Главная > Календарно-тематическое планирование


2009-2010 учебный год

Календарно-тематическое планирование по литературе

7 «Б» класс

учитель: Прокошенкова Ольга Олеговна

количество уроков – 68 часов (2 часа в неделю)

При составлении планирования использовались:

  1. Литература. 7 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ [авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной,- 14-е изд., перераб. – М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007. – 159 с.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./ Под ред. В.Я. Коровиной. - 6-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2008.-224 с.

I триместр

(23 урока)

из них уроков внеклассного чтения-1;

сочинений классных –0;

домашних – 3;

контрольных работ - 1.

Дата

урока

Кол-во уроков по теме

Тема и основное содержание урока

Понятия и термины

Вид урока.

Основные виды деятель-ности.

1

1

Введение (1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно- нравственная проблема литературы.

Идейно-нравственная проблема, художествен-ный образ, читатель, писатель

Вводный урок

2

1

Устное народное творчество ( 5 часов)

Предания как поэтическая автобиография народа.

Жанры и роды литературы

(эпос, лирика, драма), фольклор, предание

Рассказ учителя. Беседа

3

2

Понятие о былине.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Основные черты характера Ильи Муромца.

Былина, гипербола, героический эпос

Урок внеклас-сного чтения.

Интегри-рованный с историей

4

4

«Вольга и Микула Селянинович».

Нравственные идеалы главного героя. Прославление мирного труда.

Нравствен-ный идеал

Рассказ учителя. Беседа

Мифологический эпос

5

5

Пословицы и поговорки. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему.

Афористи-ческие жанры фольклора, пословица, поговорка

Рассказ учителя. Беседа

6

1

Древнерусская литература ( 3 часа)

«Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр. Нравственные заветы Древней Руси.

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок « О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Поучение, нравственные заветы

Летопись

Интегри-рованный с историей

7

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Нравствен-ные заветы и иделы

Беседа. Обучение устному рассказу.

8

3

Подготовка к домашнему сочинению на одну из тем:

  1. Народная мудрость в произведениях УНТ.

  2. Художественная особенность русских былин или малых жанров фольклора.

  3. Что воспевает народ в героическом эпосе?

  4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

  5. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?

Урок развития речи.

9

1

Произведения русских писателей XVIII века

(2 часа)

М. В. Ломоносов.

Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747».

Понятие о жанре оды.

Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.

Ода

Интегри-рованный с историей

Практи-кум

10

2

Г. Р. Державин.« Река времён в своём стремленьи..»,

«На птичку..», « Признание..».

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Философ-ские размышле-ния

Рассказ учителя. Практи-кум

11

1

Произведения русских писателей XIX века

(26 часов)

Александр Сергеевич Пушкин (6 часов )

Слово о поэте. Интерес А. С. Пушкина к истории России.

« Полтава» (отрывок).

Прославление мужества и отваги русских солдат.

Интегри-рованный с историей

12

2

«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Роль Петра I в истории России. Образ автора.

Интегри-рованный с историей

13

3

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Развитие понятия о балладе. Особенности жанра баллады в творчестве Пушкина.

Баллада

Рассказ учителя.

Беседа

14

4

« Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».

Интегри-рованный с историей

Урок развития речи

15

5

«Станционный смотритель». «Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.

Беседа

16

6

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Эпизод

Практи-кум

17

1

Михаил Юрьевич Лермонтов (4 часа)

Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Поэма

Интегри-рованный с историей

18

2

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита нравственного достоинства и нравственных идеалов.

Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича..». Особенности сюжета, художественной формы. Образ гусляров и образ автора.

Фольклоризм в литературе

Беседа. Практи-кум

19

3

«Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы.

«Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

Практи-кум

20

4

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Урок контроля

21

1

Николай Васильевич Гоголь ( 3 часа)

Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Казачество. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-казаков.

Литератур-ный герой, повесть, историческая основа, фольклорная основа

Интегри-рованный с историей

22

2

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

Антитеза, контраст

Беседа. Практи-кум

23

3

Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по темам:

  1. Авторская оценка образа Тараса Бульбы.

  2. Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба».

  3. Роль картин природы в понимании человеческих характеров.

Литератур-ный герой, художествен-

ный образ, характер литератур-ного героя

Урок развития речи

II триместр

(23 урока)

из них уроков внеклассного чтения- 5;

сочинений классных –1;

домашних – 4;

контрольных работ - 1.

24

1

И. С. Тургенев (2 часа)

Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Цикл рассказов

Беседа. Рассказ учителя

25

2

Стихотворения в прозе. Понятие о жанре.«Близнецы»,«Два богача».Авторские критерии нравственности. «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека (подготовка к домашнему сочинению).

Жанры литературы, эпос, лирика, проза, поэзия, стихотворе-ния в прозе

Беседа. Рассказ учителя

Урок развития речи

26

1

Н. А. Некрасов (2 часа)

Слово о поэте. «Русские женщины»: « Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы.Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Жанры литературы, эпос, поэма,трёх-сложные размеры стиха, эпизод

Беседа. Рассказ учителя

Урок развития речи

27

2

«Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

Лирика, образ Родины

Урок внеклас-сного чтения.

28

1

А. К. Толстой (1 час)

Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и « Михайло Репнин».Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

Конфликт в произведении

Урок внеклас-сного чтения.

29

1

М. Е. Салтыков-Щедрин (3 часа)

Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста».«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

Сказка, повесть

Виды комического, сатира, юмор, нравственные пороки

Беседа. Рассказ учителя

30

2

«Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина».

Гротеск

Урок внеклас-сного чтения.

Урок развития речи

31

3

Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Проблема

Урок контроля

32

1

Л. Н. Толстой ( 2 часа)

Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Повесть, автобиогра-фия, автор и герой произведения

Беседа. Рассказ учителя

33

2

Главный герой повести, его чувства, поступки и духовный мир.

Литератур-ный герой

Беседа

34

1

И. А. Бунин ( 3 часа)

Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

Беседа. Рассказ учителя

35

2

«Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина- прозаика и поэта.

Прозаик, поэт, нравственный смысл

Беседа. Рассказ учителя

36

3

Классное сочинение « Золотая пора детства в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина»

Урок развития речи

37

1

А. П. Чехов ( 4 часа)

Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия. Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

Нравы, пороки, название- ключ к пониманию текста, виды комического (юмор, сатира), средства создания комического (гипербола, комическая неожидан-ность, соединение несоедимого)

Беседа. Рассказ учителя

38

2

Два лица России в рассказе «Злоумышленник».

Беседа. Рассказ учителя

39

3

Смех и слёзы в рассказах А. П. Чехова «Тоска»,«Размазня» и др.

Урок внеклас-сного чтения.

40

4

Контрольная работа по творчеству А. П. Чехова и М. Е. Салтыкова- Щедрина.

Урок

контроля

41

1

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

XIX века (1 час)

В. А. Жуковский.«Приход весны». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Анализ стихотворений.И. А. Бунин «Родина». Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века.

Стихотвор-ные размеры, средства художествен-ной выразитель-ности (эпитет, метафора, гипербола, олицетворе-ние и др.)

Практи-кум

42

1

Произведения русских писателей XX века ( 18 часов)

М. Горький (4 часа )

Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Изображение «свинцовых мерзостей» жизни. Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Повесть, автобиогра-фия,автобио-графическая повесть, автор и герой произведения

характеры

Беседа. Рассказ учителя

43

2

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.Вера в творческие силы народа. Понятие о теме, идее, проблеме произведения.

Тема, идея, проблема

Беседа. Рассказ учителя

44

3

Обучение анализу эпизода по повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

Портрет как средство характеристи-ки героя

Урок развития речи

45

4

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Легенда, рассказ

Урок внеклас-сного чтения

46

1

В. В. Маяковский ( 3 часа)

Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин.

Юмор, фантастика

Урок развития речи

Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы .

Ритм, рифма, тоническое сложение

Практи-кум

III триместр




Похожие документы:

  1. Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса на 2012/13 учебный год

    Календарно-тематическое планирование
    ... / «___» сентября 2012 г Календарно-тематическоепланированиеполитературе для 8 класса на 2012/13 учебныйгод Учитель: Коноплёва Марина ...
  2. Календарное тематическое планирование по литературе для 11 класса на 2010-2011учебный год

    Тематическое планирование
    ... Шаталова/ Календарноетематическоепланированиеполитературе для 11 класса на 2010-2011учебный год Количество часов поучебному плану ... класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях под редакцией В. П. Журавлева. М.: «Просвещение» 2009 ...
  3. Методические рекомендации учителям-предметникам на 2009/2010 учебный год

    Методические рекомендации
    ... общего образования по русскому языку в 2009/2010учебномгоду. Календарно-тематическоепланированиепо предмету должно ... ЕГЭ политературе». Список рекомендуемой литературы 1. Бандура, А. М. Изучение элементов теории литературы в 9–11 классах. – ...
  4. Календарно-тематический план по литературе в 5 классе на 2010-2011 учебный год

    Урок
    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПОЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙГОД УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ: ЛАРИНА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА Учебно-тематическоепланированиепо предмету «Литература»Класс 7 Учитель ...
  5. Календарно-тематическое планирование по истории в 7 классе моу мирнинская сош на 2010-2011 учебный год

    Пояснительная записка
    ... 2010 г. «___» __________ 2010 г. «___» __________ 2010 г. Календарно-тематическоепланированиепо истории в 7 классе, МОУ Мирнинская СОШ на 2010-2011 учебныйгод ... Список литературы: Агафонов С.В. Тематическое и поурочное планированиепо истории России ...

Другие похожие документы..