Главная > Основная образовательная программа


информатизация учебно-воспитательного процесса и процесса управления школой;

  • рост личностной ориентации образования;

  • гуманизация образовательного процесса;

  • обновление содержания образования;

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся;

  • развитие системы дополнительного образования для более полного удовлетворения потребностей учащихся;

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

    Педагогические технологии ориентированы на развитие:

    • общей культуры личности;

    • самостоятельности и креативности мышления;

    • коммуникативной культуры.

    Организация работы психолого-социальной службы школы направлена на:

    • помощь в адаптации к обучению;

    • формирование положительной мотивации;

    • изучение интеллектуальных и личностных особенностей учащихся;

    • индивидуальную работу с психологом и логопедом.

    Диагностика включает в себя:

    • социальную диагностику (1 раз в год): наличие условий для домашней работы; состав семьи; материальное положение семьи;

    • медицинскую диагностику (1 раз в год): показатели физического здоровья;

    • педагогическую диагностику (регулярно): предметные и личностные достижения; затруднения в образовательных областях, общая культура личности, коммуникативная деятельность.

    • индивидуальную работу с психологом и логопедом.

    Внеурочная деятельность. Формы внеурочной деятельности, используемые в ОУ.

    Воспитательная работа в образовательном учреждении ориентирована на личностное развитие школьников, на создание в школе обстановки социальной защищенности, отношений сотворчества и содружества педагогов, учащихся, родителей. Центром планирования и координации мероприятий, связанных с внеурочной деятельностью является ученическое самоуправление.

    Дополнительное образование в школе 1 ступени создано в целях формирования единого образовательного пространства для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Развитию творческих способностей и талантов школьников содействуют объединения дополнительного образования художественно – эстетического и спортивного направлений: творческое объединение «Народная игрушка», хореографическое объединение «Малинки», вокальный ансамбль, творческое объединение «Светофор», «Весёлая ритмика», спортивные секции по баскетболу и волейболу.

    Занятия в объединениях дополнительного образования ведутся по модифицированным программам, рассмотренным методическим советом школы и утверждённым директором МБОУ «СОШ №32». В процессе посещения данных объединений дети приобретают познавательные, коммуникативные, социально-этические, культурологические, музыкально-развивающие, творческие, ценностно-мировоззренческие, речевые компетентности.

    Реализация физкультурно-спортивных программ способствует приобретению учениками оздоровительно-реабилитационной, двигательной компетентностей.

    В рамках внеурочной деятельности, по желанию обучающихся и усмотрению родителей (законных представителей) каждый ученик имеет право на выбор не менее двух кружков различной направленности:

    1. Общеинтеллектуальной: «Маленький гений», «Математические чудеса и тайны».

    2. Духовно-нравственной: «Уроки вежливости», «Я и мой мир».

    3. Социальной: «Путешествие в сказку», «Хозяин своих чувств».

    4. Общекультурной: «Домовята», «Радости жизни».

    5. Спортивно-оздоровительной: «Русская здрава», «Ритмика».

    Программы кружков разработаны педагогами школы, обсуждены на методическом объединении учителей начальных классов, рассмотрены школьным методическим советом, утверждены директором школы.

    Организация работы с одаренными и детьми с ограниченными учебными возможностями здоровья.

    Создание условий для оптимального развития одаренных и способных детей - одно из важных направлений работы ОУ. Педагогический коллектив МБОУ «СОШ №32» создает развивающую образовательную среду, что позволяет формировать у каждого ученика устойчивое позитивное от­ношение к познавательной деятельности, по­требность в самообразовании. Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

    Принципы работы с одаренными детьми:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

    Стратегия работы с одаренными детьми:

    I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
    Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

    II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
    На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

    III этап–этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. Работа научного общества учащихся (НОУ), куда входят самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята, объединенные любовью к родной школе.

    Формы работы с одаренными учащимися

    • школьное научное общество учащихся;

    • объединения дополнительного образования;

    • индивидуальные занятия;

    • кружки по интересам;

    • конкурсы и конференции;

    • интеллектуальный марафон;

    • участие в олимпиадах.

    В образовательном учреждении созданы условия для обучения детей, имеющих те или иные отклонения здоровья. Им предлагается комплексная помощь: индивидуальные занятия с высококвалифицированными школьными специалистами (психолог, социальный педагог, логопед), координаторами городского центра здорового образа жизни (ЗОЖ), регулярное наблюдение школьного врача, учителя. Социально-педагогическая служба занимается вопросами профилактики подростковых нарушений, правовым просвещением, адаптацией обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

    В первом классе коррекционная работа осуществляется по следующим направлениям:

    • адаптация детей к школьной жизни;

    • совершенствование движений и сенсомоторного развития;

    • коррекция отдельных сторон психической деятельности;

    • развитие основных мыслительных операций;

    • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

    • развитие речи, овладение техникой речи;

    • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

    • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях учащихся.

    Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий.

    Выбор современных образовательных технологий соответствует целям и задачам школы, концепции гуманитаризации образовательного процесса.

    Технологии

    Достигаемые результаты

    Технология развивающего урока в системе Л.В.Занкова

    Выбор данной системы объясняется её соответствием концептуальным идеям процесса гуманитаризации, т.к. рассматривает развитие ребенка как результат взаимодействия внешнего влияния обучения и внутренних созревающих сил ребенка. Система Л.В.Занкова способствует оптимальному достижению результатов учебной деятельности в соответствии с ФГОСами.

    Игровые технологии

    Игровые технологии обучения (авт. А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова и др.), активно используются в школе 1 ступени. Они характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, имитационные, сказочная куклотерапия, игровое проектирование, решение практических ситуаций и задач и др. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. Происходит расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

    Личностно-ориентированные

    технологии

    Они предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном социокультурном и образовательном пространстве. Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения.

    Методика: диалог в системе обучения, направленный на совместную деятельность по личностному развитию учащихся с учетом мотивации деятельности, индивидуальной избирательности к содержанию и формам работы, готовности к саморазвитию.

    Технология проблемно-диалогического обучения. (Е.Л. Мельникова)

    Технология проблемного диалога поддержана проблемными ситуациями (специальные задания в учебниках «Русский язык» и «Математика», диалоги героев в учебниках «Окружающий мир», «Литература»). Эти материалы сначала создают в классе ситуацию противоречия, удивления, т.е. побуждают формулировать цели изучения темы, а потом (на основании предложенной информации) самостоятельно формулировать новые понятия, закономерности, правила и сверять их с определениями в учебнике.

    Технология формирования правильной читательской деятельности. (Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова)

    Технология продуктивного чтения поддержана заданиями к тексту и условными знаками, обучающими ведению диалога с автором, пониманию текста, что развивает умение видеть в нем не только фактуальную, но и подтекстовую информацию, самостоятельно формулировать главную мысль, преобразовывать полученную информацию.

    Технология оценивания поддержана системой контрольных работ

    Технология оценивания поддержана системой контрольных работ (в которых для каждого задания указано проверяемое умение и ученик может выбрать уровень выполнения задания), а также Дневниками школьника, которые организуют процесс самооценки учеником своих достижений, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за рамки комплекса в поисках других источников информации.

    Информационно-коммуникативные технологии

    Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет.

    Здоровьесберегающие технологии. (Элементы технологии раскрепощенного развития детей В.Ф.Базарного).

    Использование данных технологий позволяют равномерно, во время урока, распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

    Технология оценки УУД «портфолио»

    Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

    Образовательная программа первой ступени общего образования МБОУ «СОШ № 32» составлена в соответствии со спецификой и особенностями образовательного учреждения и на основе:

    • Закона РФ «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32 № 3266-1 от 10.07.1992)

    • Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).

    • Санитарных правил:

    1) Письма МО и ПО РФ «О недопустимости  перегрузок обучающихся начальной школы № 22/11-12 от 22.02.99;

    2) Сан Пин 2.4.2.2821 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», которые вводятся в действие с 1.09.11. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189.

    3) Методического письма МО РФ «Об организациях обучения в 1-ом классе 4-х летней начальной школы» № 20211и-13 от 25.09.2000г.

    4) Методического письма МО РФ «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

    1. Приказ Минобрнауки России №2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».

    Основным документом, регулирующим отношения между всеми участниками образовательного процесса, является Устав школы. На основании Устава и Закона «Об образовании» приняты все необходимые локальные акты. Интересы родителей и учащихся представляют Управляющий совет школы и классные родительские комитеты. Для разрешения конфликтных ситуаций в школе создана постоянная конфликтная комиссия. В период государственных экзаменов создается временная конфликтная комиссия по защите интересов учащихся.


    Раздел 1

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

    на ступени начального общего образования

    Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является комплексной воспитательной программой, отражающей целостный разнонаправленный процесс воспитания личности в образовательном учреждении. Приоритетные для образовательного учреждения направления воспитания поддерживаются отдельными целевыми программами и проектами внеурочной деятельности, планом воспитательной работы школы, планами классных руководителей.

    Цель: развитие человеческих качеств личности, отражающих нравственный портрет школьника.

    Задача: помочь обучающемуся принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка.

    СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

    Воспитание как принятие или отторжение человеком определённых ценностей (правил, идей) может быть стихийным. Это означает, что на личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, – то общество, которое его окружает (семья, школа, город), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.).

    Для педагога – это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности в свой внутренний мир.

    Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность – правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок.

    Доброе дело может быть спонтанным, неожиданным, непрогнозируемым. Например, ученик оказал какую-то помощь своему однокласснику или подбодрил, посочувствовал в какой-либо трудной ситуации и т.п.

    Однако доброе дело может быть спланированным (хотя бы отчасти). Это поступки детей и взрослых, которые совершаются при подготовке и во время празднования торжественных государственных, школьных и семейных дат, во время проведения благотворительных или каких-либо других акций. Именно в этом случае в педагогике такое дело называют официальным словом «мероприятие».

    Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.

    Механизм принятия учеником конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства:

    ОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ НА ИХ ОСНОВЕ.

    Осмысление и ощущение духовной ценности – это знакомство с конкретной важной идеей или правилом (ценностью). Оно обязательно должно сопровождаться ярким эмоциональным положительным переживанием. Без этого условия младший школьник не сможет до конца осмыслить ценность в беседах со взрослым, не начнет использовать её для оценки смоделированной ситуации. Например, ребёнок видит фильм о природе, поражающий его своей красотой, обсуждает со взрослым, «что такое «красота», пытается оценить, что красиво, а что нет на предложенных картинках. Либо ученик оценивает речевую ситуацию и отмечает вежливое/невежливое поведение ее участников. Таким образом, ценность начинает приниматься внутренним миром ребёнка. Он осмысливает её и пытается использовать в своей речи, на словах. Поэтому далее в Программе такой уровень освоения ценности будет называться «Слова».

    Действие, направляемое ценностью, – это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учётом известных ребёнку идей и правил поведения (ценностей). Примеры: ребенок, листая фотоальбом, отбирает «красивые» и «некрасивые» фотографии; долго переделывает свой рисунок, «чтобы было красиво»; начинает убирать и украшать свою комнату. В такие моменты ценность принимается внутренним миром ребёнка. Он использует ценность не только на словах, но и на деле. Слово также может являться делом, когда ребёнок в конкретной ситуации с помощью слова совершает добрые поступки (поздравляет с днём рождения, с праздником, утешает другого или радуется успехам одноклассника и т.п.). Поэтому далее в Программе такой уровень освоения ценности будет называться «Дела».

    ПЛАНИРУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ.

    Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Так, например, далеко не каждый школьник может сформулировать, что такое справедливость, но регулярно использует суть этого понятия в отношениях с другими, заявляя: «это несправедливо» или «так будет справедливо».

    Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Такой непростой личностный выбор педагога может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности.

    В то же время вполне поддаётся планированию та часть «добрых дел», которые принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.). Эти мероприятия можно использовать для двух важных педагогических действий:

    1) Моделировать ситуации, требующие нравственного выбора, когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам и т.п. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации. Например, рассаживая ребят для групповой работы, мы можем определить двух лидеров в одну команду, провоцируя определённый конфликт, чтобы в ходе работы помочь ребятам искать выход из таких ситуаций, соблюдая правила вежливости. Или же, отправляясь на экскурсию в музей, можно деликатно предложить любителю граффити сравнить свои произведения с творениями мастеров. Однако сделать это не для того, чтобы унизить или высмеять школьника, а так, чтобы он сам постарался найти общее и различное – увидел бы конфликт между низким и высоким представлением о творчестве. Либо, анализируя какой-либо кинофильм (видеофильм), тактично обратить внимание на речь героя, использующего грубую лексику, предоставить ученику возможность самому найти нравственное решение подобной речевой ситуации.

    2) Осуществлять с детьми рефлексию ситуации – обсуждать и осмысливать действия после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо чтения нотации о правильном поведении мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Основная образовательная программа начального общего образования (15)

      Основная образовательная программа
      ... образовательной программы начального общего образования; Условия реализации основной образовательной программы. Мониторинг реализации основной общеобразовательной программы. Приложения. Основные термины и понятия основной образовательной программы ...
    2. Основная образовательная программа начального общего образования с нижняя санарка 2011 год

      Основная образовательная программа
      ... плана. Приложение 2. Рабочие программы внеучебной деятельности младших школьников. Основные термины и понятия основной образовательной программы Качество образования Под ...
    3. Основная образовательная программа начального общего образования (55)

      Основная образовательная программа
      ... приложений ………………………………………………………………………112 Приложение 1. Основные термины и понятия основной образовательной программы Приложение 2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ...
    4. Основная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Усть–Козлухинская» СОШ

      Основная образовательная программа
      ... образа себя, самоизменение. 1.Реализовать основную образовательную программу основной школы в разнообразных учебных формах. ... выпускников основной школы 1.ЗНАТЬ: содержание основных понятий и терминов 2.НАЗЫВАТЬ/ ПОКАЗЫВАТЬ : -Основные географические ...
    5. Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного

      Основная образовательная программа
      ... освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержание основной образовательной программы начального ... местах с неблагоприятной экологической обстановкой; - основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому ...

    Другие похожие документы..