Главная > Документ


Примерные учебные планы и программы подготовки кадров для СТ

3. Работа руководителя, инструктора, тренера (по уровням)

Специализированный уровень – углублённая специализация вида

СУ - 3. Учебно-воспитательная подготовка

Наименование тем

Количество часов

Всего

В том числе

Лекц.

Сем.

Прак.

СУ - 3. Учебно-воспитательная подготовка

3.1

Система подготовки туристских общественных кадров.

Нормативные документы по подготовке кадров.

2

2

3.2

Организация и проведение учебных мероприятий.

Задачи тренера-инструктора и стажёра в туристской группе.

2

2

3.3

Учебная работа инструктора. Основы обучения.

Подготовка и проведение лекций, бесед и практических занятий

8

2

2

4

3.4

Тренерская подготовка:

3.4.1

Основные принципы и компоненты спортивной тренировки

2

2

3.4.2

Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма

2

2

3.4.3

Основные понятия физиологии тренировочного процесса

2

2

3.4.4

Элементы медико-педагогического контроля тренировочного процесса

4

2

2

3.4.5

Развитие основных физических качеств в подготовке туристов (по видам)

4

2

2

3.4.6

Техническая тренировка

4

2

2

3.4.7

Тактическая тренировка

4

2

2

3.4.8

Взаимоотношения в туристской группе.

Морально-волевая и психологическая тренировка.

4

2

2

3.4.9

Планирование и организация тренировочного процесса

4

2

2

3.5

Воспитательная работа в учебных мероприятиях

2

2

3.6

Обучение в учебно-тренировочном походе

8

2

2

4

3.7

Организация и проведение зачётов и экзаменов

8

2

2

2

Итого по п. 3:

58

30

6

22

3.1. Система подготовки туристских общественных кадров для СТ. Нормативные документы по подготовке кадров. Система подготовки туристских общественных кадров. Туристский общественный актив, его права и обязанности. Инструкторы-тренеры туризма, как основная категория туристских обществен­ных кадров. Квалификационные характеристики. Организация обучения в самодеятельном туризме. Схема систе­мы обучения и краткая характеристика отдельных элементов системы. Требования к слушателям учебных мероприятий. Взаимосвязь учебных планов и программ обучения на различных уровнях подготовки. Характеристика учебных мероприятий различных подсистем. Порядок присвоения инструкторских званий.

3.2.Организация и проведение учебных мероприятий. Формы подготовки кадров спортивного туризма. Школы и семинары (сборы), их характерные особенности. Организационная структура школы, сбора и семинара. Организация школ НУ и БУ: назначение руководства, обеспечение материально-технической базы, подбор инструкторов и лекторов, набор слушателей, подготовка учебного процесса (составление расписания занятий и методических указаний к ним, разработка маршрутов практических занятий на местности, подбор пособий), утверждение в МКК, формирование учебных отделений. Учебный процесс. Внутренний распорядок, формы учебной работы в допоходный период. Учебная работа в учебно-тренировочном походе (УТП). Формы и методы самостоятельной работы слушателей. Учебная документация. Работа со стажёрами. Завершающий период работы школы: подготовка экзаменационных билетов. Преподавательский состав: начальник учебной части, инструкторы-тренеры учебных отделений, лекторы, приглашаемые со стороны. Основная задача завуча — создание единого коллектива преподавателей. Роль заведующего учебной частью. Инструкторский (тренерский) совет, его работа в допоходный период и во время УТП. Учебное отделение. Задачи инструктора-тренера и стажёра учебного отделения. Основная задача инструктора: работа в учебных отделениях, подготовка и проведение семинарских и практических занятий по учебному плану, подготовка и проведение учебно-тренировочного похода.

3.3.Учебная работа инструктора. Основы обучения. Система обучения в туризме. Краткая характеристика различных программ обучения. Общие принципы обучения. Существующие массовые формы обучения, их сравнительная характеристика. Методы обучения: словесное (устное), предметное, практическое, с применением технических средств. Основная цель учебной работы в допоходный период - достижение соответствия физической, тактико-технической и психологической под­готовленности к условиям конкретного похода. Основной критерий подготовленности - осознанное, грамотное и стабильное выполнение технических приемов. Средства достижения основной цели - трени­ровочные занятия и походы. Тренировочный поход: постановка част­ных целей, выбор средств, контроль результатов. Основная цель тренировочной работы в походе - скорейшая адаптация к походным условиям. Средства достижения этой цели: полигонные занятия на дневках, занятия на маршруте. Средства, контроль результата. Разборы как одна из форм обучения в походе. Подготовка и проведение лекций и бесед.Этапы подготовки: разработка развернутого плана занятия, изучение материала, оформление текста. На последнем этапе — распределение материала по плану с соблюдением методических и логических требований. Записи лекций, предварительное чтение, контроль времени. Чтение лекций. Значение формы изложения, поведения лектора, умение установить контакт со слушателями. Зависимость изложения материала от состава слушателей. Подача материала: дикция, темп речи. Значение начала и финала лекции. Виды бесед: вводные, заключающие, беседы-рассказы, беседы-обсуждения, особенности их проведения. Подготовка и проведение практических занятий.Виды и формы практических занятий, их зависимость от вида туризма, категорий обучаемых, насыщенности средствами материально-технического обеспечения и т.п. Технология подготовки практического занятия. Цель занятия, его содержание, методы и средства достижения цели. Выбор места и метода проведения занятий. Методическая разработка практического занятия. Ее содержание: тема занятия, место и продолжительность, количество участников, содержание и ход занятия, средства материально-технического обеспечения, литература. Конструктивный подход к основной части (содержанию и ходу) занятия. Подготовка методических разработок к занятиям по темам учебного плана, взаимное обсуждение и рецензирование методических разработок слушателями. Учебная практика слушателей по проведению занятий с использованием подготовленных ими методических разработок.

Литература

Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. М; Профиздат, 1973, с.136.

3.4.Тренерская подготовка

3.4.1.Основные принципы и компоненты спортивно-туристской подготовки и тренировки (общие понятия и принципы). Методы контроля и самоконтроля.Виды туристской подготовки: общая, специальная, физическая, интегральная. Части специальной подготовки: организационная, техническая, тактическая, психологическая, топографическая, подготовка по обеспечению безопасности. Физическая подготовка: общефизическая, специальная физическая. Интегральная подготовка - моделирование условий соревновательной (походной) деятельности. Объемы подготовки (часы, км, другие показатели). Интенсивность занятий (по ЧСС, по скорости, по другим показателям). Характеристика физических качеств человека: выносливость (общая и специальная), сила, быстрота, координация, гибкость. Цель, задачи, принципы и методы тренировки. Методы тренировки: равномерный, переменный, интервальный, круговой, игровой. Характеристика физических нагрузок по объему и интенсивности в различных частях тренировочного занятия. Динамика интенсивности выполнения физической нагрузки по пульсовой характеристике в подготовительной – разминочной части, в основной тренировочной части, в заключительной части. Средства – упражнения для развития физических качеств. Тренажёры, приспособления, искусственные и естественные препятствия, используемые в тренировочном процессе туристов-спортсменов. Направленности тренировочного процесса: спортивная, рекреационная. Основные отличия спортивных и рекреационных занятий по форме и содержанию, объему и интенсивности нагрузок, по результатам занятий. Текущий врачебно-педагогический контроль. Стандартное и специальное тестирование. Основная задача допоходных тренировок - развитие и совер­шенствование физических, моральных и волевых качеств туристов. Тренировка как основной элемент физической подготовки в допоходном периоде. Основные принципы спортивной тренировки в данном виде туризма. Индивидуальная физическая подготовка слушателей (гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжи, велосипед и т.д.), её орга­низация и контроль. Тренировочные походы выходного дня: план их проведения, разработка маршрутов с учетом возрастания нагрузки. Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств. Зависи­мость вида тренировок от характера предстоящего похода. Общая и специальная физическая подготовка во время допоходных трениро­вок. Закаливание организма. Методы контроля за физической и специальной технической под­готовкой туристов. Основные сведения о физиологических основах спортивной тренировки. Общая и специальная физическая подготовка и их роль в спортивной тренировке. Особенности тренировочного процесса для данного вида СТ. Развитие основных физических качеств в подготовке туристов. Общие сведения об анатомо-физиологических механизмах развития силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости к длительным фи­зическим нагрузкам, к гипоксии. Нагрузки во время тренировочного процесса. Организация круглогодичной тренировки спортивной группы. Разбор тренировок, дневник спортсмена. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Литература

Ю.Н.Федотов и И.Е.Востоков. Спортивно-оздоровительный туризм.М; Советский спорт, 2002г.

3.4.2. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма.

Опорно-двигательная система. Понятие о строении мышц, костей, связочного и суставного аппарата. Слабые места и типичные места травматизма. Понятие о биомеханике, группы мышц, ответственные за основные виды движений в суставах.

Сердечно-сосудистая система. Принципы строения и понятие о функциях. Основные параметры оценки ее работоспособности.

Дыхательнаясистема. Принципы строения и понятие о функциях, основные показатели внешнего дыхания. Понятие о тканевом дыхании и транспорте кислорода к тканям. Показатели оценки работоспособности кардиореспираторной сис­темы для управления тренировочным процессом.

Нервная система. Органы чувств. Принципы строения и понятие о функциях. Основные показатели оценки для управления тренировоч­ным процессом.

Пищеварительная система. Принципы строения и понятие о функ­циях. Особенности функционирования при физических нагрузках. По­нятие об обмене веществ. Физиологические принципы питания при фи­зических нагрузках и в восстановительном периоде. Возрастные особенности развития и питания

Эндокринная система. Понятие о строении и функциях. Участие желез внутренней секреции в регулировании деятельности при нагруз­ках. Понятие о структуре и функциях.

Мочеполовая система. Понятие о структуре и функциях.

Иммунная система. Понятие о струк­туре и функциях. Иммунитет при физических нагрузках.

3.4.3.Основные понятия физиологии тренировочного процесса. Понятие о срочной и долговременной адаптации к физическим на­грузкам. Срочная адаптация - изменения физиологических функций при под­готовке и проведении физической работы и при отдыхе после нее (";предстартовая"; реакция, врабатывание; период устойчивой работо­способности; утомление; восстановительные процессы). Признаки утомления. Эффект сверх восстановления и его использование в трени­ровке. ";Физиологическая кривая"; занятия. Долговременная адаптация. Общие сведения об анатомо-физиологических изменениях, развивающихся в процессе тренировки (развитие мышечной массы и структуры мышц, согласование функций сердечной, дыхательной, нервной и других систем организма). Ускорение и повы­шение эффективности процессов врабатывания и восстановления, уве­личение продолжительности устойчивой работоспособности. Экономизация функций и энергозатрат. Физиологическое обоснование цикличности тренировочных нагрузок. Общие сведения об анатомо-физиологических механизмах развития силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости к длительным фи­зическим нагрузкам, к гипоксии. Нагрузки в тренировке туристов. Измерение величин нагрузок с помощью внешних (интенсивности, характер, число и продолжительность повторений упражнений, величина, число и характер интерва­лов отдыха и др.) и внутренних (частота сердечных сокращений ЧСС и др.) параметров. Использование аэробных и анаэробных нагру­зок для достижения различных компонентов физической подготовленно­сти туриста-спортсмена. Возрастные особенности развития и тренировки.

3.4.4.Элементы медико-педагогического контроля тренировочного процесса. Этапы медико-педагогического контроля в туристской трениров­ке: входной, текущий, предпоходный, на маршруте и в послепоходный период. Задачи и методы входного контроля: оценка состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; разработка рекомендаций по индивидуальным планам тренировки. Задачи и методы текущего контроля в ходе тренировок; оценка изменений в состоянии здоровья, допуск к занятиям после перенесенных травм и заболеваний, гигиенический контроль за условиями тренировки и режимом туриста-спортсмена; ранее выявление переутомления и перенапряжения, про­филактика травматизма, контроль эффективности тренировок; двига­тельные тесты, повторные нагрузки соответственно виду туризма, кор­ректировка планов тренировки. Выходной контроль: оценка подготов­ленности, определение допустимых нагрузок в походе; выработка ре­комендаций. Медико-педагогический контроль в походе - задачи и методы. Послепоходный контроль - задачи, методы, оценка подготов­ленности к выполненному походу, динамики состояния в походе, раз­работка рекомендаций по дальнейшей туристско-спортивной подготов­ке. Методы самоконтроля для туриста-спортсмена.

Литература

Туризм и спортивное ориентирование. Сост. Ганопольский В.И. М; Физкультура и спорт, 1987.

Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М; Физкультура и спорт, 1988.

Анатомия человека. М; Физкультура и спорт, 1984.

Спортивная физиология. М; Физкультура и спорт, 1986.

Медицинский справочник тренера. М; Физкультура и спорт, 1976.

Заболевания и повреждения при занятиях спортом. Л; Меди­цина, 1984.

Спортивная медицина. М; Медицина, 1984.

3.4.5.Развитие основных физических качеств, при подготовке туристов-спортсменов. Упражнения и методики их исполь­зования (по видам туризма). Общая характеристика физических нагрузок в туризме и обосно­вание необходимости регулярных физических тренировок. Физическая подготовленность и ее составляющие: физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость и др.) и двигательные навыки, их взаимосвязи. Физическая подготовка как многоэтапный процесс достижения физической подготовленности. Этапы обшей, специальной физической и комплексной подготовки в тренировке туриста, задачи и средства физической подготовки. Физические упражнения в походе, на сорев­нованиях и в восстановительном периоде. Примерные объемы физичес­кой подготовки на этапах многолетнего тренировочного процесса. Упражнение как основное средство физической тренировки. Виды упражнений и их классификация (по структуре, интенсивности, режи­му сокращения мышц, направленности и др.). Методы использования упражнений (равномерный, фартлек, интервальный, переменный и др.), их основные характеристики, применение. Методики развития основных физических качеств, характерные упражнения, используемые при общей и специальной физической под­готовке. Принципы организации и проведения занятий по физической под­готовке. Упражнения для физической подготовки туристов-спортсме­нов (по видам туризма). Общие и характерные для различных видов туризма двигательные действия. Принципы конструирования упражнений для физической под­готовки туристов. Комплексы упражнений для физической подготовки туристов (по видам туризма).

Литература



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Председатель Госкомитета РФ по физической культуре

    Инструкция
    ... работы. Примерныеучебныепланы в системе подготовкикадров спортивного туризма представле- ны в таблице 5: Таблица 5. Примерныеучебныепланы и программыподготовкикадровдляСТпо направлению А 1. Общая подготовка (поуровням) Начальный уровень ...
  2. Президент Туристско-спортивного союза России

    Инструкция
    ... стаж работы. Примерныеучебныепланы в системе подготовкикадров спор­тивного туризма представлены в таблице 5: Таблица 5. Примерныеучебныепланы и программыподготовкикадровдляСТпо направлению А Общая подготовка (поуровням) Начальный уровень ...
  3. Социальная работа с различными группами населения

    Учебное пособие
    ... по социальной работе с молодежью с учетом примерныхучебныхпланов и программ ... для работников молодежной сферы; курсы повышения квалификации; проводимые регулярно аттестации руководителей и специалистов специализированных ... подготовкакадровдляработы ...
  4. О введении безотметочного обучения по физической культуре изобразительному искусству музыке

    архив
    ... руководителей и специалистов учреждений. Составляет учебные, учебно-тематические планы и программыпо дисциплинам и учебным курсам. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно ...
  5. Московский центр развития предпринимательства информационное агентство «альянс медиа» дайджест актуальных публикаций по проблемам малого бизнеса

    Документ
    ... работаютспециализированные развлекательные комплексы, такие, как «Ибица», где достаточно высокий уровень ... городской целевой Программыподготовкикадровдля рыночной экономики прослеживается позитивная тенденция: поплану необходимо подготовить ...

Другие похожие документы..