Главная > Закон


РУССКИЙ ЯЗЫК

О.Г. Ухтинская – старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин СКИПКРО

С переходом российского образования на новый уровень, введением стандартов второго поколения постепенно изменяется суть образовательного процесса. Сегодня выпускник школы должен не только усвоить систему знаний, умений и компетенций, но и быть развитой личностью, обладающей духовно-нравственными, социальными, семейными и другими ценностями. Русский язык играет в процессе формирования такой личности значительную роль. Осваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, приобщается к духовным богатствам, хранимым языком. Язык является обязательным элементом гуманитарной культуры, важнейшим средством человеческого общения, формирования и духовного развития личности. Именно такое понимание роли языка в обществе определяет особое место предмета «Русский язык» среди других учебных предметов и позволяет сформулировать конечную цель его преподавания в школе, понимаемую как свободное владение русским языком.

В основу преподавания русского языка в 2011-2012 учебном году будут положены следующие нормативно-правовые документы:

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

/dok_edu.asp

/ob-edu/noc/rub/standart/

/work/obr/dok/obs/1483/

/work/obr/dok/obs/1487/

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  2. Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Ставропольского края на 2007-2008 уч.г. (Приказ МО СК от 25.06.2007 № 324-пр).

  3. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального  базисного учебного плана»)

/ob-edu/noc/rub/standart/

/work/obr/dok/

  1. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.

/ob-edu/noc/rub/standart/

  1. Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

/ob-edu/noc/rub/standart/

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»).

/db/mo/Data/d_09/m822.html

/work/obr/dok/obs/6572/

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования». /dok/akt/5128/

  3. Приказ Министерства образования Ставропольского края от 31 января 2011 года № 41 – пр. «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии, в Ставропольском крае в 2011 году»

  4. Приказ Министерства образования Ставропольского края от 8 апреля 2011 года № 238-пр. «О порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края, в 2011 году»

  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783;

  6. Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

  7. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 ";О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся";;

  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

  9. Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.

  10. Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2010-2011 учебном году.

Кроме этого, все учителя русского языка должны знать положения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (во 2-й и 3-й редакциях).

Базовые положения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • определяют механизмы общественного участия в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности;

  • закрепляют современные требования к образованию, связанные с внедрением: новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения:

- кредитно-модульная система организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (кредитов);

- сетевое взаимодействие при реализации образовательных программ: включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

- использование дистанционных и электронных образовательных технологий в образовательном процессе;

- обучение по интегрированным образовательным программам;

- образовательные и информационные ресурсы в образовательном процессе;

- условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;

  • обновляют модели экономической деятельности в сфере образования;

  • уточняют систему уровней образования и обновляют отдельные базовые институты системы образования:

дополнительно введены в перечень уровней образования

- дошкольное образование;2) общее образование:

- общее образование (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование);

  • устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты;

  • систематизируют и расширяют видовое разнообразие образовательных программ:

1) основные образовательные программы:

- общеобразовательные:

- профессиональные:

2) иные виды образовательных программ:

- дополнительные общеобразовательные:

- дополнительные профессиональные;

  • устраняют терминологические противоречия в отношении форм получения образования и форм обучения;

  • вводят новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность»;

  • расширяют круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности;

  • более четко разграничивают различные типы и виды образовательных организаций; снимают избыточное дробление, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации; исключают неопределенность в отнесении образовательной организации к тому или иному виду;

  • вносят изменения и упорядочивают типологию образовательных организаций (общеобразовательная школа и коррекционная общеобразовательная школа) и вводят специальные названия в наименовании общеобразовательных организаций:

- общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (общеобразовательные школы, обеспечивающие углубленную, профильную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам (предметным областям)

- гимназия (общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, социально-экономического, художественно-эстетического цикла)

- лицей (общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) технического, математического, естественнонаучного цикла)

- президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус, кадетская школа, детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (общеобразовательные школы, реализующие основные общеобразовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными программами различной направленности;

  • регламентируют правовые положения субъектов образовательных отношений;

  • способствуют апробации и использованию:

    1. • новых образовательных технологий,

    2. • педагогических методик,

    3. • внедрению новых моделей и субъектов экономической деятельности в сфере образования и др.;

  • детально регулируют правовой статус педагогических (права, обязанности, ответственность, гарантии, в т.ч. переподготовки и повышения квалификации), руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

  • Успешность деятельности педагога в современных условиях определяется рядом взаимосвязанных факторов. Учителю необходимо осмыслить ключевые факторы и условия, которые определяют эффективность современной системы образования:

- введение нового образовательного стандарта, в частности, расширяющего понятие образовательной программы, включая в нее дополнительное образование;

- необходимость сбалансировать ориентацию образовательного процесса на результаты ЕГЭ (в его существующем виде) другими целевыми ориентирами и показателями;

- практическое осуществление профильного образования;

- реализация новых моделей школы, в частности «Школы будущего», «Школы информатизации», базирующейся на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Основное общее образование, согласно ФГОС, должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Особое внимание необходимо уделить учащимся 5-6 классов, реализуя принцип преемственности с начальной школой, для обеспечения адаптации учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.

В процессе освоения содержания основного образования преподавателям необходимо создать условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Необходимо ориентироваться на новые цели, которые ориентированы на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предлагаем примерный перечень вопросов, которые могут быть рассмотрены в 2011-2012 учебном году на семинарах, заседаниях методических объединений учителей русского языка. Наиболее актуальные проблемы могут лечь в основу организации учебного процесса и в самообразовании учителей.

  • Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка.

  • Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках русского языка в условиях ФГОС.

  • Формирование компетенций как проблема современной дидактики

  • Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (мастер-класс)

  • Формирование мотивации учащихся к исследовательской деятельности на уроках русского языка (из опыта работы).

  • Портфолио учителя-словесника.

  • Как научить школьника учиться? (из опыта работы).

  • Кейс-метод – новая педагогическая технология и новая парадигма деятельности учителя-словесника.

  • Интерактивные технологии на уроках русского языка.

  • Педагогическая поддержка одаренных детей на уроках словесности (мастер-класс)

  • Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка.

  • Реализация новых образовательных стандартов в новых УМК.

  • ИКТ и творчество на уроке русского языка в контексте освоения стандартов нового поколения.

  • Преподавание русского языка в контексте НОИ «Наша новая школа».

  • Профессиональное развитие педагога. Участие в конкурсе как условие повышения квалификации учителя.

  • Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы (из опыта работы МО).

  • Сетевое взаимодействие и использование социальных сервисов в профессиональной деятельности учителя.

  • Использование информационных технологий в преподавании русского языка.

  • ЕГЭ, другие формы мониторинга, итогового контроля и критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней (полной) школы по русскому языку. Анализ результатов ЕГЭ 2011 года.

  • Формирование эмоционально-привлекательной среды на уроках русского языка.

  • Основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и обновленные цели обучения русскому языку в современной школе.

  • Влияние нового образовательного стандарта начальной школы на содержание образования по русскому языку.

  • Языковая картина мира и как она отражается в грамматическом строе языка.

  • Новые стратегии преподавания литературы в современной образовательной ситуации.

  • Технологии повышения эффективности обучения русскому языку.

  • Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка. (мастер-класс).

  • Текст как основная дидактическая единица в процессе обучения русскому языку. Виды учебных текстов, требования к их отбору.

  • Особенности языковой личности современного школьника и формирование навыков культуры речи.

  • Виды учебных лингвистических словарей и организация работы с ними в процессе обучения русскому языку.

  • Системно-деятельностный подход как основа обучения орфографии и пунктуации.

  • Опережающее задание и его возможности (Мастер-класс).

  • Методы и приемы использования презентации на уроках русского языка (Мастер-класс).

  • Основные идеи уровневой дифференциации и особенности организации работы с сильными и слабыми учащимися на уроках русского языка.

  • Основные приемы активизации врожденных языковых способностей ребенка, заложенные в различных УМК для 5-9 классов. (Из опыта работы).

  • Основные формы межпредметной интеграции и использование их в современной практике преподавания предметов филологического цикла.

  • Особенности структуры современного урока русского языка в рамках компетентностного обучения.

  • Формирование коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций на уроках русского языка.

  • Опыт преподавания русского языка как неродного в условиях поликультурной среды.

  • Подготовка к части С (сочинение-рассуждение) на ЕГЭ. (Из опыта работы).

  • Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка.

При подготовке к итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку особое внимание необходимо уделить работе по аудированию (умению обрабатывать информацию, воспринятую на слух). У школьников недостаточно сформирован комплекс умений, проверяемых при написании сжатого изложения. Это объясняется периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению.

Результаты экзамена выявили серьёзную проблему, стоящую перед основной школой, – проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка. Лексическая работа чрезвычайно важна как при обучении восприятию текста, так и при формировании продуктивных умений. Поэтому в сегодняшней школе нужно больше внимания уделять обучению разным видам чтения, особое внимание заслуживает медленное чтение.

В курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм орфографии и пунктуации, чем практическому овладению этими нормами. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом.

Между тем «задача состоит не только в том, чтобы ввести в память учащихся литературный язык, но главным образом в том, чтобы научить пользоваться этим языком наилучшим образом». Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. И центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе. Именно на этом этапе формируется комплекс умений, который обеспечивает владение речью.

Необходимо совершенствовать формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.

В процессе обучения особое внимание необходимо уделять формированию аналитических навыков обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.

Литература.

  1. Безымянная О.М., Лукьянов С.А. Методика работы над изложениями: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. - М., Глобус. 2006.

  2. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.

  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. - М.: Издательство ";Экзамен";, 2007.

  4. Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП // Русский язык (Приложение к газете «Первое сентября»). – 2009. - №7.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С. Полат. - М., 2000.

  6. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008 (Образовательная система «Школа 2100»)

  7. Поташник М.М., М.В. Левит. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

  8. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы / Авт.-сост. А.А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  9. Сенина Н.А. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация. - Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

  10. Чередникова О.В. Информационные технологии в работе учителя // Русский язык (Приложение к газете «Первое сентября»). – 2009. - № 5.

  11. Щербина И.В. Тесты на уроках литературы. 10-11 классы: методическое пособие / И.В. Щербина. – М.: Дрофа, 2008.

  12. Ээльмаа Ю. Работа с электронным текстом. Поисковые технологии. Литература (Приложение к газете «Первое сентября»). – 2008. - № 3.

  13. Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс. – Челябинск: Взгляд, 2008.

  14. Богданова Г.А. Предложения с союзом как: Пособие для учащихся. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 104 с.

  15. Власенков А.И. Методика обучения орфографии в школе. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 232 с.

  16. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова - М.: Астрель, 2009.

  17. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Русский язык/ ФИПИ автор составитель: И.П. Цыбулько – М.: Эксмо, 2008

  18. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ ФИПИ авторы составители: Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  19. Долинина Т.А. Готовимся к государственной итоговой аттестации: русский язык. 9 класс: пособие для учащихся. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.

  20. ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2008.

  21. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.

  22. Капинос В.И., Пучкова Л.И. и др. Русский язык. 5 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 112 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом). (См. пособия этих же авторов для 6, 7 и 8 классов.)

  23. Литературные места России и зарубежья: Сборник диктантов и изложений: Пособие для учителя / авт.-сост. Г.А. Обернихина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 176 с.

  24. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 432 с.

  25. Павлова С.А. Русский язык. Рекомендации по подготовке к ЕГЭ (части А, В, С). – М.: Дрофа, 2011. – 188 с.

  26. Пахнова Т.М. Русский язык: интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2009. – 222 с.

  27. Пахнова Т.М. Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к государственной итоговой аттестации. – М.: Дрофа, 2011. – 237.

  28. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.

  29. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Первый выпуск. 8-9 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В., Харитонова Т.П.

  30. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Второй выпуск. 8-9 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В., Смородина В.В.

  31. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Третий выпуск. 8-9 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В.

  32. Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ .10-11 класс/НП «РОСТ» авторы составители Пасичник И.В.

  33. Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для учащихся. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 128 с.

  34. Шанский Н.М., Махмуджов Ш.А. Филологический анализ художественного текста: книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.

  35. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.

  36. Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Русский язык: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2011. – 150 с.

Электронные ресурсы.

  • –каталог образовательных интернет-ресурсов;

  • - портал информационной поддержки единого государственного экзамена;

  • - сайт по профильному обучению;

  • / - Российское образование – сеть порталов

  • http://www.teacher-edu.ru/

  • /

  • /

  • /- сайт Министерства образования РФ

  • - Федерация Интернет-образования

  • – Портал по культуре речи

  • - Сайт газеты ";Первое сентября. Литература"; /методические материалы/

  • – Сетевое объединение методистов

  • - Сайт газеты ";Первое сентября. Русский язык"; /методические материалы/

  • /- КМ-школа

  • /- сетевое сообщество методистов

  • – Сеть творческих учителей

  • / - Электронная библиотека

  • – Виртуальная библиотека

  • – Русская виртуальная библиотека

  • /stixiya - электронные тексты литературных произведений (поэзия)

  • / - литература Пскова

  • /writers/51 (библиотека В. Каверина)

  • –сайт «Чтение - 21 век»

  • / (сайт по русскому языку)

  • /index.php?news_id=278 (школьная библиотека)

  • /edu/ruslang1.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык

  • / - Репетитор по русскому языку

  • - Новый стандарт общего образования

  • / - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • /content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году.

  • - словари и энциклопедии

  • /ru/nasha_novaya_shkola/projekt1.pdf

  • Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»»

  • – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)

  • - Сайт Учительской газеты

  • – сайт Федерального института педагогических измерений

  • / Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

  • 1. Культура письменной речи

  • 2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях

  • 3. Крылатые слова и выражения

  • 4. Мир слова русского

  • 5. Рукописные памятники Древней Руси

  • 6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник /rus/galva-1/

  • 7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

  • 8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

  • 9. Электронные пособия по русскому языку для школьников

  • 10. /

  • 11. /



Скачать документ

Похожие документы:

  1. РУССКИЙ ЯЗЫК – старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин СКИПКРО

    Закон
    РУССКИЙЯЗЫК О.Г. Ухтинская – старшийпреподавателькафедрыгуманитарныхдисциплинСКИПКРО С переходом российского образования на ... культуроведческой компетенций на уроках русскогоязыка. Опыт преподавания русскогоязыка как неродного в условиях ...
  2. История и обществознание – заведующ ая кафедрой гуманитарных дисциплин скипкро в 2011-2012 учебном году преподавание истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях ставропольского края будет осуществляться в соответствии с законом

    Документ
    ... Масюкова – заведующая кафедройгуманитарныхдисциплинСКИПКРО В 2011-2012 ... сознательного выполнения старшими подростками основных ... на уроках русскогоязыка, литературы, ... методическое объединение преподавателей общественных дисциплин /communities. ...
  3. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... .-№ 11. КАФЕДРАГУМАНИТАРНЫХДИСЦИПЛИН РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГОЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Ухтинская О.Г. – старшийпреподавателькафедрыгуманитарныхдисциплинСКИПКРО Преподавание русскогоязыка и литературы в 2010 ...
  4. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2009 году материалы к обсуждению на августовских совещаниях педагогов в 2009 г «основные проблемы реализации национальной образовательной

    Методические рекомендации
    ... новой системе оплаты труда, Ставрополь, СКИПКРО, 2008. Третьяков П.И. Школа: Управление ... Пресса, 2007. СЕКЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГОЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Христова И.Э. – старшийпреподавателькафедрыгуманитарныхдисциплин Современная стратегия образования в ...
  5. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... Русскийязык Романюк Т.И., доцент кафедрыгуманитарных наук, к.п.н. Ухтинская О. Н., старшийпреподавателькафедрыгуманитарных наук В 2012-2013 учебном году преподавание русскогоязыка ...

Другие похожие документы..