Главная > Инструктивно-методическое письмо


Таблица 2

Содержательное описание уровней подготовки выпускников,

получивших различные отметки

Характеристики экзаменуемых

Описание подготовки выпускников

Неудовлетворительный уровень

(Отметка «2»)

Тестовый балл

0-30 баллов

Количество выпускников в данной группе 7,9%

Согласно принятым в ЕГЭ критериям усвоения элементов содержания, представители данной группы не достигли требуемого уровня ни в одном из видов речевой деятельности. Исключение составляют только задания на проверку умений понимания основного содержания текста в разделе «Чтение»

Удовлетворительный уровень (Отметка «3»)

Тестовый балл

31 - 58

Количество выпускников в данной группе

25,4%

Представители данной группы, кроме умений понимания основного содержания текста, продемонстрировали сформированность умений различать структурно-смысловые связи текста, а также навыки применения отдельных лексико-грамматических элементов, что позволило им в целом справиться и с первым заданием (письмо личного характера) раздела «Письмо».

Хороший уровень (Отметка «4»)

Тестовый балл

59 - 83

Количество выпускников в данной группе

48,6%

Представители данной группы в целом справились со всеми проверяемыми элементами содержания во всех видах речевой деятельности, за исключением проверки умений извлекать необходимую информацию и делать выводы в разделе «Аудирование»

Отличный уровень (Отметка «5»)

Тестовый балл

84 - 100

Количество выпускников в данной группе -

18,1%

Испытуемые в данной группе продемонстрировали сформированность проверяемых умений и навыков во всех видах речевой деятельности, особенно в продуктивных («Письмо» и «Говорение»), где процент выполнения приближается к максимальному.

В целом, можно отметить, что учащиеся, получившие отметки «4» и «5», умеют решать одинаковые коммуникативные задачи, но качество их решения (правильность оформления речи, степень аутентичности продуцируемого материала и т.д.) может заметно различаться в соответствии с полученным на экзамене результатом.

Раздел «Аудирование»

Задачей экзаменационной работы 2007 г. в разделе «Аудирование» являлась проверка уровня сформированности умений в трех видах аудирования:

  • понимание основного содержания;

  • понимание запрашиваемой информации;

  • полное понимание.

В таблице 2 представлена информация о типах заданий, уровне сложности, объеме, продолжительности и тематике контрольных измерительных материалов (КИМ) в разделе «Аудирование».

Таблица 2.

Задание

Кол-во вопро-сов

Проверяемые умения

Тип текста

Тип задания

Тематика

B1

Базовый

Уровень

6

Понимание основного содержания услышанного

6 коротких высказыва-ний

Задание на установление соответствия

Путешествия

Изучение языков

Спорт; Театр

Школьная жизнь

Интернет

Профессии

Описание мест

Походы

Проблемы подростков

A1-A6

Повы-шенный уровень

7

Понимание выборочной информации

Короткие диалоги

Задание с выбором ответа (True/False/

Not stated)

Работа и отдых

Взаимоотношения в семье

Домашние животные

Учеба в колледже

Досуг и спорт

Путешествия

Благотворительные организации

Забота об окружающей среде

A7-A13

Высокий уровень

6

Полное

понимание

содержания услышанного

Интервью;

рассказ

Задание с множественным выбором ответа

Искусство

Профессии

Изучение языков

Жизнь и интересы подростков в разных странах

Проблемы образования в разных странах мира

Анализ статистических данных позволяет сделать выводы об уровне сформированности вышеперечисленных умений.

В таблице 3 представлены данные по среднему баллу выполнения заданий в 2006 и 2007 годах (в %).

Таблица 3

Средний балл (в % от максимального) выполнения тестовых заданий в разделе «Аудирование»

Задание

Проверяемые умения

2006г.

2007г

В1

Понимание основного содержания услышанного

66%

67%

А1-А7

Понимание выборочной информации

64%

62%

А8-А14

Полное понимание содержания услышанного

55%

51%

Как видно из таблицы 3, не наблюдается повышения результатов выполнения заданий, проверяющих умение понимания основного содержания. В то же время можно отметить несущественное снижение результатов выполнения заданий на умение извлекать необходимую информацию из прослушанного и умения полного, точного понимания аудиотекстов (по сравнению с 2006 годом), что может свидетельствовать о некотором увеличении сложности заданий в 2007 году.

Анализ типичных ошибок экзаменуемых позволяет сделать более конкретные выводы об уровне сформированности умений экзаменуемых.

При выполнении задания на установление соответствия некоторые экзаменуемые:

  • невнимательно прочитали инструкцию к заданию и соответственно неправильно занесли ответы в бланк ответов (до 2% участников).

  • неверно определили ключевые слова, соответствующие основной мысли высказывания в микротекстах (до 19% участников).

В задании на выбор из 3 вариантов ответа (True/False/Notstated) особые затруднения у экзаменуемых вызвали задания с правильной опцией «в тексте не сказано», при этом, как и в предыдущие годы, значительная часть экзаменуемых неверно выделяет необходимую информацию из аудиотекста и не может точно подобрать и интерпретировать синонимичные выражения.

Как и в предыдущие годы, типичными ошибками, которые экзаменуемые допускали в задании с выбором ответа, являются следующие:

        • экзаменуемые не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах;

        • экзаменуемые выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен синонимами.

Рассмотрим подробнее одно из заданий, представляющее трудность для учащихся.

В разделе «Аудирование» второе задание (А1-А7) проверяет понимание запрашиваемой информации. Задание имеет следующий формат: дается некое связанное со звучащим текстом утверждение и предлагается выбрать ответ из трех вариантов: «верно», «неверно», «в тексте не сказано». В самой формулировке задания подчеркивается, что формулировка «в тексте не сказано» означает, что «на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа». Тем не менее, типичной ошибкой являются попытки учащихся дать положительный или отрицательный ответ без опоры на текст, исходя из собственных представлений и общих знаний.

Так, в одном из предложенных аудиотекстов девушка обсуждает с другом отдых в Таиланде и, отвечая на его вопрос, чем море на юге Франции отличается от увиденного в Таиланде, говорит только о цвете моря. Экзаменуемым предлагалось следующее утверждение:

The sea at Phuket is much clearer than in the south of France.

1) True 2) False 3) Not stated

Правильным ответом является ответ 3 - «в тексте не сказано». К сожалению, многие учащиеся не поняли, что сравнение шло совсем по другой линии – по признаку цвета и выбирали ответ 1 или ответ 2 в соответствии со своими представлениями, но без опоры на текст.

Следование данным ниже рекомендациям помогут повысить результат выполнения этой части экзаменационной работы. Отметим, прежде всего, что во время выполнения теста по аудированию перед каждым заданием дана пауза с тем, чтобы учащийся смог просмотреть вопросы к заданию. Прочитав сначала инструкцию к заданию, затем вопросы в данном задании, учащийся должен подумать, какого рода информация понадобится, чтобы установить правильный ответ.

Чрезвычайно важно понимать разницу между вариантом «неверно» и вариантом «в тексте не сказано». Ответ «неверно» означает, что утверждение противоречит тексту. Ответ «в тексте не сказано» означает, что в тексте ничего не говорится по этому поводу. Подчеркнем, что, выбирая вариант ответа, надо опираться исключительно на текст, который учащийся слушает, и не следует привлекать общие знания или опираться на свое или чужое мнение. Опираться следует исключительно на содержащуюся в тексте информацию, даже если учащемуся кажется, что она противоречит каким-то общим представлениям. Так, в другом тестовом вопросе к тому же аудиотексту правильным является ответ «верно», хотя может показаться странным, что даже в недорогих гостиницах есть современные удобства:

There are modern conveniences in cheap hotels in Phuket.

1) True 2) False 3) Not stated

При прослушивании текста учащемуся не следует концентрировать внимание на незнакомых словах. От него не требуется полное понимание текста. Ему надо сосредоточиться на запрашиваемой информации, т.е. на том, о чем говорится в утверждениях - тестовых вопросах. Обратите внимание учащихся, что эти утверждения никогда не повторяют текст слово в слово. Как правило, используется перефразирование или синонимы. В разобранном выше примере словосочетанию «modern conveniences», использованному в тестовом вопросе, в тексте соответствует развернутое описание «hot and cold running water, a telephone and a colour TV set».

Особого внимания требуют утверждения, имеющие отрицательный смысл, поскольку в тексте им могут соответствовать предложения без отрицания. Простой пример поможет понять эти сложные соотношения. Если в тексте сказано «He wasn’t poor at all» и дается утверждение «He was rich», то это утверждение является верным. Возможна и обратная ситуация, когда правильный ответ имеет положительную форму и включает слово, противоположное по смыслу тому, которое дано в тексте в отрицательном предложении. Иногда предложения, имеющие отрицательный смысл не содержат грамматического отрицания. Например, «He failed to come» означает «он не пришел», «He lacked courage» означает «он не был храбр» или «ему недоставало храбрости», но при этом предложения не содержат отрицания в прямом смысле этого слова. Осторожности требуют также такие слова, как «barely, hardly, scarcely».

Исходя из характера ошибок, допущенных экзаменуемыми, несомненно, будут полезны следующие рекомендации по технологии обучения и по выполнению экзаменационных заданий:

  • При формировании умений учащихся в аудировании необходимо использовать те типы текстов, которые используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ. Надо поставить перед учащимися задачу выработать умение выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы.

  • Аудирование с пониманием основного содержания или с пониманиемзапрашиваемой информации не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует вырабатывать у учащихся умение воспринимать в тексте ключевые слова, необходимые для понимания основного содержания/запрашиваемой информации, и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания/запрашиваемой информации. При этом следует помнить, что в аудио тексте основная мысль, как правило, выражена словами синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе. Если от учащихся требуется извлечь запрашиваемую информацию, следует научить их концентрировать внимание только на этой информации, отсеивая информацию второстепенную. До прослушивания текста по вопросам задания необходимо определить, какая информация запрашивается. Таким образом, учащиеся могут заранее сориентироваться в том, какие детали текста необходимо услышать и понять.

  • Следует обращать внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу. Необходимо приучать школьников давать ответы во время звучания аудиозаписи и использовать также 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями аудиотекстов.

  • В заданиях на полное понимание прослушанного текста следует обращать особое внимание на разные способы выражения одного и того же смыслового содержания и развивать у учащихся более критический взгляд на прямой повтор слов, словосочетаний, фраз из текста в тестовых вопросах.

  • Рекомендуется уделять особое внимание формированию умения правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр.

Раздел «Чтение»

Задачей экзаменационного теста в разделе «Чтение» являлась проверка уровня сформированности у учащихся умений в 3 видах чтения: понимание основного содержания; понимание структурно-смысловых связей текста; полное понимание.

В таблице 4 представлена информация о типах заданий, уровне сложности, объеме, продолжительности и тематике контрольных измерительных материалов в разделе «Чтение».

Таблица 4.

Структура и содержание раздела «Чтение»

Задание

Кол-во вопро-сов

Проверяемые умения

Тип текста

Тип задания

B2

Базовый уровень

7

Умение понять основную тему текста

Журнальные статьи, брошюры, путеводители

Задание на установление соответствия

B3

Повышенный уровень

6

Умение понять структурно-смысловые связи текста

Газетные или журнальные статьи

Задание на установление соответствия

A15-A21

Высокий уровень

7

Умение понимать логические связи в предложении и между частями текста; де-лать выводы из про-читанного; опреде-лять значение отдель-ных выражений по контексту

Журнальные статьи, отрывки из художественной прозы современных авторов

Задание с множественным выбором ответа


Статистические данные по результатам выполнения экзаменационного теста в данном разделе позволяют проанализировать уровень сформированности вышеперечисленных умений.

В таблице 5 представлены данные по среднему баллу выполнения тестовых заданий КИМ 2007 года (в % от максимального).

Таблица 5

Средний балл выполнения тестовых заданий в разделе «Чтение» (в %)

Задания

Проверяемые умения

Средний балл (в % от максимального)

2006

Средний балл (в % от максимального)

2007

В2

Понять тему прочитанного текста

83

83

В3

Понять структурно-смысловые связи в тексте

68

71

А15-А21

Делать выводы из прочитанного; понять логические связи внутри частей и между частями текста; догадаться о значении выражения из контекста.

51

68

Результаты выполнения данного раздела в 2007 году близки к результатам предыдущего года, за исключением заданий А15-А21.

Анализ выполнения каждого из трех составных заданий показал, что уровень сложности нарастает от базового к повышенному, а затем, незначительно, к высокому уровню сложности.

Как видно из таблицы 5, у экзаменуемых устойчиво сформировано как умение понимать основное содержание прочитанного, так и умение определять структурно-смысловые связи в тексте.

Задания А15–А21 успешно выполняют уже почти столько же учащихся, что и задания В3. Это позволяет говорить о росте уровня сформированности умений, необходимых для полного понимания прочитанного. Вероятно, формированию данных умений по результатам прошлого года было уделено особое внимание.

Анализ типичных ошибок экзаменуемых в 2007 году позволяет сделать детальные выводы об уровне сформированности умений учащихся и дать рекомендации учителям по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку:

  • Экзаменуемые заносят в бланк лишние символы. Иногда ответ заносится в неправильные позиции бланка.

  • Неправильно определяют ключевые слова, соответствующие теме текста.

  • Дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова.

  • Пытаются найти в тексте лексику, использованную в вопросе, не стараясь подобрать синонимы или синонимичные выражения к словам из текста.

При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку могут быть полезными следующие рекомендации по технологии обучения чтению и выполнению экзаменационных заданий, проверяющих вышеуказанные умения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (39)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... на сайте ФИПИ (). Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ... экзамена 2006 года)» Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и наукиФедеральный институт педагогических измерений ...
  2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (8)

    Методические рекомендации
    ... аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки 1 1. ВАЖНЕЙШИЕ ...
  3. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (40)

    Методические рекомендации
    ... с. Утверждены решением аккредитационной коллегии Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки 9 ноября 2006 г. © Федеральнаяслужбапонадзору в сфереобразования и науки СОДЕРЖАНИЕ Система оценки качества ...
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (3)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2010 ...
  5. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (9)

    Документ
    ... работ Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», проводимых по заданию Федеральнойслужбыпонадзору в сфереобразования и науки в 2012 ...
  6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (13)

    Документ
    ... сайте ФИПИ . После их утверждения Федеральнойслужбойпонадзору в сфереобразования и науки указанные материалы становятся документами, регламентирующими ...

Другие похожие документы..