Главная > Методические рекомендации


Приложение

к письму министерства образования Нижегородской области

от 18.04.2011 №316-01-52-1628/11

Методические рекомендации по механизмам проведения и критериям оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме

по географии в 2011 году

Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2011 году по 13 предметам на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов.

Значительная часть заданий экзаменационной работы по географии в новой форме по типу аналогичны заданиям, использующимся в экзаменационной работе ЕГЭ.

В отличие от ЕГЭ, в экзамене в новой форме большее внимание уделяется степени достижения учащимися требований, направленных на практическое применение географических знаний и умений. Также важной для экзамена в новой форме является проверка сформированности умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ).

Структура экзаменационной работы по географии

Экзаменационная работа состоит из 30 заданий разных типов. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности выпускников, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса школьной географии.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089) в соответствии с зафиксированными в нем требованиями к уровню подготовки выпускников.

Работа включает:

18 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных,

9 заданий с кратким ответом (из них 4 задания, требующих записи ответа в виде одного или двух слов, 5 заданий, требующих записи ответа в виде числа, последовательности цифр или букв),

3 задания (№ 15, № 21 и № 24) с развернутым ответом, в которых требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию

  1. Источники географической информации – 6 заданий

  2. Природа Земли и человек – 6 заданий

  3. Материки, океаны, народы и страны – 2 задания

  4. Природопользование и геоэкология – 2 задания

  5. География России – 14 заданий

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания с выбором ответа и с кратким ответом проверяются путем сравнения ответов с эталонами. Задания с развернутым ответом проверяются экспертами в соответствии со специально разработанным перечнем критериев. Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным числом баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа и кратким ответом оценивается в 1 балл. За выполнение заданий с развернутым ответом (№ 15, № 21 и №24) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов. Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 33 балла.

Таблица 1

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-11

12-19

20-27

28-33

Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 10 баллов.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 24 баллам.

На выполнение экзаменационной работы по географии отведено 2 часа (120 минут). При выполнении работы учащиеся должны быть обеспечены линейками, калькуляторами и геогра­фическими атласами любого издательства для VII, VIII и IX классов.

Рекомендации по подготовке к экзамену

При подготовке к ГИА следует обратить внимание на формирование географических понятий, при­чем, проверку их сформированности проводить не в форме воспроизведения определения, а в форме какой-либо деятельности (выделить при­знаки, узнать проявление, рассчитать показатель и т.п.)

Формировать более четкие пространственные представления о размещении

типов почв и природных зон на территории России, формированию представлений о последовательности залегания слоев горных пород.

При изучении регионов России необходимо уделять особое внимание формированию знаний о факторах размещения от­дельных производств, а также понятия ЭГП.

Также при подготовке к ГИА следует обратить внимание на фор­мирование у учащих­ся следующих умений:

- работать с различными источника­ми географической информации (карты атласов, статистические материалы, диаграммы, тексты СМИ), интерпретировать информацию;

- умение определять географические объекты по их признакам (текстовые описания регионов, городов России или стран мира);

- умения понимать связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов России и устанавливать причинно-следственные связи.

- умение объяснять географические явления;

- картографические умения: умения определять географические координаты, определять расстояния и направления по топографическим картам.

Требования к подготовке выпускников основной школы по географии подразумевают не только овладение суммой базовых знаний и умений, но и сформированность способности самостоятельного применения этих знаний и умений в практической деятельности и современной жизни. Сформированность данных умений может проверяться в контексте решения географических задач, требующих установить причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки; сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате человеческой

деятельности; дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью; определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве на основе знаний о пространственных взаимосвязях

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010/2011 учебный год.

К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в размещенный на сайте Федерального института педагогических измерений перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ ().

Материалы подготовлены на основе методических рекомендаций ФИПИ.

Рекомендации по процедуре проведения экзамена, по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации

по математике

выпускников основной школы в новой форме в 2011 году

В 2011г. в Нижегородской области государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по математике проходит в формате 2010г.

Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по математике учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Учитывая то, что демонстрационный вариант экзамена 2011г. тот же, что и демонстрационный вариант 2010г., то существенных изменений в содержании и оценивании экзаменационной работы в 2011 г. нет. Следует отметить следующие положения:

  • В экзаменационную работу 2011 года задания, относящиеся в соответствии с кодификатором элементов содержания к разделам курса геометрии, временно не включаются.

  • В 2011 г. для оценивания экзаменационных работ предлагается одна модель. Правильное выполнение каждого задания первой части работы оценивается 1 баллом. Учащийся, демонстрирующий умение решить ту или иную задачу второй части экзаменационной работы, получает установленный балл, или балл, на 1 меньше установленного (в случае, если решение содержит несущественный недочет или даже несущественную ошибку).

  • В 2011 году предлагается один вариант экзаменационной работы, который дополнен разделом «Элементы теории вероятностей и статистики». В ее первую часть добавлены 2 задания, относящихся к разделу элементы теории вероятностей и статистики.

Условия проведения экзамена остаются прежними и включают следующие требования:

– На проведение экзамена отводится 240 минут (4 часа). На выполнение первой части работы в рамках общего времени выделяется 90 минут. Это является важным принципом, положенным в основу стандартизации процедуры проведения проверки, существенным условием повышения объективности ее результатов.

Учащимся в начале экзамена выдаются тексты первой и второй частей работы, которые выполняются последовательно. По истечении 90 минут учащиеся сдают первую часть работы и приступают к выполнению второй части. Тот, кто справился с заданиями первой части за более короткое время, может приступить к выполнению второй части, не дожидаясь установленного срока и не сдавая при этом первую часть досрочно.

Первая часть работы выполняется непосредственно в бланке с текстами заданий. В заданиях с выбором ответа ученик обводит цифру, которой отмечен верный на его взгляд ответ; в заданиях с кратким ответом учащийся вписывает полученный им ответ в отведенное для этого место; в заданиях на соотнесение, в которых требуется установить соответствие между предлагаемыми объектами, ученик вписывает соответствующие буквы в пустые клетки таблицы. Все необходимые вычисления, преобразования и пр.

производятся учащимися в черновике. Черновики не проверяются.

Задания второй части работы выполняются на отдельных листах с записью хода решения. Формулировки заданий не переписываются, рисунки не перечерчиваются.

На экзамене в аудитории присутствуют подготовленные организаторы из числа учителей, не ведущих преподавание математики. Проверку экзаменационных работ осуществляют специалисты по математике – члены территориальных предметных подкомиссий.

– Необходимо предоставить учащимся возможность пользоваться таблицей квадратов двузначных чисел. Допускается использование справочных материалов, содержащих основные формулы (см. приложение). Калькуляторы и мобильные телефоны на экзамене не используются.

Рекомендации по проверке экзамена включают следующие требования:

За каждое верно решенное задание первой части учащемуся начисляется 1 балл. Задания второй части имеют разный вес в зависимости от их относительной сложности в работе. При верном выполнении заданий второй части в общий балл учащегося засчитывается за задание №1 – 2 балла, за задания №2 и №3 - по 3 балла, за задания №4 и №5 - по 4 балла.

Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в остальном может быть произвольным. Не следует требовать от учащихся слишком подробных комментариев (например, описания алгоритмов). Лаконичное решение, не содержащее неверных утверждений, все выкладки которого правильны, следует рассматривать как решение без недочетов. Если решение ученика удовлетворяет этим требованиям, то ему выставляется полный балл, которым оценивается это задание. Если в решении допущена ошибка непринципиального характера (вычислительная, погрешность в терминологии или символике и др.), не влияющая на правильность общего хода решения (даже при неверном ответе) и позволяющая, несмотря на ее наличие, сделать вывод о владении материалом, то учащемуся засчитывается балл, на 1 меньший указанного.

В критериях оценивания по каждому конкретному заданию второй части экзаменационной работы эти общие позиции конкретизируются и пополняются с учетом содержания задания. Критерии разработаны применительно к одному из возможных решений, а именно, к тому, которое описано в рекомендациях. При наличии в работах учащихся других решений критерии вырабатываются предметной комиссией с учетом описанного общего подхода. Решения учащихся могут содержать недочеты, не отраженные в критериях, но которые, тем не менее, позволяют оценить результат выполнения задания положительно (со снятием одного балла). В подобных случаях решение о том, как квалифицировать такой недочет, принимает предметная комиссия.

Общий балл формируется путем суммирования баллов, полученных учащимся за выполнение первой и второй частей работы. В итоге за первую часть максимально можно получить 18 баллов, за вторую - 16 баллов, за работу в целом - 34 балла.

Начисление баллов за задания

Задания

Часть 1

(задания с выбором ответа и кратким ответом)

Часть 2

(задания с развернутым ответом)

За всю

работу

Задания 1 – 18

19

20

21

22

23

Баллы

Каждое задание – 1 балл

2 б.

3 б.

3 б.

4 б.

4 б.

34

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 20 баллам.

Для получения положительной оценки ученику достаточно за 90 минут выполнить верно 8 заданий первой части работы. Именно это принимается за минимальный критерий соответствия подготовки ученика уровню базовых требований. (Как видно из сказанного, кроме фиксированного числа заданий, обязательных для выполнения, минимальный критерий включает и параметр времени, являющийся весьма существенной характеристикой подготовленности ученика). Если учащийся не подтверждает наличия у него базовой подготовки, то это является основанием для выставления ему неудовлетворительной оценки.

В этом случае результат учащегося не компенсируется выполнением заданий второй части, общий балл в его оценке не указывается. При положительной оценке работы ученику выставляется отметка «3», «4» или «5» и общий балл.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

Выполнено менее 8 заданий в части 1

(от 0 до 7 баллов за часть 1)

При выполнении минимального критерия

8 – 14 баллов

15 – 21 балла

22 – 34 балла

Приложение.

Таблица квадратов натуральных чисел от 10 до 99

Единицы

Десятки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

100

121

144

169

196

225

256

289

324

361

2

400

441

484

529

576

625

676

729

784

841

3

900

961

1024

1089

1156

1225

1296

1369

1444

1521

4

1600

1681

1764

1749

1936

2025

2116

2209

2304

2401

5

2500

2601

2704

2809

2916

3025

3136

3249

3364

3481

6

3600

3721

3844

3969

4096

4225

4356

4489

4624

4761

7

4900

5041

5184

5329

5476

5625

5776

5929

6084

6241

8

6400

6561

6724

6889

7056

7225

7396

7569

7744

7921

9

8100

8281

8464

8649

8836

9025

9216

9409

9604

9801

Формулы сокращённого умножения

Формулы корней квадратного уравнения

Общая формула , где



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ В НОВОЙ ФОРМЕ РУССКИЙ

    Документ
    ... выпускников 9 классов к экзамену и включает: Особенности новойформыгосударственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов. Методическиерекомендациипо подготовке к экзамену. 3) Особенности типов экзаменационных ...
  2. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме в Республике Татарстан в 2011 году Казань 2011

    Автореферат диссертации
    ... шкале в соответствии с рекомендациямипо использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационныхработ для проведениягосударственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы в новойформе в 2011году. В 2011году за счет ...
  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... ) общего образования»; Методические письма «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы в новойформе в 2010, 2011, 2012 годовпо алгебре в общеобразовательных ...
  4. Анализ работы гбоу сош № 840 за 2011-2012 учебный год

    Задача
    ... в государственной (итоговой) аттестациявыпускниковосновнойшколы в новойформепо предметам по выбору. В 2011года экзамены проводились по биологии, географии, химии, обществознанию; в 2012 – по биологии, географии, химии ...
  5. Р е з у л ь т а т ы г о с у д а р с т в е н н о й ( и т о г о в о й ) а т т е с т а ц и и (в н о в о й ф о р м е) обучающихся освоивших основные

    Инструктивно-методическое письмо
    ... выполнения экзаменационнойработы 29 4. Рекомендациипо подготовке к государственной (итоговой) аттестации 31 Методическое письмо Об использовании результатов новойформыгосударственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы2011года ...

Другие похожие документы..