Главная > Закон


Оглавление

Глава 1. Конвенция о запрещении биологического оружии в системе мер по нераспространению оружия массового уничтожения 7

Федеральный закон от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ ";О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"; (с изменениями от 12 июля 2000 г.) 91

Заключение 113

Введение

Окончание холодной войны привело к резкому усилению угрозы распространения ОМУ в мире, включая угрозы распространения биологического оружия и биотерроризма. Международные основы противодействия распространению биологического оружия и повышения биобезопасности заложены в Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (далее – Конвенция или КБТО), которая является одним из ключевых элементов общемировой системы разоруженческих процессов. В настоящее время, в связи с появлением такой глобальной угрозы, как международный терроризм, ее значение приобрело еще большую значимость. Биотеррористический акт с использованием спор сибирской язвы в США (2001 год) со всей очевидностью продемонстрировали готовность террористов использовать любые средства, чтобы создать атмосферу террора и вызвать деструктивные последствия глобального характера. Сегодня одной из основных задач по обеспечению международной безопасности является предотвращение того, чтобы террористы или те, кто их укрывает, смогли приобрести либо разработать биологическое оружие, а также соответствующие материалы, оборудование и технологии. Понимание этого факта международным сообществом обусловливают активизацию международных усилий в целях выработки совместных механизмов по противодействию этой угрозы, включая разработку разнообразных по сути и содержанию предложений, направленных на укрепление биобезопасности.

Принимая во внимание вышеизложенное, в качестве объекта исследования в настоящей работе выбрано состояние международного режима нераспространения биологического оружия в контексте КБТО и других международных и национальных документов, направленных на повышение биобезопасности, включая российские аспекты.

Конвенция была открыта к подписанию в 1972 году и вступила в силу в 1975 г., когда ее ратифицировали 22 государства. Россия ратифицировала Конвенцию в 1975 году. Депозитариями Конвенции являются Великобритания, США и Россия (в то время СССР). КБТО является первым международным юридически обязывающим документом, в соответствии с которым государства-участники приняли обязательства полностью отказаться от целого вида оружия массового уничтожения (ОМУ).

КБТО, принятая в период биполярной конфронтации, не могла не отражать и стереотипы стратегического мышления того времени. Отсюда ее слабости. По своему содержанию Конвенция о запрещении биологического оружия больше приближается к совместному политическому заявлению стран-участников, чем к полномасштабному договору. Она не содержит ни конкретных положений о подходах к ее осуществлению, ни даже перечня биологических агентов, подлежащих запрету, но при этом разрешает оборонительные и защитные программы. В Конвенции отсутствует положение о механизме международного контроля над выполнением обязательств. Таким образом, КБТО оставляет возможности для различного толкования ее положений и взаимного недоверия государств-участников относительно соблюдения запретов и ограничений.

Попытки разработать механизм верификации КБТО (Протокол по мерам контроля) продолжались с 1994 по 2001 годы и когда документ был практически подготовлен и должен был бы принят на обзорной Конференции по КБТО в 2001 году, США отказались от его принятия, что заблокировало дальнейшее развитие этого многостороннего соглашения и с позиций достижения универсальности, и с позиций его эффективности.

В отсутствие Протокола КБТО и транспарентности трудно развеять взаимные подозрения в несоблюдении основных положений Конвенции. Не является исключением и Россия, которая до сих пор находится под прицелом обвинений в том, что она продолжает разрабатывать БО, сохраняет потенциал для продолжения осуществления наступательных военно-биологических программ.

Сегодня, ранжируя угрозы национальной безопасности, ряд стран готовы на первое место поставить биологическое оружие, особенно его новые генетически модифицированные формы, не подлежащие контролю по КБТО, а также учитывая возможность воздействия биоагентами не только на человека, но и животных и продовольственные культуры. Далее по опасности следуют - химическое и ядерное оружие. Принцип ранжирования представляется, хотя и спорным, но достаточно логичным: чем меньше существует методов контроля и способов защиты, тем выше потенциальная опасность незаконного производства и безнаказанного применения того или иного вида ОМУ.

Безусловно, что вопросы биобезопасности становятся все более критически важными элементами национальной и международной безопасности во многих государствах. Однако отсутствие в течение более чем 30 лет прогресса в обеспечении мер контроля за выполнением Конвенции, привело к тому, что мировое сообщество вынуждено рассматривать проблемы биобезопасности под самыми разными углами зрения, с одной стороны, в контексте нарастания биоугроз и опасности появления новых видов БО, с другой стороны, как механизм компенсации несостоятельности международных режимов в сфере разоружения.

Хронологические рамки исследования охватывают, в основном, период за последние 10 лет, учитывая основные данные за 2008 год.

Источниковой базой исследования являются Конвенция, материалы и документы обзорных конференций по КБТО, материалы и документы ежегодных встреч правительственных экспертов и государств-участников КБТО, документы ООН, ВОЗ и других международных организаций, имеющих отношение к проблемам биобезопасности, акты национального законодательства России и другие нормативно-правовые документы по вопросам нераспространения биологического оружия и биобезопасности. Также при написании данной работы использовались публикации российских и зарубежных ученых по широкому кругу вопросов в рамках рассматриваемых вопросов. Ссылки на используемые источники даны по тексту.

Структурно настоящая работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В первой главе рассматривается место и роль КБТО в системе мер по нераспространению оружия массового уничтожения (ОМУ), включая анализ исторических предпосылок появления этого многостороннего договора, основных положений Конвенции, а также современное состояние и перспективы упрочения КБТО. Во второй главе исследуются ключевые проблемы КБТО, отражающиеся на ее эффективности, включая такие вопросы, как: биобезопасность, реальные и потенциальные угрозы биотерроризма, роль науки в обеспечении биобезопасности. Третья глава посвящена анализу международных режимов по укреплению КБТО и роли различных международных институтов в этом процессе, в том числе проведена оценка роли «Группы восьми» в рамках ее деятельности по Программе нераспространения ОМУ. В четвертой главе представлен анализ системы национальной биобезопасности в России и пути ее совершенствования.

В заключении данной работы в сжатом виде изложены основные выводы о необходимости принятия комплекса мер по укреплению международных и национальных основ биобезопасности, расширения международной научной кооперации в данной сфере, а также предложены некоторые меры, которые могли бы использоваться политиками и международным научным сообществом при принятии решений о приоритетах в сфере биобезопасности.

Глава 1. Конвенция о запрещении биологического оружии в системе мер по нераспространению оружия массового уничтожения

Сегодня мир находится в условиях кризиса глобальной системы международной безопасности и деградации многих международных режимов разоружения: развалился договор по ПРО – из которого США вышли в одностороннем порядке; приостановлена реализация ДОВСЕ – как вынужденный шаг России на изменившиеся условия Европейской безопасности; нет перспектив в отношении пролонгации соглашения о сокращении ядерных потенциалов – срок действия договора заканчивается в 2009 году и переговоры о новом соглашении пока имеют «нулевые» результаты.

Биологическое оружие - одно из самых страшных и непредсказуемых по своим последствиям военных изобретений. И хотя попыток использовать его сугубо в военных целях было не так уж много, среди угроз международной стабильности 21 века это оружие занимает далеко не последнее место.


1.1 Исторические предпосылки к разработке КБТО

Появлению КБТО предшествовала долгая история, берущая свое начало много веков назад.

Третий век до н.э. Карфагенский полководец Ганнибал поместил ядовитых змей в глиняные горшки и обстреливал ими города и крепости, занятые противником.

1346 год. Первый случай применения биологического оружия. Монгольские войска осаждают город Кафу (ныне Феодосия в Крыму). В ходе осады в лагере монголов началась эпидемия чумы. Монголы были вынуждены прекратить осаду, но предварительно они начали забрасывать трупы умерших от чумы за крепостные стены, и эпидемия распространилась внутри города. Считается, что эпидемия чумы, поразившая Европу, была, в частности, вызвана применением биологического оружия.

1518 год. Испанский конкистадор Эрнан Кортес заразил ацтеков (племя индейцев, образовавших могущественное государство на территории современной Мексики) оспой. Местное население, не имевшее иммунитета к этой болезни, сократилось примерно наполовину.

1675 год. Голландский врач Антон Левенгук создал первый микроскоп, что создало предпосылки приступить к изучению бактерий и микробов.

1710 год. Во время русско-шведской войны российские войска использовали тела умерших от чумы для того, чтобы вызвать эпидемию в стане врага (подтверждающих документов открытого характера нет).

1767 год. Сэр Джеффри Амхерст, британский генерал, подарил индейцам, помогавшим врагам англичан - французам, одеяла, которыми перед этим накрывали больных оспой. Эпидемия, разразившаяся среди индейцев, позволила Амхерсту одержать победу в войне.

1855 год. Французский ученый Луи Пастер делает первые открытия в микробиологии, которые ученые впоследствии использовали не только в мирных целях.

1874 год. Разработана ";Брюссельская международная декларация, запрещающая использование яда или отравленного оружия";, которая так и не вступила в силу.

1899 год. Разработана ";Гаагская специальная декларация, касающаяся запрета применения удушливых газов";, которая была подписана рядом стран только в 1907 г., но так не вступила в силу.

1915 год. В ходе Первой мировой войны Франция и Германия заражали лошадей и коров сибирской язвой и перегоняли их на сторону противника.

1925 год. Разработана и подписана Женевская Конвенция, запрещающая использование биологического оружия во время военных действий (о ней ниже будет представлено более подробно).

1930-1940-е годы. Япония проводит широкомасштабные эксперименты с биологическим оружием в Китае.

1942 год. Британские войска проводят эксперимент по боевому использованию возбудителей сибирской язвы на удаленном островке близ побережья Шотландии. Жертвами сибирской язвы стали овцы. Остров был настолько заражен, что через 15 лет его пришлось полностью выжигать напалмом.

1943 год. В США, Великобритании, СССР и некоторых других странах начинаются крупномасштабные работы по созданию биологического оружия (по другим источникам информации - с 1941 г.).

1972 год. Подписана Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия (вступила в силу в 1975 г.).

1973-1976 год. Большинство стран, ратифицировавших или подписавших Конвенцию, сделали заявления о полном уничтожении своих запасов биологического оружия.

1979 год. Вспышка сибирской язвы под Свердловском (ныне Екатеринбург). Погибло 64 человека. Предполагается, что причиной вспышки стала авария на предприятии, работавшим с особо опасными патогенами.

1980 год. ВОЗ объявила, что в мире уничтожена оспа (что впоследствии не подтвердилось).

1980-1988 годы. Ирак и Иран применяли биологическое оружие друг против друга (объективных доказательств нет).

1998 год. США начинают программу прививок от сибирской язвы для военнослужащих.

Итогом международного признания опасности применения на войне биологических агентов, которые не распознают ";своих"; и ";чужих";, стало появление первого международного документа, когда 17 июня 1925 года в Женеве представителями сорока восьми государств (в том числе Соединенных Штатов Америки и Японии) был подписан ";Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств"; (и по настоящее время называемый просто ";Женевский Протокол";).

Абсолютное число государств, ратифицировавших Женевский Протокол, сделали при этом оговорки, которые не исключали возможности использования биологического оружия против стран, не являющихся участниками Женевского Протокола или в качестве ответной меры.

СССР присоединился к указанному международному договору 2 декабря 1927 г. и сдал ратификационную грамоту 9 марта 1928 г. Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР № 136 от 7 марта г. по данному вопросу содержит 2 пункта, первый из них содержит положение о ратификации, второй - уполномочивает Народный Комиссариат по иностранным делам при сдаче на хранение ратификационной грамоты заявить о двух оговорках, суть которых не исключает возможности применения указанных в Женевском протоколе видов оружия против стран, не являющихся его участниками, или в порядке ответного применения. Т.е. СССР сделал те же самые оговорки, что и другие страны.

Наличие этих оговорок по сути нивелировало сущностную сторону международного соглашения и не остановило страны в развитии военно-биологического потенциала. Даже сегодня участниками Женевского протокола являются всего 134 государства.

Несостоятельность Женевского протокола как основного международного ограничителя по возможному применению биологического оружия послужила основным стимулом для разработки нового полномасштабного договора, завершившимся в 1971 году появлением Конвенции о запрещении биологического оружия. КБТО была открыта для подписания в 1972 году и вступила в силу в 1975 году, когда ее ратифицировали 22 государства-участника, в том числе СССР (Россия).

Депозитариями Конвенции являются три страны: Великобритания, США и Россия. По состоянию на конец 2008 г. к Конвенции присоединилось 162 государства.

После вступления КБТО в силу начался процесс снятия оговорок к Женевскому Протоколу. В настоящее время оговорки сняли Великобритания, Испания, Нидерланды, Канада, Франция, ЮАР и некоторые другие. США, присоединившиеся к Женевскому протоколу только в 1975 году (после ратификации КБТО), свои аналогичные оговорки до настоящего времени не сняли.

После ратификации Россией (СССР) Конвенции о запрещении биологического оружия (1975 год) оговорки к Женевскому протоколу полностью, по мнению России, утратили свое политическое и юридическое значение. Публичное заявление об отказе о части оговорок, которые касались возможности ответного использования биологического оружия, было сделано Президентом России еще в 1992 г. (Дипломатический вестник, 1992, № 13-14). Официально Россия сняла оговорки к Женевскому Протоколу Федеральным законом № 143-ФЗ от 6 декабря 2000 г.

По сравнению с Женевским протоколом КБТО, хотя и содержит более четкие положения, ограничивающие возможность использования биологического оружия, тем не менее, по своему содержанию все же больше приближается к совместному политическому заявлению стран-участников, чем к полномасштабному договору, поскольку не содержит ни конкретных положений о подходах к ее осуществлению, ни даже перечня биологических агентов, подлежащих запрету.

Именно эти обстоятельства спустя почти 20 лет после вступления Конвенции в силу привели международное сообщество к пониманию необходимости разработки мер по верификации, которые должны были бы четко определить механизм контроля за ее осуществлением.

В этих целях в 1991 г. была создана группа правительственных экспертов от стран-участников, которая в течение 2-х лет разрабатывала предложения о возможных мерах контроля. Результаты ее работы были рассмотрены на Специальной конференции государств-участников КБТО в 1994 году, на которой было принято решение об учреждении Специальной группы государств-участников Конвенции (включая Россию) с целью разработки юридически обязательного для всех государств документа (Протокола) по мерам укрепления Конвенции.

Группа должна была завершить свою работу к сроку проведения V обзорной Конференции государств-участников КБТО, которая состоялась осенью 2001 г. Но этот оптимистический прогноз не оправдался, поскольку по инициативе США государства-участники фактически отказались от рассмотрения подготовленного документа не только на этой Конференции, но и в ближайшем будущем. Если говорить о перечне биологических компонентов, которые могли бы попасть под сферу контроля, то по предварительным подсчетам он должен был бы включать несколько сотен наименований, и тенденции к его увеличению нарастали вместе с приближением завершения времени работы над Протоколом.

Причины, которые прервали разработку Протокола (помимо политической позиции США), содержатся в самом предмете регулирования, поскольку он слишком обширен и затрагивает сферы интересов государств в самых разнообразных направлениях (далее будут проанализированы).

Тем не менее КБТО является первым международным юридически обязывающим договором, в соответствии с которым государства-участники приняли обязательства полностью отказаться от целого вида ОМУ.

На сегодняшний день единственным механизмом условного контроля за выполнением Конвенции является добровольное представление государствами-участниками КБТО в ООН (в рамках согласованных мер укрепления доверия) информации о деятельности в области обращения с биопатогенами и о национальных программах по соблюдению Конвенции, что, в определенной мере, способствует созданию большей открытости и предсказуемости в данной области. Россия, начиная с 1992 года, ежегодно направляет соответствующую информацию в ООН к 15 апреля.

1.2 Обобщенная характеристика положений КБТО

Конвенция, содержащая 14 статей, по своей структуре напоминает структуру Конвенции по запрещению химического оружия, но является гораздо более «скромной» и по объему и по содержанию.

Преамбула - включает политические обязательства государств-участников действовать в целях достижения эффективного прогресса на пути всеобщего и полного разоружения, включая запреты на ликвидацию всех видов оружия массового поражения при том понимании, что данная Конвенция является первым шагом на пути запрещения не только биологического, но и химического оружия. Справочно: прогресс в отношении химического оружия намного превосходит ситуацию в сравнении с биологическим оружием, хотя история химического разоружения исчисляется с января 1993 года, когда Конвенция о запрещении этого оружия была открыта к подписанию (на конец 2008 года участниками Конвенции о запрещении химического оружия являются 184 стран).

Статья I - отражает обязательства государств-участников «никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять: 1) микробиологические или другие агенты или токсины, каково бы то ни было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей; 2) оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах». Справочно: доклады государств-участников КБТО на обзорных Конференциях и ежегодных встречах, как правило, содержат положения о приверженности выполнения этих обязательств.

Статья II - содержит обязательства уничтожить или переключить на мирные цели в срок не позже, чем через 9 месяцев после вступления Конвенции в силу, все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, относящиеся к предмету договора. Справочно: все страны, ратифицировавшие КБТО, сделали заявления об отсутствии у них запасов биологического оружия и наступательных программ по его разработке. СССР до ратификации КБТО, как и многие другие государства, проводил научные исследования, связанные с разработкой биологического оружия, но никогда его не производил, не накапливал и не хранил. Наступательная военно-биологическая программа СССР была полностью уничтожена и соответствующая информация об этом была представлена в ООН в 1992 г. Россия на сегодняшний день не располагает объектами по производству биологического оружия и ежегодно представляет в ООН сведения о деятельности биологических объектов в рамках мер укрепления доверия.

Статья III - содержит запреты на передачу биологических агентов, которые могут использоваться в качестве БО, и технологий по их производству, а также запреты по предотвращению этих действий со стороны других государств. Справочно: механизм реализации этой статьи не разработан. Некоторые контрольные меры за выполнением этой статьи осуществляются в рамках экспортной политики государств, в частности, в рамках Австралийской группы, представляющей собой неформальное международное объединение по контролю за передачами химических и биологических агентов (Россия не является членом Австралийской группы).

Статья IV - обязывает государства в соответствии со своими конституционными процедурами принять меры по реализации основных целей Конвенции. Справочно: доклады государств-участников КБТО на ежегодных встречах, как правило, содержат информацию о принятых национальных мерах по выполнению основных положений Конвенции. По состоянию на конец 2008 года 87 государств представили свои законодательные акты по осуществлению Конвенции (включая Россию) и провели презентацию своих национальных органов, контролирующих ее выполнение.

Статья V - включает положение о сотрудничестве и консультациях между странами участниками по всем вопросам, связанным с реализацией Конвенции. Справочно: механизм реализации этой статьи не разработан.

Статья VI - содержит положения о том, что если какое-то государство считает, что какое-то другое государство нарушает обязательства по Конвенции, то оно должно подать жалобу в Совет Безопасности ООН, а также сотрудничать с ООН при расследовании своей жалобы. Справочно: с момента вступления КБТО в силу, т.е. с 1975 года, каких-либо жалоб в Совет Безопасности ООН от государств-участников о нарушениях в выполнении Конвенции не поступало.

Статья VII - включает положение об обязательствах государства-участника по оказанию помощи другому участнику Конвенции, если он обратился в Совет Безопасности ООН с такой просьбой, считая, что подвергся опасности в результате нарушений Конвенции. Справочно: таких обращений в Совет Безопасности ООН до настоящего времени не поступало.

Статья VIII - включает положение о том, что положения Конвенции не должны трактоваться как изменение обязательств по Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанному в Женеве 17 июня 1925 года. Справочно: учитывая, что далеко не все участники Женевского протокола сняли свои оговорки к нему (включая США), оценивать возможность реализации положений этой статьи весьма затруднительно.

Статья IX - включает положение о том, что государство-участник данной Конвенции подтверждает необходимость запрещения химического оружия и обязуется в духе доброй воли продолжать переговоры по этому вопросу. Справочно: по сути эта статья утратила силу, поскольку Конвенция о запрещении химического оружия была разработана в 1993 году и вступила в силу в апреле 1997 года.

Статья X - содержит положения по обмену между участниками Конвенции оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании биологических агентов в мирных целях, а также об ее осуществлении без ущерба экономическому или техническому развитию участника Конвенции. Справочно: механизм реализации этой статьи не разработан.

Статья XI - включает положение о поправках, которые могут предлагаться к Конвенции. Поправки вступают в силу для каждого государства-участника, принимающего эти поправки, после принятия их большинством государств-участников Конвенции. Справочно: по состоянию на конец 2008 года в Конвенцию не внесено ни одной поправки.

Статья XII - определяет, что через 5 лет после вступления Конвенции в силу, созывается Конференция государств-участников для рассмотрения того, как действует Конвенция и как продвигается переговорный процесс по запрещению химического оружия. Справочно: обзорные Конференции об оценке эффективности КБТО проводятся каждые 5 лет, последняя (6-ая) Конференция состоялась в 2006 году.

Статья XIII - устанавливает бессрочность Конвенции, а также право на выход из Конвенции, если государство-участник решит, что связанные с содержанием Конвенции исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. Справочно: ни одно государство из Конвенции не вышло.

Статья XIV - включает положения о подписании, присоединении, ратификации и времени вступления в силу (после ратификации 22 государствами, включая страны-депозитарии).

Краткий анализ Конвенции о запрещении биологического оружия соответствует ее короткому содержанию. По объему этот договор составляет всего несколько страниц (в зависимости от шрифта от 2 до 5), что несопоставимо с Конвенцией о запрещении химического оружия, содержащей порядка 300 страниц вместе с Протоколом по мерам верификации и подробными процедурами инспекционной деятельности.

Особенностью КБТО является то, что в отличие от соглашений по ограничению и сокращению других видов вооружений, в том числе, химических и ядерных, она не содержит перечень патогенов и токсинов, подлежащих запрещению. Более того, она не запрещает какие-либо конкретные биологические агенты или токсины, которые можно использовать в качестве биологического оружия, и не устанавливает в их отношении количественных ограничений. Запрет касается лишь их использования в программах по созданию наступательных видов биологических вооружений. Документ не содержит и четкого определения «наступательного» характера подобных средств. При этом государства-участники имеют право обладать любыми запасами оружейных биологических агентов в незапрещенных Конвенцией целях, в частности, для биозащиты.

Иными словами, расплывчатые положения КБТО в этой части позволяют странам-участницам сохранить компоненты наступательных биологических программ под прикрытием использования соответствующих микробов и вирусов, а также необходимой инфраструктуры в целях, разрешенных Конвенцией. И наоборот, по сути легитимная деятельность, например, по биозащите и борьбе с последствиями биотерроризма может стать основой для обвинений в реализации незаконной программы по созданию биологического оружия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы к организационному заседанию комитета тпп рф по промышленному развитию

    Документ
    ... мерыпонераспространениюоружиямассовогоуничтожения. Мы должны четко определить интересы России в области ядерного, биологического ... положений конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия; 48 ...
  2. По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий центр стратегических исследований гражданской защиты мчс россии

    Документ
    ... ситуациях; осуществление системымерпо восстановлению нормального функционирования ... Конвенции в силу. КОНВЕНЦИЯ О ЗАПРЕЩЕНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА И НАКОПЛЕНИЯ ЗАПАСОВ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО (БИОЛОГИЧЕСКОГО) И ТОКСИЧНОГО ОРУ­ЖИЯ И ОБ ИХ УНИЧТОЖЕНИИ ...
  3. Российская Федерация активно участвует в международных усилиях по рассмотрению проблем нераспространения ОМУ и средств его доставки

    Задача
    ... существования Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО ...
  4. Российская Федерация активно участвует в международных усилиях по рассмотрению проблем нераспространения ОМУ и средств его доставки (1)

    Задача
    ... существования Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО ...
  5. Российская Федерация активно участвует в международных усилиях по рассмотрению проблем нераспространения ОМУ и средств его доставки (2)

    Задача
    ... существования Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО ...

Другие похожие документы..