Главная > Основная образовательная программа



Образовательная программа

начальной школы

муниципального общеобразовательного учреждения

гимназии № 76

города Челябинска

1. Введение

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Образовательная программа начального образования (далее —образовательная программа) является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Образовательная программа представляет собой компонент системы образования Российской Федерации.

Образовательная программа определяет содержание начального образования и направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся.

Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Четырёхлетнее образование в МОУ гимназии №76 обеспечивается двумя системами обучения:

  1. система Л.В. Занкова;

  2. образовательная программа «Школа 2100».

Эти системы в большей мере обеспечивают решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению образования в основной школе, формирование здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью

1.2. Части образовательной программы начальной школы

2.1. Образовательная программа для первой ступени начального образования состоит из следующих обязательных частей:

2.1.1Пояснительная записка.

2.1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования .

2.1.3.Учебный план начального общего образования.

2.1.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

2.1.5.Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования.

2.1.6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2.1.7 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

2.1.8. Система оценки учебных достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2.2. В образовательную программу включены другие компоненты, отражающие особенности и интересы учащихся начальной школы МОУ гимназии № 76 города Челябинска с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в начальном образовании

2.3. Соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса МОУ гимназии № 76 города Челябинска, соответствует соотношению инвариантной и вариативной частей Базисного учебного (образовательного) плана.

1.3. Цели образования

Цели образования на первой ступени начального образования

При построении системы непрерывного образования в рамках гуманистической гимназии ключевой проблемой является переход с образования, ориентированного в первую очередь на освоение учащимися определенного содержания общественного опыта, на образование, ориентированное на развитие человека как целостности. В таком образовании ведущей стороной развития обучающихся рассматривается их социокультурное развитие. Социально-культурное развитие человека - это развитие его личностного опыта. Личностный опыт обучающихся выступает как основной предмет педагогического воздействия и основной предмет развития в образовательном процессе. Личностная культура - это личностный опыт, воспроизводимый в условиях самостоятельно принимаемых решений.

Становление личностной культуры на каждом этапе социокультурного развития человека происходит за счет становления следующих элементов личностного опыта:

1) личностной системы ценностей;

2) целостной, личностно-отнесенной картины мира в сознании человека (знания);

3) деятельностной стороны личностного опыта, представленной освоенными средствами и способами различных видов деятельности.

Развитие личности как ведущая функция образования, характеризует личностно-ориентированную модель образования.

Основой базиса личностной культуры являются представления; общей личностной культуры - системы понятий и категорий, выработанные общественным опытом и усвоенные человеком; личностной культуры индивидуального уровня - уникальная система понятий и категорий, сложившаяся в сознании индивида; универсальной личностной культуры - гармоничное использование всех основных групп культурных средств: орудий, представлений, понятий и категорий.

Выбор в качестве концептуально-­теоретической основы реализации программы развития МОУ гимназии № 76 концепции образования, ориентированного на развитие человека как целостности, позволяет коллективу реализовать миссию гимназии и решить все выявленные проблемы взаимосвязано и взаимоcогласованно.

Так, во-первых, работа с большими объемами информации требует формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся, а также развития способности связывать эту информацию в целостную картину мира, чему будет во многом способствовать включение в образовательные программы метапредметного компонента. Необходимость включения в содержание образования как можно более разнообразной информации делает не только обоснованной информатизацию системы образования, но и указывает на разработку, поиск и внедрение в педагогическую практику информационных технологий действительно способствующих проявлению и становлению самостоятельности человека.

Во-вторых, выделение общих закономерностей развития человека как основы построения образовательного процесса создает объективное основание построения системы непрерывного образования.

В-третьих, осуществление направленности развития обучающихся в процессе образования на нравственное становление личности требует целенаправленного осуществления воспитания.

В-четвертых, проблемы организации образования одаренных детей также наиболее эффективно могут быть разрешены при рассмотрении индивидуальных особенностей развития обучающихся в их соотнесении с общими закономерностями развития человека как такового.

В- пятых, учтены индивидуальные, общественные потребности и интересы.

Изложенная выше концепция позволяет реализовать педагогам гимназии все нормативно-законодательные требования, предъявляемые к качеству образования, определенного стандартами второго поколения и определяет стратегию МОУ гимназии № 76 г. Челябинска.

Стратегия развития МОУ гимназии № 76 заключается в направленности деятельности коллектива на следующее:

Реализацию личностно-ориентируемой парадигмы развивающего образования, которая предполагает:

    • создание модели образования, ориентированного на развитие человека как целостности при ведущей роли воспитывающей функции образования;

    • создание личностной системы ценностей учащихся, отличающихся высокой степенью общезначимости;

    • становление саморазвивающейся личности;

    • реализацию духовных потребностей человека;

    • создание условий для установления учащимися связи между учением и собственными потребностями, своей внутренней жизнью;

    • формирование активного отношения личности к себе, другому человеку, миру, готовности к позитивному преобразованию структуры своих отношений;

    • становление личности в коллективе;

    • организацию образовательного процесса, в котором учащиеся могут выступать в педагогической позиции по отношению друг к другу «научился сам, научи другого»;

    • дифференциацию и индивидуализацию образования через профильное обучение и систему дополнительного образования;

    • обнаружение способностей и одаренности через мониторинговые исследования и создания портфолио достижений учащихся с 1-го по 11-й класс.

  1. Создание модели нового педагогического стиля, который будет проявляться в личностной позиции учителя, стремлении и готовности педагогов к следующему:

  • к согласию и развитию способности к профессиональной деятельности в инновационных условиях;

  • к управлению образовательным процессом с позиции «вдохновляющего лидера»;

  • к отношениям сотрудничества, обращенного к будущему, взаимопомощи равных перед будущим;

  • к позиции учителя как координатора образовательного процесса, консультанта, участника совместного образовательного процесса;

  • к усилению роли продуктивной творческой функции: учение – основа творчества;

  • к мотивации познавательной деятельности учащихся;

  • к непрерывному развитию своей личности, повышению своей педагогической компетентности;

  • к экспериментальной, исследовательской, инновационной педагогической деятельности;

  • к развитию способности видеть перспективы, проектировать будущее, реализовывать замыслы, рефлексировать свою и коллективную деятельность.

  1. Непрерывное коллективное проектирование собственной деятельности

на всех уровнях организации педагогического процесса, которое предполагает:

  • анализ ситуации, целеполагание, планирование, реализацию (контроль и регуляцию), рефлексию результата и деятельности, принятие управленческих решений;

  • коллективное проектирование как продуктивную совместную деятельность, которая включает следующие аспекты:

  • ориентацию на коллективное творчество;

  • моделирование педагогических или использование жизненных ситуаций для становления человека и формирования межличностных отношений;

  • оснащение учащихся управленческими умениями, стратегиями саморазвития и саморегуляции,

  • развитие способностей принимать решения в новых, возможно, в беспрецедентных ситуациях;

  • использование «метода проектов», которые пронизывают всю деятельность педагогов и гимназистов (социальные проекты, художественные, исследовательские, творческие, сетевые), способствуют самоопределению и учителя, и ученика, позволяют реализовать свои желания и способности, стать организаторами собственного образования и развития.

  1. Демократизацию управления МОУ гимназией № 76, которая заключается в следующем:

  • в использовании общественно-государственного принципа управления;

  • в использовании программно-целевого подхода;

  • в создании мотивационных условий;

  • в участии общественных организаций в решении управленческих и образовательных задач, в работе общественного органа управления – Совета гимназии;

  • в управлении командами разного административного уровня;

  • в развертывании детского самоуправления, коммунарского движения, других молодежных движений.

Цели общего образования

    1. Обеспечить возможности индивидуального прогресса обучающихся в основных сферах их личностного развития.

    2. Осуществить непрерывность образования по ступеням обучения.

    3. Способствовать формированию личностной системы ценностей учащихся, отличающихся высокой степенью общезначимости.

    4. Формировать у обучающихся универсальные учебные действия.

    5. Формировать целостную, личностно-отнесенную картину мира в сознании обучающихся.

Цели образования начальной школы Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 76

  • Обеспечить полноценное развитие ребенка в соответствии с его возрастными особенностями.

  • Обеспечить необходимый и достаточный уровень образования обучающихся для успешного продолжения образования в основной школе.

  • Сформировать готовность к дальнейшему образованию и самообразованию, стремление к выбору индивидуальной траектории образования.

  • Сформировать у обучающихся универсальные учебные действия на материале предметных программ.

  • формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения

2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования .

Учебный (образовательный)план Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 76

Пояснительная записка

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребёнка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени осуществляется преимущественно за счёт введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, реализацию принципов деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Инвариативная часть Базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению образования в основной школе, формирование здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Исходя из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, инвариантная часть увеличена на 1 час (за счёт вариативной части) на изучение информатики в начальной школе со 2 класса.

Вариативная часть Базисного учебного плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. В целях реализации преемственности начальной и основной школы, пропедевтики профильного обучения, в соответствии с гражданским заказом родителей обучение в начальной школе ведётся по трём направлениям: лингвистическое (юный лингвист), гуманитарное (юный журналист), социально-правовое (юный дипломат). Время, отводимое на вариативную часть, используется в гимназии № 76 на углублённое изучение риторики (во всех классах), углублённое изучение английского языка (в классе юных лингвистов), информационных технологий (в классе юных журналистов), второго иностранного языка: французского или немецкого (в классе юных дипломатов). Использование вариативной части осуществляется в рамках шестидневной учебной недели. В 1 классе в соответствии с системой гигиенических требований, определяющих максимально допустимую нагрузку учащихся, вариативная часть отсутствует.

Продолжительность урока в начальной школе:

в 1 классе – 35 мин;

во 2 – 4 классах – 45 мин.

Продолжительность учебного года:

в 1 классе – 33 учебные недели;

во 2 – 4 классах – 35 учебных недель.

Начальная школа гимназии № 76 работает в режиме 6-дневной недели. При изучении иностранного языка осуществляется деление классов на две группы.

Внеучебные занятия направлены на реализацию дополнительных образовательных программ, программ социализации учащихся, воспитательных программ.

Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №76

Начальное общее образование

Вариант 2

Класс юных лингвистов

Учебные предметы

Классы

Количество часов в неделю

Всего часов

I

I I

I I I

IV

Инвариантная часть

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Информатика

-

1

1

1

3

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Музыка

1

1

1

1

4

ИЗО

1

1

1

1

4

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого

20

23

23

23

89

Вариативная часть (6-дневная неделя):

  • компьютер для начинающих;

  • английский язык.

-

2

1

1

2

2

2

2

6

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе

-

25

25

25

75

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе

20

-

-

-

20

Внеучебная работа:

10

10

10

10

40

Всего к финансированию

30

35

35

35

135

Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №76

Начальное общее образование

Вариант 2

Класс юных журналистов

Учебные предметы

Классы

Количество часов в неделю

Всего часов

I

I I

I I I

IV

Инвариантная часть

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Информатика

-

1

1

1

3

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Музыка

1

1

1

1

4

ИЗО

1

1

1

1

4

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого

20

23

23

23

89

Вариативная часть (6-дневная неделя):

  • риторика;

  • информационные технологии.

-

2

1

1

2

1

1

2

1

1

6

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе

-

25

25

25

75

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе

20

-

-

-

20

Внеучебная работа:

10

10

10

10

40

Всего к финансированию

30

35

35

35

135

Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №76

Начальное общее образование

Вариант 2

Класс юных дипломатов

Учебные предметы

Классы

Количество часов в неделю

Всего часов

I

I I

I I I

IV

Инвариантная часть

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

16

Информатика

-

1

1

1

3

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Музыка

1

1

1

1

4

ИЗО

1

1

1

1

4

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

Итого

20

23

23

23

89

Вариативная часть (6-дневная неделя):

  • риторика;

  • французский/немецкий язык.

-

2

1

1

2

1

1

2

1

1

6

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе

-

25

25

25

75

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе

20

-

-

-

20

Внеучебная работа:

10

10

10

10

40

Всего к финансированию

30

35

35

35

135

Внеучебная деятельность (класс юных лингвистов)

Направления

Классы

Количество часов в неделю

Всего часов

I

I I

I I I

IV

Спортивно-оздоровительное:

  • бассейн;

  • хореография.

2

2

2

2

8

Художественно-эстетическое:

  • культура англоязычных стран;

  • театр.

2

2

2

2

8

Научно-познавательное:

  • основы книжной культуры;

  • интеллектуальные игры.

2

2

2

2

8

Туристско-краеведческое:

  • краеведение;

  • клуб «Юные миротворцы».

2

2

2

2

8

Общественно-полезная деятельность

1

1

1

1

4

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

Всего к финансированию

10

10

10

10

40

Внеучебная деятельность (класс юных дипломатов)

Направления

Классы

Количество часов в неделю

Всего часов

I

I I

I I I

IV

Спортивно-оздоровительное:

  • общефизическая подготовка;

  • бассейн.

2

2

2

2

8

Художественно-эстетическое:

  • хореография;

  • вокал.

2

2

2

2

8

Научно-познавательное:

  • кружок «По странам и континентам»;

  • шахматы.

2

2

2

2

8

Туристско-краеведческое:

  • краеведение;

  • экскурсии.

2

2

2

2

8

Общественно-полезная деятельность

1

1

1

1

4

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

Всего к финансированию

10

10

10

10

40

Внеучебная деятельность (класс юных журналистов)

Направления

Классы

Количество часов в неделю

Всего часов

I

I I

I I I

IV

Спортивно-оздоровительное:

  • общефизическая подготовка;

  • бассейн.

2

2

2

2

8

Художественно-эстетическое:

  • клуб «Юный фотограф»

  • изо деятельность.

2

2

2

2

8

Научно-познавательное:

  • клуб «В поисках фактов»;

  • культура речи.

2

2

2

2

8

Туристско-краеведческое:

  • экскурсии;

  • исследовательская деятельность.

2

2

2

2

8

Общественно-полезная деятельность

1

1

1

1

4

Проектная деятельность

1

1

1

1

4

Всего к финансированию

10

10

10

10

40



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОСШ №13 г Нижневартовска на период 2011-2015 годы

    Основная образовательная программа
    ... 76 учебных часов на 4 учебных года. Резервные часы по программе ... Итогом образовательнойпрограммыначального общего образования гимназии является ... реализации основных образовательныхпрограммначальнойшколы. В начальнойшколе используются «Технология ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования моу «гимназия №1» с красногвардейского

    Заседание
    ... программ. Конечный результат образовательной деятельности гимназии как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника начальнойшколы ... , написание элементов букв). Букварный период (76 ч) В букварный период ведётся работа по ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования г серпухов

    Основная образовательная программа
    ... подлежит усвоению в начальнойшколе, определена программой «школа России». Основная образовательнаяпрограмманачального общего образования МОУ гимназии №1, разработана в соответствии ...
  4. Образовательная программа (13)

    Основная образовательная программа
    ... основную образовательнуюпрограммуначального общего образования. 1. Реализовать основную образовательнуюпрограммуначальнойшколы в ... М.:Просвещение, 2004. 4. Математика Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Алгебра. ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (87)

    Основная образовательная программа
    ... образовательнойпрограммыначальнойшколы МБОУ Буревестниковская средняя общеобразовательная школа 298 I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательнаяпрограмманачального ... представления выпускниками гимназии портфолио ... , 74, 76, 79, 83 ...

Другие похожие документы..