Главная > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского
Национальный исследовательский университет
Магистерская программа
по Новой и Новейшей истории
Рекомендовано методической комиссией
исторического факультета для студентов ННГУ,
обучающихся по направлению подготовки 030600
«История»
Нижний Новгород
2011
УДК
ББК
Магистерская программа по Новой и Новейшей истории. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011. – 63 с.
Составители: Белов М.В., Григорьева С.В.
Рецензент: к.и.н., доцент А.В. Хазина
Ответственный за выпуск:
председатель методической комиссии
исторического факультета ННГУ,
к.и.н., доцент О.Ю. Макаров
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика подготовки магистрантов
по Новой и Новейшей истории……………………………………………..............4
Требования к результатам освоения основных
образовательных программ магистратуры…………………………………………5
Правила приема в магистратуру исторического факультета……………………..8
Программа вступительных испытаний в магистратуру
по «Новой истории стран Запада (1640-1918 гг.)»………………………………...9
Программа вступительных испытаний в магистратуру
по «Новейшей истории стран Европы и Северной Америки……………………20
Краткие аннотации курсов. Общенаучный цикл.
Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины……………………..39
Профессиональный цикл…………………………………………………………..47
Специальные дисциплины по выбору студента.
Новая и Новейшая история………………………………………………………..55
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ
ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
Магистерская программа «Новая и новейшая история стран Западной Европы и Северной Америки» действует на историческом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского со второй половины 1990-х гг. Главная цель программы — подготовить специалистов в области новистики: в российской традиции этот период начинается с середины XVII столетия и продолжается вплоть до наших дней, XX век — эпоха мировых войн — традиционно выделяется как область Новейшей истории. История международных отношений является одним из приоритетных направлений в исследовательской работе сотрудников кафедры истории зарубежных стран, реализующих данную магистерскую программу, и в подготовке студентов-магистрантов, обучающихся по ней. Другими приоритетными направлениями являются история общественной и политической мысли (интеллектуальная история), исследования наций и национализма, межэтнических и межцивилизационных отношений.
Программа обучения магистрантов направлена на овладение навыками исследователя и аналитика на уровне требований современной науки и практики. Особое внимание уделено формированию коммуникативных и организаторских компетенций, которые должны способствовать адаптации выпускников к деятельности в сфере образования, управления и культуры. Поэтому в процессе обучения сделан сильный акцент на интерактивные формы, групповую и индивидуальную работу студентов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению «История» выпускник магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью порождать новые идей (креативность) (ОК-2);
способностью к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК-4);
способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5);
готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК- 6);
Выпускник магистратуры должен приобрести в ходе обучения следующие профессиональные компетенции (ПК):
общепрофессиональными:
способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания (ПК-2);
способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ПК-3);
способностью использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК-4);
способностью применять современные методы и методики исследования (ПК-5);
способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-6);
способностью к инновационной деятельности; умением ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);
способностью к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);
способностью анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ПК-9);
способностью к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения (с учётом потребностей соответствующей области знаний) (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ПК-11);
способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12);
знанием современные методологические принципы и методические приемы исторического исследования (ПК-13);
способностью использовать в исторических исследованиях тематические ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);
способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);
в педагогической деятельности:
имением навыков практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (ПК-16);
умением анализировать и объяснять политические социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-17);
способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умением использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-19);
умением организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-20);
способностью к подготовке аналитической информации (с учётом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-21);
способностью к использованию без данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-22);
в культурно-просветительской деятельности:
способностью к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи) (ПК-23)
в экспертно-аналитической деятельности:
способность к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитиче6сикх центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений организаций, средств массовой информации, учреждений историко-культурного туризма (ПК-24)
ПРАВИЛА ПРИЕМА В МАГИСТРАТУРУ
ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ННГУ
им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
В магистратуру принимаются лица, имеющие высшее образование (диплом бакалавра или специалиста). Лица, предъявившие диплом магистра, могут быть зачислены только на договорной основе.
При подаче заявления в магистратуру поступающий должен представить документы, удостоверяющие его личность и гражданство, а также оригинал или заверенную ксерокопию документа государственного образца в высшем профессиональном образовании.
Прием осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных экзаменов. Контрольные цифры приема в магистратуру ННГУ граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, устанавливается ежегодно федеральными органами исполнительной власти. План приема на внебюджетные места устанавливается ННГУ.
Организация приема документов, проведения экзаменов и зачисления граждан в магистратуру осуществляется приемной комиссией ННГУ.
Вступительные испытания в магистратуру проводят экзаменационные комиссии, назначаемые приказом ректора. Лица, поступающие в магистратуру и имеющие высшее профессиональное образование с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» по направлению, совпадающему с избранным направлением магистерской подготовки, могут подать в экзаменационную комиссию заявление с просьбой засчитать результат соответствующего государственного экзамена бакалавриата в качестве результата вступительного испытания.
Зачисление проводится после завершения всех вступительных испытаний на основании результатов конкурса по количеству набранных баллов.
При равенстве конкурсных баллов преимущественным правом пользуются лица, имеющие:
право на преимущественное зачисление в вузы в соответствие с действующим законодательством;
диплом о высшем профессиональном образовании, выданный ННГУ;
опубликованные научные работы по избранному направлению подготовки;
более высокий средний балл в документе о высшем образовании.
Форма обучения в магистратуре – очная. Срок обучения – два года
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
В МАГИСТРАТУРУ ПО
«НОВОЙ ИСТОРИИ СТРАН ЗАПАДА
(1640-1918 гг.)»
Составитель – к.и.н., ст. преподаватель Михайлова Е.Е.
1. ПРЕДМЕТ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ НОВОЙ ИСТОРИИ. Термин «новая история», его происхождение и трансформация трактовки. «Современная история». Проблемы внешней и внутренней периодизации новой истории. Понятие «обратимости» исторического развития. «Необратимый» этап в развитии капитализма. Основное содержание эпохи 1640-1870 гг.
Генезис капитализма в марксистской историографии. Характерные особенности капиталистического способа производства. Рынок, рабочая сила, капитал и капитализм. Эволюция простого товарного производства. Роль ростовщического и купеческого капитала. Первоначальное накопление капитала, его формы и значение. Этапы капиталистического развития.
Немарксистские теории происхождения современного общества. М. Вебер о протестантской этике и «духе» капитализма. Происхождение «современного капитализма» в трактовке В. Зомбарта. Теории модернизации. «Стадии роста» по У. Ростоу.
2. АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СЕРЕДИНЫ XVII в. Понятие, задачи и особенности раннебуржуазных революций.
Англия накануне революции. Развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства. Категории поземельных отношений. «Рыцарское держание». Трансформация социальной структуры. Англиканская церковь и пуританизм, его течения. Особенности английского абсолютизма. Формирование парламентской оппозиции. Беспарламентное правление Карла I.
Начало деятельности Долгого парламента. Шотландское восстание и война с Шотландией. Короткий парламент. Складывание революционной ситуации. Созыв Долгого парламента, его состав и первые успехи. «Великая ремонстрация» - программный документ мирного этапа революции. Ирландское восстание. Конфликт парламента и короля. «Девятнадцать предложений».
Гражданская война в Англии. Периодизация, социальное измерение и география гражданской войны. Причины первоначальных неудач парламентского лагеря. «Билль о самоотречении» и создание армии «новой модели». Внутренняя политика пресвитериан. Ликвидация «рыцарского держания».
Конфликт армии и парламента. Обострение общественных противоречии после первой гражданской войны. Позиция пресвитериан, индепендентов и движение левеллеров. О. Кромвель. Д. Лильберн. «Главы предложений» и «Народное соглашение». Вторая гражданская война. Прайдова чистка парламента и казнь короля.
Индепендентская республика и Протекторат Кромвеля. Внутренняя политика индепендентов. «Истинные левеллеры». Д. Уинстенли. Ирландский и шотландский походы Кромвеля. «Навигационный акт» и войны Английской республики. Радикальное сектанство. Кризис Республики. Разгон «охвостья». «Малый парламент» и переход к Протекторату. «Орудие управления». Внутренняя и внешняя политика Кромвеля.
Англия накануне Реставрации Стюартов. Вторая республика. Падение Протектората и восстановление «охвостья» Долгого парламента. «Комитет безопасности». Движение за восстановление парламентского правления и приход к власти пресвитериан. Бредская декларация.
3. РЕСТАВРАЦИЯ СТЮАРТОВ И «СЛАВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» 1688-1689 гг. Режим Реставрации. Складывание двух парламентских партий. Социальная база и политическая идеология ранних вигов и тори.
Внутренние и внешние факторы государственного переворота 1688 г. «Декларация» и «Билль о правах». «Акт о терпимости». Английская парламентарная монархия как разновидность «раннего» типа буржуазной государственности
4. АНГЛИЙСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ. Культ Разума и «здравый смысл». «Естественный человек». Политико-правовые установки. Т. Гоббс и Д. Локк.
Эпоха и особенности английского Просвещения. Подъем мануфактурного капитализма в конце XVII - первой половине XVIII в. Дальнейшее развитие английской «конституции»: «Акт об устроении» и «Акт об унии». Борьба парламентских партий. Внешняя политика и колониальная экспансия.
5. НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В АНГЛИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС 60-80-х гг. XVIII в. Предпосылки ранней промышленной революции. Техническая сторона и социальные последствия. Луддизм, стачки и тред-юнионы. Начало кризиса английской политической системы. Социальная природа движения радикалов. Влияние войны за независимость в североамериканских колониях. Положение Ирландии. «Молодые тори». У. Питт - младший. Разрешение кризиса.
6. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ И ОБРАЗОВАНИЕ США. Социально-экономические особенности и административное устройство английских колоний в Северной Америке. Американское Просвещение. Обострение противоречий между колониями и метрополией в 60-70-е годы XVIII в.
Начало войны за независимость. «Декларация независимости». Т. Джефферсон. Д. Вашингтон. Т. Пейн. Ход военных действий. Международное положение США. Версальский мир. Итоги, особенности и значение американской революции.
Послевоенный кризис в США. Восстание Д. Шейса. «Статьи конфедерации»и причины принятия конституции США. Отцы-основатели. Основные принципы конституционного строя и институты государственной власти. Борьба за ратификацию Конституции: федералисты и антифедералисты. Билль о правах.
7. СТАРЫЙ ПОРЯДОК ВО Франции. Сеньориальный и сословный строй. «Генеральные фермеры». Повинности и налоги. «Феодальная реакция» и обострение социальных конфликтов накануне революции. Особенности французской мануфактуры. Торговля. Буржуазия и санкюлоты.
Французский абсолютизм во второй половине XVIII в. Военные неудачи и рост государственного долга. Попытки реформ и рост аристократической оппозиции. «Возмущение дворянства».
Французское Просвещение. Характерные черты. Ш. Монтескье, Ф.М. Вольтер, Д. Дидро и «Энциклопедия». Ж.-Ж. Руссо. Просвещение и революция.
8. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КОНЦА XVIII в. Выборы и начало работы Генеральных штатов. Национальное Учредительное собрание. Восстание в Париже и взятие Бастилии. Решения «ночи чудес». «Декларация прав человека и гражданина». Поход на Версаль и его значение.
Законодательство Учредительного собрания. Политическая и административное устройство. Аграрное, налоговое и торгово-промышленное законодательство. Реформа церкви. Закон Ле Шапелье. Социальная направленность преобразований. Вареннский кризис и его политические последствия. Политические группировки и их программы.
Деятельность Законодательного собрания. Угроза иностранного вторжения. Свержение французской монархии и падение фельянов. Аграрное законодательство жирондистов.
Национальный Конвент. Жирондисты и монтаньяры. М. Робеспьер. Теоретическое обоснование конституционного и революционного направлений. Ж. Дантон. Провозглашение Республики. «Бешеные». Казнь короля и образование первой антифранцузской коалиции. Вандейский мятеж. Восстание в Париже и падение жирондистов.
Якобинский блок и якобинская диктатура. Новое аграрное законодательство. Конституция 1793г. Движение 4-5 сентября. Всеобщий максимум. Террор. Дехристианизация. Культ разума. Успехи на внутренних и внешних фронтах. Обострение борьбы внутри якобинского блока.
Термидорианская реакция. Конституция 1795г. Заговор Бабефа. Директория. «Политика качелей». Переворот 18 брюмера VIII г. Республики.
9. КОНСУЛАТ И ПЕРВАЯ ИМПЕРИЯ ВО ФРАНЦИИ. Временный консулат. Административная, судебная и цензурная реформы. Расправа с политической оппозицией. «Умиротворение» французской нации. Провозглашение империи и восстановление внешних форм старого порядка. Кодексы Наполеона. Социально-экономическое развитие Франции. Сущность Бонапартизма.
Характер и цели «наполеоновских войн». Ход военных действий. Континентальная блокада. Реставрация Бурбонов и «сто дней» Наполеона.
Итоги и значение Великой Французской революции, Консулата и Первой империи.
10. ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС И «ВЕНСКАЯ СИСТЕМА». Венский конгресс. Новое соотношение сил. Французский вопрос. Территориальное переустройство в Европе. Противоречия между державами-победительницами. «Священный союз монархов и народов». Происхождение и сущность «доктрины Монро».
11. О БЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ СТРАН ЗАПАДА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ - СЕРЕДИНЕ XIX в. География, темпы и последовательность промышленного переворота. Ускорение темпов роста промышленности и торговли. Урбанизация и проблемы городов. Изменения в социальных структурах. Положение рабочего класса и начало рабочего движения.
Революционные и национально-освободительные движения. Революции 1820-30-х гг.
12. У ТОПИЧЕСКИЕ И РАДИКАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ XVI века – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАРКСИЗМА. Т. Мор. Европа промышленного переворота: исторические условия развития социалистической теории. Критико-утопический социализм, черты преемственности и новизна по сравнению с утопиями прошлого. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Теоретическое наследие Г. Бабёфа. «Рабочий коммунизм». В. Вейтлинг, О. Бланки. Мелкобуржуазный социализм. Л. Блан, П.Ж. Прудон. «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса – программный документ марксизма.
13. АНГЛИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ – СЕРЕДИНЕ XIX В. Успехи промышленного переворота и политическое преобладание земельной аристократии. Предпосылки и начало чартистского движения. Народная хартия. Причины поражения чартизма, его историческое значение.
14. РЕВОЛЮЦИИ 1848-1849 гг. В ЕВРОПЕ. Общеевропейский революционный кризис. Характер и особенности революции в странах Европы.
Кризис Июльской монархии и складывание революционной ситуации во Франции. Февральская революция. Провозглашение республики. Политика Луи Блана. Июньское восстание в Париже. Конституция 1848 г. Президентские выборы. Луи Бонапарт. Переворот 2 декабря 1851 г. Установление режима Второй империи.
Специфика задач революции в Германии. Начало революционных событий. Прусское Учредительное собрание. Государственный переворот в Пруссии. Деятельность «Союза коммунистов». Императорская конституция 1849 г. Разгон Франкфуртского парламента. Причины и значение поражения революции в Германии.
15. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ. Экономическая и политическая раздробленность в Италии и Германии. Общие черты и особенности исторического развития двух стран.
Истоки итальянского Рисорджименто. Италия после Венского конгресса. Эпоха карбонариев. Революция 1848-1849 гг. в Италии: итоги и значение. Франко-итало-австрийская война и ее последствия. Поход «Тысячи» Д. Гарибальди. Образование Итальянского королевства.
Германские государства до и после Венского конгресса. Экономическое и политическое развитие Пруссии. О. Фон Бисмарк. Объединение Германии «железом и кровью». Создание Северогерманского союза.
16. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И РЕКОНСТРУКЦИЯ ЮГА США. Основные черты социально-экономического и политического развития США в конце XVIII – первой половине XIX в. Рост территории и населения. Фермерский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Особенности промышленного переворота. Плантационное рабство как хозяйственный уклад. Сущность конфликта Север-Юг. Гражданская война в Канзасе. Аболиционизм.
Начало Гражданской войны. Соотношение сил. Причины первоначальных неудач северян. Радикальные республиканцы, давление народных масс. Акт о гомстедах. Прокламация об отмене рабства. Международное положение США. Итоги и значение второй американской революции.
17. НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ I ИНТЕРНАЦИОНАЛА. Социально - экономические, политико-правовые и идейные условия развития рабочего движения в средине XIX века. Основание Международного Товарищества Рабочих. Первые программные документы МТР. Борьба течений и конгрессы Интернационала.
18. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. Завершение промышленного переворота. Две стороны промышленного переворота. Изменение в технике, новая форма организации производства, его концентрация и централизация. Переход к «империализму», его основные признаки. Формирование колониальной системы империализма (КСИ). «Эпоха мировых войн». Формирование основных классов индустриального общества. Характер противоречий и борьба между ними. «Эпоха пролетарских революций».
Историческое место ГМК. Основные этапы развития капиталистического способа развития производства. Истоки и этапы развития ГМК. Основные формы ГМК. Роль ГМК в становлении индустриального и постиндустриального общества. Понятие «общего кризиса капитализма» (ОКК). ГМК и ОКК. Основные концепции трансформации капитализма. Пересмотр Ф. Энгельсом некоторых положений марксизма в конце XIX века. Теория ультраимпериализма К. Кауцкого. Постиндустриальное общество, Д. Белл, Р. Арон. Теория конвергенции, Дж. К. Гэлбрейт. Стадии экономического роста, У. Ростоу.
Похожие документы:
Им Магистерская программа по Новой и Новейшей истории Рекомендовано методической комиссией обучающихся по направлению подготовки 030600 «История» Нижний Новгород 2011
Программа... МагистерскаяпрограммапоНовой и НовейшейисторииРекомендованометодическойкомиссией исторического факультета для студентов ННГУ, обучающихсяпонаправлениюподготовки030600 «История»НижнийНовгород2011 УДК ББК МагистерскаяпрограммапоНовой ...Учебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации научно-исследовательской работы» направление подготовки 030600 – история
Учебно-методический комплекс... подготовки дипломированного специалиста (магистра) по циклу «профессиональных дисциплин» по специальности/направлению 020700 «История», магистерскиепрограммы ... нач. При цифрах НижнийНовгород Н. Новгород В выходных данных новая серия н. с. номер ...Магистерская программа по истории древнего мира и средних веков
Программа... ННГУ, обучающихсяпонаправлениюподготовки030600 «История»НижнийНовгород2011 УДК 63.3(4) ББК 94(075.8я73) М 13 М 13 Магистерскаяпрограммапоистории Древнего ...Магистерская программа по истории древнего мира и средних веков (1)
Программа... ННГУ, обучающихсяпонаправлениюподготовки030600 «История»НижнийНовгород2011 УДК 63.3(4) ББК 94(075.8я73) М 13 М 13 Магистерскаяпрограммапоистории Древнего ...Магистерская программа по истории древнего мира и средних веков (2)
Программа... ННГУ, обучающихсяпонаправлениюподготовки030600 «История»НижнийНовгород2011 УДК 63.3(4) ББК 94(075.8я73) М 13 М 13 Магистерскаяпрограммапоистории Древнего ...