Главная > Документ


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Разработка механизма управления изменениями в вузе:

научно-исследовательская деятельность кафедры

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Викарчука Анатолия Алексеевича

директора физико-технического института ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», профессора, д.ф.- м.н.

Красногорск 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.АНАЛИЗ СИТУАЦИИ С НАУКОЙ В ВУЗАХ И ГОРОДЕ 9

2.ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ 14

3.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

ВВЕДЕНИЕ

Пройденная программа переподготовки управленческих кадров вузов, одной из целей которой было ознакомление участников с разработками и идеями, обеспечивающими реформы системы образования, тенденциями в мировой образовательной системе, позволил нам, участникам, оценить и уточнить уровень наших наработок и проектных идей. В данном тексте, являющимся частью общей работы, озаглавленной как проект «РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ВУЗЕ», раскрывается вопрос становления инновационной деятельности в вузе, её оформления и статуирования, обосновывается ее тематизация, рассматривается возможности и ограничения для системы управления вузом и адекватных форм её реализации.

Подробный анализ состояния дел в мировой образовательной системе с выделением ее различных аспектов достаточно подробно изложен нами в документах, оформленных в разработках по проектам, таким как конкурс инновационных вузов, разработка проекта по созданию национальной квалификационной системы, непосредственными участникам и разработчиками которой является наш вуз. Мировые тенденции в образовании и типология мест возможного самоопределения российских вузов достаточно точно была изложена в рамках данной программы в сообщении В.Н. Княгинина и его текстах, посвящённых взаимодействию рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере высшей школы в РФ. Собственный опыт непосредственного изучения реального положения дел в ведущих вузах Европы подтверждает утверждения и точные фиксации автора.

Но в рамках объявленной темы необходимо отметить, что наличие миссий у ведущих Европейских вузов сегодня является предметом пересмотра и анализа. Это обусловлено тем, что динамичность и диверсификация современного рынка труда, темп смены актуальных знаний, востребованность в современном мире не научных открытий и трансфера знаний в технологии определяет общую ситуацию для современной образовательной системы. Вопрос, как и кого готовить, зачастую решается не в образовательных системах а непосредственно в сфере социальных практик в виде собственных форм переподготовки и доводки необходимых квалификаций на рабочих местах, исключая при этому образовательные единицы системы из активных агентов рынка. Именно к разрешению этой проблемы можно отнести современные разработки национальных квалификационных систем, где базовой единицей оценки квалификации рабочей силы является не профессии и специальности, а компетенции. Эти системы позволяют гибко реагировать образовательным единицам, изменяя и переформатируя собственные образовательные программы и технологии в соответствии с запросами рынка труда. Совершенствование собственных устройств образовательных единиц основывается на переходе от существующих форм к модульным, позволяющим не только аккумулировать образовательный ресурс в необходимом направлении, но и обеспечивать обмен с другими образовательным единицами. Для учащегося – это то, что позволяет реализовывать собственные образовательные траектории, не привязанные к одному вузу. А кредитно-модульная система оценок, ориентированная на компетентностные характеристики, позволяет рассматривать систему образования как инфраструктуру.

Из всего этого следует то, что миссия того или иного учебного заведения в Европе сегодня актуальна, скорее всего, для тех вузов, которые ориентируются на подготовку элиты.

Рис. 1. Формирующиеся тенденции на рынке образовательных услуг

Для тех же вузов, которые ориентированны на массовую подготовку и даже на подготовку, основанную на трансфере знаний, можно говорить не о миссии, а бренде, подчеркивая некоторые особенности для потребителя их услуг.

Что же касается российской ситуации, то разработка собственной миссии для наших вузов – это шанс «увидеть» себя до вступления в ВТО и начала интеграции в Европейское образовательное пространство в реальности современного рынка труда, соотнести и оценить себя с тенденциями в мировой образовательной инфраструктуре, наметить пути собственных изменений, обеспечивающих выживание.

Но как актуализировать необходимость разработки собственной миссии для тех вузов, которые сегодня в российской действительности являются «золотыми», остается открытым вопросом. Для нас же сложившаяся ситуация становления университета и его провинциальное положение явилось тем, что поиск «своего места под солнцем», предопределило направление работ по созданию собственной миссии.

Самоопределение вуза. Миссия градообразования.

Девиз градообразования (миссия вуза сформулирована как «Университет как градообразующий фактор») сформировался в результате того, что уже в 2004 году мы поняли, а сегодня это более чем очевидно, что наш «товар», наши выпускники, должны быть востребованы на современном рынке труда. Но возник вопрос, на сколько рынок труда нашего города, где трудятся большинство наших выпускников, динамичен и современен, на сколько мы понимаем его, располагая собственным научным потенциалом? Не мы ли порождаем ситуацию, при которой развитие предприятий города сдерживается из-за отсутствия «творческой молодежи»? Да и что означают цифры наших исследований о том, что сегодня большая частьнаших выпускников работают не по своей специальности? Для чего же мы готовим молодых, затрачивая наши усилия?

Дальнейшая проработка механизмов содержательного оформления мисси университета требовала публичного обсуждения основного вопроса – ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАДООБРАЗУЮЩИМ ФАКТОРОМ?

В качестве пояснения мы зафиксировали, что для университета быть градообразующим фактором – значит:

  • развивать сферы жизнедеятельности города и деятельность основных субъектов городской жизни,

  • готовить людей, способных к развитию города,

  • производить новые знания, актуальные для города и осуществлять их трансфер в современные технологии,

  • задавать вектор развития системы образования в городе, опираясь на современные государственные и мировые тенденции,

  • быть самостоятельным бизнес-агентом, привлекательным для государственных, зарубежных и частных инвестиций,

  • быть готовым к изменениям, представляя собой экспериментальную площадку апробации государственных реформ и инноваций

Направленная проработка данных тезисов позволяет перейти к формированию принципов и базовых ценностей для коллектива.

Работа над собственной миссией позволяет выделить следующие важные моменты:

  • участникам работ должны является те, для кого университет это не просто место работы, а возможность реализации собственных амбиций. Но для их реализации необходимы «правила игры», ориентируясь на которые можно соотнести инициативу с принципами заданными миссией;

  • миссия не может быть выражена в формальных показателях, она проявляется через такие сущности как корпоративная культура, дух организации, неписанные правила и т.п., хотя и должна быть сформулирована в виде девиза или тезиса понятного как во вне так и в коллективе;

  • насаждение принципов вытекающих из миссии не возможно административными мерами, это возможно только на основе открытого публичного обсуждения;

  • принятие миссии и принципов ставит задачу по самоопределению для участников данной организации.

Таким образом, что означает миссия градообразования для образовательной действительности, как она может быть позиционирована в логике реформ российского образования?

Ориентируясь на рынок, формируя свою активную позицию, каждый игрок рискует. Чем рискует сегодня вуз, оценивая себя как участника потенциального рынка? Тем, что его услуги и товар будут не востребованы. И известны последствия для тех организаций, оказавшихся в этой ситуации. Очевидность невостребованности сегодняшнего государственного вуза для многих – не возможная ситуация. Но мы видим эти процессы в других сферах деятельности, торговле, строительстве, автопроме. Уже сегодня симптомы этой ситуации видны и в нашей образовательной сфере: экспансия западных образовательных услуг, обеспечиваемая международными стандартами, доступностью через расширяющиеся возможности информационных инфраструктур.

Принятие на себя миссии градообразования предполагает создание внутри университета механизмов, обеспечивающих адекватное понимание реальностей конкретного города, всего разнообразия проявлений видов деятельностей, в котором в той или иной степени отражается устройство окружающего мира. А это, в свою очередь, позволяет осуществлять достаточно быстрое реагирование на происходящие изменения в реальности жизненного пространства за счет совершенствования собственных механизмов изменения. Но главным моментом при выборе миссии градообразования должна быть поставлена задача не простого реагирования на изменения, а переустройства выбранного пространства (города) с целью формирования его конкурентоспособности в его объемлющих структурах, таких как регион, страна, мир. А это возможно, если понимается потенциал и возможности научного, инновационного, молодежного и просто человеческого ресурса.

Исходные посылки начала работ по формированию вуза

Исходной посылкой начал работ по разработке собственной программы становления нашего университета являлось постановление Правительства РФ о создании государственного университета на базе объедение политехнического и филиала педагогического института. Приход новой управленческой команды и ситуация неопределенности поставило вопрос о том, что должно быть сделано, чтобы осуществлять университетскую подготовку в условиях отсутствия такого опыта и традиций. Потребовался год обустройства и понимания того, что необходимо создание иных форм обсуждения, анализа и оценки положения дел, позволяющих аккумулировать творческую инициативу существующего коллектива. В качестве оптимальной формы организации работ по формированию вуза было принято проведение постоянных семинаров с элементами оргдеятельностных игр (ОДИ).

Общим результатом этих мероприятий явилось то, что удалось сложить инициативные группы, обеспечивающие проектные разработки которые, в свою очередь, сформировали необходимые предпосылки к формированию инновационных процессов в университете. За прошедшие пять лет были разработаны и внедрены многие проекты, осуществлены структурные изменения. Но наиболее существенным проектным решением стала организация такой эффективной формы организации содержательной проработки вопросов управления как клуб«Организация, руководство, управление» («ОРУ»).

Название клуба было выбрано и обосновано направленностью вопросов и задач, которые выносились на обсуждение регулярных заседаний клуб ОРУ. Т.е. это место предназначено для обсуждения вопросов организации, руководства и управления изменениями в вузе. Именно в этом пространстве клуба было понятно, что все изменения, проектные инициативы, направленные на изменения без соотнесения к целостности университета, к его базовым ценностям, не дают желаемого эффекта, а зачастую дают отрицательный результат в виде непринятия новшеств в коллективе, неподготовленностью персонала, отсутствия необходимых механизмов. Анализ деятельности клуба и продуктов семинарской деятельности, позволил поставить вопрос о миссии университета, его точках роста, а также возможных центрах ответственности вуза, в которых должна быть выражена целостность университета и зафиксированы его базовые ценности.

Замысел создания клуба «ОРУ» (организации, руководства и управления Тольяттинского государственного университета) был сформирован в ноябре – декабре 2003 года на проектных сессиях в рамках Большого семинара (ОДИ), проведённого в Тольяттинском государственном университете.

Итогом работ Большого семинара стало понимание всеми его участниками следующих положений:

  • ТГУ - городской университет, назначение которого - производство и воспроизводство кадров для города, оспособленных к изменению себя и окружающей среды, трансляция знаний и норм культуры, производство знаний;

  • для выполнения своей миссии университету нужен иной учебный процесс, иные нормы и формы его организации и проведения, иные учебные планы, ориентированные на иной, университетский стандарт, рассчитанный на подготовку выпускников разного уровня;

  • университет должен стать градообразующим фактором за счет удержания города, как целого, и управления им через знания. Для этого университет должен стать лидером в изучении города и его инфраструктур.

  1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ С НАУКОЙ В ВУЗАХ И ГОРОДЕ

Основная миссия научной деятельности в инновационном вузе – обеспечить рост интеллектуального капитала университета и территории, что, в свою очередь, может обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность проектных разработок университета для внешних и внутренних инвестиций, привлекательность городских мест занятости для молодёжи, развитие научно-образовательной сферы и сферы актуальных научно-технических исследований, воспроизводство накопленного в городе опыта практической деятельности.

Только в тех сферах города, где производится, функционирует (употребляется) и воспроизводится знание, есть возможность развития.

В этом плане эффективная организация научно-образовательной сферы города – одна из основных задач формирования инновационной экономики города, и сегодня необходимо внедрять накопленный потенциал научных, проектных разработок и НИОКР. Это то, что сможет привлечь значительные инвестиции в городскую экономику, т.е. необходимо ориентироваться на создание в городе такого инновационного продукта, который будет менять технологию производства, а следовательно, будет востребован. В этом аспекте актуальна интеграция науки, прикладных разработок, проектирования и образования.

Безусловно, устройство и деятельность сегодняшних научно-образовательных единиц города должны быть пересмотрены с точки зрения методической, методологической, экономической, управленческой, для того чтобы продукты научно-образовательной деятельности стали инновационным, актуальным знанием города, а выпускники и работники этих учреждений стали их реальными «живыми» носителями, способными не только делать из этого бизнес, но и передавать накопленный опыт.

Таким образом, производство знаний призвано обеспечить стартовый импульс к подготовке класса производителей нового поколения технических, управленческих и социокультурных инноваций, а также к формированию в городе «массового слоя культурных потребителей и пользователей инноваций».

Городу необходим опыт в производстве информации и знания, в создании новых технологий, не только научный, но и экономический опыт. Город должен иметь технологические заделы в индустрии знания, научные традиции, научно-образовательную инфраструктуру, иметь базу для шага вперед, кадры, способные реализовать возможности.

Резкое падение спроса на производимые в России знания, на инновации принесло российской науке огромные потери: из науки ушли многие молодые и активные ученые и она приблизилась к черте, за которой могут наступить необратимые изменения и будет полностью утерян созданный за многие десятки лет интеллектуальный потенциал нации.

Наука, которая включает в себя как производство знаний, так и трансформацию их в новые технологии, перестала быть приоритетом российского общества, государства, города. Это означает, что общество вошло в состояние, за которым грядет его ускоренная деградация. В настоящее время и общество в целом, и научное сообщество, органы государственной власти и отдельные эксперты ощутили этот последний рубеж и ищут выход из кризиса.

Начиная с 1991 года в промышленности происходило падение производства, и, как следствие, исчез активный спрос на инновации, на знания. В 1992 году государство отказалось от функций управления наукой, предприняв кардинальный шаг по самой жесткой из возможных схем реформ.

Финансирование прикладной, ведомственной науки в связи с ликвидацией самих ведомств было прекращено, а большинство ведомственных НИИ были или акционированы и пытались выжить самостоятельно, частью распавшись на малые предприятия и т.п., или были ликвидированы.

В государственных академиях в это же время финансирование было уменьшено более, чем в 10 раз. В таких условиях практически только государственные академии, благодаря своей самостоятельности, сумели сохраниться как системы и сохранили значительную часть научных кадров. Количество занятых в сфере науки в России в 1997 году составило около 1,2 млн человек (из них исследователей - около 500 тыс.), сократившись за пять лет в три раза. В то же время доля государственных академий составляет от занятых в сфере науки и научного обслуживания около 12%, а количество исследователей около 90 тыс. человек.

В последние годы в России были сделаны попытки найти новые формы управления и финансирования науки. Но, по существу, единственным принципиальным шагом по реформированию сферы науки за прошедшие годы было учреждение государственных научных фондов, осуществляющих конкурсное финансирование научных разработок (Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и других).

Опыт работы фондов в новых экономических условиях оказался положительным и мог бы быть использован при реформировании научной сферы. Однако этот новый элемент инфраструктуры российской науки до сих пор не используется в полной мере. Фактическое ежегодное финансирование научных разработок, осуществляемое всеми государственными фондами, составляет только около 5% от общего финансирования науки и поэтому они пока слабо воздействуют в целом на реформирование научной сферы.

Потребление знаний связано и с удовлетворением потребностей человека в товарах, охране здоровья и услугах – во всем, что формирует уровень жизни. Все, чем мы пользуемся сегодня, выросло на основе фундаментальных знаний, полученных прошлыми и нынешними поколениями ученых. Во многом достижения фундаментальной науки уже реализованы в благах, которыми мы все пользуемся. Но и сегодня в мире есть потребность в новых знаниях, так как производители, находящиеся в условиях жесткой конкуренции, стремятся улучшить качество товаров и снизить их цену. В последнее десятилетие именно жесткая конкуренция заставляет производителя получать эти знания максимально быстро. А это означает, что производитель отдает предпочтение краткосрочным целевым прикладным исследованиям за счет снижения финансирования фундаментальных исследований. В этой обстановке все промышленно развитые государства, заботясь о конкурентоспособности товаров отечественного производства, вынуждены брать расходы на фундаментальные исследования на себя.

Для обеспечения потребностей человека в товарах и услугах необходимо не только произвести знания, но и превратить эти знания в продукты, услуги и технологии, т.е. осуществить инновационный процесс. Как известно, инновационная система – это комплекс организаций, технологий, обеспечивающий поток технологий и информации (знаний) между людьми, предприятиями и институтами. А инновация – это результат сложных отношений между упомянутыми субъектами процесса, в результате которых научная идея превращается в продукт или технологию. Но исходная точка в любой инновационной системе – это производство знаний, т.е. наука.

Мировой опыт показывает, что наиболее благополучна сфера науки в тех странах, где научное сообщество страны не просто подстраивается под запросы общества, но и активно формирует новые области спроса на знания.

Смысл реформирования науки в самом общем виде состоит в том, чтобы, во-первых, внимательно проанализировать спрос на знания на современном этапе в обществе и реформировать структуру научных исследований так, чтобы он полностью отвечал запросам общества, и, во-вторых, если есть коллективы ученых, которые производят знания, не пользующиеся спросом российского общества, попытаться сформировать в обществе спрос на эти знания или предложить их за рубеж, в том числе и для международных глобальных проектов. Если же это не удается, то прекратить государственную поддержку исследований по данному направлению.

    1. Выход из создавшегося положения – создание спроса на знания

Необходимо максимально быстро развивать новых потребителей знаний – малое предпринимательство в науке и технологии. Зарубежный опыт, да и опыт России, показывает, что этот производитель очень динамичен, требует малых капиталовложений, и многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадии развития, когда опробовалось применение новой идеи, относились к малым фирмам. Именно малый бизнес, как правило, берется реализовывать новые рискованные идеи. Важно, что малый бизнес – массовый, т.е. ему нужно много разных идей. Наконец, в малом бизнесе очень часто именно производитель знания становится участником инновационного превращения своей идеи в товар, т.е. в малом бизнесе кратчайший инновационный цикл.

Таким образом, в современных условиях необходимо сделать ставку на ускоренное развитие малого предпринимательства, как на локомотив, который не только потащит за собой промышленное производство, но и быстро сформирует спрос на знания, производимые в университетах. При этом будут сохранены костяк активно работающих ученых и коллективы, научные школы, по крайней мере те из них, которые еще не полностью утрачены.

    1. Анализ ситуации с наукой

Рис. 2. Научно-исследовательская деятельность в вузе: как есть

Учебный процесс на кафедре обеспечивает трансляцию знаний, научная деятельность связана с производством новых знаний, эти процессы являются самодостаточными и независимыми. Продуктом деятельности кафедры является специалист, обремененный знаниями, чаще всего не востребованными в реальной жизни.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

    1. Основные принципы, на которых должно базироваться реформа науки в ВУЗе

  1. Провозглашение примата научно-инновационной политики территории (города) в интересах повышения благосостояния общества и формирование соответствующего общественного мнения. Обеспечение инновационного климата за счет комплекса законодательных и нормативных актов, налоговых и других льгот, как стимулирующих реформирование научных организаций, так и способствующих запуску и ускорению инновационных процессов. Гарантии при перестройке научного и наукоемкого производства. Отсутствие административного и силового нажима. Рычаги давления должны быть только законодательные, финансовые, налоговые.

  2. Развитие конкурсности проведения научных исследований и разработок. Переход от административного регулирования деятельности ученых и исследователей – через ведомства – к конкурсному отбору исследований любого ранга, финансируемых из бюджета.

  3. Обязательность и неотвратимость реформирования науки. Реформирование на всех уровнях организации науки как в микро-, так и в макросферах. Последовательная реструктуризация организационной составляющей научно-технической сферы. Решения о реформировании любой структуры или организации должны приниматься на основе независимой вневедомственной экспертизы проекта плана реформирования, включая бизнес-план, подготовленный работниками данной организации.

  4. Сохранение и поощрение многообразия как форм реформирования научных организаций, так и форм самих организаций с ориентацией на вневедомственные структуры и активное привлечение частного капитала, стимулирование самоорганизации. Поощрение коллективов малых технологических предприятий при инновационной деятельности.

  5. В итоге наука должна осознать необходимость активного и настойчивого предложения своих результатов к практической реализации, что должно обеспечить ей новый имидж в обществе и заинтересованность представителей основных сфер жизнедеятельности. Городу, в свою очередь, необходимо понять, что сиюминутные тактические интересы, обусловленные в настоящее время финансовыми трудностями, не должны уводить его со стратегического пути развития, созидаемого в первую очередь наукой, обеспечивающей мощь и прогресс территории. Должен быть сформирован механизм обоюдной заинтересованности науки и общества в интенсификации исследования и в его практической реализации. Общество должно осознать, что уровень его жизни, объем и качество потребляемых благ, сами условия его существования, в том числе защищенность его интересов, определяются в первую очередь качественным уровнем научного познания и вниманием общества к науке.

Реализация этих принципов реформирования научно-технической деятельности на практике возможна лишь при целенаправленном воздействии не только на субъекты управления (предприятия и организации науки), но и на органы власти города. Такое воздействие может оказывать лишь специализированная структура, основной целью деятельности которой должно быть сохранение научно-технического потенциала области на базе основных принципов научно-технической политики.

Содержание деятельности по организации научно-технической деятельности университетов должно определяться основными направлениями сохранения и развития научно-технического потенциала территории, обозначенными выше.

    1. Функции науки на кафедре, места реализации этих функций

Обслуживающая

(знаниевая)

 

Обучающая

(копетентнастная)

 

Развивающая

(инновационная)

 

 

 

 

 

Направленная на производство знаний, поддержание их уровня, на интенсификацию обучения.

Реализуется при проведении исследований по разработке новых технологий обучения, создании авторских методик и курсов по выбору, использовании ИТО и ТСО, при выполнении лабораторных и курсовых работ

 

Направленная на совершенст-вование учебного процесса, на расширение и упрочнения позиций на рынке труда.

Реализуется при обучении через исследования, выполнение заказных проектов, практико-ориенти-рованное обучение на учебных полигонах осуществляющих транс-ферт новых технологиях в практику обучения при выполнении х/д работ и реальных дипломных проектов, стажировки в других вузах и научных учреждениях, публикация монографий и статей в центральных зарубежных изданиях.

 

Направленная на постоянное обновление, развитие, создание нового. Реализуется при проведении фундаментальных исследований в рамках иссле-дований кафедры совпадающих с приоритетным направлением науки и техники РФ, при выполнении федеральных и международных проектов, грантов РФФИ, федеральных целевых и научно-технических программ. При проектировании и создании международных коллективных научных центров, участии и проведении международных научных форумов, издании монографий.

    1. Исходные положения, опираясь на которые можно начинать преобразования, обсужденные на ОРУ

1. Базовым процессом на кафедре является учебный процесс.

2. Научная и учебная деятельность на кафедре органически взаимосвязаны, обогащают друг друга, направлены на реализацию миссии, целей и задач, стоящих перед университетом

3. Только обучение, связанное с проведением исследований, выполнением реальных проектов и решением городских проблем, личной практикой и обогащенное мировым опытом, может сформировать компетенции, необходимые конкурентоспособному выпускнику.

Как должна быть организована учебная и научно-исследовательская деятельность, чтобы ее продуктом стал выпускник со сформированными компетенциями, способный преобразовывать себя и окружающий мир, влиять на городские процессы, активно претворять в жизнь миссию университета?

Рис. 3. Научно-исследовательская деятельность в вузе: как должно быть

    1. Основные принципы развития науки на кафедре

  1. Развивать те научные направления, в которых мы являемся лидерами с целью концентрации ресурсов на прорывных направлениях.

  2. Сочетать фундаментальные исследования с прикладными, ориентируясь на требования рынка.

  3. Создавать условия для привлечения в науку молодежи.

  4. Повышать научный потенциал и качество исследований через создание коллективных научных центров, обладающих уникальным, дорогостоящим оборудованием.

  5. Поддерживать тесное сотрудничество с ведущими отечественными и зарубежными ВУЗами, научными центрами, институтами РАН, известными учеными, наукоемкими предприятиями.

  6. Привлекать средства для финансирования НИР из источников различного уровня (международных, федеральных, региональных, муниципальных источников, программы развития ТГУ, х/д работ и услуг, в виде инвестиций).

    1. Формы научной деятельности

  1. Исследования по грантам международного и федерального значения.

  2. Исследования по программам ФЦП и НТП.

  3. Исследования по тем. планам МО.

  4. Выполнение работ и оказание услуг по х/д.

  5. Проведение собственных инициативных научных исследований.

  6. Патентно-лицензионная работа.

  7. Диссертационные исследования (аспирантов, докторантов, соискателей).

  8. Научно-исследовательская работа студентов и преподавателей.

  9. Организация, проведение и участие в научных конференциях, олимпиадах, конкурсах и выставках.

    1. Источники финансирования научной деятельности кафедре физики

  1. Гранты различного уровня.

  2. Федеральные целевые и научно-технические программы.

  3. Бюджетное финансирование в рамках тематического плана по ЕЗН.

  4. Х/д работы и услуги.

  5. Подготовка высококвалифицированных кадров по заявкам.

  6. Программа развития ТГУ.

  7. Участие в инновационных проектах.

  8. Издательская деятельность, продажа лицензий и ноу-хау.

  9. Инвестиции и фордрейзинг.

  10. Создание совместных производств и опытно производственных участков по выпуску научной продукции.

  1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА

    1. Миссия

Подготовка на уровне мировых квалификационных требований специалистов, научных и научно-педагогических кадров, способных эффективно работать в условиях формирования инновационно ориентированной экономики города, региона, страны; использование образовательного, научно-технического и инновационного потенциала УНИК для развития экономики и решения социальных задач вуза, города, региона, отдельной сферы.

    1. Стратегические цели

ёКафедра инновационная вуза является центром образования, научной, инновационной и культурной деятельности вуза, города и региона, ее стратегическими целями являются:

  • создание и продвижение образовательных продуктов и услуг, качество которых соответствует требованиям российских и международных стандартов образования и установленным требованиям потребителей;

  • развитие научного потенциала вуза за счет привлечения и эффективного использования внешних и внутренних инвестиций;

  • формирование рынка наукоемких разработок и технологий в территориальном и отраслевом направлениях, создание условий для предпринимательства и коммерциализации разработанных научно-технических и образовательных продуктов;

  • получение стабильного дохода от инновационной деятельности в размере не менее 20% от общего годового дохода реализации образовательных, научно-технических, производственных и иных продуктов вуза;

  • вовлечение сотрудников и студентов вуза в инновационный процесс, проведение политики, направленной на повышение качества жизни сотрудников и студентов.

    1. Задачи кафедры

  • Обеспечение единства образовательного, научного и инновационного процессов и их направленность на подготовку нового поколения высококвалифицированных специалистов.

  • Создание условий для вовлечения ученых, преподавателей, студентов в инновационный процесс, использование инновационной деятельности вуза для повышения качества подготовки специалистов в новых экономических условиях и усиления роли университета как городского и регионального центра развития инновационной деятельности.

  • Обеспечение непрерывного совершенствования технологий обучения на основе использования дидактических инноваций, информационных технологий, издания учебников и учебных пособий, отвечающих современным требованиям, внедрения в учебный процесс результатов инновационной деятельности университета.

  • Концентрация научного и научно-технического потенциала университета на исследованиях и разработках в приоритетных направлениях развития науки и техники на основе реализации непрерывного инновационного цикла – от фундаментальных и прикладных исследований до создания и продажи мелкосерийной наукоемкой продукции.

  • Создание системы распространения разработанных на кафежре новых технологий на базе коммерциализации научных знаний и изобретений в условиях эффективной защиты интеллектуальной собственности и трансфера этих технологий в экономику и социальную сферу города, региона и страны. Проведение необходимых мероприятий по капитализации нематериальных активов университета.

  • Создание единого информационного пространства университета, объединяющего учебный, научный и инновационный блоки университета с поддержкой автоматизированного документооборота.

  • Реализация на кафедре гибкой системы непрерывной подготовки и переподготовки кадров инновационной сферы на основе технологий традиционного и дистанционного обучения.

  • Обеспечение необходимых условий для сертификации, разработанной на кафедре наукоемкой продукции, увеличение объема консалтинговых и экспертных услуг при подготовке и выполнении инновационных проектов.

  • Обеспечение тесного сотрудничества университета с представительствами в городе, регионе и стране международных организаций, поддерживающих бизнес-образование, предпринимательскую и инновационную деятельность в регионе, в интересах реализации поставленных перед УНИК целей и задач.

    1. Мероприятия, обеспечивающие формирование и развитие кафедры

  1. Организация и проведение международных школ

  2. Создание межкафедральных, городских, региональных, общероссийских исследовательских центров

  3. Включение студентов и аспирантов в выполнение реальных грантовых и инновационных проектов

  4. Создание кафедр-клубов в ТГУ и базовых кафедр на предприятиях и в научных центрах.

  5. Создание полигонов для трансферта новых технологий в практику

  6. Открытие новых специальностей по приоритетным направлениям.

  7. Открытие магистратуры.

  8. Создание творческих групп, способных генерировать идеи.

  9. Создание информационной базы по научному направлению кафедры.

  10. Подготовка заявок на различные гранты и проекты.

  11. Подготовка и обучение кадров.

    1. Управление научной деятельности на инновационной кафедре

  1. Разработка стратегии и позиции развития научной деятельности.

  2. Оперативное исследование.

  3. Инновационной деятельности в научной и образовательных сферах.

  4. Разработка процедуры и осуществление контроля за научной деятельностью.

  5. Учет экономических показателей и научных достижений.

  6. Разработка программы повышения эффективной научной деятельности.

  7. Программа внедрения научной деятельности в учебный процесс.

Серьезные изменения характера экономического развития, необходимость поддержания конкурентоспособности российских товаров сделали расширение научных исследований и разработок в ВУЗах острейшей необходимостью.

Возникла необходимость перестроить организационные структуры НИ0КР, расширить спектр направлений исследований, повысить активность промышленных фирм в области фундаментальных исследований.

В индустриально развитых странах промышленные НИОКР за последние десятилетия XX в. превратились в крупнейшую составляющую национального научного потенциала и в важнейший источник конкурентных преимуществ. В промышленных компаниях наука как главный и практически неисчерпаемый источник нововведений объединилась с конкретным потребителем новшеств.

Еще одной особенностью управления развитием НИОКР является опора на коллективную организацию работ, во главе которых стоит ученый-новатор и организатор.

Инновационная деятельность характеризуется высокой степенью неопределенности и риска, особенно при выполнении фундамен­тальных и прикладных исследований. При выборе проекта нововве­дений и принятии решений элемент риска также очень велик, он зависит от полноты информации, качества предлагаемого проекта, методов и подходов к принятию решений.

На этапе научных исследований особенно важным является не­традиционный управленческий подход. При этом необходимо совместить свободу творческих индивидуальностей, несовпадение личных, групповых и предпринимательских интересов с задачей эффективного поиска и выбора проекта.

Роль руководителя научного этапа исследований выходит за рамки простого отбора творческих работников, постановки стратегичес­ких задач и оперативного контроля. От него требуется создание творческого морально-психологического климата, стимулирование, риска обеспечение широких контактов между учеными и высокого уровня их информированности, создания условии для свободно­го творчества, терпимости и критичности.

Для ученых важными критериями деятельности служат признание и высокая оценка, престиж и денежное вознаграждение.

В управлении НИОКР наиболее важны две области принятия решений: отбор проектов завершение разработки. При этом для прикладных исследований характерна достаточно высокая системность и целенаправленность. Но в них все еще велик элемент недетерминированности. Проводится отбор проектов, обеспечивающий сбалансированный портфель, он формируется с целью решения поставленных фирмой стратегических задач одновременно с опти­мальным использованием ресурсов в различные периоды времени. Затраты на НИОКР в современной практике составляют, как правило, от 3 до 5% объема продаж. Распределение затрат по эта­пам работ, проводимых в рамках НИОКР, среднестатистической фирмой инновационного бизнеса приведено в табл. 10.1.

Таблица 10.1

Структура затрат на НИОКР по этапам инновационного цикла

Этапы

Затраты, % к итогу

1. Исследование научного задела по проблеме, анализ имеющихся данных фундаментальных исследований

2. Проработка идеи инновации

3. Лабораторные экспериментальные исследования

4. Проектно-конструкторская разработка новшества

5. Документальное и организационно-технологическое обеспечение выпуска опытного образца нововведения

3,0

1,1

13,1

16,7

66,1

Итого:

100,0

Как следует из анализа среднестатистических затрат по этапам НИОКР, наибольшую долю составляет документальное и органи­зационно-технологическое обеспечение разработки нового образца. Это наводит на мысль о возрастающем влиянии технико-техно­логических нововведений и стремлении современных фирм иметь собственный научный задел и развитую сеть НИОКР.

Относительная значимость видов НИОКР для фирм Японии и США иллюстрируется данными табл. 10.2.

Таблица 10.2

Относительная значимость различных видов НИОКР для фирм Японии и США, %

Вид НИОКР

Фирмы

Японии

США

Фундаментальные исследования в области новых технологий Исследования в области совершенствования и модернизации существующей продукции

Освоение новой продукции

Освоение новых методов производства и производственных процессов

15,9

26,6

33,9

23,6

8,4

35,9

29,9

26,1

Итого:

100,0

100,0

Исследования и разработки в современных компаниях можно классифицировать по 3 группам: фундаментальные исследования в области новых технологий, исследования в области совершенствования и модернизации существующей продукции, освоение новой продукции и новых методов производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пройденная программа переподготовки управленческих кадров вузов, одной из целей которой было ознакомить участников с разработками и идеями, обеспечивающими реформы системы образования, тенденциями в мировой образовательной системе, позволил нам, участникам, оценить и уточнить уровень наших наработок и проектных идей. В данном тексте, являющимся частью общей работы, озаглавленной как проект «РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ВУЗЕ», была сделана попытка раскрытия вопроса формирования собственной миссии вуза, обоснования ее тематизация, рассмотрены возможности и ограничения для системы управления вузом, описаны механизмы реализации инновационной деятельности в вузе.

Необходимость выработки собственной миссии и поиска новых форм управления изменениями в вузе для нашего вуза обусловлена тем, что организация новой образовательной единицы, такой как государственный университет, на базе слияния двух вузов, имеющих собственные традиции и устоявшиеся представления о своем предназначении, поставила задачу осознания себя как целостного образования. Смена организационной формы, слияние двух разнородных коллективов (педагогического и политехнического институтов) совпало по времени с началом обозначенных реформ в системе российского образования. Эти внутренние проблемы и задачи, решению которых было посвящено пять лет, позволили понять и сформулировать собственную миссию, содержательная проработка механизмов ее реализации которой продолжается и сегодня. Но оценивая свое положение среди других вузов страны, участвуя в конкурсах на получение различных грантов, становится очевидно, что разработка собственной миссии для любого вуза, даже имеющего сложившиеся традиции и устойчивую репутацию, является на сегодня актуальной, первостепенной задачей в условиях реформирования системы образования и самоопределения в обозначенных тенденциях мировой образовательной системы.

Именно преодоление этих трудностей позволяет разработчикам миссии находить взвешенные решения, не разрушающие собственные ценности и основания, опираясь на которые возможно построение новых механизмов управления изменениями, теми, которые обеспечивают понимание современных вызовов, позволяют вовлекать творческую энергию коллектива.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акмаева Н.Разработка стратегических планов: опыт ОАО ";Связьинформ"; / Н. Акмаева, Р. Акмаева // Управление компанией. - 2002. - N 7. - С. 12-19.

  2. Акофф Р. Искусство решения проблем.– М., 1976.

  3. Балакин В. Ф. Проектный подход в планировании и управлении металлургическим производством / В. Ф. Балакин, И.А. Соловьева, В.А. Кравченко // Теория и практика металлургии. - 2006. - N 3. - С. 9-13.

  4. Бедануков М. К.Методологические аспекты прогнозирования и планирования / М. К. Бедануков // АПК: экономика, управление. - 2005. - N 9. - С. 26-32. - Библиогр.: С. 32 (4 назв.).

  5. Бекетов Н.Формирование муниципальной информационной системы стратегического управления и планирования / Н. Бекетов // Информационные ресурсы России. - 2004. - N 5. - С. 25-28. - Библиогр.: с. 28 (2 назв.).

  6. Бертон В. Принципы обучения и его организация.– М., 1934.

  7. Волков А.Е. Тенденции и перспективы развития современной системы образования //

  8. Брунер Дж. Процесс обучения.– М., 1962.

  9. Волков А.Е. Развитие университета: проблема самоопределения педагогов и дисциплин //

  10. Атриум-Педагогика. – 1999. – № 1. - С. 3-7.

  11. Волков В.Е. Вызовы и угрозы // Атриум–Педагогика. – 2004. – № 3. – С. 20-24.

  12. Атриум–Педагогика . – 2001. – № 2. – С. 4-7.

  13. Гастев А.К. Как надо работать.– М., 1966.

  14. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.– М., 1995.

  15. Гуриев С. Миссия и стратегия для вузов // Материалы 2-го цикла программы переподготовке управленческих кадров вузов. – Красногорск, 2006.

  16. Жилкин, С.Ф. Практика университета в инновационном развитии города [Текст] / С.Ф.

  17. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.– М., 1939.

  18. Декарт Р. Рассуждение о методе //Избранные произведения.– М., 1950.

  19. Жилкин // Университет в современном мире – стратегическое партнерство и социально-экономические проблемы: материалы Второй Всерос. науч.- практ. конф., Ульяновск, октябрь, 2005 г. – Ульяновск, 2005. – С. 76.

  20. Жилкин, С.Ф. Городское стратегирование: роль университета в городском развитии [Текст] / С.Ф. Жилкин, А.В. Князева // Университет в современном мире – стратегическое партнерство и социально-экономические проблемы: материалы Первой Всерос. науч.- практ. конф., Ульяновск, октябрь, 2004 г. – Ульяновск, 2004. – С. 38.

  21. Зинченко А.П. Игровая педагогика // Кентавр № 25, 2001.

  22. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.– М., 1941.– Т.1–3.

  23. Никитин В.А. Идея образования.

  24. Табунидзе Л.В. Планирование работы: перспективное, годовое, текущее / Л. В. Табунидзе // Директор школы. - 2005. - N 9. - С. 15-25. - Прил.: Годовой план на 2005-2006 учебный год негосударственного образовательного учреждения ";Детский сад-школа ";РОСТ"; ; Прил.: Схема 1. Компоненты менеджмента ; Прил.: Схема 2. Этапы организационной разработки.

  25. Хотяшева О.Стратегическое планирование инновационной деятельности. Часть 2 / Ольга Хотяшева // Менеджмент сегодня. - 2004. -N6.-C. 9-12.- Продолж. Начало в N 4.

  26. Щедровицкий Г.П. Технология мышления. //Известия. - 1961, № 234 от 1 октября.

  27. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: ШКП, 1995.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Разработка механизма управления изменениями в вузе на материале учебного процесса выпускная аттестационная работа

    Автореферат диссертации
    ... ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ Разработкамеханизмауправленияизменениями в вузе: на материале учебного процесса ВЫПУСКНАЯАТТЕСТАЦИОННАЯРАБОТА Дергун Людмилы Ивановны ...
  2. Разработка механизма управления изменениями в вузе клуб «организация руководство управление» выпускная аттестационная работа

    Анализ
    ... ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ Разработкамеханизмауправленияизменениями в вузе: клуб «Организация, руководство, управление»ВЫПУСКНАЯАТТЕСТАЦИОННАЯРАБОТА Лышовой Ольги Александровны ...
  3. Разработка механизма управления изменениями в вузе инновационная деятельность выпускная аттестационная работа

    Автореферат диссертации
    ... ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ Разработкамеханизмауправленияизменениями в вузе: инновационная деятельностьВЫПУСКНАЯАТТЕСТАЦИОННАЯРАБОТА Князевой Анны ... сферы профессиональной и научно-исследовательскойдеятельности. Инновационные образовательные системы ...
  4. Разработка механизма управления изменениями в вузе выпускная аттестационная работа

    Документ
    ... Разработкамеханизмауправленияизменениями в вузе: миссия университета «Университет как градообразующий фактор» ВЫПУСКНАЯАТТЕСТАЦИОННАЯРАБОТА ... вузами, представляет научнаядеятельность ... научно-исследовательских учреждений. Функционирование вуза ...
  5. ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМСК 2007

    Автореферат диссертации
    ... научно-исследовательскойдеятельности является получение нового для науки теоретического знания, а целью научно-методической и методической деятельностиразработка ...

Другие похожие документы..