Главная > Документ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе средней школы:
проблемы и опыт внедрения»
Первая региональная научно-практическая конференция
4-5 декабря, 2007 г.

Материалы подготовлена в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект финансируется из средств Международного банка реконструкции и развития.

Пермь
2007
УДК 378
ББК 74.58
И77
Редакционная коллегия:
Е.В. Оспенникова, д.п.н., профессор
Р.В. Бирих, д. физ.-мат. наук, профессор
Ю.Б. Мысина, методист Лаборатории ЦОР и педагогического проектиования ПГПУ
Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе средней школы: проблемы и опыт внедрения

материалы первой региональной научно-практической конференции, Пермь, 4-5 декабря 2007 г. / ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет» - Пермь, 2007. - 50 с.

Сборник содержит статьи и тезисы докладов участников региональной конференции «Использование ЦОР в учебном процессе в средней общеобразовательной школе: проблемы и опыт внедрения», проведенной на базе Пермского государственного педагогического университета в декабре 2007 г.
Организаторы конференции:
Национальный фонд подготовки кадров
Пермский государственный педагогический университет
Областное государственное унитарное предприятие ";Областной центр педагогической информации";
Региональный координационный центр (ОГУП ОЦПИ РКЦ)

Оргкомитет:
Белавин Андрей Михайлович, проректор по научной работе ПГПУ;
Оспенникова Елена Васильевна, зав. каф. МД и ИТО ПГПУ, руководитель проекта ИСО в ПГПУ
Игнатченко Светлана Аркадьевна, главный специалист научного отдела ПГПУ, координатор проекта ИСО в ПГПУ
Мурзакаев Р.Т. И.О.директора ОГУП ОЦПИ РКЦ
Голдобина С. К. заместитель директора ОГУП ОЦПИ РКЦ
Бочкарева Елена Викторовна, методист ОГУП ОЦПИ РКЦ
УДК 378
ББК 74.58
И77

© Коллектив авторов, 2007

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2007

Содержание
Барышников В. П., Поляков В. Н. Возможность анализа текста для выявления профессиональной акцентуализации личности……………………………………
3
Боброва Когнитивные аспекты оценочной деятельности
при обучении физике ………………………………………………………………..
6
Бирих Р.В. Учебный модуль «Компьютерное моделирование физических процессов…………………………………………………………………………………
7
Вострецова Т. А. Использование ЦОР в начальном образовании……………….
10
Дружинина С. К. Практика организации УММ по изобразительному искусству и черчению в единый информационный ресурс - Веб-сайт «Простограф»…………………………………………………………………………………
12
Зайцева У. С., Никулова Г. А. Приемы формирования устойчивого дизайна WEB-страниц учебного назначения ………………………………………………..
14
Зверева С. В. Компьютер на уроках математики и экономики …………………..
16
Качанов И.В., Никулова Г.А., Родионов М.В. Скриптовые технологии «оживления» иллюстраций на учебных страницах………………………………………
17
Курносова Н.В. Методические рекомендации по преподаванию экономики в средних общеобразовательных школах с использованием возможностей Интернет – ресурсов…………………………………………………………………….
20
Маркевич И.В. Мультимедийные технологии в изучении дополнительного курса «Основы бизнеса» в средней общеобразовательной школе……………………
22
матлашевская Л.П. Использование современных образовательных технологий цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения предмету и в воспитательной работе………………………………………………………………
26
Михайлов А.В., Никулова Г. А. Применение серверных технологий для создания модуля мониторинга знаний……………………………………………………
28
Москалев А.Н., Власов А.А. Создание и использование электронного пособия для изучения курса “Мультимедиа технологии”…………………………………..
29
Москалев А.Н., Гудков А.C., Трунов С.Н. Компьютерная анимация физических процессов……………………………………………………………………….
30

Оспенников А. А.Учебный модуль «Использование ЦОР в обучении учащихся решению физических задач» для дисциплины ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения физике»…………………………………………………………………...

31
Суслова С.В., Селезнева С.М. Анализ опыта по разработке и внедрению учебного модуля «Использование ЦОР и Интернет-ресурсов в процессе преподавания экономики в средней общеобразовательной школе» в рамках общероссийского проекта «Информатизация системы образования»…………………………
43
Шарапова Е.В. Методические рекомендации по составлению задач по экономике с использованием сетевых ресурсов, цифровых образовательных ресурсов и Интернет для учителей 8 – 11-х классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением экономики ……………………………………...
46
Возможность анализа текста для выявления профессиональной
акцентуализации личности

Барышников В. П., Поляков В. Н.

Московский институт стали и сплавов (Технологический университет)

Очевидно, что речь и мышление взаимосвязаны. Предположение о том, что различные языки по разному влияют на мышление, выдвигалось ещё при зарождении философии. Эта гипотеза лингвистической относительности и детерминизма, называемая так же «гипотеза Уорфа» была проанализирована Д. Слобиным [1], который опроверг «сильный» вариант этой гипотезы. Действительно языки различаются не столько возможностью выразить какую-то мысль, сколько легкостью с которой это может быть сделано.

Обратная зависимость речи от мышления, так же имеет место, хотя бы потому, что речь является формой записи выражения мыслей. Это позволяет использовать анализ текста (записи речь) для анализа особенностей мышления. В частности широко используется анализ текста для определения автора текста[2]. При этом по сути выявляются индивидуальные особенности мышления и речи, присущие автору.

В данной работе исследуется связь текста с менее индивидуальной особенностью. Проверяется гипотеза о том, что соотношение частей наивной картины мира (НКМ), выраженных посредством глаголов, связано с профессиональной акцентуализацей личности автора.

В наивной картине мире выделяют следующие модели [3]:

  • модель времени;

  • причинно-следственных отношений;

  • модель планов, действий, изменений (казуально-деятельностная);

  • модель объект-свойство;

  • модель коммуникативных, ментальных и информационных актов и отношений (МИКО)

  • модель социальных действий, отношений и состояний;

  • модель биологических действий, отношений и состояний;

  • модель эмоционально-чувственных действий, отношений и состояний.

На первом этапе, для того, что бы сгладить индивидуальные особенности авторов и сфокусировать внимание на различии профессиональных склонностях, проводился анализ текстов с интернет-форумов. Были отобраны тексты с профессиональных интернет-форумов программистов, художников и дизайнеров, математиков, юристов, медиков.

При этом одну группу включены тексты различных авторов, что позволяет сгладить влияние индивидуальных особенностей и оставить только главное — различные в профессиях.

Д
ля анализа, с использованием таблицы отношений глаголов, строилась следующая метрики текстов.

где, Counti – количество глаголов i-той части НКМ, WCount – общее число глаголов. В данном случае fi характеризует количество глаголов данной группы, деленное на общее количество глаголов в тексте.

Для частей НКМ в работе приняты следующие обозначения: биология ― KM1; кузально-деятельностные ― KM2; МИКО ― KM3; объект-свойство ― KM4; постранственные ― KM5; социальные ― KM 6; темпоральные ― KM7; эмоции и чувства ― KM8.

Полученные результаты приведены в следующей диаграмме.

Рис.1 Частоты глаголов.

Выводы.

С целью выявления различий в группах с одинаковыми профессиями, были выделены две группы программистов и художников. Как видно их диаграммы тексты программистов имеют примерно одинаковые значения метрик во всех частях НКМ. Но тексты художников имеют примерно одинаковые метрики только в части МИКО и темпоральной. Вес биологической и казуально-деятельностной частей НКМ у них значительно различается. Это показывает необходимость дальнейших исследований и выявления более точных критериев. В тоже время можно выделить (особенно это заметно на больших выборках текстов) некоторые общие закономерности. В частности, относительные пропорции частей НКМ совпадают для большинства исследованных текстов. А именно части НКМ располагаются в порядке убывания:

  • каузально-деятельностные - KM2;

  • биология - KM1;

  • объект-свойство - KM4;

  • МИКО - KM3;

  • пространственные - KM5;

  • темпоральные - KM7;

  • социальные - KM 6;

  • эмоции и чувства - KM8.

Так же в большинстве текстов глаголы, относящиеся к эмоциональной сфере НКМ, практически не встречаются, что, по-видимому, связано с профессиональной ориентацией текстов.

Библиографический список

  1. Психолингвистика / Д. Слобин. Психолингвистика. Хомский и психология / Дж. Грин: Пер с англ. / Под общ. ред. и с предисл. А.А. Леонтьева. Изд. 4-е. стереотипное. – М.: КомКнига, 2006. – 352 с.

  2. Бородкин Л. И. Математические методы и компьютер в задачах атрибуции текстов. /libr/borodkin.htm

  3. Поляков В.Н. К когнитивной модели русского глагола. Обработка текста и когнитивные технологии №4. М.: МИСИС. 2000 г.

Когнитивные аспекты оценочной деятельности
при обучении физике

А. А. Боброва

Под оценочной деятельностью мы будем понимать совокупность действий (наблюдение, анализ работ учащихся, проверку знаний и умений, оценивание), позволяющих определить уровень знаний и умений учащихся и степень развития их когнитивных способностей в процессе обучения. Используя единые формы, методы и средства проверки и оценки знаний и умений учащихся мы не можем быть уверены в их объективности и достоверности именно в силу их единообразия.

В процессе обучения физике к традиционным формам и методам обучения прибавляется большая доля практической деятельности школьников – демонстрация физических процессов и явлений, работа с физическим оборудованием, выполнение измерений, вычислений и анализ результатов эксперимента. Используется и новая форма контроля – лабораторная работа.

Способы (пользуясь современной терминологией психологов - стили) восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации у каждого человека различны. Различают стили кодирования информации, стили переработки информации (когнитивные стили), стили постановки и решения проблем (интеллектуальные стили), стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили). В процессе жизни и интеллектуального развития у каждого человека формируется свой собственный познавательный стиль за счет интеграции разных стилей.

Хотя персональный познавательный стиль и включает в себя разнообразные стили, но у каждого человека наиболее ярко выражены отдельные стилевые компоненты.

Собственный познавательный стиль ученика может не совпадать с методами обучения, познавательным стилем учителя, а также со стилями других учащихся в классе. В связи с этим единообразные формы и методы контроля могут не давать достоверной информации о действительных знаниях и умениях обучаемых.

При организации процедуры оценивания в процессе обучения физике необходимо учитывать персональный познавательный стиль. Так, например, учащимся, у которых в процессе восприятия и переработки информации преобладает визуальная компонента, целесообразнее проводить контрольные мероприятия в письменной форме, используя рисунки, графики, схемы. При преобладании аудиальной компоненты проверку знаний и умений целесообразно проводить в устной форме. Учащиеся с преобладанием кинестетической компоненты наивысшие результаты продемонстрируют при выполнении лабораторных работ, анализе демонстрационных опытов, разработке моделей физических процессов и явлений и т.д.

Можно обозначить два пути получения объективной и достоверной информации об уровне знаний и умений учащихся:

  1. выявить собственный познавательный стиль каждого учащегося и использовать для проведения контрольного мероприятия индивидуальные задания, соответствующие стилевому поведению конкретного ученика;

  2. формировать содержание и структуру контрольного мероприятия таким образом, чтобы у каждого ученика была возможность максимального проявления своих способностей.

Для обучения физике, на наш взгляд наиболее приемлем второй вариант. Текущие проверки могут проводиться каждый раз с использованием разных методов, давая возможность проявиться учащимся различных познавательных стилей. Итоговое контрольное мероприятие может содержать в себе тестовые задания открытой и закрытой формы, задания на выявления соответствия, связей и отношений между понятиями, объектами, процессами и явлениями, задания с использованием наглядных объектов, опытов, моделей и т.д.

Учебный модуль «Компьютерное моделирование физических

процессов»)» в составе курса ГОС ВПО

ДС 06 «Компьютерное моделирование»

(на материале учебных тем «Законы динамики», «Основы молекулярно-кинетической теории», «Строение атома

Бирих Р.В.

Пермский государственный педагогический университет

Компьютерное моделирование активно проникает в практику современной школы вместе с внедрением ИТО и ЦОР. Однако значительная часть участников образовательного процесса упрощенно трактует понятия модель и моделирования, и это может привести к серьезным ошибкам в преподавании естественных наук. В частности, на наш взгляд, существует опасность подмены натурного физического эксперимента компьютерным моделированием. Оптимальным вариантом является некоторая комбинация натурных и компьютерных экспериментов. Для этого будущие учителя должны четко понимать возможности компьютерного моделирования, его роль в научном исследовании и в образовательном процессе. Этим задачам и посвящен предлагаемый учебный модуль.

  1. Минимальные требования к содержанию учебного модуля

Математическое моделирование детерминированных физических процессов. Этапы построения модели и ее исследования. Естественные (собственные) единицы измерения системы и критерии подобия.

Эволюционные механические модели: движение спутников, рассеивание частиц на кулоновском центре.

Периодические движения. Фазовые портреты. Математический маятник. Вынужденные колебания в колебательном контуре.

Имитационные модели. Датчики случайных чисел. Моделирование броуновского движения.

Учебные (иллюстративные) модели ЦОР по физике для средней общеобразовательной школы (виды и характеристика).

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся с иллюстративными моделями и экспериментальными моделями.

  1. Цели учебного модуля

    • содействие становлению специальной профессиональной компетентности учителя физики с дополнительной специальностью информатика в области научного компьютерного моделирования физических процессов на основе овладения содержания модуля;

    • содействие становлению профессиональной компетентности учителя физики в области методики построения иллюстративных моделей физических процессов и организации самостоятельного исследования физических явлений учениками средней школы с помощью ПК.

  2. Задачи учебного модуля

    • формирование у студентов системы знаний по компьютерному моделированию физических процессов необходимых для решения профессиональной задачи, соответствующей базовому и специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики в области компьютерного моделирования;

    • формирование у студентов системы знаний о составе и содержании современных ЦОР (на CD и в сети Интернет), ориентированных на решение профессиональных задач учителя физики и информатики;

    • развитие умений ставить задачи динамики сложных систем для компьютерного моделирования, необходимых для решения педагогической задачи, соответствующей базовому и специальному уровню профессиональной компетентности учителя физики в области компьютерного моделирования;

    • организация деятельности, направленной на применение ранее полученных знаний по физике и математике в учебной деятельности по компьютерному моделированию и численному физическому эксперименту;

    • формирование умения наглядного представления результатов численного эксперимента, необходимого для становления специальной компетентности учителя физики;

    • формирование готовности будущих учителей физики к самостоятельной профессиональной деятельности по разработке простейших компьютерных моделей физических явлений и их исследованию на этих моделях.

  3. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО):

Учебный модульявляется частью курса «ДПП.Ф.11 Компьютерное моделирование», включенного под № ДС06 в учебный план ГОС ВПО для специальности 032200.00 – Физика с дополнительной специальностью, квалификация учитель физики и информатики.

В содержательной части модуля существенно используются и развиваются знания студентов, полученные в следующих курсах учебного плана:

    • ДПП.Ф.01 Общая и экспериментальная физика,

    • ЕН.Ф.02 Информатика,

    • ЕН.Ф.01 Математика.

  1. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

    • изучение и качественный анализ некоторых готовых ЦОР;

    • проведение численных экспериментов на компьютерных моделях физических явлений, построенных под руководством преподавателя;

    • построение собственной компьютерной модели физического явления и проведение эксперимента на ней;

    • планирование и руководство учебно-исследовательской работой школьников по разработке и исследованию моделей физических явлений.

В результате изучения дисциплины модуля студент должен:

ЗНАТЬ:

  • основные направления и перспективы развития образования с использованием информационных технологий;

  • состав и содержание некоторых ЦОР по физике, которые могут быть использованы на занятиях по компьютерному моделированию физических процессов;

  • этапы построения компьютерных моделей физических процессов;

  • особенности построения моделей эволюционных систем и систем с периодическим поведением;

  • особенности построения моделей со случайным поведением;

  • особенности планирования и руководства учебно-исследовательской работой школьников по разработке и исследованию моделей физических явлений.

УМЕТЬ:

  • на математическом языке описать физическую ситуацию;

  • осуществить переход от метрической системы единиц к безразмерным (собственным) единицам измерения физических величин;

  • разработать алгоритм численного эксперимента;

  • выполнить анализ результатов эксперимента;

  • выбрать в ЦОР наиболее удачную модель для демонстрации физического явления, провести критический анализ модели;

  • организовать творческую деятельность учащихся по созданию и исследованию компьютерных моделей физических явлений.

ВЛАДЕТЬ:

  • методами поиска необходимых ЦОР;

  • навыками строгой математической формулировки физических проблем;

  • численными методами решения типичных физических задач;

  • основными конструкциями языка Паскаль и его графическими возможностями;

  • методикой руководства самостоятельной работой учащихся по разработке и исследованию моделей физических явлений.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

  • о роли компьютерного моделирования в образовательном процессе;

  • о роли компьютерного моделирования в современной науке и технике.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Молодежь xxi века шаг в будущее материалы xiii -й региональной научно-практической конференции с межрегиональным и международным участием посвященной году истории в российской федерации (3)

    Документ
    ... -й региональнойнаучно-практическойконференции с ... внедрениемцифровых технологий. Цифровые технологии несут новые возможности и новые проблемы ... образовательных центров университетов, в конечном счете, оказывают значительное влияние на учебныйпроцесс ...
  2. Молодежь xxi века шаг в будущее материалы xiii -й региональной научно-практической конференции с межрегиональным и международным участием посвященной году истории в российской федерации (4)

    Документ
    ... -й региональнойнаучно-практическойконференции с ... внедрениемцифровых технологий. Цифровые технологии несут новые возможности и новые проблемы ... образовательных центров университетов, в конечном счете, оказывают значительное влияние на учебныйпроцесс ...
  3. Молодежь xxi века шаг в будущее материалы xiii -й региональной научно-практической конференции с межрегиональным и международным участием посвященной году истории в российской федерации

    Документ
    ... XIII-й региональнойнаучно-практическойконференции с ... ресурсы от внешнеэкономической деятельности субъектов в процессе ... среднейшколой, в образовательных ... опыт может быть учтен для творческого использования его при решении указанной проблемы ...
  4. Молодежь xxi века шаг в будущее материалы xiii -й региональной научно-практической конференции с межрегиональным и международным участием посвященной году истории в российской федерации (1)

    Документ
    ... XIII-й региональнойнаучно-практическойконференции с ... ресурсы от внешнеэкономической деятельности субъектов в процессе ... среднейшколой, в образовательных ... опыт может быть учтен для творческого использования его при решении указанной проблемы ...
  5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Материалы IX Международной научно-практической конференции

    Документ
    ... доклады IX Международной научно-прак­тическойконференции «Образовательная среда и проблемы сохранения здоровья детей ... учебныйпроцесс технологию развивающего обучения Л. В. Занкова не только в на­чальной школе, но и, по возможности, в среднем ...

Другие похожие документы..