Главная > Основная образовательная программа


7. Примерная тематика курсовых проектов (работ):

  • Структурная организация проектной работы.

  • Принципы и эффекты группового взаимодействия в проектной работе.

  • Проблема речевого агента и сообщения в постклассической риторике.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Дисциплина «Культура деловых коммуникаций» полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой.

а) основная литература.

Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. 2-е изд. М., 2002.

Дафт Р. Менеджмент / пер. с англ. С. Жильцов. СПб., 2007.

Дэстон Л. Научная объективность со словами и без слов / пер. с анг. К.А. Левинсон // Наука и научность в исторической перспективе / под общей ред. Д. Александрова, М. Хагнера. СПб., 2007. С. 37–71.

Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 1992.

Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет. 2-е изд., доп. М., 2005.

Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / пер. В.Б. Бобров. М., 2007

О'Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. Челябинск, 1997

Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И.Э. Налетова. М., 1977.

Наука и научность в исторической перспективе. СПб., 2007.

Перлов А.М. История науки: Введение в методологию гуманитарного знания. Курс лекций. М., 2007.

Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2005.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. Цифровая версия 2005 г.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / пер. с ит. Е. Костюкович. М., 2004.

б) дополнительная литература

Башляр Г. Новый рационализм / пер. с фр. Ю. Сенокосова, М. Туровера. М., 1987

The Handbook of Negotiation and Culture / ed. by M.J. Gelfand, J.M. Brett. Stanford, 2004.

Merton R.K. Social Theory and Social Structure. New York, 1957.

Research Methods in the Social Sciences / ed. B. Somekh, C. Lewin. London, 2006.

в) программное обеспечение. Имеется необходимое программное обеспечение.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

По основным разделам курса имеются информационные порталы и обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Подход к предмету курса соединяет элементы классических социально-экономических теорий, сформированных в рамках маркетинга и менеджмента (в основном – микроэкономические страгетии, теорию предпринимательства, управления фирмой, бухгалтерии, маркетинговые теории и теорию рекламы), с философией, культурологией, социологией и психологией. Специфика курса – вовлечение студентов с различной подготовкой и различными жизненными ориентирами в диалог о деловом общении, интерактивность, готовность к гибкому диалогу, который одновременно поможет студентам фокусировать свои деловые и академические интересы, формулировать и высказывать свои идеи, подходы и решения представителям различных специальностей и профессий, а также конструировать активную творческую позицию по отношению к своей деловой области, использовать опыт других дисциплин, находить новые решения, создавать проекты и деловые коллективы. Лекционный материал в ряде лекций сопровождается презентациями в Powerpoint, дискуссионными проблемами для обсуждения совместно с преподавателем или в группах (в последнем случае преподаватель выступает в роли модератора). Предусмотрены такие формы контроля, как контрольные работы, тесты, коллоквиумы, спонтанные и подготовленные дискуссии. В качестве итоговой работы служит проект, который должен быть подготовлен индивидуально или коллективно (в последнем случае отдельно оценивается индивидуальная работа каждого участника проекта на презентации), представлен в устной презентации (приветствуется использование технических средств, аудио-, видео- и др. ресурсов). Оценка складывается из оценок работы на лекциях (55 баллов), во время презентации (20 баллов) и во время дискуссии (25 баллов).

Разработчики:

Кафедра истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ, к.и.н., доцент К.Ю. Ерусалимский

Эксперты:

МГПУ, Зав.каф. культурологии, д.ф.н., профессор Т.Ф. Кузнецова

РАГС, Зам.зав.каф. культурологии и деловых коммуникаций, д.ф.н., профессор О.Н. Астафьева

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙПРОГРАММЫ

Наименование дисциплины:

«Организация научной работы в социально-гуманитарной сфере»

Рекомендуется для направления подготовки

033000 Культурология

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

1. Цели и задачи дисциплины: Предметом курса являются принципы и приемы сбора информации и написания научных текстов в области социальных и гуманитарных наук.

Целью курса является освоение студентами принципов и приемов организации научной работы в социально гуманитарной сфере.

Задачи курса

  • создать представление об основных принципах организации этапах и составляющих научной работы в социальном и гуманитарном знании

  • обучить навыкам сбора, переработки и хранения информации в гуманитарном знании.

  • Сформировать представление о принципах написания и оформления научного текста.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Организация научной работы в социально-гуманитарной сфере» принадлежит к гуманитарному, социальному и экономическому циклу, модулю курсов по выбору. При изучении данной дисциплины студенты опираются на теоретические и конкретно-исторические знания, полученные в результате освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («Информационные технологии», «История науки», «Философия», «Техника анализа культурных текстов»). Дисциплина «Организация научной работы в социально-гуманитарной сфере» необходима для последующего работы в рамках дисциплин профессионального цикла и успешного прохождения итоговой государственной аттестации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

способен понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

способен критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль профессиональной деятельности (ПК-7);

способен разрабатывать проекты с учетом конкретных технологических, эстетических, экономических параметров; готов использовать современные информационные технологии при разработке новых культурных продуктов (ПК-9);

способен к использованию современных методик и форм учебной работы в учреждениях общего образования; (ПК-20).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать: основных принципы сбора данных и обработки информации в гуманитарном знании, принципы сбора и обработки научной литературы, принципы различения «источников» и «литературы», основные форматы библиографического описания, основные форматы научного текста; способы построения аргументации в научном тексте, способы цитирования.

    Уметь: отличать научные тексты от не-научных, проводить различие между источниками и литературой, создавать поисковые запросы для библиотечного и электронного поиска, создавать и правильно оформлять научные тексты,

    Владеть: навыками работы в библиотеках, архивах, Интернет, электронных журнальных базах, составления конспектов источников и научной литературы, организации и архивирования информационной базы исследования, оформления библиографического аппарата научного текста.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

VII

Аудиторные занятия (всего)

36/ 1

36

В том числе:

Лекции

12

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

24

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

36/1

36

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

*

Другие виды самостоятельной работы

*

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зач

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72

2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

1.

Принципы сбора и обработки данных в социальном и гуманитарном знании. Методология и методика работы с источником в гуманитарном знании.

Создание источниковой базы исследования. Проблема источника в истории гуманитарного знания. Определение источника: различие между «источником» и предметом исследования, «материалом», «данными». Противопоставление источника и исследовательской литературы. Множественные перспективы чтения источника, основные рекомендации (ведение документации, протоколирование всех наблюдений, четкая фиксация «голосов», постоянная логическая переорганизация этого протокола). Советы по эвристике: средства получения дополнительной и неочевидной информации при анализе источника.

2.

Информационное обеспечение научной работы. Основные принципы и форматы работы с исследовательской литературой.

Содержательные и прагматические аспекты информационного поиска в библиотеке, архиве, Интернет. Разные модальности чтения исследователем научной литературы. Встраивание в научную традицию как профессиональный навык гуманитария. Поиск литературы в библиотечном каталоге и в Интернете, использование «ключевых слов». Основные форматы работы с литературой: полное библиографическое описание, фиксация мнения авторов по конкретным вопросам (выписки), общее впечатление о концепции автора. Принципы работы с литературой: параллельное ведение технической и концептуальной документации, дискретность хранения информации (карточки и конспекты), четкая фиксация инстанций и контекстов высказывания. Техника чтения литературы: разметки, конспектирование и аннотирование. Шаблоны конспекта и аннотации. Правила по использованию и оформлению исследовательской литературы в пространстве собственного текста. Экспертиза научной литературы и ее зависимость от ситуации с исследовательским проектом.

3.

Создание научного текста: построение аргументации и работа с «чужими голосами». Правила оформления библиографии.

Модель «составления» исследовательского проекта как системы аргументации: многоступенчатая трансформация протоколов наблюдений и выписок в сводные конспекты, в черновики и окончательный текст.

Выявление плана исследования / иерархии собственной аргументации.

Исправление «лейтмотива аргументации»: коррекция логики, определение и уточнение интонации и стилистики гуманитарного текста, написание введений и заключений. Значение для научного текста «других голосов». Смысл цитирования: отношение к источникам и научной традиции. Виды интертекстуальности: цитаты, реминисценции, аллюзии, эпиграфы. Оформление цитат: внутритекстовые цитаты и различные виды примечаний. Сноски: внутритекстовые, подстраничные, концевые, смешанные. Библиография как одно из средств самоидентификации и инкорпорирования в научное сообщество. Структура библиографического списка. Правила оформления библиографического описания различных типов текстов.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1.

Техники анализа текстов культуры

+

2.

Информационные технологи

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Принципы сбора и обработки данных в социальном и гуманитарном знании. Методология и методика работы с источником в гуманитарном знании.

4

8

12

24

2.

Информационное обеспечение научной работы. Основные принципы и форматы работы с исследовательской литературой.

4

8

12

24

3.

Принципы сбора и обработки данных в социальном и гуманитарном знании. Методология и методика работы с источником в гуманитарном знании.

4

8

12

24

Всего

12

24

36

72

6. Лабораторный практикум

Нет

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ):



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 033000 «культурология»

    Основная образовательная программа
    ... г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки033000 «Культурология» Квалификация выпускника – бакалавр культурологии Нормативный срок освоения программы по ...
  2. Примерная основная образовательная программа (14)

    Основная образовательная программа
    ... УТВЕРЖДАЮ _______________________ "_____"__________________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки (специальность) 033000 - Культурология профиль: Региональная культура ...
  3. О самообследовании основной образовательной программы по направлению 031400 68 – культурология (магистерская программа «культурология xx века»)

    Отчет
    ... направлению 031400.68 – Культурология отвечают требованиям к обязательному минимуму содержания основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки, государственному образовательному стандарту и примерному ... направления033000.62 – Культурология. ...
  4. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

    Основная образовательная программа
    ... . Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования направлениеподготовки033000 "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр ... ; - Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПООП) по направлениюподготовки, утвержденная на ...
  5. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

    Основная образовательная программа
    ... . Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования направлениеподготовки033000 "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр ... ; - Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПООП) по направлениюподготовки, утвержденная на ...

Другие похожие документы..