Главная > Документ


«_____» _________________ 2009 г. Руководитель МОУО (ОУ)________________

О деятельности муниципальных методических служб

в 2008-2009 учебном году

С.Н. Бекишева, зав. кабинетом

организаторов образования ИПКиПРО

В 2008-09 учебном году координацию и управление методической работой в области осуществляли 23 районных информационно-методических кабинета, информационно-методический центр в г. Кургане и информационно-методический отдел Шадринского района. В Целинном районе методическую работу ведут специалисты районного отдела образования.

В органах местного самоуправления (отделах и управлениях) муниципальных районов и городов в сфере образования работают 328 человек. Все руководители, их заместители и руководители муниципальных методических служб (ММС) имеют высшее педагогическое образование. Со средним профессиональным образованием в отделах и управлениях образования работают 10% специалистов и 4% методистов, из них с педагогическим образованием - 4,5% и 3% соответственно. Число специалистов со средним образованием за последние три года не уменьшается и составляет 10-11%, что недопустимо для руководителей районного звена.

Со стажем работы в данной должности до 5 лет работают 46% руководителей отделов и управлений образования, 39% руководителей ММС, 51% специалистов и методистов, 10-11% сотрудников достигли пенсионного возраста.

За 2008 год курсы повышения квалификации прошла половина специалистов и методистов отделов и управлений образования, из них 13 (5 руководителей ММС) человек дистанционно и на курсах инновационного проектирования. Разработанные на дистанционных курсах и курсах инновационного проектирования проекты успешно реализуются в Куртамышском (Никитина С.И.), Каргапольском (Охоба Л.С.), Юргамышском (Звонарева Е.И.), Петуховском (Менщикова Л.В.) и других районах области.

В 2009 году начали обучение на дистанционных курсах и курсах инновационного проектирования 17 специалистов и методистов отделов и управлений образования. Учитывая, что специалисты и методисты отвечают за различные направления деятельности и не имеют возможности проходить курсовую подготовку по каждому из них очно, обучение дистанционно и на курсах инновационного проектирования – реальный выход из ситуации, позволяющий повышать свой профессиональный уровень по курируемым вопросам.

Из 130 руководителей и методистов районных методических кабинетов 70 (54 %) имеют высшую или первую квалификационные категории. Наиболее квалифицированные методисты работают в методических службах г. Кургана и Шадринска, Варгашинского, Далматовского, Мокроусовского и Шумихинского районов.

В течение года 3 руководителя ММС успешно прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию.

Экспертиза практической деятельности заведующей РИМК Альменевского района Храмовой Ю.В. показала, что течение последних трех лет РИМК этого района работает над единой методической темой «Деятельностный подход как средство реализации целей образования», концентрируя внимание на трех основных блоках: «Организация обучения взрослых», «Обобщение и распространение ППО» и «Управление методической работой в районе».

Реализуя блок «Организация обучения взрослых», методкабинет, возглавляемый Юлией Валерьевной, создает работникам условия для своевременного прохождения ими курсов повышения квалификации. Поэтому ежегодно курсовую подготовку на базе района и ИПКиПРО проходят 40-50 % работников образования района. В 2008 году, благодаря проведенной разъяснительной работе, учителя района активно включились в курсы инновационного проектирования (7 %) и дистанционные курсы (3,5 %).

В Альменевскомрайоне выстроена система отслеживания состояния методической работы в ОУ. В соответствии с циклограммой деятельности кабинета ежегодно изучаются состояние методической работы в ОУ, организация работы методических советов, методобъединений и т.д. Итоги подводятся на аппаратных совещаниях отдела образования. Методкабинет оперативно реагирует на выявленные недостатки, оказывая заместителям директоров необходимую методическую помощь. Это позволяет совершенствовать методическую работу в ОУ.

Все это позволило методическому кабинету района по показателям оценки методической работы в областной рейтинговой таблице с 23 места в 2006 году подняться на 11 в 2007 г. и занять 1 место по итогам работы за 2008 год.

В последние годы в Звериноголовском районе значительно активизировалась опытно-экспериментальная и инновационная деятельность. Определяя тип новшеств, необходимых для развития образовательной системы района, Закоулова Т.П., заведующая РИМК, разрабатывает механизм их внедрения и экспертизы, оказывает поддержку педагогическим работникам и руководителям ОУ в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, программ развития ОУ. Инновационная деятельность в районе систематизирована, постоянно отслеживается её эффективность.

В сентябре 2008 год Татьяна Петровна успешно защитила новую программу опытно-экспериментальной работы по теме «Управление инновационной деятельностью на муниципальном уровне в условиях модернизации образования как фактор повышения профессиональной (научно-исследовательской) компетентности педагогов» на дистанционных курсах по теме «Управление инновационной деятельностью на муниципальном уровне». Данная программа прошла экспертизу на районном экспертном совете, и с сентября 2008 года Татьяна Петровна организовала работу по её реализации.

Катайский РИМК (заведующая Федорова Г.И.) с целью повышения эффективности методической работы объединяет усилия всех педагогов района работой над единой методической темой, которая строится на диагностической основе с учетом потребностей и потенциальных возможностей каждого педагогического коллектива, каждого профессионального объединения педагогов и каждого учителя. Это позволяет РИМК адресно планировать повышение квалификации, обобщение педагогического опыта и индивидуальную работу с работниками образования района.

Галина Ивановна умело направляет деятельность методистов, руководителей РМО, проблемных и творческих групп, руководителей ОУ на выполнение задач, поставленных по реализации выбранной методической темы. На итоговых заседаниях районных методических объединений педагогические работники заполняют «Листы обратной связи», данные которых обобщаются, анализируются и используются в дальнейшей работе. За последние 3 года результаты анкетирования показали, что 94-96% учителей удовлетворены формами и содержанием методической работы в районе, выбранные на год темы признаются актуальными и своевременными.

Ежегодно для методического состава отделов и управлений образования области проводятся зональные методические мероприятия, на которых проходит обмен опытом по различным направлениям деятельности ММС. В декабре 2008 года информационно-методический кабинет Варгашинского района провел семинар-практикум для методистов районных методических кабинетов восточной зоны по теме «Информационно-методическое сопровождение деятельности районных методических объединений». В ходе семинара присутствующие познакомились с системой работы методического кабинета района с руководителями районных методических объединений.

Каждый руководитель РМО свою деятельность осуществляет на основе положения о РМО и должностной инструкции, получает за свою работу доплату в размере 20 % ставки заработной платы (доплата производится из средств, заложенных в программу развития образования района). Руководитель РМО работает один раз в неделю в районном методическом кабинете по 4 часа по графику, который помещен в плане работы отдела образования и доведен до сведения педагогов образовательных учреждений района. В эти дни проводятся заседания РМО, индивидуальные и групповые консультации, руководители РМО работают с методистами и специалистами отдела образования, знакомятся с поступившими в отдел документами, периодическими изданиями, методической литературой.

Знание состояния дел в районе и требований, предъявляемых к системе образования района со стороны вышестоящих органов, значительно повышает эффективность работы районных методических объединений.

Современным направлением деятельности муниципальных методических служб является организация опытно-экспериментальной и инновационной работы. Ежегодно на областном экспертном совете (ОЭС) по инновационной деятельности отчитываются 7-9 руководителей ММС о работе районных экспертных советов по организации инновационной деятельности в МСО. Члены областного экспертного совета отмечают, что инновационная деятельность в районах области стала носить упорядоченный и системный характер, представляемые на совет программы опытно-экспериментальной работы соответствуют современным требованиям.

В январе 2009 года на базе методического кабинета Куртамышского района (руководитель Никитина С.И.) был проведен практикум для начинающих специалистов и методистов отделов и управлений образования, слушателей курсов «Введение в должность». На этом занятии Светлана Ивановна представила систему работы районного методического кабинета и ОУ по организации инновационной деятельности. Особое внимание было уделено изучению уровня инновационного потенциала педагогических коллективов ОУ по таким составляющим, как:

- профессиональная компетентность, включающая практическую, теоретическую и мотивационную готовность педагогов;

- интеллектуальная и эмоциональная развитость личности;

- творческие способности и открытость личности к восприятию нового.

Для этого районным методическим кабинетом и ОУ используются различные диагностические карты успешности, программы изучения профессиональной компетентности педагога и самоанализ деятельности учителя. Анализ диагностических материалов дает информацию о востребованности нововведений в ОУ и помогает определить их направленность. Все это способствует выбору тем и типов инновационной деятельности, а в дальнейшем – успешной реализации разработанных проектов.

Интернет плотно вошел в повседневную жизнь инновационно-методического центра г. Кургана (директор Тарунина Л.В.). Одним из средств общения с внешней средой для центра стал собственный сайт. Сайт хорошо структурирован, содержит материалы о деятельности цента и его подразделений, новости Министерства образования и науки, образования г. Кургана. На сайте помещаются материалы для педагогов, учащихся и их родителей. Информация на нем своевременно обновляется, устаревшая – удаляется или помещается в «Архив записей». Ежедневные администрирование и поддержка сайта в актуальном состоянии способствуют формированию положительного имиджа инновационно-методического центра в городской системе образования.

Далеко не все методические службы области имеют свои сайты, хотя именно они способствуют осуществлению оперативного информирования работников муниципальных систем образования о проводимых мероприятиях.

Руководители ММС находятся в постоянном поиске новых форм работы с педагогическими кадрами, которые способствуют повышению их профессионального мастерства. Информационно-методический кабинет г. Шадринска в мае 2009 г. впервые провел фестиваль инновационных идей городских методических объединений. На фестивале в празднично-деловой обстановке были подведены итоги работы городской системы образования над единой методической темой «Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования». Фестиваль прошел в два этапа.На первом этапе изучались аналитические материалы, отражающие деятельность ГМО по заявленной теме.На заключительном этапе опыт своей работы представили городские методические объединения учителей начальных классов, математики, физической культуры, географии, немецкого языка и заместителей директоров по воспитательной работе.

На фестивале учителя смогли увидеть опыт своих коллег, оценить деятельность своего методобъединения в сравнении с другими.

На итоговом совещании (июнь 2008 г.) руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов и городов в сфере образования и муниципальных методических служб обсуждался вопрос о создании территориальных опорных методических кабинетов (ТОМК). В октябре 2008 г. на семинаре заведующих РИМК были даны рекомендации по созданию таких кабинетов и примерные положения о ТОМК для руководящих и педагогических работников, для педагогов ОУ, занимающихся дополнительным образованием детей, и для педагогических работников дошкольных ОУ.

Активную работу по созданию ТОМК провели руководители методических служб Далматовского (Драницына Н.В.), Куртамышского (Никитина С.И.), Мишкинского (Андреюк Л.А.), Шумихинского (Циулина О.И.) и других районов области. В этих районах разработана необходимая нормативная база, в эти кабинеты организована подписка и выделена компьютерная техника.

В то же время, большинство ММС не провели должной работы, и ТОМК пока остаются только на бумаге и не стали пунктами оказания своевременной помощи педагогам округа. Институт в новом учебном году возьмет под контроль работу методических служб по созданию ТОМК и организации их деятельности.

Много интересных находок используют в работе ММС. В то же время, некоторые направления деятельности стали забываться. Так, в работе муниципальных методических кабинетов западает важное направление – отслеживание эффективности методической работы вообще и курсовой подготовки, в частности. Руководящие и педагогические работники зачастую, приезжая с курсов, не внедряют в практику работы то новое, что получили во время обучения. Разработанные на курсах проекты не дорабатываются и не реализуются в практической деятельности. То же самое можно сказать и об информации, получаемой на различных методических мероприятиях, проводимых в муниципальных системах образования: зачастую она не используется или не доходит до адресата, что снижает эффективность работы методической службы области и РИМК, в частности.

Примером тому служат аналитические справки Управления по надзору и контролю в сфере образования Курганской области за 1 квартал 2009 года, в которых указано на некомпетентность администрации и учителей школ в вопросах разработки рабочих программ по предметам и курсам учебного плана, хотя с 2005 года эти вопросы рассматривались на всех курсах учителей- предметников, руководителей школ и на заседаниях РМО.

В этой же справке указано и на правовую безграмотность руководителей образовательных учреждений в вопросах разграничения компетенций между органами самоуправления образовательного учреждения и руководителем. И эти вопросы рассматриваются на курсах «Введение в должность», которые проходят все руководители ОУ, и на различных проблемных курсах.

Поэтому и руководителям ОУ и ММС необходимо использовать такие формы работы, которые позволяют отслеживать влияние методической работы и курсовой подготовки на качество преподавания, изучать, чему новому научились педагоги и как полученные знания используют на уроках и на внеклассных мероприятиях.

Таким образом, в 2009-2010 уч. году руководителям муниципальных методических служб необходимо обратить внимание на решение следующих проблем:

- продолжить работу по созданию и организации деятельности территориальных опорных методических кабинетов,

- отслеживать эффективность методических и курсовых мероприятий,

- для повышения профессионального уровня специалистов и методистов отделов и управлений образования наряду с традиционными курсами использовать дистанционные курсы и курсы инновационного проектирования.

О РАСШИРЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

О.И. Афанасьева, зав. кабинетом экономики и хозяйствования

Р.А. Нухов, доцент кафедры НОУО ИПКиПРО

Модернизация образования происходит в условиях бюджетной реформы, что накладывает дополнительную ответственность на муниципальные органы управления образованием при внедрении моделей нормативно-подушевого финансирования. Бюджеты всех уровней, включая муниципальный, формируются с применением новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую самостоятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процессе исполнения бюджетов. Ключевым направлением в этих условиях является построение эффективных способов и механизмов финансирования, направленных на повышение качественных результатов деятельности образовательных учреждений, выявление и ликвидацию существующих неэффективных расходов, и направление высвободившихся средств на решение актуальных проблем отрасли, прежде всего, на повышение заработной платы работников образования в рамках выделяемых субвенций.

Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами сводится к переходу от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг на основе задания учредителя. Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня. Учредитель перечисляет подведомственному учреждению средства на выполнение задания по предоставлению соответствующего вида услуг (выполнения работ). Фактически объемы финансирования в новых условиях бюджетного законодательства определяются подушевыми нормативами, умноженными на количество обучающихся по образовательным программам в соответствии с государственными стандартами. Это и означает переход на формирование бюджетов на нормативно-подушевой основе.

На первоначальном этапе внедрения моделей нормативно-подушевого финансирования стали очевидными причины несоответствия объема средств, заложенных в нормативе, с фактической потребностью средств по отдельным учреждениям и муниципальным образованиям.

Для обеспечения не только функционирования, но и развития системы общего образования использования только одного инструмента нормативного финансирования недостаточно, требуется набор финансовых инструментов стимулирования качества, поддержки инноваций, целевых программ развития, информатизации, реструктуризации сети и т.д.

Финансирование функционирования общего образования обеспечивается за счет следующих инструментов:

- нормативно-подушевого финансирования оплаты труда учителей и учебных расходов за счет средств субъектов федерации;

- финансирования содержания школьных зданий (включая коммунальные платежи) и пришкольных территорий за счет средств муниципалитетов. В результате реализации областной целевой программы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения из областного бюджета муниципальных образований на условиях софинансирования выделено 30,5 млн рублей, улучшена материально-техническая база школьных пищеблоков и увеличен охват школьников горячим питанием на 20%.

Формирование финансово-экономических знаний и умений у руководителей образовательных учреждений, бухгалтеров органов местного самоуправления муниципальных районов и городов в сфере образования активно проходит на базе ИПКиПРО Курганской области. Разработаны и сертифицированы программы дополнительного образования повышения квалификации работников: 1) «Экономика образования и бухгалтерский учет»; 2) «Административно-хозяйственная и обеспечивающая деятельность в образовательном учреждении»; 3) «Образовательный маркетинг»; 4) «Формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения» (инновационная программа).

С 2008 года начали проводиться курсы повышения квалификации для руководителей образовательных учреждений по проблеме «Экономико-финансовые основы управления современной школой». В начале курсов слушатели – руководители школ демонстрировали слабые знания по вопросам: правовые основы административно-хозяйственной деятельности; конкретные направления предпринимательской деятельности; проектно-сметная документация; договоры с подрядными организациями; расчет договорных цен и др.

На курсовых мероприятиях уделяется внимание практической направленности преподавания. Слушатели обеспечиваются материалами в виде брошюр и дискет: «Оплата труда и нормирование труда в образовании», «Управление обеспечивающим процессом», «Бухгалтерский учет», «Типовые штаты и сметное планирование бюджетной и внебюджетной деятельности, бизнес-план школы».

В образовательном процессе используются нормативно-правовые документы: Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Закон о бухгалтерском учете, Закон «Об образовании».

В Курганской области разработаны этапы перехода на отраслевую систему оплаты труда. С сентября 2008 года перешли на новую оплату труда 40 муниципальных образовательных учреждений, планируется с 1 сентября 2009 года перевести еще 63 муниципальных образовательных учреждения. Переход на отраслевую систему оплаты труда в образовательных учреждениях Курганской области привёл к возрастанию числа учителей, принявших участие в профессиональных конкурсах муниципального, регионального и федерального уровня. Новая система оплаты труда позволила не только увеличить размер заработной платы педагога, но и усилила ответственность за качество труда, заставила каждого переоценить свою деятельность и найти более эффективные методы обучения и воспитания, стала хорошим стимулом к совершенствованию профессионального мастерства. Выросло количество участников школьных предметных олимпиад, районных олимпиад.

Приходится констатировать, что многие руководители сельских школ до сих пор не имеют годовых бюджетных смет на руках и не имеют навыков контроля за расходованием средств.

При рассмотрении экономической самостоятельности образовательных учреждений важным является изучение и реализация Закона РФ «Об автономных учреждениях», где говорится о создании нового типа образовательного учреждения, которое самостоятельно будет расходовать свои внебюджетные средства. Об этом говорит и Постановление Курганской области от 16 декабря 2008 года № 530 «Об утверждении порядка подготовки предложений о создании автономных учреждений Курганской области путем изменения типа существующих областных государственных учреждений».

Пакет законов об автономных учреждениях полностью отвечает стратегическим целям реформирования отраслей социальной сферы, направленным на расширение хозяйственной самостоятельности и увеличения разнообразия организационно-правовых форм организаций социальной сферы. Социальная сфера должна быть ориентирована не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей услуг социальной сферы создает основу для привлечения в систему отраслей социальной сферы дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

Все перечисленное говорит о необходимости дальнейшей работы ИПКиПРО над расширением экономической компетентности и самостоятельности руководителей образовательных учреждений.

Организацию деятельности по безопасности образовательного процесса и материально-техническому обеспечению образовательных учреждений обеспечивают заместители руководителей образовательных учреждений.

Соснина Валентина Васильевна, заместитель руководителя по административно-хозяйственной работе лицея №12 г. Кургана, направляет и координирует работу обслуживающего персонала по созданию безопасных и комфортных условий для обучающихся и сотрудников лицея. Валентина Васильевна ведет целенаправленную работу по привлечению внебюджетных средств для укрепления материально-технической базы лицея, следит за их целевым использованием. Делится накопленным опытом с коллегами, активно участвует в семинарских и курсовых мероприятиях по повышению квалификации, является экспертом по аттестации заместителей директоров по административно-хозяйственной работе на первую и высшую квалификационные категории.

В 2006 г. и 2008 г. лицей стал победителем Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Президентские гранты в 2 млн. рублей способствовали целенаправленному укреплению материально-технической базы лицея. В настоящее время в лицее функционирует три кабинета информатики, десять кабинетов с интерактивным оборудованием, шесть кабинетов с мультимедиа оборудованием, что позволит полностью реализовать целевую инновационную программу лицея на 2008-2012 годы «Информатизация образовательного процесса и управления им как одно из условий повышения качества образования».

Горбунова Светлана Федоровна – заместитель директора по административно-хозяйственной работе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Синяя птица». Она контролирует, анализирует состояние материально-технической базы для сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования по предпрофильной подготовке подростков. Образовательный процесс организуется при тесном сотрудничестве учреждений и интеграции программ дополнительного образования и программ общеобразовательных школ микрорайона Заозерный, Рябково, Северного поселка. Для 2000 детей реализуются программы по направлениям: музыкальное, культурологическое, декоративно-прикладное, технического творчества, социально-досуговое, гражданско-патриотическое. На базе образовательного учреждения систематически проводятся городские семинары и семинары областного уровня по проблемам совершенствования материально-технической базы, формирования бюджетных средств и привлечению внебюджетных средств.

Степанов Владимир Геннадьевич, заместитель директора муниципального образовательного УДОД «Куртамышская детская юношеская спортивная школа». Он продуманно и инициативно организует административно-хозяйственную деятельность школы, тщательно и подробно анализирует своевременность, правильность и эффективность расходования финансовых и материальных средств. За последние три года приобретено два компьютера, видеокамера, телевизор, которые позволяют совершенствовать учебно-тренировочный процесс и работать над устранением технических недостатков в исполнении физических упражнений по культивируемым видам спорта. Приобретены новые борцовские маты, что позволило открыть дополнительный тренировочный зал по борьбе самбо. Начата и проводится работа по аттестации рабочих мест с целью выявления вредных и опасных факторов, влияющих на осуществление учебно-тренировочного процесса. Обеспечивается с высокой результативностью и эффективностью своевременное и правильное заключение необходимых хозяйственных договоров на техническое обслуживание, оснащение и ремонт образовательного учреждения, контролируется ход их выполнения.

В период до 2020 года в системе образования будет действовать новый организационно-экономический механизм, в рамках которого:

  • вводятся налоговые стимулы финансирования получения образования физическими и юридическими лицами;

  • значительная часть учреждений образования будет переведена в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования;

  • все виды образовательных учреждений финансируются на основе подушевого принципа;

  • вводится гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы;

  • развивается конкуренция образовательных учреждений разных форм собственности за получение как бюджетных, так и внебюджетных средств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (3)

    Документ
    ... Главного управленияобразования Курганской области ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ 2 (60) 2011 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ Научно-практический журнал Главного управленияобразования Курганской ...
  2. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (1)

    Документ
    ... Приложение ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ Научно-практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской ...
  3. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал

    Документ
    ... конференциям ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ Научно-практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (2)

    Документ
    ... конференциям ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ Научно-практический журнал Главного управленияобразования Курганской области Учредитель – Главное управлениеобразования Курганской ...
  5. Г лавное управление образования

    Документ
    ... Приложение к научно-практическому журналу «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕЗАУРАЛЬЕ» Главное управлениеобразования Курганской области и Институт повышения квалификации ...

Другие похожие документы..