Главная > Анализ


Анализ операций Министерства финансов Российской Федерации на рынке государственных ценных бумаг (рынке ГКО/ОФЗ)

в 2002 году

(Аналитическая записка)

1. Основные факторы, определившие в 2002 году политику Правительства Российской Федерациив области эмиссии государственных облигаций

В 2002 году Правительство Российской Федерации в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации “О бюджетной политике на 2002 год” проводило политику, направленную на улучшение структуры долга и снижение стоимости его обслуживания.

В целях постепенного замещения внешних заимствований внутренними заимствованиями Федеральным законом № 126-ФЗ от 25 октября 2002 года были внесены соответствующие изменения в Программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2002 год (приложение 23 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2002 год”).

В объемы эмиссии рублевых государственных облигаций на 2002 год, первоначально запланированные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2002 года № 72-р в сумме 165,5 млрд. рублей, также дважды вносились изменения: распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 августа 2002 года № 1218-р и от 29 ноября 2002 года № 1684-р. В результате этих изменений из текста распоряжения была исключена эмиссия облигаций государственных нерыночных займов (ОГНЗ) и государственных сберегательных облигаций (ГСО), а объем эмиссии по облигациям федеральных займов (ОФЗ) увеличился до 217,5 млрд. рублей, более чем в 2 раза.

Расчеты показывают, что ставка Правительства Российской Федерации на внутренние займы была вполне оправдана. Одним из показателей, свидетельствующих об оправданности данного курса, может служить внутренняя норма дохода, рассчитанная для различных долговых инструментов. Так, внутренняя норма дохода по валютным облигациям в 2002 году на 15 процентных пунктов превысила аналогичный показатель по ГКО/ОФЗ.

По расчетам Счетной палаты Российской Федерации фактический объем эмиссии государственных облигаций (ГКО и ОФЗ) составил 238,7 млрд. рублей (по номиналу),то есть на 93,2 млрд. рублей превысил первоначально установленный объем. Всего же объем эмиссии государственных ценных бумаг превысил первоначально установленные объемы на 73,2 млрд. рублей:

(млрд. руб.)

Распоряжение Правительства Российской Федерации

Фактически размещено

Дополнительная эмиссия

(гр.5 - гр.2)

№ 72-р от 25.01.02 г.

№ 1218-р от 30.08.02 г.

№ 1684-р от 29.11.02 г.

1

2

3

4

5

6

ГКО

48,0

48,0

48,0

37,1

-10,9

ОФЗ

97,5

197,5

217,5

201,7

104,2

ОГНЗ

10,0

10,0

-10,0

ГСО

10,0

10,0

-10,0

Заем 1992 г.

0,01

0,01

0,01

-0,01

ГКО/ОФЗ

145,5

245,5

265,5

238,7

93,2

Всего

165,5

265,5

265,5

238,7

73,2

В результате, согласно информации ГУФК Минфина России о предварительных итогах исполнения федерального бюджета за 2002 год (далее - информация ГУФК), первоначально установленный законом объем привлечения средств за счет внутренних заимствований (выпуска государственных ценных бумаг) был превышен на 69,6 млрд. рублей, в то же время фактический объем привлечения средств за счет внешних заимствований меньше запланированного на 69,4 млрд. рублей.

Пересмотр параметров бюджетных назначений был обусловлен также необходимостью размещения временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2002 года № 681 “О порядке размещения в 2002 году временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации”) и накопительной части пенсий, а также формирования финансового резерва в соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2002 год”.

Так, в 2002 году Пенсионным фондом за счет средств накопительной части пенсий было приобретено ОФЗ на сумму 17,0 млрд. рублей по номинальной стоимости, в том числе 4,8 млрд. рублей на аукционах. Аукционы по размещению выпусков 27014 и 27015, проведенные 3 апреля 2002 года, были предназначены в основном для размещения средств Пенсионного фонда. На этих аукционах Пенсионным фондом было приобретено 78,0 %номинального объема размещенных облигаций:

Дата

Продано, тыс. штук

Средневзвешенная цена, в %


Всего

ПФ РФ

ПФ РФ

27014

03.04.02 г.

1714,9

1621,5

2352,9

1551,0

96,7

1714,9

1621,5

92,5

92,5

27015

03.04.02 г.

2352,9

1551,0

2595,6

892,0

89,7

2352,9

1551,0

96,7

96,7

45001

22.05.02 г.

2595,6

892,0

3594,7

754,4

92,8

2595,6

892,0

89,7

89,6

45001

09.10.02 г.

3594,7

754,4

4818,9

3594,7

754,4

92,8

92,7

Всего

10258,1

Кроме того, 27 сентября 2002 года Минфином России было размещено по закрытой подписке временно свободных средств Пенсионного фонда в ОФЗ-ФК на сумму 53,0 млрд. рублей по номиналу, сумма сделки составила 45,0 млрд. рублей. В частности, Минфином России были проданы Пенсионному фонду ОФЗ-ФК выпусков 27019, 27020, и с 28002 по 28005:

Количество, штук

Стоимость, млрд. руб.

Цена, % к номиналу

27019

8800000

7,6

86,5

27020

8800000

7,6

86,5

28002

8800000

7,5

85,2

28003

8800000

7,5

85,2

28004

8800000

7,3

82,9

28005

9027945

7,5

83,0

Всего

53027945

45,0

При этом в качестве положительного результата следует отметить, что впервые за всю историю обращения государственных облигаций Минфин России осуществил размещение ОФЗ по закрытой подписке, ориентируясь на рыночные цены (ранее Минфин России размещал облигации по закрытой подписке по номинальной стоимости).

2. Меры Правительства Российской Федерации по улучшению

показателей государственного внутреннего долга

Государственный внутренний долг Российской Федерации в 2002 году увеличился на 17,7 % и составил на 1 января 2003 года 680,3 млрд. рублей или 21,4 млрд. долл. США.

На рынке государственного внутреннего долга завершена новация по государственным облигациям и полностью восстановлено доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований. Банк России в конце 2002 года возобновил операции на открытом рынке, что впервые после дефолта 1998 года позволило разделить сферы ответственности на рынке ГКО/ОФЗ: за финансирование бюджетных расходов отвечает Минфин России, операциями на открытом рынке Банк России регулирует денежное предложение.

На рынке ГКО/ОФЗ усилия Правительства Российской Федерации в 2002 году были, как и прежде, направлены главным образом на увеличение сроков заимствований, уменьшение доходности и волатильности, а также увеличение объема рынка.

Важной задачей 2002 года являлось увеличение сроков заимствований, более равномерное распределение расходов на обслуживание и погашение внутреннего долга, приведение в соответствие друг другу графика платежей и динамики расходов и доходов федерального бюджета.

На протяжении 2002 года сохранилась позитивная тенденция падения уровня доходности ГКО/ОФЗ. За год индикатор рыночного портфеля ГКО/ОФЗ (по методологии Банка России) понизился с 14,5 % годовых до 13,5 %, при этом улучшилась временная структура долга, оформленного в обращающиеся на открытом рынке государственные ценные бумаги - дюрация рыночного портфеля за отчетный период увеличилась с 369 дней до 483 дней, то есть на 31 процент.

В 2002 году внутренняя норма дохода операций Минфина России по ГКО/ОФЗ составила (исходя из рыночной стоимости облигаций на начало и конец года): по рублям - 19,7 % годовых; по доллару США - 13,7 % годовых; по евро - минус 2,4 % годовых.

Внутренняя норма дохода по операциям с российскими еврооблигациями в 2002 году составила 29,0 % годовых по доллару США, то есть была значительно выше, чем по операциям с ГКО/ОФЗ.

Для сопоставимости уровня доходности государственных ценных бумаг с аналогичными показателями рынка межбанковских кредитов (МБК) была построена и рассчитана система индикаторов, отражающих доходность к погашению виртуальной ценной бумаги с величиной дюрации 7, 14, 30, 60, 90, 180, 360 и 720 дней. На начало и конец 2002 года эти показатели представлены в таблице:

(в процентах)

7 дней

14 дней

30 дней

60 дней

90 дней

180 дней

360 дней

720 дней

Начало 2002 г.

13,8

14,3

13,9

14,0

14,1

14,4

15,0

16,1

Конец 2002 г.

13,0

13,2

13,1

13,1

13,1

13,2

13,4

13,8

Доходность по краткосрочным облигациям в течение года снизилась примерно с 14 % до 13 %, а по среднесрочным - с 15,5 % до 13,5 % годовых. Изменение положения кривой доходности свидетельствует об ожидаемом участниками рынка снижении уровня инфляции в будущем.

Таким образом, в 2002 году сложились более выгодные условия для привлечения средств с финансового рынка, чем предполагал Минфин России (в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2002 год указана ожидаемая доходность: по коротким инструментам - не более 14-16 %, по среднесрочным - 20-23 % годовых).

В 2002 году можно отметить определенные тенденции снижения волатильности и увеличения ликвидности рынка при применении метода аппроксимации.

Увеличение объема рынка ГКО/ОФЗ также является следствием замещения внешних государственных заимствований на внутреннюю составляющую. Минфином России наряду с задачей замещения внешних государственных заимствований внутренними долговыми обязательствами довольно успешно решалась и задача увеличения ликвидности рынка. При этом снижение уровня доходности по государственным облигациям позволило достичь экономии процентных расходов. Увеличение ликвидности рынка и ежедневного оборота по государственным облигациям в основном пришлось на среднесрочные облигации.

Позиция Минфина России по этому вопросу заключается в том, что ставки по размещению государственных ценных бумаг должны превышать уровень инфляции и соответствовать рынку. Реальная норма дохода операций по ГКО/ОФЗ с учетом индекса потребительских цен (далее - ИПЦ) в 2002 году составила 4,4 % годовых. При этом по некоторым выпускам ГКО она была отрицательна и доходила до минус 19,8 % годовых (выпуск № 21153), максимальное положительное значение составило 5,0 % годовых (выпуск № 21160). Внутренняя норма дохода в разрезе выпусков представлена в приложении 1 (приложения в Бюллетене не публикуются).

Результатом позитивных перемен на рынке государственного долга явилось повышение долгосрочных суверенных рейтингов по заимствованиям в национальной валюте. Так, 26июля и 5декабря2002 года агентство Standard&Poor's дважды поднимало Российской Федерации долгосрочный суверенный рейтинг по заимствованиям в национальной валюте, в результате чего он возрос с B+ до BB+. Агентство FITCH RATINGS 2 мая 2002 года подняло аналогичный рейтинг с B+ до BB-; агентство Moody's 17 декабря 2002 года - с B1 до Bа3.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российский рынок государственных ценных бумаг

    Документ
    ... , которую играл нарынкегосударственныхценныхбумаг Банк России. Он, например, нарынкеГКО одновременно являлся агентом Министерствафинансов РФ ...
  2. Российской федерации» (1)

    Документ
    ... (ОФЗ). Функции Министерствафинансов РФ и Банка России нарынкегосударственныхценныхбумаг; их взаимодействие в процессе организации выпуска и обращения государственныхценныхбумаг ...
  3. Рынок ценных бумаг глава 1 экономическая сущность и роль ценных бумаг на финансовом рынке

    Документ
    ... хозяйств. Нароссийскомрынкеценныхбумаг облигации государственных учреждений ... апреля 2002годацена товара на наличном рынке (спот цена) составляет 20руб. Значит ... периодом; в последствии купон устанавливался Министерствомфинансов с учетом рыночной конъюнктуры. ...
  4. Об основных характеристиках и распределении расходов федерального бюджета на 2007 год и перспективном финансовом плане российской федерации на 2007-2009 годы

    Документ
    ... на 2006 год", МинистерствофинансовРоссийскойФедерации планирует осуществить привлечение на внутреннем рынке за счет размещения государственныхценныхбумаг ... погашении - 275 млрд. рублей. НарынкеГКО-ОФЗ за счет размещения средне- и долгосрочных ...
  5. «рынок ценных бумаг и производные финансовые инструменты" библиографический указатель 1993 - 2003 москва 2004

    Библиографический указатель
    ... , выпускающего АДР на акции росси­йских компаний //Рынокценныхбумаг.-М., 2001.- N 2.- С. 50-52. Шохин С. О. АнализоперацийМинистерствафинансов РФ нарынкегосударственныхценныхбумаг (рынкеГКО/ОФЗ) в 2002году: Аналитическая ...

Другие похожие документы..