Главная > Документ


1.2. Особенности философии, ее предмет

  1. Аристотель считал, что ";есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе, а также то, что ему свойственно само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части...";.

  • О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?

  1. Дайте развернутый анализ следующих определений философии:

  1. ";Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления (...) и которое выясняет действия, или явления, из известных нам причин, или образующих основ, и, наоборот, образующие основы – из известных нам действий";.

  1. ";Философия – это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношение человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию";.

  1. ";Философия не есть наука, не есть даже наука об сущности, а есть творческое осмысление духом смысла человеческого существования";.

  1. ";Основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе...";.

  • Согласны ли вы с позицией автора? Существует ли основной вопрос философии?

  1. ";... для других наук определяется предмет исследования; предмет философии как таковой не может быть ограничен, потому что он включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как ";искомый, бесконечно искаемый";.

  • О каких особенностях предмета философии идет разговор в тексте?

  1. ";Остродискуссионным является вопрос о том, можно ли назвать философию наукой. Сторонники сциентизма считают, что отрекаясь от построения и развития философии как науки, философы осуждают себя на долю колдунов и пророков, которые не могут отыгрывать значительную роль в современном мире. И, безусловно, рассматривая вопрос о возможности развития философии как науки, важно иметь в виду, что характер науки очень разнообразный. Диапазон реализации критериев научности большой: от физики до литературоведения";.

Существует и противопоставленное суждение: ";Философия с логикой не должна иметь ничего общего; философия – это искусство, которое стремится прорваться через логическую цепь знаний и которое выносит человека в бескрайнее море фантазии, фантастического, где все одинаково возможно и невозможно";.

  • Дайте оценку размышлениям философов. Какая идея вам более близка?

  1. ";Когда, однако, философия вообще и в принципе не наука, для чего она тогда, зачем она тогда, на что она тогда еще имеет право среди университетских наук? Не является ли тогда философия, проповедью какого-то мировоззрения? А мировоззрение? Что оно такое, как не личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему и на какое-то время объединившее горстку сторонников, которые в ближайшем времени сами построят свои системы? Не получится ли тогда дело с философией, будто она на какой-нибудь большой ярмарке?

В конце концов, объяснение философии как мировоззренческой проповеди – нисколько не меньшая ошибка, чем ее характеристика как науки. Философия (метафизика) – ни наука, ни мировоззренческая проповедь.

Что в таком случае выпадает на ее долю?";

  • Как бы вы ответили на поставленный вопрос?

  1. В современной философской литературе не успокаивается дискуссия о предмете философии. Высказываются разные, временами диаметрально противоположные мысли. Одна из них: ";Предмет философии ";не имеет образа";, как тот поручик Киже, хотя он поручик, считается по всем бумагам и поднимается по служебной лестнице. Предмет философии ";в потенциале"; спрятан в процессе философствования, в философском мышлении. По этой причине определить нужно не предмет, который либо изучает, либо должна изучать философия – в отличие от математики, физики, или социологии и, так сказать, рядом с ними – а особенную установку мысли, манеру размышления";.

  • Можно ли согласиться с высказанной мыслью? Аргументируйте свою позицию.

  1. На семинаре возникла дискуссия. Часть студентов утверждала, что в эпоху НТР может существовать только научная философия. Другая часть отмечала, что такая постановка вопроса вызывает, самое меньшее удивление: ненаучная философия просто существует, как существуют совсем ненаучные эмоции, чувственность, которая не считается с наукой, обыкновенный опыт и другие ненаучные феномены духовной жизни общества.

  • Разрешите их спор.

  1. Античный скептицизм, констатируя факт плюрализма философских учений, утверждал, что философы, поскольку они обосновывают несовместимые друг с другом взгляды, которые в одинаковой степени оказываются отвергнутыми, никогда не достигают истины и тем самым демонстрируют нежизнеспособность любых философских положений. Противники скептицизма, соглашаясь с тем, что предыдущие философские учения были действительно ошибочными, но не принимая тезиса о равнозначности всех философских высказываний, стремились создать настоящую философию, которая б закончила с разнообразностью несовместимых взглядов, с тем, как они считали, перманентным философским скандалом. Так, например, И.Кант отмечал: ";... Критическая философия объявляет себя такой философией, до которой еще вообще не существовала никакая философия";.

  • Где же истина? Аргументируйте свою позицию.

  1. Во вступлении к ";Логике"; Гегель говорил, что нет множества философий, есть одна философия как наука о всеобщем. А все системы, все течения и направления являются разными уровнями развития этой единственной философии.

  • Разделяете ли вы взгляды великого философа?

  1. ";Великий философ, – пишет французский ученый П.Рикер, – это тот, кто открывает новый способ ставить проблемы. Таким образом, сингулярность, которая стоит выше за любую типологию, это в первую очередь сингулярность самой проблематики";.

  • Можно ли сказать, что новая постановка философских проблем, которых не знала предшествующая философия, вытекает из интеллектуальной особенности личности ученого?

  1. Философская проблематика возникает:

  1. в философии как особой форме профессиональной деятельности;

  1. в самой реальной жизнедеятельности людей.

  • Какое из мнений вам более приемлемо? Аргументируйте свой ответ.

  1. Господин Журден, герой комедии Мольера ";Мещанин во дворянстве";, с удивлением узнал (уже в достаточно зрелом возрасте), что всю жизнь говорил прозой. ";Феномен Журдена"; еще более применим к философии: философствуют все люди — даже те, кто никогда не слышал этого слова.

  • Что общее и в чем различия между философствованием и философией?

1.3. Взаимосвязь философии и науки

  1. ";Всю жизнь, – писал Н.А.Бердяев, – меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась";. Философия же ";освобождена от тоски и скуки ";жизни";. Я стал философом, чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной ";жизни";. Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски ";жизни";, от ее уродства";.

  • Сформулируйте ваше отношение к позиции Н.А.Бердяева и аргументируйте свою точку зрения.

  1. ";Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений";.

  2. ";Основной признак, который отличает философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы за человеком, отчуждается от человека. По этой причине для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа";.

  • Разделяете ли вы позицию философа? Обоснуйте свой ответ.

  1. ";Составляя первоначально основу науки и всю науку, философия есть либо резюме всех отдельных наук, либо учение о том, для чего нужна наука, либо, наконец, теория самой науки. Смысл, вложенный в название философии, всегда характерен для положения, которое занимает научное познание среди культурных ценностей, оцененных определенной эпохой";.

  • Какую идею развивает философ?

  1. Существует мысль, что в философии, в отличие от науки, исходная точка – субъект; в науке же – объект при максимальном элиминировании субъекта.

  • Дайте оценку такому рассуждению.

  1. Какое из приведенных суждений для вас наиболее приемлемо? Объясните свой выбор:

  1. философия господствует над всем, является наукой наук;

  1. наука сама себе философия;

  1. философия – это теория науки;

  1. философия, не заменяя социальные науки, вооружает их общим методом познания, теорией мышления.

  1. Аристотель подчеркивал, ";что от философии не нужно ждать практической ";пользы";, т.е. решения частных, прикладных задач. Мы могли бы сказать так: философия – это не тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность";.

  • Согласны ли вы с такой оценкой роли философии?

  1. ";Какую бы позу ни принимали природоведы, над ними господствует философия. Вопрос только в том, желают ли они, чтобы над ними господствовала какая-нибудь плохая модная философия, или они желают руководствоваться такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижениями.

Физика, берегись метафизики, – это абсолютно верно, но в другом смысле";.

  • В каких отношениях фраза ";физика, берегись метафизики!"; имеет смысл?

  1. Докажите справедливость мысли великого русского ученого о взаимосвязи теоретического природоведения с философией.

";Настоящий химик должен быть теоретиком и практиком... значит, должен быть и философом тоже"; .

  1. ";От философа нельзя требовать, чтоб он был физиком; и тем не менее его влияние в области физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны детали, нужно только понимание тех конечных пунктов, где эти детали сходятся";.

  • Можно ли тоже самое сказать о физике в ее отношении к философии?

  1. ";Взаимные отношения теории познания и науки очень характерные. Они зависят одна от одной. Теория познания без контакта с точной наукой становится пустой схемой. Точная наука без теории познания, насколько она вообще без нее, примитивная и хаотичная";.

  • Приведите примеры взаимосвязи философии и науки.

  1. Проиллюстрируйте мысли ученого примерами из той науки, в которой вы специализируетесь.

";... Применение диалектики в области природоведческих наук требует глубокого исключительного знания экспериментальных фактов и их теоретического обобщения. Без этого диалектика сама по себе не может дать решения вопроса. Она как бы является скрипкой Страдивари, самой совершенной из скрипок, но, чтобы на ней играть, нужно быть музыкантом и знать музыку. Без этого она будет так же фальшивить, как и обычная скрипка";.

  1. Какое из трех положений вам кажется справедливым, какое наиболее полно раскрывает соотношение философии и науки? Аргументируйте свой ответ.

  1. философия развивается в той мере, в какой она употребляет достижения науки, обобщает ее результаты;

  1. философия должна развиваться на своей собственной основе, безотносительно к достижениям других наук и общественной практике;

  1. философия не основывается только на фактах науки, хотя и включает в себя в качестве одного из важных аспектов, осмысления научных достижений. Если бы философия основывалась только как наука на примерах природоведческого научного метода, то она вообще не была бы философией. Она выступает как рефлексия над основами всей культуры, стремится выявить фундаментальные для каждого исторического типа культуры мировоззренческие ориентации, которые определяют понимание и переживание человеком мира и самого себя как части мира.

1.4. Функции философии

  1. Дайте оценку рассуждениям древнего мыслителя о значении философии в жизни людей.

";Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не устает заниматься философией, потому что никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души... И юноше, и старику нужно заниматься философией: первому – для того, чтобы, старея, быть молодым добротами в результате благодарного воспоминания о прошедшем, а второму – для того, чтобы быть одновременно и молодым, и старым в результате отсутствия страха перед будущим";'.

  1. Французский философ Р.Декарт писал: ";... Я предложил бы обсудить пользу ... философии и вместе с этим доказал бы важность утверждения, что ... философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и что каждый народ тем больше выделяется общественностью и образованностью, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства лучшего блага, чем иметь настоящих философов";.

  • Имел ли мыслитель основания для такого мнения?

  1. ";От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но можно ждать от него философского образования, достаточного, для того чтобы обоснованно отделять себя от Вселенной и снова объединяться с ней в более высоком смысле. Он должен создать себе метод, соответствующий наглядному представлению; он должен оберегаться превратить наглядное представление в понятие, понятия в слова и обходиться с этими словами так, будто это предметы; он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены до самого философского охвата";.

  • О какой функции философии идет речь?

  1. ";Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свою гордость в том, чтобы стать выше предъявленных ему социальных требований. Философия не социальная, она персональная";.

  • Дайте оценку данному размышлению. Согласны ли вы с мыслью философа?

  1. Известный английский философ нашего времени А.Н.Уайтхед писал:

";...Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, избавленное общефилософского понимания жизни, обречено на упадок, нудоту, ослабление...

Теперь человечество вступило в одну из редких эпох, когда изменяется его мировоззрение. Традиция потеряла свою принудительную силу. И наша задача – задача философии, людей науки и людей практической деятельности – обновить и переделать мировоззрение (что вбирает в себя те элементы уважения и порядка, без которых человечество утонуло бы в хаосе безделья), все больше пронизанное действенной рациональностью. Такое мировоззрение есть знания, которые Платон приревновал к добродетели. Те исторические эпохи, развитие которых было связано с распространением этого мировоззрения, никогда не исчезнут из памяти человечества";.

  • Под силу ли эта функция для философии? Разделяете ли вы позицию автора?

  1. Ряд философов высказывает мысль о том, что ";... когда философия не овладевает общественным сознанием, не превращается в форму реально-практической, творческой деятельности людей, когда она не опредмечивается в конкретном труде и результатах этого труда, то такая философия может быть чем угодно. Может быть удовольствием, интересным провождением времени. Но она не может быть тем, чем она должна быть";.

  • Чем же должна быть философия и какую роль призвана выполнять в обществе?

  1. ";Существуют только два начала, которые могут управлять человеческим родом – добро и зло... Начало добра вытекает исключительно из фактов, которые известны, как постоянные. Начало зла имеет свой источник исключительной фантазии, не проверенные опытом, спорные всем известным фактам и постоянно изменяемые. Начало добра ведет прямо к истине, единению и счастью. Начало зла ведет к обману, бедствию, враждебности";.

  • Проведите анализ размышлений автора. Известно, что многие философские положения не проверены опытом. Означает ли это, что все они являются источником зла?

  1. ";Афиняне разозлились на Сократа за то, что он находил их недостатки, призывал к справедливости, обращался к их совести. На него подали в суд, обвинивши его в том, что он совращает молодежь и не признает Бога. И суд приговорил Сократа к смерти. В конце концов, если Сократ откажется от своих убеждений, перестанет будить у людей совесть и искать в их душах правду, и будет молчать, тогда его оставят в живых. Но Сократ не соглашается: без этого жизнь для него – не жизнь. И Сократ должен умереть. Его друзья и ученики в замешательстве, они предлагают ему организовать побег. Но мудрец отказывается от этой возможности остаться в живых. Убежать – это значит отказаться от того, чему он учил всю жизнь, вести себя боязливо, криводушно, несправедливо – это значит предать самого себя.

Сократ спокойно выпивает чашу с отравленным соком и умирает";.

  • Почему можно считать моральную позицию Сократа соответствующей его философскому учению?

  1. Говорят, что ";нельзя ставить человеку в вину его философское мировоззрение. Оно отличается многими факторами, главными из которых являются индивидуальные особенности человека, его воспитание, его место в обществе и т.п. Все это часто не зависит от человека, как не зависит от него рост или цвет волос. И как бессмысленно наказывать человека за то, что он брюнет, скажем, а не блондин, также бессмысленно обвинять его в том, что он идеалист, а не материалист, позитивист, а не экзистенциалист, христианин, а не мусульманин. Это кажется совсем тривиальным, но как часто свое неприятие каких-то идей и взглядов мы переносим на сторонников этих взглядов!";

  • Дайте оценку позиции автора. Заслуживает ли философ морального осуждения или оправдания за свои философские взгляды? Приведите примеры.

  1. Гегель отмечал, что идеальным является такое объединение политики и философии, при котором в политике находят свое выявление философские принципы ума.

  • О каких принципах идет разговор?

  1. Какой из вариантов ответов вам кажется более приемлемым?

  1. между философскими взглядами и политической позицией личности нет очевидной связи;

  1. существуют их прямо однозначные соотношения;

  1. философские и политические взгляды чаще всего совпадают, но не всегда.

  • Обоснуйте свою позицию, приведите примеры.

  1. ";Гете, немецкий писатель и философ ...полагал, что ";каждому возрасту человека соответствует определенная философия... Ребенок является реалистом: он также убежден в существовании груш и яблок, как и в своем собственном. Юноша, обуреваемый внутренними страстями, должен следить за собою, забегая со своими чувствами вперед, он превращается в идеалиста";.

  • Согласны ли вы с ним? Последуйте за его мыслью.

  1. ";...Мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает (и советует, и учит) тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни. Мудрость позволяет избегать грубых ошибок в суждениях и действиях";.

  • О какой функции философии идет речь в отрывке?

  • Что вы понимаете под мудростью?

  • Достаточно ли быть мудрым, чтобы быть философом.

ГЛАВА II

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Гражданское образование и Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    ... Кущенко И.А., Петкевич С.М. Ваши права. Программно-методическийкомплекс. Пермь, 2003. 7. Права человека ... рефлексии. Курс лекций по философии педагогики – СПб.: «ДЕТСТВО ... Казань, 1994. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1918. Дьюи Д. Школа ...
  2. Права человека Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    ... Кущенко И.А., Петкевич С.М. Ваши права. Программно-методическийкомплекс. Пермь, 2003. 7. Права человека ... рефлексии. Курс лекций по философии педагогики – СПб.: «ДЕТСТВО ... Казань, 1994. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. М., 1918. Дьюи Д. Школа ...
  3. Программно-методическое обеспечение муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г красный кут 2009-2010 уч год

    Учебно-методическое обеспечение
    ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ... Предмет К Л А С С программа Учебно-методическийкомплекс Особенности программы Вид (базовая или ... Содержание программы предусматривает изучение вопроса философии, этики, морали, психологии, ...
  4. Программно-методическое пособие элективного курса для учащихся 9 классов (предпрофильная подготовка) Лингвопоэтический анализ стихотворного текста Шарко Петр Петрович

    Методическое пособие
    ... ВЕТЛУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Программно-методическое пособие элективного курса для ... 20 годы 19 века немецкий философ Г. Гегель, систематизируя идеи, ... которые па­дает ударение, либо комплексов со­гласных, смежных с одинаковыми ...
  5. Маслов учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    ... д. филос. н., проф. Учебно-методическийкомплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями ... подготовить презентации с использованием программной оболочки Power Point: ... культуры // Вопросы философии. 1982. № 3. Казин А. Л. Философия искусства в ...

Другие похожие документы..