Главная > Список учебников


,

7

ВЫСШЕЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАНИЕ

Ю.Н. ГЛАДКИЙ, В.Д.СУХОРУКОВ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСОЦИАЛЬНАЯ

ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХСТРАН

Учебник

Рекомендовано

Учебно-методическимобъединением поспециальностямпедагогическогообразования

вкачествеучебникадлястудентов

высшихучебныхзаведений, обучающихся

поспециальности«География»

асаБем'а

Москва

Издательский центр ";Академия» 2008

УДК 911.63 (075.8) ББК 65.04я73

Г522

Рецензенты:

доктор географических наук, профессор В. М. Разумовский (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов);

кандидат географических наук Н. Н. Роготень

(кафедра экономической и социальной географии

Московского педагогического государственного университета)

ГладкийЮ. Н.

Г522 Экономическая и социальная география зарубежных стран : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухорукое. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 464 с.

IЗВN 978-5-7695-4195-7

В учебнике освещаются принципы и методы регионализации совре­менного социально-экономического пространства, приводятся обзорные и развернутые характеристики основных регионов и стран зарубежного мира.

Для студентов высших педагогических учебных заведений.

УДК 911.63 (075.8) ББК 65.04я73

Оригинал-макетданногоизданияявляетсясобственностью

Издательскогоцентра«Академия», иеговоспроизведениелюбымспособом

безсогласияправообладателязапрещается

© Гладкий Ю.Н., Сухорукое В.Д., 2008 © Образовательно-издательский центр «Академия». 2008 978-5-7695-4195-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008

Предисловие

Настоящий учебник является логическим продолжением опуб­ликованного ранее учебника «Общая экономическая и социальная география мира» (М.: ИЦ «Академия», 2006). Он посвящен харак­теристике крупнейших культурно-исторических регионов мира и отдельных государств.

Известный корифей отечественной гуманитарной географии Н.Н.Баранский (1881 —1963) отмечал, что региональная часть дан­ного курса в учебниках географии, а также в научных страновед­ческих монографиях должна занимать не менее 70 % общего объе­ма. Конечно, такая пропорция редко соблюдается, особенно если учесть бурную диверсификацию общественной географии, появ­ление в ней все новых и новых «модных» направлений. Тем не менее основной таксономической единицей в гуманитарной гео­графии по-прежнему остается страна (государство), и в связи с этим регионализм в географии должен быть выражен как можно более ярко.

Самостоятельной проблемой является само содержание регио­нальной географии. В советские годы-так называемое страноведе­ние превратилось по сути в экономическую географию, точнее, в географию материального производства. Выполненные в то время характеристики отдельных регионов (в том числе союзных и авто­номных республик) злоупотребляли экономико-географически­ми сюжетами.

Нелепость подобной «структуризации» курсов региональной географии особенно стала очевидна в постиндустриальную эпоху, когда в передовых странах мира подавляющая часть внутреннего валового продукта (ВВП) начала создаваться в сфере услуг.

Стало окончательно ясно, что показ разнообразия географии культур и народов больше не должен и не может подменяться изложением «сухих» производственных схем (межотраслевых свя­зей, энергопроизводственных циклов, территориально-производ­ственных комплексов и т.д.). Иначе говоря, изменение соотноше­ния масштабов характеристик мира происходит в пользу полити­ческой, социальной, культурной и экологической географии (с со­хранением, разумеется, экономико-географических сюжетов).

Еще одна «болевая точка» региональной географии — проти­воречия между принципом комплексности анализа страны (регио-

на) и значением анализируемых элементов, с одной стороны и ограниченностью объема любого учебника, с другой.

Авторы настоящего учебника исходят из того, что комплекс­ность не должна превращаться в энциклопедичность, поэлемент­ную характеристику государства. Так, например, «хлебозавод» или «молокозавод» имеются в любом городе, и совсем не обязательно всегда отражать эти артефакты при характеристике государств и регионов.

Главное состоит в том, чтобы показать устойчивые во времени особенности территорий, их уникальность, сформировать у чита­теля представление о мире сквозь призму индивидуальности сла­гающих его регионов.

Нет необходимости ни в каких других универсальных постулатах, кроме всеоб­щего закона географии, который гласит, что все регионы уникальны.

Р. Хартшорн (Англия)

Введение

Главный вопрос, предшествующий любой региональной рабо­те: какие регионы следует взять за основу? В гуманитарной геогра­фии мира наиболее легкое и простое решение — придерживаться сложившихся политических границ. В этом случае следовало бы по отдельности анализировать около 200 государств — самоуправля­ющихся, самопровозглашенных (непризнанных) и несамоуправ­ляющихся (колоний, доминионов, протекторатов, подопечных территорий, кондоминиумов, заморских департаментов, ассоци­ированных государств и т.д.).

Однако этот путь неизбежно привел бы к «бухгалтерскому» описанию множества территорий, с указанием бесчисленных де­талей и нюансов, которых невозможно запомнить, систематизи­ровать и обобщить.

Наиболее подходящей основой для «ненасильственного» деле­ния мира являются не только государства, но и историко-куль­турные (культурно-исторические) регионы, представляющие собой более или менее целостные географические миры. Конечно, их целостность относительна, тем более что в пределах некоторых из них периодически вспыхивают отнюдь не бескровные конфлик­ты, ставящие под сомнение их единство. Однако реальность таких регионов бесспорна.

В любом случае речь идет о страноведении — географической дисциплине, занимающейся комплексным изучением стран (в том числе их совокупности), систематизирующей и обобщающей раз­нородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.

Сравнение страноведения с «куполом» над всей географией (Н.Н.Баранский, 1933) отражает его функции синтеза («вторич­ного синтеза» по С. В. Калеснику) частных географических харак­теристик конкретной страны. Это обстоятельство, с одной сторо­ны, снискало признание важной «миссии» географии в создании ярких и глубоких страноведческих образов*, с другой — нередко вызывает нападки на страноведение в связи с тем, что оно, дес-

* Достаточно вспомнить в связи с этим выдающиеся серии: «Россия. Полное описание нашего отечества» П.П.Семенова-Тян-Шанского, «Новая всемирная география» и «Земля и люди» под ред. Э.Реклю и др.

кать, постепенно «изживает себя», поскольку функция описания территории давно исчерпала себя.

Показательно, что «стрелы критики» при этом щадят регио­нальную географию. С ней «противникам страноведения бороть­ся, бесспорно, труднее, ибо, если исключить ее из сферы боль­шой науки, то вся география резко сузит поле своей деятельности и явно захромает при движении к главной цели — научному ос­мыслению лика Земли как территориально дифференцированно­го целого» (В. А. Пуляркин, 1998). Но учитывая тот факт, что по­нятия «страноведение» и «региональная география» лежат в од­ной систематико-логической плоскости, попытки их дискредита­ции вряд ли принесут успех кому-либо.

Конечно, страноведение не претендует на роль «особой на­уки», а представляет собой лишь «форму объединения разнород­ных знаний о той или иной стране» (Н.Н.Баранский, 1946). Это часто порицаемое высказывание авторитетного ученого (которо­го трудно заподозрить в отсутствии «географического патрио­тизма») можно понимать таким образом, что не следует преуве­личивать научный потенциал комплексного страноведения — типичной учебно-познавательной отрасли знания, предназначен­ной не только для географов. «Внешние потребители продукции страноведения столь разнообразны, что тяжело сформулировать единый социальный заказ, в расчете на выполнение которого страноведческие исследования могли бы однозначно развивать­ся» (В.А. Пуляркин, 1998). Новые идеи «аккумулируются» пре­имущественно в частных отраслях географической науки, а «ку­пол» географии «монтируется» обычно из уже готовых конструк­ционных форм.

Вместе с тем высказывание Н. Н. Баранского не следует расце­нивать как полное отрицание научных начал в страноведении. Взять хотя бы так называемое проблемноестрановедение, которое можно рассматривать в качестве своеобразного противовеса учебно-по­знавательному, «элементарному» страноведению. Суть концепции такого страноведения состоит в отходе от всеохватных, разделен­ных по отдельным сюжетам характеристик территорий по жестко заданной схеме, а ключевыми проблемами территории при этом становятся «ресурсообеспеченность, характер использования тер­ритории, природопользование, «количество» и «качество» насе­ления, специализация и сочетания различных структур хозяйства (с упором на территориальную структуру), инфраструктурное ос­нащение территории, территориальная организация общества, развитие и роль районов» (Я. Г. Машбиц, 1998). Проблемы, име­ющие научное содержание, в первом приближении можно объе­динить в три большие группы:

1) проблемы, имеющие универсальный характер и присущие практически всем странам мира;

  1. проблемы, интересующие прежде всего страны определен­
    ного типа (развитые страны с традиционно рыночной экономи­
    кой, новые индустриальные страны, государства с переходной
    экономикой, развивающиеся страны и т.д.);

  2. проблемы уникальные или индивидуальные, характерные
    скорее для конкретных территорий, чем государств (Я. Г. Маш­
    биц, 1998).

Соглашаясь с этими программными мыслями видного россий­ского географа относительно содержания проблемного комплекс­ного страноведения, отметим проявляющийся недостаток внима­ния к ключевым вопросам физико-географического страноведе­ния — в частности, к закономерностям физико-географической дифференциации, выделению региональных геосистем с учетом зональных и азональных факторов и т.д.

Каким же образом следует характеризовать страну при комп­лексном страноведческом анализе? В «Географическом энцикло­педическом словаре» (1988) дается примерный план комплекс­ных страноведческих характеристик: географическое положение, конфигурация территории, рельеф, климат, воды, почвы, расти­тельный и животный мир, минеральные и другие ресурсы, насе­ление и хозяйство, их территориальная организация и внутрен­няя дифференциация.

Схема укрупненной «крупноблочной» характеристики страны (как государственной единицы) традиционно включает следующие основные позиции:

  1. своеобразие (генерализованная и концентрированная харак­
    теристика объекта, которая может служить своеобразной визит­
    ной карточкой);

  2. территория, географическое и геополитическое положение
    (с анализом роли территории как «театра жизнедеятельности лю­
    дей»);

  1. историко-географические этапы развития (представляется
    своеобразный «генетический код» территории, «связующая нить
    времен»);

  2. природа и природопользование (лаконичное изложение роли
    природной среды в жизни населения, характеристика степени
    «комфортности» среды обитания);

  1. население и культура («сердцевина комплексных страно­
    ведческих характеристик, их ядро»);

  2. хозяйство (с акцентом не на технологическую и организа­
    ционно-управленческую структуры, а на специализацию, уровень
    развития и формы размещения);

  3. расселение (создание представления о своеобразном «опор­
    ном каркасе» территории);

  4. общество (речь идет об отражении специфических черт соци­
    ального уклада жизни, политической стратификации населения);

«образов» составных

9) регионы (создание запоминающихся частей страны);

10) состояние окружающей природной среды (анализ геоэко­
логических ситуаций);

11) перспективы (прогноз тенденций развития территории)
Разумеется, подобная схема - всего лишь методический «ори­
ентир», не учитывающий самобытности региона, его отличитель­
ных качеств, делающих его по настоящему уникальным

Глава 1

Основырегионализациимира

1.1.Регионы: понятие, типы, иерархия

Регионилирайон? Традиционное употребление в русском язы­ке этих двух родственных терминов имеет запутанную историю. При этом предпринимавшиеся попытки вытеснения термина «ре­гион» как иноязычного оказались столь же безуспешными, сколь и неоправданными. Во-первых, кажущийся русским термин «рай­он» на самом деле имеет иностранное происхождение. Особенно употребим он во французском и испанском языках. Во-вторых, за многие десятилетия употребления* каждый из терминов приоб­рел свою неустранимую специфику (хотя элементы общности до сих пор превалируют, что позволяет их зачастую использовать как синонимы). Более универсальным и соответственно менее стро­гим термином является «район», диапазон значений которого ва­рьирует весьма широко: от выражения «европейский район» до таких словосочетаний, как «районная овощная база», «районная поликлиника», «районная библиотека» и т.д. Характерным атри­бутом многих его значений является привязка к политико-адми­нистративному делению России, где он выполняет «монополь­ные» функции.

Термин «регион» в русском языке используется для обозначе­ния достаточно крупных физико-географических, экономико-гео­графических, геополитических и других территориальных таксо­нов и немыслим в таких выражениях, как, например, региональ­ная овощная база. Конечно, в ряде случаев регионы могут объеди­нять даже несколько низовых административных районов, однако

* Проникновение обоих терминов в русский язык относится ко второй по­ловине XIX в. В географическую литературу термин «район» введен в 1879 г. А.С.Ермоловым, предложившим сетку сельскохозяйственных «раюнов» для Рос­сии, а «регион» предположительно впервые получил «права гражданства» в Сло­варе иностранных слов И.Ф. Бурдона и А. Д. Михельсона еше в 1877 г. Этим са­мым аргументы сторонников «русского» термина «район» становятся и вовсе шаткими.

это скорее исключение из общего правила. В соответствии с уко­ренившейся в последние годы традицией, минимальным по тер­ритории административно-территориальным ареалом, именуемым регионом, является субъект Российской Федерации.

Разумеется, эти нюансы имеют скорее академический инте­рес, поскольку в переводе на большинство языков мира упомяну­тые понятия «сливаются» воедино, как бы демонстрируя тот факт, что это лишь наша — искусственная «русская боль».

Подходыкопределениюрегиона. Универсального определения региона, пригодного «на все случаи жизни», не существует, если не считать известного из литературы его теоретического толкова­ния: «это территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая един­ством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостнос­тью, причем эта целостность — объективное условие и закономер­ный результат развития данной территории» (Э.Б.Алаев, 1983).

Приведем еще несколько определений региона, встречающих­ся в географической литературе (А. С. Макарычев, 1997).

  1. Регион — это комплекс, состоящий из земли, воздуха, фло­
    ры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматри­
    ваться в их особых отношениях друг с другом и которые составля­
    ют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли.

  2. Регионы — это те зоны, которые заключают в свои рамки
    существенную однородность доминирующих физических условий
    и соответственно преобладающих «укладов обитания».

  3. Регион — географический термин для описания такого типа
    окружающей среды, в котором географические элементы соеди­
    нены друг с другом определенными и постоянными отноше­
    ниями.

  4. Регион — группа близлежащих стран, представляющих собой
    отдельный экономико-географический или близкий по националь­
    ному составу и культуре, или однотипный по общественно-поли­
    тическому строю район мира.

  5. Регион — область, район; часть страны, отличающаяся от
    других областей совокупностью естественных и (или) историче­
    ски сложившихся, относительно устойчивых экономике-геогра­
    фических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особен­
    ностями национального состава населения и т.д.

  6. Регион — средство отбора и изучения пространственных со­
    четаний сложных комплексов явлений, встречаемых на земном
    шаре. Любой участок или часть земной поверхности можно счи­
    тать регионом, если они однородны с точки зрения условий дан­
    ного пространственного сочетания. Однородность региона опре­
    деляется на основании показателей, отобранных с целью выделе­
    ния из всей массы тех земных явлений, которые необходимы для
    характеристики или освещения данного их сочетания в пределах

10

выделяемой географической единицы. В таком определении реги­он не является объектом ни независимо существующим, ни дан­ным от природы. «Это интеллектуальная концепция, созданная мышлением, использующая определенные признаки, характер­ные для данной территории, и отбрасывающая все те признаки, которые рассматриваются как не имеющие отношения к анализи­руемому вопросу» (РЛатек, РЛопез, 1954).

Попытки сформулировать универсальное определение региона сводятся на нет его своеобразными интерпретациями в других отраслях знания. Так, административно-территориальная(поли­тико-административная или юридическая) трактовка региона как субнациональной единицы может вовсе не соответствовать его вышеприведенному теоретическому толкованию, поскольку ад­министративная сетка нередко носит произвольный, а значит, субъективный характер. Юридическая природа такой трактовки объясняется тем, что права и обязанности административно-тер­риториальных образований обычно прописаны в Конституции или определены специальными законами.

Философскаятрактовка региона ассоциируется с особым «ми­ром», которому присущи свой менталитет, образ мышления, тра­диции, мировоззрение, мироощущение. Историческаяинтерпре­тация региона обычно указывает либо на утраченную со временем идентичность (Галиция, Трансильвания, Буковина, Банат и др.), либо на какие-то генетические признаки («привязку» в прошлом к определенным церковным приходам, епархиям, муниципали­тетам и т.д.). Геополитическоепонимание региона исходит из про­странственной дифференциации различных политических сил и движений, центров «мощи» и «слабости». Здесь обычно «регион представляет собой группу стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами» (К. ОеихскН, 1981).

Экономическийрегион — это территория, обладающая четко выраженной специализацией производства и определенной хо­зяйственной целостностью. Имеются попытки и синтетических определений: «регион — это исторически эволюционирующее компактное территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое содержание, социоэкономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отлич­ную от иных регионов и территориальных единиц, таких, как го­род или нация» (А. Магкикеп, 1987).

Подобный разброс трактовок оставляет слишком мало надежд на поиск такого определения региона, которое устроило бы абсо­лютно всех. По мнению известного американского экономико-географа У.Айзарда, по мере углубления в чисто пространствен­ное теоретизирование, регион как дефиниция исчезает вообще и появляется лишь в связи с конкретизацией задачи. Иначе говоря,

иерархию регионов определяет только научная проблема, посколь­ку регион детерминирован тем вопросом, изучением которого мы занимаемся.

Типырегионов. В специальной литературе выделяется свыше 50 категорий регионов, относящихся к различным сторонам физи­ческой, биологической или социальной среды и определяемых на основе множества конституирующих признаков. Последние варь­ируют в весьма широких пределах и различаются в зависимости от использования одного или нескольких признаков (однокритери-альный или многокритериальный способ) регионализации, ха­рактера структуры и внутренних связей и т.п.

В западной литературе при классификации регионов чаще дру­гих используются следующие три градации:

  1. регионы, выделяемые по единичнымпризнакам. В этом слу­
    чае речь идет об учете какого-то индивидуального явления, как
    правило, не нуждающегося в дальнейшей дифференциации (на­
    пример, участок с определенной крутизной склона или зона свек­
    лосеяния в экономической географии). Такие регионы иногда на­
    зывают простыми;

  2. регионы, выделяемые по несколькимпризнакам. Они отра­
    жают сочетание или симбиоз различных явлений. Их типичным
    примером могут служить ландшафтные регионы в физической гео­
    графии, выделяемые с учетом климатического, гидрографиче­
    ского, почвенного, биотического и других факторов. Эти регионы
    получили название «сложные»;

  3. регионы, охватывающие почти всю совокупностьпроявле­
    нийчеловеческойдеятельностив пределах рассматриваемой терри­
    тории. Обычно в них находит отражение тесная взаимосвязь меж­
    ду естественными (природными) и общественными индикатора­
    ми территории. Примером подобных регионов могут служить куль­
    турно-исторические регионы. Часть географов настроена крити­
    чески по отношению к исследованию регионов, выделяемых с
    учетом целого комплекса факторов, полагая что при обобщении
    множества элементов может теряться достоверность выводов. Одно
    время по отношению к данному типу регионов использовались
    термины «тотальные» или «компажи» (лат. сотра§ез— соедине­
    ние, структура).

Вне зависимости от критерия, на основании которого выделя­ются регионы, каждый из них может являться либо однородным (гомогенным), либо узловым (функциональным). Однородные регио­ны выделяются по принципу единственной присущей им особен­ности (или ассоциации нескольких особенностей), причем отли­чительные признаки внутри их проявляются повсеместно. Нагляд­ным примером однородного региона является климатический ре­гион. Узловые регионы представляют собой ареалы, характеризу­ющиеся сходящимися или расходящимися из одной точки пото-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Календарно- тематическое планирование по экономической и социальной географии зарубежных стран 10 класс ( 68 часов )

    Тематическое планирование
    «Мировые природные ресурсы » Электронное учебное пособие Тема 3. География населения мира 11-1 Численность и воспроизводство населения 13 Состав населения 14 Миграция населения 15 Практическая работа №3 «Население мира » Электронное
  2. |экономическая и социальная география мира ( 10-11 класс ) программа

    Программа
    Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Источники географических знаний. Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной экономической и социальной географии зарубежных стран.
  3. Рабочая программа учебного курса экономическая и социальная география мира

    Документ
    примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват.
  4. Экономическая и социальная география россии москва

    Конспект
    География является одной из традиционных учебных дисциплин классического образования. Она всегда была тесно связана с мировоззрением людей и, одновременно, являлась сферой приложения знаний на практике.
  5. География мирового хозяйства

    Автореферат диссертации
    Данное учебное пособие предназначено для студентов географических факультетов специальностей 020401 «География» (дисциплина «География мирового хозяйства», 3 курс, дневное отделение), 050103 «География» («География мирового хозяйства»,
  6. Экономическая и социальная география россии

    Программа курса
    В практикуме предлагаются разработки практических занятий по одному из основных курсов, читаемых на факультете географии по специальности 020401 - География.

Другие похожие документы..