Главная > Документ


Управление современной школой: проблемы и перспективы

С.П. Васенева, зав. кабинетом руководителей школ

Н.В. Степанова, доцент кафедры НОУО ИПКиПРО

Изменения, происходящие в нашей стране, выдвигают определенные требования к системе образования в целом и каждому образовательному учреждению, в частности. По поручению Правительства РФ была разработана Государственная программа стратегического развития образования на перспективу.

Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы.

Цель Государственной программы – внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей:

  • повышение доступности качественного образования;

  • соответствие требованиям инновационного развития экономики;

  • современные потребности общества и каждого гражданина в качественном образовании;

  • обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях образования, обеспечивающее соответствие программы перспективным тенденциям экономического развития;

  • в части общего образования – индивидуализация, ориентация на формирование практических навыков и фундаментальные умения, укрепление базовых школ, расширение сферы дополнительного образования.

В школах Курганской области работают 490 директоров и 446 заместителей директоров школ по УВР и НМР, деятельность которых направлена на решение поставленных задач.

Из них повышение квалификации в 2008-2009 году прошли 318 руководителей, что составило 33%, 28% аттестованы на высшую квалификационную категорию и 49% - на первую квалификационную категорию.

По образовательной программе «Теория и практика управления школой» объемом 216 часов повысили свою квалификацию 74 начинающих руководителя.

Стаж управленческой деятельности свыше 20 лет имеют 21,4% руководителей школ, от 10 до 20 лет - 28,6%, от 5 до 10 лет - 21,6%. Имеют звание «Заслуженный учитель РФ» 6,7% руководителей школ. Награждены знаком «Отличник просвещения» и «Почетный работник общего образования» - 35,3%. Награждены орденами и медалями 7,6% руководителей школ.

В ходе реализации Приоритетного национального проекта «Образование» отмечаются:

  • рост инновационной активности педагогов и образовательных учреждений;

  • создание и развитие систем стимулирования к участию в инновационной деятельности;

  • внедрение методов демократизации внутришкольного управления;

  • применение ИКТ в управлении школой.

В области сформировалась сеть опорных школ по различным направлениям управленческой деятельности, на базе которых систематически проводятся семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, консультации как для начинающих руководителей, так и для руководителей-стажистов.

Направления деятельности опорных школ

Управление качеством образования на основе использования ИКТ и образовательногомониторинга(МОУ «СОШ №18» г.Кургана, «Лицей №12» г.Кургана)

Управление методической работой (МОУ «СОШ №38», «СОШ №5», «СОШ №35» г.Кургана)

Система работы с талантливыми детьми. Индивидуальный образовательный маршрут как условие развития одаренности ребенка» (МОУ «Гимназия № 47» г.Кургана)

Управление предпрофильной подготовкой и профильным обучением. Организация исследовательской деятельности обучающихся (МОУ «Белозерская СОШ»)

Инновационное развитие сельской школы: управленческий аспект (МОУ «Юргамышская СОШ», «Лесниковский лицей» Кетовского района)

Реализация принципа государственно-общественного характера управления школой (МОУ «Гимназия № 9» г.Шадринск)

Современные подходы к организации внутришкольного контроля (МОУ «Лесниковский лицей» Кетовского района, «СОШ № 38» г. Кургана)

Анализ деятельности образовательных учреждений выявляет достаточно широкий спектр инноваций, внедренных в образовательный процесс и практику управления школ области:

  • исследовательские проекты (МОУ: гимназия №19, 47, 57,30 г. Кургана);

  • информационные технологии вуправлении (МОУ: лицей №12, средние общеобразовательные школы № 17,18 г.Кургана, лицей №1 г. Шадринска, Юлдусская СОШ Шадринского района, Белоярская и Пивкинская СОШ Щучанского района и др.)

  • система работы с талантливыми детьми (МОУ: гимназия № 47» г.Кургана, Белозерская СОШ, гимназия № 9 г. Шадринска и др.);

  • профильное обучение (МОУ: Варгашинская СОШ № 1, Мокроусовская СОШ № 1, Шумихинская СОШ № 4 и др.);

  • индивидуальные учебные планы (МОУ: гимназия №47, №19 г. Кургана, Актабанская СОШ Петуховского района и др.).

В последние годы в ряде школ успешно реализуются и управленческиеновшества: проблемно-ориентированный анализ и стратегическое планирование (Петуховский район, г. Шадринск, Мокроусовский и Звериноголовский районы), система стимулирования педагогов (МОУ «Макушинская СОШ №1», «Мехонская СОШ» Шатровского района, «Казенская СОШ» Альменевского района и др.), управление на основепрограммно-целевого подхода (МОУ «Песковская СОШ» Целинного района, «Трудовская СОШ» Звериноголовского района, «Юргамышская СОШ» и др.), ученическое, родительское, учительское самоуправление и соуправление (МОУ «СОШ № 49», «СОШ № 10» г. Кургана, «Гимназия № 9» г. Шадринска, «Любимовская ООШ» Далматовского района, «Медведская ООШ» Щучанского района и др.), механизмы координации сетевого взаимодействия (Далматовский, Петуховский и Кетовский районы).

Ряд школ области успешно реализует в своей практике принцип государственно-общественного характера управления (МОУ «Верхнеключевская СОШ» Катайского района, «Медведковская ООШ» Щучанского района, «СОШ № 49» г. Кургана и др.).

В этом году на базе Петуховской средней школы №1 успешно прошли курсы инновационного проектирования для директоров и заместителей директоров школ по проблеме «Совершенствование институциональных механизмов управления образовательным учреждением. Развитие форм государственно-общественного управления». Итогом работы стала разработка проектов нормативно-правовых документов по государственно-общественному управлению школой. Планируется проведение подобных курсов в других районах области.

В марте этого года состоялось областное совещание руководителей образовательных учреждений, на котором обсуждались вопросы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях. Интересным опытом организации профориентационной работы поделились с коллегами директор Юргамышской средней школы Алексеева Н.Д, директор Песковской средней школы Целинного района Злоказов В.Ф., директор Пичугинской средней школы Варгашинского района Сафронова М.В. и др.

На базе Варгашинского района была апробирована региональная модель профориентационной работы.

Решая проблему подготовки современно образованного руководителя, обладающего высоким уровнем управленческой культуры, способного к диалогу, с устойчивой ориентацией на самореализацию и саморазвитие, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области осуществляет подготовку резерва руководящих кадров. В этом году состоялся пятый выпуск слушателей отделения «Менеджмент в образовании», 28 человек получили дипломы менеджера в образовании, из них 70% - это молодые директора и заместители директоров школ.

Успешное развитие современного образования зависит от эффективного руководства, признаками которого выступают готовность к управленческой деятельности, а также наличие определенных качеств, отражающих уровень сформированности управленческой культуры, поднимающей рейтинг руководителя в педагогическом коллективе и обществе.

Возрастающая сложность процессов управления требует, чтобы управленческие функции в образовании осуществлялись подготовленными для этой деятельности специалистами, владеющими управленческой культурой.

Существует ряд проблем, которые требуют своего разрешения на муниципальном уровне:

  • низкий уровень управленческой культуры отдельных руководителей;

  • несовершенство нормативно-правовой базы образовательного учреждения;

  • слабое внедрение ИКТ в управленческий процесс;

  • недостаточное развитие социального партнерства образовательного учреждения.

Эти проблемы предстоит решать в ближайшее время.

Районным методическим объединениям директоров и заместителей директоров школ в 2009-2010 учебном году рекомендовано разработать нормативно-правовую базу, обеспечивающую проведение социальных практик и организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся. В условиях складывающейся демографической ситуации даже райцентровские и городские школы не могут быть многопрофильными. Необходимо переходить к сетевой модели организации профильного обучения.

Руководителями школ области предстоит в ближайшее время решить ряд задач:

  • обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства;

  • совершенствовать внутришкольную систему повышения квалификации педагогов по вопросам управления качеством образования;

  • в своей работе уделять должное внимание такой форме повышения квалификации, как самообразование руководителя;

  • активнее внедрять современные информационные технологии в практику управления школой;

  • вводить в практику работы школ ясные и конкретные методики оценки труда учителя;

  • изменить подходы к организации профориентационной работы.

Формирование готовности учителя к инновационной

деятельности в системе дополнительного

профессионального образования

Н.А. Булакова, руководитель центра инновационных

педагогических технологий ИПКиПРО Курганской области

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области является внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий.

Главным содержанием в подготовке учителя к новому виду деятельности в условиях инновации является умение «преодолеть самого себя», в постепенном «уходе от стереотипов» в своей педагогической деятельности. Вопрос создания условий самореализации учителя в новом виде деятельности сегодня является актуальным. Появление новых учебных предметов, непрерывное изменение содержания образования требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения, что ведет к существенному возрастанию роли и авторитета педагогического знания в учительской среде. Большинство же учителей привыкли работать «по-старому». На уроках или внеклассных мероприятиях имеет место в основном фронтальная работа. О педагогическом сотрудничестве и взаимодействии в образовательном процессе педагоги либо совсем не думают, либо считают это несущественным. Проблема заключается и в том, что у учителей старшего возраста существует барьер или неприятие самого факта освоения и применения педагогических новшеств. Отвечая на вопрос, знакомы ли педагоги с какими-либо инновационными технологиями, больше 40% опрошенных поставили прочерк.

Все это позволяет сделать вывод о том, что традиционная система повышения квалификации работников образования не способна разрешить противоречие между динамично меняющимися потребностями общественной практики и сложившейся схемой повышения квалификации. В системе дополнительного профессионального образования нужна эффективная, гибкая, модульная организация повышения квалификации учителей, базирующаяся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. Для выхода из этой ситуации и с целью осуществления научно-методического сопровождения процесса внедрения инновационных педагогических технологий в образовательную практику региональной системы образования в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области в 2008 году создан Центр инновационных педагогических технологий (ЦИПТ).

Центром реализуются следующие задачи:

1) методическое обеспечение инновационной деятельности и повышение квалификации работников образования в рамках инновационных педагогических технологий;

2) оказание методической и консультативной помощи работникам образования по внедрению инновационных педагогических технологий;

3) распространение передового педагогического опыта в области инновационных педагогических технологий, экспертиза практической деятельности педагогов;

4) содействие органам управления образования в научно-методическом сопровождении инновационной деятельности в образовательных учреждениях области.

Деятельность центра осуществлялась по следующим направлениям:

  • обеспечение научно-методического сопровождения образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты;

  • создание сетевой модели распространения передового педагогического опыта победителей приоритетного национального проекта «Образование» и областного конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты и программы;

  • организация и проведение курсов инновационного проектирования.

В рамках научно-методического сопровождения образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты, проделана следующая работа:

  • изучен перечень и проанализированы возможности перечень образовательных учреждений победителей приоритетного национального проекта «Образование» (далее – ПНПО) и областного конкурса;

  • определены направления сопровождения инновационной деятельности;

  • определены научно-методические кураторы направлений;

  • сформирована сеть распространения передового педагогического опыта победителей приоритетного национального проекта «Образование» и областного конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты и программы («Школа-территория здоровья», «Школа – центр социума», «Школа трудового воспитания», «Школа успеха», «Школа психологического комфорта», «Духовно-нравственное воспитание»).

В течение 2008 года кураторами направлений инновационной деятельности совместно и на базе ОУ проведены следующие научно-методические семинары.

Школа успеха.

1. «Гимназия №47» г. Кургана: «Особенности организации образовательного процесса с одаренными детьми».

2. «СОШ №4» г. Шумихи: «Реализация модели личностно-ориентированной школы».

3. «Гимназия №9» г. Шадринска: «Организация психолого-педагогического содействия успешности обучающихся».

Школа трудового воспитания.

1. Долговская СОШ Каргапольского района: «Основные направления педагогической деятельности по совершенствованию трудового обучения и воспитания школьников».

2. Песковская СОШ Целинного района: «Трудовая подготовка школьников как социально значимая деятельность».

3. Кислянская СОШ Юргамышского района: «Учебно-опытный участок как модель перспективных производственно-экономических отношений в образовательном учреждении».

4. КОЦ ДОД: «Ученическая производственная бригада как одна из форм профессионального самоопределения школьников».

Школа – центр социума.

1. Дубровинская СОШ Мишкинского района: «Сотрудничество ОУ и социума по созданию условий для духовно-нравственного становления подрастающего поколения».

2. Юлдусская СОШ Шадринского района: «Формирование позиции созидателя у обучающихся через сохранение культурного наследия социума».

3. «СОШ № 2» г. Петухово: «Школа как центр формирования общественной культуры добровольчества».

4. Башкирская СОШ Половинского района: «Роль школы в создании здоровьесберегающего пространства социума».

Школа – территория здоровья.

1. Пушкинская ООШ Куртамышского района: «Разработка локального документального обеспечения «Школы здоровья»» (южная группа).

2. Коноваловская СОШ Макушинского района: «Разработка локального документального обеспечения «Школы здоровья»» (восточная группа).

3. Тагильская СОШ Каргапольского района: «Разработка локального документального обеспечения «Школы здоровья» (северо-западная группа).

4. СОШ №52 г. Кургана: «Разработка локального документального обеспечения «Школы здоровья» (центральная группа).

5. Островская СОШ Юргамышского района: «Разработка локального документального обеспечения «Школы здоровья»» (юго-западная группа).

Школа психологического комфорта.

1. Брылинская СОШ Каргапольского района: «Организационный компонент психологической комфортности участников образовательного процесса».

Школа духовно-нравственного воспитания.

1. ДД(Ю)Т г. Кургана: III областные Рождественские образовательные чтения «Православные ценности и современное образование».

2. «Чернавская ООШ» Притобольного района: «Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях КОЦ».

3. «СОШ №8» г. Шадринска: «Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания в рамках Русской национальной культурологической школы».

4. «Барабинская СОШ» Кетовского района: «Духовно-нравственное воспитание школьников».

Кураторами направлений проведена большая работа со стажерскими и внедренческими площадками по распространению эффективного педагогического опыта победителей ПНПО и областного конкурса инновационных проектов. Сотрудниками центра на базе стажерских площадок проведено 20 научно-методических семинаров, которые получили положительные отзывы участников.

Отмечается положительная динамика роста числа областных стажерских (далее – ОСП) и областных пилотных площадок по направлениям инновационной деятельности. На сегодняшний день функционирует 17 ОСП, статус которых подтвержден сертификатом Областного экспертного совета по инновационной деятельности, что создает необходимые условия для создания сетевой модели внедрения инновационного опыта.

Для подготовки учителя к инновационной деятельности в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области проводятся курсы инновационного проектирования.

Целью курсов инновационного проектирования является организация процесса освоения работниками образования современных инновационных педагогических технологий и их внедрение в образовательную практику региональной системы образования. Данные курсы являются альтернативой традиционным курсам и ориентированы на освоение инновации и внедрение ее в образовательный процесс. Система организации курсов инновационного проектирования включает новые специфические формы повышения профессионализма учителей. Педагог воспринимает себя одновременно и как теоретика, привносящего новые идеи в процесс планирования учебного процесса, и как практика, организующего и внедряющего инновационный проект (инновационную программу) на основе полученных педагогических умений и навыков.

Инновационный проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организацией.

Инновационная программа – модель проектируемого инновационного процесса, определяющая исходное состояние компонента образовательной системы; требования к результатам: описание нового качества компонента образовательной системы, приобретаемое в результате реализации программы; состав и структуру действий по реализации программы (то есть по переходу от настоящего к будущему).

Включить в систему работы школы реализацию инновационного проекта значит включить школу в инновационный режим работы. Для успешного внедрения любой инновации необходимы общий взгляд, общее понимание, взаимная поддержка учителей и администрации. При разработке инновационного проекта и внедрения инновации на муниципальном уровне, как показала практика, в курсах инновационного проектирования должна участвовать команда, состоящая из специалистов муниципального отдела образования, руководителей образовательного учреждения и педагогов. И в этом смысле целесообразно участие в курсах инновационного проектирования «команды» педагогов одного образовательного учреждения. Инновационный проект включает в себя подпроекты, каждый из которых реализуется на соответствующем уровне, что обеспечивает преемственность в инновационной деятельности и эффективность ее результатов. При условии реализации всех этапов курсовой подготовки можно говорить об успешном характере «запуска» инновационного проекта (инновационной программы) и создании на базе данного образовательного учреждения инновационной площадки муниципального, регионального уровня.

В 2008 году на курсах инновационного проектирования прошли обучение 317 педагогических работников системы образования Курганской области из 19 субъектов (в т.ч. специалисты МОУО, педагоги и руководители образовательных учреждений). Не приняли участие 7 районов (Мишкинский, Мокроусовский, Половинский, Притобольный, Сафакулевский, Целинный, Частоозерский).

Особенностью курсов инновационного проектирования является направленность не только на повышение квалификации слушателей по проблеме, но и на разработку и апробацию инновационного проекта или программы. Это способствует увеличению количества педагогических работников, вовлеченных в инновационную деятельность на различных уровнях региональной системы образования, а также увеличению доли учителей, реализующих педагогические технологии в образовательном процессе. В рамках данных курсов разработано более 50 различных инновационных проектов регионального, муниципального и институционального уровня. Некоторые из них уже реализованы:

  • Лебяжьевский район – проект «Развитие детских и молодежных инициатив в Лебяжьевском районе»;

  • Петуховский район – проекты «Развитие системы профильного обучения на территории Петуховского района на период до 2010 года», «Сетевая модель организации профильного обучения на базе ресурсного центра в условиях малого города», «Реализация агро-технологического профиля в условиях сетевого взаимодействия»;

  • Каргапольский район – проект «Развитие детских и молодежных инициатив в Каргапольском районе» и др.

По результатам курсовой подготовки специалистами ЦИПТ проведено социологическое исследование, которое показывает, что курсы инновационного проектирования прошли весьма успешно, на достаточно высоком научном и методическом уровне. Слушатели отметили, что модульная структура курсов их вполне устраивает, а главное – позволяет получить индивидуальные консультации особенно в период апробации инновационного проекта. Открытые уроки, семинары, консультации указаны как наиболее эффективные формы организации занятий в межсессионный период. Предполагаемый уровень внедрения разработанных материалов – муниципальный или учрежденческий.

Анализируя работу ЦИПТ за прошедший год, предложения кабинетов института, результаты социологического исследования, заявки районных отделов управления образования по планированию на 2009 год, можно сделать следующие выводы: специалистами ЦИПТ

  • организовано и успешно проведено 20 курсов инновационного проектирования;

  • осуществляется постоянное научно-методическое сопровождение образовательных учреждений, реализующих предлагаемые инновационные проекты;

  • создана и функционирует сетевая модель распространения эффективного педагогического опыта образовательных учреждений – победителей ПНПО и областного конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты и программы.

Наряду с этим центру инновационных педагогических технологий предстоит решить следующие проблемы:

  • создание четких механизмов финансового обеспечения деятельности сетевой модели распространения эффективного педагогического опыта по направлениям инновационной деятельности;

  • отработка и совершенствование технологии организации и проведения курсов инновационного проектирования.

Формирование готовности учителей к инновационной деятельности следует считать одним из приоритетных направлений деятельности ИПКиПРО Курганской области, которое должно занять ключевое место в решении проблем развития образования, т.к. любые качественные изменения в деятельности института могут служить катализатором позитивных изменений региональной системы образования в целом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (3)

    Документ
    ... Главного управленияобразования Курганской области ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ 2 (60) 2011 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ Научно-практический журнал Главного управленияобразования Курганской ...
  2. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (1)

    Документ
    ... Приложение ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ Научно-практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской ...
  3. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал

    Документ
    ... конференциям ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ Научно-практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (2)

    Документ
    ... конференциям ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ Научно-практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской ...
  5. Г лавное управление образования

    Документ
    ... Приложение к научно-практическому журналу «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ» Главное управлениеобразования Курганской области и Институт повышения квалификации ...

Другие похожие документы..