Главная > Основная образовательная программа


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Теория государства и права

5

5

2.

Конституционное право

6

2

8

3.

Административное право

3

3

4.

Гражданское право

6

2

8

5.

Трудовое право

6

6

6.

Юридическая ответственность

2

2

6. Лабораторный практикум

нет

  1. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Основные характеристики государства. Понятие государства, его признаки и функции.

Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма политического правления.

Правовое государство и гражданское общество: понятие и характеристика.

Понятие и структура права. Структура нормы права.

Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности.

Конституционный строй РФ. Элементы конституционного строя РФ.

Избирательная система. Виды избирательных систем. Избирательный процесс.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература. Дисциплина «Правоведение» полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой.

б) дополнительная литература

в) программное обеспечение. Имеется необходимое программное обеспечение.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

По основным разделам дисциплины имеются информационные ресурсы и обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Форма текущего контроля знаний – работа студента на практических занятиях. Форма промежуточных аттестаций – подготовка сообщений, письменное тестирование по контрольным вопросам. Итоговая форма контроля знаний – зачет. Зачет выставляется по результатам работы на практических занятиях и тестирования.

Разработчики:

РГГУ преподаватель Марданова Г.А.

Эксперты:

МГПУ, Зав.каф. культурологии, д.ф.н., профессор Т.Ф. Кузнецова

РАГС, Зам.зав.каф. культурологии и деловых коммуникаций, д.ф.н., профессор О.Н. Астафьева

АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

«ЭТИКА»

Рекомендуется для направления подготовки(специальности)

033000 - культурология

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

1.Цели и задачи освоения дисциплины

Основная цель определяется тем, чтобы показать различные теоретико-исторические способы проблематизации нравственно-этического бытия человека, уяснить преемственности и разрывы моральной философии в понимании базовых этических категорий, понятий и принципов.

Задачи дисциплины познакомиться с содержанием текстов, представляющих основные направления европейской (и русской) этической мысли; обсудить их культурно-исторический и теоретический контекст, внутренние взаимосвязи, притяжения и отталкивания в рамках единого смыслового поля этики и моральной философии; содействовать освоению понятийного инструментария этических концепций, их языка и парадигматики, а также тех социальных значимостей, которые они производят.

Предмет изучения - та специфическая форма знания о человеке, которая со времен античности самоопределялась как «этика». Предметом рассмотрения выступает этическая проблематизация человеческого смыслополагания и действия, исторические формы морального дискурса, морально-этические концептуализации социально-культурных практик, то или иное понимание места этического знания в сферах познания и действия

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Этика» является общепрофессиональной (базовая часть, общегуманитарный модуль) и адресована студентам, обучающимся по направлению «Культурология».Особенностью представляемой программы является ее ориентация на задачи профессиональной подготовки специалистов-культурологов. Программа курса «Этика» непосредственно увязана с историко-антропологической проблематикой современного культурологического знания. Курс достаточно тесно с проблематикой курсов по истории культуры, интеллектуальной истории и философии.

Внешне курс построен как история этических учений, это обусловлено тем, что этическая проблематика рассматривается не отвлеченно, не в пространстве «чистой теории», а в соответствующем историческом контексте, в связи с обсуждением концепций конкретных авторов, представляющих ту или иную моральную доктрину, философское воззрение, способ осмысления морали. Теоретические подходы в сфере этического знания и моральной философии сопоставляются не только между собой, но и с антропологическими концептами времени, в рамках которого они были сформулированы и выработаны. Предельным горизонтом так рассмотренной этической проблематики является тот или иной образ человека, взятый в горизонте его смыслополагания, самооценок и значимостей. Этические воззрения, категории, понятия и принципы являются одним из наиболее ярких «срезов» культуры как способа человеческого смыслополагания и действия. Рассмотрение способов моделирования и проблематизации этического (в рамках истории культуры и интеллектуальной истории) является весьма значимым топосом современных практик изучения культуры.

3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:

  • владение культурой мышления, способностей к восприятию, обобщению, анализу информации (ОК–1); умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением разнообразных культурных форм, социокультурных процессов и практик; (ПК-1)

  • способность применять культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);

  • способность понимать, критически оценивать, изучать и анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований (ПК-2);

  • готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4).

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

- специфику, возможности и границы этического как формы осмысления культуры, человеческого смыслополагания и действия

- принципы типологии этических учений, их основное содержание, ключевые категории и термины каждого из направлений этического знания

- базовые тексты, представляющие классический фонд этических учений, их основную проблематику, исторический и теоретический контекст формирования

- культурно-историческое и социальное содержание этических категорий и моральных понятий, проблематики и языка этикческих доктрин

- актуальные проблемы и поиски в сфере моральной философии конца ХХ – начала XXI века, теоретический и исторический контекст

уметь:

- квалифицированно высказываться об общих особенностях сферы этического, языке этики и основных этических категориях

- анализировать базовые этико-философские тексты, их проблематику, исторический и теоретический контекст формирования

- определять значение тех или иных этических подходов и доктрин для конкретных социально-культурных практик

владеть:

- понятийным аппаратом дисциплины

- техниками анализа текстов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

3

Аудиторные занятия (всего).

36

В том числе:

Лекции

12

Семинары (С)

24

Самостоятельная работа (всего)

36

В том числе:

Реферат

другие виды самостоятельной работы

Вид промежуточного контроля

Зачет

Общая трудоемкость часы зачетные единицы

72

2

4

5.Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов и тем дисциплины

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА

Раздел 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ.

Тема 1. Предмет этики. Типология этических учений.

Тема 2. Формирование этики как науки. Когнитивная история морали.

Тема 3. Трансформация представлений о предмете этики в XX веке. Метаэтика.

Раздел 2. ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ.

Тема 4. Образ человека и базовые концепты античной этики.

Тема 5. Этика полиса. Этические учение Сократа, Платона и Аристотеля.

Тема 6. Этика и «культура себя». Этика в философских школах эпохи эллинизма

Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТИКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Тема 7. Основные этические концепты в литературе христианского средневековья.

Тема 8. Этико-религиозные доктрины Патристики: Августин.

Тема 9. Этические категории схоластики. Пьер Абеляр.

Раздел 4. ЭТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Тема 10. Моральная философия в итальянском гуманизме.

Тема 11. Этика и политика: Николло Макиавелли.

Тема 12. Этическая проблематика и базовые концепты Реформации.

Раздел 5. ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XVII в. «НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ» И ЭТИКА

Тема 13. Этические системы XVII века. Эмпиризм и рационализм.

Тема 14. Формирование учения о государстве и этика (Т.Гоббс, Дж.Локк)

Тема 15. Этика и педагогика в XVII веке. (Я.А.Коменский)

Раздел 6. АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Тема 16. Этика и антропология в эпоху Просвещения (Ж.-Ж.Руссо).

Тема 17. Сенсуалистская этика английского Просвещения (Д.Юм, А.Смит)

Тема 18. Этика долга Канта. Категорический императив.

Раздел 7. МОРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В XIX СТОЛЕТИИ

Тема 19. Этическая проблематика в немецкой классической философии (Фихте)

Тема 20. Этическое и эстетическое у немецких романтиков и Кьеркегора.

Тема 21. Критика морали Фридриха.Ницше.

Тема 22. Этические доктрины в России XIX века (В.Соловьев, Л.Толстой)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная основная образовательная программа направление подготовки 033000 «культурология»

    Основная образовательная программа
    ... г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки033000 «Культурология» Квалификация выпускника – бакалавр культурологии Нормативный срок освоения программы по ...
  2. Примерная основная образовательная программа (14)

    Основная образовательная программа
    ... УТВЕРЖДАЮ _______________________ "_____"__________________200__ г. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования Направлениеподготовки (специальность) 033000 - Культурология профиль: Региональная культура ...
  3. О самообследовании основной образовательной программы по направлению 031400 68 – культурология (магистерская программа «культурология xx века»)

    Отчет
    ... направлению 031400.68 – Культурология отвечают требованиям к обязательному минимуму содержания основнойобразовательнойпрограммынаправленияподготовки, государственному образовательному стандарту и примерному ... направления033000.62 – Культурология. ...
  4. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

    Основная образовательная программа
    ... . Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования направлениеподготовки033000 "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр ... ; - Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПООП) по направлениюподготовки, утвержденная на ...
  5. Направление подготовки 033000 " КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр)

    Основная образовательная программа
    ... . Основнаяобразовательнаяпрограмма высшего профессионального образования направлениеподготовки033000 "КУЛЬТУРОЛОГИЯ" (бакалавр ... ; - Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограмма (ПООП) по направлениюподготовки, утвержденная на ...

Другие похожие документы..