Главная > Основная образовательная программа


«Труд для себя и других»

Цель: воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Слова:

– знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;

– понимание особой роли творчества в жизни людей;

– отрицательная оценка лени и небрежности.

Дела:

– уважение в действии к результатам труда других людей;

– стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;

– умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;

– стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;

– стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;

– выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;

– проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);

– соблюдение порядка на рабочем месте.

Учёба (урочная деятельность):

Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей (Слова).

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы (Дела):

  • настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца;

  • оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания;

  • творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов;

  • работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества;

  • презентация своих учебных и творческих достижений.

После уроков (внеурочная деятельность):

Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):

  • классные часы: «Профессии моих родителей», «Встреча с Никелькой», «Тысячи профессий», «Кем быть и каким быть»;

  • праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т.д. (Дела);

  • экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира (Слова);

  • коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п. (Слова и Дела);

  • встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

  • ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;

  • совместные проекты с родителями «Труд моих родных».

Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.

Общественные задачи (внешкольная деятельность):

Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:

  • украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы;

  • расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);

  • занятие народными промыслами;

  • работа в творческих и учебно-производственных мастерских;

  • отдельные трудовые акции: «Озеленение территории школы», «Озеленение класса» и т.д.

«Здоровье тела и духа»

Цель: воспитание здорового образа жизни.

Слова:

– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

– знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

Дела:

– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

Учёба (урочная деятельность):

Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей (Слова).

Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.

Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья

Риторика – влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»).

Технология – правила техники безопасности.

Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы (Дела):

  • осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;

  • регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п.

  • образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.

После уроков (внеурочная деятельность):

Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):

  • спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

  • занятия в спортивных секциях;

  • туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);

  • классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?»;

  • экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье (Слова);

  • встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами.

Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.

Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:

  • соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

  • составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха;

  • организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;

  • отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

  • противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.

«Природа – наш дом»

Цель: экологическое воспитание.

Слова:

– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);

– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;

– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;

– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;

– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.

Дела:

– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;

– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;

– добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);

– добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).

Учёба (урочная деятельность):

Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил (Слова).

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы (Дела):

  • сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п.

После уроков (внеурочная деятельность):

Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий):

  • экскурсии в краеведческие и биологические музеи, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира (Слова);

  • классные часы, беседы по темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?» и т.п.;

  • встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё;

  • ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;

  • экологический марафон «Скажем ДА! В защиту природы»

  • проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения.

Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.

Общественные задачи (внешкольная деятельность):

Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:

  • забота о живых существах – домашних и в дикой природе;

  • участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;

  • участие в работе экологических организаций, в отдельных проектах – экологические патрули и т.п.;

  • создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».

«Красота спасет мир»

Цель: эстетическое воспитание.

Слова:

– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;

– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);

– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;

– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;

– различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;

– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.

Дела:

– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);

– реализация себя в художественном творчестве;

– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;

– соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.

Учёба (урочная деятельность):

Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира (Слова).

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

Риторика – красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека.

Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы (Дела):

  • исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса, а не для «первых мест на выставках»;

  • оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания.

После уроков (внеурочная деятельность):

Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий):

  • игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.);

  • посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи, архитектурные и парковые ансамбли, художественные производства и т.п.) с рефлексией по темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?» (Слова);

  • классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;

  • творческие объединение в МБОУ ДОД «ДДТ» и КДШИ;

  • встречи-беседы с людьми творческих профессий;

  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.

Общественные задачи (внешкольная деятельность):

Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:

  • участие в художественном оформлении помещений, зданий;

  • участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры;

  • опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1 год обучения (1-е классы) – рациональный уровень: приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности;

2 год обучения (2-е классы) - эмоциональный уровень: получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества; формирование основ ценностных отношений к жизни;

3,4 год обучения (3,4-е классы) уровень действенно-поведенческий: приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия.

Направление

Сроки

Реализация

Формы работы

1

«Добрые чувства, мысли и поступки»

сентябрь-май

Реализуется в учебной, внеурочной деятельности; отражено в планах воспитательной работы классных руководителей.

Внеурочная деятельность:

кружок «Я и мой мир»;

кружок «Уроки вежливости»;

т\о «Путешествие в сказку»;

кружок «Радости жизни».

с учащимися:

статичные - линейка, митинг, КВН, концерт, спектакль, лекция, диспут-демонстрация, дискуссия, просмотр кино, видео и т.д.;

динамичные – ярмарка, представление в кругу, танц-пол, импровизированное кафе, субботник, выставка, ролевые праздники, ситуационно-ролевые игры, шоу и т.д.;

«путешествия» - путешествие по карте, экскурсии, экспедиции, походы, парад.

с родителями:

- все вышеперечисленные формы работы, запланированные классным руководителем либо инициированные родителями, не менее 1 раза в четверть;

- мероприятия в рамках игры «Мельница»

2

«Страна граждан»

1-я четверть

Реализуется в учебной, внеурочной деятельности; отражено в программе игры «Мельница», в планах воспитательной работы классных руководителей, программами и проектами внеурочной деятельности:

кружок «Я и мой мир»;

кружок «Радости жизни».

с учащимися:

статичные - линейка, митинг, КВН, концерт, спектакль, лекция, диспут-демонстрация, дискуссия, просмотр кино, видео и т.д.;

динамичные – ярмарка, представление в кругу, танц-пол, импровизированное кафе, субботник, выставка, ролевые праздники, ситуационно-ролевые игры, шоу и т.д.;

«путешествия» - путешествие по карте, экскурсии, экспедиции, походы, парад.

с родителями:

- все вышеперечисленные формы работы, запланированные классным руководителем либо инициированные родителями, не менее 1 раза в четверть;

- мероприятия в рамках игры «Мельница»

3

«Труд для себя и для других»

2-я четверть

Реализуется в учебной, внеурочной деятельности; отражено в программе игры «Мельница», в планах воспитательной работы классных руководителей, программами и проектами внеурочной деятельности:

кружок «Я и мой мир»;

т\о «Домовята»;

кружок «Радости жизни».

с учащимися:

статичные - линейка, митинг, КВН, концерт, спектакль, лекция, диспут-демонстрация, дискуссия, просмотр кино, видео и т.д.;

динамичные – ярмарка, представление в кругу, танц-пол, импровизированное кафе, субботник, выставка, ролевые праздники, ситуационно-ролевые игры, шоу и т.д.;

«путешествия» - путешествие по карте, экскурсии, экспедиции, походы, парад.

с родителями:

- все вышеперечисленные формы работы, запланированные классным руководителем либо инициированные родителями, не менее 1 раза в четверть;

- мероприятия в рамках игры «Мельница»

4

«Здоровье тела и духа»

сентябрь-май

Реализуется в учебной, внеурочной деятельности; отражено в планах воспитательной работы классных руководителей.

Внеурочная деятельность:

кружок «Я и мой мир»;

т\о «Путешествие в сказку»;

кружок «Хозяин своих чувств»;

кружок «Радости жизни»;

секция «Русская здрава»;

секция ритмики «Колокольчики».

с учащимися:

статичные - линейка, митинг, КВН, концерт, спектакль, лекция, диспут-демонстрация, дискуссия, просмотр кино, видео и т.д.;

динамичные – ярмарка, представление в кругу, танц-пол, импровизированное кафе, субботник, выставка, ролевые праздники, ситуационно-ролевые игры, шоу и т.д.;

«путешествия» - путешествие по карте, экскурсии, экспедиции, походы, парад.

с родителями:

- все вышеперечисленные формы работы, запланированные классным руководителем либо инициированные родителями, не менее 1 раза в четверть;

- мероприятия в рамках игры «Мельница»

5

«Природа наш дом»

3-я четверть

Реализуется в учебной, внеурочной деятельности; отражено в программе игры «Мельница», в планах воспитательной работы классных руководителей, программами и проектами внеурочной деятельности:

кружок «Я и мой мир»;

т\о «Путешествие в сказку»;

кружок «Радости жизни».

с учащимися:

статичные - линейка, митинг, КВН, концерт, спектакль, лекция, диспут-демонстрация, дискуссия, просмотр кино, видео и т.д.;

динамичные – ярмарка, представление в кругу, танц-пол, импровизированное кафе, субботник, выставка, ролевые праздники, ситуационно-ролевые игры, шоу и т.д.;

«путешествия» - путешествие по карте, экскурсии, экспедиции, походы, парад.

с родителями:

- все вышеперечисленные формы работы, запланированные классным руководителем либо инициированные родителями, не менее 1 раза в четверть;

- мероприятия в рамках игры «Мельница»

6

«Красота спасет мир»

4-я четверть

Реализуется в учебной, внеурочной деятельности; отражено в программе игры «Мельница», в планах воспитательной работы классных руководителей, программами и проектами внеурочной деятельности:

Кружок «Я и мой мир»;

Т\о «Путешествие в сказку»;

Т\о «Домовята»;

Кружок «Радости жизни».

с учащимися:

статичные - линейка, митинг, КВН, концерт, спектакль, лекция, диспут-демонстрация, дискуссия, просмотр кино, видео и т.д.;

динамичные – ярмарка, представление в кругу, танц-пол, импровизированное кафе, субботник, выставка, ролевые праздники, ситуационно-ролевые игры, шоу и т.д.;

«путешествия» - путешествие по карте, экскурсии, экспедиции, походы, парад.

с родителями:

- все вышеперечисленные формы работы, запланированные классным руководителем либо инициированные родителями, не менее 1 раза в четверть;

- мероприятия в рамках игры «Мельница»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (15)

    Основная образовательная программа
    ... образовательной программы начального общего образования; Условия реализации основной образовательной программы. Мониторинг реализации основной общеобразовательной программы. Приложения. Основные термины и понятия основной образовательной программы ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования с нижняя санарка 2011 год

    Основная образовательная программа
    ... плана. Приложение 2. Рабочие программы внеучебной деятельности младших школьников. Основные термины и понятия основной образовательной программы Качество образования Под ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (55)

    Основная образовательная программа
    ... приложений ………………………………………………………………………112 Приложение 1. Основные термины и понятия основной образовательной программы Приложение 2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ...
  4. Основная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Усть–Козлухинская» СОШ

    Основная образовательная программа
    ... образа себя, самоизменение. 1.Реализовать основную образовательную программу основной школы в разнообразных учебных формах. ... выпускников основной школы 1.ЗНАТЬ: содержание основных понятий и терминов 2.НАЗЫВАТЬ/ ПОКАЗЫВАТЬ : -Основные географические ...
  5. Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного

    Основная образовательная программа
    ... освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержание основной образовательной программы начального ... местах с неблагоприятной экологической обстановкой; - основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому ...

Другие похожие документы..