Главная > Основная образовательная программа


Проектная деятельность в рамках курса «Окружающий мир»

Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для организации внеурочной работы младших школьников. Она служит продолжением урока и предполагает участие всех учащихся.

Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете, в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений, экскурсий, значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.

Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная деятельность может носить как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный характер. Курс «Окружающий мир» включает большое число экскурсий, в ходе которых может быть организована исследовательская проектная деятельность.

Исследовательская проектная деятельность младших школьников с учетом их возрастных особенностей может быть в большей мере ориентирована на организацию самостоятельных исследований по изучению флоры и фауны, полезных ископаемых и горных пород своего региона, проведение фенологических наблюдений, наблюдений за своим организмом, выявление влияния деятельности человека на природу, знакомство с региональной топонимикой, определение конкретных связей истории и культуры своего края с общероссийской историей и культурой, моделирование социокультурных ситуаций в ценностном контексте традиционной культуры народов своего края.

Заметим, что проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

  • во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;

  • во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;

  • в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.

Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

Ниже в таблице представлены примерные направления проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности ее организации. По усмотрению учителя список объектов, формы и особенности организации проектной деятельности могут быть изменены в соответствии со спецификой природы и культуры региона.

Примерные направления проектной деятельности

Формы и особенности организации проектной деятельности

Объект исследования: объекты и явления природы

Сезонные явления природы

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Погода Челябинской области

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Минералы и горные породы Челябинской области

Групповая (экскурсия в природу или краеведческий музей)

Почвы Челябинской области

Групповая (экскурсия в природу или краеведческий музей)

Дикорастущие растения Челябинской области

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Культурные растения Челябинской области

Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)

Грибы Челябинской области

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Местные виды насекомых

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Разнообразие и поведение рыб

Индивидуальная (домашнее задание)

Местные виды птиц (на примере обитателей аквариума)

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)

Индивидуальная (домашнее задание)

Домашние животные вокруг нас

Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)

Поведение домашних животных (на конкретном примере)

Индивидуальная (наблюдение)

Экологические связи в природе

Индивидуальная (наблюдения, работа с информацией), групповая (экскурсия)

Местная экосистема (лес, водоем, луг или др.)

Групповая (экскурсия)

Влияние факторов среды на рост и развитие растений

Индивидуальная (домашнее задание — проведение опытов и наблюдений)

Объект исследования: деятельность человека в природе

Хозяйственная деятельность людей в Челябинской области

Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы),

групповая (посещение предприятий)

Влияние деятельности человека на экосистемы Челябинской области

Групповая (экскурсия)

Загрязнение экосистем Челябинской области

Групповая (экскурсия)

Правила поведения в экосистеме

Групповая (экскурсия)

Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области

Индивидуальная (работа с литературой), групповая (экскурсия)

Природоохранная деятельность человека в Челябинской области

Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы), групповая (экскурсия)

Связь между состоянием природы и здоровьем человека

Индивидуальная (беседы с родителями, изучение литературы)

Объект исследования: организм человека

Изменение частоты пульса в течение суток

Индивидуальная (домашнее задание)

Изменение температуры тела в течение дня

Индивидуальная (домашнее задание)

Режим дня младшего школьника

Групповая, индивидуальная

Рациональное питание младшего школьника

Групповая

Источники шума вокруг нас

Групповая, индивидуальная

Объект исследования: игры народов России и мира

Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Сезонные игры народов Южного Урала

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Сезонные игры народов разных регионов России и мира

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Объект исследования: семейная культура

Моя родословная

Индивидуальная

Наш семейный альбом

Индивидуальная

Рецепты домашней кухни

Индивидуальная

Мир наших увлечений

Индивидуальная

Семейные путешествия

Индивидуальная

Объект исследования: Россия и мир на карте

Имена родного края

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

История в названиях рек, морей, океанов

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Прошлое в названиях городов России

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

История в названиях городов мира

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Объект исследования: великие люди России и мира

Чье имя носит моя улица?

Индивидуальная (домашнее задание), групповая

Музей моего земляка

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Памятники города Челябинска

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (экскурсия)

Памятники столицы России

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (очная или

заочная экскурсия)

Памятники столицы (название конкретной страны)

Индивидуальная (домашнее задание), групповая (очная или заочная экскурсия)

Системно, последовательно, углубленно внеурочная проектная деятельность детей, связанная с содержанием курса «Окружающий мир», может быть организована в рамках работы факультативов, школьных кружков и студий. Например, возможность такой системной организации предоставляют факультативы, кружки, студии, программы которых ориентированы на изучение традиционной культуры народов России.

Примеры направлений работы над проектами

Тема: человек и природа

  • Осенние работы и праздники в традиции народов Южного Урала.

  • Зимние работы и праздники в традиции народов Южного Урала.

  • Весенние работы и праздники в традиции народов Южного Урала.

  • Летние работы и праздники в традиции народов Южного Урала.

  • Природные материалы Южного Урала и местные художественные промыслы.

  • Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко-культурных заповедниках.

  • Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов Южного Урала

Тема: человек и семья

  • Терминология родства и свойства в языке народов Южного Урала

  • Традиция наречения имени в культуре народов Южного Урала.

  • Пестование младенцев в культуре народов Южного Урала.

  • Традиционные детские игрушки народов Южного Урала.

  • Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.

  • Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.

  • «Старый и малый» в культуре народов Южного Урала.

Тема: человек и история

  • Топонимика Южного Урала и народные толкования топонимов.

  • Героический эпос народов Южного Урала.

  • Исторические песни и предания народов Южного Урала.

  • Мои земляки в истории России.

  • Мои земляки в культуре России.

  • Хозяйственные промыслы моего края и будущее России.

Варианты проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение»

Тема: малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)

Проекты:

  • Создание сборника пословиц и поговорок.

  • Создание сборника побасенок.

  • Создание сборника загадок.

  • Викторина.

  • Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Тема: сказки

Проекты:

  • Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).

  • Герои сказок в лепке.

  • Герои сказок в рисунках.

  • Создание костюмов для сказочных персонажей.

  • Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.

  • Создание собственных сказок.

  • Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».

Тема: произведения русских поэтов XIX в.

Проекты:

  • Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора! Очей очарованье!».

  • Создание сборника стихов русских поэтов XIX в.

Тема: никто не забыт, ничто не забыто

Проекты:

  • Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто».

  • Малая конференция. Обсуждаемые вопросы: — Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?

— В каких из этих произведений рассказывается о детях?

— Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?

— Как складывается судьба таких героев?

— Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?

  • Создание сборника произведений о войне.

  • Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».

Тема: моя Родина

Проекты:

  • Подготовка сборника произведений о Родине.

  • Создание коллажа «Моя Родина».

  • Подготовка читательской конференции. Темы выступлений:

— Образ Родины в картинах художников.

— Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов.

— Образ Родины в произведениях композиторов.

Тема: былины

Проекты:

  • Организация выставки книг.

  • Создание сборника былин.

  • Подготовка аудиоальбома.

Тема: любимые писатели, герои, произведения

Проекты:

  • Подготовка к параду живых героев.

  • Викторина по произведениям любимых писателей.

  • Драматизация лучших фрагментов книг.

  • Создание сборника любимых произведений.

Факультативы и кружки

Факультатив «Информатика: логика и алгоритмы»

Основное содержание

Атрибутирование. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов и выявление разных значений признаков. Поиск закономерностей в расположении фигур по значению одного_двух признаков. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Определение общих признаков предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значений признаков у разных предметов из этого класса. Заполнение таблицы признаков для предметов из одного класса (в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков для одного из нескольких предметов). Определение признаков, значения которых изменяются при выполнении указываемых действий.

Классификация. Поиск лишнего предмета в группе однородных (несколько вариантов лишнего предмета). Выделение групп однородных предметов среди приведенных и формулирование названий этих групп. Соотнесение общих названий и отдельных предметов. Формулирование разных общих названий отдельного предмета. Построение одно_ и двухуровневых схем родовидовых отношений. Поиск общего в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

Выявление состава и структуры. Определение составных частей предметов; состав этих составных частей и т. д. Построение одно_двухуровневой схемы состава. Описание местонахождения предмета с помощью перечисления объектов, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Определение действий, относящихся как к предмету в целом, так и к его составным частям.

Высказывания. Логическая операция. Логический вывод. Отличение высказываний от других предложений, приведение примеров высказываний, определение истинных и ложных высказываний. Построение отрицаний высказываний. Поиск на рисунке областей пересечения и объединения двух групп объектов и элементов из этих областей. Отношения между группами объектов (объединение, пересечение, вложенность).

Построение сложных высказываний путем применения логических операций к более простым. Запись выводов в виде правил «если — то». Составление коротких цепочек правил «если — то» по заданной ситуации.

Алгоритмы. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Приведение примеров последовательности действий в быту, сказках. Точное выполнение действия под диктовку учителя. Понимание построчной записи алгоритмов и записи с помощью блок-схем. Выполнение простых алгоритмов и составление своих по аналогии. Поиск очевидных ошибок в простых алгоритмах. Выполнение алгоритмов с ветвлениями, повторениями, параметрами, обратных заданному.

Примерный перечень рекомендуемой литературы

Г е т м а н о в а А.Д. Задачник по занимательной логике для школьников / А.Д. Гетманова. — М.: Издательство МГПУ, 2006.

Г е т м а н о в а А.Д. Занимательная логика для школьников. В 2 ч. /А. Д. Гетманова. — М.: Издательство МГПУ, 2006.

Г и н С.И. Мир логики / С.И. Гин. — М.: Вита_Пресс, 2001.

Г о р я ч е в А.В. Информатика в играх и задачах: для 1–4 классов. В 2 ч. / А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова и др. — М.: Баласс, 2006.

Г о р я ч е в А.В. Методические рекомендации для учителя к курсу «Информатика в играх и задачах»: для 1–4 классов / А.В. Горячев, К.И. Горина, Т.О. Волкова и др. — М.: Баласс, 2005. Паронджанов В.Д. Занимательная информатика / В.Д. Паронджанов. — М.: Росмэн, 2000.

Факультатив «Информационные технологии»

Примерное содержание

Знакомство с компьютером. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.

Файлы и папки (каталоги). Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).

Создание рисунков. Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.

Создание мультфильмов и живых картинок. Анимация.

Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма.

Создание текстов. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.

Создание печатных публикаций. Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Текстовые редакторы.. Примеры текстовых редакторов и настольных издательских систем. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем: схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы, отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях. Столбцы и строки.

Создание электронных публикаций. Электронные публикации. Виды электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии, справочные системы, страницы Интернета. Анимация в электронных публикациях. Порядок действий при создании электронной публикации. Подготовка презентаций.

Поиск информации. Источники информации для компьютерного поиска: компакт--диски CD или DVD, Интернет, постоянная память компьютера. Поисковые системы в Интернете. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

Примерный перечень рекомендуемой литературы

Г о р я ч е в А.В. Графический редактор «TuxPaint»: справочник-практикум / А.В. Горячев, Е.М. Островская. — М.: Баласс, 2007.

Г о р я ч е в А.В. Дизайнер интерьеров FloorPlan 3D: справочник-практикум / А.В. Горячев. — М.: Баласс, 2007.

Г о р я ч е в А.В. Конструктор игр: справочник_практикум / А.В. Горячев, Е.М. Островская. — М.: Баласс, 2007.

Г о р я ч е в А.В. Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти»: справочник-практикум / А.В. Горячев, Е.М. Островская. — М.: Баласс, 2007.

Горячев А.В. Мой инструмент компьютер: для 3–4 классов / А. В. Горячев. — М.: Баласс, 2007.

Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых / А.О. Коцюбинский, С.В. Грошев. — М.: НТ_Пресс, 2006.

Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. — М.: Бином, 2002.

Фролов М.И. Учимся работать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. — М.: Бином, 2006.

Фролов М.И. Учимся рисовать на компьютере: самоучитель / М.И. Фролов. — М.: Бином, 2002.

Кружок «Шахматы»

Примерное содержание

Шахматная доска и шахматные фигуры. Цель игры. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции. Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение». Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Основы дебюта. Двух-и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Отражение дебютного наскока противника. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Безопасное положение короля. Рокировка. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

Основы миттельшпиля. Общие рекомендации об игре в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. Темы связки, «рентгена», перекрытия. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

Основы эндшпиля. Общие рекомендации об игре в эндшпиле. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Мат слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Правило «квадрата». Оппозиция. Ключевые поля. Ничейные положения. Два коня против короля.Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

Примерный перечень рекомендуемой литературы

В е с е л а И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983.

Гришин В.Г. Шахматная азбука / В.Г. Гришин, Е.И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980.

Зак В.Г. Я играю в шахматы / В.Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985.

Карпов А.Е. Учитесь шахматам / А.Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2004.

Карпов А.Е. Школьный шахматный учебник / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005.

К о с т р о в В.В. Шахматный учебник для детей и родителей / В. В. Костров, Д.А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005.

Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

С у х и н И.Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

С у х и н И.Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991.

С у х и н И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И.Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

С у х и н И.Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000.

С у х и н И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

С у х и н И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Шахматы — школе / сост. Б. С. Гершунский, А.Н. Костьев. — М.: Педагогика, 1991.

Факультатив «Детская риторика»

Основное содержание

Общение

Чему учит риторика. Речевая ситуация: кто говорит (пишет) — кому (адресат) — что, с какой целью. Твои речевые роли. Твой адресат (кому ты говоришь — пишешь). Разные цели (задачи) общения. Твои цели (задачи) общения. Общение — общительный человек. Твоя общительность. Разные речевые ситуации. Учет речевой ситуации для успешного общения.

Виды общения. Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное, повседневное). Тон речи. Общение в официальной (деловой) обстановке (класс, музей, кабинет директора школы и т. д.). Уместность употребления несловесных средств. Общение для контакта и для сообщения информации. Особенность употребления несловесных средств.

Речевой этикет. Вежливая речь (словесная вежливость). Способы выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения. Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения просьбы. Вежливый отказ (в просьбе). Способы выражения согласия. Вежливо — невежливо — грубо. Одобрение, похвала (комплимент). Приглашение, поздравление (устное и письменное). Вежливая оценка. Вежливое возражение. Утешение, сочувствие.

Речевая деятельность. Говорить — слушать, читать — писать, говорить — писать, слушать — читать (что общего, чем отличаются). Основные виды речевой деятельности, их связь.

С л у ш а н и е. Учимся слушать учителя, его объяснения. Приемы слушания: фиксация заголовка и непонятных слов. Сигналы (словесные и несловесные) внимательного слушателя. Составление плана. Запись ключевых (опорных) слов. Составление опорного конспекта (в форме таблицы, схемы, с использованием рисунков, символов).

Г о в о р е н и е. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для говорящих (для собеседников). Основной тон, смысловое ударение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной речи. Способы подготовки к устному высказыванию (в разных ситуациях общения). Особенности говорения.

Ч т е н и е. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой). Некоторые приемы ознакомительного чтения. Изучающее чтение (учимся читать учебный текст). Приемы чтения: постановка вопроса к заголовку, выделение ключевых слов (в связи с пересказом), постановка вопросов к отдельным частям текста, к непонятным словам, составление плана, составление опорного конспекта (как при слушании).

П и с ь м е н н а я р е ч ь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем нам говорит шрифт). Способ правки пересказа и других текстов, вычеркивание ненужного (лишнего). Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, включение недостающего. Использование приемов взаиморедактирования.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Недочеты в речи. Правильная и неправильная речь. Речь хорошая (эффективная). Нормы — что это такое. Зачем нужны нормы. Нормы произносительные, орфографические, грамматические и др. Нормативные словари (в том числе и для школьников).

Речевые жанры

Текст. Что такое текст. Тема и заголовок текста. Разные заголовки. Ключевые (опорные) слова. Красная строка для выделения смысловых частей текста. Тематическое единство как признак текста. Основная мысль текста. Основные структурно-смысловые части в разных текстах. Начальное (первое) и конечное (последнее) предложения разных текстов. Основные признаки текста, смысловая цельность и связность текста.

Этикетные речевые жанры. Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Согласие. Просьба — отказ. Скрытая просьба. Приглашение. Комплимент (похвала). Поздравление. Возражение. Утешение — сочувствие. Запрет. Оценка.

Вторичные речевые жанры. Тема и основная мысль исходного текста. Особенности пересказа как вторичного текста. Подробный пересказ (устный). Сжатый пересказ (устный). Сжатый пересказ (письменный). Выборочный (подробный) пересказ фрагмента текста. Сжатый пересказ сказанного собеседником. Опорный конспект.

Типы текстов. Тексты, отвечающие на вопрос «почему?». Рассуждение, его смысловые части. Рассуждение — объяснение. Рассуждение — доказательство. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Несколько доказательств (аргументов в рассуждении). Цитата в рассуждении. Факты (научные, житейские конкретные, обобщенные) в рассуждении. Вступление и заключение в рассуждении. Тексты, отвечающие на вопрос «какой?». Описание в учебной речи. Описание в объявлении. Описание-загадка. Сравнительное описание с задачей обобщения. Сравнительная характеристика (элементарная). Деловое и художественное описание. Словарная статья. Рассказ, сказочная история по сюжетной картинке, по началу. Невыдуманный рассказ о себе. Небылицы. Рисунки, ключевые слова как приемы подготовки, создание и исполнение рассказа. Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности.

Речевые информационные жанры. Вывески. Объявления.

Аннотация. Хроника, информационная заметка. Фотография в газетном тексте. Подпись к фотографии.

Речевые жанры малых форм (для развития креативно-речевых способностей). Скороговорка, чистоговорка; перевертыш, загадка, считалка, закличка и т. д.

Примерный перечень рекомендуемой литературы

Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс. В 2 ч. / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г.И. Сорокина. — М.: Баласс, 1998.

Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс: методические рекомендации / Т.А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г.И. Сорокина. — М.: Баласс, 1998.

Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 2 класс. В 2 ч. / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г.И. Сорокина. — М.: Баласс, 1999.

Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 2 класс: методические рекомендации / Т.А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г.И. Сорокина. — М.: Баласс, 1999.

Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс / Т.А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г.И. Сорокина. — М.: Баласс, 1995.

Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс: методические рекомендации / Т.А. Ладыженская, Л.В. Салькова, А. С. Киселева, З.И. Курцева. — М.: Баласс, 1996.

Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс / Т.А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева. — М.: Баласс, 1997.

Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках.

4 класс: методические рекомендации / Т.А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева. — М.: Баласс, 1997.

Ладыженская Т.А. Уроки риторики в школе: книга для учителя / Т.А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская. — М.: Баласс, 2000.

Русский язык

Кружок «Путешествие в прошлое»

Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:

  • проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»;

  • проект «Что значат наши имена»;

  • проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).

Кружок «Занимательная топонимика»

История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц.

Проектная и поисковая деятельность учащихся:

  • проект «Улицы города Челябинска» (установление истории названия);

  • проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».

Составление Толкового словарика

Игровая форма «А я узнал, что…»: учащиеся ведут общий классный словарик, в который записывают толкование слов, значение которых они раньше не знали, но посмотрели толкование в словарях или уточнили у взрослых.

Формы организации внеурочной деятельности по курсу «Технология»

Учебный предмет «Технология» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создает условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга.

Это благоприятно сказывается на возрождении ценных традиций, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам и т. д.

Базовые технико-технологические знания и умения, опыт творческой и проектной деятельности могут быть реализованы во внеурочное время в следующих формах:

1) индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках;

2) кружки, творческие группы и клубы по интересам:

а) технические объединения (ЛЕГО-клуб, техническое моделирование, авиамодельные, судомодельные, автомодельные кружки, «Юные конструкторы и изобретатели», «Оч. Умелые ручки» и т. п.);

б) художественноприкладные кружки (оригами, художественной вышивки, вязания, макраме, мягкой игрушки, бисероплетения, «Юный скульптор», «Золотая соломка», «Книжкина больница», «Куклы народов мира», «Букеты со всего света», «Украшения — своими руками», «Подарки и сувениры», «Театр на столе» и т. п.);

3) олимпиады, конкурсы, выставки, праздники труда;

4) театральные постановки (с использованием кукол, масок, декораций, сделанных своими руками);

5) общественно полезные дела для класса, образовательного учреждения, района (например, оформление классов, школьных рекреаций, изготовление игрушек для дошкольников, подарков для ветеранов, участие в оснащении и оформлении площадок и т. п.).

Предложенные формы не являются окончательными и обязательными. Выбор форм и содержания внеурочной работы зависит от традиций и особенностей региона (территории), решаемых задач и содержательного направления деятельности образовательного учреждения, квалификации педагогических кадров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОСШ №13 г Нижневартовска на период 2011-2015 годы

    Основная образовательная программа
    ... 76 учебных часов на 4 учебных года. Резервные часы по программе ... Итогом образовательнойпрограммыначального общего образования гимназии является ... реализации основных образовательныхпрограммначальнойшколы. В начальнойшколе используются «Технология ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования моу «гимназия №1» с красногвардейского

    Заседание
    ... программ. Конечный результат образовательной деятельности гимназии как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника начальнойшколы ... , написание элементов букв). Букварный период (76 ч) В букварный период ведётся работа по ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования г серпухов

    Основная образовательная программа
    ... подлежит усвоению в начальнойшколе, определена программой «школа России». Основная образовательнаяпрограмманачального общего образования МОУ гимназии №1, разработана в соответствии ...
  4. Образовательная программа (13)

    Основная образовательная программа
    ... основную образовательнуюпрограммуначального общего образования. 1. Реализовать основную образовательнуюпрограммуначальнойшколы в ... М.:Просвещение, 2004. 4. Математика Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Алгебра. ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (87)

    Основная образовательная программа
    ... образовательнойпрограммыначальнойшколы МБОУ Буревестниковская средняя общеобразовательная школа 298 I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательнаяпрограмманачального ... представления выпускниками гимназии портфолио ... , 74, 76, 79, 83 ...

Другие похожие документы..