Главная > Основная образовательная программа
3. Общекультурное:
- усвоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и других понятий, связанных с художественно-образным способом познания);
- усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствиями;
- усвоение основных понятий , определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).
В начальной школе цели, задачи воспитания реализуются в рамках внеучебной деятельности школьников.
1. Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности:
спортивно-оздоровительное;
художественно-эстетическое;
научно-познавательное;
военно-патриотическое;
общественно-полезная деятельность;
проектная деятельность.
Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности?
Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическое, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеучебной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности.
В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая деятельность.
В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеучебной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что обостряет риск их исчезновения из школьной реальности.
Сложность установления сотруднических отношений между взрослыми и школьниками обусловлена их различным социальным положением: педагог – ученик, родитель – ребёнок. Социальное неравенство взрослых и детей затрудняет их взаимодействие на «равных» в полном смысле этого слова. В игровой деятельности эти барьеры могут естественным образом преодолеваться.
В игровой деятельности у ребёнка формируется совокупность общественно значимых качеств личности, которые, проявляясь в поведении, в дальнейшем определяют направленность социальных отношений и называются «воспитанностью».
Таким образом, обозначенные выше направления внеучебной деятельности рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработка и реализация конкретных форм внеучебной деятельности школьников основывается на выделенных девяти видах внеучебной деятельности.
3. Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов.
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).
Формулировка трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
4. Выделение трех уровней результатов внеучебной деятельности позволяет:
во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности;
в-пятых, оценивать качество программ внеучебной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеучебной деятельности (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеучебной деятельности школьников.
5. Самостоятельная разработка образовательных программ внеучебной деятельности с учетом имеющихся в распоряжении педагогов ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения возможна при использовании Методического конструктора внеучебной деятельности.
Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеучебной деятельности).
Каждый блок включает в себя:
- краткое описание специфики данного вида внеучебной деятельности школьников;
- описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеучебной деятельности;
- представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеучебной деятельности;
- включение видов отношений учащихся;
- включение целей воспитания в определённых формах, способах, отношениях деятельности.
…….
Программа внеучебной деятельности
Виды отношений | Цели | Содержание деятельности | Преимущественные формы достижения результата | Уровень результатов внеучебной деятельности |
1. Игровая деятельность | ||||
Я - профессия | Содействовать возникновению стремления понять самого себя и других людей через познание и самопознание. |
| Ролевая игра Деловая игра Социально-моделирующая игра |
|
Я – семья |
| |||
Я - коллектив |
| |||
2. Познавательная деятельность | ||||
Я - знания | Способствовать возникновению у учащихся стремления к поиску нового, расширению кругозора, формирование позитивного отношения к учебно-познавательной деятельности |
| Познавательные игры Викторины Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) |
|
3. Проблемно-ценностное общение | ||||
Я - человек | Содействовать возникновению стремления понять самого себя и других людей через познание и самопознание. |
| Этическая беседа Тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия |
|
Я – ученик |
| |||
Я – семья |
| |||
Я - сверстники | Содействовать возникновению стремления к освоению различных способов установления согласия с другими людьми |
| ||
Я - семья |
| |||
Я - человек | Содействовать возникновению стремления проявлять в отношениях с другими людьми качества личности, адекватные способу установления отношений |
| ||
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) | ||||
Я - сверстники | Содействовать возникновению стремления к самостоятельному установлению форм согласия с другими людьми |
| Праздники Культпоходы Концерты Инсценировки Школьные концерты, выставки |
|
Я - семья |
| |||
5. Художественное творчество | ||||
Я - прекрасное | Способствовать возникновению у учащихся стремления к творчеству, формирование позитивного отношения к художественной деятельности |
| Художественные выставки Фестивали искусств Социальные проекты на основе художественной деятельности Кружки художественного творчества |
|
6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) | ||||
Я – школа | Способствовать возникновению у учащихся стремления к участию в социально значимой деятельности, формирование позитивного отношения к окружающим нуждающимся людям |
| КТД Социальный проект |
|
7. Трудовая (производительная деятельность) | ||||
Я - труд | Способствовать возникновению у учащихся стремления к труду, формирование позитивного отношения к трудовой деятельности |
| Трудовой десант «Город мастеров» Субботник |
|
8. Спортивно-оздоровительная деятельность | ||||
Я - здоровье | Способствовать возникновению у учащихся стремления к соблюдению правил личной гигиены, позитивного отношения к душевному благополучию. |
| Беседы о ЗОЖ Участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры Социально-значимые спортивные и оздоровительные проекты |
|
9. Туристко-краеведческая деятельность | ||||
Я – природа Я – родной край | Способствовать возникновению у учащихся стремления к изучению родного края, позитивного отношения к природе родного края. |
| Образовательная экскурсия |
|
Описание трех блоков – познавательной, туристско-краеведческой деятельности, проблемно-ценностного общения.
Похожие документы:
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОСШ №13 г Нижневартовска на период 2011-2015 годы
Основная образовательная программа... 76 учебных часов на 4 учебных года. Резервные часы по программе ... Итогом образовательнойпрограммыначального общего образования гимназии является ... реализации основных образовательныхпрограммначальнойшколы. В начальнойшколе используются «Технология ...Основная образовательная программа начального общего образования моу «гимназия №1» с красногвардейского
Заседание... программ. Конечный результат образовательной деятельности гимназии как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника начальнойшколы ... , написание элементов букв). Букварный период (76 ч) В букварный период ведётся работа по ...Основная образовательная программа начального общего образования г серпухов
Основная образовательная программа... подлежит усвоению в начальнойшколе, определена программой «школа России». Основная образовательнаяпрограмманачального общего образования МОУ гимназии №1, разработана в соответствии ...Образовательная программа (13)
Основная образовательная программа... основную образовательнуюпрограммуначального общего образования. 1. Реализовать основную образовательнуюпрограммуначальнойшколы в ... М.:Просвещение, 2004. 4. Математика Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. Алгебра. ...Основная образовательная программа начального общего образования (87)
Основная образовательная программа... образовательнойпрограммыначальнойшколы МБОУ Буревестниковская средняя общеобразовательная школа 298 I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательнаяпрограмманачального ... представления выпускниками гимназии портфолио ... , 74, 76, 79, 83 ...