Главная > Инструктивно-методическое письмо


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Федеральный институт педагогических измерений

согласовано:

Председатель научно-методического совета ФИПИ по иностранным языкам,

д. фил. н., профессор

С.Г. Тер-Минасова

подпись

_______________________2007 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор Федерального института педагогических измерений А.Г.Ершов

подпись

_______________________2007 г.

Методическое письмо

«Об использовании результатов единого государственного экзамена

2007 года в преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях»

Научный руководитель: Г.С. Ковалева, к. п. н., заместитель директора ФИПИ.

Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по иностранным языкам д.фил.н. М.В. Вербицкой и к.фил.н. К. С. Махмурян

на основе аналитического отчета «Результаты единого государственного экзамена 2007 года», размещенного на сайте ФИПИ ().

Методическое письмо

«Об использовании результатов единого государственного экзамена

2007 года в преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях»

Как указывается в официальных документах, назначение единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранным языкам состоит в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения. ЕГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору. Следует подчеркнуть, что в отличие от традиционного экзамена по иностранному языку ЕГЭ обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности умений всех видов речевой деятельности и способности учиться в высшем учебном заведении.

Содержание и формат ЕГЭ отражают требования новой образовательной парадигмы, требования времени к подготовке учащихся, которые будут жить и работать в условиях нового информационного общества.

ЕГЭ по иностранным языкам проводится с 2003 года в экспериментальном режиме. Общее количество регионов и учащихся увеличивается с каждым годом. ЕГЭ оказывает заметное влияние на сам процесс обучения иностранным языкам. Так, за 5 лет существования ЕГЭ аудирование прочно вошло в практику преподавания английского, немецкого, французского языков во всех типах общеобразовательных учреждений. Поскольку в ЕГЭ большая роль отводится контролю продуктивных умений и навыков, владению такими видами речевой деятельности, как письмо и говорение, обучение стало больше ориентироваться на формирование реальной коммуникативной компетенции и приобретать более деятельностный характер.

Под воздействием ЕГЭ меняются и школьные учебники. Все отечественные УМК последних лет включают аудиоматериалы; упражнения и задания стали носить более проблемный характер; репродуктивные умения и навыки рассматриваются только как первый этап на пути формирования продуктивных умений. Лучшие учебники уже на ранних этапах обучения нацелены на формирование стратегий аудирования и чтения и строятся на принципе обучения грамматике в контексте.

Параллельно идет совершенствование контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ, уточняются схемы и критерии оценивания, отрабатываются разные форматы заданий. КИМ ЕГЭ по иностранным языкам носят компетентностный характер и в той или иной мере охватывают все компоненты коммуникативной компетенции в качестве объектов контроля. Утверждать, что учащийся, не владеющий иностранным языком, успешно справится с ЕГЭ, может только тот, кто незнаком с материалами и заданиями ЕГЭ. Первым и непременным условием получения высокого балла является владение иностранным языком, высокий уровень иноязычной коммуникативной компетенции. Это предполагает, в частности, умение использовать разные стратегии аудирования и чтения, причем эти стратегии необходимы в реальной жизни, в реальной коммуникации.

Знакомство с форматом ЕГЭ – это еще одно необходимое условие успешной сдачи экзамена. Для того, чтобы помочь школе решить эту задачу, Федеральный институт педагогический измерений размещает всю необходимую информацию о ЕГЭ на своем сайте http://www.fipi.ru. На этом же сайте можно найти банк открытых заданий ЕГЭ по всем предметам, включая иностранные языки. Кроме того, ежегодно публикуются открытые варианты ЕГЭ, которые реально использовались на экзамене и могут служить прекрасным тренировочным материалом. Как правило, в этих изданиях даются и методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ в целом и по выполнению конкретных заданий.

Для того, чтобы учителя, родители, сами старшеклассники могли лучше ориентироваться в учебной литературе, экспертный совет при ФИПИ по обращениям авторов и издательств проводит экспертизу учебных пособий по подготовке к ЕГЭ. Гриф экспертного совета при ФИПИ – показатель качества учебного пособия, его соответствия современным требованиям. К сказанному надо добавить, что все рекомендуемые ФИПИ пособия по подготовке к ЕГЭ по иностранным языкам сопровождаются аудиоматериалами (аудиокассетами или компакт-дисками), без которых нельзя подготовиться к заданиям по аудированию.

26 января 2007 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена». Закон был подписан Президентом России В.В.Путиным 9 февраля 2007 года. Эксперимент по введению единого государственного экзамена завершается, и созданная система независимой объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников средней школы вступает в штатный режим с 2009 года.

ЕГЭ 2008 г. как завершающий этап эксперимента имеет большое значение и для его успешного проведения надо проанализировать результаты ЕГЭ 2007 г. и сделать необходимые выводы в отношении преподавания иностранных языков в школе. Экзаменационная работа по иностранным языкам в 2007 году состояла из 5 разделов: разделы 1-4 – письменные и раздел 5 – устный. Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов составляло: аудирование – 30 мин.; чтение – 30 мин.; лексика и грамматика – 40 мин.; письмо – 60 мин.

На выполнение первых четырех письменных разделов экзаменационной работы отводилось 160 мин. Время устного ответа составляло до 10 мин. на одного испытуемого. Время нахождения на пункте приема экзамена (ППЭ) не превышало 6 часов.

Содержание экзаменационной работы определялось следующими документами:

  1. Положение о проведении единого государственного экзамена (приказ Минобразования России от 09.04.2002 № 1306).

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.

  3. Примерные программы по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы/ Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ. Астрель, 2004.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 2005.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка. – М.: Просвещение, МАРТ, 2004.

  6. Программы общеобразовательных учреждений. Французский язык для 1-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 2001.

При разработке КИМ также учитывались:

Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.

Характеристика участников ЕГЭ 2007 года

Общее количество регионов, принимавших участие в ЕГЭ по английскому языку 2007 года – 40 (в 2006 году - 36 регионов), по немецкому языку – 25 регионов, по французскому языку – 17 регионов. В 2007 году произошло увеличение общего количества участников по сравнению с 2007 годом. Всего по России в ЕГЭ приняли участие 11271 человек по английскому языку (0,98% от выпускников сдававших ЕГЭ); 786 человек по немецкому языку (0,07%, от выпускников сдававших ЕГЭ); 320 человек по французскому языку (0,03 от выпускников сдававших ЕГЭ). Наибольшее количество участников ЕГЭ по английскому языку в Петербурге- 2665 человек; по немецкому языку в Пермской области-114 человек; по французскому языку - в Пермской области-87 человек. Участники ЕГЭ по иностранным языкам – это выпускники общеобразовательных учреждений, различающихся типом и видом, а также местом расположения.

В ЕГЭ в 2007 году по английскому языку участвовало около 72,9% девушек (2006г.-73,2%) и 27,3 % юношей (2006г.-26,8%); по немецкому -79,5% девушек (2006г.-84,9%) и 20,5% юношей (2006г.-15,1%); французскому-.82,5% девушек (2006-82,7%) и 17,5% юношей (2006г.-17,3%)

Характеристика контрольных измерительных материалов 2007 года

В контрольных измерительных материалах 2007 года по сравнению с 2006 годом не произошло существенных изменений ни по структуре, ни по содержанию. По сравнению с предыдущими годами они в большей степени ориентированы на образовательные стандарты 2004 года.

Результаты ЕГЭ по иностранным языкам в 2007 году

По итогам экзамена выпускники показали следующие результаты:

Английский язык: 7,9% выпускников получили отметку «2»; 25,4% выпускников - отметку «3»; 48,6% – отметку «4» и 18,1% выпускников – отметку «5». При этом высшие результаты (91-100 баллов) показали 5,6% выпускников, 100 баллов получили 3 выпускника. Средний балл по английскому языку – 64,4.

Немецкий язык: 7,8 % экзаменуемых получили отметку «2»; 30,3% – отметку «3»; 41,5% – отметку «4»; 20,5% выпускников – отметку «5».

Высшие результаты (91-100 баллов) показали 8,0% выпускников, 100 баллов набрал 1 один выпускник. Средний балл по немецкому языку – 63,7.

Французский язык: 3,8% выпускников получили отметку «2»; 18,4% – отметку «3»; 54,7% – отметку «4» и 23,1% – отметку «5». Самые высокие результаты (91-100 баллов) показали 5,9% выпускников, ни один из них не получил высший балл (100). Средний балл по французскому языку – 70, 1.

Таблица 1

Распределение участников (в %) по баллам в 2007 году по сравнению с 2006 годом

Английский язык

Немецкий язык

Французский язык

2006

2007

2006

2007

2006

2007

«5»

(84-100)

16,1

18,1

26,3

20,5

28,9

23,1

«4»

(59-83)

48,4

48,6

36,7

41,5

50,0

54,7

«3»

(31-58)

26,1

25,4

30,7

30,3

19,1

18,4

«2»

(0-30)

9,4

7,9

6,3

7,8

2,0

3,8

По сравнению с прошлым годом несколько улучшились результаты по английскому языку: снизилось на 1,5% количество двоек, произошло увеличение количества пятерок на 2%, а также увеличение четверок, хотя и незначительное. Данную ситуацию можно объяснить тем, что регионы принимали участие в экзамене четвертый год, учителя смогли проанализировать ошибки ЕГЭ 2006 года и лучше подготовить учащихся к экзамену 2007 года.

По сравнению с прошлым годом несколько ухудшились результаты по немецкому языку в основном за счет снижения количества пятерок (почти на 5%) и увеличения количества двоек (на 1,5%), хотя качество обученности («5» и «4») в целом не изменилось (62,8% - в 2006 и 62% - 2007).

По сравнению с прошлым годом несколько ухудшились результаты по французскому языку: в основном за счет снижения количества пятерок (почти на 6%) и увеличения количества двоек (на 1,8%), качество обученности («5» и «4») снизилось на 4% (79,1% - в 2006 и 75,2% - 2007).

Изменения в распределении результатов по немецкому и французскому языкам могут носить случайный характер в силу количественной нерепрезентативности групп, участвовавших в этих экзаменах.

В целом можно констатировать, что экзамен прошел успешно, о чем говорит средний балл по всем языкам.

Как и предполагалось, при сохранении основных характеристик экзамена сохранились и основные тенденции в характере результатов.

Анализ результатов выполнения теста в рецептивных видах речевой деятельности (разделы «Аудирование», «Чтение») показал, что у экзаменуемых в целом сформировано умение понимать аутентичные тексты различных жанров и типов. Однако сравнительный анализ результатов выполнения заданий раздела «Чтение» показывает, что у учащихся по-прежнему недостаточно сформированы умения, требующиеся для выполнения заданий высокого уровня (извлечение точной информации из прочитанного текста и интерпретация текста).

Результаты проверки владения грамматическими и лексическими навыками (раздел «Грамматика и лексика») свидетельствуют о том, что значительная часть учащихся испытывает трудности в выборе адекватных видовременных форм глаголов и в определении лексических единиц, необходимых для подстановки в предлагаемый текст.

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы в разделе «Письмо» показал, что у выпускников школ достаточно хорошо сформированы умения выражать мысли в соответствии с целью высказывания, соблюдать принятые в языке нормы вежливости с учетом адресата; пользоваться соответствующим стилем речи. К положительным показателям относится улучшение результатов выполнения заданий, требующих письменного высказывания с элементами рассуждения в области организации текста. Вместе с тем к проблемным зонам следует отнести надпредметные умения: учащиеся все еще испытывают затруднения при формулировке проблемы в начале письменного высказывания с элементами рассуждения и при развернутой аргументации своего мнения, также не все учащиеся умеют выполнять коммуникативное задание в строго заданном объеме. В некоторых случаях сказывался дефицит общекультурных знаний. Данные недостатки не позволили им получить более высокие баллы. В целом наблюдается положительная динамика результатов выпускников в области письма.

Результаты экзамена в разделе «Говорение» показали, что у экзаменуемых достаточно устойчиво сформированы два крупных блока умений. Это умение создавать самостоятельные монологические высказывания по предложенной речевой ситуации и умение обмениваться оценочной информацией и в результате обсуждения приходить с собеседником к общей точке зрения. Анализ результатов в разделе «Говорение» показывает, что учащиеся в целом добились значительных успехов в данном виде продуктивной речевой деятельности, однако требуется усилить работу по обучению речевому взаимодействию в диалогической речи. По-прежнему ряд учащихся пытаются использовать заученные «топики» вместо рассуждения и аргументирования. Также необходимо подчеркнуть, что при достаточно адекватном уровне сформированности произносительных навыков требуется дополнительная работа по использованию лексико-грамматических навыков в спонтанной речи.

Вновь выросло (в большей, по сравнению с 2006 годом, степени) число испытуемых, не приступивших к устному ответу или отказавшихся от него вскоре после начала ответа. Это может свидетельствовать о недостаточной практике устных интервью при подготовке к экзамену.

Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по иностранным языкам, помимо собственно обучения соответствующему языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя следующие аспекты:

  • ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, т. е. заданий части С (по письму и говорению);

  • отработку четкого следования инструкций к заданию, в том числе соблюдения предписанного объема письменного или устного высказывания;

  • развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;

  • ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму и говорению); объяснение предъявляемых требований;

  • включение в практику записи устных ответов учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и анализом;

  • отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.

С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учителям следует:

  • провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ: спецификация экзаменационной работы для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений (единая по английскому, немецкому, французскому языкам); кодификаторы элементов содержания (отдельно по английскому, немецкому, французскому языкам) для составления КИМ ЕГЭ, демонстрационные варианты КИМ по английскому, немецкому, французскому языкам (с особым вниманием к критериям оценивания);

  • следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов;

  • анализировать федеральные и региональные отчеты о результатах ЕГЭ;

  • использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки и ФИПИ;

  • перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;

  • анализировать с учащимися работы участников ЕГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;

  • проводить специальные уроки по обучению написанию письменных высказываний с элементами рассуждений в формате ЕГЭ;

  • проводить обобщающие уроки по развитию умений говорения в формате ЕГЭ с последующим анализом ответов учащихся с точки зрения требований ЕГЭ;

  • систематически включать в уроки задания на аудирование в формате ЕГЭ;

  • задействовать ИКТ в качестве средства для повышения качества обученности во всех видах речевой деятельности и аспектов языка;

  • обращать больше внимания на:

    • внимательное прочтение учащимися всего коммуникативного задания;

    • использование в учебном процессе больше проблемных коммуникативных заданий, в том числе и в формате ЕГЭ;

    • знакомство учащихся с требованиями и критериями ЕГЭ;

    • применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

    • игнорирование незнакомых слов в читаемом или звуковом тексте и развитие языковой догадки;

    • ознакомление учащихся с текстами различных жанров и типов;

    • развитие умений обосновывать, аргументировать свою точку зрения при речевом взаимодействии;

    • формирование умений давать контраргументы;

    • совершенствование умений вводить в ситуацию общения;

    • развитие умений употреблять речевые клише и связующие слова при введении диалога с партнером, а также при написании письменных сообщений;

    • формирование умений делить письменное сообщение на абзацы;

    • совершенствование лексико-грамматических навыков во всех видах речевой деятельности и в коммуникативно-ориентированном контексте;

    • развитие общеучебных умений, таких как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делать заключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы, отличать факты от мнения, весомые аргументы от слабых, принимать логичные решения на основе полученной информации;

    • заполнение учащимися бланков.

Характеристика контрольных измерительных материалов 2008 года

Изменения в структуре и содержании КИМ ЕГЭ 2008 г. по сравнению с КИМ 2007 г. отсутствуют. При этом на основе анализа результатов прошлых лет пересмотрена соотнесенность отдельных заданий с уровнями сложностями. В разделе «Грамматика и лексика» задания В11 – В16 отнесены к базовому уровню; задания А22 – А28 – к повышенному уровню. В разделах «Письмо» и «Говорение» задания С1 и С3 полностью отнесены к базовому уровню; задания С2 и С4 полностью отнесены к высокому уровню. Таким образом, задания С2 и С4 по всем критериям (для С2 – «Решение коммуникативной задачи», «Организация текста», «Лексика», «Грамматика», «Орфография и пунктуация»; для С4 – «Решение коммуникативной задачи», «Взаимодействие с собеседником», «Лексическое оформление речи», «Грамматическое оформление речи», «Произношение») оцениваются с точки зрения требований высокого уровня.

Познакомиться с новыми документами ЕГЭ 2008 года (в том числе со списком учебных пособий, рекомендованных для подготовки к ЕГЭ) учителя, учащиеся и их родители могут на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http://ege.edu.ru, а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru

Английский язык

Ввиду того, что наибольшее количество учащихся приняли участие в экзамене по английскому языку, следует подробнее остановиться на его результатах.

Экзамен по английскому языку в 2007 году проводился в 40 субъектах Российской Федерации: В первом потоке (18 и19 июня 2007 года и 22 июня – резервный день) участвовали 11271 экзаменуемых, что означает увеличение количества участников по сравнению с прошлым годом (10977 экзаменуемых в мае 2006 г.).

Соотношение юношей и девушек среди участников экзамена остается стабильным и составляет порядка 27 к 73 процентам соответственно.

Существенно увеличилось число экзаменуемых, представляющих населенные пункты сельского типа 9,9% (в 2006 году 6,4%); города с населением более 100 тысяч жителей представляли 74,1% экзаменуемых (в 2006 году 80%).

Самое большое количество экзаменуемых было в Санкт-Петербурге – 2655 человек, чуть меньше, чем в 2006 году.

В соответствии с установленными Федеральной службой по контролю в сфере образования и науки границами оценок в 2007 году экзаменуемые получили: «2» - 7,9% экзаменуемых; «3» - 25,4% экз.; «4» - 48,6% экз.; «5» - 18,1% экзаменуемых (см.Таблицу 1).

Распределение участников экзамена по полученным баллам за выполнение заданий различных разделов экзамена свидетельствует о том, что во всех группах испытуемых наилучшие результаты были достигнуты в разделе «Чтение», наиболее сложными для сильной группы испытуемых оказались разделы «Грамматика и лексика» и «Аудирование», в то время как для слабой группы наибольшую сложность составили разделы, проверяющие продуктивные умения «Письмо» и «Говорение».

Содержательные различия в уровнях подготовки экзаменуемых, выявленные в ходе проведения экзамена, представлены в таблице 11.13.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (39)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... на сайте ФИПИ (). Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ... экзамена 2006 года)» Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ...
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (8)

    Методические рекомендации
    ... аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки 1 1. ВАЖНЕЙШИЕ ...
  3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (40)

    Методические рекомендации
    ... с. Утверждены решением аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Система оценки качества ...
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (3)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2010 ...
  5. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (9)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2012 ...
  6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (13)

    Документ
    ... сайте ФИПИ . После их утверждения Федеральнойслужбойпонадзору в сфереобразования и науки указанные материалы становятся документами, регламентирующими ...

Другие похожие документы..