Главная > Документ


Принимая во внимание тот факт, что языковая личность представляет собой сложное явление с многоуровневой организацией, мы в своем исследовании, вслед за Ю.Н.Карауловым, понимаем языковую личность как «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо), а с другой - по уровням языка» [16]. Иными словами, данный феномен состоит в компетентности человека воспринимать на слух, говорить, читать и писать. Развивая эту мысль применительно к иностранному языку, мы попробуем предположить, что речь пойдет о компетентности личности к иноязычной коммуникации, состоящей в умении воспринимать иностранный язык на слух, говорить, читать и писать на иностранном языке.

Языковую личность в контексте изучения иностранного языка общепринято считать «вторичной языковой личностью», которая по определению Н.Д.Гальсковой есть «совокупность способностей человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, под которым понимается адекватное взаимодействие с представителями других культур» [18]. Стратегической целью обучения Гальскова видит формирование у обучающегося «черт вторичных явлений личности, делающих его способным быть эффективным участником межкультурной коммуникации» [18]. Как справедливо замечает ученый, «поскольку процесс становления вторичной языковой личности связан не только с овладением обучающимся вербальным кодом иностранного языка и умением его использовать практически в общении, но и с формированием в его сознании «картины мира», свойственного носителю этого языка как представителю определенного социума, то обучение иностранному языку должно быть направлено на приобщение (обучаемых) к концептуальной системе «чужого лингвосоциума» [18].

И.И.Халеева рассматривает понятие «вторичной языковой личности» с точки зрения обучения иностранному языку как специальности, говорящий человек представляется единством языковой, коммуникативной и речевой личности [19]. Данный подход раскрывает идею термина «языковая личность» и соответствует целям и задачам нашего исследования. Разработанная исследователем модель вторичной языковой личности исходит из концепции языковой личности Ю.Н.Караулова и состоит из трех уровней: вербально-семантического, тезаурусного, прагматического. По мнению И.И.Халеевой, описание модели вторичной языковой личности осуществляется с учётом тех процессов, которые происходят в личности в ходе овладения ею неродным для неё языком. Поскольку вербально-семантическая «сеть» языков различна, автор делит именно первый уровень языковой личности на две тезаурусные сферы: тезаурус I (формирование «языковой картины мира») и тезаурус II (формирование вторичного когнитивного сознания). Данные сферы автономны и в тоже время взаимосвязаны друг с другом, т.к. тезаурус I формируется под воздействием тезауруса II. Безусловно, носители разных языков различаются тезаурусом I, но и существуют различия в тезаурусе II. Формирование тезауруса II подразумевает развитие умений распознавать мотивы и установки личности, принадлежащей иной общности, где действует иная система ценностей, норм и оценок [18].

Постижение иной общности с иной системой норм и ценностей, т.е. формирование вторичной языковой личности, происходит через аутентичную коммуникацию с носителем языка, речевая деятельность которого служит образцом для студента. Однако именно аутентичной коммуникации чаще всего лишены студенты в России. В условиях отсутствия носителей языка способности к иноязычному общению на межкультурном уровне формируются средствами мультимедиа, дающие возможность медиатизированного общения. Получается, что на современном этапе информатизации общества обучение иностранному языку становиться невозможным без медиакомпетентности студентов, а, следовательно, возникает необходимость внедрения медиаобразования в процесс обучения иностранному языку.

Следует подчеркнуть, что коммуникативно-направленный характер медиаобразования органически вписывается в организацию процесса обучения иностранному языку. Имея общность в целях: сформировать «способность высказать собственные суждения на основе полученной информации, интерпретировать и создавать сообщения» [6], данные дисциплины легко интегрируются, взаимообуславливаются и взаимодополняются, тем самым цель обучения иностранному языку и цель медиаобразования эффективно достигаются. Мы полностью согласны с Н.В.Чичериной, которая по поводу интеграции медиаобразования и иностранного языка пишет: «…именно интегрированное медиаобразование представляется наиболее перспективным с точки зрения формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. Это связано, во-первых, с необходимостью охвата медиаобразовательной деятельностью абсолютно всех студентов языковых факультетов, ибо для каждого из них медиатексты являются средством изучения иностранного языка и иноязычной культуры на уровне профессионального владения, а, во-вторых, с наличием объективных возможностей для интегрированного медиаобразования, создаваемых благодаря регулярному использованию медиатекстов в процессе обучения» [1].

Поиск понятия «медиакомпетентность вторичной языковой личности» не дал результатов. Не удивительно, ведь, как нами уже было отмечено, данный феномен представляется новым, ранее не изученным. По сути медиакомпетентность вторичной языковой личности есть интегрированный результат медиаобразования, целью которого является медиакомпетентность, и практического курса иностранного языка, цель последнего – вторичная языковая личность. Следовательно, медиакомпетентность вторичной языковой личности есть интегративная характеристика личности, состоящей из совокупности специальных знаний, умений, отношений, позволяющих личности функционировать в медиатизированном иноязычном обществе, осуществлять межкультурную коммуникацию через СМК за счет ее активной позиции, широкого комплекса мотивов, контактов с медиа, готовностью к саморазвитию и самообразованию. Таковы некоторые выводы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Чичерина Н.В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов. Автореферат дис. на соиск. ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2008. – 50 с.

  2. Змановская Н.В. Формирование медиаобразованности будущих учителей // Дис. …канд. пед. наук: Иркут. гос. лингв. ун-т. – Иркутск, 2004. – 152 с.

  3. Кириллова Н.Б. От медиаобразования – к медиакультуре // Медиаобразование. – 2005. – № 5. – С. 40 – 44.

  4. KubeyR. Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.). 1997. – 484 p.

  5. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 616 c.

  6. Council of Europe, 2000. – [Электронный ресурс] /pr/2006/060914a.htm, свободный.

  7. Шариков А.В. Медиа-образование: мировой и отечественный опыт. – М.: НИИ СО и УК АПН СССР, 1990. – 64 с.

  8. TynerK. Literacy in a Digital World. Mahwah, New Jersey and London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1998.

  9. Schludermann W. Media Maturity – The Pedagogic Return to Basics of Media Pedagogy //Educating for the Media and the Digital Age. Vienna, 1999. – 345 p.

  10. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. – М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 616 c.

  11. Психологический словарь [Электронный ресурс] , свободный.

  12. Петровский А.В. Общая психология: учеб. для студ. / Под ред. А.В.Петровского. – 3-е изд. ... А.Н. Петров. – М. : Восточная лит., 1996. – 272 с.

  13. Шаховский В.Н. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации // Филол. науки. – 1998. – № 2. – С. 43 – 47.

  14. Подласый И.П.Педагогика: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 632 с.

  15. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. – М., 1987.

  16. Караулов Ю.Н. «Четыре кита» современной лингвистики или о предпосылках включения «языковой личности» в объект науки о языке (от содержания науки – к ее истории) // Соотношение частнонаучных методов и методологии в филологической науке: Сб. науч. трудов. – М., 1986. – С. 33 – 52.

  17. Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

  18. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2000. – 165 с.

  19. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М., 1989. – С.58.

И.В. Челышева, Таганрогский государственный педагогический институт,
доцент

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

В современном мире компьютерных сетей и новых технологий, средства массовой коммуникации играют важнейшую роль. Различные медиаканалы (телевидение, радио, Интернет и т.д.) позволяют человеку в считанные секунды получить и передать любую информацию, огромные тиражи медиапродукции самой разной тематики и художественного уровня доступны практически каждому ребенку.

Медиа в современных условиях занимают одно из первых мест по уровню потребления и популярности среди школьников, являются комплексным средством освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Посредством различных каналов (телевизионных, компьютерных, аудиовизуальных и др.) медиа общаются с аудиторией на вербальном, изобразительном или аудиовизуальном языках. При этом используется комплекс средств и приемов создания конкретных медиатекстов – набор кодов и условностей, с помощью которых переосмысляется и представляется реальность. Информационное поле постоянно пополняется новыми видами медиа – средствами создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ею между субъектом (агентством, автором) и объектом (аудиторией, адресатом). Уже достаточно трудно уследить за все увеличивающимся потоком медийной информации: постоянно появляются новые телевизионные каналы, периодические печатные издания, интернетные сайты и т.д.

Информация, передаваемая по каналам масс-медиа, становится в современных условиях «продуктом» индустрии сознания, но, вместе с этим, далеко не всегда является всесторонней и достоверной. Односторонняя или искаженная информация (которая передается, к примеру, телевидением, обладающим большой силой пропагандистского внушения), несомненно, нуждается в осмыслении. Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникации, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества средства массовой коммуникации и информации (медиа) порождают новые проблемы в образовании, направленные на развитие самостоятельного, критического мышления, включающего умение анализировать и оценивать медиаинформацию.

Многие педагоги и психологи отмечают, что с появлением компьютеров, распространением спутникового телевидения, мобильной телефонии и т.д., школьники стали меньше читать, испытывают значительные трудности в связном изложении событий. Кроме того, масс-медиа оказывают существенное влияние на формирование определенных ценностных ориентиров и идеалов современной молодежи. Не секрет, что масс-медиа нередко нарушают общепринятые нравственные нормы, используют различные манипулятивные технологии для воздействия на сознание зрителя, читателя. В случае если молодое поколение является пассивным потребителем любого рода медиаинформации, не подвергает ее самостоятельному, критическому осмыслению, постепенно, в процессе тесного общения с медиа, происходит изменение его ценностных установок и ориентиров.

К примеру, в сред­нем за год юные зрители видят около 20 тысяч рек­ламных роликов, убеждающих сделать «правильный» выбор в приобретении различных товаров. Пассивное потребление подобной медийной информации способствует возникновению стереотипных суждений, согласно которым, только приобретя рекламируемые товары, можно стать похожим на идеаль­ного человека, преуспевающего в жизни. В то же время, у молодого поколения наблюдается снижение волевых способностей, нежелание добиваться совей цели честным трудом, для многих молодых людей характерны пассивность и инфантилизм. Причина такой пассивности видится, в том числе, и в доступности удовлетворения желаний благодаря обилию телевизионных программ, компьютерных игр, рекламы, юношеской «желтой прессы» и т.п.

В связи с возрастаю­щим влиянием средств массовой информации на воспитание, развитие и со­циализацию молодого поколения очень актуальными становятся проблемы определения пози­ции педагогов в работе с молодежью, возможной степени вмешательства взрослых в процесс освоения школьниками окружающего мира посредством масс-медиа.

Одним из действенных путей решения данной проблемы является использование медиаобразования в учебно-воспитательном процессе. Медиаобразование – специальное направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации, включает изучение специфического языка различных средств массовой информации, в первую очередь, телевидения, радио, прессы, Интернет. Посредством медиаобразования подрастающее поколение учится работать с информацией, понимать, каким образом через информацию СМИ осуществляется воздействие на сознание аудитории, какие манипулятивные и технологические приемы при этом используются и т.д.

В разные годы проблемам российского медиаобразования были посвящены исследования О.А.Баранова, И.В.Вайс­фельда, Л.С.Зазнобиной, И.С.Левшиной, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, А.В.Спичкина, Ю.Н.Усова, А.В.Федорова, А.В.Шарикова и др.

Во многих странах (Канада, Австралия, Великобритания, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных заведениях. В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии и Канаде, например, изучение его начи­нается еще в дошкольном возрасте. К сожалению, в России медиаобразование школьников не является обязательным и не входит в школьные учебные программы. Что касается подготовки профессиональных медиапедагогов, то эта проблема также остается открытой, так как в настоящее время существует лишь официально зарегистрированная в 2002 году специализация для студентов педагогических вузов «Медиаобразование» (03.13.30). В современном российском образовании возможности медиаобразования реализуются в интеграции в традиционные учебные предметы (литература, история, химия, биология и т.д.) или в факультативных, кружковых формах.

В настоящее время в мировой практике медиаобразования, и в том числе – в России, разработаны многочисленные медиаобразовательные программы, способствующие развитию самостоятельного, критического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков, эстетических вкусов, ценностных ориентаций школьной аудитории. В условиях интенсивного увеличения информационного потока первостепенной задачей становится воспитание творческой, самостоятельно мыслящей личности. Медиаобразование открывает педагогам широкие возможности в организации различных факультативов, спецкурсов, интегрированных уроков на материале медиа, развивающих эстетический вкус, способности полноценного восприятия медиатекстов, интеграции знаний и умений, полученных в различных научных областях и т.д. Основные положения развития медиаграмотности подрастающего поколения легли в основу образовательно-информационных моделей медиаобразования, которые включают в себя изучение теории и истории медиа; воспитательно-эстетических моделей, рассматривающих моральные и философские проблемы медиатекста; моделей развивающего обучения, предполагающих развитие творчества, воображения, интерпретации и т.д. Наиболее перспективными для современного отечественного медиаобразования, на наш взгляд, являются модели А.В.Спичкина, Ю.Н.Усова, А.В.Федорова, А.В.Шарикова и др.

Одно из традиционных направлений отечественного медиаобразования связано с эстетическим и духовно-нравственном воспитанием и развитием личности на материале произведений медиакультуры. Эстетическое и духовно-нравственное воспитание молодого поколения основано на органическом единстве развития природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образности, что, как известно, является фундаментом творческой индивидуальности личности, эстетического отношения к искусству, к людям и общественным отношениям, к природе и труду. Эстетическая воспитанность немыслима без развитого художественного вкуса,способности чувствовать и критически оценивать медиапроизведения.

В российской педагогике проблематика эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения на материале произведений медиакультуры (в основном, на материале кинематографа, прессы и телевидения) изучается достаточно давно. Еще во второй половине ХХ столетия в трудах О.А.Баранова, И.Н.Гращенковой, И.С.Левшиной, С.Н.Пензина, Ю.М.Рабиновича, Ю.Н.Усова, А.В.Федорова и др. были освещены теоретические и методические аспекты данной проблемы. Первоначально эстетическое воспитание средствами медиаискусств осуществлялось в молодежных кинотеатрах и киноклубах, учреждениях культуры, редакциях школьных и вузовских газет, на факультативных занятиях в средних и высших учебных заведениях.

В настоящее время проблема эстетического и духовно-нравственного воспитания школьников на материале произведений медиакультуры получает новое звучание и активно осуществляется в ряде учебных заведений (Москва, Воронеж, Таганрог, Курган и др.). Работа со школьниками в этом направлении включает не только просмотр фильмов, но и обсуждение эстетических, нравственных, философских проблем медиапроизведений; выполнение игровых, творческих зада­ний; свободное общение; диспуты; анкетирования; письменные работы (рецензирование, отзывы, сочинения на тему произведений медиаискусств и т.д.).

Традиционно медиаобразовательные занятия строятся на основе комплекса творческих заданий, в процессе организации которых целенаправленно решаются основные задачи медиаобразования: «обучить «грамотно» читать медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критическое мышление, предпочтения, эстетический вкус; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности.

Большой интерес школьников вызывают ролевые игры на материале различных медиа. Например, на материале прессы художественная компонента медиатекстов рассматривается в процессе работы «Школьных редколлегий», проведения «Конкурса дизайнеров» и др. Аудитория успешно работает над созданием собственных текстов на заданные или свободные темы, занимается подготовкой иллюстраций статей всевозможных видов и жанров с применением разнообразных техник (от простых рисунков и коллажей до компьютерного монтажа и дизайна).

В процессе медиаобразовательных занятий на аудиовизуальном материале довольно продуктивной формой работы является создание телевизионных или кинематографических мини-сценариев. В процессе их подготовки используется весь арсенал художественных средств, который воплощается затем в постановках собственных «фильмов» и «телепрограмм». При практической реализации сценарных разработок возможна организация ситуативных игр: «Биржа труда» (подбор кандидатур на роли телеведущих, актеров, репортеров и т.п.), «Теленовости» (конкурс ведущих, подготовка материалов для выпуска новостей и т.п.), «Репортаж с места событий» (развитие умения интерпретировать различную информацию), «Рекламная пауза» (презентация «собственной продукции», подготовка рекламных роликов), «Ток-шоу» (работа в микрогруппах по созданию небольших авторских ток-шоу) и др.

Одно из традиционных творческих заданий в медиаобразовании – просмотр и анализ медиатекста: определение жанровой специфики, обсуждение достоинств и недостатков, рецензирование медиаматериала. Данное задание позволяет не только констатировать эстетические и художественные медиапредпочтения школьников, нравственные позиции и критическую оценку медиапроизведений, но и содействовать более полноценному медиавосприятию, развитию эстетического вкуса аудитории. Просмотр и коллективное обсуждение экранных и печатных медиатекстов способствует созданию атмосферы диалога, свободного обсуждения, развитию критического мышления и аргументированной оценке медиаинформации.

Как известно, процесс осмысления, анализа и интерпретации различных медиасообщений представляет определенную трудность для школьников, так как медийный текст представляет собой интерпретацию реальной действительности, предлагаемую аудитории автором медиатекста (режиссером, актером, журналистом, дизайнером и т.д.). В связи с этим, восприятие произведений медиакультуры немыслимо без сотворчества аудитории и авторов медиатекста. Анализ информационных единиц проводится, исходя из сюжетной линии медиатекста (включая изучение его особенностей по аналогии с литературными произведениями), затем следует переход к рассмотрению экранных форм (включая исследование особенностей медиаязыка – выразительных средств, композиции, мизансцены, монтажа, плана и ракурса; ритма, интонации медиатекста; достоверность, выбор актерской группы и т.д.).

Осуществление анализа медиатекста – процесс довольно сложный, требующий от педагога тщательной подготовки. Методические принципы анализа медиатекстов базируются на разнообразных циклах (блоках, модулях) творческих заданий, включающих игровые упражнения, импровизации, написание мини-сценариев, рецензий, имитационные тренинги и т.п.

Интеграционные процессы, происходящие в современном образовании, актуализируют использование в педагогическом процессе современных технологий и активных форм учебного взаимодействия. Современные педагогические технологии гуманитарного образования обладают широкими возможностями для овладения приемами работы с информацией, в том числе – и медийной. Декодирование, анализ и интерпретация медиатекста в целом и его отдельных составляющих трансформирует процесс изучения произведения медиакультуры в процесс общения с ним как с живым собеседником. Это общение открывает перед адресатом медиа неповторимый мир, в котором заложены замыслы, идеи авторов медиатекста, и интерпретация этих идей исполнителями последнего и т.д. Рефлексия в медиаобразовательном контексте предполагает не простое знание и понимание медиааудиторией собственных ощущений в момент восприятия медиатекста (эмоционального состояния, реакций и т.д.). Один и тот же медиатекст может вызвать различные оценки и суждения, озвучивание которых как правило, вызывает всеобщие жаркие дискуссии, в которые вовлекаются и ученики и педагог, причем это вовлечение ставит их в позицию равноправных субъектов творческой деятельности, в ходе которой в процессе восприятия и интерпретации произведений медиакультуры осуществляются предметно-рефлексивные отношения как между педагогом и учащимися, так и между аудиторией и создателями медиатекста. В данном случае происходит взаимное отображение данных субъектов [3, С.84].

В свободном демократическом обществе на первое место выходит способность и готовность оценивать ситуацию самостоятельно, без предубеждения, распознавать приемы психологического манипулирования в медийном пространстве. В современной социокультурной ситуации для каждого человека необходимо быть медиаобразованным, причем это понятие не ограничивается лишь практическими навыками и умениями управления медиааппаратурой. Медиаграмотность включает в себя умение ориентироваться в условиях переизбытка разнообразной информации, полноценно воспринимать ее, понимать, анализировать, интерпретировать, иметь представление о механизмах и последствиях ее влияния на зрителей, читателей и слушателей [1, С.53]. Таким образом, развитие медиаобразованности молодого поколения становится точкой опоры, естественным способом взаимодействия с идеями и информацией, которая должна быть не просто изучена и усвоена аудиторией, но и самостоятельно осмыслена, продумана, отрефлексирована, тогда она станет истинным достоянием адресата. Поэтому понимание и критическая оценка медиаинформации является одной из важнейших задач не только медиапедагогики, но и всей системы отечественного образования.

Современные информационные технологии, в частности – мультимедийные, также открывают новые перспективы для развития медиаобразования. Например, компьютерная техника дает возможность школьникам реализовать собственные творческие идеи в виртуальном мире: создавать собственные виртуальные энциклопедии, газеты, журналы, интернетные сайты и т.д. Современные школьники встречаются с мультимедиа практически ежедневно, играя в компьютерные игры самых разных направлений и уровней сложности, работая с обучающими программами, входя в Интернет и т.д. В нынешних условиях, когда информация приобретает огромную ценность во всех областях жизни, а количество литературы нас­только велико, что для поиска нужного источника требуется немало време­ни, многие предпочитают прибегать к компьютерным каталогам, где можно найти (а при желании перевести на родной язык) любой необходимый учебный материал. Посещение виртуального музея открывает новые перспективы для развития познавательных интересов и эстетических вкусов школьной аудитории: посетители могут ограничиться лишь просмотром каталогов, а могут при жела­нии и «пройтись» по залам музея, рассматривая интере­сующие объекты в различных проекциях. В любом случае, такая экскурсия будет максимально приближена к реальной действительности, что для многих школьников (особенно, живущих в провинции) будет иметь огромное значение в плане расширения кругозора и получения новой информации.

Весьма значительным для российского образования событием, связанным с поиском, переработкой и получением новой медиаинформации, стало возникновение медиатек, дающих возможность получать доступ к любым информационным носителям. Медиатеки существуют сегодня не только в крупных городах, но и в сельских районах. Эти подразделения объединяют информационные возможности библиотек, видео- и фонотек, школьного компьютерного и телекоммуникационного центра и т.д. С 1990 года в НИИ школьного отдела ТСО Академии педагогических наук работает научно-исследовательская группа «Школьная медиатека», силами которой разработаны методические рекомендации для городских и сельских медиатек.

Развитие компьютерных технологий и распространение Интернет предоставляют возможности для организации единой образовательной сети дистанционного обучения, основанного на сочетании компьютерной сети и интерактивного телевидения. В настоящее время существует нес­колько моделей ДО, опирающихся на использование средств массовой ком­муникации (телевидение, мультимедийные программы, видео и др.). Одной из актуальных задач современного образования является разработка программ и подготовка учителей к активной медиаобразовательной деятельности на материале мультимедиа. Развитие компьютерных технологий и телекоммуникаций позволяет уже сегодня осуществлять различные медиаобразовательные телекоммуникационные проекты, в том числе – межрегиональные и международные [2, С.120].

Сегодня в отечественном образовании осуществляется целый ряд телекоммуникационных проектов, в которых могут участвовать российские школьники. Безусловно, для их успешной реализации необходимо подготовить школьников и учителей отечественной школы к включению в интерактивную телекоммуникационную деятельность, разработать программы, адаптированные к современным российским условиям и т.д. Думается, что эти проблемы будут решены, учитывая огромный интерес, вызванный появлением новых разработок в области мультимедиа и медиаобразования.

В современных условиях огромное значение придается качеству образования, повышению уровня знаний выпускников школ. Стратегия модернизации отечественного образования направлена на развитие ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационных сферах. Результативность образования заключается не столько в определенной сумме приобретенных учеником знаний или количестве усвоенной информации, а в способности действовать в различных проблемных ситуациях, осуществляя поиск, отбор и анализ медиаинформации. Поэтому развитие медиаграмотности современных школьников выходит на одно из первых мест по значимости в системе общего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001.

  1. Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. – Таганрог: НП «Центр развития личности», 2008.

3. Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2006.

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

КОРПОРАТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

О.Л. Бурцева, Волжский университет им. Татищева (г. Тольятти), студентка

PR КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА

Современная ситуация в сфере образования в России характеризуется следующими тенденциями: демографический спад, снижение платежеспособности населения, ужесточение процедуры лицензирования и аккредитации учебных заведений, а также сокращение количества бюджетных мест в вузах – все эти причины способствуют обострению конкуренции в сфере образования.

Для России, по сравнению с Европой, платное образование – явление довольно новое. Однако желание потребителя быть успешным самому или видеть преуспевающим своего ребенка сегодня все чаще приводит их в негосударственные вузы, на платные курсы иностранных языков и профессиональные тренинги. Экономическая аксиома работает безотказно и здесь – спрос рождает предложение, поэтому на сегодняшний день можно наблюдать значительное количество негосударственных образовательных учреждений. Большое число участников рынка обуславливает существование серьезной конкуренции. В таких жестких условиях качество оказываемой услуги начало выходить на первый план, а продвижение комплекса образовательных услуг стало одной из важнейших задач вузов.

Чтобы привлечь абитуриента, нужно предоставить убедительную и правдивую информацию о высоком качестве образовательных услуг. Связи с общественностью в образовании (PR) – попытка удовлетворить интерес к образовательному учреждению и его образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы, в основном, на бесплатной основе. PR – это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы образовательного учреждения и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но, прежде всего через средства массовой информации.

Паблик рилейшнз – это также одна из функций управления образовательным учреждением, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией (образовательным учреждением) и обществом. PR-технологии решают различные проблемы: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер; обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности. Поэтому PR-технологии являются эффективным инструментом в сфере образования но, к сожалению, еще недостаточно изучены именно для данной области.

Любая организация в процессе своего функционирования решает две группы проблем: взаимодействия с внешней средой и использования ресурсов. Соответственно, можно выделить два направления PR-деятельности образовательного учреждения: его «внешний» PR как одного из многочисленных конкурирующих поставщиков образовательных услуг на рынке, и «внутренний» PR непосредственно в процессе образования в стенах данного заведения.

Предмет PR в сфере образования – это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействия потребителей (пользователей) и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора и действий с обеих сторон, свободного обмена ценностями. Целевой результат PR-деятельности есть наиболее эффективное удовлетворение потребностей:

  • личности – в образовании;

  • учебного заведения в целом – в общественном мнении, которое было бы адекватно результатам деятельности организации.

PR в образовании – это, преимущественно, PR услуг. Сфера предоставления услуг отличается от сферы материального производства. Это, несомненно, отражается на возможностях и специфике продвижения услуг. Причем, если с рекламой практически все образовательные учреждения знакомы, то использование PR-технологий лишь набирает ход, а некоторым вообще кажутся неприменимыми к сфере образования.

На самом деле это не так. Связями с общественностью неосознанно занимается практически каждое образовательное учреждение. Родительские собрания – что это, если не связи с общественностью? А работа по рекрутированию потенциальных абитуриентов? А работа со спонсорами, благотворителями?

Иногда одним из решающих факторов применения PR-инструментов становится финансовая сторона продвижения образовательных услуг. Но не стоит воспринимать это утверждение не должно с той точки зрения, что PR не требует абсолютно никаких затрат. PR – серьезные инвестиции в репутацию любой компании, в том числе и учебного заведения.

Именно поэтому осуществляемое в процессе PR-деятельности создание системы эффективной коммуникации и возможности повысить конкурентоспособность образовательного учреждения, не привлекая дополнительных финансовых ресурсов, становится одной из наиболее приоритетных задач негосударственного образовательного учреждения.

Следует отметить, что в большей или меньшей степени PR-инструменты используются во многих образовательных учреждениях, однако часто мероприятия носят бессистемный, фрагментарный характер и сводятся к рекламным объявлениям и участию в выставках. Для эффективного функционирования и развития образовательного учреждения в системе открытого образования этого недостаточно. PR должен осуществляться на стратегической основе и соответствовать задачам менеджмента и маркетинга в организации.

Для абитуриента каждое учреждение, предоставляющее образовательные услуги, обладает набором «полезностей» материального характера: близость к дому, удобство и гигиенические условия учебных помещений, доброжелательность персонала, график занятий, особенности учебного плана, и некоторых нематериальных качеств: репутация или престиж вуза в данном районе и др.

Средства PR в большинстве своем направлены именно на создание второй группы качеств. Причем, если отметить, что для каждого потребителя определяющими может стать определенный набор качеств, то создание именно нематериальной, имиджевой основы продвижения может впоследствии расширить и вопросы материального, «осязаемого» характера (улучшение помещения вуза, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, использование современных технологий обучения), так как «доброе имя» организации стимулирует прямого потребителя услуг, принося средства на дальнейшее развитие всей организации.

Теперь обратимся непосредственно к стандартной технологии разработки PR-программы применительно к образовательному учреждению. В ее основу можно положить хорошо известную формулу RACE (Research, Action, Communications, Evaluation).

Первый этап – этап исследования – применительно к системе образования должен включать: изучение нормативных документов, положений, анализ рынка труда, проведение различных исследований.

На втором этапе осуществляется определение целевых аудиторий (на кого конкретно будут рассчитаны информационные сообщения, исходящие от организации).

После определения целевых аудиторий конкретизируются основные сообщения – обращения к целевым аудиториям (к каждой – свое) и определяются мероприятия, посредством которых возможно воздействие на них.

После завершения планирования и подготовки PR-программы исполнители приступают к третьему этапу – ее реализации.

Итак, спектр реализуемых мероприятий очень широк, каждое из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому каждый осуществленный PR ход подлежит тщательному последующему анализу. Если обратиться к формуле RACE, то последний этап осуществления PR-программы – это ее оценка и, прежде всего, оценка ее эффективности.

Правильно оценить эффективность PR-мероприятия очень сложно, так как для этого требуется много средств и времени. Практически невозможно измерить эффективность всей PR-политики организации, однако, возможно дать правильную оценку отдельным PR-мероприятиям и инструментам.

В процессе продвижения образовательных услуг реализуется огромное количество PR-мероприятий. Все множество PR-программ можно условно подразделить на несколько блоков, в том числе PR в печати, PR в процессе специальных мероприятий, Интернет-PR и др.

Что касается специальных мероприятий, то образовательные учреждения, как правило, ограничены в возможности масштабно участвовать в проведении выставок и тем более ярмарок. Однако такое участие является одним из самых традиционных и мощных средств PR.

В последнее время в один из самых популярных инструментов PR в сфере образования вообще, и негосударственного образования в частности, превратился веб-сайт учреждения. Сайт решает многие задачи: позиционирование учебного заведения на рынке образовательных услуг, привлечения клиентов, спонсоров, партнеров, обеспечение узнаваемости «марки» учебного заведения. Помимо предоставления самой полной информации об учебном заведении и стимулирования потенциальных клиентов к приобретению услуги, сайт образовательной организации можно использовать для оперативного разрешения проблем, с которыми столкнулись настоящие и потенциальные клиенты, а также предоставлять обратную связь между покупателем и продавцом услуги – одним из способов для этого могут стать специализированные форумы. Также многие негосударственные учебные заведения, в особенности курсы и тренинги, которые осуществляют постоянный набор, используют инструмент «он-лайн записи», когда клиент может приобрести услугу прямо на сайте.

Таким образом, в общем виде, связи с общественностью в платном образовании – это попытка удовлетворить интерес к образовательному учреждению и его услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы. PR- технологии являются эффективным инструментом воздействия на общественное мнение, способствующим формированию позитивного имиджа образовательного учреждения, привлечения абитуриентов и повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

    1. Вифлиемский А.В. PR-технологии а образовании // PR в образовании. – 2002. – № 1.

    2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М., 1998.

    3. Голдобин Н.Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения // Дистанционное образование. — 1999. – № 1.

    4. Громова Л.А. Диалоговая функция PR в образовании./ Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск
      № 22. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

    5. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. – М.,1998.

    6. Котлер Ф. Основы маркетинга. – СПб. 1998.

    7. Моисеенко И., Чиркашина Я. Институт на полке супермаркета: маркетинг в образовании // Профессия – директор.– 2007. – № 9.

    8. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 1997. – № 7 – 8.

    9. Сагинов К.А. Маркетинг образовательных услуг региона / Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. – № 5.

О.Н. Ермолаева, Ульяновский госуниверситет, аспирантка

Студия ТВ УлГУ как средство формирования

корпоративного имиджа вуза

Развитие корпоративных СМИ сегодня является одной из наиболее ярких тенденций на масс-медийном пространстве. Корпоративные СМИ, которые реализуют свои функции скорее в области PR, нежели журналистики, признаются особыми структурами, соединяющими в себе методологию журналистики, возможности PR и маркетинговые функции. Организация печатных, электронных и Inernet-СМИ является необходимой, по мнению руководителей большего числа корпораций, действующих во всех отраслях производства и сферы услуг.

Понимая под корпорацией любую формально структурированную организацию, институт, предприятие, «со своими нормами и принципами, связанное положением в обществе и специфическими интересами, целями сво­ей деятельности» [1], корпоративные газеты и журналы, радио- и телепрограммы, web-сайты позволяют корпорациям распространять цели, результаты и перспективы своей деятельности как внутри корпорации, так и за ее пределами.

К функциям корпоративных СМИ современные исследователи относят:

  • Информирование персонала о работе корпорации и планах ее дальнейшего развития;

  • Информирование об инновациях;

  • Формирование мотивации к труду, чувства корпоративного патриотизма;

  • Трансляцию передового опыта, преимуществ корпорации;

  • Социализацию личности;

  • Установление связи между различными структурными подразделениями;

  • Оповещение персонала о социальной ответственности корпорации;

  • Создание оптимальной коммуникационной среды субъектов PR-деятельности: клиентов, акционеров, персонала, потенциальной аудитории и т.д. [2]

В последние годы существенно активизируют свою деятельность корпоративные СМИ высших учебных заведений. Современные российские университеты представляют собой крупные предприятия, направленные на оказание образовательных услуг, с диверсифицированной деятельностью и большим финансовым оборотом.

Привлечение абитуриентов, которое требует грамотной организации маркетинговых и PR-мероприятий, становится одной из приоритетных задач вузов в условиях демографических проблем, реформ в сфере образования, финансовой нестабильности во время экономического кризиса.

Усилия многих подразделений вузов: ректората, приемной комиссии, учебной части, служб маркетинга и связей с общественностью и т.д. направлены на формирование и поддержание позитивного корпоративного имиджа как внутри студенчества и профессорско-преподавательского состава, так и для потенциальных абитуриентов, властных и промышленных структур, способных стать партнерами при выполнении хоздоговорных и научно-исследовательских проектов. Наиболее эффективную деятельность в этом направлении, как правило, осуществляют корпоративные СМИ вузов.

Традиционно российские университеты располагают корпоративными газетами и журналами, так как они являются наиболее простой, удобной и не требующей значительных финансовых затрат формой осуществления как внешних, так и внутренних коммуникаций. В последние годы большая часть вузов стремится к созданию корпоративных web-сайтов, которые позволяют образовательным учреждениям познакомить с результатами своей деятельности неограниченно широкую аудиторию. Как правило, основным потребителем информации в сети Internet является молодежь, компетентная в современных компьютерных технологиях.

Наряду с прессой и Intrernet, ряд крупных российских вузов создали и электронные корпоративные СМИ: вузовские студии радио- и телевидения. Функции этих студий чаще всего многообразны: от производства учебно-образовательного контента до создания полноценных вещательного качества радио- и телепрограмм, выходящих на общедоступных региональных каналах. Особое место занимают студии, осуществляющие внутривузовское вещание по кабельным сетям.

Практика показывает, что теле- и радиопрограммы являются наиболее эффективным средством формирования общественного мнения об учреждениях высшего профессионального образования, так как не только информируют общественность, но и создают визуальные образы, используя эффект узнаваемости, способствуя формированию брендов.

Ульяновский государственный университет является одним из крупнейших вузов Поволжья, где активно функционирует и развивается система корпоративного ТВ. УлГУ – самый молодой региональный вуз – с момента основания испытывал потребность в создании бренда на российском образовательном пространстве, чтобы успешно конкурировать с уже существующими вузами, расширять перечень специальностей и занять достойное место в рейтинге вузов России. Очевидно, что деятельность по предоставлению образовательных услуг всегда нуждалась в информационной поддержке, которая, с одной стороны, позволяет информировать общественность, а с другой, играет самостоятельную роль в брендировании УлГУ. За 20 лет существования вуза бренд «Ульяновский государственный университет» сложился во многом благодаря СМИ, в том числе телевидению.

Ульяновский госуниверситет является крупнейшей корпорацией области, объединяющей в себе около 20 тысяч студентов и более 3 тысяч сотрудников.Университет позиционирует себя как преемник и продолжатель академических традиций МГУ им. М.В.Ломоносова, характеризующийся высоким качеством образования и фундаментальной научной школой, а также как корпорация высокой социальной ответственности.

Студия телевидения филиала МГУ им. М.В.Ломоносова образована в 1988 году как лаборатория технических средств обучения (ТСО) и учебного телевидения. Имевшая первоначальной целью создание учебных фильмов и других наглядных материалов, способствующих повышению эффективности учебного процесса, в 1992 г. студия обрела самостоятельный статус. В связи с необходимостью организации информационных и PR-кампаний, вызванной ускорением развития вуза и формированием целей и миссии УлГУ, производство учебных материалов стало вторичной задачей работников студии ТВ.

В 1993-1994 гг. на ГТРК «Волга» (региональном отделении ВГТРК) вышли в эфир первые информационные программы производства УлГУ. За 15 лет функционирования телестудии формат программ и техническое оснащение студии претерпели значительные изменения, стали более определенными цели и задачи вещания.

Сегодня студия ТВ УлГУ входит в структуру управления маркетинга, что позволяет эффективно координировать деятельность различных подразделений вуза, в том числе корпоративных СМИ (помимо ТВ, вуз располагает корпоративным сайтом, еженедельной газетой «Вестник» и студенческим радио), для организации информационной и PR-деятельности.

Структура телестудии включает в себя: руководителя, имеющего статус завсектором теле- и радиовещания, телеоператора, редактора и программиста, осуществляющего множество функций компьютерного обеспечения производства телепрограмм. Сотрудники студии ТВ УлГУ выполняют свои обязанности в соответствии с современной методологией, являясь специалистами сразу в нескольких областях. Заведующий сектором теле- и радиовещания в отдельных случаях выполняет функции оператора. Ведущий телеоператор осуществляет монтаж телепрограмм, программист задействован в создании анимаций и других компьютерных спецэффектов, а редактор при необходимости выполняет обязанности ведущего и корреспондента.

В качестве журналистов к работе на телестудии УлГУ привлекаются студенты специальностей «Журналистика» и «Связи с общественностью», для которых деятельность в качестве ведущих и корреспондентов является одновременно и производственной практикой. При отборе кандидатов учитываются внешние данные, голосовые возможности (тембр, интонация, дикция, отсутствие фонетических ошибок), а также умение составлять тексты и сценарные планы, креативность и ответственность. Студенты в большинстве случаев работают на телестудии на безвозмездной основе, однако при подготовке крупных сюжетов или проведении информационных кампаний им выделяются денежные премии за счет внебюджетных источников УлГУ.

Основным информационным продуктом, выпускаемым студией ТВ УлГУ, является программа «Универ». В 2008-2009 учебном году она выходила сразу на двух местных телеканалах: «ТНТ-Ульяновск» и «Ren-TV-Ульяновск» согласно договорам о приобретении университетом эфирного времени для трансляции. На телеканале «Ren-TV-Ульяновск» программа «Универ» транслировалась по четвергам в 19.00 (выбор времени учитывал наиболее высокие рейтинги телеканала) с повтором по пятницам в 12.00. «ТНТ-Ульяновск» предоставил вузу для трансляции утренние эфирные часы: «Универ» на данном канале выходил по воскресеньям в 9.25 с повторами по понедельникам в 8.00.

Помимо программы «Универ», на ГТРК «Волга» ежемесячно выходит программа «УлГУ приглашает» с участием первых лиц университета. Формат данной телепрограммы приближается к ток-шоу с обязательным включением вопросов телезрителей в эфир. «УлГУ приглашает» производится совместно коллективом ГТРК «Волга» и студии ТВ УлГУ, при этом организация и проведение студийной беседы находится в зоне ответственности сотрудников регионального отделения ВГТРК, а тематика, сценарий программы и телевизионные сюжеты, разбивающие беседу на отдельные композиционные части и иллюстрирующие высказывания приглашенного гостя, готовятся специалистами телестудии УлГУ. Хронометраж программы «УлГУ приглашает» – 20 минут, при этом большая часть времени отводится ток-шоу, которое дополняют около 5 сюжетов длительностью 1-1,5 мин. каждый. Телепрограмма направлена, в первую очередь, на привлечение абитуриентов, поэтому транслируется во второй половине учебного года (с января по июнь), затрагивая вопросы поступления в вуз, информацию приемной комиссии и т.д.

Программа «Универ» адресована более широкой аудитории и призвана освещать все направления деятельности вуза. Хронометраж программы составляет 10 минут, в течение которых зритель знакомится с 5-7 сюжетами длительностью от 1 до 3 минут. По формату «Универ» представляет собой информационную программу журнальной верстки с сюжетами, подводками ведущих и рубриками.

Программа оформлена с использованием современной компьютерной графики и содержит следующие элементы: заставочный блок, титры и субтитры, межсюжетные отбивки, а также нейтральные и анимированные фоны для текстовой информации. Дизайн разработан с учетом корпоративных цветов и логотипов УлГУ.

Осуществляя рубрикацию сюжетов телепрограммы «Универ», можно выделить следующие тематические блоки новостей, отражающие структуру корпоративного имиджа УлГУ и направления развития вуза:

  • Сотрудничество с органами федеральной и региональной власти.

  • Сотрудничество с зарубежными партнерами.

  • Образование.

  • Наука.

  • Студенческая жизнь.

  • Культура.

  • Спорт.

  • Реклама, актуальная информация.

Таким образом, к положительным сторонам организации корпоративного ТВ УлГУ относятся информационная насыщенность программ и широта освещаемых тем, успешная реализация внешнего и внутреннего PR при помощи широких технических и художественных возможностей телевидения, направленность на обширную аудиторию региона.

Рассматривая перспективы развития студии ТВ УлГУ, необходимо отметить, что одним из важнейших факторов, ограничивающих дальнейшее развитие телестудии, является относительно низкий уровень профессионализма сотрудников. Эффективно решать данную проблему возможно путем прохождения работниками курсов повышения квалификации или организации стажировок и совместных проектов с ведущими специалистами региональных телекомпаний.

К увеличению эффективности информационного воздействия способно привести расширение формата вещания студии ТВ УлГУ посредством создания телепрограммы для молодежной аудитории. Недостаточная эффективность воздействия корпоративного PR на данную возрастную группу обусловлена тем, что представители молодежи, (как студенты УлГУ, так и учащиеся других вузов, ссузов, ПТУ, школ, если они не являются абитуриентами) мало заинтересованы в просмотре телепрограмм студии ТВ УлГУ, предоставляющих преимущественно официальную информацию.

Немаловажным препятствием для деятельности корпоративного ТВ УлГУ является также низкая степень идентификации телестудии в структуре университета и нечеткое определение ее функциональности. Из обслуживающей структуры студию телевидения УлГУ необходимо в дальнейшем трансформировать в самостоятельный производящий центр, работающий по заказу других подразделений вуза.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR: учеб.-практ. пособие. – М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2003. – С.12.

  2. Горчева А.Ю. Корпоративная журналистика. – М.: Вест-Консалтинг, 2008. – С. 86 – 89.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы Пятой Международной научно-практической конференции

    Документ
    ... России: практики и эффекты Материалы Пятой Международнойнаучно-практическойконференции 16 – 18 октября 2008 ... Саранск Мордовской АССР стал шестым городом страны, где ... истории отношений власти и интеллигенции шесть этапов, В.Беляев характеризует 1958 ...
  2. Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ
    ... международнойнаучно - практическойконференции 2 марта 2010 года проводилась студенческая научно - практическаяконференция Невинномысского института экономики, управления и права, материалы ...
  3. Сборник материалов vi международной научно-практической конференции «михоило-архангельские чтения» 17 ноября 2011 года г рыбница

    Документ
    ... человеком – это, значит, проявлять шесть основных универсальных добродетелей, проверенных веками ... деятельности учителей иностранного языка. Сборник материаловмеждународнойнаучно-практическойконференции «Иностранные языки в дистанционном обучении». ...
  4. Особо охраняемые природные территории состояние проблемы и перспективы развития материалы vii международной научно-практической конференции школьников п борисовка 24 апреля 2008 года редакционная коллегия

    Книга
    ... ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящем сборнике представлены материалы седьмой международнойнаучно-практическойконференции школьников «Особо охраняемые природные территории ... содействии ОГУ «Облкомприрода» для двадцати шести школьных команд города. Экскурсионное ...
  5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Материалы IX Международной научно-практической конференции

    Документ
    ... И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Материалы IX Международнойнаучно-практическойконференции 1—3 апреля 2009 года Издательство ... ис­следований и наукоемких рекомендаций. Согласно шестому — педагогическому — подходу здоровьесбе­режение анализируется ...

Другие похожие документы..