пирично, подвержено смерти. <Экзистенция не знает смерти, а стоит

лишь под знаком взлета и падения. Наличное бытие эмпирически

";здесь"; (da), а экзистенция налична только в качестве свободы>^.

Экзистенциалистов не раз упрекали в непроясненности понятия

";экзистенция";. Для таких упреков есть некоторые основания. Их можно

предъявить и Ясперсу, который одним из первых употребил понятие

";Existenzphilosophie"; - философия экзистенции. Он сам отмечал (на-

пример, в своей ";Философской автобиографии";), что начиная с ран-

них своих работ разрабатывал экзистенциальную философию, ее глав-

ные темы и понятия - вопросы о мире, данном человеку, о неизбеж-

ных для человека пограничных ситуациях (смерть, страдание, вина,

борьба), об основных чертах эпохи. Но центральным понятием была,

конечно, экзистенция. Осознавая необычность и трудность освоения

этого понятия, философ вновь и вновь предпринимал настойчивые

попытки с разных сторон подступиться к ";экзистенциальной"; стороне

человеческой сущности. И если мы попытаемся без предубеждения

вникнуть в смысл раздумий Ясперса, то поймем, что под эгидой слова

";экзистенция"; речь идет о проблемах, имеющих для индивида и чело-

вечества глубинный жизненный смысл. Философ-экзистенциалист го-

ворит человеку: твоя истинно человеческая экзистенция лишь тогда

";налична";, когда ты действуешь как свободное существо, когда не

даешь самому себе и другим людям превратить себя в объект манипу-

лирования; экзистенция сопряжена с поисками непреходящего

смысла бытия, с заботой о наличном бытии (Daseinssorge). Этот

мотив найдет развитие и в философии Хайдеггера.

Экзистенция, поясняет далее Ясперс, высвечивается в

ситуациях заботы и страдания - и в особенности в погранич-

ной ситуации. Пограничная ситуация - именно такая, в которой ";я

не могу жить без борьбы и страданий";, в которой я ";неизбежно беру

вину на себя"; и мыслю о ";неизбывности смерти";. Ситуация эта, по

словам Ясперса, подобна нерушимой стене - мы наталкиваемся на

нее, мы не в состоянии ничего изменить; стена становится единой с

нашим наличным бытием. Ситуация, в которую человек помещен, всегда

имеет какие-либо определенные границы: индивид - это мужчина

или женщина, человек молодой или старый; жизненные шансы и обсто-

ятельства его жизни уникальны, но тоже ограничены. А определен-

ность границ, подчеркивает Яснерс, резко контрастирует с идеей о

человеке вообще, о неограниченности его сил и возможностей, что

вызывает в индивиде тревогу и беспокойство. Здесь - через смерть,

страдание, борьбу, вину - проявляет себя ";специфическая историч-

ность"; отдельных пограничных ситуаций. Беспокойство и тревога,

диктуемые конкретной историчностью, перерастают в открытый общий

вопрос о бытии мира и моем бытии в нем. ";Всеобщее, которое всегда

остается таковым, вплавлено в сознание экзистенции; все мировой бытие

- как ставшее, находящееся в процессе становления и возможное в

будущем - видно в абсолютной историчности. Сознание бытия в погра-

ничной ситуации исходя из исторической экзистенции индивида уг-

лубляется до сознания исторически являющегося бытия как такового";^.

Но такая ";бытийная глубина экзистенции";, по Ясперсу, в погра-

ничной ситуации вовсе не дана индивиду просто и непосредственно.

Необходимо специальное прояснение, высвечивание историчности си-

туации. А вот здесь самое главное - не перепоручить ";высвечивание";

кому-нибудь другому, не ";делегировать"; другим сугубо единичные,

ситуационные, мои и ваши вину, боль и страдание. Тут-то и нужно

сохранить уникальную свободу, как и ";тревогу, связанную со способ-

ностью к выбору'";";. Необходимо учитывать, добавляет Ясперс, что во

всякой единичной ситуации уникальна и неповторима комму-

никация с другими людьми, ";схватывание"; индивидом своего Я,

своей самости через коммуникацию. Еще во ";Всеобщей психопатоло-

гии"; Ясперс проанализировал проблемы и трудности коммуникации

врача и больного и пришел к выводу о том, что наилучший вид их

общения - экзистенциальный: врач подходит к больному не как к

объекту манипуляции, а как к личности с неповторимой судьбой";. В

дальнейшем тема коммуникации станет для Ясперса центральной. Яс-

перс вводит понятие ";любящая борьба";, или ";любовь-борьба";

(liebender Kampf)'^. Это ";не слепая любовь";, поясняет философ; лю-

бящая борьба ставит другого под вопрос; человек трудно и мучитель-

но постигает, наряду со своей, и другие, ";чужие"; экзистенции. Осо-

бые препятствия на пути коммуникации - догматизм, предрассудки,

застывшая мораль, эгоистическая гордыня.

Итак, экзистенция ";высвечивается"; через отнесение человека к бы-

тию, к другим людям (т. е. через коммуникацию). Но главное в экзи-

стенции, по Ясперсу, это свобода. Вот почему экзистенция необнару-

жима в предметно-вещном мире, подчиненном необходимости. Сама

суть экзистенции - свобода, неподвластность объективизации, ове-

ществлению.

Говоря о свободе, философы и ученые имели обыкновение связы--

вать ее главным образом с объективным познанием, осмыслением. Меж-

ду тем, по Ясперсу, свобода обеспечивается ";не в мышлении, но в

экзистировании, не в ее анализе и вопросах о ней, но в ее осуществле-

нии..."; Когда человек говорит: ";я могу";, ";я не могу";, то было бы

неверно сводить все дело к конкретным случаям и проверке физичес-

ких или духовных возможностей сделать или не сделать нечто. Ибо в

смысле трансцендентальной свободы возможно предложение: я могу,

ибо я обязан; в смысле экзистенциальной свободы: я могу, ибо я дол-

жен. Это ";мочь"; относится уже не к фактическому осуществлению

цели в мире, но к внутреннему или внешнему действию... Здесь - та

необусловленность этого ";мочь";, которая в сознании изначальной сво-

боды не знает никаких границ ";.

Через пограничную ситуацию, экзистенцию и свободу человек, со-

гласно Ясперсу, может ";пробиться"; к другому, не физическому, а ду-

ховному миру. Собственно, к этому миру ведет уже простое утверж-

дение: ";Бог есть";. ";Во всех потерях остается единственное: Бог есть"; ";.

Для философии, однако, этого недостаточно. Философия должна пере-

ходить от ";высвечивания экзистенции"; к глубочайшей метафизике, где

главной категорией Ясперс делает ";всеобъемлющее"; (Umgreifende).

Цель этой категории - объединить в неразрывное целое мир и

человека, материально-предметное и духовное. ";Всеобъемлющее -

это либо бытие в себе, которым мы охвачены, либо бытие, которое

и есть мы. Бытие, которое охватывает нас, называется миром и тран-

ценденцией. Бытие, которое есть мы, называется наличным бытием,

сознанием вообще, духом, называется экзистенцией"; ";. Объяснение

того, что такое всеобъемлющее, - это и есть ясперовская

онтология мира и человека, аналитическое выявление много-

образия оттенков бытия и его единства. Вопросы, которые здесь

ставятся и разрешаются - коренные философские темы: как бытий-

ствуют мир, дух, сознание и как они объединяются именно благодаря

бытию. В ответе на них, по Ясперсу, - торжество разума, который

способен не только познать отдельные вещи, состояния, но и раскрыть

всеобъемлющие связи этого мира. ";Уже десятилетия назад, - отме-

чал Ясперс, - я говорил о философии экзистенции... Сегодня я прежде

всего назвал бы философию философией разума, ибо мне представля-

ется настоятельно необходимым акцентировать эту древнейшую сущ-

ность философии. Если разум будет потерян, будет утрачена и фило-

софия. Ее задачей с самого начала было и остается обретение разума,

преобразование разума - и именно разума в собственном смысле...

который не попадает в тупик ограниченностей рассудка"; ^.

Ясперс вместе с тем высоко вознес не только разум, но и веру.

Однако понятие ";вера"; он подверг существенному преобразованию,

отличив ";философскую веру";, с одной стороны, от ";веры открове-

ния";, а с другой - от знания.

Философская вера. Понимание философствования

у Ясперса

Отличие веры от знания пояснено на примере Джордано Бруно и

Галилея. Оба, казалось бы, попали в одинаковое положение. Суд инк-

визиции под угрозой смерти требовал отречения от их научных и фило-

софских убеждений. Бруно был готов отречься лишь от некоторых по-

ложений, но отнюдь не главных для него; он умер мученической смер-

тью. Галилей отрекся от фундаментальных тезисов новой физики - от

учения о вращении Земли вокруг Солнца. Различие тут, по Ясперсу,

существенное. Оно есть различие между истиной-верой, которая стра-

дает от отречения, и истиной, которую отречение не затрагивает.

Философская вера и есть вера в истину, исходя из кото-

рой я живу. Она есть только потому, что я становлюсь с нею иден-

тичным. По своей внешней форме она является исторической, по фор-

ме своего объективного выражения она не общезначима, но безуслов-

на. Истина, правильность которой я могу лишь доказать, существует

вне меня самого: она всеобщезначима, неисторична, безвременна, но

не безусловна, ибо относится к предпосылкам и методам познания

конечного. И человек вряд ли захочет умереть за правильность, кото-

рая доказуема. В другом положении мыслитель, который верит в то,

что от положений его веры нельзя отречься: тогда пострадает сама

истина. Ни одна всеобще-безличная истина не может требовать от че-

ловека, чтобы он стал мучеником. Только когда он им становится - и

именно как Бруно: не из мечтательного энтузиазма, не из чувства

противоречия моменту времени, но после длительного самоопределе-

ния - то это и есть признак подлинной веры, уверенности в истине.

Однако и пример Бруно, по Ясперсу, необычен. Ибо философия

имеет обыкновение концентрироваться не в положениях, которые при-

нимают вид познавательных, но в мыслительных связях, которые про-

низывают жизнь в целом. И если Сократ, Боэций, Бруно суть святые в

философии, то они отнюдь не являются великими философами. Но они

- достойные всяческого уважения люди, сохранившие философскую

веру посредством мученичества. Философскую веру, разъясняет Яс-

перс, ни в коей мере нельзя понимать как нечто иррациональное. (По-

лярность рационального и иррационального только запутывает понятие

экзистенции, как и понятие философской веры.) Однако философская

вера - это знание, которое тесно связано с незнанием. Последнее -

через философскую веру - наталкивается на бытие за пределами мыс-

ли, на нечто трансцендентное. И все-таки философская вера, вера мыс-

лящего человека, во все времена существует только в связи с осознани-

ем, с рациональным знанием. Философская вера хочет сама себя ";выс-

вечивать";. Философствуя, я ничего не принимаю таким, каким оно мне

кем-то или чем-то навязывается. Вера способна и должна становится

светлее, сознательнее, должна развиваться благодаря сознанию.

Философскую веру Ясперс отличает от ";веры откровения";. Фило-

софия, в отличие от веры откровения, не занимается пропагандой, но

оставляет каждого человека как такового свободным в его решениях.

Философия не вещает и не увещевает. В философии встречаются сво-

бодные люди как путешественники судьбы: ";Философская вера имеет

собственный источник. Но она оставляет откровение как возможность,

значимую для других, хотя сама не может понять откровение. Фило-

софская вера хочет не вражды, а обсуждения, не изоляции, а комму-

никации, не насилия, а либеральности";^.

Ясперс отличал философию и, соответственно, философскую веру

от науки и, соответственно, научного знания и познания. При этом

Ясперс не был врагом разума, науки и научности, но был их крити-

ком. Он признавал, что естествознание, математика нуждаются в зна-

ниях, которые - после их интерсубъективной проверки - становятся

общезначимыми, обязательными, принудительными. Но возражал

против того, чтобы такое точное научное знание становилось эталоном

знания как такового, а его исследование превращалось в главный или

даже единственный предмет философии. Ибо, во-первых, в других

науках (исторических, политических и т. д.) подобные знания едва ли

возможны '*. И ";если за науку выдают мир принудительной всеобщез-

начимости, то проваливаются в пустоту...";^. Во-вторых, кроме ";при-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История философии Запад - Россия - Восток (1)

    Книга
    Историяфилософии: Запад - Россия - Восток. Книга 4: Философия XX В. уч. для ВУЗов. под ... Ч. Тейлор. Основные области его исследований - историяфилософии, социальная философия, философия морали и культуры. К числу его ...
  2. История философии Запад - Россия - Восток (2)

    Документ
    Историяфилософии: Запад - Россия - Восток. кн. 2: философия XV - XIX вв. уч. для ... через историю, а история осмыслена лишь через христианство, - так полагал Чаадаев. Россия, "заблудившаяся" между Востоком и Западом ...
  3. История философии запад-россия-восток

    Конспект
    ... . zz - Аннотация zzz - Запас ИСТОРИЯФИЛОСОФИИ: ЗАПАД-РОССИЯ-ВОСТОК книга вторая: Философия XV-XIX вв. Под ... через историю, а история осмыслена лишь через христианство, — так полагал Чаадаев. Россия, "заблудившаяся" между Востоком и Западом ...
  4. ИсториЯ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКА В РОССИИ XIX–XX вв

    Монография
    ... видно на примере изложения всемирной историифилософии в трехтомнике «Историяфилософии. ЗападВостокРоссия», содержательно выдержанном в духе классического ...
  5. История философии (2)

    Документ
    ... . М., 1989. Историяфилософии: Запад-Россия-Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995-1999. Кн. 1-4. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Новосибирск ...

Другие похожие документы..