Главная > Автореферат диссертации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»:
ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
НАША НОВАЯ ШКОЛА:
ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
РАБОТНИКИ ОРЕНБУРЖЬЯ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК

ОРЕНБУРГ

2012

ББК 74.04(2)+74.204

Н 37

Издается по решению редакционно-издательского совета ГБУ РЦРО

Под редакцией Г.И. Сафоновой, директора ГБУ «Региональный центр развития образования Оренбургской области»

Авторы-составители:

И.И. Букина – заместитель директора ГБУ РЦРО

С.Н. Скибина – заместитель начальника отдела «Передовой педагогический опыт в системе образования» ГБУ РЦРО

Н

Н 37

аша новая школа: лучшие педагогические работники Оренбуржья: информационно-методический сборник / авт.-сост. И.И. Букина, С.Н. Скибина; под ред. Г.И. Сафоновой. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2012. – 150 с.

Настоящий сборник продолжает серию «Приоритетный национальный проект «Образование»: диссеминация передового педагогического опыта».

Издание включает информационно-аналитические материалы о победителях конкурсного отбора лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание, проводимого в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2012 году, и реализуемом ими инновационном опыте.

Сборник адресован руководящим и педагогическим работникам, руководителям методических объединений учителей-предметников, специалистам методических служб и призван способствовать распространению в региональной системе образования образцов и продуктов инновационной деятельности лучших учителей, создавших и реализующих собственную методическую систему.

ББК 74.04(2)+74.204

© ГБУ РЦРО, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………

4

Победители конкурса лучших учителей образовательных учреждений Оренбуржья, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования………………………………………………….

6

Шапошникова Лидия Александровна……………………………

6

Инкина Ольга Олеговна………………………………………….

12

Кисаева Наталья Петровна……………………………………….

22

Яковлева Зинаида Георгиевна …………………………...…….…

27

Хвостов Сергей Филиппович ………………………………….…

33

Марьина Светлана Петровна …………….………………….……

46

Саморядова Наталия Анатольевна…………………………….…

52

Даньшина Наталья Викторовна…………….………………..……

59

Грязнова Валентина Сергеевна……………………………………

64

Иштерякова Роза Хакимовна……………..………………………..

75

Еремина Ирина Константиновна …………….………………..…

82

Рузанова Татьяна Леонидовна..…………..…………………..……

94

Комарова Ольга Владимировна…………………………………..

105

Полулях Светлана Викторовна ……………………...…………….

119

Кромский Александр Алексеевич…...……………………………

126

Анисина Татьяна Николаевна …………………...………………..

132

Новикова Светлана Николаевна ………...………………………...

137

Вахитова Светлана Геннадьевна..…………………………………

142

ВВЕДЕНИЕ

Современный учитель – это профессионал, в совершенстве владеющий своим предметом и способный увлечь им своих учеников; это мудрый и чуткий воспитатель творческой, самостоятельной, толерантной личности, способной к самосовершенствованию и самоопределению; это исследователь, работающий в инновационном режиме, адекватно реагирующий на изменения в системе образования, открытый, готовый к диалогу и сотрудничеству; это мастер, создавший и реализующий собственную методическую систему и активно транслирующий свой опыт в профессиональной среде, постоянно развивающийся и развивающий.

Слово «развитие» является ключевым в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», одним из приоритетных направлений которой заявлено «Совершенствование учительского корпуса». В современных условиях этот фактор можно рассматривать как гарант качества школьного образования, соответствующего основным требованиям инновационной экономики России.

Развитие профессиональной компетентности и инновационного потенциала учителя, «формирование учительского корпуса, не передающего знания и технологии, а формирующего у учеников готовность и умение учиться в течение всей жизни», является необходимым условием модернизации образования Оренбургской области и России.

Сегодня государственным приоритетом является формирование сообщества лучших учителей как общественной элиты. В связи с этим требует совершенствования система подготовки, переподготовки и профессионального совершенствования педагогических кадров, в том числе за счет использования передового педагогического опыта.

Для эффективного решения проблемы формирования у учителей современных профессиональных компетенций целесообразно выявлять и шире использовать тот ресурс, который уже накоплен в практикелучших образовательных учреждений и учителей, реализующих инновационные программы и имеющих положительные результаты.

В соответствии со стратегической политикой в Оренбургской области сложилась определенная система диссеминации передового педагогического и управленческого опыта, инноваций, обеспечивающих развитие региональной системы образования. Важным звеном этой системы является конкурсное движение.

Конкурсное движение заметновлияет на формирование новой личности учителя. В прошлом остался образ скромного школьного работника, не стремящегося к презентации своего опыта, замкнутого, сдержанного, закрытого. «Новой школе», несомненно, требуется активный, инициативный, эмоциональный, нестандартно мыслящий педагог, стремящийся к общению, творчеству, взаимодействию и поиску.

Любой конкурс педагогического мастерства, будь то «Учитель Оренбуржья» или конкурсный отбор лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», –  это трудный и в то же время увлекательный процесс профессионального общенияталантливых педагогов, которых объединяет стремление продемонстрировать свой педагогический стиль, предъявить свой опыт, раскрыть сущность созданной и реализуемой собственной методической системы. Конкурс – это возможность заявить о новых идеях, открытиях, поделиться опытом в области образования, воспитания и развития детей, посвятить коллег в секреты своего мастерства, обнаружить инновационное в традиционном, найти единомышленников.

Конкурсы профессионального мастерства работников системы образования, в том числе конкурсные отборы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», во многом способствуют реализации этих целей.

Приоритетный национальный проект создал условия для разработки инновационного механизма выявления творчески работающих педагогов, добивающихся высоких результатов в обучении и воспитании школьников.

С 2006 по 2009 год включительно победителями конкурсного отбора наполучение денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование в рамках реализации ПНПО стали 762 лучших учителя Оренбургской области.

В 2010 году Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 года №117 «О денежном поощрении лучших учителей» был дан старт новому конкурсу – конкурсу лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание.

Сегодня социально значимым представляется опыт того учителя, который разработал собственную методическую систему и активно делится своими находками с коллегами, которого знают и высоко оценивают в профессиональной среде.

Выпуск изданий серии «Приоритетный национальный проект «Образование»: диссеминация передового педагогического опыта» организован с 2008 года. В сборники данной серии, один из которых Вы держите в руках, включаются материалы об опыте и из опыта работы педагогических работников Оренбуржья – победителей конкурсного отбора лучших учителей в рамках реализации ПНПО.

Авторы-составители выражают надежду на то, что представленные информационно-методические материалы помогут Вам в осмыслении профессиональной деятельности коллег и собственного методического ресурса, а также будут способствовать дальнейшему развитию и повышению качества образования в Оренбургской области.

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРЕНБУРЖЬЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ШАПОШНИКОВА

ЛИДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Должность

Учитель русского языка и литературы

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кирсановская средняя общеобразовательная школа» Тоцкого района Оренбургской области

Стаж работы в должности

32 года

Квалификационная категория

Высшая

Конкурсный балл

57

Тема педагогического опыта

Интегрированные уроки гуманитарного и эстетического цикла как средство развития творческих способностей учащихся

Сущность методической системы учителя, отражающей ведущие идеи опыта

Цель интеграции уроков русского языка и литературы с предметами гуманитарного и эстетического циклов: изменить отношение учащихся к названным предметам, воспитать читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте мировой художественной культуры, подготовленного к восприятию жизни.

Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, в обществе и в мире в целом. Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребенка. Такие занятия зачастую сопровождаются открытиями и находками. Особая ценность состоит в том, что роль исследователей выполняют ученики. Уроки такого типа раскрывают творческий потенциал учащегося.

Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях (формы, интеллектуальные продукты)

Как руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла Л.А. Шапошникова проводит открытые уроки для коллег по данной проблеме (разработка интегрированного урока литературы и ИЗО «Красота родной природы в стихотворении поэтов XIX века И.С. Никитина «Утро»), участвует в районных семинарах, выступает с докладами («Интегрированный урок как средство развития у учащихся творческих способностей», «Роль учителя в развитии творческих способностей одаренных детей»). В ходе семинаров педагогом был дан интегрированный урок совместно с учителем ИЗО: урок развития речи по теме «Описание состояния среды» и ИЗО «Знакомство с творчеством художника-мариниста И.К. Айвазовского».

Л.А. Шапошникова делится опытом с учителями других образовательных учреждений на сайте школы (/org/112-085/folder/249571/).

Результативность реализации методической системы

Результаты учебной деятельности повышаются на старшей ступени обучения, о чем свидетельствуют контрольные срезы и ЕГЭ по русскому языку. В 2011 году отмечена положительная динамика: средний бал возрос на 10 единиц по сравнению с 2010 годом. Активизировалось результативное участие школьников в конкурсном движении на муниципальном и региональном уровнях. В течение ряда лет Адодина Виктория – призер в ежегодном конкурсе «Рукописная книга» в номинации «Детское творчество». В 2011 году работа вошла в число призовых в межрегиональном детском творческом конкурсе «Аксакова помнят Урал и Поволжье». Имангулова Ильвина в I региональном фестивале среди детских домов «Тепло детских сердец» в номинации «Авторский разговорный жанр» заняла 1 место.

В настоящее время педагог принимает участие в подготовительной работе по созданию в 2012-2013 учебном году стажерской площадки для учителей русского языка и литературы и педагогов дополнительного образования по проблеме «Интегрированные уроки гуманитарного и эстетического цикла как средство развития творческих способностей учащихся». Итогом работы стажерской площадки станет выпуск программы и методических материалов для учителей района.

Интегрированный урок литературы и ИЗО
«Красота родной природы в стихотворении поэта XIX века

И.С. Никитина “Утро”» (5 класс)

Интегрированный урок литературы и ИЗО в 5 классе посвящен анализу стихотворения и обучению создания рисунка к произведению в жанре пейзажа. Может быть использован учителями, работающими над проблемой интеграции предметов гуманитарного и эстетического циклов. Дает широкие возможности в развитии творческих способностей учащихся и воспитании гражданственности и патриотизма.

Цели урока:

Образовательные:

1. Обучать анализу лирического произведения, созданию рисунка на основе прочитанного произведения.

2. Помочь учащимся видеть красоту природы родного края через художественный образ, созданный писателем и художником.

Развивающие:

1. Способствовать формированию читательской культуры

2. Вырабатывать навык исполнения рисунка в определенном жанре (пейзаж), нахождения художественно-языковых средств в тексте.

Воспитательные: воспитание гражданственности, любви к малой Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, лист бумаги, кисточки, краски.

Ход урока

Мы живая частичка природы.

Нам природу беречь и любить,

В благодатные дни и в невзгоды

У природы учиться жить.

А. Шапошников



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАША НОВАЯ ШКОЛА ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ОРЕНБУРЖЬЯ (1)

    Автореферат диссертации
    ... таблицы Здесь можно совершить посадку Приоритетныйнациональныйпроект «Образование»: диссеминацияпередовогопедагогическогоопытаНАШАНОВАЯШКОЛА: ЛУЧШИЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕРАБОТНИКИОРЕНБУРЖЬЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК Издательство ГБУ ...
  2. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАША НОВАЯ ШКОЛА ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ ОРЕНБУРЖЬЯ (2)

    Документ
    ... «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»ПРИОРИТЕТНЫЙНАЦИОНАЛЬНЫЙПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ»: ДИССЕМИНАЦИЯПЕРЕДОВОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГООПЫТАНАШАНОВАЯШКОЛА: ЛУЧШИЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕРАБОТНИКИОРЕНБУРЖЬЯ Информационно-методический сборник ОРЕНБУРГ ...
  3. Информация о ходе реализации приоритетного национального проекта «образование» по состоянию на 01 06 2010г

    Документ
    ... выпуск изданий серии «Приоритетныйнациональныйпроект «Образование»: диссеминацияпередовогоопыта», сформирована база данных об ... модернизации общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Нашановаяшкола» в ...
  4. Доклад о результатах реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» за 2011год часть 1 переход на новые образовательные стандарты

    Доклад
    ... победителями приоритетногонациональногопроекта «Образование». Полученный опыт самоанализа, сравнения собственных достижений с достижениями коллег принес новуюпедагогическую ...
  5. Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья

    Автореферат диссертации
    ... системы образования в образовательном учреждении; выявление сферы распространения передовогопедагогическогоопыта ... общеобразовательная школа» стала победителем конкурсного отбора в рамках Приоритетногонациональногопроекта «Образование». В ...

Другие похожие документы..