Главная > Основная образовательная программа


Программа туристко-краеведческой деятельности

Виды отношений

Цели

Содержание деятельности

Формы

Уровень результатов

1. Игровая деятельность

Я - коллектив

Содействовать возникновению стремления понять самого себя и других людей через познание и самопознание.

  • «Посвящение в первоклассники» (с выездом на природу)

  • «Один за всех и все за одного» (с выездом на природу)

Игровая программа с выездом на природу

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

Познавательная деятельность

Я - природа

Способствовать возникновению у учащихся стремления к изучению природы родного края, позитивного отношения к природному богатству родного края.

  • С голубого ручейка начинается река»

Выездные занятия в рамках предмета «Окружающий мир»

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

  • «Четыре времени года»

  • «По лесным тропинкам»

  • «Музей леса»

Посещение музея

  • Краеведческий музей

  • Зоопарк, аквариум, террариум

Посещение зоопарка

  • Конно-спортивный клуб

Экскурсия

  • Гидрометцентр

  • Экскурсия «Знакомые незнакомцы» (посещение городской станции юных натуралистов)

Я – история родного края

Способствовать возникновению у учащихся стремления к изучению истории родного края.

  • Экскурсия «Челябинск в истории крестьянской войны Е.Пугачева»

Экскурсия

  • Экскурсия «Челябинск на рубеже XIX –XX веков»

  • «Первое знакомство с Аркаимом»

Археологический музей

  • Экскурсия «Здесь тыл был фронтом»

Экскурсия

Я - культура

Способствовать возникновению у учащихся стремления к изучению культуры края, позитивного отношения к творчеству.

  • Экскурсия «Челябинск литературный»

Экскурсия

  • Экскурсия «Купола над городом»

  • Музей музыкальных инструментов

Посещение музея

  • Экскурсия «За кулисами театра»

Экскурсия

  • Экскурсия «Архитектурный образ города»

Экскурсия

  • Музей книги

Посещение музея

Трудовая деятельность

Я - профессия

Содействовать возникновению стремления понять самого себя и других людей через познание и самопознание, позитивное отношение к труду других людей.

  • Экскурсия в военный институт штурманов

Экскурсия

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

  • Экскурсия «Мы из спецназа»

  • Музей железнодорожной техники

Посещение музея

  • Мастер-класс «В гостях у гончара»

Мастер-класс

  • Я б в пожарные пошел…»

Посещение музея

  • Мастер-класс «Традиционные и обрядовые куклы»

Мастер-класс

  • Посещение кондитерской фабрики «Южуралкондитер»

Экскурсия

  • Экскурсия «Воздушные ворота города» (Аэропорт)

  • В гостях у фермера

Спортивно-оздоровительная деятельность

Я – здоровый образ жизни

Способствовать возникновению у учащихся стремления к соблюдению правил личной гигиены, позитивного отношения к душевному благополучию.

  • Анатомический музей

Посещение музея

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

  • Посещение Аквапарка (Екатеринбург)

Посещение бассейна

  • Ледовый Дворец «Уральская молния»

Посещение ледового катка

  • Дорожная азбука (знакомство с правилами дорожного движения на улицах)

Практическое занятие

Полученный детьми опыт социального действия должен быть обязательно осмыслен ими, отрефлексирован. Для этого педагогам рекомендуется создавать разного рода рефлексивные ситуации.

С помощью Методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ:

- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеучебной деятельности;

- тематические образовательные программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеучебной деятельности (например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.)

- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (такие программы могут иметь возрастную привязку, например, для 1-го класса – ОП, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности, для 2-3-го класса – ОП, формирующая ценностное отношение к социальной реальности, для 4-го класса – ОП, дающая ребенку опыт самостоятельного социального действия);

- образовательные программы по конкретным видам внеучебной деятельности;

- индивидуальные образовательные программы для учащихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Внеклассная проектная деятельность

Основные термины и принципы организации работы

над проектами

Под проектомпонимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностьюпонимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие

проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:

  • результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

  • числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

  • продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

  • числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

  • набором и иерархией ролей;

  • соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

  • необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.

Примеры проектов в рамках курса «Математика»

Тема: математические развлечения

Примеры подтем:

  • Игры с числами.

  • Невозможные рисунки.

  • Логические задачи.

  • Магические квадраты.

  • Старинные задачи.

  • Фокусы с числами.

  • Логические игры.

  • Развертки.

Примеры проектов:

  • Лист Мёбиуса.

  • Бумажный домик с мебелью.

  • Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).

  • Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).

  • Конкурс математических развлечений.

  • Энциклопедия математических развлечений.

  • Математический праздник.

Тема: логические игры

Примеры подтем:

  • Шашки.

  • Шахматы.

  • Калах.

  • Нарды.

  • Уголки.

  • Крестики-нолики (в том числе на бесконечной доске).

  • Морской бой.

  • Логические игры в древней истории.

  • Логические игры в книгах.

  • Логические игры в фильмах.

  • Забытые игры.

Примеры проектов:

  • Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.

  • Комплекты для игр.

  • Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.

  • Демонстрация коллекции одежды по шахматным мотивам.

  • Книга о логических играх.

Примеры проектов в рамках курса «Математика»

Тема: математика вокруг нас

Примеры подтем:

  • Числа в пословицах и поговорках.

  • Нумерация вокруг нас.

  • Измерения (что меряют, чем меряют).

  • Единицы измерения в Древней Руси.

  • Единицы измерения в других странах.

  • Числа в спорте.

  • Математика в раскрое одежды.

  • Математика в торговле.

  • Математика в строительстве.

  • Математика в кулинарии.

  • Математика в Древнем мире.

  • Профессии, требующие хорошей математической подготовки.

Примеры проектов:

  • Макеты зданий из простых геометрических тел.

  • Книга о математике в Древнем мире.

  • Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».

  • Постановка по книге о числах.

  • Коллекция самодельных приборов.

Тема: шифры

Примеры подтем:

  • Способы шифрования текстов.

  • Приспособления для шифрования.

  • Шифрование местонахождения.

  • Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.

  • Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.

  • Передача тайного смысла в картинах.

  • Передача тайного смысла в книгах.

  • Знаки в шифровании.

Примеры проектов:

  • Игра «Поиск сокровищ».

  • Конкурс дешифраторов.

  • Создание приспособления для шифрования.

  • Постановка по произведению о шифрах.

  • Обзор способов шифрования.

Тема: узоры

Примеры подтем:

  • Узоры в Древней Греции.

  • Узоры в Древнем Риме.

  • Узоры в Древнем Египте.

  • Узоры в Древней Руси.

  • Закономерности в узорах.

  • Узоры на зданиях.

  • Узоры на одежде.

  • Узоры на посуде.

  • Узоры на оружии.

  • Узоры в оформлении книг.

  • Магические узоры.

Примеры проектов:

  • Вышивка с узорами.

  • Энциклопедия узоров.

  • Украшение класса узорами.

  • Демонстрация моделей одежды с узорами.

  • Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды

с узорами.

  • Исследование: «Узоры в истории нашего края».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОСШ №13 г Нижневартовска на период 2011-2015 годы

    Основная образовательная программа
    ... 76 учебных часов на 4 учебных года. Резервные часы по программе ... Итогом образовательнойпрограммыначального общего образования гимназии является ... реализации основных образовательныхпрограммначальнойшколы. В начальнойшколе используются «Технология ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования моу «гимназия №1» с красногвардейского

    Заседание
    ... программ. Конечный результат образовательной деятельности гимназии как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника начальнойшколы ... , написание элементов букв). Букварный период (76 ч) В букварный период ведётся работа по ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования г серпухов

    Основная образовательная программа
    ... подлежит усвоению в начальнойшколе, определена программой «школа России». Основная образовательнаяпрограмманачального общего образования МОУ гимназии №1, разработана в соответствии ...
  4. Образовательная программа (13)

    Основная образовательная программа
    ... основную образовательнуюпрограммуначального общего образования. 1. Реализовать основную образовательнуюпрограммуначальнойшколы в ... М.:Просвещение, 2004. 4. Математика Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Алгебра. ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (87)

    Основная образовательная программа
    ... образовательнойпрограммыначальнойшколы МБОУ Буревестниковская средняя общеобразовательная школа 298 I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательнаяпрограмманачального ... представления выпускниками гимназии портфолио ... , 74, 76, 79, 83 ...

Другие похожие документы..