Главная > Пояснительная записка


Раздел I. Пояснительная записка к образовательной программе

МОУ СОШ № 1 им. Паштова С.А.г. Баксана.

Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:

  • содержание дошкольного, общего начального, основного общего, среднего образования,

  • пути реализации целей общего образования, соответствующие особенностям и возможностям школы,

  • приоритетные задачи школы по повышению качества образования.

Образовательная программа муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 им.Паштова С.А. г. Баксана составлена на основе следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 год.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).

  • Приказ МОН КБР от 18.07.11г №418 «Об утверждении республиканского базисного учебного плана для образовательных учреждений КБР на 2011 -12 учебный год».

В образовательной программе представлена стратегия и тактика образо­вания с учетом целей и задач развития МОУ СОШ № 1 им.Паштова С.А. г. Баксана

Каждый раздел в образовательной программе имеет свое назна­чение, дополняя своим содержанием другие и делая этот нормативно-управленческий документ целостным и динамичным.

Раздел II. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении

1. Цели и задачи программы:

Целевое назначение программы:

  • обеспечение образовательного процесса, предусмотренного школьным учебным планом и позволяющего достигать качественных образовательных результатов обучающихся на основе компетентностного подхода в обучении и воспитании;

  • создание оптимальных условий для развития способностей, интеллектуального, творческого и нравствен­ного потенциала каждого обучающегося;

  • обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт ключевых компетенций, на эталонное содержание культурных ценностей;

  • создание условий для формирования у педагогов и учащихся школы мотивации к непрерывному образованию, для удовлетворения их потребностей в самообразовании;

  • обеспечение условий для формирования опыта обучающихся в решении социально значимых проблем, для создания ситуации успеха;

  • создание условий школьной среды для личностного развития в максимально возможном диапазоне возраста;

  • формирование ответственности за свою деятельность у всех участников образовательного процесса в соответствии с опытом взросления;

  • реализация права семьи на выбор образовательных программ общего и дополнительного образования, максимально соответствующих уровню подготовленности ребенка и его первичной направленности.

Задачи образовательной программы:

  • Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, формирование предметных компетенций и отслеживание полученных результатов с помощью мониторинга.

  • Повышение эффективности управления в системе образовательного пространства посредством создания новых форм общественно-государственного управления (соуправление).

  • Обеспечение качества образования на основе обновления содержания образования, реализации личностно-ориентированного подхода, разработки средств поддержки и сопровождения продвижения школьников.

  • Создание и внедрение в образовательный процесс современных УМК.

  • Разработка механизмов отслеживания и контроля качества образования обучающихся.

  • Обеспечение условий для развития личности, включая перевод на индивидуальную образовательную траекторию.

  • Подготовка педагогических и руководящих кадров ОУ, способных использовать в учебном процессе современные педагогические технологии.

  • Совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения – ресурсного центра, оснащение средствами вычислительной техники, средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.

  • Основные направления образовательной программы:

  • Организация учебно-воспитательной деятельности на принципиально новых мотивационных механизмах и целях саморазвития личности.

  • Развитие уровня социально психологической зрелости (компетентности) личности обучающихся, адекватной самооценки, общекультурного кругозора, способности осуществлять классификацию, обобщать понятия, способности к построению грамматически правильной речи, логического и творческого мышления.

  • Формирование ключевых компетентностей выпускников, практической и психологической готовности для работы в любой экономически организованной структуре общества.

  • Разработка, экспериментальная проверка и внедрение новых информационно-образовательных ресурсов и технологий.

Принципы, на которых основывается Образовательная программа

Принцип целостности предполагает построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся; создание сбалансированного образовательного пространства, адекватность образовательных технологий содержанию, задачам образования школы взросления; гармоничного взаимодействия всех элементов Программы развития школы, Образовательной и дополнительных программ;

Принцип природо и культуросообразности предполагает реальный учет возрастных особенностей, индивидуальности, запросов учащихся, что может отражаться в построении учебного плана, рабочих программах учителей; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства; их эталонного содержания для учащихся начальной, основной, средней школы в виде культурных микровершин возраста;

 Принцип социосообразности предполагает приобретение учащимися активных системных комплексных знаний, применимых в творческом профессионализме на пользу общества; включение в школьное образование изменяемого во времени компонента профильного образования, обеспечивающего требования социального заказа; ориентирование обучения и воспитания на международный уровень современного образования, включающий в себя развитие творческого потенциала личности;

Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. нужное соотношение повторения и обучения на всех ступенях образования;

Принцип синхронности и интегративности, т.е. одновременного использования и взаимопроникновения различных форм, методов и средств для решения поставленных целей;

Принцип соответствия и взаимообусловленности ресурсного обеспечения образовательной программы.

Педагогические принципы:

  • включение ученика в учебный процесс в качестве субъекта - активного участника и организатора образовательного процесса;

  • дифференцированный подход в обучении, предполагающий учёт индивидуальных особенностей и признание права каждого сохранить свою индивидуальность, выбор современных образовательных технологий;

  • шанс на успех каждому;

  • сотрудничество взрослых и детей;

  • утверждение идеи непрерывного образования;

  • ответственность каждого участника образовательного процесса за свою деятельность;

  • гармоничное развитие личности ученика с учетом его возраста, интеллекта и интересов.

2. Информационная справка о школе

СОШ №1 г. Баксана является одним из старейших образовательных учреждений не только города, но и республики. Школа основана в 1937 году. Первоначально школа была десятилетней. В 1992г. была завершена реконструкция школы, достроены 2 корпуса: учебный и административный. Численность обучающихся на 01.09.2011 года – 842 человека, что составляет 37 класс – комплектов, все учащиеся занимаются в 1-ю смену. В начальной школе функционируют 12 класс – комплектов, во 2-й ступени – 19, в 3-й – 6.

Школа функционирует в режиме  пятидневной недели в 1 классе, шестидневной недели во 2-11 классах. Продолжительность уроков – 45 минут. В школе имеются 2 спортзала, библиотека, 3 кабинета информатики, кабинеты русского языка и литературы, кабардинского языка и литературы, английского языка, географии, математики, физики, химии, 13 кабинетов начальных классов, 6 лаборантских, мастерские, медицинский и стоматологический кабинеты, актовый зал, конференц-зал.

Одним из приоритетных направлений деятельности школы является обновление содержания и структуры начального общего образования с учетом современных требований, предъявляемых обществом, государством, семьей, личностью к общему образованию. В этой связи актуальным является внедрение стандартов общего образования нового поколения, которое запланировано в школе с 01 сентября 2011 года. Говоря об особенностях стандарта нового поколения, прежде всего, необходимо отметить, что стандарт, выступая как инструмент государства в сфере образования, впервые предъявляет требования к условиям обучения и поэтому предполагает изменение требований к финансово-экономическому обеспечению образовательного процесса.

Школа проводит мероприятия для выполнения материально-технических условий, обеспечивающих реализацию ФГОС.

В своей работе учреждение использует государственные образовательные программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Министерством образования РФ. Все учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами. На старшей ступени образования организовано профильное обучение по заказу учащихся и их родителей. Педагогический коллектив составляет 64 учителя и 2 воспитателя групп продлённого дня. Средний возраст учителей –  40  лет.

Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами.

1.Состояние педагогических кадров по стажу:

До 3 лет

– 2 педагога ( 3 %)

От 3 до 5 лет

– 2 педагога ( 3 %)

От 5 до 10 лет

– 6 педагогов (9,5 %)   

От 10 до 20 лет

– 14 педагогов ( 22 %)

Свыше 20 лет

- 40 педагогов (62,5 %)

2.Состояние педагогических кадров по квалификации

Отличники народного образования – 2 чел. ( 3 %)

Заслуженный учитель КБР – 1 чел.(1%)

Почётный работник РФ – 5 чел.(8%)

Высшая кв. категория

 - 20 человек ( 31 %)

Первая кв. категория

 - 13 человек  (20%)

Вторая кв. категория

 - 7 человек  (11,5 %)   

Без категории

 - 24 человека  ( 37,5 %)

3 Состояние педагогических кадров по образованию:

Высшее образование

 - 52 педагога  ( 81 %)

Незаконченное высшее

 - 0

Среднее специальное

 - 12 педагога      (19%)

Педагогический коллектив школы проводит свою работу в соответствии с Законами РФ « Об образовании», системой действующих стандартов в области обеспечения жизнедеятельности обучающихся. Внеучебная деятельность организована в форме кружков, секций. В школе соблюдены условия предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Важным средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.

Обобщение и распространение опыта работы учителей осуществляется путем проведения открытых уроков,  творческих отчетов, участий в городских конкурсах, конференциях и семинарах, школьном и городском методических объединениях. 

Мы всякий раз ставим задачу – «подстроить» систему обучения под ученика, а не ученика  – под систему. Для нашего коллектива сказать «Ваш ребёнок нашей школе не подходит» - значит расписаться в своей профессиональной несостоятельности.

Система дополнительного образования.

Система дополнительного образования школы представлена 23 кружками по направлениям

  • научно-познавательное

  • социально-педагогическое

  • художественное творчество

  • эколого-биологическое

  • естественно-научное

  • военно-патриотическое

  • туристско-краеведческое

  • спортивно-оздоровительное

Всего кружковой работой охвачено более 79 % учащихся. Школа поддерживает тесную связь с Центром детского творчества, Станцией юных техников, спортивными школами. Воспитательная работа строится на основе  развития самоуправления школьников и является одним из приоритетных направлений деятельности школы. Она направлена на интеллектуальное, нравственное, патриотическое, эстетическое и физическое развитие личности.

Численность обучающихся

На 2011 – 2012 учебный год контингент обучающихся составляет:

I ступень – 277 человек,    12 класс - комплектов.

II ступень – 424 человека,  19 класс – комплектов.

III ступень – 141 человек,  6 класс - комплектов.

Итого: 842 человека, 37 классов – комплектов

Прогноз численности учащихся школы на срок действия Программы:

Годы

2011/12

2012/13

2013/14

2014/15

Число обучающихся

842

880

920

970

Условия для сохранения здоровья учащихся.

В школе большое внимание уделяется организации здоровьесберегающей среды. Разработана специальная программа «Здоровье», цель которой профилактика социально-опасных заболеваний и вредных привычек детей и подростков, пропаганды здорового образа жизни. Традиционно один раз в четверть проводятся Дни здоровья. Работают спортивные секции. В школьной столовой организовано горячее питание учащихся 1 ступени. При организации учебно-воспитательного процесса соблюдаются требования СанПинов, проводятся физкультминутки. Имеются медицинский и стоматологический кабинеты.

Реализация программы «Здоровье» позволило обеспечить положительную динамику состояния здоровья детей и молодежи: 78% детей имеют основную группу здоровья.

Группа здоровья

Количество учащихся

% от общего количества

I

651

77,3

II

135

16

III

43

5,1

IV

13

1,5

V

0

0

всего

842

Сотрудники, обучающиеся  регулярно проходят медицинские осмотры, флюорографическое обследование, профилактическую вакцинацию.

Для создания более комфортных современных условий и выполнения требований новых СанПинов и ФГОС необходима организация игровой комнаты для первоклассников.

Характеристика социума

МОУ «СОШ №1 им. Паштова С.А. г. Баксана расположена в центре города и активно вовлечена в жизнь социума. Микрорайон школы охватывает преимущественно сектор частных домовладений и 11 многоэтажных домов ЖКХ. Рядом с образовательным учреждением расположены следующие социальные объекты: дворец культуры, центр детского творчества, станция юных техников, детская школа искусств при ДК, Департамент труда и социального развития, комиссия по делам несовершеннолетних и защиты прав детства, подразделение по делам несовершеннолетних, спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва, спортивная детская школа при СОШ №2, совет ветеранов г. Баксана, отдел опеки и попечительства Департамента образования г.о. Баксан. Недалеко от школы находятся также детская поликлиника, районный военный комиссариат, НШДС №5 и прогимназия №4, Баксанский профессиональный лицей «АГРО». С этими объектами и учреждениями осуществляется тесное взаимодействие. Социальный состав жителей микрорайона составляют рабочие, служащие, госслужащие, предприниматели и безработные. Школа расположена в центре города, на пересечении двух оживленных автомагистралей. Интенсивное движение на этих дорогах способствует повышению дорожно-транспортных происшествий. Учащиеся добираются до школы в основном пешком и на маршрутках. Школа уделяет большое внимание воспитанию культуры поведения на дорогах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Раздел I Пояснительная записка к образовательной программе МОУ СОШ № 5 г

    Пояснительная записка
    ... Раздел IX. Работа по здоровьесбережению 435 Раздел X. Мониторинг полноты реализации образовательнойпрограммы 438 Раздел I. Пояснительнаязаписка к образовательнойпрограммеМОУСОШ № 5 г. Баксана. Образовательнаяпрограмма ...
  2. Раздел 1 пояснительная записка (1)

    Основная образовательная программа
    ... образовательнойпрограммы В соответствии с требованиями ФГОС ОбразовательнаяпрограммаМОУ Обуховская СОШ содержит следующие разделы: пояснительнаязаписка ... человека - иметь Родину… ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Предлагаемая программа факультативного курса ...
  3. Раздел 1 пояснительная записка (5)

    Основная образовательная программа
    ... образовательнаяпрограмма школы состоит из следующих разделов: пояснительнаязаписка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательнойпрограммы ... основная образовательнаяпрограммаобразовательного учреждения; Устав МОУ «Средней ...
  4. Пояснительная записка к учебному плану моу сош № 13 копейского городского округа вводная часть

    Пояснительная записка
    ... соответствии с образовательнойпрограммой школа реализует программы начального общего, ... принятие ими моральных норм ... пояснительнойзаписке даны только некоторые уточнения учебного плана начальной школы МОУСОШ ... программ или их отдельных разделов ...
  5. Образовательная программа моу-сош с караман раздел i информационно аналитические данные моу-сош с караман

    Основная образовательная программа
    ... ОбразовательнаяпрограммаМОУ-СОШ с. Караман Раздел I. Информационно аналитические данные МОУ-СОШ с.Караман Основные направления работы, цель и задачи МОУ-СОШ ... информацию, иметь соответствующий уровень ... ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА к учебному плану МОУ-СОШ ...

Другие похожие документы..