Главная > Основная образовательная программа


3. Общекультурное:

- усвоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и других понятий, связанных с художественно-образным способом познания);

- усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствиями;

- усвоение основных понятий , определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).

В начальной школе цели, задачи воспитания реализуются в рамках внеучебной деятельности школьников.

1. Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  1. игровая деятельность;

  2. познавательная деятельность;

  3. проблемно-ценностное общение;

  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  5. художественное творчество;

  6. социальное творчество;

  7. трудовая деятельность;

  8. спортивно-оздоровительная деятельность;

  9. туристско-краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности:

  • спортивно-оздоровительное;

  • художественно-эстетическое;

  • научно-познавательное;

  • военно-патриотическое;

  • общественно-полезная деятельность;

  • проектная деятельность.

Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая деятельность.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.

Сложность установления сотруднических отношений между взрослыми и школьниками обусловлена их различным социальным положением: педагог – ученик, родитель – ребёнок. Социальное неравенство взрослых и детей затрудняет их взаимодействие на «равных» в полном смысле этого слова. В игровой деятельности эти барьеры могут естественным образом преодолеваться.

В игровой деятельности у ребёнка формируется совокупность общественно значимых качеств личности, которые, проявляясь в поведении, в дальнейшем определяют направленность социальных отношений и называются «воспитанностью».

Таким образом, обозначенные выше направления внеучебной деятельности рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработка и реализация конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывается на выделенных девяти видах внеучебной деятельности.

3. Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов.

Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

Формулировка трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

4. Выделение трех уровней результатов внеучебной деятельности позволяет:

во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности;

в-пятых, оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеучебной деятельности (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеучебной деятельности школьников.

5. Самостоятельная разработка образовательных программ внеучебной деятельности с учетом имеющихся в распоряжении педагогов ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения возможна при использовании Методического конструктора внеучебной деятельности.

Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеучебной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

- краткое описание специфики данного вида внеучебной деятельности школьников;

- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеучебной деятельности;

- представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеучебной деятельности;

- включение видов отношений учащихся;

- включение целей воспитания в определённых формах, способах, отношениях деятельности.

…….

Программа внеучебной деятельности

Виды отношений

Цели

Содержание деятельности

Преимущественные формы достижения результата

Уровень результатов

внеучебной деятельности

1. Игровая деятельность

Я - профессия

Содействовать возникновению стремления понять самого себя и других людей через познание и самопознание.

  • Ролевая игра «Кем я хочу быть?»

  • Деловая игра «Мы делаем газету»

Ролевая игра

Деловая игра

Социально-моделирующая игра

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

Я – семья

  • Социально-моделирующая игра «Игры народов моего края»,

  • Социально-моделирующая игра «Сезонные игры»

Я - коллектив

  • Социально-моделирующая игра “Выборы мэра класса»

  • Игровая форма «А я узнал, что…» ( Составление толкового словарика)

  • Классное самоуправление

2. Познавательная деятельность

Я - знания

Способствовать возникновению у учащихся стремления к поиску нового, расширению кругозора, формирование позитивного отношения к учебно-познавательной деятельности

  • Тематические викторины

  • Устный журнал «Путешествие по родному краю»

  • Конкурс «Самый умный ученик»

  • НПК «Шаг в будущее»

  • Предметная неделя по окружающему миру

  • Предметная неделя по математике

  • Предметная неделя по русскому языку и литературе

  • Конкурс на лучшего читателя

  • Участие в международном конкурсе «Русский медвежонок. Языкознание для всех»

  • Международная игра-конкурс «Кенгуру»

  • «Золотое руно»

  • Эрудит – марафон учащихся «ЭМУ»

  • Природоведческие экскурсии

  • Экскурсии в краеведческий музей, Музей Леса, Геологический музей

Познавательные игры

Викторины

Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

3. Проблемно-ценностное общение

Я - человек

Содействовать возникновению стремления понять самого себя и других людей через познание и самопознание.

  • Классный час – дискуссия «Что такое характер?»

  • Классный час - тренинг «Как победить тревогу»

  • Этическая беседа «Самопознание как путь развития личности»

  • Тематический диспут «Отношения между людьми: от чего они зависят»

Этическая беседа

Тематический диспут

Проблемно-ценностная дискуссия

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

Я – ученик

    • Классный час «Наши читательские умения» Классный час «Научная организация труда школьника»

    • Классный час - дискуссия «Наш класс в жизни школы»

    • Классный час (проектная работа) «Мы переходим в 5-й класс»

Я – семья

    • Классный час «Моя семья – это…»

    • Классный час «Сердце матери»

    • Классный час «Мудрость отца»

Я - сверстники

Содействовать возникновению стремления к освоению различных способов установления согласия с другими людьми

    • Этическая беседа

    • «Друг в моей жизни»

    • Классный час - дискуссия «Душевность и бездушность»

Я - семья

    • Беседа «Что значит быть счастливым?»

    • Классный час «Старшие и младшие»

Я - человек

Содействовать возникновению стремления проявлять в отношениях с другими людьми качества личности, адекватные способу установления отношений

    • Классный час «Что значит быть мужественным? Что значит быть женственной? За что уважают мужчин и женщин?»

    • Классный час «Дружба мальчиков и девочек»

    • Беседа «Какого человека называют бесчувственным? Что такое чувства?»

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Я - сверстники

Содействовать возникновению стремления к самостоятельному установлению форм согласия с другими людьми

  • Дни именинников

  • Спортивный праздник

  • «А ну-ка, мальчики!»

  • Праздник «23 + 8»

  • Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

  • Концерты-инсценировки.

Праздники

Культпоходы

Концерты

Инсценировки

Школьные концерты, выставки

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

Я - семья

  • Новогодний праздник «Крестики - Нолики»

  • Спортивный семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

  • Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

  • Концерты-инсценировки.

5. Художественное творчество

Я - прекрасное

Способствовать возникновению у учащихся стремления к творчеству, формирование позитивного отношения к художественной деятельности

  • Конкурсы рисунков, плакатов.

  • Социальные проекты.

  • Поздравительные открытки, газеты

  • Конкурсы чтецов.

  • Конкурс юных талантов «Минута Славы»

  • Кружки художественного творчества: «Макраме», «Мягкая игрушка», «Волшебная палитра», «Бальные танцы», «Хореография и вокал», народный хор.

Художественные выставки

Фестивали искусств

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Кружки художественного творчества

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Я – школа

Способствовать возникновению у учащихся стремления к участию в социально значимой деятельности, формирование позитивного отношения к окружающим нуждающимся людям

  • КТД

  • Социальный проект «Не смейте забывать учителей»

  • Оформление классной комнаты, актового зала к празднику, рекреации

  • Организация игр на переменах с первоклассниками

  • Акция «Теплый дом»

КТД

Социальный проект

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

7. Трудовая (производительная деятельность)

Я - труд

Способствовать возникновению у учащихся стремления к труду, формирование позитивного отношения к трудовой деятельности

  • Трудовой десант

  • «Город мастеров»

  • Субботник

  • «Мастерская Деда Мороза»

Трудовой десант

«Город мастеров»

Субботник

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

8. Спортивно-оздоровительная деятельность

Я - здоровье

Способствовать возникновению у учащихся стремления к соблюдению правил личной гигиены, позитивного отношения к душевному благополучию.

  • Познавательная беседа-практикум «Если хочешь быть здоров»

  • Классный час «Как не стать жертвой преступления»

  • Акция «За здоровый образ жизни»

  • «Веселые старты»

  • Спартакиада

  • Беседы по правилам дорожного движения и пожарной безопасности

  • Праздник по правилам дорожного движения

Беседы о ЗОЖ

Участие в оздоровительных процедурах

Школьные спортивные турниры

Социально-значимые спортивные и оздоровительные проекты

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

9. Туристко-краеведческая деятельность

Я – природа

Я – родной край

Способствовать возникновению у учащихся стремления к изучению родного края, позитивного отношения к природе родного края.

  • Экскурсии по городам Челябинской области

  • Природоведческие экскурсии

  • Экскурсии в краеведческий музей, Музей Леса, Геологический музей

  • Конференция «Никто не забыт, ничто не забыто»

  • Проекты: «Имена родного края», «Мои земляки в истории России»

  • Устный журнал «Путешествие по родному краю»

Образовательная экскурсия

  1. Приобретение школьником социальных знаний.

  2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности.

  3. Получение опыта самостоятельного социального действия.

Описание трех блоков – познавательной, туристско-краеведческой деятельности, проблемно-ценностного общения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОСШ №13 г Нижневартовска на период 2011-2015 годы

    Основная образовательная программа
    ... 76 учебных часов на 4 учебных года. Резервные часы по программе ... Итогом образовательнойпрограммыначального общего образования гимназии является ... реализации основных образовательныхпрограммначальнойшколы. В начальнойшколе используются «Технология ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования моу «гимназия №1» с красногвардейского

    Заседание
    ... программ. Конечный результат образовательной деятельности гимназии как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника начальнойшколы ... , написание элементов букв). Букварный период (76 ч) В букварный период ведётся работа по ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования г серпухов

    Основная образовательная программа
    ... подлежит усвоению в начальнойшколе, определена программой «школа России». Основная образовательнаяпрограмманачального общего образования МОУ гимназии №1, разработана в соответствии ...
  4. Образовательная программа (13)

    Основная образовательная программа
    ... основную образовательнуюпрограммуначального общего образования. 1. Реализовать основную образовательнуюпрограммуначальнойшколы в ... М.:Просвещение, 2004. 4. Математика Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Алгебра. ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования (87)

    Основная образовательная программа
    ... образовательнойпрограммыначальнойшколы МБОУ Буревестниковская средняя общеобразовательная школа 298 I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательнаяпрограмманачального ... представления выпускниками гимназии портфолио ... , 74, 76, 79, 83 ...

Другие похожие документы..