Главная > Монография


СОБРИОЛОГИЯ

Нижний Новгород

2009

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТРЕЗВОСТИ

СОБРИОЛОГИЯ

Под редакцией профессора А.Н. Маюрова

Нижний Новгород

2009

Собриология /Под ред. проф. А.Н. Маюрова.

Авторы: А.Н. Маюров, В.П. Кривоногов, Н.А. Гринченко, В.И. Гринченко, А.М. Карпов – Н.Новгород: «Издательский салон» ИП Гладкова О.В., 2009- с.

Рецензенты:

К.Г.Башарин, профессор, доктор медицинских наук, академик;

Г.И.Григорьев, профессор, доктор медицинских наук, академик;

В.А.Бондаренко, профессор, кандидат психологических наук, кандидат филологических наук, академик;

В.П.Шандыбин, профессор, гранд-доктор философии, доктор психологических наук, доктор биологических наук, доктор педагогических наук, академик.

В монографии показаны проблемы наркотизма, сложившиеся в современном обществе. Детально раскрываются особенности науки собриологии – науки о путях отрезвления человека и общества. Широко представлена история трезвости в разных странах мира. Раскрыты законы и закономерности собриологии. Показан межведомственный характер решения алкогольно-табачно-наркотической проблемы. Рассмотрены причины, факторы и поводы в алкоголизации и наркотизации любого общества. Утверждается преимущество трезвого образа жизни во всех его аспектах.

Монография предназначена для собриологов, педагогов, психологов, психиатров, политологов, экономистов, валеологов, ювенологов, социологов, наркологов, превентологов, социальных работников, политиков - т.е. в первую очередь тех, кто занимается вопросами профилактики профессионально. Книга также представляет интерес для представителей общественности и всех тех, кто не равнодушен к проблемам наркотизма и видит решение проблемы в формировании трезвого образа жизни отдельной личности и общества в целом.

УДК

© А.Н.Маюров, В.П.Кривоногов, Н.А.Гринченко, В.И.Гринченко, А.М.Карпов

ISBN

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………

Глава 1.История наркотизма ………………………………………….

1.1. История наркотиков с древнейших времен до наших дней………..

1.2. История алкоголя …………………………………………………….

1.3. История табака ……………………………………………………….

Глава 2.История трезвости …………………………………………….

2.1. Трезвенническое движение и запреты алкоголя в России ………...

2.2. Международное трезвенническое движение и системы запрета ….

Глава 3. Собриология как наука………………………………………..

3.1. Основные понятия собриологии. …………………………………….

3.2. Становление собриологии как науки. ………………….……………

3.3.Объект и предмет собриологии. ……………………..……………….

3.4.Связь собриологии с другими науками. ……………………….……..

3.5. Законы и закономерности собриологии .…………………….………

Глава 4. Теории о причинах употребления алкоголя, табака и

других наркотиков ……………………………………………………….

Глава 5. Единый алгоритм зависимостей. Теория Г.А. Шичко ..….

5.1 Общие конструктивные элементы зависимостей ……………………

5.2 «Разумный» подход к ликвидации наркоугрозы…………………….

5.3. Единство алгоритма, механизма и результата всех видов одурения

5.4. Разобщение и искажение соматических функций при одурении ….

5.5. Единство алгоритма развития зависимостей от психоактивных веществ

5.6. Функциональное единство всех психоактивных веществ, вызывающих зависимость …………………………………………………………………..

5.7. Основные понятия и термины ………………………………………….

5.9. Нехимические зависимости …………………………………………….

Глава 6. Медицинские и социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и других наркотиков ………….……

6.1. Алкоголь и последствия его употребления…………………………

6.2. Табак и последствия его употребления…………………………….

6.3. Нелегальные наркотики и последствия их употребления…………

Глава 7. Мифы об АТН …………………….…………………………….

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Трезвенническая политика. ……..…….

Основные термины и понятия, применяемые в собриологии …………..

Дополнительная литература ………………………………………………

Сведения об авторах ……………………………………………………….

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая монография неспроста названа латинско-греческим названием «Собриология». Собриология (от лат. sobrietas – трезвость и греч. logos – учение, наука) – наука о путях достижения трезвости. Выбор темы обусловлен, во-первых, широким распространением употребления алкоголя, курением табака и массовым применением в нашей жизни различных других нелегальных наркотических веществ; во-вторых - катастрофической смертностью от применения народами, населяющими христианские страны, легальных и нелегальных наркотиков; в-третьих - широтой и глубиной социальных отклонений, вызванных употреблением табака, алкоголя и других наркотических веществ; в-четвертых - крайне низкой результативностью мер предупреждения и преодоления алкогольных, табачных и иных наркотических предрассудков, трезвенных предубеждений и слабой превентивной работы по формированию здоровой, трезвой личности; в-пятых - деятельностью различных профилактических систем, наполненных многими заблуждениями в понимании причинности и факторности проблем наркотизма; в шестых - пассивностью людей в формировании нового трезвого поколения, особенно в странах христианского мира; в-седьмых - требованиями ВОЗ и Конвенций ООН о правах ребёнка принять государствам всего мира неотложные меры по защите молодых людей от употребления табака, алкоголя и других наркотиков; - в-восьмых, слабой изученностью истории и практики формирования трезвого образа жизни в разных странах.

Стратегическая цель работы - показать преимущества трезвого образа жизни, то есть реально практикуемые трезвенные нормы поведения людей, способы их повседневной деятельности, характеризующиеся полной, убежденной трезвостью на основе научных собриологических исследований в разных странах мира.

Среди задач мы выделили следующие:

  1. рассмотреть становление и развитие трезвеннической мысли с древнейших времен до наших дней;

  2. проанализировать трезвеннические движения в России и других странах;

  3. определить основные термины и понятия собриологии, а также методологию этой науки;

  4. рассмотреть межпредметные связи, законы и закономерности собриологии;

  5. определить причины, факторы и мотивы употребления алкоголя, табака и других наркотиков;

  6. определить cущность химической зависимости от этих веществ;

  7. изучить медицинские и социальные последствия употребления алкоголя, табака и других наркотиков;

  8. рассмотреть наиболее распространенные мифы об алкоголе, табаке и других наркотиках.

У собриологии была великая предистория. Многие пророки, святые и духовные лидеры мировых религий, известные и знаменитые люди планеты в разные времена и в разных странах вели и ведут естественный от природы трезвый образ жизни. Они же были и первыми проводниками трезвости на планете. Среди них в первую очередь мы хотели бы назвать:

Иисуса Христа – Богочеловека, Сына человеческого,

Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечу) – предшественника Иисуса Христа,

Пророка Даниила – праведника, мудреца,

Мухаммеда (Магомета, Магомеда) - основателя ислама, пророка,

Будду (Сиддхартхе Гаутаме) - основателя буддизма,

Конфуция (Кун-цзы) - основателя конфуцианства,

Ибн Сину (Авиценну) - врача, энциклопедиста,

Сократа - древнегреческого философа,

Тициана – итальянского живописца,

Сергия Радонежского – святого Русской Православной Церкви,

Серафима Саровского – святого Русской Православной Церкви,

Святослава – князя Киевской Руси,

Аввакума Петровича – протопопа, главу старообрядчества,

Фореля Августа (Огюста) - швейцарского невропатолога, президента Нейтрального IOGT,

Павлова Ивана Петровича – русского физиолога,

Толстого Льва Николаевича – русского писателя,

Достоевского Федора Михайловича – русского писателя,

Иоанна Кронштадтского (Сергиева Ивана Ильича) – святого Русской Православной Церкви,

Левского Василя – болгарского зачинателя трезвеннического движения,

Иоанна (Снычева Ивана Матвеевича) – митрополита С.-Петербургского и Ладожского Русской Православной Церкви,

Углова Федора Григорьевича – русского хирурга, академика, лидера мирового трезвеннического движения,

Мальцева Терентия Семеновича – русского полевода, народного академика,

Кокушкина Якова Карповича – зачинателя пятого этапа трезвеннического движения в СССР,

Шичко Геннадия Андреевича – русского общественного деятеля, биолога,

Дудочкина Петра Петровича – русского писателя,

Красноносова Игоря Александровича – зачинателя пятого этапа трезвеннического движения в СССР,

Куна Леврета – основателя Международной организации добрых храмовников (IOGT),

Финча Джона – лидера мирового трезвеннического движения

и многих, многих других.

В истории России немало известных людей, которые занимались проблемами наркотизма и отрезвления общества. Среди них:

Амосов Николай Михайлович (1913 - 2002) – хирург, академик.

Бирюков Павел Иванович (1860-1931) – российский издатель, общественный деятель.

Гагарин Станислав Семенович – русский писатель.

Гладков Борис Ильич (1847-?) – председатель Всероссийского Трудового Союза Христиан-Трезвенников.

Горбунов-Посадов Иван Иванович (1864-1940) – русский педагог, писатель, издатель. Дейчман Эммануил Исаакович (1889-1968) – ответственный секретарь Всесоюзного совета противоалкоголных обществ СССР.

Дернов Александр Александрович (1851-1923) – председатель Иоанно-Предтеченского Братства трезвости в России.

Домбровский Август (XIX-XX вв.) – меценат, основатель трезвеннического общества «Северное сияние» в Латвии.

Жданов Степан Иванович (1926-1996) – профессор, академик, основатель Международной Славянской Академии.

Иванов Порфирий Корнеевич – основатель учения о здоровом образе жизни.

Иоанн Лествичник (до 579-ок. 649) – византийский религиозный писатель.

Караваев Виталий Васильевич (1913-1985) – основатель караваевского движения в России.

Катанов Николай Федорович (1862-1922) – профессор, лидер трезвеннического движения в России.

Ларин Юрий (Ларин Михаил Александрович, Лурье Михаил Зальманович) (1882-1932) – председатель Всесоюзного совета противоалкогольных обществ СССР.

Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1888) – русский этнограф.

Носов Николай Николаевич (1908-1976) – русский писатель.

Рачинский Сергей Александрович (1843-1902) – народный учитель в России.

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) – создатель русской физиологической школы.

Сикорский Иван Алексеевич (1842-1919) – русский психиатр, публицист.

Соловьев Александр Титович (1853-1919) – председатель Казанского общества трезвости.

Челышов (Челышев) Михаил Дмитриевич (1866-1915) – депутат Государственной Думы России.

Чуриков Иван (XIX-XX вв.) – лидер движения чуриковцев в России (духовных христиан-трезвенников).

Среди тех, кто занимался проблемами наркотизма и трезвости в прошлые века, в мире являлись:

Али Нури Мирза Хусейн (Баха-Улла) (18XVII-1892) – основатель бахаизма, трезвенной мировой религии.

Анслингер Гарри (1893-1975) – один из лидеров мирового прогибиционистского движения в США.

Бутс Уильям (1829-1912) – основатель Армии спасения.

Вагнссон Рубен (1891-1978) – шведский государственный деятель, президент Международной организации добрых храмовников (IOGT).

Весли (Уэсли) Джон (1703-1791) – основатель методизма.

Весли (Уэсли) Чарльз (1708-1788) – основатель методизма.

Ганди Мохандас Карамчанг (1869-1948) – индийский религиозный деятель, моралист.

Гхош Ауробиндо (1872-1850) – индийский религиозный философ.

Заратуштра (Заратустра) Зороастр (между 10 и 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древне-иранской религии.

Ковен (Кальвин) Жан (1509-1564) – основатель Кальвинизма.

Крепелин Эмиль (1856-1926) – немецкий психиатр, основатель научной школы.

Линкольн Авраам (1809-1865) – 16-й президент США, сторонник сухого закона.

Мать Тереза (Агнесс Гонджа Бояджиу, Болдиску) (1910-1997) – лауреат Нобелевской премии.

Матью Теобальд (1790-1856) – капуцинский монах в Ирландии.

Миллер Уильям (1782-1849) – основатель адвентизма.

Мухаммад Абд аль-Ваххаб (1703/04-1792) – основатель ваххабизма.

Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель и общественный деятель.

Рамакришна Шри (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) – индийский мыслитель.

Раш Бенджамин – проповедник трезвости в США.

Свами Прабхупада (1896-1977) – основатель Международного общества сознания Кришны.

Тенев Иван (1913-1976) – председатель Национального комитета трезвенности Болгарии.

Фишер Анна Клара (1921-1967) – президент Немецкого союза женщин-трезвенниц.

Фокс Джордж (1624-1691) – основатель квакеров.

Фокс Чарлз (1873-1929) – основатель пятидесятничества.

Франклин Бенджамин (Вениамин) (1706-1790) – американский государственный деятель.

Худолин Владимир (XIX-XX вв.) – профессор, основатель Международного движения семейных клубов трезвости.

Чамберс Гарри (1803-1896) – лидер международного трезвеннического движения.

Чейз Симеон (?-1909) – лидер международного трезвеннического движения.

Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950) – индийский философ, мыслитель.

Штубер Вилли (1928-1996) – президент Интернационального союза безнаркотического воспитания (IVES) и другие.

В СССР и России основы собриологии разрабатывали и разрабатывают С.С. Аникин (Красноярск), Е.Г. Батраков (Абакан), К.Г.Башарин (Якутск), В.А. Бондаренко (Краснодар), Ф.Н. Волков (Челябинск), Г.И. Григорьев (С.-Петербург), Л.С. Григорьева (Якутск), Н.А. Гринченко (Елец), П.И. Губочкин (Ярославль), А.А. Зверев (Тюмень), Н.К. Зиновьев (Москва), Ф.М. Калинчук (Казатин), А.М. Карпов (Казань), В.В. Корченов (Москва), В.П. Кривоногов (Красноярск), С.П. Крупская (Харьков), М.В. Леонтьева (Архангельск), А.Н. Маюров (Нижний Новгород), И.В. Николаев (Новосибирск), Ф.Н. Петрова (Москва), Н.К. Пирожков (Новосибирск), В.А. Рязанцев (Николаев), Г.И. Тарханов (Абакан), В.А. Толкачев (Минск), С.И. Троицкая (С.Петербург), Л.К. Фортова (Владимир), М.В. Чичерова (Могилев) Г.Я. Юзефович (Хабаровск), А.Н. Якушев (Ставрополь), Н.В. Январский (Ижевск) и многие другие.

К видным современным зарубежным собриологам можно отнести: Д. Разерфорда (Англия), Х. Колстада (Норвегия), Ф. Линдемана (ФРГ), Я. Моравского (Польша), А. Чекаускаса (Литва), С.Л. Евдокимову (Казахстан), С.-О. Карлсона (Швеция), К. Сперкову (Словакия) и других.

Преподнесение современному читателю такой книги, как «Собриология», не имеющей аналогов в российской и зарубежной научной литературе, весьма важно для разработки стратегии и тактики трезвеннического движения в разных странах мира на современном этапе. Особенно полезна эта книга для тех, кто призван заниматься разрешением проблемы наркотизма в странах христианского мира. Она поможет проследить историческую и практическую преемственность трезвеннических идей, трезвой жизни, трезвого поведения на нескольких уровнях: индивида, малых социальных групп, жителей целых стран и общества в целом.

Авторы написали: А.Н. Маюров – 1 и 2 главы, предисловие и послесловие, основные термины и понятия, применяемые в собриологии ; В.П. Кривоногов – 5 параграф 3 главы и 7 главу; Н.А. Гринченко – с 1 по 4 параграфы 3 главы, 4 главу, 7 и 8 параграфы 5 главы и 6 главу; В.И. Гринченко – 4 и 6 главы; А.М. Карпов – с 1 по 6 параграфы 5 главы.

В монографии использованы научные труды академика Ф.Г. Углова, кандидата биологических наук Г.А. Шичко, социолога И.А. Красноносова, общественного деятеля Я.К. Кокушкина, нарколога В.А. Рязанцева, академика Д.В. Колесова.

Авторы монографии выражают признательность главному редактору газеты «Соратник» (печатного органа Союза борьбы за народную трезвость») Г.И. Тарханову, профессору А.К. Демину, доценту Г.В. Гусеву, аспиранту С.А. Сушинскому, лидеру трезвеннического движения Великобритании Дереку Рутерфорду, собриологу А. Дроздову, академику В.А. Толкачеву, соратнику В.Н. Сидорову, историку Д. Суворову, историку В.Н. Прищепенко, доценту Р.В. Мизерене, профессору Ф.Н. Петровой, собриологу А.А. Звереву, профессору В.В. Колбанову, доценту К.С. Кузьминых, собриологу Х. Колстаду, доценту А.Г. Макеевой, профессору С.С. Аникину и другим - за оказание помощи в создании ряда параграфов и разделов.

Профессор А.Н.Маюров

Глава первая. ИСТОРИЯ НАРКОТИЗМА

1.1. История наркотиков с древнейших времен до наших дней

Всем, кто пытается лучше разобраться в проблеме наркотиче­ской зависимости, надо хорошо представлять прошлое, чтобы лучше осознать настоящее и спланировать будущее.

Знакомство человека с наркотиками - открытие тайны алкоголя, конопли и мака - состоялось тысячелетия назад, но именно в ХХ и XXI вв. употребление наркотических средств стало мировой социальной проблемой.

Люди каменного века знали опиум, гашиш, кокаин и использовали их, например, для поднятия боевого духа при подготовке к сражению, а также - для придания сознанию достаточной податливости в процессе религиозных обрядов, чтобы люди чувствовали как бы непосредственную связь с потусторонними силами.

Шумерская цивилизация оставила на глиняных табличках (примерно 3500 г. до н. э.) самые ранние советы по приготовлению и употреблению опиума.

Использование галлюциногенных грибов в религиозных ритуалах засвидетельствовано ранними источниками во всех уголках планеты – в Мексике, Скандинавии, Сибири…

На стенах погребальных пещер индейцев Центральной и Южной Америки встречаются изображения людей, жующих листья коки (один из наиболее распространенных способов приема кокаина в тех регионах и теперь). Эти рисунки специалисты датируют примерно 3000-м годом до н. э. (1)

Около 2700 года до н. э. в Китае уже использовали коноплю - в виде настоя, как чай. Император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать такой чай в качестве лекарства от подагры и рассеянности.

Как средство от кашля и поноса предлагал использовать гашиш лечебник (2737 г. до н. э.) китайского императора Шен Нуна.

Египетский папирус (XVI в. до н. э.) рекомендовал мак в качестве лечебного средства.

Настойки, в состав которых включались вино, мед и опиум, применялись в Греции в VII в. до н. э. Геродот (484-424 гг. до н. э.) описал одурманивание под действием дыма при сгорании конопли.(2) Аристотель (384-322 гг. до н.э.) упоминал в своих трудах об опиуме и его действии. Гален (130-200 гг) обнаружил возможность применения опиума в качестве противоядия и считал его самым эффективным лекарством.

Древнеримские медики, применявшие опиум, выяснили, что он может быть смертельным ядом.

В начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове возник ислам, священная книга которого Коран (616 г.) запрещала употребление алкоголя, в связи с чем появились попытки заменить алкоголь опиумом. Использование опиума для наркотического одурманивания началось в середине VII в., когда арабы установили свое господство от Египта до Афганистана. В следующем веке владения халифата расширились за счет Испании, Северной Африки, Кавказа, Средней Азии, Пакистана. Исламские завоеватели несли народам свою религию и... опиум.

Болезненное привыкание к наркотику свидетельствовало тогда о деградации человека и его принадлежно­сти к ";худшей"; части общества. Но со временем оказалось, что и среди респектабельных слоев населения - среди правоверных мусульман - появились те, кто впал в роковую зависимость от опиума.

Авиценна (Ибн-Сина, 979-1037 гг.), выписывая рецепт на опиумсодержащее вещество, предупреждал, что длительное употребление «лекарства» вызывает безудержное к нему пристра­стие (3).

Марко Поло (1254-1324 гг.) поведал об использовании гашиша в Персии Хасаном ибн ас-Саббахом в религиозных и политических целях.

В конце XIII в. крестоносцы привезли с Ближнего Востока в Европу опиум как средство одурманивания. Но благодаря средневековой инквизиции использование в Европе опиума для получения удовольствия приостановилось на несколько веков. Католики уповали на божественный промысел и считали мак ";нечестивым растением";.

По мере расширения контактов европейцев (в основном, англичан, французов, португальцев и испанцев) с коренным населением Америки, Европа ";обогатилась"; наркотическими средствами и психотропными веществами: кокаин пришел из Южной Америки, различные галлюциногены - из центральной, табак - из Северной Америки.

В последующие века опиомания неудержимо распространялась, постепенно охватывая своим воздействием регион за регионом Ближнего и Среднего Востока, Средней и Южной Азии. В XVI веке она добралась до Китая, где впоследствии разыгрались наиболее драматические события в истории наркомании прошлых веков. Интересно, что в Европе бурный всплеск этого процесса тоже приходится на XVI век.

Именно в XVI веке в медицинскую практику в Европе широко был введен опий. Сам этот факт приписывают знаменитому Парацельсу (настоящее имя Филипп фон Гогенгейм) - авторитетному медиуму того времени.

В 1798 году Наполеон, заняв Египет, обнаружил, что большая часть мужского населения этой страны находилась в состоянии некоего духовного паралича, вызванного постоянным употреблением гашиша. Однако все его попытки запретить употребление конопли оказались безрезультатными, и его солдаты занесли эту пагубную привычку с собой в Европу, где до той поры индийская конопля была известна лишь как техническая культура, дающая длинные и прочные волокна.

В 1805 году удалось выделить морфин – вещество, обладающее одуряющим эффектом, и когда в 1856 году появились шприцы, начала развиваться более опасная форма наркомании: - через уколы. А поскольку производство и распро­странение наркотиков, как оказалось, дело - сверхприбыльное, то стали возникать серьезные конфликты между странами и даже вооруженные столкновения в борьбе за рынок их сбыта. Наиболее памятный пример тому - ";опийные"; войны середины XIX века. Первая - это Англо-Китайская война 1840-1842 гг. Английские торговцы опиумом активно осваивали китайский рынок и за короткий срок буквально наводнили страну этим зельем. Была и вторая ";опиумная"; война, где также победили англичане (4).

С того момента, когда немецкий химик Альберт Ниман в 1860 году получил активный алкалоид и дал ему имя ";кокаин";, западный мир пережил три волны увлечения этим наркотиком: в 1880-е, в 1920-е и в 1970-е годы.(5) Экстази и МДА были разработаны немецкой фармацевтической компанией и запатентованы в 1914 году как средство для уменьшения аппетита, но в продажу оно так и не поступило. Лишь в конце 60-х годов им было найдено практическое применение - в США они некоторое время использовались как вспомогательное средство в психиатрии. Однако вскоре начали поступать сведения о том, что экстази и МДА распространяются в наркоманских кругах и используются молодежью в качестве ";увеселительного"; наркотика. (6)

Амфетамин был впервые получен одним немецким химиком в 1887 году, но лишь с 1935 года его действие на человеческий организм,, сходное с действием адреналина, начали использовать в разных странах в медицинских целях.

Синтетический вариант ЛСД был изготовлен в 1938 году в Женеве химиком Альбертом Хоффманом. Наркотик использовался в терапевтических целях - в частности, при избавлении от алкоголизма и наркомании, поскольку он обладает иллюзорной способностью ";расширять"; сознание. (7)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Результативность научно-исследовательских работ публикации 2010 г монографии

    Документ
    ... II международной научно-практической конференции. - НижнийНовгород, 2009. - С.176-179. Шапошникова В.И., Касьянов К.А. Особенности ... -лы межд. конференции-семинара «Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии», Севастополь ...
  2. Как отрезвить россию

    Закон
    ... систематизации и типологизации законов собриологии, т. к. вышеперечисленными законами собриология не ограничивается. Практический аспект ... ), Педагогического общества России (2009). Живет Маюров в НижнемНовгороде (Россия). Кривоногов Виктор Павлович ...
  3. Народный проект преображения россии будущее россии путь к жизнестрою разумного человечества доброй воли

    Документ
    ... Петербурга в начале февраля 2009 года. Работа инициативной рабочей ... профессора Кривоногова В.П. - «Краткий курс собриологии» и профессора Жданова В.Г. - «Алкогольный ... Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, НижнемНовгороде, Новосибирске, Воронеже, Курске, ...
  4. Народный проект преображения россии будущее россии путь к жизнестрою разумного человечества доброй воли

    Документ
    ... Петербурга в начале февраля 2009 года. Работа инициативной рабочей ... профессора Кривоногова В.П. - «Краткий курс собриологии» и профессора Жданова В.Г. - «Алкогольный ... Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, НижнемНовгороде, Новосибирске, Воронеже, Курске, ...
  5. Международная независимая ассоциация трезвости (мнат) станислав шевердин (при участии константина красовского

    Документ
    ... (надеюсь, потенциальная) собриология. Названные же крайности как ... жизни (тезисы докладов). Т. 1. Новгород, 1990. 77. Квартин Л. ... энергии. Итак, «нижняя» граница рамки – мнение ... литературы / Монография. – Казань, 2009; Ловчев В.М., Уткин В.Е. Война ...

Другие похожие документы..