Главная > Методические рекомендации


Если экзаменуемый выбрал сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, он может написать эту работу, опираясь как на общекультурный опыт, так и на филологические знания.

Критерии оценивания сочинения – рассуждения на тему, связанную с анализом текста

Таблица 3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста.

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации.

1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл из текста 2 примера, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

2

Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста

или

Экзаменуемый привел из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

Экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть,

или

Экзаменуемый привёл примеры-аргумены не из прочитанного текста.

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

С2К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С2К1 – С2К4

7

Принципы работы экспертов с критериями сочинения-рассуждения на основе интерпретации фрагмента текста те же, что и при проверке сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Необходимо обратить особое внимание проверяющих лишь на то, что экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки.

Таблица 4

Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учетом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках). Критерии оценки грамотности учащегося:

Критерии оценки грамотности учащегося

ГК1

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

2

допущены 2-3 ошибки

1

допущено 4 ошибки и более

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет, или допущена не более 2 ошибок

2

допущены 3-4 ошибки

1

допущено 5 ошибок и более

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка

2

допущены 2 ошибки

1

допущено 3 ошибки и более

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

допущены 3 – 4 ошибки

1

допущено 5 ошибок и более

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении нет

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

1

Экзаменуемым допущены 2 (и более) ошибки в изложении материала или в употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям

ФК1, ГК 1 – ГК 4

10

При оценке грамотности (ГК1 – ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице № 4 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объёмом которых составляет не менее 140 – 290 слов.

Если суммарный объем сочинения и изложения составляет 70 – 139 слов, то по каждому из критериев ГК1 – ГК4 не ставится выше 1 балла:

Г1 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

Г2 – пунктуационных ошибок нет (или допущена 1негрубая ошибка);

Г3 – грамматических ошибок нет;

Г4 – речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1 – ГК4 оценивается нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1 – ГК4 осуществляется также в соответствии с объемом работы:

Если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице № 4;

Если в работе 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1 – ГК4 не ставится больше 1 балла (см.выше);

Если менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1 –ГК4 оценивается 0 баллов

Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, – 41балл.

Методические рекомендации по критериям оценивания экзаменационных работ государственной (итоговой) аттестации 9-х классов по обществознанию

Методические рекомендации подготовлены на основе материалов Федерального института педагогических измерений, размещенных на сайте www.fipi.ru.

Повышение объективности результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) во многом определяется качеством экспертной проверки территориальными предметными комиссиями выполнения заданий с развернутым ответом. Рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий (подкомиссий) территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, создаваемых для организации оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (приложение 3 к письму Рособрнадзора от 29.02.2008 № 01-96/08-01), содержат положение о том, что «территориальные предметные комиссии в своей работе руководствуются… рекомендациями и инструкциями уполномоченной организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора разработку экзаменационных заданий по проверке и оцениванию экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования». На практике это означает необходимость ознакомления экспертов территориальных предметных комиссий с общими подходами к проверке и оценке экзаменационных работ, а также определенной тренировки для обучения их приемам работы с системой оценивания экзаменационной работы по предмету. Это позволит обеспечить «соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся» и повысить надежность результатов. С этой целью специалистами Федерального института педагогических измерений подготовлены методические пособия для организации подготовки экспертов территориальных предметных комиссий, подкомиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом в 2011 г. Пособие по предмету включает в себя описание экзаменационной работы 2011 года, научно-методические подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом, примеры ответов учащихся с комментариями к оценке этих ответов, а также материалы для самостоятельной работы эксперта4.

Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА по обществознанию, типы и сложность заданий экзаменационной работы соответствуют целям экзамена – обеспечить объективную оценку уровня общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации с использованием заданий стандартизированной формы.

Варианты КИМ создаются на основе требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089). Эти требования являются универсальными – они должны быть реализованы независимо от используемого комплекта учебников, времени изучения предмета (например, 6–9 кл. или 8–9 кл.), особенностей преподавания предмета в конкретном образовательном учреждении.

Предлагаемый на экзамене комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки. Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта 2004 г.

Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии курса, базовые положения различных областей научного обществознания. В результате объектами проверки выступают: широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Одной из важнейших целей изучения обществознания в основной школе является освоение на уровне функциональной грамотности необходимой для социальной адаптации системы знаний об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно действовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

По подходам к определению содержания экзаменационной работы новая форма государственной (итоговой) аттестации по обществознанию выпускников основной школы является аналогичной единому государственному экзамену. Так, отбор материала в экзаменационную работу осуществляется на основе кодификатора элементов содержания.

В 1 части работы представлены следующие разделы курса, предусмотренные в нормативном документе 2004 г.: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены: человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы.

Задания 2 и 3 частей ориентированы на выявление уровня овладения определённой группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания. Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 2 и 3 частей, что в совокупности они представляют все блоки-модули.

В число заданий с развернутым ответом (3 часть работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

Задания КИМ различаются по характеру и уровню трудности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную, по своему характеру познавательную деятельность.

Ряд заданий экзаменационной работы за курс основной школы по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Таковы задания части 1 и некоторые задания части 2 (например, на установление соответствия) экзаменационной работы. Этот подход обусловлен тем, что перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, важно обеспечить преемственность двух этапов итоговой аттестации. Вместе с тем, при разработке контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации в IX классе учитывались познавательные возможности учащихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной работы в рамках ГИА. Наиболее существенные отличия имеет часть 3 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.

Экзаменационная работа ГИА по обществознанию состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

– часть 1 содержит задания с выбором ответа;

– часть 2 содержит задания с кратким ответом;

– часть 3 содержит задания с развернутым ответом.

Задания первой части экзаменационной работы с выбором ответа проверяют умения распознавать и сравнивать признаки, черты, элементы социальных объектов, соотносить изученный теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать истинность суждений о социальных фактах, явлениях, процессах.

Вторая часть работы (задания с кратким ответом) контролирует умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, классифицировать признаки, проявления, структурные элементы социальных объектов, осуществлять поиск социальной информации в различных источниках (таблица, диаграмма).

Третья часть экзаменационной работы представляет собой внутренне целостный раздел – все шесть заданий непосредственно связаны с подобранным по определенным критериям текстом – источником социальной информации, общим объемом порядка 150–200 слов. Тексты, включенные в КИМ, обладают следующими основными характеристиками:

– адаптированы с учетом возрастных познавательных возможностей выпускников основной школы;

– тематически связаны с изученным содержанием, отражают, уточняют или расширяют его;

– обладают четкой структурой и содержательной завершенностью; – поднимают социально значимую проблему или содержат потенциально полезную, интересную для выпускника информацию об отдельных социальных объектах, процессах;

– содержат доступно изложенную авторскую точку зрения.

Каждое задание к тексту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений:

– понимать текст в целом, выделять его основные идеи и структуру;

– осуществлять поиск социальной информации и ее интерпретацию;

– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

– оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

В структуре работы все задания с развернутым ответом даются в строгой последовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отведенное ему место. Среди заданий с развернутым ответом представлены задания базового (С2 и С3), повышенного (С1 и С5) и высокого (С4 и С6) уровней сложности.

Таблица 1

Распределение заданий по частям работы

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1

20

20

Задания с выбором ответа

2

Часть 2

5

7

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

6

13

Задания с развернутым ответом

31

40

К каждому из заданий с выбором ответа 1 части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

В заданиях с кратким ответом 2 части работы ответ даётся в виде набора цифр (например, 215), записанных без пробелов. Правильно выполненные задания В1, В3 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

Ответы на задания в 3 части работы формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

По типу используемых критериев оценивания все задания с развернутым ответом можно сгруппировать следующим образом:

задания, которые имеют универсальные, обобщенные критерии оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного текстового источника и задания к нему (С1, С5 и С6);

задания с оригинальными критериями оценивания (С2–С4).

Так, в любом варианте КИМ задание С1, предполагающее составление плана текста, будет оцениваться по общим критериям, отражающим полноту, четкость, логическую последовательность представления содержания в пунктах плана.

В то же время задания С2 или С3, связанные с извлечением и интерпретацией содержащейся в тексте информации, различаются в предложенных вариантах по своей структуре, и каждое из них имеет свои критерии оценивания.

Выделяют также задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа.

1. Задания с однозначно определенными элементами правильного ответа(правильный ответ должен содержать …).

Система оценивания выполнения заданий с однозначно определенными элементами правильного ответа содержит эталон правильного ответа и основана на строгом учете содержащихся в нем элементов. Критерии ориентируют эксперта на поиск в работе экзаменуемого приведенных в эталоне элементов ответа. Подобные задания, как правило, связаны с извлечением информации из текстового фрагмента. Требуемые единицы информации непосредственно определяются содержанием текста.

2. Задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа (правильный ответ может содержать …)

Критерии оценивания подобных заданий отличаются от критериев предыдущей группы. В качестве эталона дается примерный, не завершенный ряд верных элементов ответа. Как правило, даются примеры выполнения задания или возможные подходы к его выполнению – своеобразный «ключ» к оценке ответа экзаменуемого. Это служит для эксперта лишь ориентиром правильного направления «развертывания» мысли в ответе, при этом сами формулировки экзаменуемого могут иными, чем те, что приведены в критериях. Задача экспертов заключается в том, чтобы, используя предложенный ключ-критерий, определить корректность этих формулировок, их соответствие поставленному вопросу. К этой группе относятся, например, задания на применение контекстных знаний (С4), где невозможно предусмотреть все вероятные примеры социальных объектов, которые могут привести выпускники.

Максимальная оценка за выполнение заданий С1–С3, С5 и С6 – два балла. При неполном правильном ответе – на основании шкалы критериев оценивания - выставляется 1 балл.

За полное и правильное выполнение задания С4 выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе в зависимости от представленности и/или качества требуемых компонентов ответа оценка будет в 2 или 1 балл.

Неправильный ответ, который содержит рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, – 0 баллов.

Таким образом, за выполнение мини-теста с текстовым фрагментом (правильную и полную формулировку ответов по всем шести заданиям) экзаменуемый может получить 13 баллов.

Каждый из шести вопросов (заданий) к документу имеет свое назначение в экзаменационной работе и направлен на проверку определенной группы умений.

Задание С1 требует составить план текста, выделив его основные относительно завершенные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Данное задание является необходимым в логике организации работы с текстом: сначала необходимо уяснить смысл текста как целого, выявить наиболее значимые в содержательном плане идеи и представить структуру текста, а затем уже извлекать информацию по отдельным аспектам, анализировать конкретные идеи текста. Под планом понимают четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента. План может быть составлен не только в назывной, но и в вопросной или тезисной форме. Очень важно учитывать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента должна быть кратко сформулирована выпускником после прочтения и обобщения содержания соответствующего раздела текста. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным – система оценивания не задает какого-то конкретного числа пунктов плана, хотя в примерном содержании верного ответа представлен оптимальный, с точки зрения разработчиков, вариант плана. План может быть простым, т. е. включающим названия значимых частей текста, или сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов. В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – именно на основе ее понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, выделены или не выделены основные смысловые фрагменты текста. Это задание относится к группе заданий с универсальными, обобщенными критериями оценивания, не зависящими от содержания конкретного текста. Эксперт при оценивании выполнения данного задания решает, по сути, два вопроса:

1) верно ли схвачена выпускником структура текста (все ли смысловые части текста выделены; нет ли «лишних», отсутствующих в тексте смысловых частей; связаны ли пункты плана по смыслу);

2) насколько точно в названиях пунктов плана передано содержание текста (насколько точно пункты плана раскрывают основную идею соответствующего фрагмента, мысль автора; соответствуют ли они общей логике раскрытия содержания текста).

Задание С2 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Не исключена ситуация, что в тексте можно найти большее, чем требуется в задании, количество единиц информации по конкретной проблеме. В этом случае экзаменуемый может выбрать любые из них. Эксперт при оценивании должен ориентироваться на указание в критериях о возможности иных верных позиций, фрагментов текста и проверять смысловую корректность именно приведенного выпускником варианта ответа (а не ожидать дословного воспроизведения варианта ответа, приведенного в критериях).

Задание С3 предполагает преобразующее воспроизведение или некоторую интерпретацию содержащейся в тексте информации. Данный тип заданий имеет несколько модификаций требований, связанных с анализом текста:

1) определить, что является фактом, определить его причины;

2) установить последствия описанного социального явления;

3) объяснить позицию (мнение, точку зрения и т. п.) автора и привести его аргументы (объяснения, доказательства, примеры и т. п.);

4) оценить роль тех или иных факторов и т. п.

Задания С2 и С3 – задания с однозначно определенными элементами правильного ответа и критериями оценивания. Поскольку они обращены только к тексту, направлены на проверку понимания отдельных положений текста, умения выявить содержащуюся в тексте информацию по заданной проблеме, то и система оценивания ответов на эти вопросы базируется на эталоне правильного ответа. Критерии ориентируют эксперта на поиск в ответе экзаменуемого названных в образце позиций.

В ответе выпускника требуемая информация может быть дана в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности и приведен лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть также приведена в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноценны. Эксперту необходимо учитывать, что задания С2 и С3 непосредственно относятся к тексту, поэтому даже самые интересные или логичные стройные рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с содержанием текста, не могут считаться правильным и достаточным ответом. Если ответ свелся только к подобным рассуждениям, он оценивается в 0 баллов.

Задание С4 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника. Положения или понятия, которые требуется конкретизировать в ряде случаев, как правило, носят общий, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т. д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.

Задание С5 – задача, имеющая, как правило, самостоятельное развернутое условие, – проверяет умение применять знания, почерпнутые из источника социальной информации, для решения конкретной проблемы. По сути, данное задание предполагает перенос содержащейся в тексте информации в совершенно иной контекст, использование ее для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций.

Задание С6 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и т. п.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Это задание непосредственно связано с содержанием текста, но предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе. В своем ответе ученик может как согласиться с приведенной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Объектом оценивания здесь выступает содержательная полнота, логическая обоснованность собственной позиции ученика, разнообразие приведенных им аргументов (почерпнутых из курса, из сообщений СМИ, из личного социального опыта). Важно отметить, что данный тип заданий имеет еще одну модель условия и вытекающих из него требований: ";с опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту позиции (мнения, точки зрения и т. п.) автора (собственное мнение (отношение к проблеме и т. п.) формулировать не нужно).

При проверке заданий С6 следует также обращать внимание на:

− указанные источники информации для формулирования суждений, привлечения дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт);

− требуемый поэлементный состав ответа (например, требование выразить согласие или несогласие с предложенными положениями, сформулировать собственную позицию и т. п.).

При проверке и оценивании заданий с развернутым ответом специалистами ФИПИ рекомендуется следующий порядок работы эксперта5.

1. Ознакомиться с текстом задания, содержанием верного ответа (эталоном ответа) и указаниями к оцениванию ответов на 2 (3), 1 и 0 баллов.

В некоторых случаях при характеристике ответов приводятся несколько вариантов, разделенных союзом ИЛИ. Они являются равнозначными, и ответ оценивается соответствующим баллом, если он соответствует любому из них.

В некоторых случаях эталон верного ответа может быть разделен союзом «и» на две части. В этом случае ответ учащегося считается соответствующим образцу верного ответа, если он содержит обе части.

2. Смоделировать вероятные варианты построения ответа.

3. Ознакомиться с указаниями к оцениванию, обращая внимание на то, какой характеристике верного ответа соответствует ответ учащегося, в соответствии с этим выставляется тот или иной балл (см. указания к оцениванию заданий).

4. Проанализировать ответ учащегося, соотнести его с эталоном ответа, данным в критериях, и определить, какой из этих характеристик соответствует ответ учащегося.

5. Следует помнить, что допускаются различные формулировки ответа, не искажающие его смысла – формулировка ответа учащегося может не совпадать с формулировкой, указанной в характеристике ответов.

Рекомендации по пересчету баллов за выполнение экзаменационной работы
в отметки по пятибалльной шкале
6

Таблица 2

Шкала пересчета первичного балла
за выполнение экзаменационной работы по обществознанию

в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 – 12

13 – 22

23 – 32

33 – 40

Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы составляет 40 баллов.

Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 11 баллов.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.

1 Предложенный формат кодировки файлов не является обязательным. Может быть использован любой другой формат, позволяющий однозначно определить для каждого участника ГИА, в каких файлах сохранены результаты выполнения заданий данным участником.

2 Могут быть использованы и другие формы фиксации связи между участником ГИА и списком имен файлов с результатами выполнения заданий этим участником. При этом рекомендуется сохранить процедуру заверения перечня имен файлов одной или несколькими подписями участника ГИА.

3 <№задания>_<№варианта>_<Идентификатор ученика>. <расширение>.
Например, 21_124_5321.doc, где 21 – номер задания, 124 – номер варианта, 5321 – идентификатор ученика, doc – стандартное расширение

4 Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). 2011 год. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ /Авторы-составители: А.Ю. Лазебникова (разделы 1, 2), О.А. Котова, Т. Е. Лискова (разделы 1–4) // /binaries/1129/ob2011gia9.pdf

5 /binaries/1129/ob2011gia9.pdf

6 Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2011 году// /view/sections/213/docs/560.html



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ В НОВОЙ ФОРМЕ РУССКИЙ

    Документ
    ... выпускников 9 классов к экзамену и включает: Особенности новойформыгосударственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов. Методическиерекомендациипо подготовке к экзамену. 3) Особенности типов экзаменационных ...
  2. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме в Республике Татарстан в 2011 году Казань 2011

    Автореферат диссертации
    ... шкале в соответствии с рекомендациямипо использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационныхработ для проведениягосударственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы в новойформе в 2011году. В 2011году за счет ...
  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... ) общего образования»; Методические письма «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы в новойформе в 2010, 2011, 2012 годовпо алгебре в общеобразовательных ...
  4. Анализ работы гбоу сош № 840 за 2011-2012 учебный год

    Задача
    ... в государственной (итоговой) аттестациявыпускниковосновнойшколы в новойформепо предметам по выбору. В 2011года экзамены проводились по биологии, географии, химии, обществознанию; в 2012 – по биологии, географии, химии ...
  5. Р е з у л ь т а т ы г о с у д а р с т в е н н о й ( и т о г о в о й ) а т т е с т а ц и и (в н о в о й ф о р м е) обучающихся освоивших основные

    Инструктивно-методическое письмо
    ... выполнения экзаменационнойработы 29 4. Рекомендациипо подготовке к государственной (итоговой) аттестации 31 Методическое письмо Об использовании результатов новойформыгосударственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы2011года ...

Другие похожие документы..