Главная > Методические рекомендации


Методические рекомендации по оцениванию задания 23.2

Задание 23.2 проверяет умение записать алгоритм на языке программирования. Данный вариант задания рекомендуется тем учащимся, которые уверенно владеют навыком создания простейших программ на одном из языков программирования.

Решением данного задания является программа, записанная на одном из языков программирования. Эксперт должен выяснить, работает ли данная программа верно и является ли записанное решение эффективным.

Прежде всего, эксперт должен установить язык программирования, на котором записана программа – как правило, это тот язык программирования, который изучался школьниками. Затем эксперт должен скомпилировать программу (если программа записана на компилируемом языке программирования) и запустить ее. Если программа содержит синтаксические ошибки, и потому ее компиляция и запуск невозможны, то задание оценивается в 0 баллов (так как данное задание выполняется учащимися за компьютером, при этом у учащихся есть возможность компилировать и запускать программу, редактировать текст программы, исправлять синтаксические и алгоритмические ошибки, то программа, которая не может быть скомпилирована и запущена должна оцениваться в 0 баллов).

Правильная программа должна содержать следующие части:

1. Ввод данных.

2. Нахождение ответа.

3. Вывод ответа.

Программа, которая не содержит ввода данных (например, данные для работы программы задаются константами в ее исходном коде) или не содержит вывода ответа, также оценивается в 0 баллов.

Затем эксперт должен определить, как необходимо вводить данные в программу и выводить результат. Использование стандартного ввода (считывание с клавиатуры, например, оператор Read в Паскале) и стандартного вывода (вывод на экран, например, оператор Write в Паскале) не являются единственно возможными способами, например, возможны и такие варианты:

1. Ввод-вывод данных с использованием файлов.

2. Ввод-вывод данных через графический интерфейс (поля ввода, «ползунки» и т.д.).

3. Ввод-вывод с использованием средств локальной сети и интернета.

4. Другие технологии ввода-вывода данных.

Установив метод ввода-вывода данных, эксперт должен проверить, верно ли составлен алгоритм решения задачи. Для этого эксперт запускает программу, вводит тестовые примеры, которые приведены в критериях оценивания и проверяет, правильный ли ответ выдала программа, после чего повторяет эту операцию для всех тестовых примеров, указанных в критериях оценивания. Если программа выдает правильный ответ, то данный тест считается пройденным, если программа выдает неправильный ответ, или не завершает свою работу из-за зацикливания, или аварийно завершает свою работу из-за алгоритмической ошибки (например, деление на ноль), то данный тест не засчитывается. Вывод о правильности программы делается в том случае, если программа проходит все тесты.

Затем эксперт устанавливает эффективность алгоритма решения задачи, изучив исходный текст программы.

Оценка в 2 балла за задание 23.2 выставляется, если программа правильная (выдает верный ответ на всех тестах) и эффективная.

Оценка в 1 балл выставляется либо если программа правильная (выдает верный ответ на всех тестах), но неэффективная, либо если она содержит небольшую ошибку (не проходит один из тестов).

Оценка в 0 баллов выставляется, если программа не проходит два и более теста, то есть не работает как минимум в половине случаев.

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационной работы по Информатике и ИКТ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2011 году

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный характер. В связи с этим территориальной экзаменационной комиссии рекомендуется перед процедурой перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу провести предварительный анализ результатов выполнения учащимися экзаменационных работ и внести при необходимости корректировки в предлагаемую шкалу оценивания. Рекомендации по корректировке шкалы по предмету Информатика и ИКТ приводятся ниже. Факт изменения шкалы пересчета должен быть зафиксирован в отчете территориальной предметной комиссии. Копии данных отчетов должны быть направлены разработчикам для учета в дальнейшей работе.

Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, а также для формирования профильных классов. В ряде регионов эти данные используются для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров. Необходимо отметить, что это возможно только при условии участия в экзамене представительной выборки учащихся данного образовательного учреждения, а также учета дополнительных данных, характеризующих начальную подготовку учащихся и условия обучения в конкретном образовательном учреждении.

ИНФОРМАТИКА и ИКТ

Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы составляет 26 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 – 6

7 – 14

15 – 21

22 – 26

Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 6 баллов.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 20 баллам.

Для эффективной работы предметной комиссии всем экспертам необходимо ознакомиться с Методическими рекомендациями для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме). Информатика и ИКТ 2011 год, размещенными на сайте ФИПИ; /view/sections/63/docs/563.html.

Рекомендации по проведению в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике выпускников IX классов общеобразовательных учреждений

  1. Общие положения

    1. ГИА (государственная (итоговая) аттестация) по информатике
      (в новой форме) проводится для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, именуемых в дальнейшем «участники ГИА».

    2. ГИА по информатике (в новой форме) является экзаменом по выбору.

    3. ГИА по информатике (в новой форме) состоит из трех частей:

  • Часть 1 – 8 заданий (1 – 8) – с выбором ответа;

  • Часть 2 – 12 заданий (9 – 20) – с кратким ответом;

  • Часть 3 – 3 задания (21 – 23) – практические задания, которые необходимо выполнить на компьютере.

    1. На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа.

    2. По решению регионального органа управления образованием пункты проведения экзамена (ППЭ) могут быть организованы в каждом образовательном учреждении, выпускники которого планируют сдавать экзамен по информатике, либо может быть организована доставка участников ГИА из нескольких образовательных учреждений в один ППЭ. При этом необходимо обеспечить участника ГИА компьютером с тем программным обеспечением, которое изучалось в его ОУ.

    3. Для проведения ГИА (в новой форме) необходимо присвоить всем участникам индивидуальные коды (идентификаторы).

    4. В аудиториях для проведения ГИА (в новой форме) по информатике должны быть:

  • рабочие места (столы, парты) для выполнения частей 1 и 2;

  • компьютеры (по количеству участников плюс один резервный) для выполнения части 3.

    1. Возможны два варианта проведения ГИА (в новой форме) по информатике: либо все задания выполняются участниками ГИА в компьютерном классе, в котором есть оборудованные рабочие места для выполнения частей 1 и 2, либо используются аудитории двух типов («обычный» и компьютерный классы) при соблюдении следующих требований:

  • общая продолжительность экзамена должна составлять 2 часа;

  • в каждой аудитории, в которой проводится экзамен, должен присутствовать организатор;

  • переход участников ГИА из одной аудитории в другую должен осуществляться в сопровождении организаторов.

    1. Рекомендуемый состав специалистов, занятых непосредственно в проведении ГИА (в новой форме) по информатике:

Специалист

Кол-во на ППЭ

Функционал / необходимая квалификация

Руководитель ППЭ

1 на ППЭ

Общее руководство проведением экзамена, контроль хода экзамена и условий пребывания участников экзамена / Администратор

Организатор в аудитории

1 на аудиторию

Организация проведения экзамена в аудитории / Компьютерная грамотность

Технический специалист

1 на компьютерный класс

Техническая поддержка участников ГИА при работе на компьютерах, устранение технических неполадок / Знание устройства и принципов работы компьютера, опыт системного администрирования.

Дежурный организатор на входе в аудиторию

1 на аудиторию

Организация перемещения участников ГИА между аудиториями (если предполагается использовать аудитории разных типов), обеспечение порядка вне аудиторий.

  1. Подготовка аудитории и оборудования

    1. Технический специалист не позднее, чем за сутки до проведения ГИА готовит для каждого участника ГИА экзамена индивидуальное рабочее место, в том числе:

      1. освобождает рабочий стол компьютера от программ и ярлыков, не используемых на экзамене;

      2. создает директорию для размещения материалов экзамена (файлов заданий и файлов ответов участника ГИА) – рабочую директорию. Место расположения и название папки должны быть выбраны исходя из возможностей используемого на экзамене программного обеспечения;

      3. устанавливает программное обеспечение в составе:

  • текстовый редактор для выполнения заданий 21, 23.1 (например, Microsoft Word, Writer);

  • электронные динамические таблицы для выполнения задания 22 (например, Microsoft Excel, Calc);

  • среда учебного исполнителя «Робот» для выполнения задания 23.1 (например, Кумир – если такая среда использовалась при обучении);

  • среда программирования для выполнения задания 23.2 (например, Free Pascal, КуМир);

примечание: версии используемого программного обеспечения должны быть привычны для участников экзамена. При необходимости следует установить несколько различных систем программирования;

      1. настраивает программное обеспечение так, чтобы файлы по умолчанию сохранялись в рабочую директорию;

      2. создает на «рабочем столе» ярлыки (ссылки) для запуска всех элементов программного обеспечения и перехода в рабочую директорию.

    1. Технический специалист готовит 2 носителя информации (CD, DVD, USB-накопители) для записи результатов экзамена и передачи их в центр обработки информации.

    2. После завершения подготовки техники и программного обеспечения не позднее, чем за сутки до проведения экзамена, технический специалист в присутствии руководителя ППЭ проводит проверку готовности техники и программного обеспечения на каждом рабочем месте. Для этого необходимо запустить все элементы программного обеспечения, используемые на экзамене, и провести пробное сохранение созданных файлов.

    3. По итогам проверки готовности технический специалист и руководитель ППЭ составляют акт готовности аудитории и приобщают его к документам экзамена.

  1. Проведение экзамена

    1. Перед началом экзамена технический специалист блокирует на физическом уровне выход в Интернет и в локальную сеть.

    2. Руководитель ППЭ непосредственно перед экзаменом публично случайным образом распределяет рабочие места между участниками ГИА.

    3. После вскрытия экзаменационных материалов технический специалист копирует файлы, необходимые для выполнения практической части, на компьютеры в аудитории в рабочую директорию. Рекомендуется копировать на каждый компьютер только те файлы, которые необходимы конкретному участнику ГИА (каждый участник ГИА должен получить только один файл для выполнения задания 22).

    4. Части 1 и 2 выполняются участниками ГИА на листах с заданиями либо на бланках без использования компьютера. Часть 3 (практическая часть) выполняется на компьютере. Для выполнения заданий части 3 участникам ГИА выдается инструкция (Приложение 1).

    5. Файл с результатами выполнения каждого задания части 3 участник ГИА сохраняет в рабочую директорию, дав ему имя в формате1: <№задания>_<№варианта>_<Идентификатор участника ГИА>. <расширение>. Например, 21_124_5321.doc, где 21 – номер задания, 124 – номер варианта, 5321 – идентификатор участника ГИА, doc – стандартное расширение. Если невозможно создать такое имя файла средствами системы программирования, следует переименовать файл средствами операционной системы.

    6. При возникновении технических сбоев участник ГИА обращается к организатору в аудитории. Если технический сбой не устраним за короткое время (3-5 минут), то участнику ГИА должен быть предложен резервный компьютер. При этом работоспособность компьютера, на котором произошел сбой, должна быть восстановлена для возможного использования его в качестве резервного. При необходимости организатор в аудитории привлекает для решения проблемы технического специалиста. Если вынужденный перерыв в работе участника ГИА составляет более 5 минут, то данный участник ГИА вправе принять решение об аннулировании своих результатов и переносе экзамена на резервный день.

    7. Закончив работу над практической частью экзамена, участник ГИА заполняет «Перечень файлов с результатами выполнения заданий»2, предъявляет организатору в аудитории перечисленные в таблице файлы, после чего организатор в аудитории заверяет подписью все заполненные строки таблицы (Приложение 2).

  1. Сбор и передача результатов практической части экзамена

    1. После окончания экзамена технический специалист в присутствии организатора в аудитории копирует из всех рабочих директорий файлы, сохраненные участниками ГИА, на носитель информации, делает его резервную копию. Для копирования данных возможно использование локальной сети.

    2. Совместно с организатором в аудитории технический специалист убеждается в том, что информация записана корректно. Один носитель информации запечатывается в пакет с результатами экзамена для передачи в центр обработки информации. Второй носитель информации запечатывается в пакет и хранится в сейфе у руководителя ППЭ вплоть до получения окончательных результатов экзамена (не менее 30 дней).

Приложение 1

Инструкция для участников практической части ГИА (в новой форме) по информатике

  1. Задания практической части предназначены для выполнения на компьютере. Ярлыки тех программ, которые нужны для выполнения заданий, расположены на рабочем столе. Также на рабочем столе находится ярлык рабочей директории, в которой хранятся файлы заданий.

  2. Файл с результатами выполнения каждого задания сохраните в рабочую директорию, присвоив этому файлу имя в формате: <№задания>_<№варианта>_<Идентификатор участника ГИА>. <расширение>. Например, 21_124_5321.doc, где 21 – номер задания, 124 – номер варианта, 5321 – идентификатор участника ГИА, doc – стандартное расширение. Если невозможно создать такое имя файла средствами системы программирования, следует переименовать файл средствами операционной системы.

  3. По окончании работы над практической частью экзамена заполните «Перечень файлов с результатами выполнения заданий» (Приложение 2). Предъявите файлы организатору в аудитории.

  4. При возникновении технических сбоев обратитесь к организатору в аудитории.

  5. При выполнении практической части ГИА по информатике запрещается осуществлять любые действия, не связанные с выполнением заданий практической части, а также направленные на нарушение работоспособности компьютера.

Приложение 2

Перечень файлов

с результатами выполнения заданий

Сведения об участнике ГИА

Фамилия ____________________________

Имя ____________________________

Отчество ____________________________

Идентификатор ____________________________

Номер варианта ____________________________

Имена файлов с результатами выполнения заданий участником ГИА

Впишите имя файла, соответствующего заданию. Если задание не выполнялось, напишите слово «нет» или поставьте прочерк. Сведения, указанные в колонке «Имя файла» для каждого задания, заверьте своей подписью в колонке «Подпись участника ГИА».

Вы можете сдать решение только одного из двух заданий 23.1 или 23.2 по своему выбору.

Номер задания

Имя файла3

Подпись участника ГИА

Подпись ответственного организатора

21

22

23.1

23.2

Рекомендации по механизмам проведения и критериям оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме

по физике в 2011 году

Настоящие рекомендации разработаны с учетом рекомендаций Федерального Института Педагогических измерений /view/sections/213/docs/560.html.

При разработке шкалы оценивания результатов выполнения экзаменационных работ использовались экспертные методы, основанные на анализе содержания каждого задания и всей экзаменационной работы, а также анализе результатов выполнения заданий и работы в целом разными группами учащихся, имеющими различную подготовку по предмету. В процессе работы согласовывались позиции экспертов относительно требований к уровню подготовки учащихся, необходимых для получения различных отметок по традиционной 5-балльной шкале. За основу были взяты требования к уровню подготовки, сформулированные в образовательных стандартах 2004 года.

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный характер. В связи с этим территориальной экзаменационной комиссии рекомендуется перед процедурой перевода первичных баллов в пятибалльную шкалу провести предварительный анализ результатов выполнения учащимися экзаменационных работ и внести при необходимости корректировки в предлагаемую шкалу оценивания. Рекомендации по корректировке шкалы по отдельным предметам приводятся ниже. Факт изменения шкалы пересчета должен быть зафиксирован в отчете территориальной предметной комиссии. Копии данных отчетов должны быть направлены разработчикам для учета в дальнейшей работе.

Результаты экзамена используются для государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, а также для формирования профильных классов. В ряде регионов эти данные используются для аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров. Необходимо отметить, что это возможно только при условии участия в экзамене представительной выборки учащихся данного образовательного учреждения, а также учета дополнительных данных, характеризующих начальную подготовку учащихся и условия обучения в конкретном образовательном учреждении.

Ниже приведены рекомендации по пересчету баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале, а также использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2011 году.

Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы составляет 36 баллов. Этот балл складывается из 18 заданий с выбором ответа (по 1 баллу за задание), 3 задания с кратким ответом (по 2 балла за задание) и 4 задания с развернутым ответом, из которых одно экспериментальное задание (4 балла), качественная задача (2 балла) и две расчетных задачи (по 3 балла за задание). Всего – 25 заданий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССОВ В НОВОЙ ФОРМЕ РУССКИЙ

    Документ
    ... выпускников 9 классов к экзамену и включает: Особенности новойформыгосударственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов. Методическиерекомендациипо подготовке к экзамену. 3) Особенности типов экзаменационных ...
  2. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме в Республике Татарстан в 2011 году Казань 2011

    Автореферат диссертации
    ... шкале в соответствии с рекомендациямипо использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационныхработ для проведениягосударственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы в новойформе в 2011году. В 2011году за счет ...
  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... ) общего образования»; Методические письма «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы в новойформе в 2010, 2011, 2012 годовпо алгебре в общеобразовательных ...
  4. Анализ работы гбоу сош № 840 за 2011-2012 учебный год

    Задача
    ... в государственной (итоговой) аттестациявыпускниковосновнойшколы в новойформепо предметам по выбору. В 2011года экзамены проводились по биологии, географии, химии, обществознанию; в 2012 – по биологии, географии, химии ...
  5. Р е з у л ь т а т ы г о с у д а р с т в е н н о й ( и т о г о в о й ) а т т е с т а ц и и (в н о в о й ф о р м е) обучающихся освоивших основные

    Инструктивно-методическое письмо
    ... выполнения экзаменационнойработы 29 4. Рекомендациипо подготовке к государственной (итоговой) аттестации 31 Методическое письмо Об использовании результатов новойформыгосударственной (итоговой) аттестациивыпускниковосновнойшколы2011года ...

Другие похожие документы..