Главная > Рабочая программа


«Утверждаю» Согласовано

Директор школы Председатель МО

________ И.Г. Ильичева _________ Е.В. Петрова

Рабочая программа

«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века».

10 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 10 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа построена на основе концентрической концепции школьного исторического образования, соответствует обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования и требований к уровню подготовки выпускников, рекомендована МОРФ. Преподавание рассчитано на учебник Н.В.Загладина «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIXвека», М., Русское слово, 2005; 2 раза в неделю.

Рабочая программа «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» позволяет дать учащимся целостное интегрированное представление о всемирно-историческом развитии, о пути человечества к современному глобализирующемуся миру; помогает выработать у учащихся навыки исторического мышления, сформировать у них историко-политическую и гуманитарную культуру. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования.

В Рабочей программе учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы (при выборе форм контроля используются творческие задания, позволяющие развивать культурную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся). Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи. Методы обучения, предусмотренные программой: наглядный, словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия), работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана), видеометод. Используемые технологии обучения: компьютерные (новые информационные) технологии обучения, проблемное обучение.

Изучение курса основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Цели программы:

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задача программы: показать основные линии исторического движения к современному миру, объяснить учащимся, как разные ис­торические эпохи связаны с современностью, как историческое насле­дие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Акту­ализация исторического материала предоставляет школьникам возможность не только рационально, но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта, почувствовать себя звеном в цепи поколений.

Особенностью курса всеобщей истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  • Н.В. Загладин, «Всеобщая история с древнейших времён до конца ХIХ века». 10 класс, учебник;М., Русское слово, 2005

  • Карты, схемы, таблицы периода всеобщей истории;

  • Электронные средства обучения

  • видеофильмы

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Компьютер

  2. Мультимедиа проектор

  3. Интерактивная доска

  4. Телевизор

  5. DVD

Тематическое планирование по истории для 10 класса.

«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней»

№ п/п

Тема урока

Количество уроков

Методика проведения урока

Элементы содержания

Основные понятия, термины

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Вид контроля

№ §

Дата

1.

Вводный урок

1

Вводная лекция с элементами беседы

озна­комление с учебником, его структурой и со­держанием разделов.

Введение

05.09

2.

Этапы развития исторического знания

1

Лекция учителя, ра­бота с документами.

Характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития. Религиозно-мистические взгляды на историю

Принципы историзма, конкретно-исторического анализа, научной объективности. Гомер, Геродот, Платон, Фукидид, Плутарх, Тит Ливий, Н.М.Карамзин, В.Н. Татищев

Знать особенности истории как науки. Характеризовать принципы историче­ского исследования

Заполнение таблицы «Этапы развития исторических знаний».

Работа с документами.

§1

06.09

3.

Закономерности и случайности в жизни народов

1

Комбинированный

Религиозно-мистические взгляды на историю. Становление и развитие материалистических взглядов на мир. Теории исторического развития

Формация, цивилизация, локальная цивилизация, стадии мирового цивилизационного подхода

Характеризовать ис­точники историческо­го знания, особенно­сти взглядов истори­ков, мыслителей

Работа в группах, работа с документами

§2

12.09

4.

Проблемы периодизации всемирной истории

1

Урок изучения ново­го материала

Подходы к периодиза­ции всемирной исто­рии. Этапы развития человечества

Стадии роста, первобытнообщинный строй, рабовладельческая формация, феодальное общество, азиатский способ производства, капиталистическая и коммунистическая формация, мировое развитие, история Древнего мира, средних веков, Новое и Новейшее время.

Давать характеристику способам периодиза­ции

Дискуссия по проблемам периодизации но­вейшей истории. Работа с документами. Заполнение таблицы «Этапы развития человечества»..

§3

13.09

Тема 2. Человечество на заре своей истории. (2 часа)

5.

У истоков рода человеческого

1

Урок изучения ново­го материала

Человеческое общество и природные сообще­ства, этапы становле­ния человека, происхо­ждение человеческих рас

Ранний палеолит, мезолит, австралопитеки, питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек, неандерталец, кроманьонец, расы людей, наскальная живопись

Знать гипотезы проис­хождения человека, называть факторы, способствовавшие вы­делению человека из мира природы, Характеризоватьнаправления эволюции человеческого рода.

Работа с докумен­тами

§4

19.09

6.

Неолитическая революция

1

Комбинированный

Переход от присваи­вающего к производящему хозяйству, аграрно-скотоводческие культуры. Переход от матриархата к патри­архату. Особенности властных отношений и права в родоплемен-ном обществе

Кризис развития цивилизации, неолит, матриархат, патриархат, энеолит

Характеризовать хозяйственную дея­тельность человека, проблемы в отноше­ниях человека и при­роды, указывать фак­торы зарождения имущественного нера­венства и появление частной собственности

Терминологический диктант

§5

20.09

Тема 3. Первые государства Древнего мира. (2 часа)

7.

Деспотии Востока

1

Урок изучения нового материала

Принципы периодиза­ции древней истории. Предпосылки возник­новения государств. Географическое поло­жение, материальная культура, социальная структура

Мен (Мина), Саргор, Джосер, Аменхотеп IV (Эхнатон), Ж. Шампольон

Знать причины образования государств, и признаки государства.

Уметь характеризовать общественные отношения в древ­них государствах,

Подготовка сообщений учащими­ся «Религия и духовная жизнь Древнего Египта»

§6

26.09

8.

Расширение ареала цивилизации

1

Комбинированный.

Особенности развития цивилизаций Древнего Востока. Военные дес­потии. Формирование индо-буддийской и ки­тайско-конфуцианской цивилизаций. Духовные ценности, философия

Военная деспотия, варны и касты, зороастризм, буддизм, конфуцианство. Хаммурапи, Кир II, Камбиз, Дарий, Цин Ши Хуанди, Зороастр (Заратуштра), Сиддархи Гаутама, Конфуций

Знать отличия новых религий от прежних веро­ваний. Давать характеристику восточным цивилизациям, культурному наследию Древнего Востока

Составление плана «Военные деспотии Древнего мира», заполнение табли­цы «Новый этап духовной жизни».

§7

27.09

9.

Города – государства Греции и Италии

1

Урок изучения но­вого материала

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географи­ческих условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуни­каций

Ромул, Солон, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. Архонт, ареопаг, демократия, остракизм, полис, илоты, сенат, патриции, плебеи, республика, центурия, пролетарий, народный трибун

Уметь характеризовать древнейшие цивилизации Греции, особенности хозяйственной деятельности, проводить сравнительный анализ исторического разви­тия древних городов-государств: Афин, Спар­ты, Рима.

Составление сравнительной табли­цы «Варианты развития полиса»

§8

03.10

10.

Борьба за господство над Средиземноморьем

1

Комбинированный

Греко-персидские войны, возникновение и разви­тие полисной политико-правовой организации и социальной структу­ры

Фаланга, стоики, киники. Ксеркс, Леонид, Фемистокл, Перикл, Филипп II, Александр Македонский, Демосфен, Дарий III, Зенон, Хрисипп, Антисфен, Диоген, Эпикур.

Объяснять причины и последствия греко-персидских войн, результаты Пелопо­несских войн. Характеризовать идеи религии и фи­лософии в эпоху А. Македонского

Подготовка сообщения на тему «Исторический портрет Александра Македон­ского» с использованием мультимедиа ресурсов.

§9

04.10

11.

Возвышение Рима

1

Комбинированный

Римская республика и империя. Римское право.

Демократия и тирания. Ментальные особенно­сти античного общест­ва

Легион, манипула, всадники, цезарь. Пирр, Ганибал, Тиберий Гракх, Спартак, Сулла,Митридат, Гай Юлий Цезарь, Г. Помпей, М. Красс, Антонпий, Октавиан Август, Клеопатра, Гай Цезарь Калигула, Нерон.

Выявлять причины и результаты Пуни­ческих войн, факторы кризиса Римской рес­публики

Работа с документа­ми, индивидуальные задания, тестирование.

§10

10.10

Тема 5. Крушение империй Древнего мира (3 часа)

12.

Наступление варваров в Евразии

1

Урок изучения нового материала.

Принципы периодиза­ции средневековья, ис­торическая карта сред­невековья,

«Великое переселение народов»

Варвары, лагман, конунги, бурги, гунны, христианство

Работа с картой Характеризовать , хронологию средне- вековья, мировоззре­ние средневекового европейца, причины и последствия «Великого переселения народов»

Ответы на вопросы учебника

§11

11.10

13.

Закат Римской империи

1

Лекция учителя.

Золотой век Рима.Кризис Римской империи.Христианство в Римской империи. Падание Западной Римской империи.

Сальтус, пекулия, колоны, Вселенский Собор, арианство, символ веры. Траян, Адриан, Овидий, Вергилий, Гораций, Лукиан, Сенека, Марк Аврелий, Диоклетиан, Константин, Юлиан, Феодосий, Аларих, Атилла, Одоакр

Указывать экономические и политические причины кризиса Римской империи.

Составление плана «Падение Западной Римской империи».

§12

17.10

14.

Античная эпоха в истории человечества (итоговый урок)

1

Урок применения знаний.

Тестирование.

18.10

Тема 6. Период раннего Средневековья. V-VI вв. ( 7 часов)

15.

Раннефеодальные империи в Европе и их распад

1

Урок применения знаний. Выявление особенностей развития германских и итальянских земель.

Традиционное общество на Западе и Востоке. Особенности социаль­ной структуры, экономи­ческой жизни, полити­ческих отношений

Карл Великий, Лев III, Оттон I, Кнут Великий

Родовые и соседские общины, домен, барщина, оброк, сеньор, вассал, суверен, военная демократия

Указывать особенности социально-экономичес­ких отношений, фор­мирования системы крупного землевладе­ния в раннефеодаль­ных государствах. Характеризовать по­ложение зависимого населения, отноше­ния между церковной и светской властью

Работа в группах с текстом учебника и дополнительным материалом

§13

24.10

16.

Экспансия ислама

1

Комбинированный урок

Анализ общественного уклада арабов, роли природного фактора в развитии, выявление комплекса причин, приведших к возникнове­нию ислама. Возникновение ислам­ской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе

Мухаммед, Гарун Аль Рашид. Ислам, меджлис, Коран, сунна, шариат, джихад, халиф, мулла, харадж, джизья, шииты, сунниты, хараджиты, карматы, суфиты, дервиши, мотазелиты.

Характеризовать природные условия Аравийского полуост­рова, роль ислама в складывании Араб­ского государства. Указывать причины кризиса Арабского халифата, роль религиозных разногласий

Сообщения учащих­ся, диалог

§14

25.10

17.

Славянские земли в V-IX вв.

1

Комбинированный

Обзор археологических памятников и пись­менных источников по ранней истории сла­вян. Выделение специфических черт в общественном укладе славян, характеристики географических и климатических факторов развития.

Нестор, Константин ( Кирилл), Мефодий, Василий II, Болеслав Храбрый

Характеризовать черты хозяйственного уклада славян.

Работа с документами

§15

14.11

18.

Возникновение древнерусского государства

1

Комбинированный

Анализ теорий происхождения Древнерусского государства.

Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь

Характеризовать деятельность первых правителей Руси.

Заполнение таблицы: «Формирование аппарата власти древнерусского государства».

§15

15.11

19.

Византия и Западная Европа

1

Комментарии к схеме «Раскол христианской церкви».

Византия после крушения Западной Римской империи, социально-экономическое развитие и реформы Византии.

Юстиниан I, Лев III, Лев IV, стратег, иконоборчество.

Характеризовать внутреннее устройст­во Византийской импе­рии, особенности им­ператорской власти

Дать оценку историческому явлению.

§16-17

21.11

20.

Русь и Византия

1

Комбинированный

Византия и утверждение христианства на Руси. Раскол христианства.

Ольга , Святослав, Ярополк, Владимир,

Характеризовать деятельность князя Владимира, отношения Византии и Руси.

Составление развернутого плана по вопросу «Принятие христианства на Руси»., работа с документами

§16-17

22.11

21.

Повторительно-обобщающий урок

1

Урок применения знаний

Тестирование

28.11

Тема 7. Эпоха классического средневековья. XI-XV вв. ( 10 часов)

22.

Феодальная раздробленность Руси.

1

Комбинированный.

Централизация и усобицы на Руси, распад Руси на удельные княжества, русские земли в период феодальной раздробленности.

Святополк, Ярослав Мудрый, Изяслав, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Изяслав, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Игорь. «Русская правда», люди, смерды, закупы, рядовичи, челядь, вече.

Уметь делать сравнительный анализ исторического развития Владимира-Суздальского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, Новгорода и Пскова.

Оценка деятельности русских князей.

§18

29.11

23.

Западная Европа в XII-XIII вв.

1

Урок применения знаний

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом общест­ве. Особенности хозяйст­венной жизни, торговые коммуникации в средне­вековой Европе. Роль церкви

Григорий VII, Иннокентий III, Алексей I, Урбан II, Михаил III Палеолог, Фома Аквинский. Уния, крестовый поход, индульгенция.

Объяснять процесс становления средне­вековых городов, указывать причины обострения конфлик­тов между церковной и светской властью.

Вопросы и задания к документам

§19

5.12

24.

Крестовые походы и Русь

1

Урок применения знаний

Анализ по­литики и военной деятельности Александра Невского.

Григорий IX, Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище

Знать причины крестовых походов на Восток. Роль Александра Невского в разгроме

Работа в группах

§19

6.12

25.

Монгольские завоевания

1

Комбинированный урок

Цивилизация Востока в эпоху средневековья. Особенности социаль­ной структуры, эконо­мической жизни, поли­тических отношений. Арабские, монгольские, тюркские завоевания

Темучин (Чингисхан), Мухаммед, Угедей, Чжучи. Курултай, нойон, нукер, араты, улус.

Характеризовать особенности общест­венного устройства и хозяйственной дея­тельности государств Востока

Составление таблицы «Образование империи Чингисхана».

§20

12.12

26 - 27.

Русские земли и монгольское нашествие.

2

Комбинированный

Основные события монголо-татарского ига.

Даниил Галицкий, Батый, монгольское иго.

Знать основные события монголо-татрского ига на Руси

Диспут на тему «Русские земли между агрессией Востока и Запада: проблема выживания». Обсуждение точек зрения рос­сийских историков на влияние татаро-монгольского завоевания на русские земли

§20

13.12

19.12

28.

Образование централизованных государств в Западной Европе.

1

Комбинированный урок

Усиление королевской власти, создание органов сословного представительства, столетняя война, феодальная раздробленность в центральной Европе.

Людовик VIII, Филипп IV, Вильгельм Завоеватель, Иоанн Безземельный, Карл IV, Эдуард III, Филипп VI Валуа, У. Тайлер, Жана д»Арк, Карл VII. Домен, кортесы, парламент, Генеральные штаты, Реконкиста, Жакерия, джентри.

Указывать предпосылки усиления королевской власти в Европе, сравнивать основные типы государственности, сложившиеся в странах Европы.

Индивидуальные задания, составление сравнительной таблицы.

Диагностическая работа.

§21

20.12

29-30.

Объединение русских земель вокруг Москвы

2

Лекция с элементами беседы

Возвышение Москвы; Московия, Литва и Золотая Орда, Куликовская битва, ослабление державы Чингисидов, Грюнвальдская битва, завершение объединения русских земель, «стоянии е на реке Угре»

Даниил, Юрий, Иван Калита, Семен Гордый, Иван Красный, Ольгерд, Мамай, Дмитрий Донской, Тохтамыщш, Тимур (Тамерлан), Витовт,Василий I, Иван III, судебник

Знать причины возвышения Москвы. Деятельность московских князей.

Составление конспекта по теме, сообщение

§22-23

26.12

27.12

31.

Повторительно-обобщающий урок. Русь, Европа и Азия в эпоху классических знаний.

1

Дискуссия.

09.01

Тема 8. Позднее Средневековье. Европа на рубеже Нового времени. XVI –начало XVII вв. ( 8 часов)

32.

Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки.

1

Урок изучения нового материала

Открытие Америки. Доколумбовые цивилизации Америки, создание первых колониальных империй.

Х. Колумб, А. Веспуччи, Б. Диас, Васко да Гама, Э. Кортес, Ф. Писарро, Ф. Дрейк, Ф. Магеллан. Майя, ацтеки, инки.

Характеризовать влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

Заполнение таблицы «Великие географические откры­тия и их последствия», Сообщения учащихся по теме: «Судьба народов доколумбовой Америки».

§24

10.01

33.

Западная Европа: новый этап развития

1

Комбинированный.

Переход к мануфактурному производству, эпоха Возрождения, Начало Реформации и первые религиозные войны в Европе.

Мануфактуры (смешанные, рассеянные, централизованные), огораживание, эпоха Возрождения, схизма, секуляризация, анабаптисты, иезуиты, англиканская церковь. И. Гутенберг, Д. Алигьери, Ф. Петрарка, Д. Бокаччо, Д. Чосер, У. Шекспир, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Я. Гус, Я. Жижка, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, И. Лойола, Н. Коперник, Д. Бруно.

Называть предпосылки и последствия перехода к мануфактурному производству. Уметь сопоставлять протестант­ские религиозные доктрины

Составление развернутого плана на тему «Контррефор­мация и религиозные войны в Европе». Терминологический диктант.

§25

16.01

34.

Абсолютистские монархии в Западной Европе.

1

Урок изучения нового материала.

Харак­теристика абсолютизма как закономерного этапа развития государственности. Сущность и формы абсолютизма

Генрих VII, Франциск I, Филипп II, Генрих IV Наваррский, Елизавета I, Мария Стюарт, Н. Макиавелли. Абсолютизм.

Характеризовать причины перехода европейских стран к абсолютизму, называть предпосылки и особенности абсолютизма в Англии и Франции.

Сообщения учащихся.

§26

17.01

35.

Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного.

1

Комбинированный

Основные направления деятельности Ивана Грозного. Становление абсолютизма в России, опричнина.

Иван Грозный, А.М. Курбский, стрельцы, опричнина, приказы, Земский собор

Характеризовать политику Ивана IV.

Работа с проблемными вопросами

§26

23.01

36.

Смутное время в России.

1

Комбинированный

Аналитический обзор событий Смутного времени, выявление политических и соци­альных факторов «смуты» и ее последствий.

Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Кладислав, К. Минин, Д. Пожарский, М.Ф. Романов, народное ополчение

Характеризовать политику Бориса Годунова, знать основные события и «действующих лиц» периода Смуты.

Тест

§27

24.01

37.

Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг. )

1

Урок изучения нового материала.

Причины войны, основные этапы и события, Вестфальский мир.

Карл V Габсбургш, Кристиан IV, А. Валленштейн, Густав II Адольф

Анализ последствий войны для между­народного положения России.

Составление таблицы «Тридцатилетняя война - основные перио­ды».

§27

30.01

38.

Государства Азии в позднем Средневековье.

1

Комбинированный

Возвышение и кризис Османской империи. Характеристика обществен­ного уклада Обзор основных со­бытий истории Китая и Индии.

Осман I, З. Бабур, Надир-Шах, военно-ленная система, янычары, джагирдары, заминдары, сикхи

Характеризовать причины ослабления Османской империи и империи Великих моголов.

Подготовка сообщений на тему «Государст­ва Востока в ХУ-ХУП веках»

§28

31.01

39.

Повторительно-обобщающий урок.

1

Урок применения знаний.

Диагностическая работа по изученному материалу.

06.02

Тема 9. Европа на новом этапе развития. Середина XVII-XVIII вв. (9 часов)

40.

Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии (1640-1660)

1

Комбинированный

Обострение противоречий в английском обществе начала XVII века. Начало революции в Англии, установление диктатуры Кромвеля, режим протектората и реставрация.

Яков I, Карл I, О. Кромвель, Д. Лильберн, Монк, Карл II. Пресвитериане, индепенденты, пуритане, левеллеры, диггеры.

Характеризовать причины, особенности и значение буржуазной революции в Англии.

Работа с таблицей.

§29

07.02

41.

Эпоха просвещения и просвещенный абсолютизм.

1

Лекция учителя

Философско-мировоззренческие основы идеологии Просвещения.

Д. Локк, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеций, П. Гольдбах, Ж. Мелье, Г. Мабли, И. Гердер, Мария Терезия, Иосиф II, В. Моцарт, И. Гайдн, Фридрих II. Естественное право, общественный договор, просвещенный абсолютизм.

Сопоставлять идеи мыслителей эпохи Просвещения на государственное устройство, давать характеристику распространению идей просвещенного абсолютизма.

Индивидуальные задания, составление таблицы.

§30

13.02

42-43.

Россия: становление Великой державы.

1

Комбинированный урок

Россия и Украина в XVII веке. Усиление абсолютизма в России, реформы Петра I, Северная война,

Алексей Романов, Богдан Хмельницкий, И. Выговской, С. Разин, Никон, Ф.А. Романов, Софья, Петр I, Карл XII, Мазепа И. Соборное уложение, местничество, старообрядчество, Сенат, Святейший Синод, Табель о рангах.

Знать характеристику деятельности Алексея Михайловича, Петра I. Значение победы России в Северной войне.

Проверочная работа

§31-32

14.02

20.02

44-45.

Россия и Европа во второй половине XVIII века.

1

Комбинированный урок.

Итоги развития России в XVIII веке. Екатерина Великая. Россия, Пруссия и Польша, Семилетняя война. Разделы Польши.

Алексей Петрович, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Э. Бирон, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Е. Пугачев, А.В. Суворов, П.А. Румянцев, С. Понятовский, Т. Костюшко

Знать причины Дворцовых переворотов. Дать характеристику роли России в европейской политике.

Работа с текстом учебника и дополнитель­ными материалами. Тестирование.

§33-34

21.02

27.02

46.

Промышленный переворот в Англии и его последствия.

1

Комбинированный

Социально-экономические предпосылки промышленного переворота. Особенности политического развития Англии в эпоху промышленного переворота. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Яков II, Вильгельм Оранский, Д. Уатт, Т. Мальтус, луддизм

Объяснение исторической зна­чимости промышленного переворота в крупном государстве Европы.

Дискуссия по вопросу о том, почему именно Англия ста­ла родиной перехода к новому типу цивилизацион-ного развития.

§35

28.02

47.

Мир Востока в XVIII веке: наступление колониальной системы

1

Урок изучения нового материала.

Ослабление Османской империи. Британское завоевание Индии. Китай: на пути самоизоляции.

Режим капитуляций, ваххабизм, фактории, сипаи

Объяснение причин замедленного развития стран Востока, возникновения возможно­стей их подчинения промышленными дер­жавами.

Работа по вопросам учебника.

§36

05.03

48.

Повторительно-обобщающий урок «Западная Европа и Россия в XVII-XVIII вв»

1

Урок применения знаний.

Компьютерное тестирование

06.03

Тема 10. Время потрясений и перемен. Конец XVIII – начало XIX вв. (8 часов)

49.

Война за независимость в Северной Америке.

1

Комбинированный урок

Колонии Англии в Северной Америке в XVIII веке. Начало войны за независимость в Америке. Америка на пути к освобождению. Утверждение демократии в США.

Георг III, Франклин, Т. Джефферсон, С. Адамс, Д. Вашингтон, «бостонское часепитие», Билль о правах.

Влияние образования США на политическое развитие Европы.

Работа с таблицей.

§37

12.03

50.

Великая Французская революция и ее последствия для Европы.

1

Урок изучения нового материала.

Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. Первые шаги революции. Конвент и якобинская диктатура во Франции. Термидорианская диктатура и директория.

М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ж. П. Марат, Людовик XVI, Наполеон Бонапарт, Ж Эбер, Г. Бабеф, третье сословие, якобинцы, кордельеры, федерат, жирондисты, революционный террор, эбертисты, термидорианский режим.

Дать оценку основным событиям революции во Франции . Значение революции во Франции, ее воздействии на судьбы народов Европы.

Дискуссия на тему «Почему революция во Франции вошла в историю как Великая?».

§38

13.03

51.

Наполеоновские войны.

1

Урок применения знаний. Роль России как ве­дущей державы в поддержании равновесия сил в Европе.

Империя Наполеона I. Завоевательные войны Наполеона. Народы против империи Наполеона. Тильзитский мир.

Г. Нельсон, А.В. Суворов, Александр I, Франц I, Жозеф Бонапарт, континентальная блокада, гражданское сознание, национальное самосознание.

Сильные и слабые стороны режима Империи во Франции. Сопостави­тельный анализ положения России и Франции в начале XIX века.

Обсуждение с учащимися феномена На­полеона, значения его личности для наро­дов Европы.

§39-40

19.03

52.

Отечественная война 1812 года и крушение империи Наполеона.

1

Презентация.

Политика Александра I после заключения Тильзитского мира. Тактика России в Отечественной войне 1812 г. Ев­ропейская политика 1813-1815 гг., ее осо­бенности. Венский конгресс. Подъем национализма в европей­ских странах и его значение.

М. И. Кутузов, Ш. Талейран, Людовик XVIII, А. Веллингтон, Г. Блюхер

Дать оценку решениям Венского конгресса.

Анализ документа.

§39-40

20.03

53.

Реакция и революции в Европе. 1820-1840 гг.

1

Объяснение материалов учебника.

Священ­ный союз как первая в истории система ев­ропейской безопасности. Характер поставленных им целей и кризис его политики. Революционные движения в Европе и Рос­сия: зарождение конфликта. Причины огра­ниченности результатов революций 1848-1849 гг. в Европе.

К. Меттерних, Карл X, Луи Филипп, О. Бланки, Л.Э.Кавеньяк, Луи Бонапарт, Вильгельм IV, Д. Гаррибальди, Л. Кошут, Франц -Йозеф

Характеризовать причины и последствия революций в Европе.

Семинар.

§41

02.04

54.

Россия в первой половине XIX века.

1

Комбинированный урок

Попытки реформ в России и причины их провала. Правление Александра I, Россия при Николае I.

Павел I, Александр I, М.М.Сперанский, А.А. Аракчеев, С.С. Уваров, А.С.Хомяков, С.М.Соловьев, Т.Н.Грановский, М.Н.Катков, К.Д.Кавелин, А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.П.Огарев, М.В. Петрашевский, декабристы, славянофильство, западничество.

Знать особенности правления Александра I и Николая I.

Дискуссия: «Самодержавие и оппозиция в России: развитие противостояния»

§42-43

03.04

55.

Россия и «восточный вопрос»

1

Комбинированный урок

«Восточный вопрос». Россия в Крымской войне

Мухаммед-Али, Николай I, Наполеон III, танзимат

Последствия Крымской войны.

Сообщения учащихся о героической обороне Севастополя. Дискуссия на тему: «Россия и Запад в середине XIX века: при­чины конфликта».

§43

09.04

56.

Обобщающий урок по теме: «Меняющийся облик мира и Россия»

Урок применения знаний.

Контрольная работа

10.04

Тема 11. Становление индустриальной цивилизации. Вторая половина XIX вв. (12 часов)

57.

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.

1

Урок изучения нового материала.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Чарти­стские движение в Англии.

Ю. Либих, Р. Фултон, Д. Стефенсон, чартизм, локаут

Предпо­сылки углубления промышленного переворота и его социальные последствия.

Обсуждение проблемных заданий.

§44

16.04

58.

Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока.

1

Урок изучения нового материала

Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго» эшелона. Особенности сопро­тивления колонизаторам в странах Востока. Уникальность положения Японии и предпосылки ее перехода к индустриаль­ному развитию.

М. Перри, Муцухито (Мэйдзи). Сипаи, тайпины, «опиумные» войны, модернизация, синтоизм, дайме

Давать характеристику соперничеству России, Англии и Франции за влияние на Ближнем Востоке, объяснять причины обострения восточного вопроса.

Работа в группах. Сравнительная характеристика развития государств Востока.

§45-46

17.04

59.

Национализм в Европе: возникновение новых индустриальных держав.

1

Комбинированный урок

Предпосылки возникно­вения крупных национальных государств в Германии и Италии. Воссоединение Италии. Роль Пруссии в объединении Германии. Франко-прусская война.

К. Кавур, Виктор-Эммануитл, О. Бисмарк, фон Мольтке

Знать причины и последствия объединения Германии и Италии.

Обсуждение уроков Парижской коммуны и ее значения для революционно­го движения в Европе.

§47

23.04

60.

Страны Западного полушария в XIX веке.

1

Комбинированный

Освободительные революции в странах Латинской Америки, США в первой половине XIX века, гражданская война в США.

М. Идальго, Х. Морелос, С. Боливар, М. Бельграно, Х. Сан-Мартин, А. Итурбиде, Д. Монро, А. Линкольн, Д. Дэвис, Р.Ли, У. Грант, У. Шерман, доктрина Монро, гомстеды.

Характеризовать значение отмены рабства в США для раз­вития американской демократии. Уроки и опыт гражданской войны в США.

Сообщения учащихся о лидерах революци­онного движения в Латинской Америке

§48

24.04

61-62.

Незавершенные преобразования в России.

2

Комбинированный урок.

Предпосылки осуществления реформ в России. Политические условия осуществ­ления реформ «сверху» и причины кон­фликта между властью и обществом. Осо­бенности политики Александра III.. Консер­ватизм и либерализм в российском общест­ве.

Александр II, Александр III, С.Ю. Витте, земское самоуправление, суд присяжных.

Характеризовать основные направления политики Александра II и Александра III/

Работа с таблицей: «Реформы Александра II»

§49-50

30.04

07.05

63.

Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки.

1

Урок изучения нового материала

Завершение колониального раздела мира. Развитие соперничества евро­пейских держав в борьбе за колонии. Причины особой агрессив­ности Англии в проведении колониальной политики. Колониализм: последствия для метрополий и колоний.

Мухаммед Ахмед, С. Родс, зависимое государство, махди, доктрина открытых дверей, ихэтуани.

Ана­лизировать последствия колониальной экспансии для европейских держав.

Составление развернутого плана «Завершение колониального раздела мира»

§51

08.05

64.

Россия – многонациональная империя.

1

Комбинированный урок

Выделение основных этапов расширения границ Российской им­перии. Характеристика национальной поли­тики самодержавия.

Туркестан

Давать характеристику политике самодержавия в национальном вопросе.

Работа с документами.

§52

14.05

65.

Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX века.

1

Комбинированный урок

Выделение основных направлений в обще­ственно-политической мысли. Марксизм и его роль в развитии рабочего, революционного движения. Особенности общественно-политической мысли России

Либерализм, утилитаризм, консерватизм, утопический социализм, анархизм. А. Смит, И. Бентам, Д. Рикардо, А. Сен-Симон, С. Сисмонди, Т. Карлейль, Р. Оуэн, П. Прудон, Л. Бланк, Ш. Фурье, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, А.И. Герцен , М.А. Бакунин, П.Л.Лавров

Объяснять связь между революционно-демократическим движением в России и западноевропейским социалистическим движением.

Сообщения учащихся о ведущих представителях ее главных течений, работа с таблицей.

Диагностическая работа.

§53

15.05

66.-67

Наука и искусство в XVIII – XIX вв.

2

Комбинированный урок

Принципы развития ес­тественнонаучных знаний, роль материали­стических воззрений в науке. Характери­стика основных направлений в литературе XIX века.

П. Лаплас, К. Линней, М.В. Ломоносов, И. Ньютон, М. Фарадей, Д.И.Менделеев, Ч. Дарвин, П. Бомарше, Д. Свифт, Д. Дефо, И. Гете, И. Шиллер, А.Н.Радищев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, Г. Гейне, Д. Байрон, Ф.М. Достоевский, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, О. Бальзак Стендаль, В. Гюго, Ч. Диккенс.

Знать достижения науки и искусства в XVIII – XIX вв. и их значение для развития общества.

Доклады учащихся о выдающихся деятелях науки и культуры с использованием презентаций

§54-55

21.05

22.05

68-69

Повторительно-обобщающий урок.

2

Урок применения знаний.

Контрольное компьютерное тестирование.

28.05

29.05



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М л несмелова в и уколова а в ревякин всеобщая история с древнейших времен до конца xix века 10 класс методические рекомендации программа

    Методические рекомендации
    ... С древнейшихвремендоконцаXIXвека10класс Методические рекомендации ПРОГРАММА ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ: С ДРЕВНЕЙШИХВРЕМЕНДОКОНЦАXIXВЕКА10класс, базовый уровень (30 ч), профильный уровень (58 ч) Пояснительнаязаписка Представленная программа ...
  2. Рабочая программа по курсу «всеобщей истории и истории россии с древнейших времен до конца х i х века»

    Рабочая программа
    ... учебника «Всемирнаяистория. ИсторияРоссии и мира с древнейшихвремендоконца ХIХ века», 10класс, Н.В. Загладин, М.: Русское слово, 2005 г., 44 часа ИсторияРоссии ориентировано на ...
  3. Рабочая программа по курсу «всеобщей истории и истории россии с древнейших времен до конца х i х века»

    Тематическое планирование
    ... учебника «Всемирнаяистория. ИсторияРоссии и мира с древнейшихвремендоконца ХIХ века», 10класс, Н.В. Загладин, М.: Русское слово, 2005 г., 44 часа ИсторияРоссии ориентировано на ...
  4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу « История с древнейших времен до конца XIX века» для 10 класса (базовый уровень) на 2009-2010 учебный год Хомякова Нина Александровна

    Рабочая программа
    ... ______________2009 г __________ 2009 г. РАБОЧАЯПРОГРАММА по курсу « История с древнейшихвремендоконцаXIXвека» для 10класса (базовый уровень) на 2009 ...
  5. Пояснительная записка (418)

    Пояснительная записка
    ... Всемирнаяистория. ИсторияРоссии и мира с древнейшихвремендоконцаXIX в.10класс. Н.В.Загладин «ВсемирнаяИстория XX в»11 класс. М.: «Русское слово»,2006 Н.В.Загладин., И.С.Козленко., Х.Т.Загладина История. ИсторияРоссии и мира. Программа ...

Другие похожие документы..