Главная > Основная образовательная программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Гусева

«Утверждаю»

Директор школы № 3

___________________

«___» ____________ 2011 года

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете МОУ СОШ № 3 г. Гусева

___________________

«______» ____________ 2011 года


Основная образовательная программа

начального общего образования

на период 2011-2015 годы

г. Гусев 2011

Содержание

Раздел 1.Целевой раздел:

1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Раздел 11. Содержательный раздел:

1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на

ступени начального общего образования.

2.Программы отдельных учебных предметов, курсов.

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на

ступени начального общего образования.

4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного

образа жизни.

5. Программа коррекционной работы.

Раздел 111. Организационный раздел:

1. Учебный план начального общего образования.

2. План внеурочной деятельности

3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с

требованиями Стандарта

Приложения

Приложение 1. Портфолию ученика

Приложение 2. Лист индивидуальных достижений.

Приложение 3. К программе коррекционной работы

Приложение 4. Использование возможностей УМК «Перспективная начальная школа» в формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Приложение 5. Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования (УМК «Перспективная начальная школа»)

Приложение 6. Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Приложение 7. Календарно-тематическое планирование по математике

Приложение 8. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Приложение 9. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Приложение 10. Календарно-тематическое планирование по ИЗО

Приложение 11. Календарно-тематическое планирование по технологии

Приложение 12. Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте

Приложение 13. Дорожная карта по формированию необходимой системы условий реализации ООПНОО

Раздел I. Целевой раздел:

I. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования (ООП) МОУ СОШ № 3 разработана Координационным советом и рабочей группой по введению ФГОС в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), с учётом рекомендаций Примерной основной образовательной программы, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей, а также концептуальных положений УМК «Перспективная начальная школа».

Это программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования.

По мере введения ФГОС и накопления опыта работы, изменения условий в связи с переходом в новую школу в данную программу будут вноситься изменения и дополнения.

Данная программа рассчитана на четыре года (возраст 6,5 – 11 лет) школьной жизни детей. Именно на этой ступени образования создаются предпосылки для решения на последующих этапах школьного образования более сложных задач, связанных с обеспечением условий для развития личности школьника, сознания, способностей и самостоятельности.

Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности.

МОУ СОШ № 3 имеет бессрочную лицензию регистрационный номер 00-1237 от 10.02.2011 года, свидетельство о государственной аккредитации №505 от 23 июня 2008 года.

Школа является культурно-образовательным, спортивным центром в своем микрорайоне.

Современная экономическая ситуация обуславливают ситуацию особой социальной напряженности и нестабильности, поэтому имеет место повышенная востребованность людей мобильных, инициативных, ответственных, обладающих способностью к самоопределению и готовых к саморазвитию в любой ситуации.

Абсолютное большинство социальных заказчиков школы – мелкие служащие, интеллигенция. Опросы родителей (законных представителей) учащихся показывают, что сохранение и укрепление здоровья, условия социально-эмоциональной комфортности, эрудированность, целеустремленность, умение решать проблемы – важнейшие образовательные ценности для родителей.

Набор обучающихся для обучения по данной образовательной программе производится без конкурса, при условии достижения готовности к обучению.

Для обеспечения доступности качественного образования используются разноуровневые формы освоения образовательных программ:

• очная;

• индивидуальная.

В конкретных условиях деятельность школы направлена на удовлетворение социального заказа, ориентированного как на общекультурную составляющую, так и на интеллектуально-творческую деятельность. В МОУ СОШ № 3 на первой ступени обучения реализуются программа для общеобразовательных классов «Перспективная начальная школа».

Школа, организуя процесс обучения и воспитания учащихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нём, достигать социального успеха.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной образовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетентностей, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

ООП предусматривает достижение следующих результатов образования:

- личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, установки на безопасный, здоровый образ жизни, сформиров анность мотивации к учению, сформированность умения учиться;

- метапредметные результаты: освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

- предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или иного предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию в практике повседневной жизни.

Для достижения поставленной цели ООП решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • формирование у младших школьников самостоятельной познавательной деятельности;

  • формирование основ культуросообразного поведения, понимания анклавного положения Калининградской области, ее истории, населения; экологического образования рационального использования и охраны природных ресурсов региона и Балтийского моря;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

  • развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка;

  • подготовки учащихся к успешному обучению в средней школе

  • помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социальной, художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической).

Основными принципами формирования данной образовательной программы являются:

  • уважение к личности каждого участника образовательного процесса – ученика, учителя, родителя;

  • соответствие образовательного процесса возрастным, а также индивидуальным - психологическим и физиологическим - особенностям младших школьников;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • охрана здоровья и обеспечение безопасности всех детей;

  • содержательная интеграция разных предметных областей начального образования.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основными принципами (требованиями) системно-деятельностного подхода и развивающей системы обучения являются:

  • Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка в условиях обучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребёнка.

  • Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями.

  • Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач практической деятельности повседневной жизни, умениями работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трёх единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации; умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).

  • Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, использование разноуровневого по трудности и объёму представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребёнка. Каждый ребёнок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовым).

  • Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу), что приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

  • Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребёнка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

Общая характеристика ООП

ООП предусматривает:

- достижения планируемых результатов освоения ООП всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями; создание специфических условий для детей с ОВЗ на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

- выявление и развитие способностей обучающихся через систему спортивных секций по баскетболу, волейболу, шахматам, студий и кружков по ИЗО, музыке и танцам;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований «Магистра», предметных марафонов, проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

- участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций единых требований, создания условий, согласование деятельности семьи и школы по воспитанию и обучению учащихся;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельного типа и в первую очередь личностно-деятельного обучения;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря урочной и внеурочной деятельности;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для перобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой природоохранной деятельности и социальных практик;

- диагностику и мониторинг развития учащихся, психолого-педагогическое сопровождение различных категорий обучающихся

Ожидаемый результат:

  • достижение уровня элементарной грамотности;

  • сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми;

  • развитие устойчивого познавательного интереса и обучающегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций;

  • формирование коммуникативной культуры и самостоятельности;

  • формирование нравственных и этических начал личности;

  • формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации в ней;

  • готовность ученика к продолжению образования на 2 ступени.

Образ выпускника начальной школы

  • это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счёта, письма и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;

  • это ученик, любознательный, активный в познании мира, который овладел первым уровнем развития самостоятельной деятельности – копирующим действием;

  • это ученик, который проявляет уважение к родной стране, своему народу, его истории;

  • это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для обучающихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;

  • это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе;

  • это ученик, доброжелательный и коммуникабельный, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

  • это ученик, который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.

Состав участников образовательного процесса

В соответствии со Стандартом и Типовым положением об общеобразовательном учреждении участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

Задачи субъектов образовательного процесса
Приоритетным для начальной ступени образования является создание базовых условий для формирования компетентностей, существенных для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества. Обладание теми или иными компетентностями делает человека успешным в социуме социально, экономически и личностно.
Существенной особенностью компетентности является то, что внешние требования и контекст ситуации учитываются ее обладателем наряду с собственными способностями и склонностями. Компетентность включает в себя целый комплекс способностей, навыков и знаний: продуктивное предметное мышление, двигательные и умственные навыки, знания, интуицию, мотивацию, ценностные и этические ориентации, социальные и поведенческие установки — все то, что может быть мобилизовано для эффективного действия.
Создание условий для становления необходимых компетентностей может быть обеспечено:
  • содержательной интеграцией разных предметных областей начального образования;
  • установлением необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования;
  • побуждением и поддержкой детских инициатив во всех видах деятельности;
  • информационными технологиями и как средства организации учебной работы, и как особый объект изучения (на интегративной основе);
  • обучением навыкам общения и сотрудничества;
  • поддержкой оптимистической самооценки школьников и уверенности в себе;
  • расширением опыта самостоятельного выбора в учебной и других видах деятельности;
  • формированием учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

Виды деятельности младших школьников

  • учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);

  • индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческая (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Задачи младших школьников, решаемые в разных видах деятельности

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения;

  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладеть средствами и способами воплощения собственных замыслов;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;

  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи педагогов, решаемые в ходе реализации данной программы

  • обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, события, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

  • способствуют освоению обучающимися высших форм игровой деятельности и создает комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;

  • формируют учебную деятельность младших школьников (организует постановку учебных целей, создает условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждает и поддерживает детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организует усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляет функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);

  • создают условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставят творческие задачи и способствуют возникновению у детей их собственных замыслов);

  • поддерживают детские инициативы и помогает в их осуществлении; обеспечивают презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;

  • создают пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (5)

    Основная образовательная программа
    ... ____________ 2011года «Согласовано» Председатель Управляющего Совета __________ (______________) «___» ____________ 2011годаОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиянапериод2011-2015годы Разработали ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (3)

    Основная образовательная программа
    ... 2011г. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиянапериод2011-2015годы Киров 2011 Оглавление Страницы 1. Пояснительная записка 4 1.1. Общая характеристика основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (1)

    Основная образовательная программа
    ... 2011годаОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиянапериод2011-2015годы 2011г. Содержание I. Пояснительная записка. II. Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщего ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (2)

    Пояснительная записка
    ... «17» июня 2011г. ______________________ Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиянапериод2011-2015годы Щелково 2011 Структура основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования МОУ СОШ № 2 ЩМР МО ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы п каменники

    Основная образовательная программа
    ... ______________ 2011г. СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете «______» ____________ 2011г. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованиянапериод2011-2015годы п.Каменники, 2011год ...

Другие похожие документы..