Главная > Лабораторная работа


Лабораторный практикум по информатике

Лабораторный практикум по информатике представляет собой учебно-практическое издание для студентов педагогического вуза непрофильных специальностей и призван вооружить их знаниями, способствующими формированию необходимых умений и навыков для работы с персональной профессиональной ЭВМ.
Авторы-составители:

    • Г.Н. Воробьева, ассистент

    • Т.Е. Коновалова, ассистент

    • С.Н. Косьмин С.Н., канд. эконом. наук, зав. каф.

    • Л.И. Могилова, ассистент

Рецензенты:

    • Б.М. Суховилов, канд.тех.наук, ст.науч.сотр. ЮУрГУ

    • А.Л.Королев, канд.тех.наук, зав. каф. информатики МОУ СОШ № 121

Введение
Лабораторная работа 1. Правила работы с вычислительной установки
Лабораторная работа 2. Работа с клавиатурой
Лабораторная работа 3. Запуск программ из интерфейса первого типа
Лабораторная работа 4. Запуск программ из интерфейса второго типа
Лабораторная работа 5. Запуск программ из интерфейса третьего типа
Лабораторная работа 6. Запуск программ из интерфейса третьего типа. Проводник
Лабораторная работа 7. Знакомство с Microsoft Word. Основные приемы работы
Лабораторная работа 8. Знакомство с Microsoft Word. Таблицы. Диаграммы
Лабораторная работа 9. Знакомство с Microsoft Word. Рисование
Лабораторная работа 10. Знакомство с Microsoft Word. Оформление документа
Лабораторная работа 11. Использование электронных таблиц в обработке данных. Знакомство с MS Excel. Типы данных
Лабораторная работа 12. Использование электронных таблиц в обработке данных. Формулы. Абсолютная адресация. Диаграммы
Лабораторная работа 13. Использование электронных таблиц в обработке данных. Мастер функций. Логические функции
Лабораторная работа 14. Использование электронных таблиц обработке данных. Сортировка данных. Фильтры
Лабораторная работа 15. Разработка наглядных пособий к докладу средствами Power Point. Мастер автосодержания. Шаблоны оформления
Лабораторная работа 16. Разработка наглядных пособий к докладу. Создание презентации на основе пустой
Лабораторная работа 17. Работа с архивами. Работа с архивами интерфейсов первого и второго типа
Лабораторная работа 18. Работа с архивами. Архиватор интерфейса третьего типа.
Лабораторная работа 19. Работа с издательской системой MS Publisher
Лабораторная работа 20. Работа с издательской системой MS Publisher. Создание публикации на основе пустой
Лабораторная работа 21. Работа с издательской системой MS Publisher. Сборка публикации из готовых объектов
Лабораторная работа 22. Работа с организационными программами
Лабораторная работа 23. Работа с инструментами, повышающими живучесть вычислительной установки
Лабораторная работа 24. Подготовка изображений к публикации
Лабораторная работа 25. Работа с ППП Gif Construction Set
Лабораторная работа 26. Работа в локальной сети
Лабораторная работа 27. Работа в локальной сети
Лабораторная работа 28. Работа с электронной почтой. MS Outlook
Лабораторная работа 29. Концептуальное проектирование
Лабораторная работа 30. Логическое проектирование
Лабораторная работа 31. Физическое проектирование
Лабораторная работа 32. Создание однотабличной базы данных
Лабораторная работа 33. Создание многотабличной базы данных
Лабораторная работа 34. Работа с созданной базой данных
Лабораторная работа 35. Подготовка электронных публикации средствами Front Page. Настройка параметров Web страницы
Лабораторная работа 36. Подготовка электронных публикации средствами Front Page. Размещение иллюстраций. Гиперссылки. Таблицы. Компоненты. Бегущая строка. Анимация
Лабораторная работа 37. Подготовка электронных публикации средствами Front Page. Создание Web-узла
Лабораторная работа 38. Создание Web-страницы средствами MS Word
Лабораторная работа 39. Знакомство с пакетом MathCad. Работа с текстом. Вычисления
Лабораторная работа 40. Вычисление выражений с переменными значениями. Математические функции. Ранжированные переменные. Графики функций
Лабораторная работа 41. Знакомство с пакетом MathCad. Построение графиков функций. Решение уравнений. Матрицы
Лабораторная работа 42. Работа с пакетом прикладных программ Statistica
Лабораторная работа 43. Вычисление корреляционной зависимости случайных величин. Построение простейших статистических графиков
Лабораторная работа 44. Глобальные сети. Работа с программой Internet Explorer
Библиографический список
Основной
Дополнительный
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

   Информатика зародилась в шестидесятые годы XX века, когда человечество приступило к автоматизации производственной деятельности. Она является фундаментальной естественной наукой, изучающей структуру и общие свойства информации, общие закономерности информационного процесса для построения машин для обработки данных и информационных технологий.
   Успехи науки и воплощение ее достижений в производстве материальных благ привели к созданию новой четырехзвенной рабочей машины, состоящей из двигателя, трансмиссии, орудия труда и управляющей машины, через которую человек определяет режим работы двигателя и трансмиссии в ходе выполнения производственного процесса. Четырехзвенная рабочая машина качественно повышает производительность общественного труда, осуществляется в системе «человек-машина» и знаменует реальное господство эпохи новой общественно-экономической формации.
   Начало XX века – старт этой формации, новый шаг развития человечества в нашей эре. Коренным изменением в архитектуре рабочей машины является четвертое звено: управляющая машина. На данном этапе исторического развития в качестве управляющей машины используется персональная профессиональная ЭВМ архитектуры Джона фон Неймана. Этот универсальный, программно управляемый, конечный автомат полностью контролируется волей человека.
   В европейской, или франко-итальянской, научной школе эти знания накапливает информатика. В американской школе, отличающейся принятой классификацией наук от европейской научной школы, знания накапливаются в рамках научной дисциплины «Компьютерные науки».
   Овладеть информатикой - значит не только освоить комплекс знаний, накопленных к данному моменту времени наукой, но и сформировать соответствующие навыки и умения, необходимые для эффективного управления машиной в системе «человек - машина».
   Фактор времени конкретизирует эту главную цель. Эффективно управлять машиной сегодня означает:

    • сформировать общее представление об устройстве машины, правилах ее эксплуатации и эксплуатации ее устройств;

    • овладеть офисными средствами безбумажной технологии управления и тем самым воплотить в жизнь мечту академика Виктора Михайловича Глушкова – великого «кормчего» эпохи автоматизации производственной деятельности, осуществленной им в Советском Союзе;

    • уметь уверенно работать в локальной и глобальной сетях;

    • владеть знаниями, приемами и навыками, повышающими надежность работы вычислительной установки;

    • уметь защищать ресурсы машины и обеспечивать конфиденциальность соответствующих данных.

   Таковы главные цели, достижению которых методически способствует данная работа. Лабораторный практикум по информатике с позиций системного подхода призван служить достижению сформулированных целей. Он предназначен для студентов педагогических вузов специальностей, для которых информатика является общекультурной дисциплиной.
   Студент педагогического вуза является потенциальным преподавателем. Для преподавателей, работающих с неподготовленными пользователями: администраторами баз данных (АБД) и конечными пользователями (КП), - лабораторные работы практикума могут служить основой при составлении планов-конспектов уроков, занятий.
   Единообразная структура каждого раздела упрощает ориентацию читателя в представленном материале.
   Методические указания вооружают знаниями, необходимыми для выполнения заданий лабораторного практикума. Задания призваны сформировать умения и навыки в работе с персональной профессиональной ЭВМ (ПП ЭВМ). Учитывая разную начальную подготовку пользователей ПП ЭВМ, задания разделены на обязательные, выполняемые на занятии, и дополнительные, выполняемые самостоятельно.
   Вопросы, приводимые в конце каждой лабораторной работы, служат ретроспективному анализу достижений обучаемого на данном этапе практикума.
   Пособие может быть использовано и при самостоятельной работе студента по пропущенным или трудно достающимся темам в ходе самоподготовки или отработки задолженности, но не охватывает работы, затрагивающие фундаментальные основы информатики. В этом смысле оно состоит из работ практической, прикладной информатики, способствует формированию умений и навыков в управлении вычислительной установкой, построенной на элементной базе графической электронной вычислительной машины четвертого поколения.
   Для более лаконичного изложения материала в рамках пособия принято обозначать:

    • клавиатурные команды: ; +.
      Названия клавиш соответствуют их названиям на клавиатуре, а при записи клавиатурной команды берутся в угловые скобки, означающие нажатие клавиши. Знак плюс требует последовательного нажатия клавиш с зажиманием предыдущей клавиши. Если знака нет, то клавиши нажимаются последовательно в порядке чтения команды слева направо;

    • команды меню: <Файл><Сохранить как…>;<Файл><Сохранить>.
      Команды меню являются основным средством управления работой программы. Если последняя альтернатива команды меню завершается многоточием, то такая команда приводит к диалогу с пользователем по поводу генерации команды вызова программы на исполнение. Диалог реализуется по правилам графического интерфейса (интерфейс третьего типа) пользователя через диалоговые окна. Навигация по пунктам диалогов определяется в вербальной форме. Повествование опирается на название пунктов диалога.

   Для акцентирования внимания обучаемых в задания лабораторных работ введены искусственные трудности, так называемые дидактические ловушки. Их наличие требует повышенного внимания и творческого отношения обучаемого к выполнению работы. Рутинное инструктивное выполнение задания непременно приводит к ошибке, которая на уроке разбирается преподавателем. Для самостоятельной работы с практикумом ловушки помечены знаком !  и прокомментированы в сносках.
  Лабораторный практикум прошел апробацию при изучении курса информатики в Челябинском государственном педагогическом университете. Лабораторные работы, собранные в нем, являются частью учебно-методического комплекса на факультетах, для которых дисциплина информатика не является профильной.
  Коллектив авторов-составителей считает, что эта работа будет способствовать повышению качества знаний студентов, благодарит за помощь в ее создании ассистентов кафедры Дудина Алексея Васильевича, Мясникова Михаила Юрьевича, Петунина Илью Васильевича, Воробьева Виталия Владимировича и примет замечания, которые будут высказаны в адрес кафедры (kafinf@).

Вверх

Лабораторная работа 1. Правила работы с вычислительной установкой

   Цель: закрепление абстрактных понятий за объектами реального мира, наполнение их конкретным содержанием; ликвидация боязни «чуда техники».
Задачи: формирование навыков распознавания блоков машины и работы с носителями информации.
Методические указания:
Правила работы с вычислительной установкой (ВУ) изложены в инструкции по технике безопасности.
Для работы потребуется загрузочная дискета с записанными программами:
-       Lesson1;
-       тренажер для работы с клавишами управления курсором;
-       тренажер клавиатуры Alenka.
Задания:

    1. Ознакомиться с блоками персональной профессиональной электронной вычислительной машины (ПП ЭВМ). Распознать органы управления блоками.

    2. Повторить устройство каждого блока и правила эксплуатации.

    3. Осмотреть системный блок и собрать вычислительную установку.

    4. Уяснить, что блочная модель нужна для правильного включения ПП ЭВМ в сеть электрического тока. Научиться распознавать периферийные устройства вычислительной установки.

    5. Закрепить полученные знания, отработав с программой Lesson1.

Контрольные вопросы:

    1. Назвать правила работы с ВУ.

    2. Из каких блоков состоит базовый комплект ВУ?

    3. Назвать последовательность включения и выключения ВУ.

    4. Сформулировать исключение из общего правила включения ВУ в сеть переменного тока.

    5. К чему может привести передвижение системного блока во время работы ВУ?

    6. Как правильно отрегулировать яркость дисплея?

    7. Какие гибкие магнитные диски вы знаете?

    8. Как правильно отрегулировать контрастность дисплея?

    9. Как переносят дискеты?

Вверх

Лабораторная работа 2. Работа с клавиатурой

Цель: формирование первичных навыков работы на ПК.
Задачи: рассмотрение стандартов и устройств блока клавиатуры; раскрытие сущности слепого десятипальцевого метода ввода данных; формирование навыка работы с клавиатурой.
Методические указания:
Рассмотреть стандарты и устройство блока клавиатуры. Обратить внимание на назначение расцветки клавиш, блоки клавиш. Отметить самый старый (ХIХ век) блок клавиш современной клавиатуры машины и подчеркнуть причины его сохранения.
Для работы потребуется загрузочная дискета с записанными программами: Lesson 1; тренажер для работы с клавишами управления курсором; тренажер клавиатуры Alenka.
Сущность слепого десятипальцевого метода ввода данных, постановка рук описаны на начальной странице тренажера клавиатуры (Alenka).
Задания:

    1. Загрузить компьютер с дискеты.

    2. Изучить назначение клавиш, отработав с программой Lesson 1.

    3. Изучить на практике виды клавиатур и подробно рассмотреть улучшенную 101-102 клавишную клавиатуру.

    4. Сформировать навыки работы оператора: распознавание стандарта клавиатуры и метода набора данных.

    5. На тренажере клавиатуры сформировать навык работы с клавишами управления курсором.

    6. Изучить сущность слепого десятипальцевого метода.

    7. На тренажере (Alenka) клавиатуры заложить основы навыка работы по данному методу: постановка рук, набор символов на русской и латинской кодовых страницах.

Контрольные вопросы:

    1. Каким методом производится ввод информации в ПК с клавиатуры?

    2. Клавиатуры каких стандартов вы знаете? Как определить, к какому стандарту она принадлежит?

    3. Сколько клавиш на клавиатуре? Назовите группы клавиш и их назначение.

    4. Как ввести знак верхнего регистра?

    5. В каких режимах работает малая цифровая клавиатура? Как между ними переключиться?

    6. В чем заключается правильная постановка рук на клавиатуре?

Вверх

Лабораторная работа 3. Запуск программ из интерфейса первого типа

Цель: получение представления о запуске программ из интерфейса первого типа.
Задачи: закрепление правил работы с дискетами и формирование навыка работы оператора по запуску программ из командной строки; на примере внутренних команд практическое рассмотрение назначения каждого из элементов общего формата команды вызова программы на исполнение.
Методические рекомендации:
Команды:

    1. CLS – очистка экрана.

    2. VER – проверка версии операционной системы (ОС).

    3. <команда>/? – вывод справки по команде.

    4. DIR – просмотр содержимого текущего каталога (папки).

    5. TIME – установка системного времени.

    6. DATA – установка системной даты.

    7. СOPY_<откуда копируем, спецификация файла>_<куда копируем, спецификация файла-копии>.

    8. MD_<спецификация создаваемого каталога> – создание папки.

    9. RD_<спецификация удаляемого каталога> – удаление папки.

    10. COPY_CON_<спецификация создаваемого текстового файла> набрать текст, завершая каждую строку нажатием клавиши ввод: < Enter>. В начале последней пустой строки ввести признак конца файла + и нажать клавишу для исполнения команды.

    11. TYPE_<спецификация файла> - чтение содержимого текстового файла.

Задания:

    1. Отработать навык работы с дискетой. Загрузить ОС с системной дискеты.

    2. Обратить внимание на загрузку ОС.

    3. Отработать виды загрузки ОС.

    4. Отработать общий формат команды запуска программы на исполнение:

      • набрать любую последовательность символов в командной строке и нажать .Обратить внимание на вывод сообщения;

      • в командной строке нажать клавишу (набор пустой строки);

      • в командной строке нажать клавишу . Обратить внимание на результат. Нажать клавишу .

    5. Проверить версию ОС.

    6. Ознакомиться с выводом справочной системы: в командной строке набрать команду, затем /?
      Например: VER/?

    7. Вызвать справку по команде TIME и DATE.

    8. Проверить и изменить системную дату.

    9. Проверить и изменить системное время.

    10. Просмотреть содержимое корневого каталога диска А:. Обратить внимание на задание спецификации файлов и каталогов в протоколе команды чтения корневого каталога диска А:.

    11. Вывести на экран содержимое корневого каталога диска А: в несколько столбцов:
      по ширине окна, для чего в командную строку ввести команду DIR/w.

    12. Пользуясь справочной системой команды DIR, вывести на экран содержимое корневого каталога диска А: с отображением расширенных сведений о файлах и папках.

    13. С диска А: запустить программу, хранящуюся в файле , на исполнение: в командной строке набрать имя программы (работа с текущим диском А:) и нажать клавишу .

    14. Запустить тренажер Аленка, находящийся на диске А:, в папке ALENKA. Запускающий файл alle.exe.

    15. Создать на диске А: свой каталог (папку) с именем GRUPPA.
      Проверить наличие каталога.

    16. В своей папке создать текстовый файл с расписанием занятий на сегодня.
      Проверить наличие файла в папке.

    17. В тетради описать графически и аналитически, с точностью до каталога, файловую структуру тома А:.

    18. Очистить экран.

Задания для самостоятельного выполнения:

    1. Загрузить компьютер с загрузочной дискеты.

    2. В корневом каталоге диска А: создать папку с именем MY.

    3. В папке MY создать текстовый файл, хранящий расписание занятий на неделю.

    4. Очистить экран и прочитать файл.

Контрольные вопросы:

    1. Как сменить дисковое устройство?

    2. Как войти в каталог (папку)?

    3. Как просмотреть содержание указанного каталога (папки), текущего каталога (папки)?

    4. Как выйти из текущего каталога (папки)?

    5. Сформулировать общее правило запуска программ на исполнение.

    6. Как опознать исполнимую программу?

Вверх

Лабораторная работа 4. Запуск программ из интерфейса второго типа

Цель: получение представления о запуске программ из интерфейса второго типа.
Задачи: ознакомление на практике с элементами интерфейса второго типа и формирование навыков работы оператора профессиональной персональной ЭВМ в данной среде.
Методические рекомендации: Запуск Norton Commander (NC): из командной строки – С:\NC\NC; <Пуск><Программы>;
Интерфейс NC:

    • две панели – левая и правая. В заголовке каждой – текущий каталог. Активная панель имеет подсвеченный заголовок. На панель выводятся каталожные входы текущего каталога;

    • мини-строка состояния описывает текущий (отмеченный курсором на панели) каталожный вход в полном формате команды DIR;

    • командная строка располагается под панелями и начинается с приглашения операционной системы для ввода команд пользователя;

    • панель управления (нижнее меню) операционной оболочки NC содержит описание назначения функциональных клавиш ();

    • верхнее (главное) меню NC охватывает все команды для работы в NC. ( – включает верхнее меню; – выход из меню).

Основные клавиатурные команды операционной оболочки описаны в таблице 1.
Таблица 1
Основные клавиатурные команды операционной оболочки

Клавиши, действия

Результат

Переход из одной панели в другую

<¬>,< ­>,< ¯>,< ®>

Перемещение внутри панели

+ (+)

Смена диска в левой (правой) панели

+(+)

Подключить/отключить левую (правую) панели

+<О>

Подключить/отключить обе панели

а) активизировать строчку <··>
б)

Выйти из каталога на один уровень вверх

а) активизировать имя каталога
б)

Открыть нужный каталог

а) активизировать имя исполнимого файла (расширение СОМ, ЕХЕ или BAT)
б)

Запустить программу

<левая/правая> ….

Управление видом панели через верхнее меню

Задания:

    1. Ознакомиться со всеми элементами интерфейса программы (найдите панели NC, мини-строку состояния панели, командную строку, панель управления, верхнее меню).

    2. 2.Проделать действия таблицы 1.

    3. 3.Записать в тетрадь назначение всех функциональных клавиш.

    4. 4.Выйти в корневой каталог диска С:

    5. 5.Откройте каталоги SOFT, BABYTYPE.

    6. 6.Отсортировать вывод содержимого панели по расширению (типу).

    7. 7.Найти файлы-программы.

    8. 8.Запустить в работу программы babytype.

    9. Запустить в работу программу-тренажер Alenka (в папке С:\SOFT)

    10. Выйти из NC.

    11. Загрузить NC. Вставить дискету в дисковод.

    12. В левой панели получить содержимое диска А:

    13. В правой панели – дерево каталогов диска А: (через верхнее меню);

    14. На диске А: создать каталог с названием PROBA (см. функц. клавиши). Как изменилось дерево каталогов?

    15. Открыть каталог в левой панели. Создать в нем текстовый файл Primer.txt, для этого: подать клавиатурную команду +; набрать имя файла; .

    16. В окне редактора набрать свои личные данные (ФИО, адрес, дату рождения и т.д.).

    17. Сохранить файл и выйдите из окна редактора, пользуясь подсказками на панели управления редактора.

    18. На правой панели установить полный формат панели файлов диска А: (верхнее меню).

    19. В корне диска А: создать каталог PRIMER и открыть его.

    20. Скопировать файл Primer.txt в каталог, для этого: активизировать имя файла; , .

    21. Сравнить содержимое двух панелей.

    22. Удалить файл Primer.txt из каталога PROBA.

    23. Переместить файл Primer.txt из каталога PRIMER в каталог PROBA, для этого следует: активизировать имя файла (в любой панели); , .

    24. Сравнить содержимое двух панелей, сделать вывод о разнице между копированием и перемещением.

    25. Отредактировать содержимое файла Primer.txt (добавить в текст свою любимую фразу-изречение), для этого перевести курсор на имя файла; .

    26. Выйти из редактора, сохранив изменения.

    27. Выйти в корень диска А:.

    28. Удалить каталоги PROBA и PRIMER.

    29. Произвести смену диска (с А: на С:) в обеих панелях.

    30. Выйти из NC.

Задания для самостоятельного выполнения:

    1. Отработать действия по запуску программ на исполнение из папки C:\SOFT\ROB_LAND.

    2. Используя систему помощи, найти, как осуществить поиск файла. Осуществить поиск файла mor.exe.

    3. Изучить, используя верхнее меню, как можно настроить вид панелей.

Контрольные вопросы:

    1. Как войти в среду операционной оболочки?

    2. Как произвести перемещение между панелями?

    3. Как отключить (включить) панели?

    4. Как просмотреть содержание указанного каталога, текущего каталога?

    5. Какой элемент интерфейса первого типа используется?

    6. Назвать способы запуска программ в интерфейсе второго типа.

    7. Как просмотреть текстовый файл?

    8. Какие команды можно выполнить, используя верхнее меню?

    9. Что такое журнал команд?

    10. Как сменить дисковое устройство?

    11. Описать правила создания, удаления папки.

    12. Как скопировать файл или папку?

    13. Описать назначение функциональных клавиш.

Вверх



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лабораторный практикум по информатике

    Учебное пособие
    ... ПГУ) ЛабораторныйпрактикумпоИНФОРМАТИКЕ Кузнецк 2006 Лабораторныйпрактикум предназначен для проведения лабораторных и практических работ поинформатике. Согласно требованиям ...
  2. Лабораторный практикум по курсу “субд” для слушателей получающих дополнительную квалификацию «разработчик профессионально-ориентированных компьютерных технологий» лабораторная работа №1 проектирование бд

    Лабораторная работа
    Лабораторныйпрактикумпо курсу “СУБД” для слушателей, получающих ... студентом специализации. Сколько доцентов с факультета Информатики, преподают на межфакультетской специализации Выбрать ...
  3. Лабораторный практикум по дисциплине «информационные технологии»

    Учебное пособие
    ... ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Н. А. Печеник ЛАБОРАТОРНЫЙПРАКТИКУМПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» Учебное пособие ... право расторгнуть трудовой договор? Литература Информатика для юристов: Учебник / О. Э. Згадзай, С. ...
  4. Лабораторный практикум по работе с системой аналитических вычислений maple

    Учебно-методическое пособие
    ... подготовки бакалавров 550400 Телекоммуникации, 654600 Информатика и вычислительная техника, специальностей 220200 ... 59 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...69 Учебное издание Лабораторныйпрактикумпо работе с системой аналитических вычислений ...
  5. Лабораторный практикум по дисциплине «базы даных» для специальностей

    Методические указания
    ... ИНФОРМАТИКИ ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра математической кибернетики и информационных технологий ЛАБОРАТОРНЫЙПРАКТИКУМпо дисциплине ... МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МОСКВА- 2010 ЛАБОРАТОРНЫЙПРАКТИКУМпо дисциплине «БАЗЫ ДАНЫХ» МЕТОДИЧЕСКИЕ ...

Другие похожие документы..