Главная > Основная образовательная программа


ВИДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности.

1) Урочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Далее в Программе этот вид деятельности обозначается как Учёба. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д. Далее в Программе этот вид деятельности обозначается После уроков.

3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.). Далее в Программе этот вид деятельности обозначается Общественные задачи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство воспитательных усилий педагогов будут потрачены впустую. Школа является культурным центром определённой микросреды. Для этого в рамках той же «внешкольной деятельности» необходимо:

1) Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).

В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: не отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относиться к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей.

2) Организовать взаимодействие школы с культурными и общественными организациями.

В школе налажено сетевое взаимодействие с учреждениями города, а именно МБОУ ДОД «ДДТ» (Дом детского творчества), КДШИ (Кайерканская детская школа искусства). Они способны помочь духовно-нравственному воспитанию школьников, связать школу с реальной жизнью. Педагог, учитывая интересы учащихся своего класса, может наладить связь для проведения совместных добрых дел, которые впоследствии могут являться основой проектов, создаваемых учеником вместе с родителями.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Направление

Тематика

Содержание

«Добрые чувства, мысли и поступки»

Человек и люди:

Жизнь человека;

Добро, правила морали и умение делать нравственный выбор;

Взаимозависимость интересов личности и общества;

Свобода и права личности;

Честь и достоинство;

Признание свободы, прав, чести и достоинства других людей, необходимость договариваться друг с другом, взаимодействовать;

Разумное управление речью как гарантия достойных поступков личности;

Дружба и взаимопомощь;

Справедливость и милосердие;

Духовная безопасность («добрый человек в мире, где есть зло»).

Семья:

Любовь и верность;

Здоровье, достаток;

Почитание родителей;

Забота о старших и младших;

Забота о продолжении рода.

«Страна граждан»

Патриотизм:

Любовь:

– к близким, друзьям, школе;

– к своей малой родине;

– к своему народу;

– к России.

Гражданственность:

Долг (перед семьёй, предками, страной);

Служение Отечеству;

Закон и правопорядок;

Правовое государство и гражданское общество;

Многообразие культур и народов единой страны;

Равенство культур и народов России;

Толерантность (признание права другого быть «непохожим на тебя» и диалог разных людей).

Традиционные религии и светская культура:

Свобода совести и вероисповедания;

Представления традиционных религий и светской культуры о религиозных идеалах (вера, религиозное мировоззрение, религиозная жизнь);

Толерантность в отношениях между верующими разных религий и атеистами

Человечество:

Многообразие культур и народов мира;

Равенство и независимость народов и государств мира;

Мир во всем мире;

Международное сотрудничество;

Прогресс человечества.

«Труд для себя и других»

Труд и творчество:

Трудолюбие (значимость труда и потребность в нём);

Созидание и творчество (самоценность труда);

Уважение к труду, бережное отношение к его результатам;

Целеустремлённость и настойчивость.

Наука:

Знание;

Стремление к истине и критичность мышления;

Научная картина мира.

«Здоровье тела и духа»

Здоровье:

- физическое и душевное (психологическое, нравственное);

- личное, близких и всех людей;

- человека, общества и природы;

- здоровый образ жизни.

«Природа – наш дом»

Экология:

Жизнь и эволюция;

Природа родного края;

Заповедная природа;

Планета Земля;

Экологическое сознание.

«Красота спасет мир»

Красота:

Духовный мир человека;

Красота в творениях природы и человека (искусство);

Гармония.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ.

«Добрые чувства, мысли и поступки»

Цель: воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.

Слова:

– знание главных нравственных правил, норм;

– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;

– умение отделять оценку поступка от оценки человека;

– различение хороших и плохих поступков;

– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимопонимание, доброжелательное отношение к собеседнику);

– отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).

Дела:

– избегание плохих поступков, капризов;

– признание собственных плохих поступков;

– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;

– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;

– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;

– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;

– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;

– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.

Учёба (урочная деятельность):

Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Слова).

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.

Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии (Дела):

  • проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать;

  • продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями;

  • групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.

После уроков (внеурочная деятельность):

Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий):

  • беседы и классные часы по темам («Что меня радует?», «Когда я злюсь?», «За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать» и т.д.) (Слова);

  • просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;

  • коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п. (Слова и Дела);

  • ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями (Слова).

Осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

Ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора (Дела);

Туристические походы, выезды в театр и другие формы совместно деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм (Дела);

Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.

Общественные задачи (внешкольная деятельность):

Посильное участие в оказании помощи другим людям:

  • подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями, воспитанников ШКП, «Воскресной школы», дошкольных учреждений.

Решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.

«Страна граждан»

Цель: гражданско-патриотическое воспитание.

Слова:

– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);

– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;

– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;

– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;

– отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой нацио-нальности;

– отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами.

Дела:

– осуществление чего-то полезного для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);

– участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);

– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);

– препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;

– избегание насилия, препятствование его проявлениям;

– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;

– умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;

– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;

– добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);

– самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.

Учёба (урочная деятельность):

Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Слова).

Окружающий мир, 3–4 класс – «Современная Россия – люди и государство», «Наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «Права и обязанности граждан, демократия», «Общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.

Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях (Дела):

  • посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;

  • групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;

  • специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища. Например, в математике – методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов».

После уроков (внеурочная деятельность):

Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и анти-гражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий):

  • беседы и классные часы по темам: «С чего начинается Родина?», «Национальные символы России», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Дом, в котором мы живем»», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д. (Слова);

  • просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

  • экскурсии и путешествия по тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира» и т.д. (Слова);

  • коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны», конкурс Военной песни, городская акция «Подари час ветерану», конкурс поделок для ветеранов, декада Памяти «Чтобы помнили…» (Слова и Дела); «День памяти жертвам политических репрессий»;

  • встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;

  • ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России (Слова);

Осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности;

ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов (Дела).

Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.

Общественные задачи (внешкольная деятельность):

Участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой Отечественной войны;

Организация для жителей своего города национально-культурных праздников, фестивалей, например «Богатство культур народов России»;

Участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государственных праздников России, «Моя улица – без мусора» и т.п.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (15)

    Основная образовательная программа
    ... образовательной программы начального общего образования; Условия реализации основной образовательной программы. Мониторинг реализации основной общеобразовательной программы. Приложения. Основные термины и понятия основной образовательной программы ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования с нижняя санарка 2011 год

    Основная образовательная программа
    ... плана. Приложение 2. Рабочие программы внеучебной деятельности младших школьников. Основные термины и понятия основной образовательной программы Качество образования Под ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (55)

    Основная образовательная программа
    ... приложений ………………………………………………………………………112 Приложение 1. Основные термины и понятия основной образовательной программы Приложение 2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ...
  4. Основная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Усть–Козлухинская» СОШ

    Основная образовательная программа
    ... образа себя, самоизменение. 1.Реализовать основную образовательную программу основной школы в разнообразных учебных формах. ... выпускников основной школы 1.ЗНАТЬ: содержание основных понятий и терминов 2.НАЗЫВАТЬ/ ПОКАЗЫВАТЬ : -Основные географические ...
  5. Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного

    Основная образовательная программа
    ... освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержание основной образовательной программы начального ... местах с неблагоприятной экологической обстановкой; - основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому ...

Другие похожие документы..