Главная > Основная образовательная программа


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Дисциплина «Культура академического письма» полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой.

а) основная литература

Барт Р. «Тур де Франс» как эпопея // Барт Р. Мифологии. М., 1996. С.152-163.

Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С.392-400.

Бахтин М.М. Пиршественные образы у Рабле // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневекового Ренессанса. М., 1965. С.302-328.

Беньямин В. Париж, столица XIX столетия // Беньямин В. Озарения. М., 2000. С.153-167.

Гаспаров М.Л. «За то, что я руки твои…» -- Стихотворение с отброшенным ключом // Гаспаров М.Л. Избранные труды. М., 1997. Т. II. С.187-196.

Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т. Таллинн, 1992. Т.1. С.102-109.

Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т. - Таллинн, 1992. Т.1. С.269-286.

Старобинский Ж. Ирония и меланхолия: Театр Карло Гоцци // Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. М., 2002. Т.1. С.357-375.

Тынянов Ю.Н. Иллюстрации // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С.310-318.

Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров. М., 2009.

Гаспаров Б.М. В поисках «другого» (Французская и восточноевропейская семиотика на рубеже 1970-х годов) // Московско-тартусская семиотическая школа: История, воспоминания, современность. М., 1998. С.213-236.

Гаспаров М.Л. Лотман: наука и идеология // Гаспаров М.Л. Избранные труды. – М., 1997. Т. II. С.485-493.

Гаспаров М.Л. Бахтин в русской культуре XX века // Гаспаров М.Л. Избранные труды. М., 1997. Т. II. С.494-496.

Зенкин С.Н. О Жане Старобинском // Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. М., 2002. Т.1. С.7-16.

Зенкин С.Н. Ролан Барт – теоретик и практик мифологии // Барт Р. Мифологии. М., 1996. С.5-53.

Эко У. Как написать дипломную работу. М., 2003.

б) дополнительная литература

Алиев Т.А., Заболотская Т.А. Академические работы в вузах: Практическое руководство для студентов, магистрантов, аспирантов. СПб., 2003.

Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом. СПб., 2004.

Гудков Л., Дубин Б. Молодые «культурологи» на подступах к современности // Новое литературное обозрение №50, 2001.

в) программное обеспечение.

Имеется необходимое программное обеспечение.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

По основным разделам курса имеются информационные порталы и обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Компетенции слушателей дисциплины «Культура академического письма» не ограничиваются обязательными гуманитарными дисциплинами, и дополнены знаниями более специализированных учебных предметов, таких как «Теория культуры», «История культуры», «Лингвистика и семиотика» и т.д. Кроме того, студенты освоили навыки самостоятельной исследовательской работы и имеют представления о различных аспектах методологии гуманитарного знания.

Формы контроля знаний студентов: рефераты, письменная работа - эссе.

Разработчики:

Кафедра истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ, старший преподаватель М.С. Неклюдова

Эксперты:

МГПУ, Зав.каф. культурологии, д.ф.н., профессор Т.Ф. Кузнецова

РАГС, Зам.зав.каф. культурологии и деловых коммуникаций, д.ф.н., профессор О.Н. Астафьева

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙПРОГРАММЫ

Наименование дисциплины:

«Культура деловых коммуникаций»

Рекомендуется для направления подготовки

033000 Культурология

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

1. Цели и задачи дисциплины: Предмет курса – основы делового и академического общения. В курсе рассматриваются современные проблемы коммуникации в бизнесе и академических сообществах, намечаются культурологические, философские, экономические, социологические, психологические проблемы и интерпретации делового общения. Студенту предложен разнообразный инструментарий для самоопределения в деловом и академическом сообществе. Акцент делается на подготовке самостоятельно мыслящего и действующего агента деловых коммуникаций, способного ориентироваться на рынке деловых идей, возможностей и услуг, формировать свою позицию по отношению к различным деловым стратегиям, соблюдать правила коммуникации и преодолевать препятствия на пути к деловому и творческому успеху.

Цель курса заключается в ознакомлении студентов с современными теориями, концепциями и методами деловой устной и письменной коммуникации.

Задачи курса

  • представить важнейшие направления изучения деловой активности,

  • создать у студентов системное представление о деловом общении,

  • разработать конвенциональный образ агента деловой коммуникации,

  • показать перспективы освоения этого образа,

  • помочь студентам осмыслить перспективы участия в роли агента различных деловых и академических контекстов.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Культура деловых коммуникаций» принадлежит к вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин. При изучении данного курса студенты опираются на теоретические и практические знания, приобретаемые в ходе освоения таких базовых дисциплин данного цикла как «Русский язык и культура речи», «Правоведение», «Этика»

Дисциплина «Культура деловых коммуникаций» необходима для последующего успешного освоения таких дисциплин, как «Психология», «Менеджмент», «Организация научной работы в социально-гуманитарной сфере», «Проектная работа в социально-гуманитарной сфере», «Межкультурные коммуникации», «Менеджмент в социокультурной сфере».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование ряда компетенций. Предполагается, что в результате освоения этой дисциплины студент:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

  • способен применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-3);

  • способен строить межличностные и межкультурные коммуникации; владеет навыками и приемами профессионального общения (ПК-5);

  • способен применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в области организации труда (ПК-6);

  • способен к реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-16);

  • способен осуществлять воспитательную и педагогическую деятельность в государственных и негосударственных учреждениях общего образования (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные понятия, категории, концепции деловых коммуникаций; дискуссионные проблемы и методы работы с деловыми языками; методы концептуализации опыта деловых коммуникаций.

Уметь: ориентироваться в современной культурной системе деловых коммуникаций; создать, защитить и обсуждать деловой проект; определять значимость проекта и рассчитывать бюджет для его реализации.

    Владеть: практическими навыками ведения делового диалога в роли дискутанта, модератора, ведущего.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

III

Аудиторные занятия (всего)

36/1

36

В том числе:

Лекции

12

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

24

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

36/1

36

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

*

Другие виды самостоятельной работы

*

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72/2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

1.

Теория и практика делового общения

Общие задачи коммуникации. Передача информации, накопление знаний, координация действий, воздействие на мир, диалог как таковой.

Передача сообщения в современных теориях информации. Истинность сообщения и проблема истины в современных гуманитарных и социальных науках. Понятие делового общения. Факторы делового общения. Прагматический, этический, психологический факторы.

Коммуникативные стратегии. Директивная, диалогическая, полифоническая. Нисходящая, горизонтальная, восходящая коммуникации. Устная и письменная речь как области теории деловых коммуникаций. Участник деловых коммуникаций. Качества делового человека.

2.

Инсайт, гипотеза, проект

Как создать свое дело? Проект в современном деловом мире. Научный проект. Ключевые вопросы в исследовательской практике. От инсайта к проекту: проблема стимулирования, прогнозирования, фиксации инсайта. Гипотеза и ее формулирование. Проверка гипотетического и жизнеспособность гипотезы. Структурная организация проектной работы. Обязательные элементы делового и научного проекта. Поиск рынка. Презентация. Собеседование.

3.

Агент делового общения

Понятие деловой активности. Творчество, интерес к созданию и развитию проблем. Сбор и интерпретация данных. Грань между деловой и повседневной коммуникацией. Организация работы во времени. Сотрудничество. Умения организовать данные. Общее и детали. Поиск значений и смыслов. Синтезирование идей, проверка теорий. Готовность проверять свое воздействие на данные в исследовании. Готовность изменить свои выводы. Умение убедительно представить свои результаты и проекты письменно и устно. Заказ и профиль проекта. Поддержка академических проектов.

4.

Речь и деловая коммуникация

Ортология. Понятие нормы в языке. Язык и речевая интенция. Диалекты и регистры языка. М. Халидей. Языковые и экстралингвистические сообщения. Фонация. Кинесика. Проксемика. Значимое молчание и умолчание. Жестикуляция. Официальное, полуофициальное, неофициальное деловое общение. Языковые и экстралингвистические индикаторы уверенности и неуверенности.

5.

Риторика деловых коммуникаций

Язык и деловая коммуникация. Язык и теории коммуникативного действия. Ю. Хабермас. Профессиональные языки. Жаргоны. Деловое письмо. Языковые формулы, маркирующие уважительное отношение, социальный статус участников коммуникации, деловые коммуникативные стратегии.

Классическая и постклассическая риторика. Многослойность языка. Проблема речевого агента и сообщения в постклассической риторике. Открытость текста. Приемы контент-анализа; критического дискурс-анализа.

6.

Логика и прагматика речи и письменного текста

Понятие рациональности. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Концепции неклассической логики. Конвенциональность логики в парадигмах (Т. Кун), эпистемах (М. Фуко), исследовательских программах (И. Лакатос). Генезис понятий объективности и развития (Л. Дэстон, М. Хагнер). Понятие логической ошибки. Неясность, неубедительность, софизм, парадокс, катахреза, амфиболия. Нелогичные и/или неэтичные аргументы. Конкуренция. Суггестия. Риторика и логика. Способы аргументации. Конфликт аргументаций. Дискуссия. Диспут. Полемика. Спор.

7.

Этикет деловых коммуникаций

Этика, речевая культура, толерантность, конвенциональные нормы деловых коммуникаций.

Предписания Р. Мертона. Универсализм. Всеобщность. Незаинтересованность. Организованный скептицизм. Критика в адрес Р. Мертона. Уважительное отношение к коллегам и конкурентам: возможности и трудности. Нарушения этики. Нарушение информированного согласия и авторского права. Нетерпимость. Сексизм. Этноцентризм. Диагностирование ошибок. Мера ответственности.

8.

Презентация проекта

Как готовиться к презентации. Техническая подготовка. Тезисы и полный текст. Содержание проекта, обобщения, дискуссионные тезисы. Готовность к интерактивной работе. Речь и экстралингвистические факторы во время презентации. Дистанция во время устного выступления (Э. Холл). Жанры и продолжительность презентации. Лекция. Доклад в профессиональном семинаре. Выступление на конференции, конгрессе, круглом столе. Реплика.

9.

Коллективные и корпоративные проекты

Деловое взаимодействие. Взаимная выгода. Индивидуальная ответственность. Стимулирование взаимодействия. Формирование социальных и профессиональных навыков. Коллективные действия. Коллективный проект. Понятие группы и групповое взаимодействие. Группа как динамичное целое (К. Коффка). Позитивная и негативная взаимозависимость (К. Левин). Социальность знания и психики (Л.С. Выготский). Понятия сообщества и общества в антропологии и социологии. Исследования в области взаимодействия. Принципы и эффекты взаимодействия. Группа и псевдогруппа. Традиционные и сотруднические группы. Препятствия на пути взаимодействия и их преодоление. Способы изучения эффективности взаимодействия.

10.

Конкуренция в деловых и академических сообществах

Понятие конкуренции в современном капитализме. Понятия первенства и успеха. Эффекты конкуренции в академическом сообществе. Конкурс проектов. Принципы оценки значимости проекта. Бюджет проекта.

Понятие делового альтруизма. Обязанности академических агентов. Конкуренция и солидарность. Снятие конкуренции в мировых конфессиях. Снятие конкуренции в тоталитарных обществах. Наука и бизнес без конкуренции.

11.

Конкуренция, дискуссия, диспут, полемика

Становление конкурентных отношений в мировой экономике. Примеры достижений в конкурентной среде. Понятие прогресса в мировой культуре и в конкурентных контекстах. Конкуренция в «литературной республике».

Рынок идей. Мозговой штурм как поиск решений и вид конкуренции. Открытая дискуссия. Диспут и полемика как организованные конкурентные контексты. Полифония дискуссии, биполярность полемики и монологизм диспута. Риторика и логика конкуренции. Речевые стратегии и аргументация конкурента. Разрешенное и запрещенное в борьбе за поддержку. Долгосрочные конкуренции. Выход из конкурентной ситуации. Создание конкурентной среды. Поиск поддержки, целевой аудитории, слушателей и сторонников.

12.

Психология делового общения

Переживание деловых коммуникаций. Психологическая готовность. Понятия психологического типа и психологических девиаций.

Личностное знание (М. Полани). Открытость и интрига в деловых коммуникациях. Психологические качества делового агента. Психологические тренненги. Тест как форма проверки и способ самоорганизации. Конфликт и конфликтность деловых коммуникаций. Способы снятия, ухода и разрешения конфликтов внутри делового коллектива и между деловыми коллективами.

13.

Методы исследования деловых коммуникаций

Деловые коммуникации в менеджменте и маркетинге. Академические коммуникации и бизнес. Философские проблемы деловых коммуникаций. Социологические и культурологические проблемы. Семиотика. Эмблематика. Теория рекламы. Теории коммуникации. Теория информации. Точные и статистические методы.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Психология

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Менеджмент

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Организация научной работы в социально-гуманитарной сфере

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Проектная работа в социально-гуманитарной сфере

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Межкультурные коммуникации

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Менеджмент в социокультурной сфере

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

1.

Теория и практика делового общения

2

2

4

2.

Инсайт, гипотеза, проект

2

2

4

3.

Агент делового общения

2

2

4

8

4.

Речь и деловая коммуникация

2

2

4

5.

Риторика деловых коммуникаций

2

2

4

8

6.

Логика и прагматика речи и письменного текста

2

2

4

7.

Этикет деловых коммуникаций

2

2

4

8

8.

Презентация проекта

2

2

4

9.

Коллективные и корпоративные проекты

2

2

4

8

10.

Конкуренция в деловых и академических сообществах

2

2

4

11.

Конкуренция, дискуссия, диспут, полемика

2

2

4

12.

Психология делового общения

2

2

4

13.

Методы исследования деловых коммуникаций

2

2

4

8

Всего

12

24

36

72

6. Лабораторный практикум

Нет



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 033000 «культурология»

    Основная образовательная программа
    ... г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки033000 «Культурология» Квалификация выпускника – бакалавр культурологии Нормативный срок освоения программы по ...
  2. Примерная основная образовательная программа (14)

    Основная образовательная программа
    ... УТВЕРЖДАЮ _______________________ "_____"__________________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки (специальность) 033000 - Культурология профиль: Региональная культура ...
  3. О самообследовании основной образовательной программы по направлению 031400 68 – культурология (магистерская программа «культурология xx века»)

    Отчет
    ... направлению 031400.68 – Культурология отвечают требованиям к обязательному минимуму содержания основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки, государственному образовательному стандарту и примерному ... направления033000.62 – Культурология. ...
  4. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

    Основная образовательная программа
    ... . Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования направлениеподготовки033000 "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр ... ; - Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПООП) по направлениюподготовки, утвержденная на ...
  5. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

    Основная образовательная программа
    ... . Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования направлениеподготовки033000 "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр ... ; - Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПООП) по направлениюподготовки, утвержденная на ...

Другие похожие документы..