Главная > Инструктивно-методическое письмо


Одно из главных отличий предлагаемого экзамена состоит в том, что экзаменационные тексты аутентичны и представляют различные жанры. Для подготовки к экзамену следует учитывать, какие жанры и типы текстов целесообразно использовать при выработке умений, проверяемых в экзаменационной работе.

  • Следует приучать учащихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации.

  • Чтение с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует приучать учащихся не переводить каждое слово в тексте. Важно учить школьников понимать ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания, и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания.

  • Если по заданию требуется понять тему отрывка, следует приучать его внимательней читать первый и последний абзацы, где обычно заключена тема или основная идея текста.

  • Если в задании даются микротексты и требуется понять их тему, то первое и последнее предложения каждого текста больше всего помогут учащимся понять то, что требуется.

  • При обучении чтению с извлечением запрашиваемой/необходимой информации следует ограничивать время выполнения заданий.

  • При выполнении заданий по извлечению запрашиваемой/необходимой информации, необходимо учить школьников концентрировать внимание на поиске только этой информации. Важно уметь отделить запрашиваемую информацию от избыточной, второстепенной, ненужной при выполнении данного задания.

  • Следует обращать внимание учащихся на средства логической связи: союзы и союзные слова, вводные слова, местоимения и т.д.

    Раздел «Грамматика и лексика»

    Задачей экзаменационного теста 2007 г. в разделе «Грамматика и лексика» являлась проверка уровня сформированности навыков экзаменуемых использовать грамматический и лексический материал в текстах с коммуникативной направленностью.

    В таблице 6 представлена информация о проверявшихся умениях, а также о типах заданий, жанрах и типах текстов, с помощью которых осуществлялась проверка в разделе «Грамматика и лексика».

    Таблица 6

    Структура и содержание раздела «Грамматика и лексика»

    Задание

    Кол-во вопросов

    Проверяемые умения

    Тип/жанр текста

    Тип задания

    B4-B10

    Базовый уровень

    7

    Владение видовременными формами глагола, личными и неличными формами глаголов; формами числительных; формами местоимений

    Связный отрывок из повествовательного/ научно-популярного текста

    Задание с кратким ответом

    B11-B16

    Повы-шенный уровень

    6

    Владение способами словообразования

    Связный отрывок из повествовательного текста

    Задание с кратким ответом

    A22-A28

    Высокий уровень

    7

    Употребление лексических единиц с учетом сочетаемости слов в соответствии с коммуникативным намерением

    Связный отрывок из художественного или публицистического текста

    Задание с множественным выбором


    Задания базового уровня предполагали заполнение пропусков в предложениях грамматическими формами, образованными от приведенных слов. Задания повышенного уровня предполагали заполнение пропусков в предложениях однокоренными (родственными) словами, образованными от приведенных слов. Задание повышенного уровня предполагало выбор правильного ответа из 4-х предложенных вариантов.

    Задания в разделе «Грамматика и лексика» оценивались объективно: за каждый правильный ответ экзаменуемый получал по одному баллу. Ответы, содержащие орфографические или грамматические ошибки, считались неверными.

    Таблица 7

    Средний балл выполнения заданий (в % от максимального)

    в разделе «Грамматика и лексика»

    Задание

    Уровень сложности

    Средний балл

    2006

    Средний балл 2007

    В4 – В10

    Базовый

    52 %

    55 %

    В11 – В16

    Повышенный

    58 %

    59 %

    А22 – А28

    Высокий

    40 %

    54 %

    Уровень сложности заданий определялся предварительно экспертами и в действительности не всегда совпадал с реальным. Как видно из таблицы 9, задание повышенного уровня для экзаменуемых оказалось проще, чем задание базового уровня, которые по сложности практически не уступают заданиям высокого уровня сложности.

    Результаты 2007 года близки к результатам 2006 года, при этом стоит обратить внимание на некоторое улучшение результатов выполнения заданий на употребление лексических единиц с учетом сочетаемости слов и в соответствии с коммуникативным намерением.

    Анализ уровня сформированности проверяемых навыков в задании базового уровня представляет большую сложность, так как употребление каждого грамматического явления проверялось 1 – 2 тестовыми вопросами. При этом анализ вариантов ответов, которые дали экзаменуемые в каждом из вариантов, позволяет проанализировать типичные ошибки.

    Наибольшую трудность для учащихся представляли тестовые вопросы, контролирующие навык употребления пассивной формы глаголов в Past и Present Indefinite. Типичной ошибкой было использование активной формы Past и Present Indefinite вместо пассивной формы (made вместо was made), что может свидетельствовать:

    • о невнимании к контексту, из которого следует, что лицо, обозначенное подлежащим, не совершало/совершает действие само, а подвергалось действию;

    • о непонимании разницы в употреблении пассивного и активного залогов.

    Ошибочное употребление вместо Past и Present Indefinite Passive форм глаголов в Present Indefinite Active, Present или Past Perfect, Past или Present Continuous также связано с неумением анализировать контекст для определения времени, когда происходило действие, последовательности описываемых действий и их характера. Встречались ошибки, вызванные незнанием того, как образуется форма Past Indefinite Passive, когда экзаменуемые вместо 3-ей формы глагола употребляли 2-ю (was forgot).

    Другая разновидность ошибок при образовании Past и Present Indefinite Passive связана с неправильным употреблением формы вспомогательного глагола to be (are said вместо is said).

    Использование неличных форм глагола (dressed, dressing) вместо соответствующих личных форм активного и пассивного залогов говорит о том, что некоторые тестируемые не видят структуры предложения, в соответствии с которой в пропуск после подлежащего должна быть вписана соответствующая форма сказуемого.

    В вариантах, контролировавших навык употребления видовременных форм группы Continuous, большие затруднения вызывали у экзаменуемых вопросы на Present и Past Continuous.

    Наиболее типичной ошибкой являлось использование вместо форм группы Continuous глагольных форм группы Indefinite: вместо Past Continuous – Past Indefinite, (вместо was showing – showed), вместо Present Continuous – Present Indefinite (вместо is reading – reads), что говорит о неумении анализировать контекст, из которого следует, что действие носило/носит продолжительный характер.

    Многие экзаменуемые, поняв, что действие длилось/длится, не смогли правильно определить время повествования и употребили вместо Present Continuous – Past Continuous и наоборот (is travelling, was travelling).

    Обращают на себя внимание ошибки, вызванные непониманием того, какое лицо совершает действие. Такие ошибки свидетельствуют о неумении внимательно вчитываться в контекст и о нарушении технологии выполнения задания – заполнения пропусков, которое требует предварительного прочтения всего текста с целью понимания его общего содержания.

    Для вариантов, включавших тестовые вопросы, контролирующие навык употребления форм глаголов группы Perfect, типичной ошибкой было неправильное употребление Present Perfect.

    Наибольшее количество ошибок связано с использованием вместо Present Perfect – Present и Past Indefinite. По-видимому, это обусловлено незнанием случаев употребления соответствующих времен и недостаточной сформированностью навыков их употребления.

    Ряд ошибок связан с использованием Present или Past Continuous (are writing, was writing), сложных времен – Past Perfect Continuous (had been writing), Present Perfect Continuous (has been writing), хотя контекст не указывает на длительный характер действия.

    Некоторые ошибки обусловлены неправильным выбором формы вспомогательного глагола (has grown вместо have grown) из-за неумения согласовать подлежащее со сказуемым, а также незнанием форм неправильных глаголов (maked, breaked).

    Есть ошибки в употреблении условных предложений с “if”: употребляется Future Indefinite вместо Present Indefinite. Например: If you will come; If I will meet her.

    Что касается навыка употребления неличных форм глагола, большое количество ошибок было допущено экзаменуемыми в употреблении причастий. Ошибки связаны с употреблением вместо необходимой формы причастия I (taking) причастия II (taken), а вместо причастия II (taken) личных форм глагола (took) или слов, образованных от опорного с помощью суффиксов (takeness), часто не существующих в языке.

    С употреблением степеней сравнения прилагательных и наречий экзаменуемые справились более успешно. Затруднения в использовании степеней сравнения прилагательных возникли только у некоторых экзаменуемых. Основной ошибкой здесь являлось заполнение пропуска опорным словом без изменения (attentive), что противоречит инструкции к выполнению задания.

    В отношении навыка употребления порядковых числительных наиболее частой ошибкой было вписывание в пропуск опорного слова без изменения (two) или замена его на другое, образованное от числительного one (only, someone).

    Следует отметить некоторые ошибки, допускавшиеся в ответах на тестовые вопросы, проверявшие различные грамматические навыки.

    • Часть тестируемых ошиблась в написании форм глаголов (knowen, mooving, gaven, educatied, publishs, moveing, growning, coud).

    • Невнимательное прочтение инструкции привело к тому, что некоторые экзаменуемые вписывали в пропуск лишние слова (got education, took education), хотя по инструкции требовалось употребить форму от опорного слова.

    • Этой же причиной объясняются ошибочные ответы, где вместо личных форм глаголов употреблены слова других частей речи.

    Анализ уровня сформированности навыка употребления средств словообразования позволяет сделать следующие выводы:

    • наибольшую трудность для экзаменуемых представляет употребление суффиксов –less, -ness, -ency, -ion, -ation, -able, -ive, а также префиксов dis-, ir- и in-;

    • типичными ошибками в данном задании являются:

      • образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту (вместо different – difference, differed или differently);

      • заполнение пропуска опорным словом без изменения его;

      • употребление несуществующих слов (discoveration, discoverment);

      • вместо заполнения пропуска словом с отрицательным префиксом употребление или опорного слова без изменения, или слова, образованного с помощью суффикса (honestly, honesty вместо dishonest). Вторая причина неправильного употребления отрицательного префикса заключается в использовании не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем (uncapable, inpatient);

      • неправильное написание слов (socity, perants).

    Исходя из вышесказанного, этому разделу следует уделить серьезное внимание, т.к. средний балл выполнения тестовых заданий этого раздела ниже, чем в «Аудировании» и «Чтении».

    Проанализируем конкретное задание базового уровня по грамматике. Это чисто грамматическое задание: чтобы его выполнить, надо образовать нужную грамматическую форму от слова, напечатанного заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами B4 – B10. Хотя это задания на грамматику, начинать их выполнять надо с внимательного чтения всего текста. Даже если учащемуся кажется, что он может сразу же заполнить первый пропуск, ему следует прочитать сначала весь текст.

    Прочитайте приведённый ниже текст. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами B4 – B10, так чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы B4 – B10.

    Where did the Olympic Games come from?

    B4


    There are many different stories about the beginning of the Olympics. One myth says that Zeus himself started the Games. Athletic games __________________ as an important part of many religious festivals in ancient Greek culture.

    HOLD

    B9


    __________________ did not compete, they were also barred from attending the games, under penalty of death. Unmarried girlswere allowedto attend.

    WOMAN

    Прочитав текст внимательно, учащийся увидит, что все повествование ведется в прошедшем времени. Это означает, что, заполняя пропуски, для личных форм глагола будем выбирать одну из форм прошедшего времени, что форм настоящего времени в этом тексте не будет (даже Present Perfect). Настоящее время было бы возможно в прямой речи, но в данном тексте она не встречается. Настоящее время было бы также возможно во фразах, вводящих некие всем известные, «вневременные истины», например: It is common knowledge that …, It is well-known that … и т.п. Таких фраз в приведенном тексте нет, значит в нашем арсенале только глагольные формы прошедшего времени.

    Необходимо напомнить учащимся, какие именно глагольные формы прошедшего времени можно использовать. Во-первых, в каждом случае глагольной формы нужно сделать выбор между продолженным и непродолженным видом: Continuous Aspect / Non- Continuous Aspect. В целом Continuous Aspect используется, когда говорящий или пишущий хочет подчеркнуть, что данное действие было длительным по времени, оно носило характер процесса. Non-Continuous Aspect констатирует действие как факт. Противопоставление этих форм существует и в настоящем, и в будущем времени, но в отношении к сформулированному заданию нас интересует только прошедшее время.

    Во-вторых, в каждом случае глагольной формы нужно сделать выбор между перфектной и неперфектной формой: Perfect Form / Non-Perfect Form. Общее значение перфектных форм – это предшествование. Если говорящий или пишущий выстраивает последовательность действий (на любом отрезке временной оси: в настоящем, прошедшем или будущем) и ему надо соотнести два действия, то для более раннего действия («предшествующего) используется перфектная форма. Как и случае продолженного вида, противопоставление этих форм существует и в настоящем, и в будущем времени, но нас сейчас, в приложении к нашему заданию, интересует только прошедшее время.

    В-третьих, следует определить, какой нужен залог: активный или пассивный. Если подлежащее как бы само совершает действие, глагол стоит в активном залоге, если подлежащее подвергается действию, то глагол стоит в пассивном залоге. Сравним два предложения: I sent many letters yesterday – Many letters were sent.

    Напомним учащимся, как образуются эти формыи начнем выполнять задание. Задаем учащимся следующие вопросы:

    1. Какой член предложения мы должны восстановить в тексте?

    2. Какой частью речи он выражен?

    3. Какую форму следует выбрать?

    4. Как образовать эту форму?

    Возьмем тестовый вопрос В4.

    1. Какой член предложения мы должны восстановить в тексте? Сказуемое при подлежащем games. Подлежащее стоит вомножественном числе.

    2. Какой частью речи он выражен? Личной формой глагола tohold.

    3. Какую грамматическую форму этого слова следует выбрать?

    - прошедшее время (определили по контексту);

    - непродолженный вид (действие дается как факт);

    - неперфектная форма (идея предшествования отсутствует)

    - пассивный залог (подлежащее не совершало действия, а подвергалось ему);

    4. Как образовать эту форму?

    - вспомогательный глагол to be в прошедшем времени во множественном числе, как того требует форма подлежащего + 3-я форма смыслового глагола.

    Ответ: wereheld.

    Далее, тестовый вопрос В9.

    1. Какой член предложения мы должны восстановить в тексте? Подлежащее

    2. Какой частью речи он выражен? Существительным woman.

    3. Какую грамматическую форму этого слова следует выбрать?

    - множественное число (определили по контексту, помогло местоимение they, заменяющее данное существительное в следующем предложении)

    1. Как образовать эту форму?

    - существительное woman образует множественное число не по основному правилу, оно является исключением: woman – women.

    Ответ: women.

    Исходя из анализа результатов выполнения данного раздела и характера ошибок, допущенных экзаменуемыми в КИМ 2007 г., рекомендуется:

    • Для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому эти действия относятся.

    • При обучении временам глагола обращать больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом.

    • Давать учащимся достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся в нужной мере закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении.

    • Особое внимание уделять формам глагола to be и to have как вспомогательным глаголам, поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях.

    • Давать учащимся большое количество заданий на основе связных текстов, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен.

    • При закреплении навыка употребления неличных форм глагола предлагать учащимся тексты, в которых четко видна разница в случаях употребления причастий I и II, и обеспечивать учащихся большим количеством заданий, с помощью которых они могли бы тренироваться в сопоставлении и правильном употреблении этих форм.

    • Добиваться, чтобы при формировании грамматических навыков учащиеся понимали структуру предложений и соблюдали порядок слов, соответствующий построению предложений в английском языке. Это поможет избежать ошибок, связанных с употреблением не той части речи, которая требуется для заполнения пропуска.

    • При обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что тестируемый получает за тестовый вопрос 0 баллов.

    • Добиваться от учащихся неукоснительного следования инструкции к заданию. Подводить их к пониманию того, что, если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом.

    • При обучении добиваться от учащихся внимательного прочтения всего текста до того, как они начинают выполнять задание. Это облегчит им выбор необходимого языкового материала.

    • Разъяснять учащимся, что опорное слово нельзя заменять при заполнении пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу.

    • Несмотря на рекомендацию в случае неуверенности в ответе вписать тот, который кажется наиболее вероятным, не позволять учащимся вписывать слова, не существующие в языке.

    • Приучать учащихся всегда писать четко и аккуратно.

    Раздел «Письмо»

    Задачей экзаменационного теста в разделе «Письмо» является проверка уровня сформированности умений экзаменуемых использовать письменную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. Раздел «Письмо» в 2007 г. состоял из двух заданий: С1 - Письмо личного характера и C2 - Письменное высказывание с элементами рассуждения.

    Стимулом для высказывания в задании С1 был отрывок из письма друга по переписке, в котором сообщалось о событиях в жизни друга и задавались вопросы.

    Стимулом для высказывания в задании С2 было утверждение, с которым тестируемый мог согласиться или не согласиться, выразить свое мнение по поводу этого утверждения, приведя аргументы и доказательства.

    Продолжительность экзамена по данному разделу - 60 минут.

    В таблице 8 представлена информация о типах заданий, уровне их сложности, объеме, времени выполнения и тематике контрольных измерительных материалов (КИМ) в разделе «Письмо».

    Таблица 8

    Структура и содержание раздела «Письмо»

    Задание

    Тип задания

    Проверяемые умения (основные блоки)

    Требу-емый объем

    Время выпол-нения

    С1

    Повы-шенный уровень

    Письмо личного характера

    - Дать развернутое сообщение

    - Запросить информацию

    - Использовать неофициальный стиль

    - Соблюдать формат неофициального письма

    100-140 слов

    20 мин.

    С2

    Высокий уровень.

    Базовый

    уровень

    Письмен-нное высказы-вание с элемента-ми рассужде-ния

    - Высказать свое мнение и привести аргументы, доказательства, примеры

    - Сделать вывод.

    Последовательно и логически правильно

    строить высказывание

    - Использовать соответствующие средства логической связи

    - Правильно оформить стилистически в соответствии с поставленной задачей

    200-250 слов

    40 мин.


    В таблице 9 представлены критерии, которые использовались для оценивания заданий С1-С2 в КИМ 2007 г.

    Таблица 9

    Требования к оцениванию заданий раздела «Письмо» ЕГЭ 2006г.

    К1 – содержание

    К2 -Организация текста

    К3 – Лексическое оформление речи

    К4 – Граммати-ческое оформление речи

    К5 – Орфография и пунктуация

    • Соответ-ствие поставленной коммуникатив-ной задаче

    • Полнота раскрытия содержания

    • Выбор правильного стиля речи

    • Соблюде-ние норм вежливости

      • Логичность высказывания

      • Правильность использования средств логической связи

      • Соответствие оформления текста нормам, принятым в стране изучаемого языка

      • Адекватность использования лексики в соответствии с заданной коммуникатив-ной ситуацией

      • Соблюдение лексической сочетаемости, использование узуальных словосочетаний

      • Разнообразие

      • лексических средств

      • Адекватность использования грамматичес-ких структур в соответствии с заданной коммуникатив-ной ситуацией

      • Разнообра-зие граммати-ческих средств

      • Сложность грамматических конструкций

    • Правильность орфографичес-кого и пунктуа-ционного оформления текста

    Критерии К1-К4 из указанных в таблице 9, оценивались по шкале от 0 до 3 баллов. Критерий К5 по шкале 0-2. При этом выполнение задания С1 оценивалось только по критериям К1 и К2, а выполнение задания С2 по всем пяти критериям. За выполнение всей устной части экзаменуемые могли получить от 0 до 20 баллов.

    Таблица 10




    Похожие документы:

    1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (39)

      Инструктивно-методическое письмо
      ... на сайте ФИПИ (). Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ... экзамена 2006 года)» Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ...
    2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (8)

      Методические рекомендации
      ... аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки 1 1. ВАЖНЕЙШИЕ ...
    3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (40)

      Методические рекомендации
      ... с. Утверждены решением аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Система оценки качества ...
    4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (3)

      Документ
      ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2010 ...
    5. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (9)

      Документ
      ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2012 ...
    6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (13)

      Документ
      ... сайте ФИПИ . После их утверждения Федеральнойслужбойпонадзору в сфереобразования и науки указанные материалы становятся документами, регламентирующими ...

    Другие похожие документы..