Главная > Основная образовательная программа


Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) для муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №32» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года. (Приказ зарегистрирован Минюстом РФ рег. №17785 22.12.2009г.), на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей  учебно-методических комплексов  «Школа России», «Школа 2100», развивающая система Л.В. Занкова.

Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития муниципального общеобразовательного учреждения «МБОУ «СОШ №32».

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Содержание Программы сформировано с учетом результатов мониторинга участников образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся) по вопросам их удовлетворенности качеством образования, условиями обучения, программой развития образовательного учреждения, преемственности между программой предшкольного образования, реализующейся на базе МБОУ «СОШ №32» и программой дошкольного образовательного учреждения, которая реализуется в МБОУ «Детский сад № 95».

Реализация образовательной программы МБОУ «СОШ №32» обеспечивает конституционное право на образование всем учащимся, пожелавшим обучаться в школе. МБОУ «СОШ №32» является общеобразовательной школой, в которой функционируют группы кратковременного пребывания детей 5-6- летнего возраста Центра предшкольного образования, что позволяет безболезненно адаптироваться будущим первоклассникам к школьному обучению. Для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения школа предлагает 8-ми-месячные подготовительные занятия для будущих первоклассников (октябрь-май). Кроме того, на базе МБОУ «СОШ №32» работает Городской Центр адаптации «Радуга» для обучающихся 1-4 классов, для которых русский язык не является родным и испытывающим затруднения при изучении русского языка. В начальной школе работают 3 группы продленного дня, в которых занимается 75 учащихся.

Миссия школы определена Уставом школы в виде основных целей начального образования:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста;

  • создание благоприятных условий для успешного обучения детей с различными стартовыми возможностями и детей, испытывающих трудностям при изучении русского языка, их воспитания и развития с учетом интересов и способностей каждого путем эффективного использования ресурсов образовательного учреждения и общества в социально-экономических реалиях малого города и в соответствии с программой развития школы.

Практическая реализация целей возможна при решении следующих задач:

  • овладение обучающимися чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами гигиены и здорового образа жизни)

  • формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостной картины мира, обеспечение адаптации личности к жизни в обществе;

  • совершенствование системы предшкольного образования для создания равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;

  • обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе удовлетворяющих потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования;

  • обеспечение условий для самореализации талантливых учащихся в различных областях общеобразовательных и дополнительных программ.

Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, и здоровьесберегающего подходов.

Структура и содержание программы

Основная образовательная программа ОУ содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  3. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  4. Примерный учебный план.

  5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  6. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному УМК образовательной системы «Школа России» для 1-4 классов авторского коллектива В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Л.Ф. Климанова, Л.А Виноградская, В.П. Канакина и др. в сотрудничестве с издательством «Просвещение»; образовательной программе «Школа 2100», разработанной авторским коллективом: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова и программе развивающего обучения Л.В Занкова под редакцией научного руководителя ФНМЦ им. Л.В. Занкова Нечаевой Н.В.

Принципиальная особенность комплекта  «Школы России» - его построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования. Это образование личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное.

Информационно‐образовательная среда УМК «Школа России» представлена учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, методическими и другими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС (см. ФГОС раздел III, п.19.3.), комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, современными электронными пособиями, интернет поддержкой. УМК «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом.

Главная особенность модели «Школа 2100» - решение проблемы преемственности ступеней обра­зования (от дошкольной до выхода в вуз), и реализация методики развивающего обу­чения - идея «педагогики здравого смысла». Идеи развивающего образования в системе «Школа 2100» не просто декларируются, но реализуются в содержании и методическом аппарате всего УМК.

Информационно-образовательная среда УМК «Школа 2100» представлена учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, методическими и другими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС и высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, современными электронными пособиями, интернет поддержкой.

Выбор развивающей системы Л.В. Занкова обусловлен полным совпадением целей, принципов и типических свойств системы тем, которые выдвинуты в Федеральном государственном об­разовательном стандарте нового поколения. Оно позволяет получить иные образовательные результаты, соответствующие заказу новой, ин­формационной эпохи; обеспечить высокую социализацию детей; по­мочь ученику в выборе жизненного пути в соответствии со своими стремлениями.

Система имеет высокую гуманистическую направленность. Обучение ведется с учетом природособразности, учитываются психологические особенности младшего школьника, его желание быть успешным. Развитие основано на сотрудничестве педагога и ребенка. При таком сотрудничестве учащиеся обогащают друг друга, выступают соавторами ответа, соучастниками в выполнении заданий, тем самым развивают потенциальные возможности и веру в себя и свои силы.

Задача обучения: дать школьнику общую картину мира на основе науки, литературы, искусства.
Система обучения обеспечивает условия для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира. Одна из важнейших задач - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности.

Образовательные потребности и запросы:

Государственный заказ:

  • создание условий для получения учащимися качественного образования в соответствии с государственными стандартами; развитие творческой, конкурентоспособной, общественно-активной, функционально-грамотной, устойчиво развитой личности.

Социальный заказ:

  • абсолютное большинство социальных заказчиков школы – рабочие, мелкие служащие, интеллигенция. Социологические опросы показывают, что сохранение и укрепление здоровья, обеспечение досуговой занятости и создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей детей; условия социально-эмоциональной комфортности, эрудированность, целеустремленность, умение решать проблемы – важнейшие образовательные ценности для родителей.

Заказ учащихся:

  • возможность получения качественного образования;

  • создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • сохранение здоровья.

Учитывая данные потребности и заказы, реализация данной программы будет осуществляться в учебной и внеурочной деятельности учащихся с учетом показателей их здоровья.

Условия реализации образовательной программы и материально-техническое обеспечение.

Учебный процесс осуществляется в 14 учебных кабинетах и двух спортивных залах, два кабинета оснащены автоматизированным местом учителя. За три последних года во всех учебных кабинетах заменена школьная мебель.

Работает школьная библиотека и небольшой читальный зал. Все учащиеся школы обеспечиваются необходимыми учебниками. В школе имеется просторный актовый зал на 100 мест. В достаточной мере оборудованы вспомогательные кабинеты: медицинский, стоматологический, кабинеты логопеда, психолога, социального педагога.

Наполняемость классов установлена в количестве 25 человек. Расписание занятий является постоянным на весь учебный год и утверждается директором образовательного учреждения. Расписание составляется на основе рекомендаций СанПиН 2.4.2.2821-10.
В школе осуществляется забота о сохранении жизни и здоровья учащихся. Охрана труда и обеспечение техники безопасности учебно-воспитательного процесса в МБОУ «СОШ № 32» осуществляется на основании Трудового кодекса РФ, «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН).

В школе ведётся постоянный учёт детей с ослабленным здоровьем, ежегодно врачи-специалисты проводят осмотр всех учащихся с целью выявления и предупреждения заболеваний. В школе созданы санитарно-гигиенические условия, способствующие укреплению здоровья учеников: соблюдается тепловой режим, поддерживается чистота, соблюдаются нормы освещенности в классах.

Питание учащихся организовано с учетом возрастных особенностей в школьной столовой на 120 посадочных мест. Ученики, относящиеся к категории малообеспеченных семей, получают бесплатное питание. Учащиеся, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются двухразовым питанием.

С целью обеспечения безопасности детей в школе в 2010 году установлена система видеонаблюдения, функционирует система громкой связи и оповещения, автоматическая противопожарная система, кнопка тревожной сигнализации.

Школа оснащена в полном объеме первичными средствами пожаротушения.

В течение всего учебного времени в школе находится сотрудник охранного предприятия «Меркурий», в обязанности которого входит охрана школы от проникновения посторонних лиц и соблюдение общественного порядка.

Адресность образовательной программы.

Настоящая программа рассчитана на обучение учащихся в школе 1 ступени в возрасте от 6,5 до 11 лет. Прием детей в 1-е классы осуществляется согласно Уставу МБОУ «СОШ №32» и Положению о приёме в 1 класс». Классы-комплекты формируются при условии наличия не менее 25 человек.

Опытные педагоги подготовят детей дошкольного возраста 5-6 лет, не посещающих дошкольные учреждения, к поступлению в первый класс по лицензированным программам предшкольного образования, окажут квалифицированную логопедическую помощь, дадут рекомендации родителям по исправлению дефектов речи детей. Учащимся начальной школы, имеющим трудности в освоении русского языка, окажут квалифицированную помощь педагоги русского языка, логопед, педагог-психолог.

Родители могут получить квалифицированные консультации педагога – психолога по бесконфликтному стилю общения с детьми, коррекции характера детей с учетом возрастных особенностей.

Кадровый состав.

Реализацию ООП НОО осуществляет коллектив педагогов в количестве 22 человека. В их состав входят:

9 учителей начальных классов;

2 преподавателя предметов художественно-эстетического цикла (музыка, ИЗО)

2 учителя физкультуры, 2 учителя иностранного языка;

3 воспитателя ГПД;

педагог-логопед, педагог-психолог, социальный педагог;

педагог дополнительного образования (ритмика)

  1. Образовательный уровень педагогов:

Высшее

17

Среднее профессиональное (педагогическое)

5

  1. Педагогический ценз коллектива:

Стаж

Годы

0-1

2-4

5-9

10-20

Свыше 20 лет

2011

1

2

3

7

9

  1. Уровень квалификации:

Высшая квалификационная категория

Первая квалификационная категория

Вторая квалификационная категория

Нет категории

4

7

7

4

Все учителя начальной школы имеют свидетельства о повышении квалификации за последние 5 лет.

Особенности первой ступени общего образования.

Образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, учебный процесс строится с использованием следующих форм обучения: коллективные, парные, индивидуальные, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.

Планируемые результаты по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы.

Анкетирование, опросы родителей определяют, что для непосредственных потребителей образовательных услуг при выборе учебного заведения приоритетными требованиями являются следующие направления деятельности:

  • обеспечение качественного преподавания учебных дисциплин с целью получения учащимися прочных знаний, умений и навыков, достаточных для продолжения образования;

  • обеспечение безопасных и комфортных условий для учебно-воспитательного процесса;

  • подготовка школьников к осознанному выбору дальнейшей профессии;

  • достойная система воспитания, которая обеспечивает всестороннее развитие детей.

В связи с этим определено, что в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Планируемые результаты формируются за счёт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий «Маленький гений», «Математические чудеса и тайны» и программ всех учебных предметов.

Социокультурные особенности и потребности района.

Микрорайон школы – спальный район Надеждинского металлургического завода. На территории имеются небольшие муниципальные организации. Структура микрорайона школы такова, что большая часть населения трудоустроена за пределами района Кайеркан. Это налагает на школу определенные обязанности в организации второй половины дня для учащихся. В образовательном процессе используются возможности расположенных в районе городских культурно-просветительских и спортивных учреждений: Ледового дворца, Дома спорта, ДЮСШ, плавательного бассейна, Дома детского творчества, школы искусств, культурно-досугового центра «Гармония», киноконцертного комплекса «Юбилейный», Центра здорового образа жизни, филиала городской библиотеки, Молодежного центра. Активное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и организации досуговой деятельности позволяет разнообразить формы организации классной и внеклассной работы. В целях обеспечения более полного удовлетворения запросов учащихся и родителей используются договорные отношения с учреждениями дополнительного образования.

В целях реализации комплексной программы взаимодействия городских структур по профилактике правонарушений осуществляется совместная деятельность с городской комиссией по делам несовершеннолетних, городским отделом внутренних дел, Отделом опеки и попечительства, Центром внешкольной работы.

В школе создаются условия для всестороннего развития учащихся, для чего работает эффективная система воспитательной работы по основным направлениям: гражданско-правовое, патриотическое, нравственно-этическое, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное. Реализуется комплекс программ, обеспечивающих социально - психологическое сопровождение, дополнительное образование, развитие учебных и творческих способностей: «Восхождение», «Шаги», «Семья», «Здоровье», «Выбираю жизнь», «Гражданин».

Приоритетные направления Программы школы:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (15)

    Основная образовательная программа
    ... образовательной программы начального общего образования; Условия реализации основной образовательной программы. Мониторинг реализации основной общеобразовательной программы. Приложения. Основные термины и понятия основной образовательной программы ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования с нижняя санарка 2011 год

    Основная образовательная программа
    ... плана. Приложение 2. Рабочие программы внеучебной деятельности младших школьников. Основные термины и понятия основной образовательной программы Качество образования Под ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (55)

    Основная образовательная программа
    ... приложений ………………………………………………………………………112 Приложение 1. Основные термины и понятия основной образовательной программы Приложение 2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования ...
  4. Основная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Усть–Козлухинская» СОШ

    Основная образовательная программа
    ... образа себя, самоизменение. 1.Реализовать основную образовательную программу основной школы в разнообразных учебных формах. ... выпускников основной школы 1.ЗНАТЬ: содержание основных понятий и терминов 2.НАЗЫВАТЬ/ ПОКАЗЫВАТЬ : -Основные географические ...
  5. Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного

    Основная образовательная программа
    ... освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержание основной образовательной программы начального ... местах с неблагоприятной экологической обстановкой; - основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому ...

Другие похожие документы..