Главная > Основная образовательная программа


Типология источников в современном гуманитарном знании

  • Стратегии поиска научных текстов в электронных журнальных базах.

  • Системы библиографического описания в российской и зарубежной гуманитарной науке.

    8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

    Дисциплина «Организация научной работы в социально-гуманитарной сфере» полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой.

    а) основная литература.

    Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. М., 2004. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

    Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., 2004.

    Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М, 2001.

    Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие. М., 2001.

    б) дополнительная литература

    Серова Г.А. Компьютер - помощник в оформлении диссертации. М., 2002.

    Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. М, 2000.

    Ломакин П.А., Севостьянов А.В. Электронные презентации своими руками. М., 2004. Буре Н.А. Основы научной речи. М., 2003.

    в) программное обеспечение. Имеется необходимое программное обеспечение.

    г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

    По основным разделам курса имеются информационные порталы и обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

    9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

    Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

    10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

    Компетенции слушателей дисциплины «Организация научной работы в социально-гуманитарной сфере» не ограничиваются обязательными гуманитарными дисциплинами, и дополнены знаниями более специализированных учебных предметов, таких как «Массовая культура», «Культура повседневности», «Социология культуры», «Межкультурные коммуникации» и т.д. Кроме того, студенты освоили навыки самостоятельной исследовательской работы и имеют представления о различных аспектах методологии гуманитарного знания.

    Формы контроля знаний студентов: письменная контрольные задания, коллоквиум, доклад на отчетной мини-конференции, итоговая письменная контрольная работа.

    Разработчики:

    Кафедра истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ, кандидат культурологи, доцент Б.Е.Степанов

    Эксперты:

    МГПУ, Зав.каф. культурологии, д.ф.н., профессор Т.Ф. Кузнецова

    РАГС, Зам.зав.каф. культурологии и деловых коммуникаций, д.ф.н., профессор О.Н. Астафьева

    АННОТАЦИЯ

    ПРИМЕРНОЙПРОГРАММЫ

    Наименование дисциплины:

    «Проектная работа в социально-гуманитарной сфере»

    Рекомендуется для направления подготовки

    033000 Культурология

    Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

    1. Цели и задачи дисциплины: Предметом курса являются принципы и приемы производства и представления знания, формы и средства научной коммуникации в области гуманитарных наук.

    Целью курса является освоение студентами принципов и приемов реализации научно-исследовательского проекта.

    Задачи курса

    • создать представление об основных принципах современной науки как специфической формы социальной активности в контексте становления гуманитарного знания;

    • продемонстрировать, как обоснование правил научной деятельности связано с функционированием научного сообщества, с предлагаемыми им направлениями академической карьеры и формами научной коммуникации;

    • сформировать представление о порядке организации исследовательского проекта, продемонстрировать навыки, необходимые на каждом этапе его осуществления – от формулировки темы и подбора источников до написания текста и представления его научному сообществу.

    2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Проектная работа в социально-гуманитарной сфере» принадлежит к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, модулю курсов по выбору. При изучении данной дисциплины студенты опираются на теоретические и конкретно-исторические знания, полученные в результате освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («Информационные технологии», «История науки», «Философия», Менеджмент культурных проектов). Дисциплина «Проектная работа в социально-гуманитарной сфере» необходима для последующего работы в рамках дисциплин профессионального цикла и успешного прохождения итоговой государственной аттестации.

    3. Требования к результатам освоения дисциплины:

      Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

    умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

    готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

    способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

    стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

    умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

    использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

    способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

    владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

    способен понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

    способен критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности (ПК-7);

    способен разрабатывать проекты с учетом конкретных технологических, эстетических, экономических параметров; готов использовать современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов (ПК-9);

    способен к использованию современных методик и форм учебной работы в учреждениях общего образования; (ПК-20).

    В результате изучения дисциплины студент должен:

      Знать: основных принципы организации научной работы, основные параметры самоопределения ученого, основные формы научного проектирования, основные форматы научного текста; принципы организации защиты дипломов и диссертаций; основные стратегии научной карьеры и социальные роли ученого.

      Уметь: Обобщать выявлять достоинства и недостатки научного проекта, редактировать научные тексты, вести переписку и создавать информационные письма о конференциях и других научных мероприятиях, писать квалификационные тексты, вести грантовую документацию.

      Владеть: навыками сбора информации, перевода знания в различные форматы, написания и редактирования научного текста, организации научного обсуждения, публичного представления своего проекта, создания.

    4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

    Вид учебной работы

    Всего часов / зачетных единиц

    Семестры

    VII

    Аудиторные занятия (всего)

    36/1

    В том числе:

    Лекции

    12

    Практические занятия (ПЗ)

    Семинары (С)

    24

    Лабораторные работы (ЛР)

    Самостоятельная работа (всего)

    36/1

    В том числе:

    Курсовой проект (работа)

    Расчетно-графические работы

    Реферат

    *

    Другие виды самостоятельной работы

    *

    Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

    зач

    Общая трудоемкость часы

    зачетные единицы

    72

    2

    5. Содержание дисциплины

    5.1. Содержание разделов дисциплины

    № п/п

    Наименование раздела дисциплины

    1.

    Наука в современном обществе: деятельность-познание -творчество. Проектная деятельность в современной науке. Принципы исследования и формы саморефлексии в гуманитарном знании. Наука как тип знания. Наука и обыденное знание в современном обществе. Специфика профессионального восприятия науки. Наука и общество: когнитивные и институциональные ориентиры в самоопределении ученого. Осмысление специфика гуманитарного познания в контексте дифференциации представлений о научности. Проблема междисциплинарности в современном гуманитарном знании. Формы проектной деятельности в науке. Диплом, диссертация, статья, книга как научные проекты. Выбор темы исследования и основные навыки организации времени, сбора и обработки информации.

    2.

    Подготовка и публичное представление квалификационного исследования: процедура и навыки. Подготовка текста квалификационного исследования: основные навыки редактуры. Способы представления научного текста по завершении его написания. Подготовка доклада для защиты диплома: содержательные и прагматические параметры. Процедура защиты и стратегии поведения дипломника. Доклад на конференции: специфика научного выступления. Формат научной конференции: подача заявки, участники, процедура. Стратегии устного выступления. Подготовка презентаций в программе в Microsoft Power Point: техническая поддержка устного выступления. Переработка квалификационного исследования для публикации в форме статьи или книги.

    3.

    Ученый и общество: стратегии академической карьеры и формы научной коммуникации. Ученый как социальная роль и жизненная стратегия Гуманитарий и общество: типы признания и возможности самореализации. Формальные и неформальные аспекты академической карьеры. Повседневное конструирование и воспроизводство себя-как-ученого и научного сообщества: практика networking. Формы научной коммуникации: публикации, семинары, конференции. Материальное обеспечение проектов: фонды и гранты. Институциональный дизайн научной карьеры. Подготовка и защита диссертации. Академическая карьера. Преподавательская карьера и написание программы. Карьера эксперта.

    5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

    (последующими) дисциплинами

    № п/п

    Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

    № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    1

    2

    3

    1.

    Менеджмент в социокультурной сфере

    +

    +

    2.

    Методика преподавания культурологии

    +

    +

    3.

    История науки

    +

    +

    +

    5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

    № п/п

    Наименование раздела дисциплины

    Лекц.

    Практ.

    зан.

    Лаб.

    зан.

    Семин.

    СРС

    Все-го

    1.

    Наука в современном обществе: деятельность-познание -творчество. Проектная деятельность в современной науке. Принципы исследования и формы саморефлексии в гуманитарном знании.

    4

    8

    12

    24

    2.

    Подготовка и публичное представление квалификационного исследования: процедура и навыки.

    4

    8

    12

    24

    3.

    Ученый и общество: стратегии академической карьеры и формы научной коммуникации.

    4

    8

    12

    24

    Всего

    12

    24

    36

    72

    6. Лабораторный практикум

    Нет

    7. Примерная тематика курсовых проектов (работ):

    • Алгоритм и импровизация в гуманитарном исследовательском проекте

    • Академическая, преподавательская и экспертная карьеры в гуманитарном знании: инварианты и универсальные установки.

    • Проектная деятельность в современных социально-гуманитарных науках.

    8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

    Дисциплина «Проектная работа в социально-гуманитарной сфере» полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой.

    а) основная литература.

    Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М, 2001.

    Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Путеводитель по фандрейзингу. М., 2005

    Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент. М., 1998.

    б) дополнительная литература

    Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 1992.

    Культура и бизнес: формулы сотрудничества (материалы исследования). М., 2005

    Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2005.

    в) программное обеспечение. Имеется необходимое программное обеспечение.

    г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

    По основным разделам курса имеются информационные порталы и обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

    9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

    Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

    10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

    Компетенции слушателей дисциплины «Проектная работа в социально-гуманитарной сфере» не ограничиваются обязательными гуманитарными дисциплинами, и дополнены знаниями более специализированных учебных предметов, таких как «Массовая культура», «Культура повседневности», «Социология культуры», «Межкультурные коммуникации» и т.д. Кроме того, студенты освоили навыки самостоятельной исследовательской работы и имеют представления о различных аспектах методологии гуманитарного знания.

    Формы контроля знаний студентов: письменная контрольные задания, коллоквиум, доклад на отчетной мини-конференции, итоговая письменная контрольная работа.

    Разработчики:

    Кафедра истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ, кандидат культурологии, доцент Б.Е.Степанов

    Эксперты:

    МГПУ, Зав.каф. культурологии, д.ф.н., профессор Т.Ф. Кузнецова

    РАГС, Зам.зав.каф. культурологии и деловых коммуникаций, д.ф.н., профессор О.Н. Астафьева



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 033000 «культурология»

      Основная образовательная программа
      ... г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки033000 «Культурология» Квалификация выпускника – бакалавр культурологии Нормативный срок освоения программы по ...
    2. Примерная основная образовательная программа (14)

      Основная образовательная программа
      ... УТВЕРЖДАЮ _______________________ "_____"__________________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки (специальность) 033000 - Культурология профиль: Региональная культура ...
    3. О самообследовании основной образовательной программы по направлению 031400 68 – культурология (магистерская программа «культурология xx века»)

      Отчет
      ... направлению 031400.68 – Культурология отвечают требованиям к обязательному минимуму содержания основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки, государственному образовательному стандарту и примерному ... направления033000.62 – Культурология. ...
    4. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

      Основная образовательная программа
      ... . Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования направлениеподготовки033000 "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр ... ; - Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПООП) по направлениюподготовки, утвержденная на ...
    5. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

      Основная образовательная программа
      ... . Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования направлениеподготовки033000 "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр ... ; - Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПООП) по направлениюподготовки, утвержденная на ...

    Другие похожие документы..