Главная > Основная образовательная программа


Дисциплина «Второй древний (древнегреческий) язык» полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой.

а) основная литература.

1. Козаржевский А.Ч. Учебник древнегреческого языка. М., 1998.

2. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1993.

б) дополнительная литература

1. Соболевский С.И. Древнегреческий язык. М., 1998.

2. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958.

3. Тронский И.М. Древнегреческое ударение. М.- Л., 1962.

4. Широков О.С. История греческого языка. М., 1983.

5. Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого языка. Ч. 1-2. М., 1998.

в) программное обеспечение. Имеется необходимое программное обеспечение.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

По основным разделам курса имеются информационные порталы и обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Подход к изучению базируется на методиках, применяемых в учебнике А.Ч. Козаржевского. Программа грамматики рассчитана в основном на первый семестр обучения. Вторая часть курса посвящается в основном комментированному чтению древнегреческой поэзии и прозы.

Специфика курса древнегреческого языка в первую очередь определяется его прикладной направленностью, - это предполагает, что все основное аудиторное время посвящается практической языковой работе в форме семинарских занятий.

Формы контроля знаний студентов: письменные контрольные работы, промежуточный зачет, итоговый зачет (с оценкой).

Промежуточные формы контроля студентов:

1. Регулярные устные опросы, контролирующие усвоение грамматических правил, выполнение домашних заданий и усвоение лексики.

2. Выполнение студентами тренировочных упражнений под контролем преподавателя, - письменные и устные блиц-работы по лексике и грамматике.

3. Контрольные работы (раз в 5-7 занятий) проводятся в письменной форме: студенты письменно переводят со словарем незнакомый текст и/или выполняют указанные грамматические задания.

Итоговый зачет (с оценкой) проходит следующим образом. Каждый экзаменационный билет содержит два вопроса: 1) указание на один из текстов, изученных в течение курса; 2) предложение перевести отрывок из незнакомого текста. Студент должен перевести без словаря указанный преподавателем отрывок из знакомого текста, а затем со словарем - отрывок из незнакомого текста. Студент должен продемонстрировать знание древнегреческой грамматики, ответив на вопросы преподавателя, касающиеся этих двух отрывков, а также суметь ответить на вопросы, касающиеся содержания отрывка из знакомого текста.

Методические указания к письменным работам

Для получения максимального количества баллов за каждую письменную работу студент должен показать четкое знание пройденного грамматического и лексического материала и умение практически применить его в работе над текстами. При переводе текстов основной упор делается на точность, на верное понимание морфологических форм и синтаксических конструкций, на умение подобрать наиболее адекватные русские эквиваленты. В интересах наилучшего выполнения письменной работы настоятельно рекомендуется по ходу семестра интенсивно работать над пополнением и активизацией словарного запаса.

Разработчики:

Кафедра истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ, д.и.н., профессор И.Е. Суриков

Эксперты:

МГПУ, Зав.каф. культурологии, д.ф.н., профессор Т.Ф. Кузнецова

РАГС, Зам.зав.каф. культурологии и деловых коммуникаций, д.ф.н., профессор О.Н. Астафьева

АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙПРОГРАММЫ

Наименование дисциплины:

«КУЛЬТУРА АКАДЕМИЧЕСКОГО ПИСЬМА»

Рекомендуется для направления подготовки

033000 Культурология

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

1. Цели и задачи дисциплины: Предметом изучения в рамках курса является комплексное изучение существующих типов академического письма.

Цель курса - познакомить студентов со спецификой разных типов академического письма.

Задачи курса: овладение студентами теоретическими и практическими навыкам, которые позволят им уяснить и освоить способы применения разных типов академического письма.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Культура академического письма» принадлежит к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла и является курсом по выбору студента. При изучении данной дисциплины студенты опираются на теоретические и конкретно-исторические знания, полученные в результате освоения ряда дисциплин Основной образовательной программы («Теория культуры», «История культуры», «История литературы»). Важным является также владение полученными в процессе освоения вышеперечисленных дисциплин навыками сбора и анализа информации, а также анализа текстовых источников. Дисциплина «Культура академического письма полезна для последующего успешного освоения таких дисциплин, как «Лингвистика и семиотика», «Методы изучения культуры», «Техники анализа текстов культуры».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

  • способен понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владеет методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

  • способен представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе (ПК-11).

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

  • основные типы академического письма

  • базовые методы анализа научных текстов

  • технику композиционного, стилистического и риторического анализа конкретных образцов.

    Уметь:

  • различать разные виды и жанры академического письма,

  • применять современные подходы к анализу письменных текстов,

  • выявлять структуру научного текста.

    Владеть:

  • навыками написания рефератов научных работ,

  • навыками составления и обоснования планов собственных научных исследований.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

III

Аудиторные занятия (всего)

36/ 1

36

В том числе:

Лекции

12

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

24

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

36/1

36

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

*

Другие виды самостоятельной работы

*

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72

2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

1

Введение: понятие академического письма. Различие между художественным и научным творчеством. Особенности нормативных требований и почему они необходимы. Проблема оформления текста. Зачем нужна библиография и цитаты. Как определяется адресат и аудитория.

2

Реферат и рецензия. Чем реферат отличается от рецензии. Для чего нужен реферат. Структура реферата. Как различается главное и второстепенное. Как отделить авторскую точку зрения от материала. Как обозначить собственную точку зрения. Композиционные и стилистические особенности рецензии. Личностный и “внеличностный” подход. Проблема объективности.

3

Курсовая работа и диплом. Нормативные требования к курсовой. Как выбрать тему для курсовой. Принципы композиционного построения. Работа с разными видами источников. Работа с руководителем. Защита курсовой. Как диплом соотносится с курсовой. Задачи диплома как квалификационной работы. Выбор темы. Работа с планом. Проблема объема. Пропорциональное соотнесение частей. Выбор методологии. Как соотнести “теорию” и свои исследования. Проблема оригинальности и плагиата.

4

Научная статья. Определение собственной позиции в научном поле. Специфика разных научных изданий и их аудиторий. Тезисы конференций. Академические журналы. Научные сборники. Способы обозначения объективности. Риторические системы доказательств. Полемика. Западноевропейские и русская традиция научных высказываний.

5

Специфика научной редактуры. Как редактировать себя. Как редактировать чужие тексты. Справочная литература по редактуре. Электронные возможности.

6

Научный перевод как форма академического письма. Формальные и содержательные требования. Проблема перевода разных типов научных дискурсов.

7

Ролан Барт “«Тур де Франс» как эпопея”: принципы композиционного построения. Базовые принципы анализа научного текста. Фигура автора. Принадлежность к научной школе. Словник основных культурных референций (Цезарь, Меценат, Молох, Феб, Гомер и пр.). Опорные понятия статьи (эпопея, эпос, роман, комедия). Композиционный прием: описание культурного события через внеположный ему литературный жанр. Проблема опосредования (премет разбора – язык, а не само спортивное состязание). Основные характеристики эпопеи. Категории, выделяемые Бартом (ономастика, география, типология героев, характер конфликта, и пр.). Понятие “тотального мифа”.

8

Михаил Бахтин “Пиршественные образы у Рабле”: анализ культурного мотива. Общая характеристика книги Бахтина “Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневекового Ренессанса”. Опорные понятия (средневековый Ренессанс, гротескное тело, материально-телесный низ, и пр.). Марксизм в советской исторической науке. Роль эпиграфа в научной работе. Основной тезис Бахтина о характере пиршественных образов у Рабле. Исторический и идеологический генезис культурного мотива пира: античный симпосион (философский аспект пира), средневековый симпосион (смеховой, освобождающий аспект пира). Положение Рабле по отношению к традиции. Базовое противопоставление “частно-бытовых” и “народно-праздничных” образов еды.

9

Юрий Лотман “Театр и театральность в строе культуры начала XIX века”: семиотика культуры. Общая характеристика московско-тартусской семиотической школы. Опорные понятия (семиотика культуры, язык, текст, знак). Посвящение и роль прямых научных референций в тексте статьи. Точка зрения Лотмана на “искусство” и “реальность” как на две моделирующие системы. Типы их взаимоотношений. Сферы повышенной театрализации культуры (двор, война, парад). Семиотическая неоднородность дворянского поведения (“чувство антракта”). Соотношение понятий “сцены” и “антракта” с “нормой” и допускаемой “ненормативностью”. Культурные и политические импликации “действующего лица”.

10

Жан Старобинский “Ирония и меланхолия: Театр Карло Гоцци”: генезис и рецепция культурного явления. Общая характеристика «женевской школы». Основные направления исследований Старобинского. Проблема восприятия творчества Гоцци. Уровень генезиса: мода на волшебную сказку (искусство рассказчика, сатирические и аллегорические возможности) и полемические задачи Гоцци (сперва театральная полемика, затем – общая критика просветительских идеалов). Уровень рецепции: романтики видят иронию и наивную поэзию сказки, игнорируя интенции Гоцци. Столкновение интенций Гоцци и жанровой логики волшебной сказки и комедии дель арте (на примере образа властителей-меланхоликов).

11

Вальтер Беньямин “Париж, столица XIX столетия”: город как феномен культуры. Основные направления исследований Беньямина. Проект «Аркады». Париж как столица эпохи: проблема «руин» культуры XIX в. Столкновение старых и новых форм производства. Противопоставление искусства и творчества. Городской пейзаж как свидетельство взаимоотношений буржуазии и рабочего класса: пассажи (текстиль и металлургия меняют архитектуру), фотография (более совершенное подражание реальности меняет развитие живописи), индустрия развлечений (вся вселенная и человек становятся товаром), поклонение интерьеру (иллюзорная частная жизнь, противостоящая деловой), погоня за новизной (качество, не зависящее от потребительской стоимости товара), градостроительный план Османа (топографическое отделение буржуазии от рабочего класса).

12

Ролан Барт “Эффект реальности”: границы структурного анализа. Общие характеристики структурного анализа. Опорные понятия (коннотат, денотат, означающее, означаемое, референт, предиктивная функция языка). Взаимоотношение между функциональными и «лишними» элементами повествовательных структур. Проблема функциональности описаний. Референциальные и дискурсивные принципы правдоподобия. Типология повествовательных жанров (референциальные – исторические, дискурсивные – вымышленные). Их соотношение в классической эстетике и в новоевропейском реализме. Механизм действия «референциальной иллюзии».

13

Юрий Тынянов “Иллюстрации”: текст и изображение. Общая характеристика русской формальной школы. Основные направления деятельности Тынянова. Его работы в области исследования визуальности.

Проблема соотношения слова и изображения в формате иллюстрированного издания. Типы связи иллюстрации и текста (биографическая и интерпретационная). Техника живописи и “живописные приемы в тексте” (метафорика). Текст и графика. Проблема “сюжета” и “фабулы”. “Синтез искусств” с исторической и типологической точки зрения.

14

Михаил Гаспаров “«За то, что я руки твои…» Стихотворение с отброшенным ключом”: анализ “художественного мира”. Особенности стиховедческого анализа. Основные категории (метрика, рифмовка, размер, и пр.). Характеристика научной деятельности Гаспарова. Смысловое наполнение понятия “художественный мир”. Проблема “образа” и “мотива”. Категоризация образов (реальные и условные). Проблема интерпретации стихотворения Мандельштама «За то, что я руки твои…». История текста. Ассоциативные механизмы (сюжетопорождающая метафорика). Модернистская техника шифровки поэтического текста.

15

Юрий Лотман “Несколько мыслей о типологии культур”: проблема изучения бесписьменных культур. Типологические методы в антропологических (этнографических, фольклорных) исследованиях. Полемика с историографией Фоменко. Принципы построения типологии. Деление на письменные и бесписьменные культуры. Типы коллективной памяти, свойственные каждой из них. Функции мнемонической техники в бесписьменных культурах. Система ценностей и выработка стратегии поведения. Семиотическое богатство бесписьменных культур. Проблема культурного взаимодействия и изоляции.

16

Презентации и обсуждение студенческих эссе по проблематике курса.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1 - 6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

Лингвистика и семиотика

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Методы изучения культуры

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Техники анализа текстов культуры

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1

Введение: понятие академического письма

2

2

4

2

Реферат и рецензия

2

2

4

3

Курсовая работа и диплом

2

2

4

4

Научная статья

2

2

4

5

Специфика научной редактуры

2

2

4

6

Научный перевод как форма академического письма

2

2

4

7

Ролан Барт “«Тур де Франс» как эпопея”: принципы композиционного построения

2

2

4

8

Михаил Бахтин “Пиршественные образы у Рабле”: анализ культурного мотива.

2

2

4

9

Юрий Лотман “Театр и театральность в строе культуры начала XIX века”: семиотика культуры

2

2

4

10

Жан Старобинский “Ирония и меланхолия: Театр Карло Гоцци”: генезис и рецепция культурного явления

2

2

4

11

Вальтер Беньямин “Париж, столица XIX столетия”: город как феномен культуры

2

2

4

12

Ролан Барт “Эффект реальности”: границы структурного анализа

2

2

4

13

Юрий Тынянов “Иллюстрации”: текст и изображение

2

2

4

14

Михаил Гаспаров “«За то, что я руки твои…» Стихотворение с отброшенным ключом”: анализ “художественного мира”.

2

2

4

15

Юрий Лотман “Несколько мыслей о типологии культур”: проблемаизучения бесписьменных культур

2

2

4

16

Презентации и обсуждение студенческих эссе по проблематике курса

2

2

4

Всего

12

24

36

72

6. Лабораторный практикум

Нет

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ):

Нет



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 033000 «культурология»

    Основная образовательная программа
    ... г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки033000 «Культурология» Квалификация выпускника – бакалавр культурологии Нормативный срок освоения программы по ...
  2. Примерная основная образовательная программа (14)

    Основная образовательная программа
    ... УТВЕРЖДАЮ _______________________ "_____"__________________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки (специальность) 033000 - Культурология профиль: Региональная культура ...
  3. О самообследовании основной образовательной программы по направлению 031400 68 – культурология (магистерская программа «культурология xx века»)

    Отчет
    ... направлению 031400.68 – Культурология отвечают требованиям к обязательному минимуму содержания основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки, государственному образовательному стандарту и примерному ... направления033000.62 – Культурология. ...
  4. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

    Основная образовательная программа
    ... . Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования направлениеподготовки033000 "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр ... ; - Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПООП) по направлениюподготовки, утвержденная на ...
  5. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

    Основная образовательная программа
    ... . Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования направлениеподготовки033000 "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр ... ; - Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПООП) по направлениюподготовки, утвержденная на ...

Другие похожие документы..