Главная > Документ


Институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Курганской области

Научно-методическое

сопровождение

инновационной

деятельности субъектов

образовательного процесса

Материалы областной

научно-практической конференции

20 января 2010 года

Курган
2010

УДК 37.0

ББК 74.24

Н 34

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности субъектов образовательного процесса: материалы областной научно-практической конференции. 20 января 2010 года / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2010. – 128 с.

Редакционная коллегия:

Дружинин В.И.,

ректор ИПКиПРО Курганской области, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры научных основ управления образованием, заслуженный учитель РФ

Криволапова Н.А.,

проректор по науке и развитию образования ИПКиПРО, доктор педагогических наук, профессор

Лапханова Н.С.,

ведущий научный сотрудник ЦРО

ИПКиПРО, кандидат педагогических наук, доцент

Булакова Н.А.,

руководитель центра инновационных педагогических технологий ИПКиПРО

Макет:

Сергеева Е.А.,

заведующая кабинетом корректорской деятельности ИПКиПРО

Авторы опубликованных материалов несут ответственность за точность приведенных цитат, собственных имен, прочих сведений и соответствие ссылок оригиналу. Позиции оргкомитета конференции и авторов материалов не всегда совпадают.

© Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, 2009

Региональная инновационная инфраструктура

в системе образования Курганской области

Криволапова Н.А., проректор по науке

и развитию образования ИПКиПРО Курганской области, д.п.н.

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность существенного обновления содержания образования, достижения его нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.

Для эффективного управления процессом внедрения инноваций в образовательную практику определены основные направления изменений:

  • обеспечение нового качества задач системы повышения квалификации;

  • создание в институте инфраструктур, обеспечивающих научно-методическое сопровождение внедрения инноваций, инновационных педагогических технологий;

  • создание сетевой модели внедрения инноваций, опираясь на опыт инновационного развития ОУ;

  • создание системы, обеспечивающей обобщение, распространение позитивного инновационного опыта;

  • создание системы мониторинга инновационных процессов на различных уровнях региональной системы образования;

  • вовлечение в инновационную деятельность всех участников социокультурного пространства ОУ.

Основой осуществляемой инновационной деятельности в региональной системе образования является нормативно-правовое обеспечение: целевые программы научно-методического сопровождения приоритетных направлений развития региональной системы образования; положения «Об областной инновационной площадке», об областном экспериментальном совете по инновационной деятельности, об инновационном экспертном совете.

В образовательных учреждениях Курганской области инновационная деятельность осуществляется по следующим направлениям: экспериментальная, проектная, научно-исследовательская. Экспериментальная и проектная деятельность осуществляется на инновационных площадках разных типов, научно-исследовательская осуществляется педагогами-исследователями, научно-исследовательскими коллективами, творческими группами.

В современных условиях ведущими направлениями деятельности Института повышения квалификации по внедрению инноваций в педагогическую практику, созданию и реализации сетевой модели являются следующие.

1. Определение направлений в соответствии с целевой программой «Развитие образования и реализации государственной молодежной политики в Курганской области 2008-2010 годах», по которым осуществляется развитие инновационной деятельности в региональной системе образования.

2. Создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрения инноваций в региональной системе обучения, включающей центр инновационных педагогических технологий, центр развития образования, кафедры, участие в реализации проектов социального технопарка.

3. Создание системы научно-методического сопровождения: научного руководства инновационными площадками; научно-методического кураторства, то есть закрепления за каждым инновационным направлением в региональной системе образования специалиста ИПК и Главного управления образования, осуществляющего руководство процессом внедрения и распространения инновационного опыта в практику деятельности ОУ и отдельных педагогов.

Таблица 2

Направления инновационного развития

п\п

Направление

Научно-методический куратор

1.

Школа – территория здоровья

Абрамов Э.Н., зав кабинетом физкультуры, доцент кафедры ЕМО, к.б.н., доцент

Булатова Т.Е., доцент кафедры психологии, к.б.н.

2.

Школа трудового воспитания

Ионина Н.Г., зав. кафедрой ЕМО, к.б.н., доцент

3.

Школа успеха

Войткевич Н.Н., руководитель ЦИПТ, к.п.н.

4.

Школа- центр социума

Чумакова Н.А., доцент кафедры НОУО, к.и.н.

5.

Духовно-нравственное воспитание

Могутова Н.Н.., методист кабинета по духовно-нравственному воспитанию

Бабушкина О.Ю., доцент кафедры ГО, к.и.н.

6.

Использование ИКТ в образовательном процессе

Квашнин Е.Г., доцент кафедры ЕМО

Каширин Д.А. научный сотрудник ЦРО

7.

Школа физического воспитания

Абрамов Э.Н., зав. кабинетом физкультуры, доцент кафедры ЕМО, к.б.н., доцент

4. Создание сетевой модели внедрения инноваций в образовательную практику: выделение образовательных учреждений, являющихся центрами инновационной деятельности (стажерскими площадками) по каждому направлению и объединение вокруг каждого из них образовательных учреждений, активно внедряющих данную инновацию в образовательный процесс, и образовательных учреждений, проявивших интерес и ориентированных на внедрение данной инновации в практическую деятельность. Так, например, по направлению «Школа успеха» сеть включает в себя следующие образовательные учреждения:

4 Школа успеха

Войткевич

Наталья

Николаевна

1. Гимназия №47 г. Кургана

1.Белозерская СОШ

2.Лесниковский лицей Кетовского р-на

3.СОШ №36 г. Кургана

1. Курганский областной лицей-интернат для одаренных детей

2. Гимназия №9 г. Шадринска

1.СОШ №4 г. Шадринска

2.Катайская СОШ №1

3.СОШ № 2

г. Шадринска

1.Краснооктябрьская СОШ Каргапольского р-на

3. СОШ № 4 г.Шумихи

1.Пивкинская СОШ Щучанского р-на

2.Казенская СОШ Альменевского р-на

1.Куртамышская СОШ №2

2.Боровичинская СОШ Сафакульевского р-на

На базе стажерских площадок проводится серия презентационных и обучающих семинаров, курсы инновационного проектирования по изучению и освоению инновационного опыта работы данного образовательного учреждения, обмен позитивным опытом работы участников внедрения.

В педагогической инноватике существуют различные подходы в технологии нововведений, которые находят своё проявление и в системе инновационной деятельности Курганской области. Под технологией педагогических ново­введений понимается набор методов, средств и последовательных мероприятий, обеспечивающих инновационную деятель­ность (А.В. Хуторской).

Выделяют следующие технологии нововведений:

1) внедрение – технология нововведений, при которой процесс нововведения осуществ­ляется самим разработчиком, образовательными учреждениями, учи­телями-новаторами, инициирующим данную инновационную инициативу. Используется для нововведений, не требующих всего комплекса инно­вационных услуг, и чаще всего встречается в образовательной практике;

2) инжиниринг – комплексная техноло­гия нововведений, наиболее полно охваты­вающая все этапы инновационного цикла – от маркетинга, предпроектного обследова­ния, бизнес-планирования, разработки докомплексной поставки оборудования, кад­рового сопровождения и последующего сер­висного обслуживания. Данная технология, на наш взгляд, эффективна в программах, требующих комплексного оснащения школ, в частности, современным мультимедийным оборудованием;

3) консалтинг – технология нововведений, обеспечивающая этап выбора стратегии планирования инновационной деятельности. Выполняется организациями, специализи­рующимися в области экспертизы и консуль­таций; к сожалению, в области образования таких организаций практически нет;

4) обучение – технология нововведений, обеспечивающая этап подготовки кадрового сопровождения нововведения, такой подход реализуется через курсы инновационного проектирования, деятельность стажерских площадок;

5) передача технологии – технология нововведений, обеспечивающая реализацию инновационного проекта за счет передачи освоенной технологии в иную предметную сфе­ру или на другие территории.

Такой способ внедрения инноваций, как передача технологий может быть реализован через создание авторских школ.

Практика инновационного развития позволила определить алгоритм распространения инновационного опыта, который включает следующие этапы:

    1. определение инновационных направлений в региональной системе образования;

    2. закрепление за инновационными направлениями научно-методических кураторов и специалистов управления;

    3. разработка модели инновационного направления;

    4. определение участников сетевого взаимодействия из числа носителей ценного опыта;

    5. реализация сетевой модели внедрения инноваций, презентация ценного опыта;

    6. формирование перечня образовательных учреждений, приступающих к освоению ценного опыта.

5. Организация мониторинга эффективности внедрения инноваций в практику образовательных учреждений, педагогическую деятельность учителей.

6. Формирование действенных банков инноваций на различных уровнях региональной системы (ОУ, МСО, РСО), то есть на основе решения научно-методического совета (НМС) образовательного учреждения, экспертного совета муниципального и регионального уровня (РЭС, ОЭСИД, ФЭС) о присвоении статуса инновационной площадки соответствующего уровня. Определяется форма обобщения и представления инновационного опыта: паспорт инновационной программы или проекта (площадки); карта инновационной деятельности педагога; творческий отчет о результатах инновационной деятельности; персональная страница на сайте института, управления образования; другие формы.

7. Организация мониторинга эффективности внедрения инноваций в практику образовательных учреждений, педагогическую деятельность учителей. В качестве результатов инновационной деятельности можно выделить:

- результаты образовательной деятельности (обучения, воспитания, развития, управления)‏;

- научно-методические результаты: нормативные документы; УМК; методические рекомендации, учебные и учебно-методические пособия, дидактические материалы; учебная программа, компьютерная программа, позитивный опыт и др.;

- общественная презентация результатов инновационной деятельности(семинары, научно-практические конференции, педагогические чтения, публикации, конкурсы, и др.);

- рекомендуемый масштаб, уровень внедрения инновации в образовательную практику.

8. Изменение принципов повышения квалификации, позволяющее обеспечить эффективность подготовки педагогических работников к внедрению инноваций в педагогическую практику:

  • создание инновационной образовательной среды, то есть включение педагога в инновационную деятельность по приоритетным направлениям развития образования в соответствии с основными задачами модернизации образования;

  • личностно-ориентированная направленность обучения с выходом на конкретный практический результат обучения: разработка программы, проекта;

  • изменение профессиональной среды, то есть обучение педагогических команд из образовательных учреждений, что обеспечивает процесс профессионального саморазвития, так как создаются условия для того, чтобы специалист мог использовать новые знания и умения в кругу единомышленников;

  • соответствие содержания повышения квалификации образовательным потребностям ОУ;

  • контекстность обучения, когда обучение, с одной стороны, преследует конкретные жизненно важные для обучающегося цели, а с другой – строится с учетом его профессиональной деятельности, а также пространственных, профессиональных и прочих факторов (условий);

  • преемственность между курсовым обучением и самообразовательной деятельностью педагогов;

  • научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогической команды ОУ в послекурсовой период;

  • проектная деятельность педагогов, так как именно педагогическое проектирование содействует тому, что слушатели курсов становятся субъектами, а не объектами учебной деятельности.

9. Изменение структуры, содержания повышения квалификации педагогических работников, обеспечивающих освоение и внедрение инновации (инновационных технологий) в практическую деятельность, научное руководство практическимэтапом апробации, то есть создание системыкурсов инновационного проектирования. С целью подготовки учителя к инновационной деятельности используются различные формы повышения квалификации педагогов, реализуемые в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области:

  • проблемные курсы повышения квалификации, которые можно, с нашей точки зрения, рассматривать как инициирующую стадию профессионального и личностного роста педагога. Произойдет ли процесс дальнейшего профессионального развития, зависит от того, реализует ли учитель в дальнейшей профессиональной деятельности инновационные идеи;

  • курсы, проводимые в форме педагогических мастерских. Целью данных курсов является формирование у педагогов умения организовывать исследовательскую деятельность, обеспечение приоритета творческого саморазвития учителя над традиционной передачей ему знаний, умений и навыков;

  • курсы инновационного проектирования являются альтернативой традиционным курсам и ориентированны на освоение инновации и внедрение ее в образовательный процесс. Педагог воспринимает себя одновременно и как теоретика, привносящего новые идеи в процесс планирования учебного процесса, и как практика, организующего и внедряющего инновационную проблему на основе отработанных педагогических умений и навыков. Система организации курсов инновационного проектирования наряду с традиционно существующими структурами повышения квалификации включает новые специфические формы развития профессионализма учителей;

  • индивидуальная стажировка педагогов, которая осуществляется на основе индивидуальной образовательной программы по определенной проблеме, в основе которой положен принцип профессионального саморазвития личности, направленный на познание и изменение учителем самого себя. При таком обучении происходит осмысление педагогом своих практических ценностей, переоценка накопленного опыта.

Таким образом, анализ состояния инновационной деятельности в региональной системе образования позволяет выявить следующие тенденции:

  • создана инфраструктура, обеспечивающая научно-методическое сопровождение инновационной деятельности на областном уровне;

  • приведена в соответствие с федеральными требованиями нормативно-правовая база;

  • расширился спектр направлений, по которым ведется инновационная деятельность;

  • осуществляется развитие типов и видов инновационных площадок: создание авторских школ, научно-методических лабораторий;

  • разработаны критерии оценки и технология отбора ОУ, претендующих на статус инновационных площадок разного уровня;

  • расширяется спектр технологий внедрения инноваций в образовательную практику;

  • п
    овышается уровень готовности педагогов к инновационной деятельности;

  • увеличивается доля ОУ, имеющих статус пилотных и стажерских площадок педагогическую практику;

  • увеличивается доля ОУ, осуществляющих инновационную деятельность на основе проектов;

  • увеличилась количество учреждений профессионального образования, участвующих в инновационной деятельности.

В качестве перспективных направлений развития инновационных процессов в областной системе образования можно выделить:

  • обеспечение повышения уровня готовности к инновационной деятельности руководителей ОУ;

  • разработку Инновационного портала для обмена позитивным педагогическим опытом как ОУ, так педагогов и специалистов;

  • развитие направлений инновационной деятельности в рамках президентской национальной инициативы «Наша новая школа»;

  • инициирование деятельности ДОУ, УДОД к участию в инновационной деятельности;

  • внедрение системы мониторинга инновационной деятельности на различных уровнях образования.

I. Научно-методическое сопровождение



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Переподготовка работников образования

    Документ
    Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовкаработниковобразования. Кафедра естествознания Авторская работа Тема: “ ... в сторону реакции, ведущей к уменьшению объема (т.е. к образованию меньшего числа молекул). V1 A + Б  В ; ...
  2. И переподготовки работников образования (4)

    Программа курса
    ... институт повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования Кафедра гуманитарного образования УТВЕРЖДАЮ Проректор по ... повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования Кафедра ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДАЮ Проректор по ...
  3. И переподготовки работников образования»

    Методические рекомендации
    ... «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования» Центр научно-методической поддержки федеральных ... НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования», 2008 © МОУ СОШ №148 ...
  4. И переподготовки работников образования (1)

    Решение
    ... института повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования. Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования, 2010 Ю.Н. Кудрявцев, 2010 ...
  5. И переподготовки работников образования (3)

    Решение
    ... института повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования. Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовкиработниковобразования, 2010 Ю.Н. Кудрявцев, 2010 ...

Другие похожие документы..