Главная > Рабочая программа
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История развития бурения нефтяных и газовых скважин»
Направления подготовки:131000 «Нефтегазовое дело»
Профиль: «Бурение нефтяных и газовых скважин»
Квалификации (степени) выпускника: БАКАЛАВР
Форма обучения: очная
Санкт - Петербург
2012
1.Цели и задачи дисциплины:
Учебная дисциплина ";История развития бурения нефтяных и газовых скважин"; входит в перечень дисциплин по выбору федерального государственного образовательного стандарта (ОС СПГГИ) для направления подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело» по профилю «Бурение нефтяных и газовых скважин»первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата).
Основной целью образования по дисциплине «ИРБН и ГС» является формирование у студентов основных специальных базовых знаний и профессиональной культуры, осознание ими социальной значимости своей будущей профессии, приобретение высокой мотивации для изучения последующих дисциплин, способствующих получению специальности нефтегазового профиля.
Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:
приобретение понимания проблем развития способов, технологий и технических средств бурения скважин на нефть и газ;
овладение закономерностями исторических этапов развития и совершенствования технологий и техники бурения скважин на нефть и газ;
формирование:
- культуры профессионального сознания в качестве одного из важнейших приоритетов жизнедеятельности;
- готовности применения профессиональных знаний для постоянного повышения уровня экологической и технической безопасности в сфере своей профессиональной деятельности;
- мотивации и способностей для аргументированного обоснования своих решений в сфере повышения эффективности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПОпо направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» по профилю «Бурение нефтяных и газовых скважин»
По своему значению дисциплина является одной из первых по блоку специальных дисциплин профиля «Бурение нефтяных и газовых скважин».Она обеспечивает выполнение студентами профессиональной деятельности на основе получения ими знаний в области истории развития и совершенствования основных способов, технологических процессов и технических средств бурения нефтяных и газовых скважин, обеспечения экологической безопасности и экономической эффективности для проведения всех видов работ и исследований, связанных со строительством нефтяных и газовых скважин.
Содержание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин общекультурного и математического и естественнонаучного циклов. Теоретические знания, полученные студентами из обзорных лекций, дополняются при выполнении практических занятий, знакомстве с учебной и технической литературой в процессе подготовки и защиты курсовой работы. Они будут использованы в процессе освоения профессиональных и специальных дисциплин, при выполнении самостоятельных курсовых и научно-исследовательских работы, а также в практической профессиональной деятельности.
Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине, наряду с другими дисциплинами, являются необходимыми для прохождения учебной и производственных практик. Выполнение поставленных задач достигается за счет реализации комплекса учебно-методических и организационных мероприятий.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК) выпускника:
а) общекультурными (ОК)
способность:
- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК–1);
- быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения (ОК-2);
- стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-9);
- уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК–12);
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-13);
б) профессиональными (ПК):
- общепрофессиональные
способность:
- самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-1);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ПК-4);
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
I | |||||
Аудиторные занятия (всего) | 51 | 51 | |||
В том числе: | |||||
Лекции | 34 | 34 | |||
Практические занятия (ПЗ) | 17 | 17 | |||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | 51 | 51 | |||
В том числе: | |||||
Курсовая работа | 34 | 34 | |||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | 17 | 17 | |||
Коллоквиум | |||||
Вид промежуточной аттестации: экзамен | Зач. | . | |||
Общая трудоемкость: час зач. ед. | 102 | 102 | |||
3 | 3 |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1 | 2 | 3 |
1. | Введение. Основные понятия и определения. | Горное дело и горная наука. Скважина – специфическая горная выработка: основные понятия, классификации, способы и технологии бурения и сооружения. Понятия о технических средствах бурения и оборудования нефтегазовых скважин. Основные технико-экономические показатели бурения скважин. |
2. | Бурение скважин в до индустриальный период. | Зарождение технологии сверления отверстий в каменном материале. Развитие бурение скважин в Древнем Китае, в Древнем Египте и в античном мире. Развитие бурения скважин в эпоху Возрождения. Бурение скважин на рассолы в Руси. Французский вклад в развитии техники и технологии бурения скважин на воду. |
3. | . Первые скважины на нефть. | Особенности технологии и техники Бакинского способа бурения нефтяных скважин во 2-ой половине 19 века. Первые скважины на нефть в США. Развитие механического способа бурения скважин. |
1 | 2 | 3 |
4. | Роль Санкт-Петербургского горного института в развитии технологии и техники бурения скважин. | Первое высшее горное учебное заведение в России. Проф. Романовский Г.Д. и его вклад в развитие бурения глубоких скважин. Разработки проф. С.Г. Войслова в области создания отечественного бурового инструмента. История создания и развития кафедры Бурения скважин СПГГИ (ТУ) |
5. | Роторное бурение скважин | Технологическая схема и технические средства бурения. Особенности конструкции скважин. Промывка и тампонаж. Породоразрушающий инструмент. Буровое и силовое оборудование |
6 | Бурение скважин забойными двигателями | Технологическая схема вращательного и ударно-вращательного способов бурения. Турбинное бурение. Бурение с использованием объемных гидравлических двигателей. Бурение с использованием погружных электробуров |
7 | Наклонно-направленное и горизонтальное бурение скважин | Принципы проектирования трассы скважин. Технические средства для отклонения ствола скважины Кустовое бурение скважин. Бурение скважин на шельфе. Особенности технологии и техники горизонтального бурения. |
8. | Основные направления научно-технического прогресса в бурении нефтяных и газовых скважин | Автоматизация, оптимизация и компьютеризация технологического процесса. Колтюбинговые и беструбные способы бурения. Сверхглубокое бурение. Бурение скважин вне Земли |
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых дисциплин | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | … | ||
1 | Технология бурения нефтяных и газовых скважин | + | + | |||||||
2 | Буровое оборудование | + | + | |||||||
3 | Буровые технологические жидкости | + | + | |||||||
4 | Крепление нефтяных и газовых скважин | + | ||||||||
5 | Заканчивание скважин | + | ||||||||
6 | Осложнения и аварии в бурении | + | ||||||||
7 | Геолого-технологические исследования нефтяных и газовых скважин | + | ||||||||
8 | Автоматизация технологических процессов и геонавигация в бурении | + |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лек- ций | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семи-наров | СРС (в т.ч. КР) | Всего часов |
1. | Введение. Основные понятия и определения. | 2 | 4 | 6 | |||
2. | Бурение скважин в до индустриальный период. | 4 | 2 | 8 | 14 | ||
3. | .Первые скважины на нефть. | 4 | 4 | 8 | 16 | ||
4. | Роль Санкт-Петербургского горного института в развитии технологии и техники бурения скважин. | 6 | 4 | 8 | 18 | ||
5. | Роторное бурение скважин | 6 | 2 | 8 | 16 | ||
6. | Бурение скважин забойными двигателями | 4 | 2 | 8 | 14 | ||
7 | Наклонно-направленное и горизонтальное бурение скважин | 4 | 2 | 4 | 10 | ||
8 | Основные направления научно-технического прогресса в бурении нефтяных и газовых скважин | 4 | 1 | 3 | 8 | ||
Итого | 34 | 17 | 51 | 102 |
6. Практические занятия (семинары)
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) | Трудоем-кость(час.) |
1. | 2, 3 | Изучение объектов сверления каменного материала, сооружения скважин в земной коре, используемых технических средств по фото и видео материалам, подобранных по данной дисциплине | 2 |
2. | 3, 4 | Изучения бурового оборудования и инструмента для сооружения рассольных скважин на Руси по экспонатам и макетам, представленных в отделе горного дела Геологического музея СПГГИ (ТУ) | 4 |
3 | 3, 4 | Изучения бурового оборудования и инструмента Бакинского способа бурения нефтяных и газовых скважин по экспонатам и макетам, представленных в отделе горного дела Геологического музея | 4 |
4 | 3,4 | Изучения бурового оборудования и инструмента для ручного бурения скважин различного назначения, разработанных проф. Романовским Г.Д. и проф. Войсловым С.Г. по экспонатам и макетам, представленных в Геологического музея СПГГИ (ТУ) | 6 |
5 | 5-8 | Изучения бурового оборудования и инструмента современных и новейших способов бурения нефтяных и газовых скважин по экспонатам и макетам, представленных в отделе горного дела Геологического музея СПГГИ (ТУ) | 3 |
7. Примерная тематика курсовых работ
Развитие техники сверления (бурения) в неолите.
Бурение скважин в древнем Китае.
Бурение скважин в древнем Египте.
Бурение скважин в античном мире.
Развитие бурения в эпоху Возрождения.
История трубного дела на Руси.
История развития бурения скважин на воду.
Первые скважины на нефть в России.
Первые скважины на нефть в США.
Санкт-Петербургский горный институт и его роль в развитии бурения скважин в России.
Г.Д. Романовский и его роль в развитии бурения в России.
С.Г. Войслав и его роль в развитии бурения в России.
Д.И. Менделеев – почетный буровик.
Ф.А. Шамшев – основатель новой специальности в горном институте.
История бурения скважин в Волго-Уральском регионе (2-е Баку).
Бурение скважин в Западной Сибири (3-е Баку).
Морское бурение.
История развития роторного бурения
История развития турбинного бурения скважин.
История развития электробурения.
Создание шарошечного долота.
История развития алмазного бурения.
Сверхглубокое бурение.
Бурение скважин в ледниках и ледниковых покровах.
Бурение скважин вне Земли.
История развития бурения скважин в отдельных регионах
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Аренс В.Ж. Горное дело – объект науки (азбука исследователя). – М., 1990. – 110 с.
2. Копылов В.Е. К тайникам Геи. – М.: Недра, 1990 – 157 с.
3. Яковлев А.М., Цыгельнюк Е.Ю., Морозов Ю.Т. Из истории бурения скважин. / В сб. Из истории горно-геологической службы России. – СПб.: ВИТР, 2000 – с. 49-61.
4. Brantly J. С. History of oil well drilling, Houston, Gulf. Publ. Co, 1971, 1525
б) дополнительная
Анисимов Ю.А. Основные этапы развития техники бурения нефтяных скважин в дореволюционной России: Автореф. дис. канд. техн. наук.-1952.
Блинов Г.А., Махновецкий Э.С. Покорители земных недр. –Л., Недра, 1986.– 144 с.
Версилов Н., Памяти Г.Д. Романовского, «Горный журнал», № 4, 1908 г.;
Воздвиженский Б.И., Ребрик Б.М. В глубь Земли. Разведочное бурение — от прошлого к будущему. – М.: Недра, 1989 – 168 с.
Ворожбитов М.И., Резанов И.А. Развитие сверхглубокого бурения. / В сб. Вопросы истории естествознания и техники, вып. 2. – М.: Изд. “Наука”, 1985 – с. 48-62.
Гусман М.Т., Баршай Г.С. Турбобур. – М.: Изд. “Молодая гвардия”, 1957 – 61 с.
Калмыков Н.Н. Бурение в США. Мю, Гостоптехиздат. 1946
Келль Л.Н. Ленинградский горный институт — старейшая высшая техническая школа страны. – Горный журнал, 1973, № 11 – с. 3-6.
Копылов В.Е. Бурение скважин вне Земли. – М., Недра, 1977 – 160 с.
Копылов В.Е. Бурение? Интересно! – М.: Недра, 1981 – 160 с.
Кудряшов Б.Б. Из истории Горного института / СПГГИ (ТУ) – Информационный вестник № 01, 1999, СПб.: “Медиа-Маркет”, 1999 – с. 1-5.
Лисичкин С.М. Крупнейший геолог и деятель буровой техники Г.Д. Романовский, «Нефтяное хоз-во», 1953, № 9, 10.
Максимов М.М. К истории разведочного бурения в нашей стране. В сб. «Вопросы истории естествознания и техники». Вып. 3-4 (56-57). М., «Наука», 1977, с. 87-89
Максимов М.М. Русский геологоразведчик В.И. Генин. М., 1966.
Маринин И.С. От Туймазы до Саматлора. Изв. вуз. Нефть и газ. 2002. № 5, с. 19-23.
Менделеев Д.И. Сочинения в 25 т. – т. 10 Нефть. Л.-М., 1949.
Пархоменко В.Е. Д.И. Менделеев и русское нефтяное дело. М., 1957.
Ребрик Б.М. У колыбели геологии и горного дела. – М.: Недра, 1984 – 128 с.
Ребрик Б.М. Из истории бурения скважин. «Изв. высш. учеб. заведений. Геология и разведка», 1977, № 3, с. 143-147
Резанов И.А. Сверхглубокое бурение. – М., Наука, 1981. –160 с.
Сергеев М.Б., Сергеева Т.В. Планета Земля. – М.: ТО “Земля” Ассоциации “Экост”, 2000 – 144 с.
Симонович В. Нефть и нефтяная промышленность в России. Историко-статистический очерк. СПб., 1909.
Фигуровский Н.А. Дмитрий Иванович Менделеев. 1834-1907. М., 1961.
Чугаев Л.А. Дмитрий Иванович Менделеев. Жизнь и деятельность. Л., 1924.
Шухардин С.В. Работы С.Г. Войслава в области горного дела/ в кн.: «Труды по истории техники» в 4-х т., М., 1954.
9.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Уникальные экспонаты (натуральные образцы, макеты, графические рисунки и пр.) Горного отдела геологического музея Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета). Специализированные лаборатории кафедры Бурения скважин, буровая техника Отдела инженерных изысканий СПГГИ (ТУ)
10.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Примерная программа предусматривает возможность обучения в рамках традиционной групповой системы обучения. При этом обучение рекомендуется в течение одного семестра: для бакалавров — в I семестре.
Разработчик:
Санкт-Петербургский государственный горный институт
(технический университет)
профессор кафедры бурения скважин. В.К.Чистяков
Эксперты:
Похожие документы:
Первое высшее техническое учебное заведение россии (188)
Рабочая программа... инженерной геологии Т.Н. Николаева ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ... инженерной геологии Т.Н. Николаева ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ...ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ (170)
Программа... и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. ПервоевысшеетехническоеучебноезаведениеРоссии – Горный институт (1773-1998). СПГГИ ...ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ (321)
Программа... и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. ПервоевысшеетехническоеучебноезаведениеРоссии – Горный институт (1773-1998). СПГГИ ...Первое высшее техническое учебное заведение россии (31)
Рабочая программа... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... освоения специальных дисциплин высшегоучебногозаведения. В задачи ...Первое высшее техническое учебное заведение россии (68)
Рабочая программа... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... предприятии : учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Одинцова. – М. ...